ческих данных о функционировании института социального обслуживания людей с инвалидностью.
Библиографический список
1. Ткаченко В.С. Общество и проблемы инвалидности: Монография. - Ставрополь: Сервис-школа, 2006. - 296 с.
2. Хомуха В.И. Институциональные детерминанты трансформации социальной структуры регионального сообщества: Дис. ... канд. соци-ол. наук. - Ставрополь, 2006. - 157 с.
3. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003. - 340 с.
УДК 37
Горнова Татьяна Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, поскольку, как показывает анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в данном направлении, выпускники государственных учреждений являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме.
Ключевые слова: сиротство, детский дом, воспитанник детского дома, выпускники детского дома, подготовка к самостоятельной жизни, ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Постоянное увеличение числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попече. ния родителей, актуализирует внимание общества на проблемах их развития и адаптации. За последнее столетие Россия переживает уже третью волну сиротства. На сегодняшний день характерно его расширение из-за ухудшения жизни российской семьи, роста числа разводов, рождения детей вне брака, падения нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до вытеснения их за пределы семейного круга.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.) определяются следующие категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под
стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, и в иных случаях в установленном законом порядке.
Заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, берет на себя государство. Система воспитания в государственных учреждениях имеет ряд особенностей, которые могут быть определены следующим образом: высокая степень регламентированности и монотонности образа жизни; постоянное вынужденное пребывание ребенка в коллективе сверстников, отсутствие личной территории; частая сменяемость воспитателей, значительное их количество, отсутствие доверительного, близкого, дружеского общения с одним взрослым человеком; примитивность контактов со взрослыми, ограничивающаяся задачами овладения бытовыми навыками, контролем за соблюдением формальных правил общежития; стихийное формирование чувства «Мы», групповой эгоцентризм.
Вышеперечисленные особенности представляют собой значительные трудности для социальной адаптации сирот данной категории.
Так, Т.А. Иванова [3] выделяет следующие трудности социализации детей-сирот: 1) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе от-
печаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства -утрате базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 2) отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей; 3) опыт семейного воспитания, как правило, носит негативный асоциальный характер; 4) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений, формируя особую ролевую позицию сироты; 5) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль.
Негативный эффект влияния на ребенка этих факторов усиливается из-за полученных психологических травм вследствие потери родителей или лишения их родительских прав.
Таким образом, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях.
Ряд авторов (И.А. Залысина, Э.А. Минкова, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.О. Смирнова, Е.А. Стреблева, Н.Н. Толстых, Н.Г. Травникова, Т. А. Шилова, Т.И. Шульга и др.) среди наиболее серьезных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации; потребительское отношение к материальным ценностям и людям; неадекватность самооценки и т.п. Как правило, такие дети не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, испытывают трудности саморегуляции поведения [4].
По мнению Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан и др. эта категория граждан является наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, оказываются социально дезадаптированными в профессиональном выборе, самореализации в социуме.
Как показывает анализ психолого-педагоги-ческой литературы (И.А. Бобылева, В.И. Горовая,
Н.А.Зотова, О.В. Петрушенко, Г.В. Семья и др.) и собственный опыт взаимодействия с выпускниками детских домов, наиболее ярко эти особенности проявляются в период самостоятельного проживания, на эту незащищенность влияют следующие характеристики выпускников: неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки, повышенный уровень виктим-ности, рецептивные ориентации в поведении [4].
К вышеперечисленному С.А. Левин добавляет: отчужденность от мира взрослых, негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе, неспособность к самоутверждению в труде - привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе, неспособность к планированию своей работы и жизни в целом, инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание -равнодушие к себе и своей судьбе [5].
Как показывают результаты Федерального мониторинга жизнеустройства выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди проблем выпускников: ведут иждивенческий образ жизни (нигде не работают и не учатся) в первый год 17,8%, «от случая к случаю» - 42,5% выпускников; страдают от алкогольной зависимости - 27,9%, часто употребляют алкоголь - 52,2%; совершают правонарушения в первый год 20,7%; оказываются вовлеченными в преступную деятельность до 39,8% выпускников; более 8% бывших воспитанников детских домов становятся безработными [4].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что большое количество выпускников государственных учреждений, испытывающих трудности в самостоятельной жизни нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов, это в свою очередь свидетельствует о необходимости подготовки их к самостоятельной жизни.
