Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования готовности студентов высшего образования к предпринимательской деятельности'

Теоретические аспекты формирования готовности студентов высшего образования к предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозчикова Елена Николаевна

Актуализируется проблема формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. На основе исследований психолого-педагогической литературы зарубежных и российских авторов рассматриваются аспекты формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. Анализируются модели предпринимательских компетенций и компетенции, формирование которых предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика. Делается вывод о несоответствии желаемых в действительности и планируемых в стандартах профессиональных компетенций, что определяет необходимость проектирования и дальнейшей реализации обобщенной компетентностной модели формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности, представленной в данном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозчикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING HIGHER SCHOOL STUDENT”S READINESS FOR ENTERPRENEURSSHIP

The problem of forming student’s readiness for entrepreneurship is actualized. Aspects of forming student’s readiness for entrepreneurship are discussed on the basis of the researches of the Russian and foreign authors. Models of entrepreneur competences and the competences included in the federal state standards of education for the programs 38.03.02 Management and 38.03.05 Business-Informatics are actualized. It is concluded that competences included into the standards differ from the actually required ones, and it is necessary to project and implement a generalized competence model of forming student’s readiness for entrepreneurship discussed in this study.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования готовности студентов высшего образования к предпринимательской деятельности»

УДК 378.14 ББК 74.484.4

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-3-120-129

Е.Н. Перевозчикова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуализируется проблема формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. На основе исследований психолого-педагогической литературы зарубежных и российских авторов рассматриваются аспекты формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. Анализируются модели предпринимательских компетенций и компетенции, формирование которых предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика. Делается вывод о несоответствии желаемых в действительности и планируемых в стандартах профессиональных компетенций, что определяет необходимость проектирования и дальнейшей реализации обобщенной компетентностной модели формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности, представленной в данном исследовании.

Ключевые слова: формирование готовности студентов к предпринимательской деятельности, предпринимательские компетенции, инновационно-предпринимательские компетенции, модель предпринимательских компетенций, компетентностная модель готовности студентов к предпринимательской деятельности.

E.N. Perevozchikova

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING HIGHER SCHOOL STUDENT"S READINESS FOR ENTERPRENEURSSHIP

The problem offorming student's readiness for entrepreneurship is actualized. Aspects of forming student's readiness for entrepreneurship are discussed on the basis of the researches of the Russian andforeign authors. Models of entrepreneur competences and the competences included in the federal state standards of education for the programs 38.03.02 Management and 38.03.05 Business-Informatics are actualized. It is concluded that competences included into the standards differ from the actually required ones, and it is necessary to project and implement a generalized competence model of forming student's readiness for entrepreneurship discussed in this study.

Keywords: forming student's readiness for entrepreneurship, entrepreneur competences, innovative entrepreneur competences, model of entrepreneur competences, model of student's readiness for entrepreneurship.

Вопросы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности широко исследуются в педагогической и психологической литературе. Проблемы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности рассмотрены в работах А.Г. Асмо-лова [1], А.А. Деркача [4], А.Н. Леонтьева [10], Л.К. Тучкиной [16] и др. Психологические аспекты феномена готовности к осуществлению профессиональной деятельности явились объектом исследования М.И. Дьяченко [7], М.А. Котик [9], К.К. Платонова [11] и др. Структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности и психолого-педагогические условия их оптимизации в процессе обучения исследованы З.Г. Хановой, А.И. Мата-каевым [17]. Отечественные психологи Е.П. Белинская [2], А.Я. Варга [3] выявили ведущие особенности смысловой сферы отечественных предпринимателей, их профессиональной ментальности, ключевых ценностей и мотивов предпринимательской деятельности. С.Т. Джанерьян [5], Ю.Э. Клейменова [8], изучили коммуникативные свойства личности предпринимателей. Таким образом, деятельность и личность предпринимателя в настоящее время вызывают интерес у многих представителей психологической науки.

В педагогической практике готовность студентов к профессиональной деятельности, в том числе и к предпринимательской, вплотную связана с проблемами формирования профессиональных компетенций, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и основных профессиональных образовательных программах, в частности по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика.

