Научная статья на тему 'Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот'

Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5954
808
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / MENTAL ADAPTATION / EDUCATION / ORPHAN CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леонтьева Мария Сергеевна

Приводится теоретический анализ понятий «социализация» «социальная адаптация». Раскрываются психолого-педагогические проблемы социализации и адаптации к социальным условиям жизни детей-сирот. Приводятся критерии сформированности социальной адаптации детей в условиях интернатных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROBLEMS OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN

The theoretical analysis of the concepts "socialization" and "social adaptation" is provided in the article. Psychologo-pedagogical problems of socialization and adaptation to social living conditions of orphan children reveal. Criteria of formation of social adaptation of children in the conditions of residential establishments are given.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот»

6. Шушкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 281 с.

7. Афанасьев М.Н. Клиентаризм и российская государственность. М., 2000. С. 82.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., доц. каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

PATERNALISM IN TRAINING AND EDUCATION OF ORPHAN CHILDREN

M.S. Leontieva

In article theoretic-methodological basics of paternalism are covered. Substantial borders of paternalism in humanitarian knowledge are designated, its conditions are allocated. Reveal, the lines of paternalism inherent in orphan children.

Key words: paternalism, humanization knowledge, socialization, social situation of development, orphan children.

Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogic, associate professor, associate professor of department of sports and improving technologies, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 37.018.324

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

М.С. Леонтьева

Приводится теоретический анализ понятий «социализация» «социальная адаптация». Раскрываются психолого-педагогические проблемы социализации и адаптации к социальным условиям жизни детей-сирот. Приводятся критерии сформированности социальной адаптации детей в условиях интернатных учреждений.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, психическая

адаптация, воспитание, дети-сироты.

Одной из задач образования, обучения и воспитания детей-сирот является их успешная социализация и адаптация к социальным условиям проживания и дальнейшей «взрослой» жизни в обществе. Однако только 40 % детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, относительно адаптированы к окружающим их условиям жизни.

В этой связи, на наш взгляд, представляется необходимым проанализировать различные аспекты понятия «социальная адаптация».

Следует отметить, что в отечественной педагогике, психологии и социологии проблема социальной адаптации рассматривается с помощью

категории предметной деятельности и понятия «присвоение», под которым понимается овладение личностью общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. Очевидно, категория адаптации (как «приспособление») предполагает активность человеческой деятельности, направленной на то, чтобы удовлетворить требования внешней и внутренней среды индивида. Понятие «активность» раскрывается в связи с применением принципа детерминизма (Б.Г.Ананьев, Л,С.Выготский, А.Л.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). С.Л.Рубинштейн, в частности, разрабатывая данный принцип, развивает тезис о единстве сознания и деятельности [1].

Понятие социальная адаптация неразрывно связано с понятием социализации. Более того, оно является его составной частью. Обратимся к теоретическим концепциям, которые рассматривают сущность понятия «социализация личности».

В отечественных исследованиях процесса социализации, как это было отмечено выше, главная идея заключается в том, что социальная адаптация является составной частью процесса социализации.

Так А.В. Мудрик определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Им выделены следующие составляющие социализации: стихийная социализация; относительно направляемая

социализация; относительно социально контролируемая социализация; более или менее сознательное самоизменение человека. Такое понимание этого явления определяет социализацию как процесс, происходящий не только в детстве, отрочестве и юности, но и продолжающийся на протяжении всей человеческой жизни [2, с.98].

Ю.А. Щепаньский [3, с. 123] считает социализацию влиянием среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

И.С. Кон пишет о том, что понятие «социализация» близко к понятию «воспитание», но при этом социализация включает в себя «ненамеренные спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноценным членом общества» [4, с. 134]. Мнение И.С. Кона отличается от высказываний других ученых тем, что целенаправленный процесс социализации заменяется лишь на спонтанную (самопроизвольную) деятельность индивида и общества по приобщению к культуре в высоком смысле этого слова.

Наиболее точное определение воспитания, на наш взгляд, дают Б.П. Битинас и В.Г. Бочарова. По их мнению, воспитание - это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи,

необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальною жизнь [5, с. 130].

Таким образом, воспитание является составной частью процесса социализации. Процесс же социально-педагогической адаптации является продуктом воспитательного процесса, организованного педагогами.

