Научная статья на тему 'Туризм как сфера развития производительного предпринимательства в регионе ресурсного типа'

Туризм как сфера развития производительного предпринимательства в регионе ресурсного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1890
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PRODUCTIVE ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / INNOVATION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апарина Наталья Федоровна

В статье рассмотрены актуальные для развития региональной экономики проблемы формирования «производительного предпринимательства», ориентированного на производство и реализацию инноваций. Методологической основой является подход У. Баумоля, который рассматривает влияние разных типов предпринимательства (производительного и рентоориентированного) на развитие хозяйственной системы. В качестве объекта исследования выбрана туристская отрасль, которая обладает высоким мультипликативным эффектом, сглаживает региональные диспропорции, и перспективы развития которой непосредственно связаны с преобладающим типом предпринимательства. Целью исследования является оценка перспектив развития производительного предпринимательства в сфере туризма в регионе ресурсного типа. В статье рассмотрены возможные сценарии развития отрасли, связанные с выбором стратегии поддержки отрасли со стороны региональной власти. Первая носит традиционный характер и связана с усилением государственного регулирования туристской деятельности; позиционированием Кемеровской области как региона, благоприятного для развития туризма; привлечением инвестиций в индустрию туризма. Вторая основана на целевом сценарии, ориентированном на развитие кластерного подхода и механизма комплексного развития туристско-рекреационных зон. В статье делаются выводы о том, что именно кластеризация может способствовать выращиванию «производительных предпринимателей» в туристской отрасли региона, поскольку целенаправленно ориентирована на производство и внедрение инноваций. В рамках создания туристско-рекреационных кластеров, на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Апарина Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A SPHERE OF PRODUCTIVE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE RESOURCE TYPE REGION

The current problems of the regional economy development in the form of «productive entrepreneurship” based on the production and implementation of innovations are uncovered in the paper. The methodological basis is W. Baumol’s approach, which examines the impact of different types of entrepreneurship (productive and rent-seeking) on the development of the economic system. Tourism industry is selected as the object of research, which has a high multiplier effect, smoothes out regional disparities, and development prospects are directly linked to the predominant type of business. The purpose of the study is to assess the prospects of development of productive entrepreneurship in the tourism sector in the resource type region. The paper discusses possible scenarios for development of the tourism industry. The possible scenarios for development of the industry related to the choice of strategies to support the industry by the regional authorities are disclosed in the paper. The first one is traditional strategy and is associated with increased state regulation of tourist activities; the positioning of Kemerovo region as a region favorable for the development of tourism; attraction of investments in the tourism industry. The second strategy is the target-oriented development scenario based on the cluster approach and the mechanism for the integrated development of tourist and recreational zones. The author concludes that it can contribute to the growing clustering of "productive entrepreneurs" in the tourism industry in the region, as purposefully focused on the production and innovation. The best conditions for the development of tourism infrastructure as well as the scope of related services may be realized as part of the tourism and recreational cluster, based on science-based solutions, as well as the use of public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Туризм как сфера развития производительного предпринимательства в регионе ресурсного типа»

I ЭКОНОМИКА УДК 379.85:332.14

ТУРИЗМ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕГИОНЕ РЕСУРСНОГО ТИПА Н. Ф. Апарина

TOURISM AS A SPHERE OF PRODUCTIVE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

IN THE RESOURCE TYPE REGION

N. F. Aparina

Выполнено при поддержке РФФИ, проект № 15-06-04998.

В статье рассмотрены актуальные для развития региональной экономики проблемы формирования «производительного предпринимательства», ориентированного на производство и реализацию инноваций. Методологической основой является подход У. Баумоля, который рассматривает влияние разных типов предпринимательства (производительного и рентоориентированного) на развитие хозяйственной системы. В качестве объекта исследования выбрана туристская отрасль, которая обладает высоким мультипликативным эффектом, сглаживает региональные диспропорции, и перспективы развития которой непосредственно связаны с преобладающим типом предпринимательства. Целью исследования является оценка перспектив развития производительного предпринимательства в сфере туризма в регионе ресурсного типа. В статье рассмотрены возможные сценарии развития отрасли, связанные с выбором стратегии поддержки отрасли со стороны региональной власти. Первая носит традиционный характер и связана с усилением государственного регулирования туристской деятельности; позиционированием Кемеровской области как региона, благоприятного для развития туризма; привлечением инвестиций в индустрию туризма. Вторая основана на целевом сценарии, ориентированном на развитие кластерного подхода и механизма комплексного развития туристско-рекреационных зон. В статье делаются выводы о том, что именно кластеризация может способствовать выращиванию «производительных предпринимателей» в туристской отрасли региона, поскольку целенаправленно ориентирована на производство и внедрение инноваций. В рамках создания туристско-рекреационных кластеров, на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

