- вуз» II Управление большими системами. - 2007. -№ 18. - С. 141-159.
12. Konyukhovskiy P.V., Malova A.S. Stochastic cooperative games application to the analysis of economic agent s interaction II Contributions to Game Theory and Management. - 2015. - Vol. 8. - P. 137-148.
List of literature:
1. Avramova E.M. Employers and Graduate Students in the Labor Market. Mutual Expectations Gender Studies I E.M. Avraamova, Yu.B. Verpakhovskaya II Sociological studies. - 2006. - № 4. - P. 1-22.
2. Valuev O.S. Strategies of Education as a Human Travel in the Metaworld Space (Commemorating the 90 Anniversary of A.N. Strugatsky) II Science and Education: Current Trends. - 2015. - № 7 (7). - P. 100-110.
3. Vardanyan Yu.V., Valuev O.S. Subject of Psychological Safety in Innovative Education: Self-Development Strategy II Russian Scientific Journal. - 2014. - № 5 (43). - P. 80-85.
4. Konyukhovskiy P.V. Application of Stochastic Cooperative Games in Researches of Processes of Interaction of Economic Agents II International Economic Symposium 2015: Materials of the II International Scientific Conference dedicated to the 75th anniversary of the Faculty of Economics of St. Petersburg State University; III International Scientific Conference - Sokolov Reading; International Spring Conference of Young Economists «Young Science» SPb: «Skifia-print» Ltd. - 2015. - P. 507-508.
5. Konyukhovskiy P.V. Application of Stochastic Cooperative Games in Investment Projects Evalution II Vest-
nik of St. Petersburg University. - Part 5 «Economics».
- 2012. - Issue 4 (december). - P. 134-143.
6. Matthews R., Karpukhina E. Strategic Alliances in Higher Education: Game Theory and the Complexity of Realization // Economic Policy. - 2007. - № 4. -P. 102-125.
7. Olkhovik A.O. The Analysis of Mechanisms Aimed at Adjusting the Education System to the Needs of the Economy (evidence from higher education in Vologda Region) [Electronic resource] // Creative Economy. -2015. - Vol. 9. - № 5. - P. 645-658. - URL: http://jour-nals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/268/.
8. Olkhovik A.O. Drawing up the Balance of Demand and Supply for Specialists with Higher Education in a Region (in case of Vologda Region) [Electronic resource] // System Management. - 2015. - № 2 (27). - URL: http:// sisupr.mrsu.ru/2015-1/PDF/0lkhovik_A_0_2015-1.pdf.
9. Federal State Statistics Service in the Vologda Region [Electronic resource]: the official website. - URL: http:// vologdastat.gks.ru.
10. Employers' Requirements to Vocational Education / E.M. Avramova, I.B. Gurkov, G.Yu. Karpukhina [Et al.].
- M.: MAKS Press, 2006. - 128 p.
11. Shiyan A.A. Game-theoretic Model for Performance Management Interaction «Teacher - University» // Large-scale Systems Control. - 2007. - № 18. - P. 141-159.
12. Konyukhovskiy P.V., Malova A.S. Stochastic Cooperative Games Application to the Analysis of Economic Agent's Interaction // Contributions to Game Theory and Management. - 2015. - Vol. 8. - P. 137-148.
Хайретдинова О.А.
аспирант очного отделения,
ассистент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» Россия, г. Уфа
УДК 37.091.8: 334: 338.48
О СТУДЕНЧЕСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Современная российская молодежь в условиях социальных трансформаций оказывается в ситуации перехода от «спокойного» к эволюционному этапу развития общества, что влечет за собой противоречивое отношение к жизненным устоям и ценностным ориентирам у молодого поколения. Любой этап реформирования характеризуется изменением общественных ценностей и канонов в первую очередь в молодежном поколении. В данном контексте студенческое общество может выступить в качестве проводника новых ценностей и ориентиров современного рыночного общества, а в даль-
нейшем развитии стать двигателем и инструментом формирования предпринимательского общества в России.
Студенческое предпринимательство на современном этапе развития общества в России предстает инструментом реформирования различных отраслей жизнедеятельности человека. Проблема студенческого предпринимательства приобрела популярность относительно недавно, однако данный объект исследования стал интересен многим отраслям наук. Стоит отметить, что активное участие в исследованиях принимают и сами студенты, тем самым демонстрируя актуальность и востребованность развития этой сферы.
