Научная статья на тему 'Сущность и условия формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании'

Сущность и условия формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ / УСЛОВИЕ / МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина М. И.

Данная статья посвящена актуальной проблеме повышения предпринимательской компетентности граждан РФ. Современная социаль-но-экономическая ситуация диктует необходимость формирования пред-принимательских компетенций в образовательном процессе как слияние потребностей экономики, образования и науки. Политика санкций в отно-шении нашего государства повлекла стимулирование развития различных отраслей бизнеса и экономики. Однако существует понимание, что без на-дежной прослойки среднего класса не произойдет стабилизации ситуации в социально-экономической сфере нашей страны и, как следствие, будут тормозиться процессы динамичного развития науки и образования. Именно предпринимательство, как сфера и вид деятельности населения, понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста матери-ального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования. Важнейшим условием формирования предпринимательских компетенций, обучающихся автор рассматривает непрерывность. В статье излагаются результаты моделирования процесса формирования предпринимательских компетенций, обучающихся в университетском образовании на различных этапах: довузовском (юношеские специализированные научно-исследо-вательские школы), университетском (система предпринимательских кон-курсов и междисциплинарного проектирования) и поствузовском (система дополнительного профессионального образования в рамках реализации технологии ситуационного образования (case-study method) в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и условия формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании»

УДК 378

СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ*

М.И. Алдошина

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме повышения предпринимательской компетентности граждан РФ. Современная социально-экономическая ситуация диктует необходимость формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе как слияние потребностей экономики, образования и науки. Политика санкций в отношении нашего государства повлекла стимулирование развития различных отраслей бизнеса и экономики. Однако существует понимание, что без надежной прослойки среднего класса не произойдет стабилизации ситуации в социально-экономической сфере нашей страны и, как следствие, будут тормозиться процессы динамичного развития науки и образования. Именно предпринимательство, как сфера и вид деятельности населения, понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста материального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования. Важнейшим условием формирования предпринимательских компетенций, обучающихся автор рассматривает непрерывность. В статье излагаются результаты моделирования процесса формирования предпринимательских компетенций, обучающихся в университетском образовании на различных этапах: довузовском (юношеские специализированные научно-исследовательские школы), университетском (система предпринимательских конкурсов и междисциплинарного проектирования) и поствузовском (система дополнительного профессионального образования в рамках реализации технологии ситуационного образования (case-study method) в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева.

Ключевые слова: непрерывность, условие, механизм, предпринимательство, предпринимательские компетенции.

*Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 г., договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

ESSENCE AND CONDITIONS OF FORMATION OF ENTERPRISE COMPETENCES OF THE UNIVERSITY EDUCATION

M.I. Aldoshina

Abstract. This article is devoted to a current problem of increase in enterprise competence of citizens of the Russian Federation. The modern social and economic situation dictates need of formation of enterprise competences of educational process as merge of requirements of economy, science and education. The policy of sanctions against our state has entailed stimulation of development of various branches of business and economy. However there is an understanding of a problem that without reliable layer of the middle class there will be no stabilization of a situation in the social and economic sphere of our country and, as a result, processes of dynamic development of science and education will be slowed down. Business as the sphere and a kind of activity of the population, is understood by the mechanism of development of the middle class and stimulation of growth of material welfare of the population on a joint of business, science and education. The most important condition of formation of enterprise competences of students the author considers continuity. In article results of modeling of process of formation of enterprise competences of students of university education at various stages are stated: pre-university, university (the system of enterprise competitions and cross-disciplinary design) and posthigh school (the system of additional professional education within realization of technology of situational education (case-study method) at the Orel state university named after I.S. Turgenev.

Key words: continuity, condition, mechanism, business, enterprise competences

Сложившаяся социокультурная ситуация в России и мире требует осмысления сущности и роли университетского образования в обществе, определения соотношения образования и общества, образования и культуры, образования и бизнеса, взаимовлияния этих институтов на личность для наиболее полного ее раскрытия и самореализации, становления компетентного специалиста и личности. Политика санкций в отношении нашего государства повлекла стимулирование развития различных отраслей бизнеса и экономики. Однако существует понимание проблемы, что без надежной прослойки среднего класса не произойдет стабилизации ситуации в социально-экономической сфере нашей страны и, как следствие, будут тормозиться процессы динамичного развития науки и образования. Именно предпринимательство, как сфера и вид деятельности

населения, понимается механизмом развития среднего класса и стимулирования роста материального благополучия населения на стыке бизнеса, науки и образования.

