Научная статья на тему 'Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко)'

Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS / ENTERPRISE COMPETENCES / STRUCTURE AND CONTENT OF ENTERPRISE COMPETENCES / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина М.И.

В современной ситуации экономического и политического развития в России и мире растет значимость наличия и развитости заданных компетенций личности. Динамичное полицентричное развитие, многоукладность современного мирового хозяйства, его цифровизация ставят вопрос о сформированности предпринимательских компетенций обучающихся. Именно предпринимательство как сфера и вид деятельности населения понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста материального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования. В данной связи особенно актуальна проблема формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета при взаимодействии образования, науки и производства. Основная проблема статьи -рассмотрение теории и практики проблемы формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является непрерывный образовательный процесс университета. Объектом особенности механизмов формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета в контексте непреходящего значения педагогического наследия великого отечественного педагога Антона Макаренко. Методологическим основанием выступает культурологический подход, рассматриваемый в контексте содержательных требований компетентностного. Методом структурного анализа, теоретического и историко-педагогического анализа были выявлены основные пути, механизмы и особенности формирования предпринимательских компетенций студентов в свете некоторых идей А. С. Макаренко. Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования особенностей формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета при взаимодействии образования, науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERACTION BETWEEN EDUCATION, SCIENCE AND PRODUCTION (ON THE BASIS OF UPBRINGING PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO)

The importance of existence and development of the set competences of the personality grows in a modern situation of economic and political development in Russia and the world. The dynamic polycentric development and multi-structure of the modern world economy, its digitalization raise the issue of the formation of entrepreneurial competencies of students. Obviously, it is business as a sphere and a kind of activity of the population that is understood as a mechanism for developing the middle class and stimulating the growth of the material well-being of the population in the conditions of interaction between business, science and education. In this regard, the problem of forming the entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in conditions of interaction between education, science and production becomes especially urgent. The main problem of the article is the consideration of theory and practice of the problem of forming entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university. The subject of this article is the continuous educational process of the university. The object of the article is the peculiarities of the mechanisms of forming the entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in the context of the intransient importance of the pedagogical heritage of the great Russian pedagogue Anton S. Makarenko. The methodological basis of the research is the culturological approach, considered in the context of the content requirements of the competence approach. Using the methods of structural analysis, as well as theoretical and historical pedagogical analysis, the main ways, mechanisms and features of forming entrepreneurial competencies of students in the light of some ideas of Anton S. Makarenko have been revealed. The main conclusions of the study are the proven possibilities of using the features of forming entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in conditions of interaction between education, science and production.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко)»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

УДК 378

М. И. Алдошина

Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра по взаимодействию с Российской академией образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», г. Орел

E-mail: maraldo57@ mail.ru

Marina I. Aldoshina

Dr.Sc. (Education), Professor, Director of the Centre for ineraction with the Russian Academy of education, Orel State University

named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА (НА ОСНОВЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ А. С. МАКАРЕНКО)

В современной ситуации экономического и политического развития в России и мире растет значимость наличия и развитости заданных компетенций личности. Динамичное полицен-тричное развитие, многоукладность современного мирового хозяйства, его цифровизация ставят вопрос о сформированности предпринимательских компетенций обучающихся. Именно предпринимательство как сфера и вид деятельности населения понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста материального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования. В данной связи особенно актуальна проблема формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета при взаимодействии образования, науки и производства. Основная проблема статьи —рассмотрение теории и практики проблемы формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является непрерывный образовательный процесс университета. Объектом — особенности механизмов формиро-

Как цитировать статью: Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.84-97.

вания предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета в контексте непреходящего значения педагогического наследия великого отечественного педагога Антона Макаренко.

Методологическим основанием выступает культурологический подход, рассматриваемый в контексте содержательных требований компетентностного. Методом структурного анализа, теоретического и историко-педагогического анализа были выявлены основные пути, механизмы и особенности формирования предпринимательских компетенций студентов в свете некоторых идей А. С. Макаренко.

Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования особенностей формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета при взаимодействии образования, науки и производства.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, структура и содержание предпринимательских компетенций, университетское образование.

Сложившаяся социокультурная ситуация в России и мире требует осмысления сущности и роли университетского образования в обществе, определения соотношения образования и общества, образования и культуры, образования и бизнеса, взаимовлияния этих институтов на личность для наиболее полного ее раскрытия и самореализации, становления компетентного специалиста и личности [1; 7]. Политика санкций в отношении нашего государства повлекла стимулирование развития различных отраслей бизнеса и экономики. Однако существует понимание проблемы, что без надежной прослойки среднего класса не произойдет стабилизации ситуации в социально-экономической сфере нашей страны и, как следствие, будут тормозиться процессы динамичного развития науки и образования. Именно предпринимательство как сфера и вид деятельности населения понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста материального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования.

2018 год — год 130-летия со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, что дает повод к герменевтическому переосмыслению педагогического наследия великого советского педагога [2; 4; 9; 18]. Современные реалии требуют внимания к различным аспектам педагогического наследия А. С. Макаренко, так как стоит вопрос о развенчании стремлений современных украинских руководителей образования

к национализации имени и педагогического наследия А. С. Макаренко как исключительно украинского педагога. А также содействовать распространению идей о значимости производительного труда как фактора воспитания и основы формирования предпринимательских компетенций при взаимодействии образования, науки и производства.

В 2017 году в Российской Федерации была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года. «В данной концепции предпринимательство рассматривается как фактор инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны — социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости» [16].

«Важнейшими принципами реализации данной стратегии предлагаются следующие:

- учет интересов представителей малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

- легализация бизнеса не только как гарантия государства, но и возможность для развития бизнеса;

- оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, обладающим потенциалом роста и ускоренного развития;

- формирование системы стимулирования для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства;

- предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу» [21].

Акселерация предпринимательства в России может рассматриваться возможным выходом из сложившейся ситуации. Предпринимательство в современных реалиях рассматривается в науке как вид экономической деятельности на основе использования своих средств с обременением ответственностью в ситуациях ведения хозяйства и рисков. Считается, что впервые термин был применен английским ученым Ричардом Кантильоном в XVIII веке, «определяя его как экономическую деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска» [20, с. 17]. Предпринимательство и предпринимательские компетенции в России пока не рассматриваются в качестве реального

стимула реформирования российской экономики. Политическая нестабильность, непредсказуемость вектора реформирования, законодательные дисбалансы влекут за собой нарушение пропорций, спад производства и инвестиций, отток капитала за рубеж, увеличивая риски предпринимательской деятельности.

Цель развития предпринимательства—осуществление экономической деятельности в ситуации несогласованности, хаоса, рисков. Формирование предпринимательских компетенций понимается нами как процесс формирования готовности и способности обучающегося осуществлять свою экономическую деятельность на инновационной и рисковой основе. Формирование и развитие предпринимательских компетенций возможно и необходимо осуществлять в непрерывном образовательном процессе на различных его этапах, учитывая возраст обучающихся и уровни сформированности новообразования, поэтому непременным условием их формирования является, в авторском понимании, непрерывность. Предпринимаемые ранее шаги на государственном, региональном и местном уровнях, к сожалению, значимых результатов пока не принесли. Например, Федеральная целевая программа развития российского образования до 2015 года, направляя действия педагогов на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к решению имеющихся проблем образования в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, умеющего заботиться о достойном экономическом состоянии населения и государства, повлекла разработку значительного количества моделей школьного развития предпринимательства, но весомых результатов не было получено. Значимым результатом научных поисков можно назвать создание двух значимых моделей формирования предпринимательских компетенций у школьников: в условиях сетевого партнерства и в бизнес-обучении [5].

