Научная статья на тему 'Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде'

Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / THE HIGHER EDUCATION / BUSINESS COMPETENCES / YOUTH BUSINESS / BUSINESS ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Д. Ф.

Введение. В статье обоснована актуальность развития молодежного предпринимательства в университетской среде. Обозначена необходимость рассмотрения молодежного предпринимательства, с одной стороны, как возможного выбора выпускниками в качестве основного вида трудовой деятельности по окончании обучения, а с другой стороны, как способа развития предпринимательских компетенций студентов вне зависимости от планируемого ими выбора. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития молодежного предпринимательства в университетской среде, а также анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс и требования к качеству подготовки студентов. Результаты. Представлены основные положения образовательных и профессиональных стандартов по формированию предпринимательских компетенций, в частности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. Осуществлен анализ их возможностей при организации процесса развития молодежного предпринимательства в университетской среде. Обсуждение. Подчеркивается необходимость специальной подготовки преподавателей образовательных организаций высшего образования основам предпринимательской деятельности и вовлечения их в процесс формирования у студентов предпринимательских компетенций. Заключение. Делается вывод о том, что для развития молодежного предпринимательства в университетской среде отсутствуют необходимые нормативно-правовые процедуры. Определяется необходимость формирования и реализации комплекса мероприятий по развитию молодежного предпринимательства, обобщения и распространения этого опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барсукова Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS IN THE ASPECT OF FORMING THE BUSINESS COMPETENCES IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT

Introduction. The author proves the relevance of the youth business development in the university environment. On the one hand, it is marked like the need of consideration of youth business as a possible choice by graduates as a main type of work after graduation, and, on the other hand, as a way of development of students’ enterprise competences regardless of their planned choice. Materials and Methods. The main methods of research are the analysis of the scientific literature devoted to a problem of youth business development in the university environment and also the analysis of the standard and legal documents regulating process and requirements to quality of students’ training. Results. The author presents the main regulations of educational and professional standards on formation of business competences, in particular federal state educational standards of the higher education and professional standards. The analysis of their opportunities at the organization of the youth business development in the university environment is carried out. Discussion. The researcher emphasizes the need of teachers special training in the educational organizations of the higher education for bases of business activity and their involvement in the process of forming the students’ business competences. Conclusion. It is concluded that there are no necessary regulatory procedures for the youth business development in the university environment. The author determines the need of formation and realization of a set of actions for the youth business development, generalization and dissemination of this experience.

Текст научной работы на тему «Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Б01: 10.25588/CSPU.2018.03.01

УДК 378.1 ББК 74.04(2Рос)

Д.Ф. Барсукова

ORCID № 0000-0002-0850-9675, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального развития работников образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ

к

Аннотация Щ

со

Введение. В статье обоснована актуальность развития молодежного предпринимательства о

а

в университетской среде. Обозначена необходимость рассмотрения молодежного предпринимательства, с одной стороны, как возможного выбора выпускниками в качестве основного о вида трудовой деятельности по окончании обучения, а с другой стороны, как способа развития ^ предпринимательских компетенций студентов вне зависимости от планируемого ими выбора. *

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литера- о туры, посвященной проблеме развития молодежного предпринимательства в университетской среде, а также анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс и требования к качеству подготовки студентов.

Ре.зультаты. Представлены основные положения образовательных и профессиональных стандартов по формированию предпринимательских компетенций, в частности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. Осуществлен анализ их возможностей при организации процесса развития молодежного предпринимательства в университетской среде.

Обсуждение. Подчеркивается необходимость специальной подготовки преподавателей образовательных организаций высшего образования основам предпринимательской деятельности и вовлечения их в процесс формирования у студентов предпринимательских компетенций.

Заключение. Делается вывод о том, что для развития молодежного предпринимательства в университетской среде отсутствуют необходимые нормативно-правовые процедуры. Определяется необходимость формирования и реализации комплекса мероприятий по развитию молодежного предпринимательства, обобщения и распространения этого опыта.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, высшее образование, предпринимательские компетенции, молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, профессиональный стандарт.

Основные положения:

• осуществлен анализ видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВО;

• осуществлен анализ видов деятельности, предусмотренных профессиональными стандартами;

?! 5.«

го.:! чо

I ^

го Р

* 5 _й О

I а.

