Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как социально-экономическая основа развития туристской индустрии региона'

Малое предпринимательство как социально-экономическая основа развития туристской индустрии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1356
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / TOURISM / CLUSTER / BUSINESS ENVIRONMENT / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Яна Геннадьевна, Карлина Елена Прокофьевна, Макарова Татьяна Александровна

Туризм оказывает значительное влияние на экономику и развитие регионов, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. В этой связи формирование благоприятной предпринимательской среды является объективным условием эффективной деятельности малого бизнеса, выступающего основой предпринимательской деятельности в сфере туризма. Развитие туристского предпринимательства в Астраханской области характеризуется увеличением числа субъектов и объектов туристского рынка, количества туристов и объемов оказываемых услуг, что обусловлено как наличием уникальных природных и рекреационных ресурсов, так и системным взаимодействием субъектов малого предпринимательства в рамках туристского кластера. В результате анализа туристского предпринимательства региона выявлен ряд проблем, негативно влияющих на развитие туризма: высокая доля теневых субъектов предпринимательства, монопродуктность, неэффективное стратегическое управление, отсутствие унифицированной системы государственной поддержки и т. д. Решение этих проблем возможно в результате разработки и реализации стратегии развития туризма, одним из направлений которой является формирование благоприятной предпринимательской среды как инструмента повышения конкурентоспособности индустрии туризма региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS A SOCIO-ECONOMIC BASIS FOR DEVELOPMENT OF TOURISM INDUSTRY IN THE REGION

Tourism has a significant impact on economic development of the regions, encouraging the currency inflow into the country, creating new jobs, improving infrastructure. In this regard, creation of supporting business environment is an objective condition for the effective functioning of small businesses, which form the basis of entrepreneurial activity in tourism. The development of tourism entrepreneurship in the Astrakhan region is characterized by an increase in the number of subjects and objects of the tourist market, the number of tourists and volume of services provided, both due to the presence of unique natural and recreational resources and systemic interaction of subjects of small entrepreneurship within the tourism cluster. The analysis of tourism entrepreneurship in the region has identified a number of issues affecting tourism development: a high share of shadow business entities, monoproductivity, ineffective strategic management, absence of a unified system of state support, etc. The solution of these issues can be found due to the working out and implementing the strategy of tourism development, one aspect of which is the creation of a supporting business environment as a tool for improving the competitiveness of the tourism industry in the region.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как социально-экономическая основа развития туристской индустрии региона»

DOI: 10.24143/2073-5537-2017-4-105-112 УДК 31:338.2

Я. Г. Левина, Е. П. Карлина, Т. А. Макарова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА

Туризм оказывает значительное влияние на экономику и развитие регионов, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. В этой связи формирование благоприятной предпринимательской среды является объективным условием эффективной деятельности малого бизнеса, выступающего основой предпринимательской деятельности в сфере туризма. Развитие туристского предпринимательства в Астраханской области характеризуется увеличением числа субъектов и объектов туристского рынка, количества туристов и объемов оказываемых услуг, что обусловлено как наличием уникальных природных и рекреационных ресурсов, так и системным взаимодействием субъектов малого предпринимательства в рамках туристского кластера. В результате анализа туристского предпринимательства региона выявлен ряд проблем, негативно влияющих на развитие туризма: высокая доля теневых субъектов предпринимательства, монопродукт-ность, неэффективное стратегическое управление, отсутствие унифицированной системы государственной поддержки и т. д. Решение этих проблем возможно в результате разработки и реализации стратегии развития туризма, одним из направлений которой является формирование благоприятной предпринимательской среды как инструмента повышения конкурентоспособности индустрии туризма региона.

Ключевые слова: малое предпринимательство, туризм, кластер, предпринимательская среда, государственная поддержка.

Введение

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы выступают объективными условиями эффективного социально-экономического развития и способствуют обеспечению ускоренного роста человеческого капитала как основного ресурса экономики.

По данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 2,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, на долю которых приходится 25 % от общей численности занятых в экономике и около 25 % от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями [1].