Б.Д. Парыгин приводит следующее определение социализации: «... это весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, норм, прав и обязанностей; активное переустройство окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие» [6, с. 348].

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что под социализацией понимается процесс, в результате которого происходит становление человека, его личности и его индивидуальности. В этой связи условием социализации является наличие соответствующей человеческой среды, то есть семьи, племени, рода, общины, социальной группы, общества - той социальной системы, в которой начинается жизнь человеческого детеныша и центром которой он становится.

Понятием «социализация» выражается общественная сущность человека. Процесс антропогенеза показывает, что существо, рожденное в виде человеческого детеныша, становится человеком в результате социализации, в ходе которой запускаются генетические программы, формируются мозг, мышление, психика человека, происходит становление неких парадигм деятельности, типических форм отношения к реальности, определяемых национальными канонами, национальной культурной картиной мира.

Исходя из этого, мы можем определить ведущую, доминирующую позицию по отношению как к педагогической деятельности, так и к базовым педагогическим понятиям - воспитание и образование:

- во-первых, социализация есть процесс, в ходе которого человек формируется, становится существом общественным и постоянно развивается. Процесс социализации человека непрерывен и заканчивается только с его смертью;

- во-вторых, результат социализации - общественная сущность человека, человеческое в человеке, человек как единство биологического и социального, как существо разумное;

- в-третьих, социализация осуществляется только в обществе, под влиянием и воздействием среды и, следовательно, колебания в социализации происходят вместе с колебаниями общества. Социализация

направлена на формирование такого человека, который нужен именно этому обществу или который, по крайней мере, безопасен для социума;

- в-четвертых, содержание социализации конкретно, оно не дано раз и на всегда и оно определяется культурными ценностями и социальными нормами;

- в-пятых, социализация имеет две функции (или два вектора) -внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде (культурным ценностям и социальным нормам), и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет;

- в-шестых, социализация имеет двойной характер - стихийный и управляемый.

Итак, только в процессе социализации человек становится человеком; содержание социализации детерминируется культурными ценностями и социальными нормами; в ходе социализации человек адаптируется к среде и развивается в соответствии с требованиями этой среды; социализация осуществляется стихийно и целенаправленно.

У детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, бывают часто нарушены основные механизмы социализации. Под механизмами социализации мы понимаем то, что имеет влияние, способствует передаче накопленного опыта от поколения к поколению. К таким механизмам можно отнести:

Импритинг (запечатление). Передается человеку от рождения (боязнь высоты, узнавание младенцем родителей и т.п.).

Подражание - следование примеру, образцу (малыш четырех лет подражая родителю, пробует забить гвоздь, вымыть за собой посуду). Эффективно работает в дошкольном возрасте.

Идентификация (отожествление) с другим человеком, группой, идеалом. Основной механизм в подростковом возрасте.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек оценивает, принимает или отвергает ценности, правила, стандарты. Происходит на внутреннем плане между отдельными частями личности (субличностями), вымышленными собеседниками. Начинает развиваться в основном со старшего подросткового возраста.

Многие ученые (А. А. Бодалев, А.В. Волохов, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, М.И. Рожков и др.) понимают социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, установки, нормы, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт [7, с.25].

В социологическом словаре следующим образом рассматривается понятие «социальная адаптация». Социальная

адаптация - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [8, с.6].

В психологическом словаре на основе обобщения исследований дается следующее определение понятию «социальная адаптация»: это интегративный показатель состояния человека, отражающий его способности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообусловливанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [9, с.13].

Немалое значение имеет процесс адаптации как обеспечение здорового развития ребенка в процессе его воспитания. Об этом пишет Е.А. Ямбург, выдвигая идею адаптивной школы. В процессе воспитания очень важным является физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся. Достигается это путем организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить современную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь. Особая организация учебновоспитательного процесса является основой процесса адаптации детей [10, с. 13].

Как показал анализ литературы, существует несколько видов социальной адаптации: психологическая, педагогическая, трудовая,

профессиональная и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация это один из механизмов социализации, проявляющийся в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности.