The current problems of the regional economy development in the form of «productive entrepreneurship" based on the production and implementation of innovations are uncovered in the paper. The methodological basis is W. Baumol's approach, which examines the impact of different types of entrepreneurship (productive and rent-seeking) on the development of the economic system. Tourism industry is selected as the object of research, which has a high multiplier effect, smoothes out regional disparities, and development prospects are directly linked to the predominant type of business. The purpose of the study is to assess the prospects of development of productive entrepreneurship in the tourism sector in the resource type region. The paper discusses possible scenarios for development of the tourism industry.

The possible scenarios for development of the industry related to the choice of strategies to support the industry by the regional authorities are disclosed in the paper. The first one is traditional strategy and is associated with increased state regulation of tourist activities; the positioning of Kemerovo region as a region favorable for the development of tourism; attraction of investments in the tourism industry. The second strategy is the target-oriented development scenario based on the cluster approach and the mechanism for the integrated development of tourist and recreational zones. The author concludes that it can contribute to the growing clustering of "productive entrepreneurs" in the tourism industry in the region, as purposefully focused on the production and innovation. The best conditions for the development of tourism infrastructure as well as the scope of related services may be realized as part of the tourism and recreational cluster, based on science-based solutions, as well as the use of public-private partnerships.

Ключевые слова: региональный туризм, производительное предпринимательство, инновации в туризме.

Keywords: regional tourism, productive entrepreneurship, innovation in tourism

Развитие предпринимательства в постсоветской экономике насчитывает уже более чем 20-и летнюю историю. Предпринимательская деятельность в российской экономике, ее особенности, виды, факторы становления и развития сразу стали привлекательным объектом исследования. Предпринимательство - бесспорный «локомотив» развития рыночной экономики. Но современное состояние предпринимательской деятельности в России, «внешние вызовы» предпринимательству обостряют проблему «качества» современного российского предпринимательства и «качества»

государственной политики в отношении предпринимательства [9].

Различные исследования российских и иностранных авторов показывают, что рост числа частных предпринимателей не является непосредственным фактором экономического роста. Наоборот, наибольшее количество самозанятых существует в самых бедных и отсталых странах, где затруднена работа по найму. Так, исследования Е. Мавриной показывают, что существует общая тенденция сокращения процента самозанятых при увеличении ВВП на душу населе-

142 Н. Ф. Апарина

ния. Например, в странах Южной Америки и Африки процент самозянятых существенно больше, чем в развитых странах Европы (50 - 70 % по сравнению с 10 -20 %), а ВВП на душу населения там значительно ниже (5 - 10 тысяч долларов против 30 - 60). Так, к малодоходным странам с существенным уровнем предпринимательской активности относятся такие страны, как Колумбия, Намибия, Бутан, Гана, Эквадор, и др. К высокоразвитым странам с низким уровнем предпринимательства отнесятся Германия, США, Австрия, Франция, Норвегия [5].

Потенциал развития присутствует у «качествен-ного»/инновационного предпринимательства, которое, в соответствии с подходом Й. Шумпетера связано с представлением потребителям нового товара или товара с новыми качествами, внедрением новых производственных методов, открытием новых рынков, созданием новых организационных структур, и т. д., то есть это деятельность, связана с «производительными» инновациями.

Проблема развития предпринимательства рассмотрена в данной статье с точки зрения подхода У. Баумоля, который обращает внимание на то, что, хотя общее количество предпринимателей различается в разных обществах, тем не менее, производительный вклад предпринимателей в конкретном обществе гораздо в существенной степени зависит от их распределения между производительной деятельностью, которая приносит пользу обществу в виде дополнительного продукта, и преимущественно непроизводительными видами деятельности, такими, например, как поиск ренты. Это распределение во многом зависит от относительных размеров вознаграждения, которые могут быть получены при существующих институциональных условиях. Следовательно, политика государства скорее может влиять на распределение предпринимателей между этими видами деятельности, нежели на количество людей, обладающих предпринимательскими способностями [2].