В 2017 г. в РФ была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 г. «В данной концепции предпринимательство рассматривается как фактор инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Важнейшими принципами реализации данной стратегии предлагаются следующие:

- учет интересов представителей малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

- легализация бизнеса не только как гарантия государства, но и возможность для развития бизнеса;

- оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, обладающим потенциалом роста и ускоренного развития;

- формирование системы стимулирования для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства;

- предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу» [1].

Возможным выходом из сложившейся ситуации видится стимулирование предпринимательства в России. Предпринимательство представляет собой вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия определенной ответственности и хозяйственного риска. Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский экономист Ричард Кантильон в ХУШ в., определяя его «как экономическую деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска» [15, с. 17]. Предпринимательство в России пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть серьезную роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы серьезно. Политические ка-

таклизмы, непоследовательность политики реформ, нестабильность законодательства влекут за собой нарушение баланса в экономике, спад производства и инвестиций, отток капитала за рубеж, а экономическая нестабильность увеличивает риск предпринимательской деятельности.

Цель развития предпринимательской деятельности - осуществление экономической деятельности на инновационной и рисковой основе. Формирование предпринимательских компетенций понимается нами как процесс формирования готовности и способности обучающегося осуществлять экономическую деятельность на инновационной и рисковой основе. Формирование и развитие предпринимательских компетенций возможно и необходимо осуществлять в непрерывном образовательном процессе на различных его этапах, учитывая возраст обучающихся и уровни сформированности новообразования, поэтому непременным условием их формирования является, в авторском понимании, непрерывность. Предпринимаемые ранее шаги на государственном, региональном и местном уровнях, к сожалению, значимых результатов пока не принесли. Например, Федеральная целевая программа развития российского образования до 2015 г., направляя действия педагогов на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к решению имеющихся проблем образования в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, умеющего заботится о достойном экономическом состоянии населения и государства, повлекла разработку значительного количества моделей школьного развития предпринимательства, но весомых результатов не было получено. Значимым результатом научных поисков можно назвать формирование двух значимых моделей формирования предпринимательских компетенций у школьников: в условиях сетевого партнерства и в бизнес-обучении [6].

Ситуация решения проблемы формирования предпринимательских компетенций обучающихся осложняется ситуацией в образовании. При рассмотрении высшего образования в России проявляется ряд проблем на стыке образования, науки и производства, требующих незамедлительного анализа. «К ним относятся: 1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики.

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов.

4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования» [13, с. 257].

Поиск путей выхода из создавшегося положения потребовал изменения подходов к обучению и воспитанию молодежи: содержанию образовательных программ, организации образовательного процесса в университете на различных его уровнях и системы образования в целом, поскольку изменились цели образования.

Современное профессиональное образование актуализируется в рамках компетентностной методологии. Понятие компетентности не является новым для советской и российской педагогики, однако его современную трактовку чаще выводят из западной педагогической традиции. Результаты проведенного анализа (В.И. Байденко, К.Э. Безукладников, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Р.П. Мильруд, L.F. Bach-man, M. Celce-Murcia и др.) современных подходов и анализа содержания понятия продемонстрировали, что компетентность:

- многокомпонентное новообразование, представляющее собой качественно новое, интегративно целое, все составляющие которого функционируют взаимосвязано;

- выступает критерием проявления готовности и способности к определенному виду профессиональной деятельности;

- определяет качество подготовленности в зависимости от конкретных условий деятельности, характеристик субъекта и объекта деятельности;

- позволяет решать специфические задачи с заданными заранее параметрами и получать результаты;

- позволяет решать задачи разного уровня сложности и содержательной наполненности при включении в различные виды деятельности;

- выступает профессиональной характеристикой специалиста, обусловленной личностными особенностями и спецификой вида, профессиональной функции и сферы профессиональной деятельности;

- формируется в образовательном процессе профессиональной подготовки и совершенствуется в дальнейшей профессиональной деятельности непрерывно;

- формируется и развивается по мере накопления профессионального опыта в контексте развития других компетенций;

- реализует множество прямых и косвенных функций в различных сферах жизнедеятельности [1; 10; 11; 12; 14; 16].

