В. М. Бревнова
О ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД
Работа представлена кафедрой социальной работы Омского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. А. Маврина
В статье описаны результаты социально-педагогического исследования с целью выявления уровня фактического приспособления (адаптированности) к самостоятельной жизни выпускников (2005-06 гг.) детских домов города Омска. По результатам диагностики выявлен (описан) круг проблем данной категории детей. Статья отражает констатирующий этап опытно-экспериментальной части научно-исследовательской работы.
The article presents the results of the social and pedagogical research aiming to determine the level of factual adaptation of the Omsk orphan's house graduates to real life. According to the results of the diagnostics, the author identifies the list of the children's problems. The article reflects the ascertained final stage of the experimental part of the research.
В настоящее время в деятельности органов управления, различных учреждений и общественных организаций социальной направленности все больше внимания уделяется проблеме постинтернатной адаптации. Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических иссле-
дованиях М. И. Буянова, И. А. Залыгиной, А. И. Захарова, Е. М. Рыбинского, Г. В. Семья, Е. О. Смирновой и др. Исследования Н. И. Лисиной, В. С.Мухиной, Е. В. Некрасова, А. М. Прихожан, Т. И. Юферевой, показывают наличие серьезных проблем в процессе социализации, адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни.
25 1
Научные исследования в данной области, описанный опыт социальных работников, педагогов, психологов свидетельствуют о больших трудностях в работе с выпускниками государственных сиротских учреждений.
В Омской области отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей, нуждающихся в помощи государства. На сегодняшний день в Омской области функционируют 19 детских домов, в которых находятся 2000 детей, на территории города Омска - 6 детских домов, и в них проживают около 700 детей-сирот.
В особенно тяжелом положении находятся многие выпускники детских домов: выпускницы (до 75%) по различным причинам вынуждены отказываться от своих детей, тем самым пополняя детские дома вторым поколением детей, воспитывающихся вне семьи, выпускники (юноши, до 40%) попадают в места лишения свободы. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, следует, что 10% кончают жизнь самоубийством, 40% - попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становятся преступниками и лишь 10% - нормально адаптируются в обществе1.
Сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи (нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, преобладание материальных благ над духовными и т. д.), затрудняют формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия, интеграции в социуме. Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания и другие особенно-
сти воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.
Нами было проведено социально-педагогическое исследование с целью выявления уровня фактического приспособления (адаптированности) к самостоятельной жизни выпускников детских домов г. Омска (2005 и 2006 гг.). В диагностический пакет, цель которого - выявить уровень социально-педагогической адаптации выпускников детского дома, вошли следующие методики: шкала самооценки личности, методика изучения потребности в общении и потребности достижения, методика изучения профессиональных намерений старшеклассников, методика выявления уровня тревожности у подростков, анкета социальной адаптации. В исследовании участвовали выпускники детских домов № 1, 4, 5, 6, 7, 10 города Омска 2005-2006 гг. выпуска, всего 75 выпускников.
Ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения, составляют основу его самооценки. Базой самооценки является система личностных смыслов и принятая человеком система ценностей. У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается деформация системы ценностных ориентаций. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки подростка. У большинства выпускников (64%) уровень самооценки адекватный, а неадекватный (завышенный или заниженный) - у 36% детей.
Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка личности создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей опреде-
ленного уровня, т. е. уровня ее притязаний. Уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям человека и неадекватным (заниженным, завышенным). По количественным результатам диагностики уровня притязаний выпускников детского дома можно сказать, что неадекватность уровня притязаний отмечается -у 53% детей, у остальных 47% выпускников показатели данного уровня в норме.
Внутренне относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности есть потребность в достижениях, которая является одним из важнейших факторов, определяющих мотивацию достижения, т. е. поведение человека, направленное на достижение успехов в жизни. Количественные данные методики «Изучение потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД)» показывают низкий и ниже среднего уровень сформированное™ этих качеств: ПД ниже среднего - 21%, низкий - 35%; ПО ниже среднего - 16 %, низкий - 80%.
Потребность в достижениях зависит от уровня сформированное™ самооценки и притязания. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на соотношении реального и идеального представлений о себе и становится для человека потребностью.
Можно выделить основные причины столь низких показателей.
1. Несформированность адекватной, позитивной, бесконфликтной самооценки и уровня притязаний, адекватного возможностям ребенка.
2. Оценка окружающих характеризуется как негативно-субъективная. Многие родители выступают против дружбы детей, воспитывающихся в семье, и детей из детского дома.
3. Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от дру-
гих детей, посидеть в одиночестве, когда идет внутренняя работа и формируется са-мосознание. Переизбыток общения ведет к низкому уровню сформированное™ потребности в общении.