У. Баумоль также считает, что в современное инновационное развитие большой вклад вносят малые инновационные фирмы, а крупный бизнес должен способствовать увеличению возможностей и возрастанию скорости распространения инноваций. Особый вклад в развитие производительного предпринимательства вносит научно-исследовательский и образовательный сектора экономики, которые занимаются подготовкой кадров, разработкой и сопровождением инноваций. Поэтому государственная поддержка инноваций должна способствовать сбалансированному развитию и интеграции этих отраслей, поскольку именно от них зависит «качество предпринимательства».

В современной российской экономике производительное предпринимательство, несмотря на многочисленные декларации о развитии инновационного потенциала экономики, реально еще не сложилось. Устойчиво воспроизводится рентоориентированная модель предпринимательства, в основе которой лежит доступ предпринимателя к ограниченным ресурсам, прежде всего, в сырьевых отраслях. В особенности проблема рентоориентированного предпринимательства актуальна для регионов ресурсного типа, кото-

рые отличаются отраслевыми диспропорциями, низким мультипликативным эффектом добывающих производств, слабыми внутренними рынками, отсутствием разнообразия номенклатуры выпускаемой продукции.

Современный экономический кризис, санкцион-ные меры в отношении российской экономики и ответные меры российского правительства еще более «обнажили» проблемы ресурсной зависимости регионов, обострив вопрос о поиске альтернативных отраслей, способных стать «локомотивом» регионального развития.

Одной из таких отраслей является туризм. По оценкам экспертов, туристская отрасль в структуре современной мировой экономики является одной из ключевых. По объему получаемых доходов она уступает доходам таких отраслей, как нефтедобывающая промышленность и машиностроение. Международный туризм (путешествия и пассажирские перевозки) составляет 30 % в мировом экспорте услуг и 6 % от общего объема экспорта товаров и услуг; при этом наблюдаются высокие темпы роста инвестиций в эту отрасль. В категории «экспорт» туризм занимает четвертое место после топлива, химикатов и продуктов питания, особенно во многих развивающихся странах [8].

По данным агентства The Nation, в 2014 г. поступления от международного туризма в сравнении с

2013 годом увеличились на US$ 48 миллиардов и достигли самого высокого показателя - 1 триллион 245 миллиардов долларов США. С учетом доходов от международных пассажирских перевозок общий объем экспорта по статье «международный туризм» составил около US $ 1,5 трлн [10].

Количество выезжающих за границу туристов в

2014 г. возросло на 4,4 % и составило 1 миллиард 135 миллионов человек - по сравнению с 1 миллиардом 87 миллионами в 2013 г.

В мировом масштабе туристская отрасль обладает существенным мультипликативным эффектом, вовлекая в свой хозяйственный оборот другие отрасли, во многих странах являясь «локомотивом» для развития и санации экономики отдельных регионов и территорий. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, туриндустрия имеет самый высокий коэффициент создания рабочих мест: 1 рабочее место на 3 туристов.

С развитием туризма во многом связывают перспективы российской экономики, в особенности - на региональном уровне. Туризм в современной России -это одна из немногих отраслей, которые показывают существенный рост. Туристская отрасль выступает катализатором социально-экономического развития всех регионов России, сглаживает диспропорции в их развитии, обеспечивает занятость населения. Те регионы, в которых нет развитой промышленности, благодаря туризму получают дополнительную возможность общего экономического развития.

По оценкам главы Федерального агентства по туризму О. Сафонова, туризм в современной ситуации может стать локомотивом российской экономики, той отраслью, которая без огромных инвестиций может дать ощутимый экономический эффект на территории

всей страны. «За счет создания новых туристских кластеров в сфере малого и среднего бизнеса создаются новые рабочие места, что очень показательно в условиях проходящих в остальных сферах сокращений, решается проблема самозанятости населения» [3]. Кроме того, туризм способствует решению актуальной на сегодняшний день проблемы импортоза-мещения.

