Научная статья на тему 'Адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования'

Адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2324
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ADAPTEDNESS / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHAN CHILDREN / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANAGE / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халимова Надежда Михайловна, Ворожцова Лилия Алексеевна

В статье раскрыты особенности социальнопедагогической адаптации детей-сирот в условиях колледжа. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе сельскохозяйственного колледжа сельскохозяйственного института ХГУ им Н.Ф. Катанова по данной проблеме. Приведены рекомендации социальному педагогу среднего профессионального образования по работе с детьмисиротами в условиях колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халимова Надежда Михайловна, Ворожцова Лилия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN IN CONDITIONS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION

The article reveals the peculiarities of social-pedagogical adaptation of orphan children in college conditions. The authors have analyzed the results of the empirical research on this problem conducted on the basis of Agricultural Institute of Katanov Khakassia State University. The article includes recommendations for social teachers of vocational secondary education to work with orphan children in college conditions.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования»

H.M. ХАЛ И MO В A, Л.A. ВОРОЖЦОВА. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕИ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN IN CONDITIONS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION

H.M. Халимова, Л.А. Ворожцова

N.M, Khalimova, L.A. Vorozhtsova

Социально-педагогическая адаптация, адаптирован-ность, эмпатия, дети-сироты, колледж, детский дом, социальный педагог,

В статье раскрыты особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях колледжа. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе сельскохозяйственного колледжа сельскохозяйственного института ХГУ им Н.Ф. Ката нова по данной проблеме. Приведены рекомендации социальному педагогу среднего профессионального образования по работе с детьми-сиротами в условиях колледжа.

Social-pedagogical adaptation, adaptedness, empathy, orphan children, college, orphanage, social teacher.

The article reveals the peculiarities of social-ped-agogical adaptation of orphan children in college conditions. The authors have analyzed the results of the empirical research on this problem conducted on the basis of Agricultural Institute of Katanov Khakassia State University. The article includes recommendations for social teachers of vocational secondary education to work with orphan children in college conditions.

Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т. к. в нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, отсутствие эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Ученые отмечают, что процесс адаптации сирот в учреждении среднего профессионального образования затруднен вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений Щегельная, 2006].

Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции - позиции сироты -проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, нередко ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Сегодня проблема адаптации выпускников детского дома - одна из востребованных современной практикой и избираемой исследователями тема (В.В. Беляков, Т.Т. Бурлакова, Н.П. Иванова, И.Ф. Дементьева, Г.В. Семья и др.) [Иванова, 2009; Семья и др., 2006].

Как правило, внимание ученых сосредоточено на влиянии различных форм депривации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреж-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

о

Рч < ^

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

а «

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H

и

W PQ

дения. Воспитание ребенка, лишенного семьи, в условиях относительной закрытости и регламентированности жизнедеятельности детского дома также искажает и деформирует его характерологическое развитие. Типичными чертами характера ребенка-сироты можно считать лень, безответственность, неорганизованность, иждивенчество, пессимизм [Яковлева, 2011]. В работах (A.A. Реан, А.Р. Курдашев, A.A. Баранов) рассматриваются психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации сироты к условиям социума [Реан и др., 2006].

Вместе с тем остается мало изученным вопрос адаптации воспитанников-сирот в условиях высшего и среднего профессионального образования [Адольф, Шандыбо, 2013].

Острота вопроса усугубляется тем, что обучающиеся-сироты занимают иждивенческую позицию по отношению к обществу - «Нам все обязаны и должны» [Халимова, Попова, 2010]. С точки зрения такой позиции резко возрастает опасность их пассивности и маргинально-сти. Они продолжают подпитывать безработицу, правонарушения, наркоманию, инфекционные заболевания, порождают деструктивный характер общественных отношений.

Анализ сложившейся педагогической практики профессионального образования обуча-щихся-сирот в колледже позволил выделить следующие противоречия:

- между необходимостью адаптации обучающихся-сирот в учреждениях средне-

го профессионального образования и неготовностью существующей педагогической системы;

- требованиями к формированию профессиональных компетенций выпускников-сирот и недостаточной разработанностью основ социально-педагогической деятельности, обеспечивающей их профессиональное, социальное и личностное становление.