ФГОС по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент предусматривает предпринимательскую деятельность как один из видов деятельности, к которой готовятся выпускники, осваивающие

программу бакалавриата [13]. Они должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

1) способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17);

2) владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18);

3) владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК-19);

4) владением навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур (ПК-20).

Согласно ФГОС по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика [12] в целях формирования инновационно-предпринимательской деятельности у выпускников должны быть сформированы следующие предпринимательские компетенции:

1) способность описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-25);

2) способность разрабатывать бизнес-планы по созданию новых бизнес-проектов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-26);

3) способность использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-инновационных продуктов и услуг (ПК-27);

4) способность создавать новые бизнес-проекты на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-28).

При исследовании проблемы формирования предпринимательских компетенций нами было рассмотрено несколько моделей предпринимательских компетенций.

А.Ю. Чепуренко, научным руководителем Лаборатории исследований

ш о н X ф ^ н о о X

н о .0 н

^ к

н ф

о о ч

X

со о

о ^

1- о

о -й

ц

к X го ф н го ^

со

о X

о -& с ч ф с

2 ^

1- к

^

ф X

с о го го ш о

ф со

ГО

^

о ю

ф о

т о

ф

ф э

о о

ф н .0 ш

предпринимательства НИУ ВШЭ, было выделено 5 блоков компетенций, которые важны для предпринимателя [18]. На рис. 1 показаны блоки предприни-

мательских компетенций, выраженные в виде основополагающих требований к знаниям, умениям и личностным качествам.

Знать «ЗАЧЕМ?» N

У

г Знать «КАК?»

V >

^ Знать «КТО?» >

V У

г Знать «КОГДА?»

V >

г Знать «ЧТО?» >

• готовность к самоотдаче, риску, выдержка;

• вера в себя;

профессиональные знания и умения;

навык сетевого общения;

• навыки и интуиция;

общие знания; технологические знания.

Рис. 1. Система предпринимательских компетенций (А.Ю. Чепуренко)

го ш о

т со

0 ш <и а <и с

1 ш

При этом пункты «Знать «ЗАЧЕМ?» и «Знать «КОГДА?» отражают врожденные качества, которые могут быть развиты в ходе основной образовательной деятельности. Пункты «Знать «КАК?», «Знать «КТО?», «Знать «ЧТО?» отражают качества, которые формируются в ходе многоуровнего предпринимательского образования [18, с. 15-26]. Данная система выявляет источники предпринимательского потенциала студентов в процессе обучения предпринимательству.

Модель компетенций молодого предпринимателя, предложенная заместителем директора по инновационному развитию и информатизации Сибирского института управления Т.Г. Скурихиной, показана на рис. 2 [14].

Как считает Т.Г Скурихина, эта модель отражает набор предпринимательских компетенций, которые молодому предпринимателю будут необходимы для достижения успеха в его деятельности. В своих исследованиях она явно решала задачи, которые ставятся предпринимательским сообществом перед традиционным высшим образованием на

современном этапе изменений в экономике страны.

Для проектирования модели готовности студентов к предпринимательской деятельности мы будем ориентироваться на развернутую модель предпринимательских компетенций, созданную Лай-лом М. Спенсером-мл. и Сайном М. Спенсером [15]. Данная модель разработана на основании метода оценки компетенций Д. МакКлелланда.

Данная модель содержит 7 блоков групп компетенций (6 основных групп и одну дополнительную группу компетенций) и функциональное описание по каждой компетенции, а так же она снабжена методиками тестирования предпринимателей, направленными на стимулирование устойчивого интереса к изучению дисциплин предпринимательской направленности.

Таким образом, в нашем распоряжении имеется алгоритм, который можно использовать для разработки диагностического инструментария по проверке сформированности готовности бакалавров к предпринимательской деятельности.

Рис. 2. Модель компетенций молодого предпринимателя (Т.Г. Скурихина)

Однако ни одна из вышерассмотрен-ных моделей предпринимательских компетенций не содержит в явном виде компетенции, предусмотренные в ФГОС ВО по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». В большей степени предпринимательские компетенции в данных ФГОС отображают небольшую долю профессиональной деятельности по обеим специальностям.

