Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОТОВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРИБЫЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / КАРЬЕРА / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / PERSONALITY / ACTIVITY / ENTREPRENEURSHIP / READINESS / SUCCESS / PROFESSIONALISM / PROFIT / RESPONSIBILITY / STABILITY / FORMATION / TRAINING / CAREER / ECONOMY / BUSINESS / PROCESS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна, Позина Марина Борисовна

В исследовании выявлены факторы, влияющие на подготовку личности к предпринимательской деятельности в современной России. Представлены современные тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности, содержащей понятие о сущности, детерминантах и механизмах развития на различных этапах обучения. Обозначены проблемы профессионального образование, трудности в осуществлении подготовки студентов к предпринимательской деятельности, в рамках которого студенты постигают понятийные и фундаментальные закономерности экономики и бизнеса. Приведены результаты положительного опыта допрофессиональной и профессиональной подготовки к предпринимательской деятельности в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Предложен последовательный план подготовки личности к предпринимательской деятельности в рамках образовательной деятельности. Содержатся технологии, направленные на развитие представлений о сущности и психологических особенностях предпринимательской деятельности; на выработку позитивного отношения к предпринимательской деятельности; на освоение адекватных способов успешного предпринимательства в реально заданных социально-экономических условиях. Доказано, что перечисленные факторы создают предпосылки для подготовки современных специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна, Позина Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The study identifies factors that influence the preparation of an individual for entrepreneurial activity in modern Russia. The article presents current trends in the formation of a person's psychological readiness for entrepreneurial activity, which contains the concept of the essence, determinants and mechanisms of development at various stages of training. The problems of professional education, difficulties in preparing students for business activities, in which students comprehend the conceptual and fundamental laws of the economy and business, are identified. The results of the positive experience of pre-professional and professional training for entrepreneurship at the Moscow financial and industrial University "synergy"are presented. A consistent plan for preparing an individual for entrepreneurial activity in the framework of educational activities is proposed. It contains technologies aimed at developing ideas about the essence and psychological features of entrepreneurial activity; at developing a positive attitude to entrepreneurial activity; and at developing adequate ways of successful entrepreneurship in real socio-economic conditions. It is proved that these factors create prerequisites for the training of modern specialists who will have formed a psychological readiness for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Khanova Zoya Gadjalievna, Posina Marina Borisovna TENDENCIES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL ..

psychological science

УДК 159.9.072.4

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0093

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

SPIN: 6920-0471

AuthorlD: 464897

Ханова Зоя Гаджиалиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

SPIN: 7706-2422

AuthorlD: 858625

Позина Марина Борисовна, заведующий кафедрой психологии,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (105318, Москва, Измайловский Вал, д. 2, Россия. e-mail: [email protected])

Аннотация. В исследовании выявлены факторы, влияющие на подготовку личности к предпринимательской деятельности в современной России. Представлены современные тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности, содержащей понятие о сущности, детерминантах и механизмах развития на различных этапах обучения. Обозначены проблемы профессионального образование, трудности в осуществлении подготовки студентов к предпринимательской деятельности, в рамках которого студенты постигают понятийные и фундаментальные закономерности экономики и бизнеса. Приведены результаты положительного опыта допрофессиональной и профессиональной подготовки к предпринимательской деятельности в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Предложен последовательный план подготовки личности к предпринимательской деятельности в рамках образовательной деятельности. Содержатся технологии, направленные на развитие представлений о сущности и психологических особенностях предпринимательской деятельности; на выработку позитивного отношения к предпринимательской деятельности; на освоение адекватных способов успешного предпринимательства в реально заданных социально-экономических условиях. Доказано, что перечисленные факторы создают предпосылки для подготовки современных специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: личность, деятельность, предпринимательство, готовность, активность, успешность, профессионализм, прибыль, ответственность, устойчивость, успешность, формирование, подготовка, карьера, экономика, бизнес, процесс, предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель.