Таким образом, компетентность соединяет в себе заданность и случайность, процессуальность и результативность, является совокупностью не только признаков обученности, образованности личности в профессиональном образовании, но и «.. .личностного роста, следствием профессиональные самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта» [4, с. 8]. «Компетентность в отличие от предметных знаний и умений (знаний и умений по предмету) не привязана к предмету как к таковому. Она показывает не то, насколько студент освоил предмет учебного плана, а то, насколько он освоил функции, которые ему предстоит выполнять» [14, с. 107].

Основными направлениями образовательной деятельности в образовательном процессе современного опорного университета, способствующими формированию предпринимательских компетенций у обучающихся, являются:

- осознание индивидом необходимости формирования предпринимательских компетенций как условия стабильности его существования вне университета;

- получение и принятие знаний, навыков, моделей поведения и деятельности, норм, правил, закономерностей предпринимательства;

- формирование взаимного интереса к бизнесу других и воспитание толерантного отношения к успехам и неудачам, их своеобразию;

- формирование целостного представления о теории и практике процесса формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета на его различных этапах как непрерывном процессе;

- воспитание и пропаганда этических и правовых норм поведения в межличностном общении;

- развитие способности к прогнозированию конфликтных экономических и межличностных ситуаций и их предупреждению.

Специальные учебные курсы («Экономика», «Основы предпринимательства» и др.) на всех направлениях подготовки формируют каркас предпринимательской информированности обучающегося. Однако, и неспециальные учебные дисциплины имеют некий потенциал формирования предпринимательских компетенций. В обобщенном виде, как показывает анализ существующей литературы по проблеме, содержание процесса формирования предпринимательских компетенций включает:

- знание правил грамотной устной и письменной речи, умение ясно и убедительно говорить, представлять свои планы, четко давать задания, применять литературные примеры для придания эмоциональности своей речи, умение вести деловую переписку, коммуникабельность, умение налаживать деловые контакты на иностранных языках, умение использовать опыт других в своей деятельности;

- развитое логическое мышление, умение делать расчеты, составлять графики, диаграммы, схемы, читать и анализировать статистические данные, умение составлять алгоритмы, количественно определять величины;

- умение пользоваться информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, сетью Интернет для поиска и преобразования информации, составления таблиц, графиков, схем, умение осуществлять деловые контакты, вести деловую переписку;

- понимание исторических процессов и знание успешных примеров предпринимательской деятельности, роли государства и частного сектора в развитии экономики, умение побуждать людей к энергичной деятельности, используя примеры из истории;

- знание сфер деятельности человека, значения и структуры экономической сферы деятельности в жизни государства и в жизни отдельного человека, общие представления об экономических процессах, роли человека в различных процессах, понятие об имидже, этикете, умение определять критерии результативности, признание важности конкуренции;

- пространственное представление о жизни и законах размещения природы, ресурсов, хозяйства, особенностях экономики отдельных регионов, стран, мира в целом, понятие о ведущих отраслях хозяйства, осознание социально-экономических потребностей региона;

- понятия о перспективных исследованиях в области физики, техники и технологий, используемых в передовых отраслях экономики;

- знания основных особенностей химии как отрасли производства и отрасли «авангардной тройки» в целях организации бизнеса;

- понятия о современных технологиях производства растений и животных, продуктов питания.

Несмотря на все сложности организации образовательного процесса в университете, постепенно происходит отказ от жестко регламентированных взглядов. Переход ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в статус опорного университета и понимание стратегии его дальнейшего существования и развития как драйвера регионального развития, позволяет вносить изменения и проектировать инновационные модели осуществления процесса формирования предпринимательских компетенций обучающихся на стыке бизнеса, науки и образования на различных этапах (довузовском (Университетский Лицей и юношеские специализированные научно-исследовательские школы (далее - ЮСНИТТТ), университетском (система предпринимательских конкурсов и междисциплинарного проектирования) и поствузовском (система дополнительного профессионального образования в рамках технологии ситуационного образования (case-study metod)).

Довузовский этап формирования предпринимательских компетенций в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева, например, можно проиллюстрировать деятельностью ЮСНИШ «Школа предпринимателя». Школа создана для обучающихся 7-10 классов, интересующихся созданием успешного бизнеса для формирования предпринимательства, то есть универсального навыка, которому можно и нужно учиться в школе. Занятия в школе проводят ведущие специалисты, опытные преподаватели университета, которые в форме активной практической и игровой деятельности в группах по 10-15 чел. рассказывают об устройстве бизнеса, учат анализировать рыночную ситуацию и генерировать продуктивные идеи, оценивать и развивать личностный потенциал, формировать социально-психологические навыки командообразования, формирования и стимулирования лидерства, эффективного переговорного процесса, убеждения, создания и продвижения бизнес-проекта под руководством опытных наставников и преподавателей-консультантов.