В данном случае, можно полностью согласиться с И.П. Довбий, доктором экономических наук, профессором кафедры менеджмента ЧОУВО РБИУ, в том, что «фактически стандартом предусматривается формирование компетенций в области бизнес-планирования, подготовки документов для создания предпринимательской структуры, оценки рыночных возможностей для новых бизнес-моделей» [6, с. 15].

X £

го I

ш ^

£ I

I -

I я

<и с о го

2 о.

о ю

<и о

12

а =1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О О

<и _0

I- т

ДОСТИЖЕНИЕ

• Инициатива

• Видит и использует возможности

• Упорство

• Поиск информации

• Забота о высоком качестве работы

• Обязательства в рамках контрактов

• Ориентация на эффективность

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

• Систематическое планирование

• Решение проблем

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

• Уверенность в себе

• Экспертиза

• Признание пределов своих возможностей

ВЛИЯНИЕ

• Убеждение

• Использование стратегий Оказания влияния

ДИРЕКТИВНОСТЬ И КОНТРОЛЬ

• Настойчивость

• Контроль

ОРИЕНТАЦИЯ НА ДРУГИХ

• Надежность, честность и искренность

• Забота о благосостоянии сотрудников

• Признание важности деловых взаимоотношений

Рис. 3. Сокращенная модель предпринимательских компетенций по методу Дэвида К. МакКлелланда

В данной связи, как утверждает И.П. Довбий, сложно предполагать, что в национальной экономике будут развиваться социальный, инженерный, венчурный, технологический и прочие виды предпринимательства, широко представленные в экономически развитых странах и реализованные в форме семейного, женского и молодежного предпринимательства [6].

Для достижения наилучшего результата по формированию готовно-

сти студентов к предпринимательской деятельности целесообразно разработать и внедрить в образовательный процесс по каждому направлению подготовки компетентностную модель формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. Модель должна включать блок целей, блок выделенных из образовательного стандарта общекультурных компетенций (ОК) будущего предпринимателя, блок выделенных из образовательного стан-

дарта общепрофессиональных компетенций (ОПК) будущего предпринимателя, блок выделенных из образовательного стандарта профессиональных компетенций (ПК) будущего предпринимателя и комплекс педагогических условий, на-

правленных на достижение поставленных целей. В данной статье мы предлагаем обобщенную компетентностную модель формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Обобщенная компетентностная модель формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности

В связи с этим в рамках предполагаемой темы педагогического исследования, мы определяем следующие организационно-педагогические условия:

1) совершенствование образовательного процесса. Реализация данного условия предполагает решение следующих задач:

- составить карту предпринимательских компетенций по преподаваемым дисциплинам (карту предпринимательских компетенций);

- создать программу подготовки будущих предпринимателей на базе направлений подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика»;

- разработать Модель готовности будущих предпринимателей на базе направлений подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика»;

2) расширение образовательной среды за счет введения элективных курсов. Исполнение указанного условия направлено на решение задач:

- внести корректировки в учебный план ЧОУВО РБИУ за счет введения элективных курсов: «Предпринимательство от А до Я», рассчитанный на все курсы обучения (модуль «Решение предпринимательских задач методом ТРИЗ», модуль

т о н X <и ^ н о о X _о

> 13 <и

н

^ сц

ь <и

о о

X

т о

о ^

I- о

о

|_

о; ^ X го <и н го

т ^

о X

ср ^

^ а

5 ср о -& с ч Щ а с

15 ^

н о;

^

<и X

с о го го т о

0) со го а

о ю

<и о

У о

Ё а <и 3

о о

<и 1- .0 т

го со о

0

со ф

ф с

1 ш

«Моделирование и проектирование предпринимательской деятельности», модуль «Деловые коммуникации»);

- разработать и внедрить в образовательный процесс дидактический материал на все курсы обучения и модули по элективному курсу «Предпринимательство от А до Я»;

3) мотивация студентов к подготовке по предпринимательству. Данное условие ориентировано на решение задач:

