Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. .№2 (43).
- 81-83 с.
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 292 с.
4. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. .№4.
- 62-64 с.
Психология личности
Гаджиева С.Н., Ханова З.Г.
Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований
В последние годы отмечается значительный рост исследовательского интереса к предпринимательству, деятельности предпринимателя и его личности [Белкин Е.В., Вавилов А.П., Котова И.Б., Китова Д. А., Лаптев Л.Г., Максименко А. В., Павлов Б.С., Татаркин А.И. и др.]. К предпринимателям, в самом общем виде, в настоящее время относят представителей большой профессиональной группы, являющихся собственниками и выполняющих разнообразные виды деятельности, ориентированные на получение максимальной прибыли. Несмотря на достаточное разнообразие ее характеристик, к общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность, относят: инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации [Друкер П., Смольков В.Г., Хайек Ф. и др.]. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли.
Отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе, отнюдь не однозначно. Оно колеблется в широком диапазоне оценок, от позитивных откликов до полного неприятия идей предпринимательства, ориентированных на получение прибыли любой ценой. Несформированность традиций национального предпринимательства делает его представителей очень уязвимыми к выбору легких, но не всегда законных и этически оправданных путей для достижения экономического успеха. Это способствует появлению и закреплению негативных черт личности предпринимателей, к ее деформациям. Отражаясь на деятельности предпринимателей, деформации получают дальнейшую «подпитку», результатом которой является не только разрушение личности, но и снижение успешности предпринимательской деятельности конкретного лица, а также формирование негативного отношения к предпринимательству в целом[3,4,5].
Рассмотрение проблем предпринимательства позволило выявить наличие ряда противоречий между:
- необходимостью интенсивного развития предпринимательства и трудностями его реализации в силу действия различных социально-экономических и психологических факторов;
- необходимостью разработки мер, способных поддержать предпринимательство, и недооценкой внутренних, психологических факторов, лежащих в основе его функционирования;
- необходимостью в полной мере использовать внутренний потенциал предпринимательства и отсутствием четкого представления о детерминантах, обусловливающих появление личностных и профессиональных деформаций у его субъектов.
Разрешение названных противоречий, связанных с психологическими особенностями субъектов предпринимательской деятельности, требуют проведения теоретико-эмпирического исследования психологии предпринимательства как нового и перспективного направления отечественной науки.
Несмотря на недостаточную разработанность данной проблематики, предпринимательская деятельность и личность предпринимателя имеют маргинальный статус, привлекая интерес исследователей ряда научных областей: психологии, социологии, философии, политологии, менеджмента и др.
Восприняв лучший опыт изучения бизнес-психологии Западной Европы и Северной Америки [Bilsky W., Odiorne G., Rotter J.B., Hieder F., Stacey В^., Shwats S.H. и др.], отечественные психологи значительно расширили круг изучаемых вопросов. Так, проведены научные исследования, раскрывающие психологические детерминанты успешной профессиональной карьеры предпринимателей малого и среднего бизнеса [Журавлев А.Л., Корнилова Т.В., Поздняков В.П., Шорохова Е.В., Чирикова А.Е.]; выявлены особенности смысловой сферы отечественных предпринимателей и их ментальности, ключевые ценности и мотивы предпринимательской деятельности [Андреева И.В., Чекунов А. А., Белинская Е.П., Толмачев Н.И., Булычкина В.Г., Варга А.Я., Дейнека О.С.]; изучены коммуникативные особенности личности предпринимателей [Акаева Н.Ш., Джанерьян С.Т., Клейменова Ю.Э., Коноваленко М. Ю., Кустов В.Н.]; обозначены значимые аспекты их профессиональной идентичности [Ермолаева Е.П., Андреева Г.М.] и т.д.
На фоне достаточно масштабных разработок психологии предпринимательства все еще остаются невыявленными многие закономерности, лежащие в основе успешности предпринимательской деятельности. В частности, не в полной мере раскрыта и подтверждена на теоретико-эмпирической основе психологическая обусловленность личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности.
При рассмотрении профессиональной успешности предпринимателей существуют принципиальные трудности ее количественного описания. Это
связано с тем, что их профессиональная деятельность зависит от многих внешних и внутренних факторов, не всегда поддающихся учету и контролю. Анализ ряда источников [Карачарова Ю.А., Климов Е.А., Родина О.Н. и др.] позволяет понять, что оценка профессиональной успешности предпринимателей должна основываться не только на объективных (производительность труда, качество продукции и др.), но и субъективных показателях её результативности (удовлетворенность трудом, переживание включенности личности в деятельность и др.). Она также должна учитывать собственную оценку и оценку профессиональной референтной группы.
