ПСИХОЛОГИЯ
Ханова З.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переход российского общества к новым социально-экономическим и политическим условиям развития актуализирует проблему подготовки современных специалистов, у которых будет сформирована психологическая готовность к предпринимательской деятельности. Эта готовность должна стать основой для развития их способностей к принятию самостоятельных решений и предпринимательских инициатив, стремления к конструктивному сотрудничеству, к выбору творческого и динамического варианта жизни, к проявлению социальной ответственности, коммуникабельности и толерантности.
На сегодняшний день в отечественной педагогической психологии не существует теоретически, методологически и эмпирически обоснованной концепции формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, содержащей понятие о ее сущности, детерминантах и механизмах развития на различных этапах вузовского обучения, а также адекватный и достаточный психологический инструментарий для осуществления этого процесса.
Одним из основных в числе структурных составляющих успешности предпринимательской деятельности человека является фактор психологической готовности к ней. Определение и ранжирование условий личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, с помощью которых возможно выявление, оценка и коррекция уровня и структуры психологической готовности личности к успешной предпринимательской деятельности.
Понятие психологической готовности всегда соотносится с деятельностью и нередко характеризуется в терминологии психического состояния, психического настроения и психологической установки. Вместе с тем состояние психологической готовности к эффективной деятельности выступает в качестве целостного проявления личности и не сводится к совокупности отдельных установок. Как социально-психологическая проблема, готовность к деятельности определяется внутренней согласованностью желаний, представлений и ожиданий личности, их согласованность отражает то, в какой мере субъект этой деятельности оказывается психологически готовым или не готовым к восприятию, адекватной оцен-66
ке, пониманию природы и видению путей преодоления предпринимательских (или связанных с ней) противоречий [8].
Существует универсальная модель структуры любой профессиональной деятельности, включающая в себя три компонента: постановку профессиональных целей и задач; выбор средств и способов решения задач; анализ и оценка деятельности.
Центральным понятием профессиональной деятельности является система действий специалиста, которая определяется его личностными характеристиками, его личностно-профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [2].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в пространстве, предоставляющем человеку широкие возможности самопрезентации, персонализа-ции и самоактуализации, относится к профессиям, существенно расширяющим возможности субъектного полагания себя в мир. Субъект предпринимательской деятельности ставится перед необходимостью развития комплексов профессионально значимых характеристик. Среди них: стремление к личностному росту и персонализации; способность к самостоятельному выбору, высокий уровень доверия к себе; инициативность и инновационность; активность и целеустремленность; стремление к лидерству, успеху; креативность, способность к прогнозированию; высокий субъективный контроль и устойчивость к стрессу [7].
Выбор предпринимательской деятельности в качестве сферы профессиональной самореализации требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.
Успешная предпринимательская деятельность в современных условиях с психологической точки зрения означает, что человек адаптировался к рыночной экономике, внутренне принял ее реалии, используя их, активно и продуктивно строит свою хозяйственную деятельность. Для понимания этого своеобразия личности предпринимателя особый интерес представляет идеи Эриха Фромма и Абрахама Маслоу об отличительных психологических особенностях среднестатистического человека и человека самоактуализированного.
Психологическая готовность к предпринимательской деятельности выступает сложным интегральным образованием, характеризующимся социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъ-ектно-деятельностными смысловыми структурами, степенью осознанности отношений к действительности, которые складываются под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и обнаруживают себя в социально значимой деятельности личности.
Рис. 1. Теоретическая модель формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях
Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях включает в себя три крупных психологических блока. Это психологическая готовность предпринимателя к взаимодействию с внешней средой, осознание сущности предпринимательской деятельности и психологические характеристики личности предпринимателя (см. рисунок № 1).
Деятельность предпринимателя предъявляет специфические требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию. Саморазвитие особенно важно для тех, кто не считает достигнутое положение вершиной развития и стремится к новым достижениям. Реально успешным может быть только предприниматель, способный развить себя как творческую конкурентоспособную личность, что требует систематического самосовершенствования и саморазвития. Саморазвитие включает в себя самодиагностику, самоуправление, самоконтроль и самообразование. Развитие вышеперечисленных качеств, как правило, не может быть результатом собственных усилий. Поэтому предприниматель нуждается в психологической поддержке [3; 4].