Вместе с тем, потенциал туристской отрасли современной России не используется в полной мере. По оценкам специалистов, туризм для России - отрасль экономики с низким приоритетом. Так, например, по данным Ростуризма, в 2014 г. за границу выехало 17,6 млн россиян, а нашу страну посетили только 2,6 млн иностранцев. По объему затрат на развитие туризма мы уступаем, например, Гамбии, Камбодже, Парагваю. Страна вкладывает в привлечение одного туриста в 10 раз меньше, чем в среднем другие государства [3].

По данным Всемирного экономического форума Россия в 2014 г. занимает 63-е место из 140 в рейтинге туристической привлекательности.

Представляется, что проблема развития туризма заключается в том, что внутренний туризм в России также в большей степени является рентоориентиро-ванным, нежели производительным, что ограничивает его возможности в увеличении мультипликативного эффекта и повышении рекреационного потенциала.

В ходе исследования ВЭФ, которое проводится раз в два года, во внимание принимаются 14 показателей уровня развития туристического сектора. В том числе такие, как законодательное регулирование, безопасность, приоритетность туристской отрасли, транспортная инфраструктура, туристская инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы.

Эксперты ВЭФ высоко оценивают естественный -природный и культурный потенциал российской ту-риндустрии (в рейтинге - 39 место), отмечая наличие большого количества памятников культурного наследия. Но по объектам, которые представляют продукт «производительного» предпринимательства, российская туристская отрасль занимает очень низкие позиции (состояние наземного транспорта - 93-е место; состояние экологии - 134 место). Кроме того, ограничивают приток туристов низкий сервис, высокая стоимость и низкое качество размещения. Низко оценивается безопасность туристов (113 место); отмечается и незащищенность собственности иностранцев и их имущественных прав, трудности в решении визовых вопросов для туристов. Представляется, что это -результат «качества» государственной политики в отношении предпринимательства в сфере туризма, следствие низкой приоритетности отрасли в экономике страны.

Следует отметить, что в мировой индустрии туризма в последнее время обостряется конкуренция в сфере производительного предпринимательства, как между странами, так и между регионами внутри страны. Этому способствует, во-первых, достижение предела насыщения отдельных традиционных форм и видов туризма, которые предлагают различные тури-

стские центры и страны; во-вторых, появление новых центров и стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов. Туризм становится все более инновационной отраслью, «дорожной картой» развития которой являются совместные планы государства, крупных компаний-туроператоров и средних и мелких предприятий туриндустрии, которые являются основными поставщиками туристских инноваций, развивая ниши специализированных, индивидуальных туристских продуктов, повышая рекреационный потенциал территорий за счет улучшения туристской инфраструктуры, комфортности и безопасности проживания туристов.

Инновационная деятельность в туризме предполагает не только использование на практике научно-технических разработок и изобретений, но также включает модификацию в продуктах, процессах, маркетинговых технологиях, организации, управлении. Инновационная деятельность в туризме проявляется в создании новых или улучшении существующих туристских продуктов, совершенствовании гостиничных, транспортных, и прочих услуг, развитии новых рынков, внедрении современных информационных и телекоммуникационных технологий, современных форм организационно-управленческой деятельности, а также новых подходов к удовлетворению разнообразных потребностей туристов. Инновации обеспечивают высокий динамизм туристской отрасли, формируя синергетический эффект, объединяя в единое целое отрасли и предприятия, создающие туристский продут, а также обеспечивающие его разработку, продвижение, информационную поддержку. Инновации в туризме способствуют развитию предпринимательства производительного типа в данной отрасли, существенно повышая рекреационный потенциал территорий, на которых они осуществляются.