Профориентационная работа должна быть направлена на формирование психологической готовности воспитанников дет -ского дома к трудовой деятельности. При этом выбору будущей профессии должно уделяться особое внимание. Чаще всего вопросами их профессиональной ориентации занимаются воспитатели, социальные педагоги, психологи, особенно в выпускных классах. Прежде всего обращают внимание на наличие у воспитанников определенных трудовых установок, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. В подростковом возрасте отмечается снижение интереса к учебе и ориентация на внеучебную деятельность.
Анализ результатов анкетирования по выявлению степени профессиональной готовности выпускников детских домов показал высокий уровень их готовности к выбору профессии. Выпускники точно указывают: учебное заведение, где бы они хотели учиться, его местонахождение, название факультета (отделения), специальность, сроки обучения. Многие были на экскурсии в этом учебном заведении. Определились с выбором в профессии 91% выпускников, 9% не определились. Реальность такова, что выпускники детских домов при выборе профессии ориентируются на наличие общежития (отсутствие своего жилья) в учебном заведении, поэтому выбор предлагаемых профессий скуден и не всегда совпадает с желанием ребенка.
О результатах профессиональной готовности выпускников в момент выбора профессии судить рано. Фактически (если судить по результатам анкеты) выпускники готовы к трудовой деятельности и профессиональному обучению, но справятся ли
они с трудностями в самостоятельной жизни, ответить сложно. Иждивенческие наклонности личности, нелюбовь к труду и многие сопутствующие факторы могут затруднять их профессиональную деятельность.
Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, - это состояние тревожности. Вопрос о причинах тревожности открыт; в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы, точнее, слабость нервных процессов), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. У воспитанников детского дома ситуация осложнена отсутствием детско-родительс-ких отношений и в целом семейных взаимоотношений.
Тревожность, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты депривационного синдрома. Последствия материнской депривации носят самый тяжелый характер. Лишенные полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными, тревожными. Неумение общаться со взрослыми усугубляется психической и эмоциональной деприва-цией, связанной с особенностями условий воспитания в детском доме.
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрица-тельное влияние. Особого внимания требуют прежде всего воспитанники с высоким (19%) и очень высоким уровнем (5%) общей тревожности, несколько повышенный уровень тревожности у 25% детей, у половины из них уровень тревожности в норме. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием воспитанника в значимых областях деятельности и общения, либо существует параллельно на
первый взгляд благополучному положению ребенка, являясь следствием определенных, скрытых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.
Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточной неуверенностью в себе. Подобное противоречие заставляет человека постоянно добиваться успеха, однако выпускники детских домов не могут правильно оценить успех или неудачу, переживая чувство неудовлетворенности собой. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении.
Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения, и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Эффективность социальной адаптации позволяет отследить анкета выявления социальной адаптации. Результат диагностики свидетельствует о том, что половина выпускников имеют средний уровень (49%), 17% - проблемный уровень социальной адаптации, а у 9% - дезадаптация и лишь 24% имеют высокий уровень социальной адаптации. Низкий показатель является следствием того, что дети находятся в определенных условиях, которые не дают им приобрести те необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие впоследствии успешную адаптацию к самостоятельной жизни.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, характер общения с окружающими, его личные успехи, набор определенных знаний, умений, навыков, а они, в свою очередь, обеспечивают успешную адаптацию. Социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособленность их к соответствующим правилам, системе
норм и ценностей. Дезадаптация влечет за собой ряд проблем: физиологических, психологических, а также затруднения в процессе обучения, нарушение жизненной перспективы. Можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом их ресоциализации
На основании результатов социальной и психолого-педагогичесой диагностики можно выделить ряд наиболее острых социальных, оциально-педагогических и психологических проблем, затрудняющих процесс адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни: проблемы в сфере межличностных отношений, неготовность к взаимодействию с социумом; отсутствие ясного представления о самостоятельной жизни, инфантилизм, неспособность предвидеть последствия своих поступков; отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков; неумение заполнить свое свободное время социально-приемлемым досугом; недостаточность сформированное™ самоконтроля и самодисциплины .
Таким образом, уровень готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни недостаточен (неадекватность уровня самооценки и уровня притязаний, низкий показатель сформированно-сти потребности в общении и достижении, повышен уровень общей тревожности и проблемной адаптации) для полноценной адаптации их в социуме. Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Несмотря на то что общество заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.
Все эти негативные внешние и внутренние факторы препятствуют успешной адаптации и интеграции выпускников детских домов в постинтернатный период.
Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечений, веселья, в ней отсутствует внешний контроль. Инфантильность, социально-психологическая незрелость выпускников влекут за собой массу проблем в самостоятельной жизни. Беззаботная жизнь «на всем готовом», изолированность от проблем повседневной жизни культивируют у детей коммуникативную беспомощность, потребительское отношение, неадекватность самооценки, неумение организовать себя, свой быт, свой досуг. Стоит отметить, что для успешной социальной интеграции воспитанников государственных образовательных учреждений в общество необходима разработка четкого механизма подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни, а также алгоритма их постинтернатного сопровождения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 12.