TENDENCIES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

© 2020

Khanova Zoya Gadjalievna, Doctor of psychological Sciences, Professor of the Department of psychology Posina Marina Borisovna, head of the Department. Department of psychology, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychology Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (105318, Moscow, Izmailovsky Val, 2, Russia. e-mail: [email protected])

Abstract. The study identifies factors that influence the preparation of an individual for entrepreneurial activity in modern Russia. The article presents current trends in the formation of a person's psychological readiness for entrepreneurial activity, which contains the concept of the essence, determinants and mechanisms of development at various stages of training. The problems of professional education, difficulties in preparing students for business activities, in which students comprehend the conceptual and fundamental laws of the economy and business, are identified. The results of the positive experience of pre-professional and professional training for entrepreneurship at the Moscow financial and industrial University "synergy"are presented. A consistent plan for preparing an individual for entrepreneurial activity in the framework of educational activities is proposed. It contains technologies aimed at developing ideas about the essence and psychological features of entrepreneurial activity; at developing a positive attitude to entrepreneurial activity; and at developing adequate ways of successful entrepreneurship in real socio-economic conditions. It is proved that these factors create prerequisites for the training of modern specialists who will have formed a psychological readiness for entrepreneurial activity.

Keywords: personality, activity, entrepreneurship, readiness, activity, success, professionalism, profit, responsibility, stability, success, formation, training, career, economy, business, process, entrepreneurial activity, individual entrepreneur.

ВВЕДЕНИЕ.

Современная предпринимательская деятельность приобрела статус одной из наиболее престижных профессий в современном российском обществе, путь к вершинам которого доступен не каждому. Важной стороной современной предпринимательской деятельности является формирование готовности к нововведениям, культуре поведения, ответственности за принятые решения, способности к взвешенному риску, компетентности в области экономики, технологии, права.

Современные исследователи проблем психологической готовности личности к экономической жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, В.Д. Шадриков, О.С. Дейнека, А.В.Филиппов, В.А. Хащенко и др.); психологических концепции и теории российского предпринимательства (Г.К. Гинс, Т.Ю.Базаров, А.Л.Журавлев, А.Д. Карнышев, А.И.Китов, И.Б.Котова, А.Б. Купрейченко,

В.П. Поздняков, С.А. Харитонов, А.В. Филиппов); особенностей смысловой сферы, ключевых ценностей и мотивов предпринимательской деятельности (И.В. Андреева, А.А. Чекунов, Е.П. Белинская, Н.И. Толмачев, В.Г. Булычкина, А.Я. Варга, О.С. Дейнека, Ю.Б. Рубин). аспектов психологической подготовки личности к экономической деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн) сходятся во мнении, что нужна некая концепция, механизм, способствующий формированию прикладной подготовки студентов к предпринимательской деятельности Одним из трёх масштабных резервов экономического роста страны, к середине следующего десятилетия должно стать развитие малого предпринимательства. Менее чем через десять лет в малом бизнесе, по словам Президента, должно быть около 20% населения. Это будут заслуживающие уважение люди, желающие честно работать, проявлять себя, служить Отечеству

406

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

психологические науки

Ханова Зоя Гаджиалиевна, Позина Марина Борисовна ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...

и добиваться успеха. Для начала, говорит Президент Российской Федерации В. Путин, нужно выстроить современную раннюю профориентацию школьников, в которой партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы и успешные компании. В этой связи возникает проблема подготовки современных специалистов, так и студентов у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Новые социально-экономические и политические условия развития нашей страны актуализирует проблему подготовки современных специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности. Эта готовность должна стать основой для развития их способностей к принятию самостоятельных решений и предпринимательских инициатив, стремления к конструктивному сотрудничеству, к выбору творческого и динамического варианта жизни, к проявлению социальной ответственности, коммуникабельности и толерантности [15, 16].

Суть социального заказа системы профессионального образования, занимающейся подготовкой студентов к предпринимательской деятельности заключается в формировании у студентов экономического мышления, через обеспечение компетентности, конкурентоспособности и активности личности в различных видах предпринимательской деятельности. Анализ показывает, что вузы, занимающиеся современными прикладными технологиями подготовки студентов к предпринимательской деятельности используя практико-ориентирован-ный подход имеют по сравнению с массовой системой подготовки ряд преимуществ и возможностей для подготовки к современному предпринимательству.