Вузовский этап формирования предпринимательских компетенций в университете может быть наполнен междисциплинарными образовательными проектами на всех направлениях подготовки, специальностях университета. Большое значение в реализации потенциала этапа формирования предпринимательских компетенций в университете имеет участие Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева в реализации ряда компетенций Worldskills. ОГУ им. И.С. Тургенева выступил базой проведения соревнований по целому ряду компетенций:

- Туризм - с целью разработки, продвижения и реализации туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требованиями потребителей (туристов), организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии;

- Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ - с двойной целью: проектной (чтение предложенного чертежа, разработка 3D-модели и конструкторской документации в CAD-системе программы ADEM, разработка управляющей программы для станка с ЧПУ и технологическое моделирование процесса в CAD-системе программы ADEM) и практической (его практическая реализация в инструментальном цехе Карачевского завода «Электродеталь», находящегося в г. Карачев Брянской области);

- Парикмахерское искусство - с целью выполнения различных видов стрижки, прически, укладки, учитывая особенности, направление и схему роста волос, взаимосвязь между формой лица и стилем прически, различными техниками выполнения и т.п.

Одним из интересных и результативных путей формирования предпринимательских компетенций в ОГУ им. И.С. Тургенева в сообществе науки, образования и бизнеса является проект «Твоя карьера в регионе». Этот проект нацелен на реализацию активной политики содействия трудоустройству молодежи, помощи в карьерной ориентации и содействия повышению профессионального уровня студентов и выпускников разных направлений подготовки и профилей. В рамках ставшего уже традиционным проекта проводятся мастер-классы и тренинги приглашенных региональных бизнесменов, потенциальных работодателей для информирования о компаниях, внутреннем корпоративном микроклимате, анализиру-

ются риски и перспективы профессиональных стартов. Например, при встрече с менеджером по связям с общественностью компании «МТС» ориентировались на создание имиджевой стороны личности и компании в сетях, на развивающиеся возможности поисковых систем, на брендирование и продвижение собственного блога, на создание интересного контента и креативного имиджа. На мастер-класс были приглашены известные региональные блогеры, поделившиеся секретами мастерства и интересными находками, и проблемами.

Решая в университете тактические образовательные задачи по формированию предпринимательских компетенций обучающихся, мы ориентируемся на технологии проектирования, особенно междисциплинарных образовательных проектов [7; 8], как перспективное средство решения многих методологических, теоретических и методических проблем университетского образования. Используя в университетском образовательном процессе технологию проектирования, «можно создать в ходе учебного процесса условия для выполнения студентами комплекса заданий, направленных на формирование интеллектуальных и практических умений для последующего выполнения целостной профессиональной деятельности» [3, с. 234-235]

Очевидно, что для решения такой проблемы необходим выход за пределы понимания интеграции как системы межпредметных связей в образовании. В этой связи, мы разделяем точку зрения А.С. Безруковой о том, что интеграция представляет собой «высшую форму взаимосвязи», «выражение единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся» [5, с. 16]. Следует учитывать, что интеграция обладает процессуальным и результативным аспектами: как процесс она представляет собой «разворачивающийся синтез элементов в единую систему»; в то же время, рассматриваемая как результат, она являет собой «целостную систему самостоятельного целевого назначения, которая не равна сумме входящих в нее частей, а являет качественно новое интегра-тивное единство» [5, с. 17].

Междисциплинарное проектирование включает в себя несколько видов интеграции, порождая новообразование в универси-

тетском образовании - личностное и профессиональное - с богатым потенциалом исследовательских, аналитических, диагностических, прогностических, конструкторских, организационных, управленческих, предпринимательских, коммуникативных, контрольных, оценочных и рефлексивных потенциальных возможностей. Речь идет об интеграции: реальных проектных, коммуникативных и познавательных мотивов с развиваемыми профессиональными и предпринимательскими мотивами; реальной учебной и моделируемой профессиональной деятельности студентов; типовых задач профессиональной деятельности и задач проектной деятельности; типов контекста моделируемой профессиональной деятельности; репродуктивной и творческой деятельности студентов; элементов содержания образования; специальных предметных знаний о проектной деятельности и содержания общепрофессиональной подготовки обучающихся, сочетания профессиональных, общепрофессиональных и предпринимательских компетенций.