.о ф ф ^

I- I

го ^ §«»

р

0 ф ^

X с

Ъ 2

1 о .о ьг

5 х

го ^

х ^

о о

^ .0

о с;

о Ф

° 1

СО о.

И

ГО ф < с

• на основе проведенного анализа сформированы рекомендации по формированию молодежного предпринимательства в университетской среде.

1. Введение (Introduction). Современные потребности рынка труда и тенденции социально-экономического развития страны требуют от образовательных организаций высшего образования новых решений и направлений активной деятельности. Наряду с повышением требований к качеству подготовки выпускников актуальной становится проблема развития молодежного предпринимательства в университетской среде. Сегодня стране нужны молодые предприниматели, готовые брать на себя ответственность и осуществлять определенные действия по трансформации социально-экономической действительности.

В большинстве исследований предлагается рассматривать целью развития молодежного предпринимательства в университетской среде выбор предпринимательской деятельности выпускниками в качестве основного вида профессиональной деятельности [1-14]. Мы считаем, что данный подход должен быть расширен до принятия в качестве цели развития молодежного предпринимательства в университетской среде формирования предпринимательских компетенций выпускников вне зависимости от того, выберут ли они предпринимательскую деятельность в качестве основного вида трудовой деятельности или нет [15-19]. Формирование предпринимательских компетенций выпускников позволит им легче адаптироваться в реальных условиях профессиональной деятельности, реализовать свой потенциал, а региону повысить свою конкурентоспособность.

При этом мы считаем, что предпринимательские компетенции необходи-

мы выпускникам вне зависимости от выбранного ими направления подготовки, поскольку такие формируемые профессиональные качества, как ответственность, инициатива, способность принимать решения, развитые коммуникативные умения, являются обязательным условием качества осуществления любого вида профессиональной деятельности.

Проблема исследования, проводимого нами на протяжении нескольких лет, посвящена поиску путей развития молодежного предпринимательства в университетской среде. В данной публикации представлен анализ образовательных и профессиональных стандартов на предмет их способствования этому процессу.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

В ходе исследования был проведен анализ видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВО по направлениям бакалавриата (179 стандартов по 50 укрупненным группам направлений подготовки), профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»1.

3. Результаты (Results)

Развитие молодежного предпринимательства в университетской среде, по сути, должно опираться и на образовательные стандарты. Но если мы обратимся к федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования2, то увидим, что определенно незначительная роль отводится формированию предпринимательской компетентности. Причем это касается

1 Профессионального стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608 н.

2 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Москва, 2018. Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (Дата обращения: 13.05.2018).

и направлений подготовки, которые напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью.

Наиболее часто в стандартах прописаны следующие функции:

• организационно-управленческая -156 стандартов из 179 (83,4%);

• научно-исследовательская - 143 стандартов из 179 (79,9%);

• производственно-технологическая - 87 стандартов из 179 (48,6%);

• проектная - 61 стандартов из 179 (34,1%);

• педагогическая - 60 стандартов из 179 ( 33,5%).

Только 3 стандарта из 179 предусматривают в числе других видов деятельности предпринимательскую:

• 38.03.05 - Бизнес-информатика (предпринимательская деятельность);

• 38.03.02 - Менеджмент (предпринимательская деятельность);

• 08.03.01 - Строительство (инновационно-предпринимательская деятельность).

В соответствии с профессиональным стандартом преподаватель образовательной организации высшего образования в соответствииструдовой функцией «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования» (обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего образования») должен удовлетворять следующим требованиям (для должностей ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента):

• знать характеристики и возможности применения различных форм и методов организации общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов (необходимые знания);

• обеспечивать поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов, консультировать по вопросам трудоустройства (необходимые умения);

• организационно-педагогическая поддержка общественной, научной, твор-

ческой и предпринимательской активности студентов (трудовые действия).

В соответствии с профессиональным стандартом преподаватель образовательной организации высшего образования в соответствии с трудовой функцией «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования» (обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего образования») должен удовлетворять следующим требованиям (для должностей ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента).

Но в то же время ФГОС ВО укрупненных групп направлений подготовки 440000 - Образование и педагогические науки и 390000 - Социология и социальная работа (в частности направление подготовки 390303 - Организация работы с молодежью), не предусматривают специальных мероприятий по формированию предпринимательских компетенций.