Сложившийся недавно в России социальный предпринимательский слой занимает сегодня особое положение в социальной структуре общества. На это оказывает особое влияние сложившаяся сегодня экономическая система, а также отношение общества к предпринимательскому слою населения [1, 6, 19].

Предприниматель - это инноватор, своего рода социальный творец профессиональных организаций, профессий и рабочих мест. Успешность деятельности предпринимателя определяется множеством его личностных факторов. Это сложный, многоплановый процесс самореализации личности, который складывается из умений строить коммуникации, принимать решения, делать выбор, качественно управлять и мотивировать задействованных в процесс людей [3, 11, 16].

В рамках российского законодательства предпринимательство рассматривается как особый вид деловой активности личности, основанный на самостоятельной инициативе и ответственности, которую личность берёт на себя с целью получения прибыли. Зеер Э.Ф. отмечает, что предпринимателей от других социально-профессиональных групп отличает доминирование установки доводить начатое дело до конца, стремление к познанию себя, готовность брать на себя ответственность. Исследования психологических аспектов смысла жизни показывают, что характерной чертой личности предпринимателя является нравственная устойчивость [5, 7, 18].

Предпринимательство присутствует везде и всех отношениях (деловых, партнёрских, экономических, социальных и пр.). К предпринимательству готовят школьников в специализированных школах, студентов соответствующих направлений в вузах, специалистов (по необходимости) на своих рабочих местах, пенсионеров (желающих заниматься активной деятельностью с целью получения прибыли) в рамках просветительской и практической работы в специализированных кружках/ секциях. На сегодняшний день в отечественной педагогической психологии не существует единой концепции формирования психологической готовности школьников и студентов к предпринимательской деятельности

[17].

В системе профессионального образования подготовка к предпринимательской деятельности осуществляется чаще всего в рамках учебно-воспитательного процесса, или за счет спецкурсов по основам современной экономики, введения бизнеса, психологии предпринимательства и др. Существуют и другие дополнительные варианты подготовки, такие как: подготовка на предприятиях/учреждениях во время стажировок; платные специальные курсы по введению бизнеса; различные формы подготовки, клубы, кружки, секции, научные общества [2, 9].

Нынешнее профессиональное образование, испытывая особые трудности в осуществлении подготовки студентов к предпринимательской деятельности, старается обеспечить хотя бы пропедевтическую готовность к ней через введение курсов «Основы предпринимательства и права», «Предпринимательская деятельность», «Технологическое предпринимательство», в рамках которого студенты получают соответствующие знания в области предпринимательской деятельности, фундаментальные понятия о закономерностях введения бизнеса.

Результат показывает, что используемые в работе подготовки программы «Основы предпринимательства и права», «Предпринимательская деятельность», «Управления бизнес процессами», «Управления проектами», и другие дают определенные положительные результаты. На сегодняшний день, не только в специализированных ВУЗах, и во многих других вузах сегодня ведется подготовка с углубленным изучением дисциплин «Основы предпринимательства и права», «Менеджмент», «Маркетинг», «Управления бизнес процессами» и т. д.

Положительный опыт подготовки студентов к предпринимательской деятельности накоплен в Московском финансово-промышленном университете «Синергия», в которых изучаются «Основы предпринимательства и права», «Предпринимательская деятельность», «Технологическое предпринимательство», «Управления бизнес процессами», «Управления проектами», «Основы менеджмента и маркетинга» и т. д., основной целью которого является формирование особого предпринимательского мышления, ориентированного на систему общечеловеческих ценностей в экономике, развитие общей культуры предпринимателя, формирование научных и практических знаний через анализ экономических процессов.

С появлением все новых форм предпринимательства, вузы должны расширять учебные программы. Например, новая форма предпринимательства - «Технологическое предпринимательство», связанное с созданием новых продуктов и услуг с использованием новейших научных знаний и/или технологий, правами на которые обладает компания-разработчик. Растущие темпы развития науки и техники, усложнили ситуацию на рынках сырья и продукции. Сложились условия, требующие постоянного изменения к меняющимся темпам развития техники.