В валовом внутреннем продукте (ВВП) России доля сектора малого и среднего предпринимательства в 2016 г. сохраняется на уровне 20-21 %. Однако по сравнению с уровнем развития малого и среднего предпринимательства в других странах малый бизнес в России заметно отстает по ряду показателей. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП во многих зарубежных странах составляет более 50 %. Лидирует Япония: 63 % составляет доля малых предприятий в ВВП, 77 % населения занято в этом секторе.

Показатели развития малого предпринимательства по регионам России сильно различаются, неоднородна и отраслевая принадлежность субъектов малого бизнеса. Традиционно в структуре видов деятельности по сектору лидируют торговля и операции с недвижимостью (39,6 и 20,2 % соответственно). В наименьшей степени представлены производственная отрасль и сельское хозяйство. Однако есть в российской экономике такие сферы, в которых функционируют исключительно субъекты малого бизнеса, к таким отраслям относится туризм [2].

Туристское предпринимательство в Российской Федерации

Туристская отрасль является на сегодняшний день одной из самых перспективных с точки зрения вложения капитала и развития территории. Сфера туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как

транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., что позволяет выделить ее как фактор социально-экономического развития регионов.

Россия, обладая мощным туристским потенциалом, в настоящее время в значительной мере заинтересована в развитии въездного и внутреннего туризма. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. туризму отдается роль локомотива развития регионов, связующего звена между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества, при этом комплексное развитие внутреннего и въездного туризма обозначается главной целью развития туризма в РФ на период до 2020 г., с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации [3].

Геополитические реалии, экономический кризис, нестабильные валютные курсы и изменения во внутренней политике России обусловили новые тенденции туристского рынка: значительная часть турпредприятий в 2015 г. переориентировали свою деятельность на внутренний туризм. По данным Ростуризма, на внутреннем и въездном рынке сегодня работают 3,9 тыс. турфирм, что соответствует 86 % от общего числа действующих компаний [4].

Согласно данным Федерального агентства по туризму, внутренний поток с туристскими целями в России с 2014 г. увеличился на 30-40 %, что было обусловлено и ростом количества туроператоров, занимающихся внутренним туризмом (на 25 %) [5].

В туризме сложившиеся тенденции можно назвать действенной политикой импортозаме-щения и экономической безопасности, т. к. все, что связано с выездом российских туристов, означает вывоз денежной массы за рубеж, тогда как рост внутренних турпотоков свидетельствует о том, что деньги и налоговые отчисления остаются в России.

Сложившаяся ситуация дала возможность российским регионам предложить новые привлекательные турпродукты для отдыха россиян, заполнив таким образом освободившуюся нишу. Туроператоры смогли создать линейку предложений по пакетным турам (например, в г. Сочи), которые по объему и разнообразию оказанных услуг конкурировали с зарубежными популярными курортами: в I квартале 2016 г. широкую популярность приобрели Красная Поляна и Крым. По данным Министерства туризма республики Крым, количество туристов, посетивших полуостров в 2016 г., увеличилось на 20 % по сравнению с 2015 годом.

Объем въездного туризма по итогам девяти месяцев 2016 г., по данным Ростуризма, вырос на 3 % в результате увеличения потока въезжающих туристов из Китая, Финляндии, Польши, Германии, США. При этом поток туристов из Китая в 2016 г. увеличился на 15 %., что соответствует общемировому тренду.

Характеристика состояния туристского кластера Астраханской области

Одним из перспективных регионов для достижения целей по развитию стратегически важных для государства видов туризма с точки зрения потенциала и сложившегося рынка является Астраханская область. Основными видами экономической деятельности Астраханской области являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, а также строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля [6].

На территории Астраханской области сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Благодаря уникальной природе, богатому культурному наследию и стратегически выгодному геополитическому положению на Каспии регион обладает огромным потенциалом для развития конкурентоспособной туристской индустрии, основанной на внутреннем и въездном туризме.

Туристская отрасль в настоящее время является одним из стратегически значимых направлений социально-экономического развития региона с точки зрения вложения капитала и развития территории. Она позволяет на базе исторического наследия и рекреационного потенциала создавать привлекательные инвестиционные проекты, реализация которых дает мульти-

пликативный экономический эффект: развитие различных сфер экономической деятельности и увеличение их доходности, увеличение налоговых поступлений, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, укрепление и создание инфраструктуры, наконец, рост экономической привлекательности самой территории [7].