4. Обсуждение (Discussion)

Материалы, представленные в данной статье, наглядно демонстрируют необходимость проведения дополнительных мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в университетской среде, поскольку на сегодня недостаточно в образовательных и профессиональных стандартах представлен компонент по формированию предпринимательских компетенций студентов. Безусловно, необходима организация специальной подготовки преподавателей образовательных организаций высшего образования по основам предпринимательской деятельности и вовлечения их в процесс формирования у студентов предпринимательских компетенций. Исследование будет продолжено в части определения эффективности разработанных и внедренных автором практических диагностических материалов по определению готовности студентов и преподавателей к осуществлению предпринимательской деятельности: траектория карьерного развития; пред-

X

го са о

о

О)

ф с о го

S 2

о. « го >s чо

I ^

го Р fc ¡Û

£ s X

X

л

X

.0 ц

го

X 2

о о s -Û о с; о <и t -8-2 ° i

СО Q.

и

ГО ф < С

принимательский потенциал; мышление предпринимателя; готовность к предпринимательской деятельности; ценностное отношение к предпринимательской деятельности; знание основ предпринимательской деятельности.

5. Заключение (Conclusion)

Результаты проведенных исследований показывают, что для развития молодежного предпринимательства в университетской среде в недостаточном объеме представлены необходимые нормативно-правовые процедуры. Таким образом, необходимо сформировать и реализовать комплекс мероприятий по развитию мо-

лодежного предпринимательства, обобщения и распространения этого опыта. К числу таких мероприятий мы в первую очередь относим мероприятия по:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формированию готовности преподавателей к развитию предпринимательских компетенций студентов;

• развитию предпринимательских инициатив и проектов образовательных организаций высшего образования;

• вовлечению студентов в предпринимательскую деятельность;

• созданию и развитию инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства.

Библиографический список

1. Горбачева, М.Н. Формирование стратегии вуза на основе сбалансированных показателей [Текст] / М.Н. Горбачева // Гуманизация образования. - 2011. - № 6. - С. 15-19.

2. Горбашко, Е.А. ССП и обеспечение качества образования в вузе: аспекты интеграционного взаимодействия [Текст] / Е.А. Горбашко // Стандарты и качество. - 2010. - № 8. - С. 92-93.

3. Грегова, Е.Н. Инновации, малый бизнес и стимулирование развития молодёжного предпринимательства в России [Текст] / Е.Н. Грегова, О.Л. Рубцова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2014. - Т. 5. - № 3. - С. 34-52.

4. Заболотский, М.В. Механизмы формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде [Текст] / М.В. Заболотский // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 3 (273). - С. 497-502.

5. Иванов, Г.Г. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее [Текст] / Г.Г. Иванов, С.Л. Орлов, Ю.К. Баженов // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 4. - С. 54-58.

6. Коршикова, В.А. Роль взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей в деятельности высшего учебного заведения [Текст] / В.А. Коршикова // Российское предпринимательство. - 2012.- № 4. - С. 130-136.

7. Лопатина, Р.Ф. Проектный подход и формирование мотивации к занятию предпринимательской деятельностью у молодежи [Текст] / Р.Ф. Лопатина, Н.А. Лопатин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 21. - С. 120-127.

8. Масюк, Н.Н. Развитие предпринимательских компетенций молодежи через волонтер-ство на примере ВГУЭС [Текст] / Н.Н. Масюк, Т.В. Конюхова, В.В. Чечко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4 (53-4). - С. 929-932.

9. Меркулов, П.А. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы [Текст] / П.А. Меркулов, Е.Н. Малик // Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - № 2 (32). - С. 130-133.

10. Носкова, Н.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах Российской Федерации [Текст] / Н.А. Носкова, Е.Л. Норкина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 2. - № 8. - С. 102-106.

11. Нуриджанов, А.Э. Проактивные социальные технологии управления в сфере молодежного предпринимательства [Текст] / А.Э. Нуриджанов // Социальная политика и социоло-

8 гия. - 2009. - № 8(50). - С. 54-60.

о

^ 12. Петрище, В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перо. спективы развития [Текст] / В.И. Петрище // Научно-методический электронный журнал «Кон-ш цепт». - 2015. - Т. 13. - С. 766-770. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85154.htm [Дата об-^ ращения: 13.05.2018].

13. Рамперсад, Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность [Текст] / Х. Рамперсад, пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2006. -352 с.

14. Сташкевич, И.Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / И.Р. Сташкевич, Е.А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 3 (40). - С. 207-209.