Личностные деформации предпринимателя представляют собой сложное образование, включающее негативные изменения на когнитивном, эмоциональном, ценностно-смысловом и коммуникативном уровнях психической организации. Личностные деформации выступают психологическим барьером для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом.
Проводимые в психологической науке исследования предпринимательства характеризуются постепенным расширением вектора исследовательских изысканий. В западной психологии в сферу исследования попали: мотивация достижения, ценностные ориентации, локус контроля субъектов предпринимательской деятельности, принятие решений в ситуации риска и неопределенности [Шумпетер Й., Макклелланд Д., Брокхаус Р., Роттер Дж., Друкер П., Кейнс Дж.М.].
Собранные результаты и сделанные на их основе научные выводы позволяют составить более или менее общее представление о личности и деятельности предпринимателя[1]. С психологической точки предпринимательство раскрывается как процесс реализации личного замысла, идеи, приумножения богатства, связанный с определенным, иногда значительным, риском, полным посвящением себя созданию собственного дела, поиском путей предложения своим потенциальным клиентам нового товара или услуги [Мещерякова, С.В.]. При этом конституирующим признаком предпринимательства выступает деятельность его субъектов, связанная со свободой и автономией экономических решений, самостоятельностью, выражающейся в личном риске и личной ответственности [Панченко, Е.А.].
Выявлено существование в предпринимательской деятельности исполнительского и проектировочного аспекта и целого комплекса компонентов, раскрывающих ее специфику [Поздняков В.П., Филинкова Е.Б.].
В зависимости от объема реализуемой активности в предпринимательстве традиционно выделяются три уровня - малое предпринимательство, среднее предпринимательство и крупный бизнес. Предпринимательство достаточно неоднородно по структуре, форме и содержанию. К основным психологическим чертам личности предпринимателя отнесены: внутреннее стремление к новаторству (преобразующей деятельности), инициативность, конкретный тип практического мышления, волевые качества личности, потребность в
достижениях, самостоятельность, склонность к риску, приверженность делу, оптимистическая жизненная позиция, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость [Маркова, Е.К.].
Одним из ключевых признаков предпринимательской деятельности является наличие широкого спектра фрустрирующих ситуаций. Вне зависимости от выполняемой функции предприниматель непрерывно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Так, в силу правил, органично присущих предпринимательству, ему приходится действовать в условиях постоянной конкуренции.
При характеристике деятельности предпринимателя важно учитывать его частую вынужденность функционировать в условиях ситуационных лимитов, вызванных универсальным противоречием между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей, а также принимать решения в ситуациях неопределенности, что значительно сужает его жизненное пространство. Существенным аспектом предпринимательской деятельности является поиск удачи и нейтрализация неудач, которые часто носят стохастический характер. Прогноз определенного результата предпринимательской деятельности всегда содержит потенциальный риск неудачи при его достижении. Ситуация риска сопровождает действия предпринимателя вне зависимости от объема и достоверности информации и от точности расчета. Подобные условия деятельности нивелируют ценность рациональных калькуляций будущего, которое он пытается планировать [5].
Выбор предпринимательской деятельности в качестве профессиональной требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.
Одно из направлений исследований в данном предметном поле образует изучение мотивов смены субъектами основной профессии на предпринимательскую деятельность. Проведенные исследования способствовали выделению мотивов, лежащих в основе ее реализации. Вопреки сложившимся социальным стереотипам, исследователи отмечают, что предпринимательством занимаются не только ради денег. Доминирует стремление и умение достичь поставленных целей, самоактуализироваться, быть хозяином своей судьбы, ощутить власть над обстоятельствами. Последнее качество, как показывают некоторые западные исследования, наиболее резко отличают предпринимателей от представителей других профессий[7,8].
Среди факторов, побуждающих и формирующих активную деятельность предпринимателя, выделяются такие внутренние побудители как: стремление добиться финансовой независимости, социальной защищенности, стабильной деятельности, личностной самореализации, возможности иметь желаемое
положение в обществе и авторитет, возможности постоянного самосовершенствования, самообразования и др. [Маркова Е.А.].
Свойственные предпринимателю мотивы характеризуют направленность его личности, определяющую сферу его интересов, выстраиваемые приоритеты деловой активности.
