Научная статья на тему 'Постинтернатная социальная адаптация выпускников детских домов в условиях дома юношества'

Постинтернатная социальная адаптация выпускников детских домов в условиях дома юношества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАЛАР үЙіНің ТүЛЕГі / ТәРБИЕЛЕНУШіЛЕРДің ЖАСТЫқ КЕЗДің үЙіНің / ПОСТИНТЕРНАТТЫқ КөМЕК / СОЦИУМ / SOCIETY / әЛЕУМЕТТіК БЕЙіМДЕЛУ / ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО ДОМА / ВОСПИТАННИКА ДОМА ЮНОШЕСТВА / A GRADUATE OF A CHILDREN S HOME / PUPILS OF THE YOUTH HOUSE / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / POSTINTERNATNOE SUPPORT / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / WHICH WILL BUY IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE ABILITY TO BUILD YOUR OWN VERSION OF LIFE / GIVES ADDITIONAL OPPORTUNITIES TO IMPROVE PROFESSIONALISM IN THE SOCIOPEDAGOGICAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Науменко Т.Ю.

Статья посвящена одной из ключевых проблем постинтернатной социальной адаптации выпускников детских домов. Нацелена на формирование личности, которая приобретет в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, дает дополнительные возможности для повышения профессионализма в социально-педагогической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Науменко Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphans’ social adaptation in the House of Youth

Мақала бір балалар үйі түлегінің постинтернаттық әлеу-меттік бейімделуінің бұлақты мәселелеріне арналған. Өзінің өмір нұсқасын өздігімен құруға қабілеттілігін даму процесін-де тұлғаны қалыптастыруына мақсатқа бағытталған әлеу-меттік-педагогикалық салада кәсібін арттыру үшін қосымша мүмкіндік береді.

Текст научной работы на тему «Постинтернатная социальная адаптация выпускников детских домов в условиях дома юношества»

DU

g

рз О

È

в s

DC

Науменко Т.Ю.

ГУ «Рудненский дом юношества»

Щ

i о с о

I-

2

I

о с

DC £

О

о да

Нег1зг1 свздер: балалар уйшц тулегг, тэрбиеле-нуштердщ жастыц кездщ уйшц, постинтернаттыц квмек, социум, элеуметтж бешмделу.

Ключевые слова: выпускник детского дома, воспитанников дом юношества, постинтернатное сопровождение, социум, социальная адаптация.

Keywords: a graduate of a children's home, pupils of the youth house, postinternatnoe support, society, social adaptation.

H

<

ПОСТИНТЕРНАТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В УСЛОВИЯХ ДОМА ЮНОШЕСТВА

Ацдатпа:

Макала 6ip балалар y^ тYлеriнщ постинтернаттык элеу-метлк бешмделушщ б^лакты мэселелерше арналган. взшщ eMÎp н^скасын eздiгiмен куруга ка6iлеттiлiгiн даму процесш-де т^лганы калыптастыруына максатка багытталган элеу-меттiк-педагогикалык салада кэсi6iн арттыру Yшiн косымша мYмкiндiк 6ередi.

Аннотация:

Статья посвящена одной из ключевых проблем постинтернатной социальной адаптации выпускников детских домов. Нацелена на формирование личности, которая приобретет в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, дает дополнительные возможности для повышения профессионализма в социально-педагогической сфере.

Annotation:

Thearticleisdevotedtooneofthekeyproblemspostinternati onalsocialadaptationofthegraduatesoforphanages. Aimedatthe formation of the personality, which will buy in the process of developing the ability to build your own version of life, gives additional opportunities to improve professionalism in the socio-pedagogical sphere

В условиях рыночной экономики острой становится проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Как правило, они трудно адаптируются в непривычных условиях, зачастую быстро «ломаются» при первых же столкновениях со сложностями и жестокостью нового для них мира.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.

Отсутствие помощи по интеграции в естественный социум, проблемы занятости и жилищные проблемы выпускников, создавших семьи, нередко становятся причинами рождения такими родителями социальных сирот в будущем.

Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют ин-

Щ

тегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности, в рынок труда.