Специфика современной профессиональной деятельности не только интегрирует требования собственно профессиональных действий и функций, но и актуализирует способность регуляции и анализа контента информации. Возрастает значимость интерактивности профессионала, качества его коммуникативных компетенций, особенно проявляющихся в контексте командообразования [13; 22]. Современная электронно-цифровая экономика диктует необходимость не «механистичности» объектов бизнес-проектов, а «очеловечивания» их, раз-

вития персонной общительности, коммуникабельности, компетенций убеждения и достижения выгодных целей с меньшими рисками. В современных условиях предпринимательские компетенции можно сгруппировать следующим образом:

1. Компетенции личностного роста («гибкие компетенции», по выражению В. В. Путина) — включают готовность и способность проявлять лидерские устремления, мотивированную активную гражданскую позицию и командообразование; развитие целеустремленности в профессиональной сфере; ответственное отношение; координацию своего личностного и профессионального роста; готовность к здоро-вьесбережению; самоорганизацию; креативность; готовность принимать на себя ответственность по отношению к обществу и природе (антропоцентризм).

2. Мировоззренческие компетенции — предполагают наличие сформированного личностного каркаса, осознание социальной ответственности; освоение и интериоризация базовой аксиосферы мировой культуры; осведомленность в трактовки движущих сил и закономерностей всемирного исторического процесса, его экономической составляющей и истории предпринимательства; готовность демонстрировать гражданскую позицию и инициативу и осуществлять саморегуляцию поведения (на основе этических и правовых норм).

3. Коммуникативные компетенции — включают способность грамотно и аргументированно выстраивать письменную и устную речь; общаться в деловой сфере; владение иностранным языком в эффективной профессиональной деятельности; умение коммуницировать в электронно-цифровом пространстве для поддержки и расширения бизнеса.

4. Информационные компетенции — суммируют интерактивность и владение информационной культурой, способность к восприятию и анализу массивов информации, постановке цели, понимание сущности, роли и значения информации и цифровых контентов и технологий в современном бизнесе, учет основных требований к информационной безопасности.

Таким образом, сгруппировав предпринимательские компетенции по блокам, можно выделить их основные компоненты: компетенции личностного роста, мировоззренческие, цифровые и коммуникативные компетенции. Подобная классификация позволяет спроектиро-

вать непрерывное формирование предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета на различных его этапах.

Решение проблемы формирования предпринимательских компетенций обучающихся осложняется ситуацией в образовании. При рассмотрении высшего образования в России проявляется ряд проблем на стыке образования, науки и производства, требующих незамедлительного анализа: несоответствие компетентностных требований современной цифровой экономики возможностям профессионального образования; демографическая рассогласованность расположения сети профессиональных образовательных организаций (высшего и среднего уровня); несоблюдение нормативных требований ФГОС ВО в области материально-технической оснащенности.

Великий отечественный педагог Антон Семенович Макаренко еще столетие назад ставил и пытался решать вопросы формирования предпринимательских компетенций (хотя данная терминология тогда не использовалась) у воспитанников. Вспоминается известный герой «Педагогической поэмы» Соломон Борисович Коган с «духом предприимчивости, оптимизма и напора», благодаря которому «... мы диву давались: только недавно мы были так бедны, сейчас у Соломона Борисовича горы леса, металла, станки; в нашем рабочем дне только мелькает: авизовка, чек, аванс, фактура, десять тысяч, двадцать тысяч» [12, с. 206]. Предпринимательская деятельность в коммуне имела высокую результативность и оснащенность — от скромных мастерских до корпусов заводов на полной окупаемости.

Решить проблему формирования предпринимательских компетенций можно только в рамках специально организованного образовательного процесса. Неслучайно Антон Семенович Макаренко причислен ЮНЕСКО к числу четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Он доказал, что «... такое воспитание тем плодотворнее, чем больше оно сочетается с развитием творческой индивидуальности, стимулирует одновременно как моральные качества личности, так и „правовые эмоции"» [11, с. 245]. Идеи А. С. Макаренко во многом опередили время, в которое он жил. Его мысли, что «зарплата не потому совершенна, что дает деньги ученику, она совершенна потому, что ставит его в условия собственного бюджета, она дает возможность воспитать будущего хозяина» особенно актуальны сегодня.