Особую роль инновации в туризме играют в регионах, где туризм рассматривается как альтернатива зависимости от сырьевых ресурсов. Таким регионом является Кемеровская область. Кузбасский регион занимает ведущие позиции на внутреннем и мировом рынке угля, продукции черной металлургии, химической промышленности, что ставит экономику Кемеровской области в зависимость от рыночной конъюнктуры на мировых рынках, делает ее уязвимой в периоды глобальных экономических кризисов. Поэтому туризму в Кузбассе уделяется особое внимание в качестве альтернативной отрасли, способствующей преодолению ресурсной зависимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечается в распоряжении Коллегии администрации Кемеровской области от 1 марта 2013 г. № 194-р о «Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года», туризм имеет большое значение для решения социальных проблем региона, обеспечивая развитие малого предпринимательства в малых городах, районах и моногородах, способствует росту доходов работающего и малообеспеченного населения. О потенциале развития отрасли свидетельствуют данные Росстата: только в коллективных средствах размещения (без учета микропредприятий) в 2013 г. в области было занято 5,7 тыс. человек, из которых 0,6 тыс. администраторы и менеджеры; 0,6 тыс. портье и горничные; 1,1 тыс. врачи и средний

медицинский персонал; 1 тыс. работники общественного питания. За 2013 г. доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг составили 2590 млн рублей, из них 846 млн - от продажи номеров [6].

По итогам работы за 2013 год было обследовано 315 туристских фирм, предлагающих туристские услуги на региональном рынке. Ими было реализовано непосредственно населению 67,6 тыс. турпакетов общей стоимостью 3,9 млрд рублей. Обслужено за год 111,8 тыс. человек, из них 22,4 тыс. (20 % общей численности) - приобрели туры по Российской Федерации, 89,4 тыс. человек (80 %) - по зарубежным странам (в 2012 г. - 105,3 тыс. человек; 21,5 и 83,7 тыс. человек соответственно) [4].

Несмотря на спад в экономике 2014 - 2015 гг., туристский потенциал региона сохраняется на высоком уровне. В регионе формируется современная туристическая инфраструктура, образуются привлекательные центры регионального туризма, туристические комплексы. Улучшается качество сервиса и предоставляемых услуг, расширяется их спектр.

В то же время, развитие туризма в регионе сопровождается рядом проблем, на которые обращают внимание специалисты теоретики и практики в сфере туризма [7]. Это жесткая конкуренция - как со стороны иностранных конкурентов, так и - близлежащих регионов. Кроме этого, к традиционным проблемам развития туризма относят удаленность региона и неразвитость транспортной инфраструктуры; дефицит объектов отдыха и развлечений, в том числе, для развития семейного отдыха и познавательного туризма для школьников; недостаточность средств размещения и их низкая комфортность, а также - высокая стоимость; несовершенство системы страхования в сфере туризма; недостаточность инвестиционных и финансовых ресурсов, направляемых на развитие туризма в области; нехватку квалифицированных кадров, способных эффективно обеспечить современный уровень сервиса и т. д. [1]. К особым проблемам можно также отнести отсутствие комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма; отсутствие и низкий уровень маркетинговых исследований регионального туризма. Эти и другие проблемы ведут к существенному снижению возможностей региона в развитии внутреннего туризма. Логическим представляется вывод, что тури-стско-рекреационный потенциал области преимущественно основан на эксплуатации естественных природных объектов и в меньшей степени ориентирован на развитие инновационных возможностей туристкой отрасли. Исключение составляет горно-лыжный туризм и появление в регионе привлекательных объектов спортивного туризма, таких, например, как Кузбасский парашютный центр (экстрим-парк).

Пути решения проблем, на наш взгляд, связаны с развитием «производительного предпринимательства» в отрасли. Перспективы формирования производительного предпринимательства связаны с углублением кластеризации экономки региона в туристско-рекреационной сфере. В «Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года» особо подчеркивается, что туризм является отраслью агрегирую-

щего типа, оказывает стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей (транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство и т. д. В стратегии сформулированы два подхода/сценария к развитию туризма в Кемеровской области: инерционный и целевой [6].

Инерционный подход связывает перспективы развития туризма с усилением государственного регулирования туристской деятельности; позиционированием Кемеровской области как региона, благоприятного для развития туризма; привлечением инвестиций в индустрию туризма Кемеровской области; стимулированием развития отечественного предпринимательства, поддержкой малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и отраслях, технологически связанных с туризмом. Несмотря на привлекательность этого сценария развития отрасли, следует отметить, что ориентация на развитие частнопредпринимательского сектора не всегда является эффективной для развития «производительного предпринимательства»: частнопредпринимательский сектор не в состоянии покрыть потребности в крупных инвестициях как для развития санаторно-курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, так и основных элементов туристской инфраструктуры.