Для оценки уровня социальной адаптации обучающихся-сирот в Абаканском колледже сельскохозяйственного института ХГУ им. Н.Ф. Ка-танова использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин. В анкетировании приняли участие 20 студентов, из них 10 студентов-сирот прибыли из детских домов Республики Хакасия и 10 студентов - воспитывающиеся в кровных семьях.

По результатам анкетирования были выделены три группы студентов с различным уровнем адаптации. В первую группу студентов с высоким уровнем адаптации вошли 80 % обучающихся студентов, воспитывающихся в кровных семьях и 50 % студентов-сирот, прибывших из детских домов. В группу со средним уровнем адаптации вошли 20 % студентов, воспитывающихся в кровных семьях, и 50 % студентов-сирот. Студентов с низким уровнем адаптации выявлено не было. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты-сироты испытывают определенные трудности в адаптации. Результаты анкетирования представлены на рис. 1.

□ студенты из кровных семей ■ студенты-сироты

высокии средний низкии

Уровень адаптации

Рис. 1. Уровень адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и студентов, воспитывающихся в кровных семьях

Н.М. ХАЛИМОВА, Л.А. ВОРОЖЦОВА. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты методики К. Роджерса и Р. Дай-монда и модифицированной анкеты, составленной преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин, не противоречат, что позволяет судить о достоверности проведенного исследования и сделать следующие выводы:

- уровень социальной адаптированно-сти студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов, ниже уровня социальной адаптированности студентов того же возраста, воспитывающихся в кровных семьях;

- уровень тревожности у студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов, выше, чем у обучающихся, воспитывающихся в кровных семьях.

Обучающиеся-сироты испытывают затруднения в адаптации в условиях профессионального образования. Данная категория студентов зачастую оказывается неподготовленной к реальной жизни, плохо ориентируется в правовых вопросах. Бывшие воспитанники интернатных учреждений оказываются неготовыми противостоять жизненным трудностям, а потому более склонны к асоциальному поведению (алкоголизм, наркомания, воровство, вымогательство, суицид и др.), у них не сформированы семейные ценности.

Результаты исследования свидетельствовали о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов, разработки программы по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-с и роты», с учетом их индивидуальных особенностей.

Поэтому с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации студентов-сирот в колледже была разработана программа «Адаптация», которая реализовалась в течение 2013-2014 учебного года и охватила 21 студента из числа детей-сирот, поступивших на первый курс колледжа. За этот период были получены следующие результаты.

В ходе реализации программы обучающиеся приобрели знания о своих правах и обязанностях, о последствиях наказания за нарушение закона, о многообразии социальных ролей, о мо-

лодежных движениях, распространенных как на территории России, так и за рубежом, о правилах построения межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми, о способах оказания первой медицинской и психологической помощи и др. Приобрели умения и навыки рационального распределения своего бюджета; приготовления простейших блюд; сервировки стола, встречи гостей; распознавать и оценивать опасные ситуации, регулировать свое эмоциональное состояние, строить поведение в соответствии с социальной ролью, определять хобби (рисование, вязание, макраме) и осваивать выбранную профессию.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

- в новую социальную среду;

- учебно-познавательный процесс;

- новую систему профессиональных отношений.

По итогам анкетирования 71 % студентов-сирот участвовали во внеаудиторных мероприятиях учебного заведения, что свидетельствует о высокой социальной активности и включенности в новую социальную среду.

Изучение мотивации к учебной деятельности студентов-сирот после прохождения программы «Адаптация» исследовалось с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A.A. Реан, В.А. Якунин), которая представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы - коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.

Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)».

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

Для большинства студентов ведущими являются мотивы: самосовершенствования и самоопределения (28,5 %) и достижения успеха (23,8 %). Значимым для студентов также является мотив учебно-познавательной деятельности (содержание учения) (23,8 %). Мотив «избегание неудач» был ведущим для 3 студентов (14,2 %). Среди подростков значимым в качестве мотива учения оказался также сам процесс учения (9,5 %). Небезынтересным является тот факт, что практически у всех студентов среди выбранных мотивов учения обязательно присутствует мотив «достижение успеха» или «благополучие».