В данной статье рассмотрено понятие «студенческое предпринимательство», проанализированы перспективы его развития в туриндустрии, описаны основные направления организации коммерческой деятельности студентов совместно с вузами в индустрии туризма и гостеприимства. Предложены организационно-функциональные модели взаимодействия студенчества и вузов, каждая из которых может обеспечить положительный эффект для ее участников.
Ключевые слова: студенчество, студенческое предпринимательство, современное образование, индустрия туризма и гостеприимства, молодежное предпринимательство, молодежная политика, инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, предпринимательство в туризме, экономика туризма.
ABOUT STUDENT ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM INDUSTRY
Today a modern Russian youth is in the conditions of social transformation and is in a situation of transition from «quiet» to the evolutionary stage in the development of society, which entails a contradictory attitude to the well-established foundations of life and of values in the younger generation. Every stage of reforming is characterized as a change in social values and canons in the youth generation. In this context, the student society can act as a guide of new values and orientations of modern market society, and in the further development they can become as the engine and the tool for creating an entrepreneurial society in Russia.
At the present stage of social development in Russia the student entrepreneurship appears as an instrument of reforming different sectors of human activity. The problem of student business has gained popularity recently, however, the object of the study was interesting for many areas of science. It should be noted that students are actively involved in research, thereby demonstrating the urgency and relevance of this sector.
In this article discussed the concept of «The Student Entrepreneurship», analyzed the prospects for its development in the tourism industry, described the main directions of the organization of student's business in collaboration with universities in the tourism and hospitality industry. And proposed organizational and functional models of interaction between students and higher education institutions, each of which can provide a positive impact on the participants.
Key words: students, student enterprise, modern education, tourism and hospitality, youth entrepreneurship, youth policies, innovative entrepreneurship, innovation, entrepreneurship in tourism, the economy of tourism.
Перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства в России, в частности в Республике Башкортостан, в связи с внешнеполитической ситуацией в мире обретают более позитивные прогнозы становления и развития. Одна из причин сокращения объема выездных турпотоков - удорожание стоимости туристских услуг в рублевом коэффициенте. Другая, не менее важная, причина - переориентация потоков российского международного туризма. Перечисленные причины и ряд других факторов способствуют развитию отрасли внутреннего туризма и увеличению внутренних турпотоков.
В современных условиях и обстоятельствах выделяются приоритетные направления развития российской туриндустрии: совершенствование информационной туристской среды в России; развитие транспортных сетей и инфраструктуры доступности регионов и туристических объектов; формирование
ассортимента туруслуг в соответствии с мировыми стандартами и требованиями туристов; развитие сферы услуг и обслуживания в туриндустрии, повышение качества предоставляемых услуг и т. д. Немаловажную роль в данном процессе может сыграть студенческое предпринимательство.
Рассмотрим подробнее явление студенческого предпринимательства и причины его возникновения.
Сегодня реформа системы высшего образования переводит вузы к практикоориентированным учебным программам, что позволит выпускать квалифицированных специалистов с реальными профессионально-практическими навыками и умениями. Индустрия туризма и гостеприимства на сегодняшний день испытывает дефицит в квалифицированных профессиональных кадрах, способных совершенствовать сферу обслуживания, ассортимент туристических продуктов, разрабатывать новые направления
туризма и способствовать развитию как внутренних, так и внешних туристических потоков. Однако не все предприятия индустрии стремятся трудоустраивать профильных «новоиспеченных» выпускников, предпочитая им кадры с трудовым стажем.
Сложившаяся ситуация заставила студентов еще в период обучения задуматься либо о трудоустройстве, либо об организации собственного дела для подкрепления будущего диплома трудовым и профессиональным стажем, а также для получения заработка. Наряду с ожидаемым положительным эффектом от совмещения учебы и работы возникают и проблемы, например, с посещаемостью занятий и нехваткой времени для обучения, что негативно сказывается на качестве образования.
Студенческая активность в предпринимательской деятельности попадает под явление молодежного предпринимательства, а именно в сегмент малого и среднего бизнеса ограниченного возрастом предпринимателя (от 18 до 30 лет).
В этих условиях перед современными вузами появляется задача не пресекать явление, а качественно регулировать тенденцию путем организации практического применения труда студентов без существенного ущерба для образовательного процесса. Одним из способов решения этой задачи является совместная хоздоговорная либо коммерческая деятельность, а именно студенческое предпринимательство при вузе.