По аналитической оценке министерства культуры и туризма Астраханской области, внутренний туристский поток в Астраханскую область (без учета самодеятельных туристов, которые не пользовались услугами коллективных средств размещения) составил: в 2015 г. - 2 350 тыс. чел., в 2016 г. - 2 450 тыс. чел., в 2017 г. - 2 530 тыс. чел. Тенденция к наиболее активному росту прибытий определилась в 2011 г. На 2011-2013 гг. пришелся основной рост потока туристов (в среднем на 10 % в год). С 2015 г. произошло снижение турпотока, вызванное общими тенденциями в экономике страны и потребительским поведением россиян. Однако по состоянию на 2016 - середину 2017 г. ситуация стабилизировалась.

Индустрия туризма и гостеприимства в регионе сформирована в подавляющем большинстве малым бизнесом: в 2015 г. их количество субъектов малого бизнеса составило - 700 ед.; в 2016 г. - 707 ед.; в 2017 г. (предварительная оценка) - 710 ед. Объем налоговых отчислений предприятий отрасли составил 155 млн руб. в 2015 г., 156 млн руб. - в 2016 г. и 157 млн руб. по прогнозным оценкам 2017 года. Темпы прироста указанных показателей ниже, чем в 2011-2012 гг., но, тем не менее, они демонстрируют стабильное планомерное развитие предприятий отрасли.

Следует отметить, что определение доли туристской отрасли в ВРП традиционным способом не отражает специфики и комплексности данного вида экономической деятельности, в результате чего можно сделать вывод о существенном занижении значений показателя. Туризм является ядром высокоагрегированного комплекса отраслей, вовлеченных в создание и реализацию туристского продукта. При этом социально-экономические выгоды приграничного региона от туризма значительно превышают доходы самой туристской отрасли за счет мультипликативного эффекта туристских расходов, генерирующих волну циклов экономической активности в отраслях, вовлеченных в обслуживание туристов, что позволяет идентифицировать долю туризма в ВРП Астраханской области в размере 3-5 %.

Из анализа туристских продуктов следует, что туризм в Астраханской области имеет явно выраженную рыболовно-охотничью направленность (по экспертным оценкам, от 70 до 90 % регионального туристского продукта), которая выступает в качестве бренда и занимает 25-30 % российского рынка. В то же время развиваются такие виды туризма, как культурно-познавательный, экотуризм, лечебно-оздоровительный.

В течение года Астраханскую область с рыболовно-охотничьими целями посещают более 2 млн туристов - до 83-85 %. Поток туристов с целями, отличными от рыболовно-охотничьих, ориентировочно оценивается в пределах 440-445 тыс. человек в год, что составляет 15-17 % от общего турпотока. В пределах этих значений туристские потоки с различными целями распределяются следующим образом: профессионально-деловые цели - 10-12 %; экскурсионные (в том числе по природным достопримечательностям, т. е. экологические) - 3-5 %; круизы -менее 1 %; лечебно-оздоровительные - менее 1 %.

В Российской Федерации сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время основой предоставления государственной поддержки является разработка и реализация региональных программ развития кластеров, обеспечивающих координацию различных мер государственной поддержки инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, механизмов привлечения частных инвестиций, программ подготовки и переподготовки кадров, развития производственной и социальной инфраструктуры, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Астраханский туристский кластер имеет выраженную специализацию и зависит от территориальной организации и географии природных и рекреационных ресурсов. Под «региональным туристским кластером» понимается форма организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий.

В состав Астраханского регионального туристского кластера включены взаимодействующие хозяйствующие субъекты в сфере туризма, смежных видов деятельности, органы управления и координации, общественные организации, научные институты. Функционирование регионального туристского кластера происходит в активном взаимодействии с экологической, социально-культурной, экономической и институциональной средой.