Достижение высоких стандартов исполнения деятельности требует значительных усилий со стороны человека, поэтому нежелание придерживаться таких стандартов является естественным. Тем не менее существуют люди, к числу которых принадлежат и предприниматели, которые «получают самоудовлетворение только при достижении самых высоких результатов при решении сложных задач, которые они перед собой ставят». Именно такие люди являются наиболее популярными и референтными в различных профессиональных сообществах. Эффективный механизм самоподкрепления является постоянным источником личного удовлетворения, интереса и самоуважения и способствует формированию чувства собственной эффективности и высокой самооценки, повышает чув-
ство персональной каузальности. Более того, самопобуждаемая и самоподкрепляемая деятельность, как правило, является более эффективной по сравнению с извне побуждаемой и подкрепляемой деятельностью [4].
В условиях современной России личность часто находится в социальной неопределенности и требуемую определенность личность может обрести только в самой себе. В отсутствие ясной концепции современного общества возрастает значение концепции собственной жизни, определения личного способа жизни, его связи с другими людьми, размещенности в социальном и профессиональном пространстве.
Нестабильность общества лишает жизненный путь отдельного человека пролонгированности перспективности, разбивает жизнь на короткие отрезки. В жизненную мотивацию привносится стремление успеть сделать как можно больше в настоящем. Ускорение ритма жизнедеятельности снижает возможности приобщения личности к культуре, ограничивает свободу духовного развития [1].
Достижение успеха в предпринимательской деятельности - это сложный процесс самореализации и самоутверждения личности. Существуют разные формы успеха. Прежде всего, это общее понимание успеха как признания, популярности человека в том или ином профессиональном сообществе. Такая форма ориентации на успех-популярность характерна для конкурентной личности, востребованной в условиях развивающегося рыночного общества. Выделяют также иную форму успеха - успех как признание авторитетными «значимыми другими». В данном случае речь идет об избирательности личности, о важности успеха и признания только для нее самой. Осознание значимости успеха в таком случае выступает реальной силой, которая побуждает к деятельности.
Наряду с двумя вышеназванными различают третью форму успеха -успех-преодоление и самопреодоление. Такая форма успеха является значимым условием развития личности. Это предполагает самопреодоление, самостановление, творчество личности. Опыт преодоления сложных проблем становится ценным личностным приобретением, дающим личности возможность осознавать, оценивать и осваивать собственные силы [1].
Необходимой предпосылкой карьерной успешности предпринимателя является его стремление к самоизменению и саморазвитию, так как они являются необходимыми условиями для развития творческого потенциала и выражения его творческой индивидуальности. Саморазвитие предполагает рост и обогащение системы возможностей и потребностей предпринимателя. Изменившаяся личность, в свою очередь, меняет характер своих отношений с другими людьми, с собой и с миром в целом. Таким образом, на протяжении жизни происходит процесс овладения и преодоления, которые и составляют основное содержание развития личности [6].
В процессе развития предпринимателя его личность может совершенствоваться и обусловливать эффективность предпринимательской деятельности, если она выступает активным и сознательным субъектом своей жизни и деятельности. Общие характеристики человека как целостного образования в полной
мере могут быть экстраполированы на личность предпринимателя, который, как и любой другой человек, имеет диалектическую двойственность, пространственно-временную нерасчлененность, личностный синкретизм.
Рассматривая жизнь личности в социальном аспекте, следует отметить необходимость преодоления многочисленных и неизбежных социальных противоречий и психологическую цену, которую платит личность за свой способ жизни и свое развитие. Работа для выживания и поддержания существования часто отнимает у личности силы и здоровье, закрывает смысл и перспективу. Альтернативным стилем жизни может стать стремление к благополучию других людей и улучшению социальной жизни, при этом мера затраченных усилий определяется человеком добровольно. Такая личность находит удовлетворение не в использовании своих способностей для обеспечения собственных потребностей, а потребностей других людей или своих просоциальных гуманистических потребностей [1].