Огромное значение при подготовке студентов к современной предпринимательской деятельности уделяются знаниям в области интернет технологии. Современное предпринимательство перешло на общую цифровую площадку (регистрация предпринимателя как ИП, создание сайта организации, ее поддержание и раскрутка, создание личного аккаунта, создание своей странички, введение прозрачного конкурентоспособного бизнеса в сетях, он-лайн продажи через сайты и другие интернет ресурсы, получение оценки виде отзывов от клиентов и пр.) соответствующую требованиям современного этапа развития общества [8, 14].

Для качественного и своевременного решения проблем подготовки студентов к предпринимательской деятельности необходимо решение ряда ключевых вопросов, среди которых:

- разработка комплекса педагогических программ

Khanova Zoya Gadjalievna, Posina Marina Borisovna psychological

TENDENCIES OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL ... science

подготовки к предпринимательской деятельности;

- разработка модели конкурентоспособной личности, способной к успешному предпринимательству;

- использование баз практик для прохождения стажировок;

- включение студентов в предпринимательскую деятельность, способствующую формированию компетенций, умений, и личностных качеств необходимых предпринимателю;

- повышение компетентности педагогов, участвующих в подготовке к предпринимательству студентов.

Московский финансово-промышленный университет пытается комплексно решить проблему непрерывности подготовки к предпринимательской деятельности. В этой связи открыт колледж при университете, где идет не только теоретическая подготовка, но и ученики получают практические навыки введения бизнеса. Ученики колледжа с экономико-правовым уклоном изучает следующие курсы: «Основы предпринимательства и права», «Основы маркетинга и менеджмента», «Управленческая психология», «Предпринимательская деятельность», «Управление бизнес-процессами», «Деловой этикет» и т.д. По завершению теоретического обучения они проходят стажировку в предпринимательских структурах города. Для защиты дипломного проекта они разрабатывают Проекты будущего предпринимательского дела или бизнеса, где они будут задействованы. Защищая выпускные проектные работы, учащиеся колледжа получают развернутый анализ и экспертизу проектной работы от преподавателей и практиков, с последующим сопровождением.

А студенты университета, обучающиеся на последних курсах факультета бизнеса для прохождения производственной, научно-исследовательской и преддипломной практики в обязательном порядке открывают ИП, где пытаются органично сочетать полученный теоретический блок с прикладным. Индивидуальный предприниматель (сокращённо - ИП) - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [10, 12, 20, 21, 22]. Все виды и формы современного введения бизнеса изучают и исследуют в качестве индивидуальных предпринимателей на себе студенты. Преподаватели и бизнес-тренеры, работающие со студентов в качестве научных руководителей, помогают начать бизнес и наладить процессы. Таким образом, большинство выпускников факультета бизнеса заканчивая вуз являются индивидуальными предпринимателями и имеют свое дело/ собственный бизнес. Чаще всего это интернет магазины, интернет услуги и пр.

Во многих ВУЗах образовательные программы ориентированы на ознакомление с управленческой деятельностью и содержанием работы управленческого звена [13]. Вместе с тем, нет практикоориентированных программ подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Формирование у студентов практикоори-ентированных навыков и компетенций, направленных на подготовку к современному предпринимательству и введению бизнеса, является основной задачей педагогической и психологической практики подготовки к предпринимательской деятельности [4].

Колледж, созданный при Московском финансово-промышленном университете «Синергия», достаточной степени на сегодняшний день удовлетворяет познавательные потребности учащихся в знакомстве с современными достижениями науки о функционировании рыночных отношений в процессе изучений курсов: «Современные бизнес-технологии», «Психология продаж», «Основы предпринимательской деятельности», «Технология успеха» и др. В учебный план включены также курсы «Этика деловых отношений», «Основы маркетинга и менеджмента», «Экономическая информатика», «Управление бизнес-процессами» и т.д. 408

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результатом такой подготовки студентов является рост числа выпускников-индивидуальных предпринимателей, которые сделали первую попытку заняться своим делом открыв ИП. Впрочем, определены необходимые условия формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, направленные на развитие способности включаться в предпринимательскую деятельность.