Возникают и перекрестные понятия. А.В. Мудрик, например, вводит понятие социального воспитания. Социальное воспитание - это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации [2, с.56]. При анализе процесса социализации и социально-педагогической адаптации детей-сирот это принципиально важно. Воспитание детей сирот предполагает не только коррекцию отклонений в социализации личности ребенка. Огромную роль играет процесс индивидуализации ребенка. Постоянно находясь в условиях коллектива, дети-сироты имеют небольшие возможности для приобретения своего эмоционального, интеллектуального, творческого «лица».

В работе детьми-сиротами важно определить не только социальную, но и психическую адаптацию. Это связано с тем, что социальная адаптация напрямую зависит от адаптации психической. Только психически адаптированный человек способен адаптироваться социально. Другими

словами, при некомфортной психологической обстановке и высокой тревожности невозможно говорить о гармоничном развитии.

Психическая адаптация может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляющейся системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам [11].

Установлено, что на социально-психологическом уровне адаптация принимает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы удовлетворить требованиям окружающей среды; с другой стороны, и среда изменяется, удовлетворяя требованиям организма. Отличием социально-психологической адаптации человека является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных факторов.

Основными подсистемами психической адаптации являются:

- поиск, восприятие и переработка информации (основа познавательной деятельности);

- эмоциональное реагирование, создающее, в частности, личностное отношение к получаемой информации;

- социально-психологические контакты;

- бодрствование и сон;

- эндокринно-гуморальная регуляция.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что адаптация рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики, такие, как: во-первых, процесс, при котором организм приспосабливается к новой среде; во-вторых, отношение равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; в-третьих, результат приспособительного процесса, в том числе к жизнедеятельности в различных ее средах (учебной, бытовой, трудовой и социокультурной).

Указанные аспекты адаптации в значительной степени условны. В процессе адаптации участвует целостная личность, обладающая определенными адаптивными качествами, индивидуальной организацией адаптивного процесса и активностью. Условия обучения и воспитания в социуме предъявляют разносторонние требования к личности, побуждая ее активно включаться в адаптивный процесс.

Все вышесказанное позволяет адекватно представить всю сложность социальной адаптации детей-сирот и дает возможность реконструировать образовательный процесс.

В своем исследовании мы разделяем точку зрения А.В.Петровского. Опираясь на концепцию построения модели развития личности, он

представляет адаптацию как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Эта фаза предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности [12].

Мы убеждены в том, что процесс адаптации ребенка-сироты будет протекать более успешно только в развивающей социальной среде. Исходя из этого, процесс социальной адаптации в учреждениях интернатного типа должен способствовать включению воспитанника в развивающий социум с целью оптимального применения своих возможностей и самореализации.

Теоретический анализ исследуемого вопроса показал, что при определении сущности и содержания адаптационного процесса необходимо применение комплексного подхода. Это предполагает, во -первых, учет двух разновидностей социальной адаптации воспитанников (внутренней - разрешение внутренних конфликтов и других проблем личности и внешней - приспособление к внешним объективным проблемным ситуациям), а, во - вторых, организацию целенаправленной бытовой, учебной, трудовой и социокультурной деятельности в учреждении интернатного типа.

В этой связи можно выделить критерии уровня сформированности социализации и социальной адаптированности воспитанника. К ним мы относим:

Достижение ребенком-сиротой такого уровня социальной компетентности, при котором он мог бы самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру, адекватную его интересам, возможностям, потребностям рынка труда, достигать намеченных планов.

Способность справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться.

Наличие четких представлений о самом себе, своих возможностях и ограничениях, познание и принятие себя во всём многообразии ситуаций и личностных проявлений, стремление к «Себе лучшему».

Достижение в развитии уровня рефлексивного осмысления своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. способность включать и использовать рефлексию в качестве основного механизма социализации.

Освоение следующих видов социального опыта:

а) ценностного (нравственные интересы, идеалы, убеждения);

б) операционного (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов);

в) привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений);

г) сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле);

д) рефлексии (способность осознать своё состояние, нарабатывать такие качества, как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях, уметь совершать выбор, быть ответственным).

Среди показателей социальной адаптированности также можно назвать: высокую мотивацию к обучению, саморегуляцию в соблюдении норм, уровень и качество образования, наличие ряда освоенных профессиональных навыков, наличие жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома.