Под подготовкой мы понимаем поэтапную деятельность квалифицированных специалистов, включающую диагностику будущих выпускников, их обучение, вооружение необходимыми знаниями для успешного самостоятельного проживания
после выпуска из детского дома, и их дальнейшее сопровождение при возникновении проблем [2].
Как показывают результаты исследования (Г.В. Семья) будущие выпускники должны обладать следующими навыками, необходимыми для самостоятельной жизни. Навыки ухода за собой. Эти навыки связаны с телом и одеждой. Знать, что для тебя полезно. Знать, как ты должен ухаживать за собой, чтобы производить на других адекватное или даже приятное впечатление; навыки ведения повседневной жизни. Эти навыки необходимы для того, чтобы без всяких проблем повседневно функционировать в обществе. Примерами являются: умение общаться с представителями различных инстанций; знание правил оказания первой помощи и т.п.; навыки общения, как в семье, так и с соседями и людьми вне дома. К этим навыкам относятся формы общения и уверенности в себе; умение проявлять дружбу и любовь; навыки проведения свободного времени, умение собирать информацию о всевозможных мероприятиях по проведению свободного времени; навыки обучения и трудовые навыки, которые связаны с поиском обучения и добровольной работы. Вот некоторые из них: узнавать информацию о возможностях обучения и трудоустройства; умение слушать и задавать вопросы; умение разделять критику на работе и критику к себе лично; умение обращаться в бюро по трудоустройству и т.п. [4].
С целью привития и научения воспитанников социальным навыкам, их социальной адаптации и реабилитации в условиях детского дома должен реализовываться комплекс специально разработанных занятий. Так, на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, нами была разработана и внедрена программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Разработанная нами программа построена таким образом, чтобы ребенок - воспитанник детского дома в процессе обучения по данной программе получил как теоретические, так и практические представления и навыки самостоятельного проживания в постинтернатный период.
В основу программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни были положены следующие принципы:
1. Принцип научности. Программа базируется на определенных психологических и педагоги-
ческих положениях, материалах передовой практики по воспитанию детей-сирот.
2. Принцип адресности. Программа ориентирует педагогов на работу с будущими выпускниками, которые выпускаются из детского дома как после окончания девятого класса общеобразовательной школы, так и после окончания десятого и одиннадцатого классов, что обуславливает специфику работы с воспитанниками.
3. Принцип интеграции. Данная программа естественно интегрируется в целостный педагогический процесс, предполагается использование различных форм и методов работы и взаимосвязь этапов работы.
4. Принцип учета возрастных особенностей воспитанников.
Реализованная программа подготовки воспитанников состоит из трех этапов:
1. Диагностического.
2. Обучающего.
3. Коррекционно-развивающего [2].
Целью диагностического этапа является получение объективной информации о ребенке - воспитаннике детского дома. Содержание раздела представляет несомненную важность и необходимость, поскольку позволяет собрать наиболее полную информацию о будущем выпускнике детского дома, по результатам диагностики скорректировать программу подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Его задачи: диагностика актуального уровня готовности ребенка к самостоятельному проживанию после выпуска из детского дома, уровня сформированности умений, необходимых в по-стинтернатный период, определение проблемной области.
Диагностический этап включает следующие разделы:
1. Психологическое обследование, включающее углубленное обследование актуального уровня развития воспитанников; интеллектуальной сферы; коммуникативных навыков; профессионального самоопределения; ценностных ориентации; отношений к себе, сверстникам и взрослым; характерологических особенностей; социально-психологической адаптированности; опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует будущий выпускник.
2. Социально-педагогическое обследование, включающее анализ взаимоотношений с кровны-
ми родственниками, успеваемости, навыков самообслуживания.
3. Медицинское обследование, включающее обследование состояния здоровья, в том числе выявление хронических заболеваний, которые могут негативно отразиться на будущей самостоятельной жизни воспитанника детского дома.
Целью второго - обучающего этапа данной программы - является формирование у воспитанников знаний и умений, необходимых в период самостоятельного проживания после выпуска из детского дома.