В целях социальной адаптации воспитанников Дома юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начались создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в Домах юношества в возрасте до 23 лет, оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем, доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.

Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок - сирота, воспитывающийся в детском доме, как правило, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной жизни и наличие собственного опыта асоциального поведения. Сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующееся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми, ведут к негативным последствиям.

Воспитанник детского дома после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов - бытовых, экономических, образовательно-профессио-

нальных и социальных. Необходимо создать условия для того, чтобы воспитанники осознали как можно раньше, что тогда подростки из детского дома будут выходить не потребителями со сложившейся установкой «мне все должны», а личностью с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданами, ответственными за свое поведение.

Педагогами Дома юношества был разработан Стратегический план сопровождения постинтернатной социальной адаптации выпускников детских домов для успешного интегрирования в современное общество, нацеленный на содействие развитию личности воспитанника, его социализации.

Социализациявоспитанников детского дома осложняется наличием ряда факторов негативно влияющих на их адаптацию:

1. Особенность совместного проживания, общего быта, и в то же время некоторая «казарменность» существования способствуют раннему опыту проживания таких специфических социально-психологических феноменов как дедовщина, воровство, совместные хулиганские действия, ранние сексуальные связи и другие явления, которые деформируют личность и сказываются на дальнейшей социализации и адаптации.

2. Отсутствие возможности выбора профессии. На сегодняшний день выпускник вынужден обучаться по той профессии, где профессиональный лицей или колледж имеет общежитие и договор на обучение с социальными службами.

3. Несформированность бытовых навыков ведения домашнего хозяйства и отсутствие опыта самостоятельного решения простых житейских проблем, непонимание ценности домашнего очага, собственного жилья.

4. Низкая чувствительность к мнению окружающих, что повышает риск принятия неправильного решения и осложняет положение выпускника и его отношения в коллективе.

5. Многие выпускники имеют сформированную неконструктивную модель поведения в сложных ситуациях: они не умеют анализировать случившееся, оценивать обстановку; пытаются уйти от решения проблемы путем нивелирования ее значения или

Яс №

I

О С о

I-

Е! о с

о о да

£

№ о

е

X

я

н

<

ПК

ЕЕ

I

О С о

I-

2

*

о с

ЕЕ 2

О

о да

№ о

Ё На ЕЕ

Н

<

переключения на другие виды деятельности. Неумение решать проблемы способствует дезадаптации.

6. Негативно влияют на адаптацию ощущение физической опасности, поддержание контактов с представителями «групп риска», недостаточность финансовых ресурсов и др.

Вместе с тем, необходимо отметить и факторы, способствующие успешной адаптации выпускника в самостоятельной жизни:

1. Опыт проживания в детском доме, разрыв отношений с родителями, способствует формированию у ребенка чувства, что он один, ему никто не поможет в трудной ситуации. Ребенок по мере взросления убеждается, что он может рассчитывать только на свои собственные силы. Понимание того, что помощи ждать не от кого, стимулирует проявление собственной активности, что является положительным аспектом адаптации. Выпускник не ждет, что кто-то придет и решит его проблемы, он знает, что его жизнь зависит только от него самого.

2. Опыт проживания в большом коллективе сопряжен с согласованием своих интересов с интересами большинства. Более того, решения принимаются совместно. Традиция обсуждать проблемы в группе и искать наиболее правильное решение (традиция «соборности») переходит и в самостоятельную жизнь выпускника: он всегда «посоветуется» с кем-либо по поводу своих трудностей, что повышает вероятность принятия оптимального решения.

3. Выпускники не боятся открыто выражать свои эмоции. Они не стесняются выразить протест, возмущение, продемонстрировать гнев. Снятие напряжения - «выпуск пара» способствует сохранению психического здоровья.

4. Высокая самооценка позволяет им позиционировать себя в отношениях с другими более высоко и добиваться определенных целей.

5. Позитивно влияют на адаптацию те модели поведения, которые входят в первый фактор успешности: жизненная активность, энергичность, нацеленность на познание нового. Кроме того, общеизвестно, что успешной адаптации способствует хорошее

здоровье и уверенность в своей внешней привлекательности.