- организовать клуб студентов по разработке стартапов (группы в социальной сети);

- организовать взаимодействие студентов института с консультантами «Территории бизнеса» Челябинской области;

- основать клуб деловых коммуникаций, в рамках деятельности клуба разработать раздел сайта с видеоприложениями обучающего характера;

- составить и реализовать план взаимодействия Бизнес-центра института и клуба деловых коммуникаций, в рамках деятельности клуба устраивать встречи с приглашением выпускников института и предпринимателей, желающих поделиться собственным опытом предпринимательской деятельности;

4) повышение квалификации педагогического состава. Осуществление обозначенного условия нацелено на выполнение задач:

- включить в План выполнения научно-исследовательских работ института проведение мастер-классов по деловым коммуникациям, схемотехнике и схематизации данных (для преподавательского состава), моделированию и проектированию деятельности, АРИЗ и

ТРИЗ с целью повышения квалификации преподавателей и возможности выявления наиболее активных и инициативных преподавателей для работы по разработке и ведению модулей элективного курса. - провести проектно-аналити-ческую сессию (ПАС) для преподавательского состава института для актуализации разработки и ведению модулей элективного курса «Предпринимательство от А до Я». Таким образом, при исследовании теоретических аспектов формирования готовности студентов ВО к предпринимательской деятельности были рассмотрены модели предпринимательских компетенций и компетенции, входящие во ФГОС ВО по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». Можно сделать вывод о том, первые содержат обобщенные компетенции предпринимателей, а вторые имеют направленность на конкретные специальности. Проблема несоответствия желаемых в действительности и планируемых в стандартах профессиональных компетенций является условием проектирования и дальнейшей реализации обобщенной компетентност-ной модели формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: МГУ, 1979. - 234 с.

2. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире: хрестоматия. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - С. 302-308.

3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. -144 с.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2004. - 752 с.

5. Довбий И.П. Проблемы предпринимательского образования в контексте развития семейного предпринимательства // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. -№4. С. 10-19.

6. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: Изд-во БГУ, 1978. - 175 с.

7. Клейменова Ю.Э. Социально-психологические критерии успешности карьеры предпринимателя // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. -2006. - №5 (21). С. 74-82.

8. Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллинн: Валгус, 1989. - 448 с.

9. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - 1975. - С. 289.

10. Платонов К. К. Проблемы способностей. - Москва: Наука, 1972. - 312 с.

11. Джанерьян С.Т., Солдатова И.А. Динамика мотивации готовности к предпринимательской деятельности у студентов-выпускников // Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения студентов в сфере социально-гуманитарного образования. Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2013 г.) / Под ред. ТТ. Щелиной, НА. Ворониной. - Арзамас: АФ ННГУ, 2013. -С. 182-186.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1002 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант. Информационно-правовое обеспечение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. №7 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант. Информационно-правовое обеспечение».

14. Скурихина Т.Г Формирование предпринимательских компетенций у студентов // Сборник тезисов и докладов Международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 157-162.

15. Спенсер Лайл М.(мл.). Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - Москва: ГИП-ПО, 2009. - 371 с.

16. Тучкина Л.К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий: автореф. ... канд. пед. наук. М.: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2008.- 26 с.

17. Ханова З.Г., Матакаев А.И. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - №4. С. 137-142.

18. Чепуренко А.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала // Сборник тезисов и докладов Международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 5-26.

Поступила 12.09.2017

ш о н X ф ^ н о о X

н о _0 н

^ к

н ф

о о ч

X

со о

о ^

1- о

о -й

ц

к X го ф н га ^

со

о X

о -& С Ч ф С

2

1- к

^

ф X

с о го го ш о

ф СО

го

^

о ю

ф о

т о

ф

ф э

о о

ф н .0 ш

Об авторе:

Перевозчикова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры математики и информатики, Частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), perevozchikova@oinbx.ru

Для цитирования: Перевозчикова Е.Н. Теоретические аспекты формирования готовности студентов высшего образования к предпринимательской деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 120-129. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-120-129

References:

1. Asmolov A G. Activities and attitude. M.: MGU, 1979. - 234 p. [in Russian]

2. Belinskaia E.P. Personality studies: traditions and prospects. Social psychology in contemporary world. M.: Aspekt Press. 2002. - P. 302-308. [in Russian]

3. Varga A.Ya. System family psychotherapy. Brief course of lectures. SPb.: Rech, 2001. - 144 p.

4. Dergach A.A. Acmeological bases of professional development. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologoosotsalnogo in-ta, 2004. - 752 р. [in Russian]

5. Dovbiy I.P. Problems of entrepreneurship education in the context of the development of family business // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - No.4. P. 10-19. [in Russian]

6. Diachenko M.I. Psychological problems of readiness for the activities. Minsk: Izdovo BGU, 1978. - 175 p. [in Russian]

7. Kleimenova Yu.E. Social and psychological criteria of effective entrepreneur career // Vestnik universiteta (GUU). Seria Sotsiologia i upravlenie personalom. - 2006. - No.5 (21). P. 74-82. [in Russian]

8. Kotik M.A. Psychology and safety. Tallinn: Valgus, 1989. - 448 p. [in Russian]

9. Leontiev A.A. Communication as an object of psychological research. Metodologicheskie problemy sotsialnoi psikhologii. 1975. - 289 р. [in Russian]

10. Platonov K.K. Abilities problems. Moscow: Nauka, 1972. - 312 p. [in Russian]

11. Dzhanerian S.T., Soldatova I.A. Dynamics of readiness for entrepreneurship in graduates. Psikhologo-pedagogicheskie problemy professionalnogo samoopredelenia studentov v sfere sotsialno-gumanitarnogo obrazovania. Ed. T.T. Shchelina, N.A. Voronina. Arzamas: AF NNGU, 2013. - P. 182-186. [in Russian]

12. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 11 August 2016 N 1002 "On approving state federal standard of higher education for the program 38.03.05 Business-Informatics (Bachelor level)". - Available at: SPS "Garant.Informatsionno-pravovioe obespechenie". [in Russian]

13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 12 January 2016 N7 "On approving state federal standard of higher education for the program 38.03.02 Management (Bachelor level)". - Available at: SPS "Garant.Informatsionno-pravovioe obespechenie". [in Russian]

14. Skurikhina T.G. Forming student entrepreneur competences. Formirovanie profressionalnykh predprinimatelskikh kompetentsii molodezhi v protsesse obuchenia predprinimatelstvu. M.:

g Moskovskii finansovo-promyshlennyi universitet "Sinergia", 2014. - P. 157-162. [in Russian] f 15. Spenser M. Lyle jr. Competence at work. Models of superior performance. Moscow, GIPPO. ° 2009. - 371 p. [in Russian]

Ф

16. Tuchkina L.K. Forming technical higher school student's readiness for self-study via information technologies. Author's transcript. Dis.... Cand. Sci.(Education). M.: Mosk.gos. ш gumanitar.un-t im. M.A. Sholokhova. 2008. - 26 p. [in Russian]

17. Khanova Z.G., Matakaev A.I. Forming psychological readiness of students for entrepreneurship in the process of higher school studies // Vestnik RUDN. Seria: Psikhologia i pedagogika. - 2012. - No.4. P. 137-142. [in Russian]

18. Chepurenko A.Yu. Role of teaching and activation of entrepreneur potential. Formirovanie profressionalnykh predprinimatelskikh kompetentsii molodezhi v protsesse obuchenia predprinimatelstvu. M.: Moskovskii finansovo-promyshlennyi universitet "Sinergia", 2014. - P. 5-26. [in Russian]

About the author:

Perevozchikova Elena Nikolaevna, Senior lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), perevozchikova@oinbx.ru

For citation: Perevozchikova E.N. Theoretical aspects of forming higher school student's readiness for enterpreneursship // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 120-129. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-120-129

m _

g ь

I °

I °

5 с

fc cD

s a;

H <D

CO Ш

о

4

<D

С

5 ü. и ю Ф о

É Z

6 V Ü. =1 о 9 ф .о H m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.