Несмотря на все сложности организации образовательного процесса в университете, постепенно происходит отказ от жестко регламентированных взглядов. Переход ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» в статус опорного университета и понимание стратегии его дальнейшего существования и развития как драйвера регионального развития, позволяет вносить изменения и проектировать инновационные модели осуществления процесса формирования предпринимательских компетенций обучающихся на стыке бизнеса, науки и образования на различных этапах—довузовском (юношеские специализированные научно-исследовательские школы — ЮСНИШ), университетском (система предпринимательских конкурсов и междисциплинарного проектирования) и поствузовском (система дополнительного профессионального образования в рамках технологии ситуационного образования (case-study method).

Довузовский этап формирования предпринимательских компетенций в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева, например, можно проиллюстрировать деятельностью ЮСНИШ «Школа предпринимателя». Школа создана для обучающихся 7-х — 10-х классов, интересующихся созданием успешного бизнеса для формирования предпринимательства, т.е. универсального навыка, которому можно и нужно учиться в школе. Занятия в ЮСНИШ проводят ведущие специалисты, опытные преподаватели университета, которые в форме активной практической и игровой деятельности в группах по 10-15 человек рассказывают об устройстве бизнеса, учат анализировать рыночную ситуацию и генерировать продуктивные идеи, оценивать и развивать личностный потенциал, формировать социально-психологические навыки командообразования, формирования и стимулирования лидерства, эффективного переговорного процесса, убеждения, создания и продвижения бизнес-проекта под руководством опытных наставников и преподавателей-консультантов.

Вузовский этап формирования предпринимательских компетенций в университете может быть наполнен междисциплинарными образовательными проектами и конкурсами на всех направлениях подготовки, специальностях университета. Большое значение в реализации потенциала этапа формирования предпринимательских компетенций в университете имеет участие Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева в реализации ряда компетенций Worldskills. ОГУ

им. И. С. Тургенева выступил базой проведения соревнований по целому ряду специальностей: «Туризм» (с целью разработки, продвижения и реализации туристского продукта, характеризующегося свойствами новизны, соответствия требованиям потребителей услуги, комплексности); «Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ» (с двойной целью — проектной: чтение предложенного чертежа, разработка 3Б-модели и конструкторской документации в СЛБ-системе программы ЛББМ, разработка управляющей программы для станка с ЧПУ и технологическое моделирование процесса в СЛБ-системе программы ЛББМ; и практической: его реализация в инструментальном цехе Карачевского завода «Электродеталь» (Брянская обл., г. Карачев, ул. Горького, 1Б, главный учебный корпус, ауд. ЭЛ — Карачевский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева); «Парикмахерское искусство» (с целью выполнения различных видов стрижки, прически, укладки с учетом особенностей направленности и схемы роста волос, взаимозависимости стиля прически от формы лица и различных техник выполнения и т.п.).

Одним из интересных и результативных путей формирования предпринимательских компетенций в ОГУ имени И. С. Тургенева в сообществе науки, образования и бизнеса является проект «Твоя карьера в регионе». Данный стратегический проект в программе развития опорного университета содействует трудоустройству студенческой молодежи, помощи в конструировании карьерных ориентиров и стимулировании расширения личностных компетенций, повышающих профессиональный уровень выпускников разных направлений подготовки и профилей. В формате мастер-классов, тренингов и открытых дискуссий приглашенные лидеры регионального бизнеса информируют слушателей о компаниях, корпоративном микроклимате, анализируются риски и перспективы профессиональных стартов. Например, при встрече с менеджером по связям с общественностью компании «МТС» ориентировались на создание имиджевой стороны личности и компании в сетях, развивающихся возможностях поисковых систем, брендирование и продвижение собственного блога, создание интересного контента и креативного имиджа. На мастер-класс были приглашены известные региональные блогеры, поделившиеся секретами мастерства и интересными находками и проблемами.

Решая в университете тактические образовательные задачи по формированию предпринимательских компетенций обучающихся, мы

ориентируемся на междисциплинарные образовательные проекты как «перспективное средство решения многих методологических, теоретических и методических проблем университетского образования» [6, с. 40]. Используя в университетском образовательном процессе технологию проектирования, «можно создать в ходе учебного процесса условия для выполнения студентами комплекса заданий, направленных на формирование интеллектуальных и практических умений для последующего выполнения целостной профессиональной деятельности» [3, с. 234-235].