На административном уровне координация регионального туристского кластера осуществляется министерством культуры и туризма Астраханской области. Ежегодно министерством, совместно с представителями туристских компаний, проводятся мероприятия, акции, совещания и презентации новых турпродуктов. При губернаторе Астраханской области создан «Совет по туризму». Эффективность деятельности и взаимодействия субъектов между собой можно охарактеризовать как высокую, при этом развитие межинституциональных связей реализуется в виде совместных проектов, государственно-частного партнерства, совместных образовательных программ и социально значимых инициатив.

Существуют позитивные условия формирования благоприятной среды, прежде всего, в части взаимодействия с органами власти и развития инфраструктуры среды, однако в целом деловую и инновационную среду для предприятий туристской отрасли нельзя охарактеризовать как благоприятную, этому препятствуют значительное количество контролирующих органов, отсутствие финансовой формы поддержки значимых проектов, размытые зоны ответственности между органами администрации и управления.

Дальнейшее развитие регионального туристского кластера Астраханской области предполагает разработку новых маршрутов и турпродуктов. В 2014-2015 гг. на основе проведенных исследований была разработана концепция туров выходного дня. В 2016-2017 гг. активно развиваются турпродукты, связанные с событийным туризмом, а также разрабатываются турмарш-руты в рамках международного проекта «Великий Шелковый путь». Подобные программы (предлагается более 200 маршрутов) позволят привлечь клиентов из близлежащих регионов и диверсифицировать местный турпродукт.

Легитимные и лидирующие предприятия отрасли заинтересованы в развитии связей между сектором размещения, питания, экскурсионного обслуживания, развлечений и торговли как факторе повышения собственной конкурентоспособности. В профессиональном сообществе действуют прочные связи, основанные на механизме «удержания» туриста в регионе: чем дольше турист находится в Астрахани, тем больше мест посещает, приобретает услуг и приносит доходов в консолидированный бюджет региона.

Проблемы и инструменты развития астраханского туристского кластера

Вышеизложенное позволяет оценить уровень зрелости астраханского туристского кластера как высокий с развитыми связями внутри кластера. При этом существует ряд проблем, обусловленных спецификой отрасли. К слабым сторонам управления отраслью, как в формальном, так и профессиональном аспекте, следует отнести высокую долю теневых участников рынка: подавляющее большинство объектов гостеприимства действуют вне правового пространства отрасли и не заинтересованы в регулирующих воздействиях, как со стороны органов власти, так и со стороны профессионального сообщества.

Монопродуктность и преобладание рыболовно-охотничьего туризма в структуре предложения являются причиной и следствием наличия на рынке множества нелегальных участников турбизнеса, никому не подчиняющихся и никем не контролируемых. Основная часть субъектов турбизнеса - мелкие монопродуктные единицы, эксплуатирующие природные ресурсы. В силу востребованности существующих продуктов субъекты ориентируются на туристов с высоким уровнем доходов. Высокий сезонный спрос обусловливает отсутствие мотивации у представителей турбизнеса проводить работы по диверсификации предлагаемого туристского продукта.

Предприятия, ведущие деятельность по оказанию туристских услуг, сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров, сложностями с наймом на работу и неоднородностью оплаты труда из-за фактора сезонности [8]. Потребность в значительных инвестициях, в первую очередь в туристскую инфраструктуру, сдерживает развитие многих направлений туристской деятельности.

Система стратегического планирования развития туристской отрасли затруднена, в первую очередь, в рамках государственного регулирования. Предприятие, ведущее деятельность на рынке услуг гостеприимства, оказывается в ситуации, когда различные аспекты его деятельности регулируются разными ведомствами и органами исполнительной государственной власти. Несмотря на предпринимаемые меры по снятию административных барьеров для субъектов малого бизнеса, туристские предприятия вынуждены прилагать значительные усилия по получению разрешительных документов.

Актуальны для малых предприятий и вопросы налогообложения, которые не учитывают специфику ведения туристской деятельности. Малые и средние предприятия, в силу особенностей своего функционирования, крайне чувствительны к любым изменениям в сфере налогообложения. Так, наиболее серьезной проблемой, которую пытаются разрешить профессиональное сообщество и общественные организации - отмена с 2015 г. льготы по налогу на имущество для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход [9]. Порядок расчета налоговой базы по кадастровой стоимости затронет, в первую очередь, гостиницы, базы отдыха и прочие объекты туристской инфраструктуры, в которой так остро нуждается отрасль. В сферу регулирования указанного Федерального закона попадает около 90 % от числа микропредприятий в Российской Федерации.

Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне показал, что программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (их цели разнородны и заданы множеством документов); установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку); отсутствует «единая точка входа» в систему поддержки; предприниматели - участники программ -сталкиваются с проблемами сложного администрирования документов, необходимых для подачи заявок на получение поддержки и оформления соответствующей отчетности [8]. При этом речь идет не столько об отсутствии результатов реализуемых мер поддержки, сколько об отсутствии скоординированной политики государства по отношению к сектору малого и среднего предпринимательства в целом.

Решение вышеперечисленных проблем возможно в рамках развития благоприятной предпринимательской среды [10], целью которого выступает институциональное изменение инструментария регулирования деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма, которое предусматривает разработку стратегии развития туристского кластера региона как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Астраханской области.

Выбор стратегии развития туристского кластера осуществлялся авторами на основе математических моделей принятия решений в условиях конфликта - теории игр, позволяющей выделить альтернативные варианты на основе критериев гарантированного результата, оптимизма, пессимизма, минимаксного риска Сэвиджа и обобщенного максимина Гурвица. В качестве ограничений были использованы общий объем оказанных услуг, сумма налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

В результате расчетов было обосновано наиболее эффективное применение стратегии гармонизации деятельности субъектов туристского кластера, направлениями реализации которой являются: расширение и диверсификация туристского предложения Астраханской области; брендирование туристских дестинаций Астраханской области (внедрение системы кросс-продаж разных видов отдыха, единой системы продвижения и единого ресурсного центра, разработка программы событийного маркетинга, включающей направления, дополняющие друг друга (рыбалка, экотуризм, исторический туризм и пр.); развитие транспортной инфраструктуры; привлечение и реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов (проект яхтенной марины и аквапарка на о. Городской, проект астраханского туристского кластера на о. Пролетарском, строительство рекреационных зон и т. д.).

Заключение

Реализация стратегии развития туризма, основу которой составляет формирование благоприятной бизнес-среды, позволит эффективно и комплексно стимулировать развитие конкурентоспособного туристского предпринимательства в регионе и обеспечить прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет территории.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник - 2016: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 29.11.17).

2. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад. URL: http://smb.gov.ru/upload/news/16021/Doklad%20k%20gossovetu.pdf (дата обращения: 29.11.17).

3. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р г. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения: 29.11.17).

4. Рост внутреннего туризма в России в 2014 году достиг 40 %. URL: http://ria.ru/tourism/ 20150120/1043407756.html (дата обращения: 29.11.17).

5. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году. URL: http://smb.gov.ru/upload/news/.pdf (дата обращения: 29.11.17).

6. О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 1538-р. URL: https://rg.ru/pril/61/13/13/PRG.doc (дата обращения: 29.11.17).

7. Карлина Е. П., Тарасов П. С., Левина Я. Г. Развитие предпринимательства в туризме: состояние и проблемы: моногр. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. техн. ун-та, 2008. 84 с.

8. Гаврилова О. А. Экономико-правовые аспекты деятельности хозяйственного партнерства как новой организационно-правовой формы юридического лица // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2015. № 1. С. 10-17.

9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02 апреля 2014 г. № 52-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/04/04/kodeks-dok.html (дата обращения: 29.11.17).

10. Карлина Е. П., Полянская Э. В., Солоненко А. А., Петрова Е. П. Оценка результативности государственной экономической политики на мезоуровне // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2013. № 1. C. 51-65.

Статья поступила в редакцию 15.11.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Левина Яна Геннадьевна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры экологического туризма; yana-levina@mail.ru.

Карлина Елена Прокофьевна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; д-р экон. наук, профессор; профессор кафедры производственного менеджмента; e_karlina@list.ru.

Макарова Татьяна Александровна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. биол. наук, доцент; зав. кафедрой экологического туризма; t.makarova@astu.org.

