УДК 159.9.016 Ханхатова Н.М., Дарижапова М.Н.
Ханхатова Н.М.
магистрант Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ, Россия)
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в сфере предпринимательства, как и в любой другой, на достижение успеха влияют определенные психологические факторы. Целью нашего теоретического исследования является изучение психологических факторов, влияющих на достижение успеха в предпринимательской деятельности. Исходя из цели работы, мы ставим перед собой следующие задачи: определить понятие успеха, выделить психологические факторы, которые помогают достичь успех в предпринимательстве.
Выводы: Цель достигнута: изучены психологические факторы, влияющие на достижение успеха в предпринимательской деятельности. Задачи выполнены: определено понятие успеха, выделены психологические факторы, помогающие в достижении успеха в предпринимательской среде.
Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, успех, психологические факторы, психология.
Понятие успеха является достаточно субъективным. Каждый воспринимает успех с высоты своего опыта, своих результатов в прошлом, своих целей и планов на будущее. В предпринимательской среде успех характеризуют по-разному, в зависимости от сферы исследования. Так, например, в экономике успех оценивается в деньгах, а в социологии - в уровне общественного признания. Здесь нужно отметить, что для каждого предпринимателя очень важен критерий внутренней оценки такого понятия, как успех. Такой план достижения успеха разрабатывает сам человек, этот план индивидуальный, только его. Здесь может быть цель заработать за год миллион или же 10 миллионов, может быть цель собрать команду из 10 специалистов, а может быть из 100. Человек в данном случае ориентируется только на свой опыт и на свои возможности. В таком случае, в рамках нашей работы мы даем следующее определение понятию успеха: успех - это умение ставить перед собой цели в каждой сфере своей жизни и достигать их.
На успешность предпринимательской деятельности влияет многообразие внешних (не зависящих от предпринимателя) и внутренних факторов. К внешним зачастую относятся социально-экономические условия, местные органы власти, отношение населения к определенной сфере предпринимательской деятельности и многое другое. Но современные исследователи обращают внимание не только на внешние факторы, но и на внутренние, которые являются не менее важными для формирования успешной предпринимательской деятельно сти.
Проблемой влияния психологических факторов на формирование успеха в предпринимательской сфере занимались как зарубежные исследователи (Т. Питере, Р. Хизрич, С. Холланд, Д. Френсис, М. Боуэн), так и отечественные (Ж.В. Масликова, В.Л. Романов, В.К. Шаповалов, Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова).
Если мы обратимся к исследованиям особенностей предпринимателя для успешности предпринимательской деятельности, то встретим разногласия, основанные на выделении нужных предпринимателю черт характера и личностных особенностей. Так, Е.К. Завьялова и С.Т. Посохова на первый план
выносят черты характера: рациональность, недоверчивость, агрессивность, авторитарность, суеверно-мистическую настроенность [3]. Ж.В. Масликова в своих исследованиях, напротив, говорит о том, что на успешность предпринимательства влияют такие личностные особенности, как: самоэффективность, адекватная самооценка, интернальный локус контроля, мотивация предпринимательской карьеры [5]. Щербатых Ю.В. в работе «Психология предпринимательства и бизнеса» отмечает, что люди с внутренним локусом контроля чаще становятся успешными предпринимателями, а внешний локус контроля чаще встречается у наемных рабочих [11]. Позняков В.П. и Филинкова Е.Б. считают, что у успешных предпринимателей также выявляется умеренная интернальность [6]. А.Е. Чирикова также выделяет такие личностные особенности предпринимателя, которые требуются для формирования успеха в предпринимательской деятельности, как: уверенность в себе, умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, умение быстро и правильно выбирать, умение отстаивать свою точку зрения [10].
При изучении теоретического материала для определения важных психологических особенностей для формирования успеха в предпринимательстве мы также сталкиваемся с проблемой социально-экономический и временных реалий. Так, в исследования начала 90-х основными чертами успешного предпринимателя выделяли агрессивность, рациональность, недоверчивость, авторитарность и суеверно-мистическое мышление [4]. Тогда как в начала 00-х на первых план выходят самоэффективность, адекватная самооценка, интернальный локус контроля, эмоциональная стабильность [5]. Это несоответствие дает основание сделать следующий вывод: на различных стадиях формирования социальных и экономических условий будут преуспевать предприниматели с различными типами личностей: в период кризиса экономики необходима агрессия и настойчивость со стороны предпринимателя, чтобы достичь успеха, а в стабильное время на рынке предпринимателю понадобится внутренний локус контроля и эмоциональная устойчивость для достижения успеха.