Однако установление особенностей процесса социальной адаптации явилось определенной предпосылкой для упреждения и преодоления трудностей в проектируемом педагогическом процессе. Эти особенности, в первую очередь, обусловлены следующим: а) недостатком или отсутствием семейного воспитания; б) сложным переходным периодом: от обездоленности - к незнакомой микросреде; в) поэтапной адаптационной деятельностью; г) широким возрастным цензом воспитанников и др.

Проведенный теоретический анализа позволяет нам выделить признаки социально-педагогической адаптации:

- усвоение индивидом различных социальных норм;

- сформированность коммуникативных навыков;

- определенный уровень самостоятельности;

- устойчивая положительная мотивация к различной деятельности;

- состояние эмоциональной и физической активности.

В процессе воспитания детей-сирот формирование этих признаков особенно важно, поскольку у них отсутствует постоянное положительное влияние со стороны родителей. Вследствие этого у ребенка разрушаются или формируются в искривленном виде социальные нормы. Это проявляется в том, что дети-сироты реагируют целостной структурой на любые воздействия, приводящие к избыточному, неэкономному способу адаптации, при котором невозможна гармония бытия. Наблюдения также показывают, что в целостном процессе развития детей-сирот наиболее заметно биологическое созревание организма, а социальные условия, в том числе воспитание и его результаты, составляют «зону ближайшего развития», предпосылку личностного роста.

Процесс социализации в целом разделяется на определенные возрастные этапы со своими задачами развития. На каждом этапе развития личности предъявляются различные требования и нормы. Выполнение этих требований и норм в рамках любой деятельности определяет уровень социальной адаптации личности к существующим условиям.

Неблагоприятное течение социальной адаптации ребенка-сироты связано с тем, что воспитанники детского дома имеют низкие показатели состояния здоровья. На первом месте - поражения центральной нервной системы, на втором - психоневрологические заболевания. Изучение особенностей развития детей-сирот показывает, что синдром сиротства характеризуется не только аутистическими проявлениями, но и недостаточным развитием аффективной стороны личности, задержкой или искажением формирования психических функций и нарушением личностной структуры.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в тяжелой жизненной ситуации (в которой находятся дети-сироты) ведущими становятся психотравмирующие факторы, влияющие на здоровье ребенка-сироты. Поэтому в течение жизни ребенка психосоциальные аспекты являются наиболее значимыми.

Процесс социальной адаптации детей-сирот затруднен в связи с отсутствием у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На ранних этапах развития ребенок получает стимул развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослым человеком. В качестве важнейшего фактора развития ребенка можно выделить структуру семьи и положение ребенка в этой структуре. В зависимости от стиля воспитания происходит формирование личности и определяется уровень социальной адаптации. Дети-сироты лишены возможности развития в семье, а значит, они лишены возможности положительной социальной адаптации. Это подтверждает и то, что влияние биологического фактора на ранних этапах развития ребенка очень сильно. Индивидуальные особенности ребенка на ранних этапах развития определяются его биологическими особенностями, и только по мере взросления вырастает роль социального фактора.

Процесс воспитания, в отличие от процесса социализации, процесс прерывный. Поэтому при работе с детьми-сиротами большое внимание уделяется именно процессу социализации и адаптации. Но роль воспитания при этом не уменьшается. Эти процессы взаимовлияющие и параллельные.

В связи со сказанным выше немаловажно выделить понятие социальной нормы. В.Г. Асеев дает следующее определение социальной нормы - это не всякое правило действия, а лишь то, которое регулирует общественную активность людей, социальных групп, объединений, играет роль своеобразной меры обязательных и допустимых вариантов поведения способствующих сохранению социальной системы как целостности [13, с.36].

Отделяя себя от окружающего мира, ребенок учится жить по принципам и законам человеческого общества, усваивает правила и нормы. Успешность протекания этого процесса является залогом социальной адаптации ребенка. Таким образом, основу процесса социальной адаптации детей-

сирот составляет приспособление к условиям окружающей среды, а также выполнение предъявляемых к ним требований.

Педагогические исследования, направленные на повышение уровня социально-педагогической адаптации детей-сирот, предполагают уделить основное внимание индивидуальному подходу к каждому ребенку, с учетом причин его сиротства. А. Ярулов предлагает следующую классификацию детей-сирот:

1. Дети-примитивы, поступающие, как правило, из домов ребенка в 3-4 года. Большинство из них не умеют играть, плохо говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерна малая психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в обществе.