Ya. G. Levina, E. P. Karlina, T. A. Makarova

SMALL BUSINESS AS A SOCIO-ECONOMIC BASIS FOR DEVELOPMENT OF TOURISM INDUSTRY IN THE REGION

Abstract. Tourism has a significant impact on economic development of the regions, encouraging the currency inflow into the country, creating new jobs, improving infrastructure. In this regard, creation of supporting business environment is an objective condition for the effective functioning of small businesses, which form the basis of entrepreneurial activity in tourism. The development of tourism entrepreneurship in the Astrakhan region is characterized by an increase in the number of subjects and objects of the tourist market, the number of tourists and volume of services provided, both due to the presence of unique natural and recreational resources and systemic interaction of subjects of small entrepreneurship within the tourism cluster. The analysis of tourism entrepreneurship in the region has identified a number of issues affecting tourism development: a high share of shadow business entities, monoproductivity, ineffective strategic management, absence of a unified system of state support, etc. The solution of these issues can be found due to the working out and implementing the strategy of tourism development, one aspect of which is the creation of a supporting business environment as a tool for improving the competitiveness of the tourism industry in the region.

Key words: small business, tourism, cluster, business environment, government support.

REFERENCES

1. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik - 2016: Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [The Russian Statistical Yearbook - 2016: Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b16_13/Main.htm (accessed: 29.11.17).

2. O merakh po razvitiiu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii: doklad [On the initiatives of developing small and medium businesses in the Russian Federation: report]. Available at: http://smb.gov.ru/upload/news/16021/Doklad%20k%20gossovetu.pdf (accessed: 29.11.17).

3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: rasporia-zhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 maia 2014 g. № 941-r g. [On the approval of tourism development strategy in the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (accessed: 29.11.17).

4. Rost vnutrennego turizma v Rossii v 2014 godu dostig 40 % [Growth of domestic tourism in Russia reached 40% in 2014]. Available at: http://ria.ru/tourism/20150120/1043407756.html (accessed: 29.11.17).

5. Napravleniia gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v 2015 godu [Directions of state support of small and medium entrepreneurship in 2015]. Available at: http://smb.gov.ru/upload/newsApdf (accessed: 29.11.17).

6. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Iuzhnogo federal'nogo okruga na period do 2020 g.: rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 5 sentiabria 2011 g. № 1538-r [On the Strategy of socio-economic development of the Southern Federal District for the period up to 2020: The Russian Federation Government Order No.1538 dated September 5, 2011]. Available at: https://rg.ru/pril/61/13/13/PRG.doc (accessed: 29.11.17).

7. Karlina E. P., Tarasov P. S., Levina Ia. G. Razvitie predprinimatel'stva v turizme: sostoianie i problemy: monografiia [Development of entrepreneur in tourism: current state and problems: monograph]. Astrakhan, Izd-vo Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2008. 84 p.

8. Gavrilova O. A. Ekonomiko-pravovye aspekty deiatel'nosti khoziaistvennogo partnerstva kak novoi or-ganizatsionno-pravovoi formy iuridicheskogo litsa [Economic and legal aspects of a business partnership as a new institutional and legal form of a legal entity]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2015, no. 1, pp. 10-17.

9. O vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [On amendments to Parts I and II of the Russian Federation Tax Code and a number of legislative acts of the Russian Federation]. Federal'nyi zakon ot 02 aprelia 2014 g. № 52-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2014/04/04/kodeks-dok.html (accessed: 29.11.17).

10. Karlina E. P., Polianskaia E. V., Solonenko A. A., Petrova E. P. Otsenka rezul'tativnosti gosudarstvennoi ekonomicheskoi politiki na mezourovne [Evaluation of the effectiveness of the state economic policy at the meso level]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2013, no. 1, pp. 51-65.

The article submitted to the editors 15.11.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Levina Yana Gennadyevna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Ecological Tourism; yana-levina@mail.ru.

Karlina Elena Prokofievna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Doctor of Economics, Professor; Professor of the Department of Productive Management; e_karlina@list.ru.

Makarova Tatyana Aleksandrovna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Biology, Assistant Professor; Head of the Department of Ecological Tourism; t.makarova@astu.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.