15. Таппасханова, Е.О. Развитие молодежного инновационного предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства региона: экономико-правовой аспект [Текст] / Е.О. Таппасханова, Р.М. Лигидов, Р.А. Токмакова // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 1(54). - С. 461-468.

16. Анищенко, В.А. Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-7. - С. 16-19.

17. Анищенко, В.А. Опыт вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2016. - № 3-7. - С. 14-16.

18. Анищенко, В.А. Опыт практической реализации студенческих экономических инициатив [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-7. - С. 11-14.

19. Barsukova D.F., Shukhman A.E., Belonovskaya I.D., Anishchenko V.A., Homyakova N.V. (2015) Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity. Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). 20-24 September 2015. Florence, Italy. Pp. 941-943.

20. Barsukova D.F., Belonovskaya I.D., et al. (2015) The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 (2), Pp. 36-42.

с

D.F. Barsukova e

ORCID No. 0000-0002-0850-9675, Candidate of Sciences (Education), |

Head of the Department of Professional Development of Educators, Bashkir State о

Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]. g-

THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL

STANDARDS IN THE ASPECT OF FORMING f ?

THE BUSINESS COMPETENCES J J

IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT 1 |

■■S'e

Abstract g ^

Introduction. The author proves the relevance of the youth business development in the university "

environment. On the one hand, it is marked like the need of consideration of youth business as a pos- -o ®

£

sible choice by graduates as a main type of work after graduation, and, on the other hand, as a way

of development of students' enterprise competences regardless of their planned choice. c $

Materials and Methods. The main methods of research are the analysis of the scientific literature In c

' <S> <u

devoted to a problem of youth business development in the university environment and also the analy- ^ "5

sis of the standard and legal documents regulating process and requirements to quality of students' c!E training.

о о о

(Л (Л

Results. The author presents the main regulations of educational and professional standards on $ formation of business competences, in particular federal state educational standards of the higher ed- ® ucation and professional standards. The analysis of their opportunities at the organization of the youth ™ -Q business development in the university environment is carried out.

Discussion. The researcher emphasizes the need of teachers special training in the educational organizations of the higher education for bases of business activity and their involvement in the process of forming the students' business competences.

Conclusion. It is concluded that there are no necessary regulatory procedures for the youth business development in the university environment. The author determines the need of formation and realization of a set of actions for the youth business development, generalization and dissemination of this experience.

Keywords: federal state educational standards, the higher education, business competences, youth business, business activity, professional standard.

Highlights:

• The analysis of the kinds of activity provided by Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE) is carried out;

• The analysis of the kinds of activity provided by professional standards is presented;

• Recommendations about formation of youth business in the university environment are created on the basis of the carried-out analysis.

References

1. Gorbacheva M.N. (2011) Formirovanie strategii vuza na osnove sbalansirovannyh pokazatelej [Forming a university strategy based on balanced indicators] Gumanizaciya obrazovaniya. 6, 15-19. (In Russian).

2. Gorbashko E.A. (2010) SSP i obespechenie kachestva obrazovaniya v vuze: aspekty integracionnogo vzaimodejstviya [SSP and quality assurance in the higher education: aspects of integration interaction] Standarty i kachestvo. 8, 92-93. (In Russian).

3. Gregova E.N., Rubcova O.L. (2014) Innovacii, malyj biznes i stimulirovanie razvitiya molodyozhnogo predprinimatelstva v Rossii [Innovations, small business and stimulating of the youth business development in Russia] Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem. Vol. 5 (3), 34-52. (In Russian).

4. Zabolotskij M.V. (2015) Mekhanizmy formirovaniya aktivnoj zhiznennoj pozicii molodyozhi v predprinimatel'skoj srede [Mechanisms of formation of the youth active life position in the business envaronment] Rossijskoepredprinimatel'stvo. Vol. 16 (3). 273, 497-502. (In Russian).

5. Ivanov G.G., Orlov S.L., Bazhenov Yu.K. (2014) Molodyozhnoe predprinimatel'stvo: sovremennye realii i vzglyad v budushchee [Youth business: modern realities and look into the future] Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii. 4, 54-58. (In Russian).

6. Korshikova V.A. (2012) Rol' vzaimosvyazi finansovyh i nefinansovyh pokazatelej v deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya [The role of financial and non-financial indicators interrelations in the higher educational institutions] Rossijskoe predprinimatel'stvo. 4, 130-136. (In Russian).