2.Социально-запущенные дети, выросшие в крайне неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но отягощены отрицательным социальным опытом. Их речь часто пересыпана нецензурными выражениями, свойственно раннее половое любопытство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дети, у которых родители умерли. Они, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний.

4. Дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей. Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи [14].

Особой проблемой в процессе социальной адаптации детей-сирот является феномен «МЫ» в условиях детского дома. Это связано с тем, что условия детского дома способствуют формированию у воспитанников понимания общности детдомовских детей, субкультуры, отличающейся от остальных, объединенной обидой на несправедливость окружающей действительности, невозможностью беспрепятственно реализовывать свои потребности. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Дети делят мир на «свой» и «чужой». У них особое отношение ко всем «чужим» и своим детдомовцам. Вследствие этого ребенку, воспитывающемуся в государственном учреждении, очень сложно обозначить границы собственного «Я». Это несет серьезные негативные последствия при формировании самооценки, самоотношения и самопредъявления. Поэтому в условиях детского дома необходимо, прежде всего, решать проблемы социальной адаптации детей-сирот, развивать эмоциональную и социальную компетентность, стимулировать процессы самопознания, самоотношения и самопринятия.

Проведенный анализ научной и учебно-методической литературы позволил нам уточнить понятие социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях детского дома как: целенаправленный процесс, ориентированный на познание общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными и этическими ценностями.

Успешное протекание процесса социально-педагогической

адаптации детей-сирот возможно при организованном воспитательном процессе, в рамках детского дома. Содержанием социально-педагогической адаптации детей-сирот должно являться создание таких условий, при которых дети могут сами выбирать положительные формы поведения, приобщаться к культуре и получать навыки общения. Функциями социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях детского дома являются: самоопределение и адекватная самооценка детей-сирот; приобретение навыков общения; умение самостоятельно решать поставленные задачи; формирование навыков учебной и трудовой деятельности.

Проанализированные нами концепции позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, социально-педагогическая адаптация детей-сирот - процесс, протекающий с особенностями, не характерными для детей, воспитывающихся в семье. Эти особенности заключаются в слабой коммуникативной активности и отсутствии навыков, необходимых для успешного обучения в школе; отсутствии постоянного положительного

общения со взрослыми и сверстниками; отрицательном социальном опыте.

Во-вторых, социально-педагогическая адаптация детей-сирот протекает со множеством отклонений от общепринятых социальных норм, что связано с особенностями их развития в условиях государственных учреждений.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 200 с.

3. Щепаньский Я.Ю. Элементарные проявления социологии. Новосибирск: Наука, 1967. 247 с.

4. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.

5. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической практике. Вильнюс, 1971. 347 с.

6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.

7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: Возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. М.: Центр социальной педагогики, 1996. С. 25.

8. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани. М.: Политиздат, 1988. С. 6.

9. Психология: словарь / под ред. А.В.Петровского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 404 с.

10. Ямбург Е.А. Адаптивная Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. 224 с.

11. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. 398 с.

12. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992. 223 с.

13. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием. М.: Профиздат, 1988. 127 с.

14. Шипицина Л.М. Развитие ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1997. 58 с.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., доц. каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THEORETICAL PROBLEMS OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF

ORPHAN CHILDREN

M.S. Leontieva

The theoretical analysis of the concepts "socialization" and "social adaptation" is provided in the article. Psychologo-pedagogical problems of socialization and adaptation to social living conditions of orphan children reveal. Criteria of formation of social adaptation of children in the conditions of residential establishments are given.

Key words; socialization, social adaptation, mental adaptation, education, orphan

children.

Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogic, associate professor, associate professor of department of sports and improving technologies, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.017.7

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

И.Р. Ляпина, М. И. Суганова

Рассматриваются возможности использования маркетинговых исследований при построении компетенстностной модели выпускника на уровне государства в целом и учебных учреждениях в частности.

Ключевые слова: компетенции, формирование компетентностной модели, маркетинговое исследование.

Российская система образования находится на стадии крупномасштабного реформирования. Дело в том, что происходящие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.