В ходе реализации такой многофакторной интеграции студент вовлекается сразу в несколько видов деятельности (квазипрофессиональную деятельность, проектную деятельность, моделируемую профессиональную деятельность с элементами саморегуляции и самоконтроля). При этом проектная деятельность детерминирует необходимость решения профессионально-значимых задач и формирование соответствующих компетенций в логике будущей профессиональной деятельности, что позволяет определенной компетенции интегрироваться в структуру профессиональной компетентности.

«Метод проектов - это совокупность приемов, позволяющих сформулировать и решить в результате самостоятельных действий студентов проблему с обязательной презентацией (публичным представлением) этих результатов. Проектная деятельность стимулирует у студентов инициативу, самостоятельность и критичность мышления, творческий подход и деловую успешность» [9, с. 79]. Нами используются разные виды проектов в процессе формирования предпринимательских компетенций, обучающихся с обязательным компонентом практической реализации данного проекта с условием обязательного получения прибыли:

- научные проекты: участие в грантовой деятельности и научных проектах, осуществляемых кафедрами, лабораториями ОГУ им. И.С. Тургенева;

- обучающие проекты: разработка и практическая реализация студентами мастер-классов, программ кружковой или досуговой деятельности;

- творческие проекты: реализация в туристической практике региона проекта «Виртуальный музей открытки: из прошлого в настоящее», приуроченного к 450-летию города Орла, и рассказывающего историю города через ее отражение в почтовой открытке; квестовые игры «Полонение княжны» с участием школьников и студентов в общегородских праздничных мероприятиях;

- социальные проекты: мониторинг различных сторон личностного и профессионального развития студентов в университете (коммуникабельности, тревожности, предприимчивости.

В заключении отметим, что формирование предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета, проектирование содержания и технологий формирования готовности к предпринимательской деятельности у обучающихся с учетом требований ФГОС ВО, эмерджентных потребностей бизнес-сообщества, науки и образования, реальных требований экономики, рынка труда, профессиональных стандартов требует создания системы непрерывного формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе университета, реализуемых на различных его уровнях (довузовском, университетском и поствузовском). Важнейшим условием его реализации выступает принцип коллективной работы, создания на уровне университета горизонтальных связей управления, позволяющих оперативно объединять участников междисциплинарного проектирования, принадлежащего по вертикальной иерархии к различным структурным подразделениям, в отдельные команды. Переход к компетентностной модели образования меняет и содержание, и процесс образования, акцентируя внимание на качественно новых стратегиях, таких, как разработка и постановка метапредметных и междисциплинарных учебных задач, в которых интегрируется содержание различных дисциплин, реализуется командное выполнение и внедрение проектов полного жизненного цикла. Только соединение выделенных потенциальных стратегий позволит качественно и продуктивно реализовать в образовательном процессе университета непрерывный процесс формирования предпринимательских компетенций обучающихся.

Библиографический список

1. Распоряжение правительства РФ от 20 июня 2016 г. N° 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года» // URL: www.consultant.ru (дата обращения 03.03.2018).

2. Алдошина М.И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4.

3. БартошД.К. Педагогические технологии обучения и их моделирование в учебном процессе вуза // Проблемы современного образования. 2017. № 6.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

5. Буева Л.П. Человек в системе образования ХХ1 века // Образование и социальные вызовы ХХ1 века. М., 2010.

6. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. М., 2011.

7. Иванова С.В., Сериков В.В. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования // Педагогика. 2017. № 2.

8. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд исследования // Философия науки. 2016. № 1.

9. Инновационные технологии довузовского образования / под ред. Е.Н. Пузанковой. Орел, 2014.

10. Квитковская А.А., Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Профессиональная подготовка педагога в условиях непрерывного педагогического образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 1.

11. Ковалевский В.А. Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков // Современное образование. 2015. № 2.

12. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. Т. 20. № 3.

13. Лебедева Ю.И. Реализация федеральных целевых программ как инструмент обеспечения создания основных институциональных механизмов модернизации системы образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3.

14. Сериков В.В., ТычининаЕ.И. Особенности формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 6 (45).

15. Торгунаков Е.А. Стратегия развития предпринимательской деятельности»: дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2002.

16. AldoshinaM.I. Valuation Means of Students' Competences at the University// Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 24.

М.И. Алдошина

доктор педагогических наук, профессор директор центра по взаимодействию с Российской академией образования

Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.