Таким образом, студенческое предпринимательство - хоздоговорная либо коммерческая деятельность студентов (молодых предпринимателей) совместно с вузом. Интегрирование студенчества в предпринимательскую среду может стать инструментом сглаживания перехода от обучения к профессиональной деятельности, что в свою очередь может способствовать эффективному становлению конкурентоспособного и активного класса молодых специалистов в процессе обучения в вузе.
Экономический механизм формирования благоприятной предпринимательской среды, в том числе и студенческой, включает в себя комплекс организационных, финансовых, экономических инструментов, методов и регуляторов, которые определяют взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и обеспечивают создание условий для устойчивого развития предпринимательской активности в стране, в частности, в регионе [1, с. 225]. В этой ситуации вуз должен играть роль партнера молодежного бизнеса, создавая условия, в которых начинающие специалисты смогут достигать своих целей. Речь идет о наставнической либо консультационной поддержке по вопросам максимизации прибыли, минимизации рисков, коммерциализации инновационных технологий, защиты собственности и личности; предоставление стартового капитала (в виде лабораторий, обо-
рудования, помещений на территории вуза) и т. д. [2]. В этих условиях студенческий предпринимательский сегмент обеспечивает достижение целей вузовского, регионального и государственных масштабов: стимулирование научно-исследовательской и научно-творческой деятельности, внедрение инноваций на рынок, совершенствование процесса подготовки кадров, общий профессиональный рост отрасли, рост общественного благосостояния, поддержание занятости молодежи, укрепление национальной безопасности, развитие экономически активной позиции общества и т. д.
При изучении факторов появления студенческих предприятий стоит оценивать наличие положительного предпринимательского потенциала студентов, возможности формирования междисциплинарных бизнес-команд, научный потенциал вуза и развивающиеся предпринимательские сети. Однако даже при позитивном значении большинства или всех факторов зачастую процесс внедрения студентов в бизнес-процессы положительных результатов не дает. Нерешительность потенциальных молодых предпринимателей обосновывается рядом существующих барьеров и проблем в развитии студенческого предпринимательства. Выделяются следующие сдерживающие факторы [3; 4, с. 26; 5, с. 109]:
- отсутствие стартового капитала;
- недостаток опыта, навыков и знаний;
- отсутствие бизнес-идеи;
- несовершенство специальных мер государственной поддержки;
- искаженная отраслевая структура малых предприятий;
- несовершенная система налогообложения;
- отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки и самофинансирования;
- административные и чиновничьи барьеры;
- отсутствие адресной методической, информационной, юридической, консультативной и учебно-образовательной поддержки;
- слабо развитая инфраструктура малого и среднего бизнеса.
Организация благоприятных условий и минимизация влияния сдерживающих факторов позволит вузу сформировать экономически активный класс студенчества. Коммерческое взаимодействие вуза и студентов имеет взаимовыгодный характер. Вуз получает рычаг для активизации научно-проектной деятельности студентов в направлениях, перспективных для развития самого вуза; формирования дополнительного потока доходов от хоздоговорной деятельности и имиджа современного, продвинутого научно-исследовательского и образовательного центра. Помимо этого, студенческое предпринимательство стоит рассматривать и как инновационный подход к под-
готовке и мотивации студентов в профессиональном развитии. Студенческая аудитория приобретает возможность развить профессиональное мышление и стремление к саморазвитию, отточить навыки, закрепляемые в образовательном процессе, получить трудовой стаж и дополнительный заработок.
В развитии студенческого предпринимательства индустрия туризма и гостеприимства является перспективной отраслью. В этой сфере основным продуктом являются сервисные услуги. А они очень мобильны. В реальном секторе рынка апробировать и интегрировать результаты научно-проектной деятельности можно в относительно краткосрочный пе-
Модель «Студенческое предпринимательство в вузе» подразумевает организацию хозяйствующего субъекта в вузе, основными сотрудниками и руководителями которого являются студенты. Данное предприятие позволит сформировать максимально реалистичную профессиональную среду для студентов, создать студенческое предприятие, способное осуществлять коммерческую деятельность, то есть самостоятельно внедрять результаты научно-исследовательской и творческо-проектной интеллектуальной
риод. Дальнейшая реализация новых продуктов будет способствовать развитию туристического рынка, а также приносить доход от коммерческой деятельности студентам и вузу.
Сферы применения труда и организации коммерческой деятельности в туризме и гостеприимстве различаются по продолжительности производственных циклов, ресурсным затратам, капиталоемкости и пр. экономическим параметрам, что подразумевает разный подход к организации деятельности и разные модели взаимодействия вузов и студентов. Рассмотрим основные сферы деятельности туристических предприятий (см. табл.).