Понимание интеграции в современной дидактической и методической мысли выходит за рамки традиционных межпредметных связей в образовании. Междисциплинарное проектирование подразумевает многоуровневую систему с проявлением потенциала исследовательских, аналитических, диагностических, прогностических, конструкторских, организационных, управленческих, предпринимательских, коммуникативных, контрольных, оценочных и рефлексивных возможностей студента. В учебном междисциплинарном проектировании в университетском образовании происходит суммирование реальных проектных, коммуникативных и учебных мотивов с формируемыми профессиональными и предпринимательскими мотивами; профессионального контекста и его квазипрофессиональной составляющей; типичных и нестандартных профессиональных ситуаций в проектной деятельности; алгоритмического и креативного видов деятельности обучающихся; элементов содержания образования конкретных дисциплин (модулей); узкопрофессиональной специфики проектирования в учебном поле конкретной профессии и содержания общепрофессиональных компетенций, эмерджентности профессиональных, общепрофессиональных и предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства. В ходе организации в образовательной деятельности подобной многоуровневой интеграции студент вовлекается сразу в несколько видов деятельности. Проектная деятельность детерминирует необходимость решения профессионально значимых задач и формирование соответствующих компетенций в логике будущей профессиональной деятельности, что позволяет определенной компетенции интегрироваться в структуру профессиональной компетентности.

«Метод проектов — это совокупность приемов, позволяющих сфор-

мулировать и решить в результате самостоятельных действий обучающихся проблему с обязательной презентацией (публичным представлением) этих результатов. Проектная деятельность стимулирует инициативу, самостоятельность и критичность мышления, творческий подход и деловую успешность» [1, с. 21]. В практике университетского образования нами используются проекты различных направленно-стей и видов для эффективного формирования предпринимательских компетенций обучающихся: исследовательские (грантовая, проек-тно-конкурсная деятельность студентов в составе авторских смешанных коллективов лабораторий и кафедр ОГУ имени И. С. Тургенева); просветительские (организация мастер-классов, программ досуговой деятельности и социального проектирования: «Традиции городского дизайна», «Обереги Орловщины» и т.п.); социально-педагогические (реализация в туристическом кластере региона проекта «Виртуальный музей открытки: из прошлого в настоящее», приуроченного к 450-летию города Орла и повествующего об истории города через ее отражение в почтовой открытке; квестовые игры «Традиции русского чаепития», «Традиционные праздники Орловщины» и т.п.).

Поствузовский этап процесса формирования предпринимательских компетенций студентов в университете целесообразно организуется в процессе реализации дополнительных образовательных программ по стимулированию предпринимательства в профессиональной деятельности через технологии ситуационного образования (case-study method).

Примером подобного кейса, при условии реализации требований методики работы с ним [17, с. 87], может служить следующий:

«Описание:

Учитель биологии обращается к завучу с жалобой на маленькую зарплату и усталость, ему не хватает времени на хобби — выращивание ранних весенних цветов. Он мотивирует свое обращение тем, что ему невозможно работать в условиях, когда в классе учится мальчик-инвалид, у которого неразборчивый почерк, и девочка, родители которой приехали на работу из Средней Азии. Девочка старательная, но плохо говорит и понимает по-русски. Учитель просит освободить его от работы в данном классе.

Материалы кейса:

Закон „Об образовании в Российской Федерации";

Профессиональный стандарт педагога;

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года.

Вопросы и задания:

1. Как Вы оцениваете поступок учителя?

2. Проанализируйте возможные варианты развития ситуации: принятие просьбы руководителем; развитие предпринимательских компетенций педагогом; жесткая позиция руководства и межличностный позиционный конфликт и т.п.

3. Проанализируйте документы. Какую стратегию поведения должен избрать завуч? Обоснуйте, опираясь на предложенные документы.

4. Основываясь на анализе предложенных нормативно-правовых документов, определите механизмы повышения профессиональной и предпринимательской компетентности педагога.