Задачи обучающего этапа: ознакомить с проблемами, которые могут возникнуть после выпуска из детского дома; вооружить будущих выпускников знаниями, умениями, необходимыми для самостоятельного проживания; научить воспитанников обращаться к специалистам в постинтернат-ный период, в случае возникновения трудностей.
Содержание программы реализуется в следующих направлениях: культура поведения и азбука общения; жилище, одежда, обувь, питание; транспорт, торговля, связь; личная гигиена, здоровье, безопасность и защита человека в экстремальных учреждениях; подготовка к семейной жизни, включающее раздел «Школа будущего родителя»; учреждения и организации; жизненное и профессиональное самоопределение; полезная экономика; Ты и закон.
Содержанием подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является: информационно-образовательный компонент, практический компонент, коррекционный компонент.
Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение воспитанников знаниями, касающихся вопросов самостоятельного проживания после выпуска из детского дома, который осуществляется через: консультации, практические (индивидуальные и групповые) занятия, тренинги.
Информационно-образовательный компонент реализуется через систему индивидуальных и групповых занятий, посредством лекций, консультаций специалистов (как в детском доме, так и в учреждениях, имеющих непосредственное отношение к выпускникам детского дома, например, Центр занятости населения).
Практический компонент в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни реализуется через систему групповых и индивидуальных занятий, которые предполагают активное участие будущих выпускников в ролевых играх, анализе жизненных ситуаций, дискуссиях. Часть предлагаемого для изучения материала включено в повседневные мероприятия в детском доме - уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию уверенности у будущих выпускников в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству со специалистами организаций, имеющих непосредственное отношение к постинтернатному сопровождению.
Принимая во внимание специфику воспитанников детского дома по отношению к окружающим, к себе, наличием у них рядом особенностей, вызванных пребыванием в государственном учреждении и присутствие определенных установок, которые могут оказать негативное влияние на успешное включение в социум, в содержание программы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, был включен коррекционный компонент, таким образом, всех выпускников детских домов можно условно разделить на две группы: имеющие диагноз ЗПР и имеющие развитие в норме. Выпускники, не имеющие диагноза ЗПР адаптируются в социуме успешнее, что объясняет специфику на данном этапе подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме того, при подготовке учитывается тот
Таблица1
Показатели жизнеустройства выпускников Ченцовского детского дома (с 1997 по 2009 г.; в %)
Получили образование Учатся на данный момент Служба в армии
в вузах 5,7 11,4
в техникумах 17,1
в колледжах 8,5
в лицеях 34,2 14,3
вПУ 5,7
проходят службу в настоящее время 11,4
отслужили в армии 5,7
Таблица 2
Показатели успешности выпускников Ченцовского детского дома (с 1997 по 2009 г.; в %)
Создали семьи 25,8
Воспитывают детей 20
Имеют постоянное место работы 91,2
Быстро адаптировались к новым условиям 97,1
Способны самостоятельно принимать решения 97,1
Г отовы обращаться за помощью к специалистам 97,1
Находятся в «группе риска» 8,8
факт, что часть выпускников попадают в детский дом в подростковом возрасте, не только из других учреждений, но и из семьи (как кровной, так и замещающей). С воспитанниками данной категории в условиях детского дома организуются и проводятся занятия с учетом их опыта жизненных коллизий и возраста.
Результаты работы по данной программе в Чен-цовском детском доме Костромской области отражены в основных показателях жизнеустройства выпускников, представленных в таблицах 1, 2.
Таким образом, наши наблюдения позволяют утверждать, что выпускники, которые прошли через систему подготовки к самостоятельной жизни, более успешны, чем те, кто данную систему подготовки не имели.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы успешной адаптации выпускников интернатных учреждений: Матер. междунар. конференции 29-30 марта 2007 г.,
(Солигорск, Минская обл.) / сост. И.Т. Баранова, О.В. Чурсина. - Минск, 2008. - 172 с.
2. ЗахароваЖ.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. -Кострома, 2009. - 428 с.
3. ОлиференкоЛ.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002. - 256 с.
4. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.
5. СемьяГ.В., Левин С.А., Панов А.И. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 1999 - 140 с.
6. СтрельцоваМ.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 164 с.