дисциплин // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. С. 103-106.
3. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие Орел: ООО «Горизонт», 213. 330 с.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
5. URL: http://fepo.i-exam.ru/ (дата обращения: 27.06.2013).
Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., декан, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орёл, Орловский государственный университет.
Кутузов Александр Викторович, преподаватель, [email protected], Россия, Орёл, Академия ФСО России
CRITERION-EVALUATION UNIT FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF
THE FUTURE SPECIALIST
P. I. Obrazcov, A. V. Kutuzov
The necessity of formation of the assessment of professional competence of future specialists in various stages of training. Proposed wife pedagogical evaluation criteria, indicators and revealing their levels of formation of professional competence. The methodology of estimation put layer model ofpedagogical materials measurement.
Key words: professional competence, pedagogical evaluation criteria, levels of formation, measuring pedagogical materials.
Obrazcov Pavel, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of additional professional education and of raising qualifications, manager of the department of continuing education and new technologies of the educational, Russia, Orel, Orel State University.
Kutuzov Alexander, teacher, Russia, Orel, Russian Academy of FSO УДК 37.022
ПАТЕРНАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
М.С. Леонтьева
Рассматриваются теоретико-методологические основы патернализма. Обозначаются содержательные границы патернализма в гуманитарном знании, выделяются его условия. Раскрываются черты патернализма, присущие детям-сиротам.
Ключевые слова: патернализм, гуманизация обучения, социализация,
социальная ситуация развития, дети-сироты.
Выбор гуманитарной парадигмы в образовании объясняется тем, что сегодня становится очевидным, что человек в образовательном
процессе недостаточно развивается именно как человек, а не как носитель определенных функций, информации, интеллекта. Ведущим феноменом гуманистического сознания является представление об абсолютной ценности личности. Поэтому образовательную ценность в гуманитарной парадигме обретает не сама наука, а «человекоориентированная научная картина мира». Под гуманизацией науки понимается последовательное введение в нее все большего числа параметров, которые характеризуют человеческое измерение научного познания. С точки зрения В.В.Серикова, «человеческое измерение» научного знания и познания представляет собой систему вненаучных регуляторов мышления (ценностей человеческого бытия), способствующих проявлению и утверждения в сфере науки человеческих сущностных сил [1].
Гуманитарный образ науки смещает акценты познания с объяснения на описания, с всеобщности к уникальности, неповторимости, с фрагментарного изучения к целостноинтегративному познанию и преобразованию [2]. Таким образом, гуманитаризация образования понимается отнюдь не механически («вычитание» естественных и «прибавление» гуманитарных наук или выявление в сфере гуманитарного знания подлинно гуманитарных наук). Диалектическая позиция здесь иная: в содержание образования включается человеческое «измерение», личностное начало, т.е. субъективизируется научное знание. Такое понимание глубже традиционного, хотя оставляет за ним право на существование.
Обращаясь к проблемам обучения и воспитания детей-сирот, необходимо отметить, что сиротство как устоявшееся явление является продуктом традиционного общества. В этой связи сиротство можно рассматривать с позиций патернализма.
Патернализм можно определить как модель поведения, реализующуюся в определенном культурном поле. Как любая другая модель поведения, он включает в себя собственные специфические фундаментальные и инструментальные ценности, характеризуется особыми нормами, символами, этикетами. Главная отличительная черта патернализма - особая система отношений, основанная на вере и преданности.
Термин «патернализм» применяется в различных областях знания. В этой связи необходимо обратиться к определениям, приводящимся в энциклопедиях. В Российском энциклопедическом словаре патернализм ассоциируется с опекой старшего по отношению к младшему, осуществляемой как отдельными индивидами, так и целыми странами. В энциклопедии «Британика» патернализм определяется как система, в которой власть берет на себя обязательства удовлетворять потребности или регулировать поведение людей, находящихся под ее контролем в
делах, касающихся как индивидуумов, в той же степени, как в их отношениях с властью и друг с другом [3].
Г.Д.Левин [4] понимает патернализм как особую форму несвободы (путь к несчастью по воле другого человека), мимикрирующую под бескорыстную, отеческую заботу о благе индивида. Наряду с этим, он считает, что существует подлинный патернализм, т.е. действительно альтруистическая забота одного человека о благе другого, восходящий своими корнями в мировые религии, прежде всего в христианство. Такой подход позволяет выделить признаки абсолютного патернализма. К ним относятся: всеблагость, полное бескорыстие (идеальный «патрон» не ожидает от своего клиента эквивалентной услуги), всеведение патрона (ни благие цели, ни их бескорыстие не имеют никакого значения, если патрон не знает, что есть благо и какие пути ведут к нему) и всемогущество патрона (способность не только в воображении, но и в реальности преодолеть все трудности, возникающие к сверхцели абсолютного патернализма - вечному и полному блаженству объекта патерналистического воздействия). Исходя из приведенных признаков, можно сделать вывод, что идеальный патрон - это абсолют в нравственном, интеллектуальном и практическом смысле. Однако его всеблагость и абсолютное бескорыстие превращают клиента в полного потребителя, подчиняющегося воле патрона.