Таким образом, на основании полученных данных можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот повысился до среднего -77 %. С 23 % студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.

В процессе исследования выявили, что включенность студентов в новую систему профессиональных отношений зависит от личностных психологических особенностей каждого студента, предыдущего опыта общения в учебном и профессиональном коллективе.

Изучение личностных особенностей студентов проводилось при помощи методики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Кроме того, проводились социометрическое исследование и определение степени комфортности нахождения в коллективе каждого студента-сироты [Сб. пси-хол. тестов, 2005, с. 16-18].

Исследование эмоционального состояния студентов-сирот и внутригрупповых отношений показало, что наличие высокой степени тревожности и ярко выраженной потребности в общении учащихся первого курса в сочетании с низким индексом агрессивности способствовало внутригрупповому сплочению. Также в рамках программы по адаптации были проведены мероприятия, направленные на формирование сплоченности в коллективе.

Анализ полученных результатов свидетельствовал о том, что реализация программы способствовала включению обучающихся-сирот в деятельность, общение, взаимодействие, твор-

чество, поиск. Были созданы условия для развития и раскрытия потенциала обучающихся за счет интереса к различным видам социально-психологической и творческой деятельности, благодаря чему у ребят появилась возможность реализовать себя как личность.

Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивали следующие организационно-педагогические условия:

- педагогическое взаимодействие с преподавателями, классными руководителями, специалистами психологической службы;

- разработка методического обеспечения для реализации программы;

- организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума;

- осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении;

- учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов-сирот;

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебных групп.

В ходе выполнения работы и анализа ее результатов были сформулированы следующие рекомендации социальному педагогу учреждения среднего профессионального образования:

- разрабатывать и реализовывать программу по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «Дети-сироты», с учетом их индивидуальных особенностей с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации;

- организовывать работу по повышению самооценки студентов данной категории;

- регулярно проводить совместные мероприятия студентов, прибывших из детского дома, и студентов, воспитывающихся в кровных семьях, что поможет развить коммуникативные способности студентов, расширить круг межличностных отношений:

- проводить профилактику и коррекцию конфликтного поведения студентов данной категории, прибывших из детского дома, организовывать совместный поиск альтернативных

H.M. ХАЛИМОВА, Л.A. ВОРОЖЦОВА. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

форм поведения и поиск путей решения конфликтных ситуаций;

- проводить активную профориентацион-ную работу, выявлять склонности детей к сферам деятельности, организовывать сотрудничество со службой занятости населения;

- содействовать развитию способностей студентов данной категории (кружки, секции, вовлечение в различного рода конкурсы).

Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтвердил ее эффективность.

Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами колледжа и других образовательных учреждений при адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. В.А. Адольф, C.B. Шандыбо. Формирование у будущих специальных педагогов профессиональной позиции принятия особого ребенка в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 118.

2. Иванова Н.П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М.: Гардарики, 2009. С. 71-75.

3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. С. 32-34.

4. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. 688 с.

5. Реан A.A., Курдашев А.Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

6. Сборник психологических тестов: пособие / сост. Е.Е. Миронова. Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. 155 с.

7. Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве: метод, реком. для спец. центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Слово, 2006. 103 с.

8. Халимова Н.М., Попова Т.В. Особенности социальной адаптации первокурсников-сирот в учреждениях среднего профессионального образования: учеб. пособие / Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 104 с.

9. Цегельная Н.В. Адаптация первокурсников в среднем профессиональном образовании. Проблемы педагогической инновации в профессиональной школе: матер. 7-й Межрег. межотрасл. науч.-практич. конф. с участием ближнего и дальнего зарубежья. СПб.: ИОВ РАО, 2006. С. 95-97 с.

10. Яковлева Н.Ф. Проявления недостатков характера у детей-сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4 (18). С. 96-100.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.