Научная статья на тему 'Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни'

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7742
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / ДЕТСКИЙ ДОМ / ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО ДОМА / ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ / РЕБЕНОК / ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ORPHANHOOD / ORPHANAGE / ORPHAN / LEAVER / PREPARATION FOR INDEPENDENT LIFE / DEPRIVED CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горнова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, поскольку, как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в данном направлении, выпускники государственных учреждений являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горнова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing orphans for independent life

The article is dedicated to the problem of adaptation of both orphans and children deprived of parents' care, who are kept by the state child welfare. According to the analysis of some psychological and pedagogic material as well as personal work experience in the given field of research, the leavers of the state child welfare institutions are the most vulnerable category of children at their adulthood; those who to be socially unadjusted and professionally disorientated, as well as unable to realize themselves in the modern society

Текст научной работы на тему «Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни»

ческих данных о функционировании института социального обслуживания людей с инвалидностью.

Библиографический список

1. Ткаченко В.С. Общество и проблемы инвалидности: Монография. - Ставрополь: Сервис-школа, 2006. - 296 с.

2. Хомуха В.И. Институциональные детерминанты трансформации социальной структуры регионального сообщества: Дис. ... канд. соци-ол. наук. - Ставрополь, 2006. - 157 с.

3. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003. - 340 с.

УДК 37

Горнова Татьяна Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, поскольку, как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в данном направлении, выпускники государственных учреждений являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме.

Ключевые слова: сиротство, детский дом, воспитанник детского дома, выпускники детского дома, подготовка к самостоятельной жизни, ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Постоянное увеличение числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попече. ния родителей, актуализирует внимание общества на проблемах их развития и адаптации. За последнее столетие Россия переживает уже третью волну сиротства. На сегодняшний день характерно его расширение из-за ухудшения жизни российской семьи, роста числа разводов, рождения детей вне брака, падения нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до вытеснения их за пределы семейного круга.

Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.) определяются следующие категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под

стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, и в иных случаях в установленном законом порядке.

Заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, берет на себя государство. Система воспитания в государственных учреждениях имеет ряд особенностей, которые могут быть определены следующим образом: высокая степень регламентированности и монотонности образа жизни; постоянное вынужденное пребывание ребенка в коллективе сверстников, отсутствие личной территории; частая сменяемость воспитателей, значительное их количество, отсутствие доверительного, близкого, дружеского общения с одним взрослым человеком; примитивность контактов со взрослыми, ограничивающаяся задачами овладения бытовыми навыками, контролем за соблюдением формальных правил общежития; стихийное формирование чувства «Мы», групповой эгоцентризм.

Вышеперечисленные особенности представляют собой значительные трудности для социальной адаптации сирот данной категории.

Так, Т.А. Иванова [3] выделяет следующие трудности социализации детей-сирот: 1) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе от-

печаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства -утрате базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 2) отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей; 3) опыт семейного воспитания, как правило, носит негативный асоциальный характер; 4) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений, формируя особую ролевую позицию сироты; 5) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль.

Негативный эффект влияния на ребенка этих факторов усиливается из-за полученных психологических травм вследствие потери родителей или лишения их родительских прав.

Таким образом, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях.

Ряд авторов (И.А. Залысина, Э.А. Минкова, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.О. Смирнова, Е.А. Стреблева, Н.Н. Толстых, Н.Г. Травникова, Т. А. Шилова, Т.И. Шульга и др.) среди наиболее серьезных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации; потребительское отношение к материальным ценностям и людям; неадекватность самооценки и т.п. Как правило, такие дети не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, испытывают трудности саморегуляции поведения [4].

По мнению Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан и др. эта категория граждан является наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме.

Как показывает анализ психолого-педагоги-ческой литературы (И.А. Бобылева, В.И. Горовая,

Н.А.Зотова, О.В. Петрушенко, Г.В. Семья и др.) и собственный опыт взаимодействия с выпускниками детских домов, наиболее ярко эти особенности проявляются в период самостоятельного проживания, на эту незащищенность влияют следующие характеристики выпускников: неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки, повышенный уровень виктим-ности, рецептивные ориентации в поведении [4].

К вышеперечисленному С.А. Левин добавляет: отчужденность от мира взрослых, негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе, неспособность к самоутверждению в труде - привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе, неспособность к планированию своей работы и жизни в целом, инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание -равнодушие к себе и своей судьбе [5].