Характеризуя личность предпринимателя, авторы отмечают присущую ей деловую направленность и стремление к максимизации усилий для достижения позитивного результата деятельности, ее успешности. Пристальный интерес исследователей вызывает психологический анализ денежного поведения предпринимателей и их отношение к деньгам. Детальное изучение данного вопроса содержится в исследовании О.С.Дейнека. В проведенном исследовании были установлены ведущие факторы, характеризующие особенности денежных отношений и поведения отечественных предпринимателей с очень высокими доходами.
Доминирующим уровнем отношения к собственности у предпринимателей чаще оказывается эгоистически-прагматический уровень и эмоциональный уровень отношения, что отражает эмоционально-потребительскую направленность отношения предпринимателей к собственности [Маркова, О.Н].
В этой связи заслуживают внимания оценки предпринимательства как побудительно-развивающей деятельности. Сделав шаг в новую сферу деятельности, и, добившись там результатов, предприниматели не только обеспечивают свое материальное благосостояние, но так же добились нового уровня в развитии своей личности .
Как и представители любой профессиональной сферы, предприниматели характеризуются определенным набором смысложизненных ориентаций. По данным Ю.В. Щербатых, среди смысложизненных стратегий предпринимателей выделяются четыре разновидности: направленность на удовлетворение витальных потребностей, социальные достижения, обретение свободы и независимости, самореализацию. Исследователь пришел к выводу, что в смысложизненной стратегии современного предпринимателя преобладает эгоцентрическая направленность, прагматические ценности и высокий уровень личной ответственности.
Креативность, оперативность и инструментальное отношение к правовым нормам в качестве приоритетных ценностных позиций предпринимателя выделены О.А. Басовой. Исследователь указывает, что такие приоритеты свидетельствуют о способности предпринимателей к оперативному и нестандартному подходу к решению профессиональных задач. Выявленные факты говорят о противоречии между стремлением предпринимателей к творческому проявлению и необходимостью следовать жестким внешним формам контроля, не всегда соответствующим основной специфике деятельности [Басова, О. А.].
Стремление к наибольшим достижениям, к самовыражению и необходимость любой ценой сохранить свой бизнес, заинтересованность в
прогрессивном развитии общества и вынужденность его использования в своих интересах, - все это и многое другое рождают внутреннюю противоречивость предпринимательской деятельности. Данная противоречивость не может не рождать неоднозначное отношение к предпринимательству и его субъектам со стороны социума [Климова С.Г., Дордукова О.В.Дунаевский Л.В., Мелия М.И., Розин М.В., Лавриненко В. Н., Чирикова А.Е.].
В российском обществе [Джанерьян С.Т., Рудакова С.В., Ничепуренко Л. В., Мелия М.И., Розин М.В., Вильданова А. А., Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В. и др.] выделяются противоречия социально-психологического и психологического планов - позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам - предпринимателям.
Социально-психологический феномен разнополярного отношения к предпринимательству отмечается не только в отечественной, но и в и зарубежной культуре. Кросскультурные исследования восприятия предпринимателей показывают существенные отличия образа предпринимателя, распространенного в США и Японии, от образа предпринимателя в Европе и России. В США и Японии предприниматель воспринимается как человек, обслуживающий нужды общества и создающий рабочие места. В Европе и России образ предпринимателя в основном не позитивен, что объясняется: скрытностью его деятельности; стереотипами восприятия ("делец", "эксплуататор"); категоричным стилем общения и поведения большинства предпринимателей; завистью и т.д. Вместе с тем, установлено, что несовпадающее отношение к предпринимательству и предпринимателям - чисто отечественный феномен. Выделенное противоречие в западных странах отсутствует [Карлоф Б., Питерс М., Хизрич Р. и др.].
Неоднозначность отношения к предпринимательству, в определенной степени, связана с нестабильностью деятельности его субъектов. Данная нестабильность проявляется не только по отношению к потребителям, но и к самим предпринимателям. О.В. Дордукова отмечает, что противоречивость, неадекватность и комплиментарность отношения проявляется и самими предпринимателями по отношению к себе, к своей деятельности. Неоднозначное, в подавляющем числе случаев негативное отношение к предпринимателям, может быть объяснено социальным фоном, на котором реализуется предпринимательская деятельность. Данный фон образует, отмечаемое многими исследователями [Шмелев А.Г., Улыбина Е.В., Белых А.В.], негативное отношение к мотивации личного успеха, сформировавшееся в отечественной культуре. По сути, требуется масштабное изменение имиджа предпринимательской деятельности.