Целостное и определенное понимание патернализма присутствует в философии. Философское направление в изучении патернализма апеллирует к большой европейской традиции: И.Канту, В. фон
Гумбольдту, Дж.Миллю и др. [5]. Дж.Дворкин, Дж.Фейнберг, С.Ли, Р.Картер и др. в своих исследованиях указывают на возможность соединения патернализма как принуждения и свободной воли индивида, границ допустимого вмешательства в личную жизнь иных лиц, условия совмещения государственного патернализма с демократическим режимом. Для последователей Дж.Милля патернализм - это зло, поскольку ограничивает личную свободу индивида. Он морально оправдан только в том случае, если обращен к детям или душевнобольным [6].
Исходя из этого можно обозначить содержательные границы патернализма в актуальном гуманитарном знании и выделить его денотат. Патернализм рассматривается как множество социальных явлений, существующих в различных исторических формах. Он включен в систему вертикальных, иерархических социальных связей, образующих общество. Отличительной чертой патернализма можно считать попечительские отношения самого широкого спектра. К ним относятся цивилизаторские миссии, государственная опека, многообразные отношения личной зависимости в производственной, экономической, политической сферах, многочисленные патрон-клиентские отношения. В связи с этим мы можем отметить, что патернализм представляет собой специфический вариант
властных отношений, основанный на харизматическом типе господина. Поэтому здесь можно видеть принципиальную иерархичность, соподчинение и неравенство сторон.
В.Н.Шушкова [6] указывает, что в исследованиях явления патернализма существует несколько подходов к его анализу. Патернализм может рассматриваться как ценностная ориентация, социокультурная норма, тип социальных отношений, социальный институт или как тип социальной организации отдельных частей общества или социума в целом.
Таким образом патернализм предполагает существование роли «отца», «патера», «патрона» и роли «ребенка», «клиента». Эти роли находятся в иерархической упорядоченности: роль «отца» имеет высший статус, роль «ребенка» - низший (линейная структура). Кроме того, существуют роли «старших детей», находящихся на ступень ниже «родителя», но выше «просто детей» (пирамидальная структура). Здесь выделяются организующие нормы, выстроенные по патриархальному семейному принципу. Цель, осуществляемая патернализмом как социальным институтом, дать убежище: он отвечает потребности
индивидов в защите от нарастающего отчуждения и давления анонимных социальных механизмов. Патернализм предлагает иную, неофициальную форму социальной интеграции. Действия участников патерналистских институтов определены соответствующими ценностями, а их исполнение поддерживается выработанными санкциями [7]. Неформальные связи являются неотъемлемой чертой патерналистских отношений, они вытекают из характера отношений подчинения и отеческого покровительства. Индивиды, включенные в такой тип социальной организации, оценивают действительность и иных лиц в соответствии с ценностями и критериями, принятыми внутри собственного сообщества. В этой связи можно отметить, что патерналистские отношения - отношения не одномоментные, а длительные как для индивидов, так и для социальных ситуаций.
Если рассматривать патернализм в рамках институционального подхода, то можно отметить, что он рассматривается как устоявшийся набор из двух (или большего числа) взаимосвязанных социальных ролей, исполняемых индивидами в рамках больших социальных институтов: экономических, производственных, политических, образовательных и т.д. Здесь патернализм выступает в качестве одного из возможных способов исполнения ролей. Поэтому эти роли локальны и ограничены этими институтами.
Условием патернализма выступает особая социальная ситуация, при которой большое значение приобретает гомогенность членов сообщества. Человеческие общества в любой исторический момент стремятся к известной унификации индивидов, включенных в них. Вместе с тем, существует и определенная вариативность в поведении. Однако
достаточно сильные отклонения или девиации всегда осуждаются. Это общественное осуждение может выражаться как в стремлении изолировать «неправильных» членов сообщества, так и в попытках откорректировать их жизненные модели в соответствии с принятыми в данном сообществе эталонами. Чем меньше степень терпимости к отклоняющемуся поведению, чем жестче эталоны, тем больше ожидаемое число потенциальных девиантов, тем вероятнее становление патерналистских институциональных структур. Патерналистские конструкции позволяют одновременно навязывать определенные эталоны, принуждая индивидов или группы к желательному поведению, и контролировать успешность данных действий [6].