собственности как самих студентов, так и вуза в целом. Однако новые перспективы деятельности увеличивают уровень ответственности и обязанности студентов, что в свою очередь может благотворно отразиться на формировании профессионального характера и предпринимательского практического опыта.
В данной модели центром взаимодействия всех акторов является студенческое предприятие. Во-первых, студенческая единица и вуз выступают в качестве соучредителей хозяйствующего общества. Соответственно,
Функциональное разделение применения труда в индустрии туризма и гостеприимства
№ п/п Наименование категории Сферы применения труда Организационно-функциональное взаимодействие студентов и вузов
1 Основные сферы применения труда в туриндустрии - Туроперейтинг; - Турагентская деятельность; - Прием и размещение туристов; - Организация питания; - Транспортные услуги; - Организация событий и мероприятий; - Организация контроля качества услуг и консалтинга В данной категории сферы применения труда являются в основном капиталоемкими и затратными. Наиболее применимой является следующая организационно-функциональная схема распределения ответственности: вуз и студенчество являются соучредителями предприятия и совместно разделяют административную, финансовую и производственную ответственность (модель взаимодействия вуза и студенчества «Студенческое предпринимательство в вузе»)
2 Дополнительные сферы применения труда в туриндустрии - Экскурсионное обслуживание; - Сервисно-визовое сопровождение; - Подготовка квалифицированных кадров; - Маркетинговые исследования; - Прокат туристского снаряжения; - Услуги страхования; - Производство сувениров; - Информационное сопровождение туристов; - Информационное обеспечение отрасли и др. В данной категории сферы применения труда являются и средними, и низкими по капиталоемкости, затратам. Наиболее применимой схемой является: студенчество выступает основным ответственным за капитал, затраты и производство, основной функцией вуза является консультационная, административная и наставническая поддержка (модель взаимодействия вуза и студенчества «Самостоятельное студенческое предприятие»)
3 Социально-культурное сопровождение в туриндустрии - Предприятия общественного питания; - Культурно-просветительские услуги; - Организация спортивного досуга; - Организация анимации; - Производство спорттоваров, фототоваров и пр.; - Медицинские услуги и др. В данной категории встречаются низкие и высокие по капиталоемкости, затратности производства, организационной и предпринимательской ответственности сферы применения труда, поэтому приемлемыми являются выше обозначенные схемы взаимодействия
перспектива получения прибыли является для обеих сторон стимулом для развития научно-исследовательской и коммерческой деятельности. Таким образом, в данной линии отношений оба участника осуществляют взаимную поддержку и контроль по отношению к деятельности предприятия. Во-вторых, студенческое предприятие как полноправный субъект предпринимательства подвергается влиянию внутренних и внешних факторов бизнес-среды, исходя из этого строя свою стратегию и политику в этой среде. В-третьих, студенческая единица в этой модели начинает осуществлять полноценное общение с рынком потребителя, ориентируясь на его спрос и потребности. Коммуникационная среда охватывает всех субъектов модели, центром которой является студенческое предприятие.
В данной модели прямое взаимодействие всех субъектов с малым предприятием положительным образом может отразиться на всех акторах, которые заинтересованы в получении прибыли, внедрении на рынок новых технологий и продуктов и т. д. В свою очередь, студенчество получает возможность войти в профессию и получить уникальный опыт и навыки в реалистичных условиях рынка, что благоприятно скажется на их дальнейшей востребованности на рынке труда или перспективе открыть собственное успешное дело.
Следующая модель взаимодействия - «Самостоятельное студенческое предприятие». Данная модель подразумевает создание предприятия, доля или полное право собственности которого принадлежит студенческому коллективу или одному студенту. То есть студенческое предприятие - это самостоятельное хозяйствующее общество, управляемое и регулируемое студенческой единицей. Вуз в данной модели взаимодействия оказывает наставническую, консультационную и административную поддержку, а также может выступать основным заказчиком продуктов предпринимательской деятельности студентов.
В развитии рыночной экономики в стране многими авторами определяется экономическая значимость в приобщении молодого поколения к бизнес-культуре и активизации их предпринимательских инициатив. По словам А.С. Майрова, «от наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений. В структуре российской экономики малый и средний бизнес занимают в настоящее время незначительное место, что серьезно сдерживает темпы экономического роста страны. Их доля в ВВП России составляет лишь 17 %, тогда как в развитых странах -более 50 %» [6, с. 150]. В сфере малого и среднего бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию среднего класса как важнейшего для социальной и политической стабильности общества [7, с. 14].