Формирование психологической готовности означает образование таких необходимых отношений, установок и свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и успешно выполнять свою трудовую деятельность. При формировании готовности не следует сводить ее только к формированию отдельных качеств у студентов, к их простой сумме. Главное внимание следует уделять целостной подготовке к требованиям и условиям будущей деятельности выпускников в условиях рыночных отношений. Готовность центрирует эти результаты, так как является совокупным выражением специально направленного развития личности, воздействия на разные стороны психики студента [5].
Формирование психологической готовности к предпринимательской деятельности особенно важно для студентов вуза, когда образование фактически завершается и встает вопрос о выборе жизненного пути и способов профессиональной и экономической самореализации в современных социально-экономических условиях развития общества.
В представлениях студентов о предпринимательской деятельности находят психическое отражение значимые для личности факторы, отражающие актуальное состояние жизненной ситуации, ожидаемое и способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее.
Представления студентов о предпринимательской деятельности характеризуются недостаточным объемом психологических знаний и умений, необходимым для познания и реальной оценки успешности предпринимательской деятельности; наличием противоречий в представлениях о ценностях и смысле предпринимательской деятельности; отсутствием адекватных представлений об условиях социально-экономической успешности предпринимательской деятельности.
В основе предпринимательской деятельности лежит такая психологическая характеристика личности как предприимчивость. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности выступает в качестве целостного проявле-
ния личности. Будучи целостным образованием, психологическая готовность к деятельности включает в себя следующие компоненты, учет которых является необходимым условием эффективности психолого-педагогического воздействия: мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха; познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели; эмоциональные - чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче.
Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности должна соответствовать логике системного, сетевого, субъектного и ресурсного подходов. Технологически процесс формирования психологической готовности нацелен на поэтапное конструирование адекватного образа предпринимательской деятельности посредством механизма согласования/рассогласования.
Концепция формирования психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности должна формироваться с учетом специфики различных этапов вузовского обучения и опираться на теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие психологические механизмы и инновационные технологии подготовки специалистов в области психологии предпринимательства.
Психологическая готовность обеспечивает динамическое включение человека в деятельность, равно как и последующую надежность, и эффективность всей её стратегии. Существенно и то, что психологическая готовность является универсальной предпосылкой эффективности не только любой деятельности, но и других характеристик психической жизнедеятельности человека - его общения и отношений с другими людьми, адекватности его отношения к самому себе.
Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности имеет два тесно взаимосвязанных аспекта - социальный и личностный. Поскольку студенты еще не заняты реальной экономической деятельностью, то социальный аспект психологической готовности к деятельности необходимо рассматривать в проективном видении, уделяя особое внимание личностному аспекту анализируемой психологической готовности.
Психологическая готовность к предпринимательской деятельности определяется комплексом психологических факторов, структурные и содержательные характеристики и уровень развития которых могут быть выявлены и скорректированы в процессе обучения в вузе при организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности является сложным интегральным психологическим образованием, способствующим обеспечению адекватных условий для успешной предпринимательской самореализации личности в современных социально-экономических условиях, представляющим собой единство целевых, мотивацион-ных, когнитивных и волевых компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1973.
2. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцы-феровой. М.: Наука, 1980.
3. Ермолаева, Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров / Е.П. Ермолаева. - М.: Издательский центр «Академия», ИПРАН, 1996. - 76с.
4. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2004.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
6. Позняков В П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование// Психология и бизнес М ,1997.
7. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства. - М.: Ректор, 2007.
8. Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов вузов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии. Автореферат дис. на соискание уч. ст. д.пс.н. - Сочи, 2012.
Шнайдер М.И.
К ВОПРОСУ ОБ ЭМПАТИИ КАК ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии представляется своего рода социальным заказом, так как ведёт к решению целого ряда психологических проблем.
Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Одними авторами она определяется,