Стратегический план сопровождения постинтернатной социальной адаптации выпускников детских домовимеет 2 этапа, обусловленных возрастными задачами развития личности воспитанника: 16-18 лет - формирующий этап, 18-23 года - этап сопровождения.

Задачами формирующего этапа являются:

1. Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество

2. Формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией;

3. Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению возможных результатов при становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

4. Социальная и педагогическая поддержка воспитанниковДома юношества в общество в постинтернатный период, через:

восстановление их родственных связей:

формирование представлений о строительстве собственной семьи

формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности (приготовление пищи, обустройство жилья, семейная экономика, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения в семье);

обеспечение правовой грамотности, разрушение ложных стереотипов о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», профилактирование основных «точек напряжения», приводящих к нарушению закона;

развитие предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативы, стремления к разумному риску, честности и порядочности;

вовлечение в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и

В

возможностями, а также потребностями общества;

формирование осознания собственных интересов и способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и определением своего места в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачами этапа сопровождения являются:

1. Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детского дома.

2. Подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

3. Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.

4. Создание института кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.

5. Расширение возможностей позитивного взаимодействия внутри кровной семьи

выпускника и с окружающими.

6. Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

Процесс обеспечения постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детского домастроится на основе принципов: информированности, автономности, профилактики, альтернативы, позитивного отношения к своей индивидуальности, социально - психологической педагогической поддержки.

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет правильная, рациональная и последовательная организация деятельности, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из детского дома.

Уровни постинтернатнойсоциальной адаптивности личности воспитанника Дома юношества характеризуются следующими параметрами (Таб.1):

Таблица 1. Уровни постинтернатной социальной адаптивности личности

Яс №

I

О С о

I-

Е! о с

Высокий. Средний. Низкий.

Осознанное принятие и вы-пол-нение норм коллективной жизни. Конформизм в отношении норм коллективной жизни. Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.

Баланс индивидуального и соци-ального. Преобладание либо индиви-ду-альное, либо социальное. Дисбаланс индивидуального и социального.

Гармония отношений с взрослыми и сверстниками. Неустойчивые отношения с окружающими. Конфликтные отношения с окружающими.

Адекватное отношение к педаго-гическим воздействиям. Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.

Самоконтроль поведения. Внешний контроль поведения. Неуправляемое поведение.

Активное участие в жизни кол-лектива. Периодическое участие в жиз-ни коллектива. Пассивное участие в жизни коллектива.

Удовлетворенность своим статусом и отношениями. Неполная удовлетворенность статусом и отношениями. Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

о о да

£

№ о

е

X

я

н

<

ди

ЕЕ

I

О С о

I-

2

*

о с

ЕЕ 2

О

о да

№ о

Ё ¡2

ЕЕ

Н

<

Реализация Стратегического плана содействия постинтернатной социальной адаптации детей - сирот в современном обществе и успешной самореализации выпускников детского дома состоит из следующих этапов:

1. Первый этап - подготовительный: собирается вся информация о выпускнике, индивидуальная программа сопровождения (ИПС) выпускника. Помощь в составлении ИПС оказывают специалисты детского дома.

2. Второй этап - адаптационный: предусматривает оказание помощи выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи.

3. Третий этап - постинтернатное сопровождение: предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения - кризисном, активном и стабильном сопровождении и предусматриваются три основные формы ИПС в зависимости от уровня готовности выпускника.

Оформляется и ведется карта сопровождения выпускника детского дома в 3-х вариантах: ИПС - SОS, ИПС - патронаж, ИПС - поддержка.

В разряд кризисного сопровождения попадают выпускники, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, др.). Индивидуальный план сопровождения-«SОS» составляется для выпускников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации и не готовых к выпуску. Данная категория предполагает постоянный, четкий контроль всех сфер жизнедеятельности выпускника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности подростка. Активное сопровождение подразумевает под собой оказание психолого-педагогической, медико-социальной и юридической помощи.