Реализация данного сценария развития туризма в Кузбассе ориентирована на укрепление материальной базы туристской отрасли, росту вместимости и комфортабельности средств размещения туристов, расширению разнообразия туристских маршрутов, увеличению туристского потока в Кемеровскую область.

Но более перспективным представляется второй вариант стратегии развития туризма в Кемеровской области: целевой сценарий, ориентированный на развитие кластерного подхода и механизма комплексного развития туристско-рекреационных зон.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [6].

Кроме того, как показывает опыт кластеризации в сфере туризма, именно производственные кластеры в сфере туризма способствуют усилению конкурентных преимуществ за счет усиления ресурсных возможностей его участников, производства и трансфера технологий, обмена информацией, знаниями и т. д. Выращивание кластеров - «региональных кустов» позволяет более эффективно реализовать меры государственной поддержки за счет ее более целенаправленной ориентации. Как показывает А. Ю. Чепуренко, поддержка кластера не обязательно должна быть направлена на сами предпринимательские организации - скорее, это может быть инвестирование в точки роста знаний и компетенций - образовательную инфраструктуру, проекты, центры трансфера технологий т. д., а также - в поддержку и продвижение брендов, с использованием как инструментов маркетинга, так и предоставление субсидий и субвенций на формирование патентной защиты товарных марок и проч. [9].

Перспективным для развития региональных туристских кластеров является создание творческих инно-

вационных площадок, где потенциальные и начинающие предприниматели могли бы общаться, приглядываться друг к другу, формировать совместные предпринимательские проекты - команды - это могут быть различные конкурсы, конференции, и прочие мероприятия с привлечением широкой научной общественности региона и студентов Кемеровских вузов профильных направлений подготовки.

В рамках создания туристско-рекреационных кластеров, на основе научно-обоснованных решений, а

также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Представляется, что именно кластеризация может способствовать выращиванию «производительных предпринимателей» в туристской отрасли региона, поскольку целенаправленно ориентирована на производство и внедрение инноваций.

Литература

1. Балашова М. В., Кудряшова И. А., Балаганская Е. Н. Проблемы, перспективы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 13. С. 136 - 142.

2. Баумоль У. Предпринимательство: производительное, непроизводительное и деструктивное // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 61 - 84.

3. Глава Ростуризма: туризм может стать локомотивом развития экономики РФ // РИА Новости/Прайм. Москва, 4 февраля. 2015. Режим доступа: http://ria.ru/tourism/20150204/1045880626.html#ixzz3ZJeuQayR (дата обращения: 11.04.15).

4. Деятельность туристских фирм области в 2013 г. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Кемеровской области. Оперативная информация. Режим доступа: http://kemerovo-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения: 10.04.15).

5. Маврина Е. Развитие предпринимательства не способствует росту экономики. // Экспертный сайт Высшей школы экономики. Режим доступа: http://opec.ru/1818501.html. (дата обращения: 23.04.15).

6. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 1 марта 2013 г. № 194-р о «Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/-cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=58771 (дата обращения: 12.04.15).

7. Скалон Н. В., Сущёв Д. В., Быковец К. В., Ефремова Г. В., Колмыкова В. А. Проблемы и перспективы становления регионального экологического образования и просвещения и развитие экологического туризма на примере Таштагольского района Кемеровской области и Шорского национального парка // Вестник КемГУ. 2015. № 1(61). Т. 4. С. 38 - 45.

8. Туризм-2014: сколько денег он принес и каким странам? // Все о туризме, 19.04.2015 Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/tourism2014.htm. (дата обращения: 26.04.15).

9. Чепуренко А. Ю. Что такое предпринимательство, и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2. С. 102 - 124.

10. Uguru О. International tourism exports rise to US$ 1.5 trillion. // The Nation. Truth in Deference of Freedom. April 18, 2015. Режим доступа: http://thenationonlineng.net/new/international-tourism-exports-rise-to-us-1-5-trillion/ (дата обращения: 18.04.2015).

Информация об авторе:

Апарина Наталья Федоровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления КемГУ, apainanf@mail.ru.

Natalya F. Aparina - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Economic Theory and Public Administration, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.