В заключение отметим, что формирование предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета, проектирование содержательных и методических аспектов готовности к предпринимательской деятельности у обучающихся с учетом требований образовательных стандартов, векторности изменяющихся потребностей бизнес-сообщества, науки и образования, вариативности изменяемых потребностей экономики, рынка труда, профессиональных стандартов требует моделирования и практического воплощения системы непрерывного формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета, реализуемых на различных его уровнях (довузовском, университетском и поствузовском). Важнейшим условием его реализации выступает принцип коллективной работы А. С. Макаренко, отмечавшего, что «там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости. Даже если товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге, исполняя приблизительно одинаковые функции, связываются не просто дружбой, а связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива» [10, с. 103]. Подобное решение поставленной проблемы позволит непрерывно проектировать и реализо-

вывать процесс формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета при взаимодействии образования, науки и производства.

Публикация подготовлена в рамках реализации грантового проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», при финансовой поддержке РФФИ (№ 18-013-00845/18).

Литература

1. Алдошина М. И. Культуротворческий аспект современного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. № 4. С. 19-23.

2. Базалей Е. А. Историко-педагогический дискурс становления педагогической системы А. С. Макаренко // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 239-241

3. Бартош Д. К. Педагогические технологии обучения и их моделирование в учебном процессе вуза // Проблемы современного образования. 2017. № 6. C. 232-239.

4. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (3). С. 7-20.

5. Гладилина И. П., Гришакина О. П., Трусова Л. А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. М.: Коллаж, 2011. 120 с.

6. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд исследования // Философия науки. 2016. № 1. С. 39-49.

7. Илларионова Л. П. Духовно-нравственная культура будущего социального педагога: аксиологические основания // Социальная педагогика, 2013. № 5. С. 91-93.

8. Инновационные технологии довузовского образования: коллективная монография / под ред. Е. Н. Пузанковой. Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». 2014. 204с.

9. Кумарин В. В. Макаренко А. С.—какого мы никогда не знали // Педагогический калейдоскоп. 1998. № 32-33. С. 3-4.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334с.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. rubook.org/book.php?book=69167&page=206 (дата обращения: 12.11.2017).

12. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936-1939. Москва: Педагогика, 1984. 809 с.

13. Мурадова Н. С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

14. Наперев В. А. Идеи А. С. Макаренко и современная профессиональная школа // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 30-31.

15. Образование и социальные вызовы ХХ1 века: коллективная монография / под ред. М. Л. Левицкого, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. М., 2010.

16. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий („дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420359173#1 (дата обращения: 22.12.2017).

17. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. Т. 2., № 5. С. 155-157.

18. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

19. Сериков В. В., Тычинина Е. И. Особенности формирования компетентности внутри-командного взаимодействия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 6 (45). С. 104-116.

20. Торгунаков Е. А., Сорвина Т. А. Влияние социального фактора на эффективность корпоративного управления предпринимательских структур // Экономика и управление. 2013. № 11 (97). С. 67-70

21. Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/5/7512.html (дата обращения:10.02.2018).

22. Aldoshina M. I. Valuation Means of Students' Competences at the University // Asian Social Science. 2014. Vol. 10, No. 24. С. 77-84.

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERACTION BETWEEN EDUCATION, SCIENCE AND PRODUCTION (ON THE BASIS OF UPBRINGING PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO)

The importance of existence and development of the set competences of the personality grows in a modern situation of economic and political development in Russia and the world. The dynamic polycentric development and multi-structure of the modern world economy, its digitalization raise the issue of the formation of entrepreneurial competencies of students. Obviously, it is business as a sphere and a kind of activity of the population that is understood as a mechanism for developing the middle class and stimulating the growth of the material well-being of the population in the conditions of interaction between business, science and education. In this regard, the problem of forming the entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in conditions of interaction between education, science and production becomes especially urgent. The main problem of the article is the consideration of theory and practice of the problem of forming entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university. The subject of this article is the continuous educational process of the university. The object of the article is the peculiarities of the mechanisms of forming the entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in the context of the intransient importance of the pedagogical heritage of the great Russian pedagogue Anton S. Makarenko.