Как показывают результаты Федерального мониторинга жизнеустройства выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди проблем выпускников: ведут иждивенческий образ жизни (нигде не работают и не учатся) в первый год 17,8%, «от случая к случаю» - 42,5% выпускников; страдают от алкогольной зависимости - 27,9%, часто употребляют алкоголь - 52,2%; совершают правонарушения в первый год 20,7%; оказываются вовлеченными в преступную деятельность до 39,8% выпускников; более 8% бывших воспитанников детских домов становятся безработными [4].

Все вышесказанное свидетельствует о том, что большое количество выпускников государственных учреждений, испытывающих трудности в самостоятельной жизни нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов, это в свою очередь свидетельствует о необходимости подготовки их к самостоятельной жизни.

Под подготовкой мы понимаем поэтапную деятельность квалифицированных специалистов, включающую диагностику будущих выпускников, их обучение, вооружение необходимыми знаниями для успешного самостоятельного проживания

после выпуска из детского дома, и их дальнейшее сопровождение при возникновении проблем [2].

Как показывают результаты исследования (Г.В. Семья) будущие выпускники должны обладать следующими навыками, необходимыми для самостоятельной жизни. Навыки ухода за собой. Эти навыки связаны с телом и одеждой. Знать, что для тебя полезно. Знать, как ты должен ухаживать за собой, чтобы производить на других адекватное или даже приятное впечатление; навыки ведения повседневной жизни. Эти навыки необходимы для того, чтобы без всяких проблем повседневно функционировать в обществе. Примерами являются: умение общаться с представителями различных инстанций; знание правил оказания первой помощи и т.п.; навыки общения, как в семье, так и с соседями и людьми вне дома. К этим навыкам относятся формы общения и уверенности в себе; умение проявлять дружбу и любовь; навыки проведения свободного времени, умение собирать информацию о всевозможных мероприятиях по проведению свободного времени; навыки обучения и трудовые навыки, которые связаны с поиском обучения и добровольной работы. Вот некоторые из них: узнавать информацию о возможностях обучения и трудоустройства; умение слушать и задавать вопросы; умение разделять критику на работе и критику к себе лично; умение обращаться в бюро по трудоустройству и т.п. [4].

С целью привития и научения воспитанников социальным навыкам, их социальной адаптации и реабилитации в условиях детского дома должен реализовываться комплекс специально разработанных занятий. Так, на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, нами была разработана и внедрена программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Разработанная нами программа построена таким образом, чтобы ребенок - воспитанник детского дома в процессе обучения по данной программе получил как теоретические, так и практические представления и навыки самостоятельного проживания в постинтернатный период.

В основу программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни были положены следующие принципы:

1. Принцип научности. Программа базируется на определенных психологических и педагоги-

ческих положениях, материалах передовой практики по воспитанию детей-сирот.

2. Принцип адресности. Программа ориентирует педагогов на работу с будущими выпускниками, которые выпускаются из детского дома как после окончания девятого класса общеобразовательной школы, так и после окончания десятого и одиннадцатого классов, что обуславливает специфику работы с воспитанниками.

3. Принцип интеграции. Данная программа естественно интегрируется в целостный педагогический процесс, предполагается использование различных форм и методов работы и взаимосвязь этапов работы.

4. Принцип учета возрастных особенностей воспитанников.

Реализованная программа подготовки воспитанников состоит из трех этапов:

1. Диагностического.

2. Обучающего.

3. Коррекционно-развивающего [2].

Целью диагностического этапа является получение объективной информации о ребенке - воспитаннике детского дома. Содержание раздела представляет несомненную важность и необходимость, поскольку позволяет собрать наиболее полную информацию о будущем выпускнике детского дома, по результатам диагностики скорректировать программу подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Его задачи: диагностика актуального уровня готовности ребенка к самостоятельному проживанию после выпуска из детского дома, уровня сформированности умений, необходимых в по-стинтернатный период, определение проблемной области.

Диагностический этап включает следующие разделы:

1. Психологическое обследование, включающее углубленное обследование актуального уровня развития воспитанников; интеллектуальной сферы; коммуникативных навыков; профессионального самоопределения; ценностных ориентации; отношений к себе, сверстникам и взрослым; характерологических особенностей; социально-психологической адаптированности; опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует будущий выпускник.

2. Социально-педагогическое обследование, включающее анализ взаимоотношений с кровны-

ми родственниками, успеваемости, навыков самообслуживания.

