Научная статья на тему 'Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности'

Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / УСПЕШНОСТЬ / УСПЕХ / SUCCESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / REALIZATION / ABILITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна

В статье рассматриваются современные психологические подходы к формированию и развитию личности. Раскрывается сущность и методологические основы формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности. Характеризуется потребностная ориентация студентов на предпринимательскую деятельность. Содержатся психологические условия формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness of students for entrepreneurial activity

The article deals with modern psychological approaches to the personality formation and development. It reveals the essence and methodological bases to form psychological personality readiness to entrepreneurial activity. The paper characterizes consume orientation of the students to entrepreneurial activity. It contains psychological conditions to forming psychological readiness of students for entrepreneurial activities in the learning process at the university.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ

Ханова З.Г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Переход российского общества к новым социально-экономическим и политическим условиям развития актуализирует проблему подготовки современных специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности. Эта готовность должна стать основой для развития их способностей к принятию самостоятельных решений и предпринимательских инициатив, стремления к конструктивному сотрудничеству, к выбору творческого и динамического варианта жизни, к проявлению социальной ответственности, коммуникабельности и толерантности.

На сегодняшний день в отечественной педагогической психологии не существует теоретически, методологически и эмпирически обоснованной концепции формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, содержащей понятие о ее сущности, детерминантах и механизмах развития на различных этапах вузовского обучения, а также адекватный и достаточный психологический инструментарий для осуществления этого процесса.

Одним из основных в числе структурных составляющих успешности предпринимательской деятельности человека является фактор психологической готовности к ней. Определение и ранжирование условий личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, с помощью которых возможно выявление, оценка и коррекция уровня и структуры психологической готовности личности к успешной предпринимательской деятельности.

Понятие психологической готовности всегда соотносится с деятельностью и нередко характеризуется в терминологии психического состояния, психического настроения и психологической установки. Вместе с тем состояние психологической готовности к эффективной деятельности выступает в качестве целостного проявления личности и не сводится к совокупности отдельных установок. Как социально-психологическая проблема, готовность к деятельности определяется внутренней согласованностью желаний, представлений и ожиданий личности, их согласованность отражает то, в какой мере субъект этой деятельности оказывается психологически готовым или не готовым к восприятию, адекватной оцен-66

ке, пониманию природы и видению путей преодоления предпринимательских (или связанных с ней) противоречий [8].

Существует универсальная модель структуры любой профессиональной деятельности, включающая в себя три компонента: постановку профессиональных целей и задач; выбор средств и способов решения задач; анализ и оценка деятельности.

Центральным понятием профессиональной деятельности является система действий специалиста, которая определяется его личностными характеристиками, его личностно-профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [2].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в пространстве, предоставляющем человеку широкие возможности самопрезентации, персонализа-ции и самоактуализации, относится к профессиям, существенно расширяющим возможности субъектного полагания себя в мир. Субъект предпринимательской деятельности ставится перед необходимостью развития комплексов профессионально значимых характеристик. Среди них: стремление к личностному росту и персонализации; способность к самостоятельному выбору, высокий уровень доверия к себе; инициативность и инновационность; активность и целеустремленность; стремление к лидерству, успеху; креативность, способность к прогнозированию; высокий субъективный контроль и устойчивость к стрессу [7].

Выбор предпринимательской деятельности в качестве сферы профессиональной самореализации требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.

Успешная предпринимательская деятельность в современных условиях с психологической точки зрения означает, что человек адаптировался к рыночной экономике, внутренне принял ее реалии, используя их, активно и продуктивно строит свою хозяйственную деятельность. Для понимания этого своеобразия личности предпринимателя особый интерес представляет идеи Эриха Фромма и Абрахама Маслоу об отличительных психологических особенностях среднестатистического человека и человека самоактуализированного.

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности выступает сложным интегральным образованием, характеризующимся социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъ-ектно-деятельностными смысловыми структурами, степенью осознанности отношений к действительности, которые складываются под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и обнаруживают себя в социально значимой деятельности личности.

Рис. 1. Теоретическая модель формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях

Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях включает в себя три крупных психологических блока. Это психологическая готовность предпринимателя к взаимодействию с внешней средой, осознание сущности предпринимательской деятельности и психологические характеристики личности предпринимателя (см. рисунок № 1).