Формат студенческого предпринимательства определяется взаимодействием студенчества и вузов в рамках молодежного предпринимательства. Основным параметром оценки уровня партнерской организации деятельности между основными акторами является степень вхождения вуза в предпринимательскую деятельность студентов. Многие сферы применения труда недоступны для студенчества без поддержки вузов из-за высокой финансовой, административной, производственной нагрузки, а также уровня ответственности.
Список литературы:
1. Хайретдинова О.А. Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России / О.А. Хайретдинова // Science time. - 2014.
- № 5 (5). - С. 225-233.
2. Тлябичев К.В. Экономический механизм формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе [Электронный ресурс] / К.В. Тлябичев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2011/ ekon40.html. (Дата обращения: 15.11.2015).
3. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Г.А. Резник // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». - Режим доступа: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3303. - (Дата обращения: 20.11.2015).
4. Иванова А.В. Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал / А.В. Иванов // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 3.
- С. 21-26.
5. Забелин П.В. Создание общероссийского центра молодежного [студенческого] предпринимательства / П.В. Забелин, В.Г. Федцов // Российское предпринимательство. - 2003. - № 5 [41]. - С. 108-111.
6. Майров А.С. Инновационные технологии в регулировании молодежного предпринимательства / А.С. Майров // Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2011. - № 26. - С. 149-150.
7. Гершанок Г.А. Механизмы развития инновационных и предпринимательских инициатив студентов региона / Г.А. Гершанок, Д.Г. Шишкин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2010. - № 5. - С. 114-123.
List of literature: 1. Khairetdinova O.A. The value of student entrepreneur-ship at the present stage of development of Russian / O.A. Khairetdinova // Science time. - 2014. - № 5 (5).
- P. 225-233.
2. Tlyabichev K.V The economic mechanism of formation of favorable business environment in the region / K.V. Tlyabichev // Magazine of scientific publications graduate and doctoral students. - URL: http: //ju-rnal.org/articles/2011/ekon40.html. (Date of circulation: 11.15.2015).
3. Reznik G.A. Student Entrepreneurship in high school: problems and prospects of development / G.A. Resn-ick // Eurasian international scientific-analytical journal «Problems of modern economy». - URL: http: //www.m-economy.ru/art.php? NArtId = 3303. (Date of circulation: 11.20.2015).
4. Ivanovа A.V. Student Entrepreneurship in the Urals State University: development conditions and potential
/ A.V. Ivanova // University Management: Practice and Analysis. - 2010. - № 3. - P. 21-26.
5. Zabelin P. V. Creating a nationwide youth center [student] business / P.V. Zabelin, V.G. Fedtsov // Russian Entrepreneurship. - 2003. - № 5 [41]. - P. 108-111.
6. Mayrov A.S. Innovative technologies in the regulation of youth entrepreneurship / A.S. Mayrov // Collectors conferences SIC sociosphere. - 2011. - № 26. - P. 149-150.
7. Gershanok G.A. Mechanisms of development of innovative and entrepreneurial initiatives of students in the region / G.A. Gershanok, D.G. Shishkin // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. - 2010. - № 5. - P. 114-123.
Рябов П.А.
младший научный сотрудник ФГБНУ «Госметодцентр» Россия, г. Москва
УДК 378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза в статье рассматриваются подходы к созданию особой среды, которая может быть представлена теми или иными педагогическими условиями. В качестве педагогических условий формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза, исходя из особенностей и содержания, требований к качеству подготовки будущих специалистов в туристском вузе, особенностей их профессиональной деятельности, праксе-ологического потенциала отдельных компонентов образовательного процесса, причастных к формированию профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, обосновываются три условия: создание в вузе поликультурной среды, тьюторская поддержка профессиональной подготовки, формирование у студентов рефлексивно-ценностной позиции - и их содержание. Раскрытые в статье педагогические условия являются необходимыми для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, при этом первое из указанных условий (создание в вузе поликультурной среды) является самым существенным, его обеспечение оказывает наибольшее влияние на эффективность формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза.
Ключевые слова: мотивация, практическое обучение, вуз, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF TOURIST UNIVERSITY STUDENTS
To improve the efficiency of formation of professional motivation at students of tourist high school in the article approaches to the creation of a special environment, which can be represented by various pedagogical conditions. As the pedagogical conditions of formation of professional motivation of students of tourist high school on the basis of