Имидж предпринимателей является сложным опосредованным отражением их профессиональной деятельности, поведения, отношений и общения. Восприятие созданного имиджа предпринимателей во многом зависит от страфикационной принадлежности субъекта, характера сложившихся отношений между ним и субъектами предпринимательской деятельности.
Важнейшим компонентом предпринимательской деятельности выступает общение. Разворачиваясь в различных ситуациях, общение предпринимателя
достаточно многофункционально и многоаспектно. В частности, в рамках общения в предпринимательской деятельности осуществляется функционирование информации, управление активностью и оказание воздействия на клиентов, подчиненных и коллег.
Поскольку основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей выступают конкуренция и партнерство, то его содержание может быть охарактеризовано в зависимости от того, какая ориентация в организации экономической деятельности в большей мере предпринимателю свойственна. Вне зависимости от ориентации делового взаимодействия, оно предъявляет особые требования к коммуникативной сфере предпринимателя.
Попытки выделить нечто общее в личности и деятельности предпринимателя привели к появлению опыта построения их типологий. В работе М. Вебера и В. Зомбарта содержится описание типов предпринимательской активности, обусловленных индивидуально-психологи-ческими особенностями предпринимателей: рациональный, авантюрный, предпринимательский и мещанский [Мешалкин В В.].
К настоящему времени уже накоплен определенный теоретико -эмпирический материал, раскрывающий психологическую сторону предпринимательства, позволяющий составить представление о психологических особенностях предпринимательской деятельности и личности его субъектов. Наряду выделением с индивидуальных черт, свойственных личности предпринимателя, имеются попытки выделить его типологические характеристики и по разным основаниям построить психологические портреты предпринимателей.
Выявлено, что у предпринимателей, вне зависимости от уровня их успешности, проявляются деформации в когнитивной, эмоциональной, смысловой и коммуникативной сферах, которые можно выявить на основе определенных личностных параметров. В качестве индикаторов деформаций когнитивной сферы личности могут выступать: ригидность, ограниченность мышления и консерватизм. Индикаторами деформаций эмоциональной сферы личности являются эмоциональная неустойчивость и психоэмоциональное истощение. Индикаторами деформаций смысловой сферы личности - редукция личных достижений, низкая профессиональная мотивация и беспринципность, а коммуникативной сферы личности - деперсонализация, социальное дистанцирование, снижение социальных контактов, замкнутость и центрированность на себе.
Доминанты деформации личности предпринимателей различаются в зависимости от уровня их успешности. Среди высоко успешных предпринимателей наиболее распространенными являются деформации эмоциональной и смысловой сфер личности; среди мало успешных предпринимателей - деформации коммуникативной и когнитивной сфер личности.
К общим психологическим детерминантам деформации личности предпринимателей с разным уровнем успешности относятся недостаточная
познавательная активность, слабо развитые коммуникативные способности, отсутствие навыков психической саморегуляции и несформированность позитивного образа Я.
В качестве специфических детерминант деформации личности высоко успешных предпринимателей выступает повышенная эмоциональная возбудимость, а у мало успешных - возникает снижение социальных контактов, приводящих к социальному дистанцированию, замкнутости и центрированности на себе.
Содействие предпринимателям в преодолении деформаций личности и повышении уровня своей успешности должно основываться на изменении состояния общих (в ходе общегруппового воздействия) и специфических (в ходе индивидуального воздействия) детерминант. Работа в этом направлении будет проходить успешно, если она будет основываться на разработанной авторской программе, включающей образовательный курс, тренинговую программу и индивидуальное консультирование по вопросам повышения успешности предпринимателя.
Литература
1. Антоненко И. В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.В. Антоненко. - М., 1995.
2. Журавлев А.А. Российские предприниматели в современной социальной структуре / А.А. Журавлев, В.П. Поздняков // Социологические исследования.
- 1994. - №5. - С. 61
3. Завьялова Е.К. Психология предпринимательства / Е.К. Завьялова, С. Т. Посохова. - СПб., 1997. - С. 236
4. Задорожнюк И.Е. Предприниматель: экономико-психологический профиль / И. Е. Задорожнюк // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - №3.
5. Котова И.Б. Психологическая характеристика предпринимательской деятельности / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. - Ставрополь, 2002. - С. 23-31
6. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства / В.В. Марченко. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1996. - С. 468
7. Поздняков В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Поздняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - №5. - С. 32-43
8. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология / С.К. Рощин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №1. - С. 31-43
9. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей / А.Е. Чирикова // Психологический журнал.
- 1999. - №3. - С. 81-82