Деятельность предпринимателя предъявляет специфические требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию. Саморазвитие особенно важно для тех, кто не считает достигнутое положение вершиной развития и стремится к новым достижениям. Реально успешным может быть только предприниматель, способный развить себя как творческую конкурентоспособную личность, что требует систематического самосовершенствования и саморазвития. Саморазвитие включает в себя самодиагностику, самоуправление, самоконтроль и самообразование. Развитие вышеперечисленных качеств, как правило, не может быть результатом собственных усилий. Поэтому предприниматель нуждается в психологической поддержке [3; 4].

Достижение высоких стандартов исполнения деятельности требует значительных усилий со стороны человека, поэтому нежелание придерживаться таких стандартов является естественным. Тем не менее существуют люди, к числу которых принадлежат и предприниматели, которые «получают самоудовлетворение только при достижении самых высоких результатов при решении сложных задач, которые они перед собой ставят». Именно такие люди являются наиболее популярными и референтными в различных профессиональных сообществах. Эффективный механизм самоподкрепления является постоянным источником личного удовлетворения, интереса и самоуважения и способствует формированию чувства собственной эффективности и высокой самооценки, повышает чув-

ство персональной каузальности. Более того, самопобуждаемая и самоподкрепляемая деятельность, как правило, является более эффективной по сравнению с извне побуждаемой и подкрепляемой деятельностью [4].

В условиях современной России личность часто находится в социальной неопределенности и требуемую определенность личность может обрести только в самой себе. В отсутствие ясной концепции современного общества возрастает значение концепции собственной жизни, определения личного способа жизни, его связи с другими людьми, размещенности в социальном и профессиональном пространстве.

Нестабильность общества лишает жизненный путь отдельного человека пролонгированности перспективности, разбивает жизнь на короткие отрезки. В жизненную мотивацию привносится стремление успеть сделать как можно больше в настоящем. Ускорение ритма жизнедеятельности снижает возможности приобщения личности к культуре, ограничивает свободу духовного развития [1].

Достижение успеха в предпринимательской деятельности - это сложный процесс самореализации и самоутверждения личности. Существуют разные формы успеха. Прежде всего, это общее понимание успеха как признания, популярности человека в том или ином профессиональном сообществе. Такая форма ориентации на успех-популярность характерна для конкурентной личности, востребованной в условиях развивающегося рыночного общества. Выделяют также иную форму успеха - успех как признание авторитетными «значимыми другими». В данном случае речь идет об избирательности личности, о важности успеха и признания только для нее самой. Осознание значимости успеха в таком случае выступает реальной силой, которая побуждает к деятельности.

Наряду с двумя вышеназванными различают третью форму успеха -успех-преодоление и самопреодоление. Такая форма успеха является значимым условием развития личности. Это предполагает самопреодоление, самостановление, творчество личности. Опыт преодоления сложных проблем становится ценным личностным приобретением, дающим личности возможность осознавать, оценивать и осваивать собственные силы [1].

Необходимой предпосылкой карьерной успешности предпринимателя является его стремление к самоизменению и саморазвитию, так как они являются необходимыми условиями для развития творческого потенциала и выражения его творческой индивидуальности. Саморазвитие предполагает рост и обогащение системы возможностей и потребностей предпринимателя. Изменившаяся личность, в свою очередь, меняет характер своих отношений с другими людьми, с собой и с миром в целом. Таким образом, на протяжении жизни происходит процесс овладения и преодоления, которые и составляют основное содержание развития личности [6].

В процессе развития предпринимателя его личность может совершенствоваться и обусловливать эффективность предпринимательской деятельности, если она выступает активным и сознательным субъектом своей жизни и деятельности. Общие характеристики человека как целостного образования в полной

мере могут быть экстраполированы на личность предпринимателя, который, как и любой другой человек, имеет диалектическую двойственность, пространственно-временную нерасчлененность, личностный синкретизм.

