Научная статья на тему 'Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде'

Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / YOUTH BUSINESS / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / ENTERPRISE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Диляра Фаргатовна

Современные социально-экономические условия деятельности выпускников образовательных организаций высшего образования предоставляют им возможность выбора в качестве одной из форм трудоустройства профессиональную реализацию в качестве предпринимателя. В этой связи нами была поставлена задача на основе анализа современного состояния и тенденций развития высшего образования выявить совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде. Проведенное ранее исследование показало, что на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде в большей степени влияют факторы результативности деятельности образовательных организаций высшего образования, в том числе предпринимательская активность. На наш взгляд, во многом результативность развития молодежного предпринимательства определяется субъектной позицией сотрудников университетов. В этих условиях все более актуальной становится задача повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Важным элементом развития молодежного предпринимательства в университетской среде принято считать создаваемую инфраструктуру поддержки, хотя зачастую и необоснованно. Более важно осуществить необходимую подготовку педагогических и научно-педагогических работников к педагогическому взаимодействию со студентами в условиях развития молодежного предпринимательства в университетской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барсукова Диляра Фаргатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TEACHERS AND STUDENTS IN DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT

Modern social and economic conditions of activity of graduates of the educational organizations of the higher education give them a choice opportunity as one of employment forms professional realization as the businessman. In this regard we have set the task on the basis of the analysis of the current state and tendencies a razkvitiya of the higher education to reveal set of the external and internal factors exerting impact on development of youth business in the university environment. The research conducted earlier has shown that development of youth business in the university environment more is influenced by factors of effectiveness of activity of the educational organizations of the higher education, including enterprise activity. In our opinion, in many respects the effectiveness of development of youth business is defined by a subject position of staff of the universities. In these conditions more and more relevant is a problem of increase in efficiency of pedagogical interaction of the teacher with students. An important element of development of youth business in the university environment it is considered to be the created support infrastructure though often and unreasonably. It is more important to carry out necessary training of pedagogical and scientific and pedagogical workers for pedagogical interaction with students in the conditions of development of youth business in the university environment.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде»

педагогические науки

Барсукова Диляра Фаргатовна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...

УДК 378.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ

© 2018

Барсукова Диляра Фаргатовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального развития работников образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (450000, Россия, Уфа, улица Октябрьской революции, 3а, e-mail: barsukova_dilyara@mail.ru)

Аннотация. Современные социально-экономические условия деятельности выпускников образовательных организаций высшего образования предоставляют им возможность выбора в качестве одной из форм трудоустройства профессиональную реализацию в качестве предпринимателя. В этой связи нами была поставлена задача на основе анализа современного состояния и тенденций развития высшего образования выявить совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде. Проведенное ранее исследование показало, что на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде в большей степени влияют факторы результативности деятельности образовательных организаций высшего образования, в том числе предпринимательская активность. На наш взгляд, во многом результативность развития молодежного предпринимательства определяется субъектной позицией сотрудников университетов. В этих условиях все более актуальной становится задача повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Важным элементом развития молодежного предпринимательства в университетской среде принято считать создаваемую инфраструктуру поддержки, хотя зачастую и необоснованно. Более важно осуществить необходимую подготовку педагогических и научно-педагогических работников к педагогическому взаимодействию со студентами в условиях развития молодежного предпринимательства в университетской среде.

Ключевые слова: образование, молодежное предпринимательство, трудоустройство, рынок труда, предпринимательская подготовка, педагогическое взаимодействие.

INTERACTION OF TEACHERS AND STUDENTS IN DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT

© 2018

Barsukova Dilyara Fargatovna, candidate of pedagogical sciences, head of the department of professional development of educators Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(450000, Russia, Ufa, street of the October revolution, 3 a, e-mail: barsukova_dilyara@mail.ru)

Abstract. Modern social and economic conditions of activity of graduates of the educational organizations of the higher education give them a choice opportunity as one of employment forms professional realization as the businessman. In this regard we have set the task on the basis of the analysis of the current state and tendencies a razkvitiya of the higher education to reveal set of the external and internal factors exerting impact on development of youth business in the university environment. The research conducted earlier has shown that development of youth business in the university environment more is influenced by factors of effectiveness of activity of the educational organizations of the higher education, including enterprise activity. In our opinion, in many respects the effectiveness of development of youth business is defined by a subject position of staff of the universities. In these conditions more and more relevant is a problem of increase in efficiency of pedagogical interaction of the teacher with students. An important element of development of youth business in the university environment it is considered to be the created support infrastructure though often and unreasonably. It is more important to carry out necessary training of pedagogical and scientific and pedagogical workers for pedagogical interaction with students in the conditions of development of youth business in the university environment.