В странах с развитой экономикой и вековым опытом рыночных отношений подготовку к ведению бизнеса начинает довольно рано. Во многих странах,

- в Великобритании, Норвегии, Германии, Венгрии, Болгарии, - основам предпринимательской деятельности начинают обучать еще в школе. В США и Канаде

- в двухлетних младших колледжах и затем в университетах. В Японии предпринимательству учат в специализированных учебных центрах, университетах или непосредственно на рабочем месте. В некоторых странах в разгар мирового кризиса были запущены специальные программы по стимулированию и поддержке молодёжного предпринимательства. Например, в Германии по такой программе ежегодно готовятся примерно 60 предпринимателей, каждый из которых подтверждает свою успешность тем, что в 100% случаев после окончания обучения остаётся в начатом бизнесе.

ВЫВОДЫ.

Готовность личности к предпринимательской деятельности зависит от ценностно-целевых предпринимательских ориентаций, которые формируются через осознание связи учебной ситуации с реальной предпринимательской деятельностью. Социально-экономические факторы и механизмы развития общества оказывают побуждающее, направляющее, поддерживающее, контролирующее, корректирующее влияние на ее протекание.

Таким образом, меняется отношение к подготовке школьников и студентов к предпринимательской деятельности в целом. Поэтапно выстраивается система ранней профориентации школьников, партнёрами которых становятся профильные колледжи и университеты, готовые принять их для продолжения дальнейшего обучения. Разрабатываются технологии, направленные на развитие представлений о сущности и психологических особенностях предпринимательской деятельности; на выработку позитивного отношения к предпринимательской деятельности как социально и личностно значимой; на освоение адекватных способов успешного предпринимательства в реально заданных социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ВасянинМ.С. Ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе: автореф. дисс. канд. соц. наук. Пенза, 2013. 26 с.

2. Гатиятуллин М. Х. Концептуальные основания системы подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №6. — С. 122-128.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

4. Завьялова, Е. К., Посохова, С. Т. Психология предпринимательства: учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. 296 с.

5. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Профессионально-личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности // Образование и наука. 2008. № 7 (55). С. 42-49.

6. Корнейко О.В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Том 10, № 5. С. 169-183.

7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / URL: http://psylib.org.ua/books/maddi01/

8. Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: Изд. дом НИУВШЭ, 2011. 288 с.

9. Позняков В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений // Проблемы педагогики и психологии. №1. 2014. — СС. 267-273

10. Позняков В.П., Познякова Н.Н., Тихомирова С.В. Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных//Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. — С. 227-233.

11. Психология предпринимательства. Хрестоматия. Учебное

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

психологические науки

пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. 786 с.

12. Райгородский Д.Я. Психология предпринимательства / серия Менеджмент. — Самара: Бахрах, 2007.

13. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства / учебник для студентов вузов. — М.: Изд-во Синергия, 2016.

14. Умаев А.У. Педагогические условия подготовки школьников к предпринимательству. канд. пед. наук : 13.00.01. Махачкала 2000. — 18с.

15. Ханова З.Г, Магомедова Х.Н. Предпринимательство и предпринимательская деятельность в предметном поле психологических исследований // Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2018. С. 68-74.

16. Ханова З.Г. Склонность к предпринимательству как мотива-ционно-смысловое образование личности // Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2018. С. 63-68

17. Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов вузов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии: Автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.07.— Сочи, 2012. - 46 с.

18. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни //Вопросы психологии, 2003, №3. С. 3-15.

19. Яшин Ф.Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: автореф. канд. психол. наук. М., 2006. 27 с.

20. https://ru.wikipedia.org/wiki Индивидуальный предприниматель (Россия)

21. Шумик Е.Г., Сарычева М.А., Суворова С.К. Молодежное предпринимательство ключевой фактор развития региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 212-215.

22. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 201-203.

Статья поступила в редакцию 15.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

Ханова Зоя Гаджиалиевна, Позина Марина Борисовна ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.