Учреждения для детей-сирот (детские дома, школы-интернаты) представляют собой не только образовательные, но и воспитательные учреждения. Воспитанникам этих учреждений предлагают освоить некие идеалы, приобщают к определенным культурным ценностям общества, таким образом, процесс обучения и воспитания направлен на их социализацию. Для выполнения этих функций учреждение для детей-сирот нередко обращается к образцам, заимствованным из патриархального семейного уклада. Однако воспитанники интернатных учреждений по существу живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Общество, изолируя ребенка в учреждении, как бы отделяет и отдаляет его от себя, а следовательно, от культурных ценностей и норм. В условиях отстранения ребенка от общества и его культуры оказывается затруднена передача социокультурного опыта, дефицит которого остается невосполненным и во взрослой жизни.
Так, опираясь на исследования Н.В.Шушковой [6], мы можем выделить черты патернализма, присущие учреждениям для детей-сирот. К ним относятся следующие:
- представления о воспитанниках как о детях неразумных и несамостоятельных;
- четкая дистанция между воспитанниками и педагогами;
- создание «учительских и воспитательских кланов», замкнутых внутри себя;
- дозирование знаний. Разделение информации на доступную всем и понимаемую избранными;
- игнорирование мнения воспитанников. Навязывание педагогами своей точки зрения как единственно верной. Отсутствие равноправия;
- обширная система санкций и запретов, регламентирующих поведение воспитанников внутри учебного заведения. Требование к ребенку о безоговорочном послушании и следовании установленным педагогами образцам;
- выделение привилегированных групп среди воспитанников;
- яркое и явное неприятие взрослыми нестандартных проявлений, оригинальности мышления и поведения, самостоятельности ребенка.
На наш взгляд, негативная особенность патерналистических отношений в учреждениях для детей-сирот заключается в следующем. Государство, беря опеку над детьми-сиротами, обеспечивает их переход из одной семьи - локальной в другую - более многочисленную. Передача ребенка назначенным попечителям совершается без участия и тем более без учета мнения самого ребенка.
В этих условиях ребенку-сироте недостает любви взрослого, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким.
Вышеизложенное подтверждает мысль о том, что традиционно сложившаяся система обучения детей-сирот в настоящее время представляется малоэффективной. На наш взгляд, интересы государства в сфере развития системы обучения этой категории детей можно видеть в трех, существенных моментах.
Во-первых, в нацеливаемости дать всем детям-сиротам доступное им качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и исполнять гражданские обязанности.
Во-вторых, в необходимости поддержать и сохранить единство общества, предотвратить маргинализацию социальных сирот и появление у них чувства заброшенности и отчужденности от остального общества, а также побудить это общество к терпимости и заботе о них.
В-третьих, в стремлении через обучение смягчить негативные последствия тяжелого социального положения ребенка; в уменьшении количества социальных сирот посредством пропаганды здорового образа жизни; мер профилактики, направленных на рождение ожидаемых детей; искоренения произвола и жестокости в учебных и бытовых отношениях.
Список литературы
1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
2. Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект-Пресс, 1995. 288 с.
3. Encyclopedia Britannica, 2003 // CD.
4. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 57-68.
5. Милль Дж. О свободе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: реферативный журнал. Серия 11. Социология. М.: ИНИОН РАН, 1996. № 2. С. 79-93.
6. Шушкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 281 с.
7. Афанасьев М.Н. Клиентаризм и российская государственность. М., 2000. С. 82.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., доц. каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PATERNALISM IN TRAINING AND EDUCATION OF ORPHAN CHILDREN
M.S. Leontieva
In article theoretic-methodological basics of paternalism are covered. Substantial borders of paternalism in humanitarian knowledge are designated, its conditions are allocated. Reveal, the lines of paternalism inherent in orphan children.
Key words: paternalism, humanization knowledge, socialization, social situation of development, orphan children.
Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogic, associate professor, associate professor of department of sports and improving technologies, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 37.018.324
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
М.С. Леонтьева
Приводится теоретический анализ понятий «социализация» «социальная адаптация». Раскрываются психолого-педагогические проблемы социализации и адаптации к социальным условиям жизни детей-сирот. Приводятся критерии сформированности социальной адаптации детей в условиях интернатных учреждений.
Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, психическая
адаптация, воспитание, дети-сироты.
Одной из задач образования, обучения и воспитания детей-сирот является их успешная социализация и адаптация к социальным условиям проживания и дальнейшей «взрослой» жизни в обществе. Однако только 40 % детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, относительно адаптированы к окружающим их условиям жизни.
В этой связи, на наш взгляд, представляется необходимым проанализировать различные аспекты понятия «социальная адаптация».
Следует отметить, что в отечественной педагогике, психологии и социологии проблема социальной адаптации рассматривается с помощью