Если рассмотреть автобиографии некоторых успешных предпринимателей (например, Дж. Уелча, Р. Бенсона), или посмотреть интервью с некоторыми из них (например, с Сергеем Галицким, Леонидом Богуславским), то мы придем к выводу о том, что успешность предпринимательской деятельности развивается у тех предпринимателей, кто развивает свою личность целиком, во всех сферах.
Понятиями личностной зрелости и личностного роста занимается гуманистическая психология и практика консультирования. С каждым годом идет распространение создания центров роста, которые включают в себя различные виды духовных практик, физических упражнений, групповых и индивидуальных работ по познанию себя и саморазвитию.
Так, выделяют черты, определяющие личностную зрелость [12]: ответственность, целостность, субъектность, умеренно интернальный локус контроля, приоритет духовных ценностей, способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, самоидентичность, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, способность преодолевать обстоятельства и создавать свою жизнь, стремление к саморазвитию, постановка целей и их достижение, полное погружение в текущее занятие, готовность к риску, рефлексивность, гибкость (операциональная или смысловая), принятие других, терпимость, открытость.
Таким образом, мы полагаем, что успешные предприниматели имеют такие личностные особенности, которые положительно влияют на их профессиональную деятельность и выделяют их среди других предпринимателей. Успешных предпринимателей объединяет наличие качеств, характерных для зрелых личностей, то есть успешные предприниматели более зрелы в личностном развитии по сравнению с менее успешными, которые по шкале зрелости-инфантильности оказываются более инфантильными, потому что они стремятся к саморазвитию во всех жизненных областях. Но, стоит отметить, что самое важное в предпринимательской деятельности - это ощущение того, в какой момент нужно проявить свое то или иное качество, так
как нужно помнить, что на успешность в предпринимательской деятельности влияет не только внутренняя составляющая предпринимателя, но и внешние факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. "Психология предпринимательства". Москва: Финансы и статистика, 2003;
2. Доценко Е.Л. "Психология личности: учебное пособие". Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008;
3. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. "Психология предпринимательства: учебное пособие". Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2004;
4. Заславская Т.И. "Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус". Общественные науки и современность. 1995, № 1, стр. 17-32;
5. Масликова Ж.В. "Личностные детермианты карьерной успешности предпринимателя". Кандидатская диссертация, Ставрополь, 2001;
6. Позняков В.П. "Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей". Москва: Институт психологии РАН, 2001. 240 с;
7. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов). Под общей редакцией Бодрова А.М. Москва: Институт психологии РАН, 1995. 175 с;
8. Филинкова Е.Б. "Психология российского предпринимательства: Учебное пособие". Москва: Ректор, 2007. 288 с;
9. Филинкова Е.Б. "Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью". Кандидатская диссертация, Москва, 2001;
10. Чирикова А.Е. "Психология предпринимательской деятельности". Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей. Психологический журнал. 1999, том 20, № 3, стр. 81-92;
11. Щербатых Ю.В. "Психология предпринимательства и бизнеса: учебное пособие". Санкт-Петербург: Питер, 2008. 304 с;
12. Frager, R., Fadiman, J. "Personality & Personal Growth, 5th edition", 2002
Khankhatova N.M., Darizhapova M.N.
Khankhatova N.M.
Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL FACTORS ON ACHIEVEMENT OF SUCCESS IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
Abstract: in the field of entrepreneurship, as in any other, certain psychological factors influence the achievement of success. The purpose of our theoretical research is to study the psychological factors that influence the achievement of success in entrepreneurial activity. Based on the purpose of the work, we set ourselves the following tasks: to define the concept of success, to identify psychological factors that help achieve success in entrepreneurship.
Conclusions: The goal has been achieved: the psychological factors influencing the achievement of success in entrepreneurial activity have been studied. The tasks are completed: the concept of success is defined, psychological factors that help in achieving success in an entrepreneurial environment are highlighted.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneur, success, psychological factors, psychology.