The methodological basis of the research is the culturological approach, considered in the context of the content requirements of the competence approach. Using the methods of structural analysis, as well as theoretical and historical pedagogical analysis, the main ways, mechanisms and features of forming entrepreneurial competencies of students in the light of some ideas of Anton S. Makarenko have been revealed.

The main conclusions of the study are the proven possibilities of using the features of forming entrepreneurial competencies of students in the educational process of the university in conditions of interaction between education, science and production.

Keywords: business, enterprise competences, structure and content of enterprise competences, university education.

References

• About the approval of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030> (together with "The plan of measures ("road map") on implementation of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030") //

I М. M. AflflowMHa

URL. http://docs.cntd.ru/document/420359173#1

• Aldoshin M. I. Kulturotvorchesky aspect of modern formation//Messenger of Voronezh State University. Series: Problems of the higher education. 2016. N. 4. P. 19-23.

• Aldoshina M. I. Valuation Means of Students' Competences at the University //Asian Social Science. 2014. T. 10. N. 24. P. 77-84.

• Bartosz D. K. Pedagogical technologies of training and their modeling in educational process of higher education institution//Problems of modern education. 2017. N. 6. P. 232-239.

• Bazalya E. A. Historical and pedagogical discourse of formation of pedagogical system of A. S. Makarenko//Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd institute of business. 2013. N. 2 (23). P. 239-241

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Boguslavsky M. V., Neborsky E. V. Strategic tendencies of development of system of the higher education in the Russian Federation//the Humanities and education, 2017. N. 2(3). P. 7-20.

• Education and social calls of XX I centuries: the collective monograph / Under the editorship of M. L. Levitsky, G. N. Filonov, O. V. Sukhodolskaya — Kuleshova. M, 2010.

• Gladilina I. P., Grishakina O. P., Trusova L. A. Formation of enterprise competences at school students in the conditions of social partnership. M.: Kollazh, 2011.— 120 p.

• Illarionova L. P. Spiritual and moral culture of future social teacher: axiological bases//Social pedagogics, 2013. N. 5. P. 91-93.

• Innovative technologies of pre-university education: monograph / stake. bus: under the editorship of E. N. Puzankova.— Orel: "The Orel state university".— 2014.— 204 p.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Formation of modern educational space: cross-disciplinary look of a re-search//Science Philosophy. 2016. N. 1. P. 39-49.

• Kumarin V. V. Makarenko A. S. benzopyrone.—what we never knew//the Pedagogical kaleidoscope, 1998. N. 32-33. P. 3-4.

• Makarenko A. S. Collective and education of the personality. M.: Pedagogics, 1972. 334 p.

• Makarenko A. S. Pedagogical compositions: in eight volumes. T. 4. Pedagogical works 1936-1939. Moscow: Pedagogics, 1984. 809 p.

• Makarenko A. S. Pedagogical poem // URL. www.rubook.org/book.php?book=69167&page=206

• Muradova N. S. Social and economic training of students in the course of inservice training//Scientific research in education. 2007. N. 2. P. 106-108.

• Naperev V. A. A. S. Makarenko's ideas and modern vocational school//Secondary professional education, 2011. N. 7. P. 30-31.

• Pokushalova L. V. The case-study method as modern technology of the professional focused training of students//the Young scientist, 2011. N. 5. T.2. P. 155-157.

• Ravkin 3.I. Development of education in Russia: new valuable reference points (concept of a re-search)//Pedagogics. 1995. N. 5. P. 87-90.

• Serikov V. V., Tychinina E. I. Features of formation of competence of intra team interaction//Domestic and foreign pedagogics. 2017. T.1, N. 6 (45). P. 104-116.

• Target indicators of implementation of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030 // URL. Https: //megaobuchalka.ru/5/7512.html

• Torgunakov E. A., Sorvina T. A. Influence of social factor on efficiency of corporate management of enterprise structures//Economy and management, 2013. N. 11 (97). P. 67-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.