Рассматривая жизнь личности в социальном аспекте, следует отметить необходимость преодоления многочисленных и неизбежных социальных противоречий и психологическую цену, которую платит личность за свой способ жизни и свое развитие. Работа для выживания и поддержания существования часто отнимает у личности силы и здоровье, закрывает смысл и перспективу. Альтернативным стилем жизни может стать стремление к благополучию других людей и улучшению социальной жизни, при этом мера затраченных усилий определяется человеком добровольно. Такая личность находит удовлетворение не в использовании своих способностей для обеспечения собственных потребностей, а потребностей других людей или своих просоциальных гуманистических потребностей [1].

Формирование психологической готовности означает образование таких необходимых отношений, установок и свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и успешно выполнять свою трудовую деятельность. При формировании готовности не следует сводить ее только к формированию отдельных качеств у студентов, к их простой сумме. Главное внимание следует уделять целостной подготовке к требованиям и условиям будущей деятельности выпускников в условиях рыночных отношений. Готовность центрирует эти результаты, так как является совокупным выражением специально направленного развития личности, воздействия на разные стороны психики студента [5].

Формирование психологической готовности к предпринимательской деятельности особенно важно для студентов вуза, когда образование фактически завершается и встает вопрос о выборе жизненного пути и способов профессиональной и экономической самореализации в современных социально-экономических условиях развития общества.

В представлениях студентов о предпринимательской деятельности находят психическое отражение значимые для личности факторы, отражающие актуальное состояние жизненной ситуации, ожидаемое и способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее.

Представления студентов о предпринимательской деятельности характеризуются недостаточным объемом психологических знаний и умений, необходимым для познания и реальной оценки успешности предпринимательской деятельности; наличием противоречий в представлениях о ценностях и смысле предпринимательской деятельности; отсутствием адекватных представлений об условиях социально-экономической успешности предпринимательской деятельности.

В основе предпринимательской деятельности лежит такая психологическая характеристика личности как предприимчивость. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности выступает в качестве целостного проявле-

ния личности. Будучи целостным образованием, психологическая готовность к деятельности включает в себя следующие компоненты, учет которых является необходимым условием эффективности психолого-педагогического воздействия: мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха; познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели; эмоциональные - чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче.

Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности должна соответствовать логике системного, сетевого, субъектного и ресурсного подходов. Технологически процесс формирования психологической готовности нацелен на поэтапное конструирование адекватного образа предпринимательской деятельности посредством механизма согласования/рассогласования.

Концепция формирования психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности должна формироваться с учетом специфики различных этапов вузовского обучения и опираться на теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие психологические механизмы и инновационные технологии подготовки специалистов в области психологии предпринимательства.

Психологическая готовность обеспечивает динамическое включение человека в деятельность, равно как и последующую надежность, и эффективность всей её стратегии. Существенно и то, что психологическая готовность является универсальной предпосылкой эффективности не только любой деятельности, но и других характеристик психической жизнедеятельности человека - его общения и отношений с другими людьми, адекватности его отношения к самому себе.

Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности имеет два тесно взаимосвязанных аспекта - социальный и личностный. Поскольку студенты еще не заняты реальной экономической деятельностью, то социальный аспект психологической готовности к деятельности необходимо рассматривать в проективном видении, уделяя особое внимание личностному аспекту анализируемой психологической готовности.

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности определяется комплексом психологических факторов, структурные и содержательные характеристики и уровень развития которых могут быть выявлены и скорректированы в процессе обучения в вузе при организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности является сложным интегральным психологическим образованием, способствующим обеспечению адекватных условий для успешной предпринимательской самореализации личности в современных социально-экономических условиях, представляющим собой единство целевых, мотивацион-ных, когнитивных и волевых компонентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1973.

2. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцы-феровой. М.: Наука, 1980.

3. Ермолаева, Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров / Е.П. Ермолаева. - М.: Издательский центр «Академия», ИПРАН, 1996. - 76с.

4. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2004.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

6. Позняков В П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование// Психология и бизнес М ,1997.

7. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства. - М.: Ректор, 2007.

8. Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов вузов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии. Автореферат дис. на соискание уч. ст. д.пс.н. - Сочи, 2012.

Шнайдер М.И.

К ВОПРОСУ ОБ ЭМПАТИИ КАК ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии представляется своего рода социальным заказом, так как ведёт к решению целого ряда психологических проблем.

Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Одними авторами она определяется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.