3. Медицинское обследование, включающее обследование состояния здоровья, в том числе выявление хронических заболеваний, которые могут негативно отразиться на будущей самостоятельной жизни воспитанника детского дома.

Целью второго - обучающего этапа данной программы - является формирование у воспитанников знаний и умений, необходимых в период самостоятельного проживания после выпуска из детского дома.

Задачи обучающего этапа: ознакомить с проблемами, которые могут возникнуть после выпуска из детского дома; вооружить будущих выпускников знаниями, умениями, необходимыми для самостоятельного проживания; научить воспитанников обращаться к специалистам в постинтернат-ный период, в случае возникновения трудностей.

Содержание программы реализуется в следующих направлениях: культура поведения и азбука общения; жилище, одежда, обувь, питание; транспорт, торговля, связь; личная гигиена, здоровье, безопасность и защита человека в экстремальных учреждениях; подготовка к семейной жизни, включающее раздел «Школа будущего родителя»; учреждения и организации; жизненное и профессиональное самоопределение; полезная экономика; Ты и закон.

Содержанием подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является: информационно-образовательный компонент, практический компонент, коррекционный компонент.

Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение воспитанников знаниями, касающихся вопросов самостоятельного проживания после выпуска из детского дома, который осуществляется через: консультации, практические (индивидуальные и групповые) занятия, тренинги.

Информационно-образовательный компонент реализуется через систему индивидуальных и групповых занятий, посредством лекций, консультаций специалистов (как в детском доме, так и в учреждениях, имеющих непосредственное отношение к выпускникам детского дома, например, Центр занятости населения).

Практический компонент в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни реализуется через систему групповых и индивидуальных занятий, которые предполагают активное участие будущих выпускников в ролевых играх, анализе жизненных ситуаций, дискуссиях. Часть предлагаемого для изучения материала включено в повседневные мероприятия в детском доме - уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию уверенности у будущих выпускников в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству со специалистами организаций, имеющих непосредственное отношение к постинтернатному сопровождению.

Принимая во внимание специфику воспитанников детского дома по отношению к окружающим, к себе, наличием у них рядом особенностей, вызванных пребыванием в государственном учреждении и присутствие определенных установок, которые могут оказать негативное влияние на успешное включение в социум, в содержание программы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, был включен коррекционный компонент, таким образом, всех выпускников детских домов можно условно разделить на две группы: имеющие диагноз ЗПР и имеющие развитие в норме. Выпускники, не имеющие диагноза ЗПР адаптируются в социуме успешнее, что объясняет специфику на данном этапе подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме того, при подготовке учитывается тот

Таблица1

Показатели жизнеустройства выпускников Ченцовского детского дома (с 1997 по 2009 г.; в %)

Получили образование Учатся на данный момент Служба в армии

в вузах 5,7 11,4

в техникумах 17,1

в колледжах 8,5

в лицеях 34,2 14,3

вПУ 5,7

проходят службу в настоящее время 11,4

отслужили в армии 5,7

Таблица 2

Показатели успешности выпускников Ченцовского детского дома (с 1997 по 2009 г.; в %)

Создали семьи 25,8

Воспитывают детей 20

Имеют постоянное место работы 91,2

Быстро адаптировались к новым условиям 97,1

Способны самостоятельно принимать решения 97,1

Г отовы обращаться за помощью к специалистам 97,1

Находятся в «группе риска» 8,8

факт, что часть выпускников попадают в детский дом в подростковом возрасте, не только из других учреждений, но и из семьи (как кровной, так и замещающей). С воспитанниками данной категории в условиях детского дома организуются и проводятся занятия с учетом их опыта жизненных коллизий и возраста.

Результаты работы по данной программе в Чен-цовском детском доме Костромской области отражены в основных показателях жизнеустройства выпускников, представленных в таблицах 1, 2.

Таким образом, наши наблюдения позволяют утверждать, что выпускники, которые прошли через систему подготовки к самостоятельной жизни, более успешны, чем те, кто данную систему подготовки не имели.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы успешной адаптации выпускников интернатных учреждений: Матер. междунар. конференции 29-30 марта 2007 г.,

(Солигорск, Минская обл.) / сост. И.Т. Баранова, О.В. Чурсина. - Минск, 2008. - 172 с.

2. ЗахароваЖ.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. -Кострома, 2009. - 428 с.

3. ОлиференкоЛ.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002. - 256 с.

4. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.

5. СемьяГ.В., Левин С.А., Панов А.И. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 1999 - 140 с.

6. СтрельцоваМ.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.