Keywords: education, youth business, employment, labor market, enterprise preparation, pedagogical interaction.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития системы высшего образования предпринимательская подготовка студентов приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки студентов. Она позволяет в полной мере реализовать полученные знания, проявить индивидуальность, и творческие способности, готовность к самореализации личности. В тоже время зачастую совместная работа преподавателей и студентов осуществляется в отрыве от реалий современных условий предпринимательства, экономического развития региона и отрасли производств.

Поэтому развитие молодежного предпринимательства является важной педагогической задачей, для решения которой необходимо пересмотреть уже реализуемые в образовательных организациях высшего образования мероприятия, обобщить опыт, и на этой основе провести исследование, которое позволит вывести эту работу на более высокий качественный уровень [1-3]. В этой связи нами была поставлена задача определить условия развития молодежного предпринимательства в универ-ситской среде.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности

в сфере образования являлись предметом изучения в работах Н.М. Громовой, С.В. Жарковой, Т.К. Михалкиной, Т.А. Мильгуй, Ю.Л. Матлак и др. Молодежному, в том числе студенческому, предпринимательству посвящены исследования С.Ю. Богдановой, А.М. Ганина,

B.В. Демидова, С.А. Носкова, Т.П. Пестряковой,

C.Г. Петросян, А.Ф. Шевхужева, И.А. Шаткевич и др. Особое внимание уделялось нами результатам исследований, посвященным развитию молодежного предпринимательства в условиях образовательных организаций [4-12].

Формирование целей статьи (постановка задания). В этой связи нами была поставлена цель выявить факторы, влияющие на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде. А также необходимо было определить действия, которые будут способствовать устранению факторов, препятствующих данному процессу; сформировать рекомендации по развитию молодежного предпринимательства в университетской среде. В тоже время предстояло доработать рабочую гипотезу и уточнить следующие условия, в числе которых: ведущим фактором развития молодежного предпринимательства в университетской среде выступает научно-исследовательская работа преподавателей и студентов; развитие молодежного предпринимательства осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников (для которых осуществляется специальное обучение); создаются инновационные структуры по раз-

Barsukova Dilyara Fargatovna pedagogical

INTERACTION OF TEACHERS ... sciences

витию молодежного предпринимательства в университетской среде; важным условием выступает создание инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства в университетской среде.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

По результатам проведенного опроса в студенческой среде были выявлены факторы, влияющие по их мнению на развитие молодежного предпринимательства в университетской среде. В их числе:

1. Отсутствие в образовательных организациях высшего образования мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в университетской среде.

2. Неготовность преподавателей к развитию молодежного предпринимательства, обусловленное отсутствием у них предпринимательского образования, а также опыта осуществления предпринимательской деятельности. В тоже время неоднократно звучало мнение, что осуществляемые образовательными организациями высшего образования, их сотрудниками и преподавателями мероприятия по развитию молодежного предпринимательства носят «абстрактный» характер и не имеют отношения к реальной предпринимательской деятельности.

3. Отсутствие мотивации у студентов к занятию предпринимательской деятельностью.

4. Отсутствие инфраструктуры и мер поддержки молодежного предпринимательства (при более детальном изучении вопроса по факту представляет собой отсутствие информации об инфраструктуре и мерах поддержки молодежного предпринимательства).

Для устранения обозначенных факторов необходимо проведение комплексной работы. На наш взгляд, на уровне образовательной организации должна быть выстроена система управления развитием молодежного предпринимательства в университетской среде, а также соответствующая ей система мотивации. В качестве основного механизма этого процесса нами была применена и успешно апробирована система сбалансированных показателей (ССП).

Для того чтобы управлять процессом развития молодежного предпринимательства в университетской среде необходимо определить критерии и показатели, позволяющие установить уровень сформированности предпринимательских компетенций студентов.