Индивидуальный план сопровождения -«патронаж» составляется для выпускников с

недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория ИПС разрабатывается в случае, когда есть существенные проблемы по одной или некоторым сферам жизнедеятельности выпускника (например, семейное положение и условия проживания, организация досуга и пр.). ИПС

- «патронаж» создается для тех выпускников, у которых достаточно высока вероятность «срыва» в силу действия неблагоприятных факторов. ИПС - «патронаж» подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности выпускника, а также ответственного за реализацию ИПС в целом.

Стабильное сопровождение подразумевает обследование условий жизни выпускника, мониторинг жизнеустройства выпускника. В большинстве случаев мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми).

Индивидуальный план сопровождения

- «поддержка». Составляется для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к выпуску. Данная категория маршрутов носит рекомендательный характер для выпускника и не требует специального контроля. В этом случае достаточно назначения одного лица, ответственного за поддержку выпускника.

Содержательный компонент сопровождения включает медико-социальную и психологическую помощь:

1. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи выпускникам.

2. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) с отдельных выпускников диагнозов.

3. Выявление молодых семей и матерей-одиночек из числа выпускников, находящихся в социально-опасном положении (СОП) или попавших в трудную жизненную ситуацию.

4. Предоставление условий для временного проживания выпускникам, находящимся в СОП, попавшим в трудную жизненную

ситуацию.

5. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи выпускникам, молодым семьям, матерям-одиночкам из числа выпускников.

6. Участие в социальных проектах, направленных на проблемы постинтернатной адаптации выпускников.

Для эффективности реализации про-

граммы мероприятия по психолого-педагогической помощи в социальной адаптации выпускников разделены на пять блоков, которые могут быть реализованы как в строгой иерархической последовательности, так и как отдельные, самостоятельные блоки по необходимости, то есть индивидуальному запросу участников программы или по итогам диагностики. (Таб.2)

Таблица 2. Систематика социально-адаптивных мероприятий

Блоки Возможные формы реализации

Диагностический Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и другие.

Личностно-ориентирован-ный Индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного роста, стресоустойчивости, телесно-ори-ентированый, арт-терапивтический и иные тренинги, просмотр психологических фильмов и другие.

Коммуникативный Тренинги коммуникативной компетенции, дискуссии, семинары, круглые столы, и другие.

Семейно-ценностный Тренинги по усвоение эталонов мужского и женского типов поведения, лекции, индивидуальные консультации, просмотр фильмов, семинары, практикумы, подбор литературы по интересуемым вопросам и другие.

Профессиональной успешности Тестирование, индивидуальная консультация, профориента-ционный тренинг, деловые игры и другие.

Настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Главным недостатком модели социальной адаптации на основе общественного воспитания является слабая возможность включения в сферу общения сироты значимого взрослого (взрослых). Ведь только семья дает реальный шанс для полноценного, живого общения с родителем, как со значимым взрослым. В последние несколько лет больше внимания стало уделяться ресурсу патронатного воспитания в целях постинтернатной адаптации выпускников.

В учреждениях профессионального начального и среднего образования существует потенциал для программ постинтернатной адаптации, но развить его можно только при обязательном условии профессионального кадрового и методического обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА |

1. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. . Индивидуальное консультирование выпускни- о ков детских домов.- М., 2007. Щ

2. ИвановаН.П. Критерии готовности о выпускников к профессиональному самоо- ^ пределению. - М., 2006. ^

3. Ослон В.Н. Владимирова Н.В. Мони- ^ торинг жизнеустройства в постинтернате лиц С из числа детей-сирот и детей,оставшихся без 5 попечения родителей- М., 2010. <

4. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные £ технологии, способствующие профессио- о нальному самоопределению воспитанников и образовательных учреждений для детей-си- ¡| рот и детей, оставшихся без попечения роди- [Й телей. М., 2003. §

5. Семья Г.В. Первичное трудоустрой- ^ ство выпускников образовательных учрежде- Ц ний для детей-сирот и детей, оставшихся без Ц попечения родителей. М., 2005. <

6. Психологическое сопровождение вы- н бора профессии / под ред. Э.М. Митиной. - < М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.