7. Lopatina R.F., Lopatin N.A. (2012) Proektnyj podhod i formirovanie motivacii k zanyatiyu predprinimatel'skoj deyatel'nost'yu u molodyozhi [Project approach and formation of motivation to business activity among young people] Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 21, 120-127. (In Russian).

8. Masyuk N.N., Konyuhova T.V., Chechko V.V. (2014) Razvitie predprinimatel'skih kompetencij molodyozhi cherez volontyorstvo na primere VGUES [Development of youth business competences through volunteering on the example of VGUES] Ehkonomika i predprinimatel'stvo. 12-4 (53-4), 929-932. (In Russian).

9. Merkulov P.A., Malik E.N. (2015) Molodyozhnoe predprinimatel'stvo v Rossii: problemy i perspektivy [Youth business in Russia: problems and prospects] Vestnik OrelGIEhT. 2. 32, 130-133. (In Russian).

10. Noskova N.A., Norkina E.L. (2014) Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimate'lstva v regionah Rossijskoj Federacii [State support of small business in regions of the Russian Federation] Fundamental'nye iprikladnye isshdovaniya v sovremennom mire. Vol. 2 (8), 102-106. (In Russian).

> 11. Nuridzhanov A.E. (2009) Proaktivnye social'nye tekhnologii upravleniya v sfere molodyozhnogo

predprinimatel'stva [Proactive social management technologies in the youth business] Social'naya politika i œ sociologiya. 8. 50, 54-60. (In Russian).

03 12. Petrishche V.I. (2015) Innovacionnaya sreda i molodyozhnoe predprinimatel'stvo: problemy i

q perspektivy razvitiya [Innovative environment and youth business: problems and development prospects]

Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». Vol. 13, 766-770. Available from: http://e-koncept. ru/2015/85154.htm (Accessed May 13th 2018). (In Russian).

13. Rampersad H. (2006) Universal'naya sistema pokazatelej: kak dostigat' rezul'tatov, sohranyaya celostnost' [The universal system of indicators: how to achieve results, maintaining integraty] Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ. (In Russian).

14. Stashkevich I.R., Serebrennikova E.A. (2013) Model' formirovaniya kompetencij predprinimatel'skoj deyatel'nosti u studentov, obuchayushchihsya po special'nostyam tekhnicheskogo profilya [The model of formation competences of business activity among students studying in the technical profile specialties] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 3. 40, 207-209. (In Russian).

15. Tappaskhanova E.O., Ligidov R.M., Tokmakova R.A. (2015) Razvitie molodyozhnogo innovacionnogo predprinimatel'stva v industrii turizma i gostepriimstva regiona: ehkonomiko-pravovoj aspekt [Development of youth innovative business in the tourism industry and hospitality of the region: the economic and legal aspect] Ehkonomika ipredprinimatel'stvo. 1. 54, 461-468. (In Russian).

16. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Analiz prichin, sderzhivayushchih razvitie molodyozhnogo predprinimatel'stva [Analysis of the reasons restraining the development of youth business] Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 16-19. (In Russian).

17. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Opyt vovlecheniya studentov v nauchno-issledovatel'skuyu rabotu [Experience of involving students in research work] Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 14-16. (In Russian).

18. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Opyt prakticheskoj realizacii studencheskih ehkonomicheskih iniciativ [Experience of the practical implementation of student economic initiatives] Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 11-14. (In Russian).

19. Barsukova D.F., Shukhman A.E., Belonovskaya I.D., Anishchenko V. A., Homyakova N.V. (2015) Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity. Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). 20-24 September 2015. Florence, Italy, 941-943.

20. Barsukova D.F., Belonovskaya I.D., et al. (2015) The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 (2), 36-42.

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.02 |

ro

УДК 371:351.851(571.150) ББК 74.044.7(253.37)

Л.А. Веретенникова1, Е.В. Шамарина2

1 ORCID № 0000-0002-2587-3057, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0001-8096-5483,кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Аннотация

Введение. Старение педагогических кадров, увеличение вакансий в школах региона, потребность в высококвалифицированном учителе, соответствующем требованиям профессионально-

о о

о ~ ф g

-8-0 o>s Q. ГО

И

ей ^ Н О)

¥ а.

О С

го

с I

о ^ о 2 5 2

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О)

* I

с2 с о

со ст s О

ГО О

'5 н

* Й 1 ?

н ф О ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.