Анализ практической деятельности образовательных организаций высшего образования показал, что в большинстве случаев основной целью развития молодежного предпринимательства в университетской среде является формирование у студентов готовности к предпринимательской деятельности, а не реальное включение студентов в предпринимательскую деятельность. В тоже время опрос действующих предпринимателей указывает на необходимость включения студентов в реальную предпринимательскую деятельность, которую невозможно, по их мнению, заменить моделируемыми условиями на уровне образовательной организации.

Реализация мероприятий в образовательных организациях высшего образования по развитию молодежного предпринимательства в университетской среде должна включить в себя следующие моменты [1-3]:

1. Активизация и популяризация предпринимательской деятельности в образовательных организациях высшего образования.

2. Информирование студентов о реалиях и возможностях предпринимательской деятельности;

3. Создание и развитие систем бизнес-образования студентов.

4. Вовлечение студентов в реальную предпринимательскую деятельность.

5. Привлечение студентов к реальным предпринимательским проектам образовательной организации высшего образования.

6. Осуществление поддержки самостоятельных пред-202

принимательских инициатив студентов.

Результаты исследования показали необходимость встраивания в педагогический процесс подготовки педагогических и научно-педагогических работников мероприятий по их предпринимательской подготовке. А также следует обратить особое внимание на получение ими специальных знаний по педагогическому взаимодействию со студентами, выстраиваемому с ними в процессе развития молодежного предпринимательства. При этом готовность должна быть сформирована на соответствующих уровнях: мотивационном, когнитивном, деятельностно-практическом, организационно-управленческом.

Поэтапную работу в этом направлении необходимо выстраивать следующим образом. Во-первых, необходимо разработать и реализовать программу подготовки педагогических и научно-педагогических работников. Во-вторых, подготовить информационные и методические материалы по развитию молодежного предпринимательства в молодежной среде. В-третьих, сформировать команду из числа инициативных преподавателей, способных и готовых к организации развития молодежного предпринимательства в университетской среде.

На наш взгляд, при организации педагогического взаимодействия преподавателей и студентов по развитию молодежного предпринимательства необходимо:

1. Трансформировать характер совместной деятельности преподавателя и студентов.

2. Осуществлять развитие ценностных ориентаций преподавателей и студентов по отношению к предпринимательской деятельности.

3. Осуществлять целенаправленное проектирование педагогических ситуаций преподавателя со студентами по развитию молодежного предпринимательства.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

С учетом обозначенных данных результаты проведенного нами исследования не подтвердили ряда условий рабочей гипотезы, выдвинутой при постановке проблемы:

1. Ведущим фактором развития молодежного предпринимательства в университетской среде выступает научно-исследовательская работа преподавателей и студентов.

2. Развитие молодежного предпринимательства осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников (для которых осуществляется специальное обучение).

3. Создаются инновационные структуры по развитию молодежного предпринимательства в университетской среде.

4. Важным условием выступает создание инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства в университетской среде.

В связи с этим работа по выявлению условий развития молодежного предпринимательства в университетской среде продолжается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анищенко, В.А., Барсукова, Д.Ф. Опыт практической реализации студенческих экономических инициатив / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 11-14.

2. Анищенко, В.А., Барсукова, Д.Ф. Опыт вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 14-16.

3. Анищенко, В.А., Барсукова, Д.Ф. Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 16-19.

4. Молодежное предпринимательство в России:

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Барсукова Диляра Фаргатовна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...

проблемы и перспективы / Меркулов П.А., Малик Е.Н. // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 130-133.

5. Малюков, А.С., Апанасенко О.Н. Молодежное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов к предпринимательской деятельности / Малюков А.С., Апанасенко О.Н. // В сборнике: Перспективы науки - 2015. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров. Казань, 2015. С. 7-11.

6. Петрище, В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития. / Петрище В.И. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 766-770.

7. Щеглова Е.А. Организация и функционирование молодёжного центра технического вуза на основе концепции эгомаркетинга // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 169-173.

8. Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.

9. Иванова Т.Н. Социально-экономические аспекты предпринимательства в оценке тольяттинцев (эмпирический опыт) // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 56-60.

10. Голобоков А.С., Тюгаев А.Р. Особенности и проблемы карьеры современной российской молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 338-341.

11. Макеев Н.И. Проблемы институционализации и государственной поддержки малого предпринимательства в системе начального профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 302-308.

12. Шумик Е.Г., Сарычева М.А., Суворова С.К. Молодежное предпринимательство ключевой фактор развития региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 212-215.

Статья поступила в редакцию 22.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.