Научная статья на тему 'Формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности'

Формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / ПРЕДИКТОРЫ / PREDICTORS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ханова З. Г.

В статье содержатся теоретические и эмпирические исследования факторов, влияющих на формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности. Описывается система представлений студентов о предпринимательской деятельности, содержащая в себе как позитивные, так и отрицательные аспекты. Рассматриваются закономерности, лежащие в основе позитивного формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности. Указываются технологии формирования психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности, которая может быть организованна в условиях образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ханова З. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a students' psychological readiness for economic activity

The article provides both theoretical and empirical researches of the factors influencing formation of a person's psychological readiness for economic activity as well as the system of students' ideas of entrepreneurship, which has both positive and negative aspects. The author also analyzes regularities of positive formation of a students' psychological readiness for economic activity and indicates technologies of forming young people's psychological readiness for entrepreneurship which may be organized within university community.

Текст научной работы на тему «Формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности»

Психология личности

Ханова З.Г.

Формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности

Ускорение планетарных темпов экономического развития, переход российского общества к новой парадигме экономического развития, смена в обществе системы ценностей и социальных приоритетов породили необходимость в специалистах, которые могут принимать самостоятельные решения, способны к сотрудничеству, характеризуются конструктивностью и динамизмом, обладают высоким чувством социальной ответственности, коммуникабельностью и толерантностью. Неотъемлемой частью подготовки таких специалистов является экономический компонент, представленный соответствующими знаниями и навыками, которые позволяют адекватно ориентироваться в сложных экономических ситуациях.

Отсутствие системы формирования базовых экономических представлений у современной молодежи зачастую порождает неверное толкование многих явлений окружающей действительности, приводит к нездоровому культу материальных благ. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности окажет существенное влияние на стабилизацию данной ситуации и развитие предпринимательства, что позволит противостоять монополизации рынка, решить проблемы занятости, ускорить научно-технический прогресс, оказать непосредственное воздействие на формирование среднего класса, будет способствовать политической стабильности общества. Интеграция государственной политики управления экономической подготовкой специалистов в образовательный процесс вуза послужит интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Студенческий возраст, переход от детства и юности к социальной ответственности, максимально сенситивен для формирования экономической компетентности и выбора предпринимательской ориентации, которая впоследствии будет определять реальный тип экономического поведения личности. Данные позиции, характеризующие актуальность и значимость проблемы для всего российского общества, обусловили выбор проблемы нашего исследования.

Одним из основных в числе структурных составляющих успешности предпринимательской деятельности человека является фактор психологической готовности к ней. Определение и ранжирование условий личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, с помощью которых возможно выявление, оценка и коррекция уровня и структуры психологической готовности личности к успешной предпринимательской деятельности.

— Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2011

К проблеме психологической готовности к деятельности профессиональные психологи обратились еще в начале ХХ-го века (А.П.Нечаев, Б.М.Теплов, И.Н.Шпильрейн, П.К.Энгельмейер и др.). Основная концепция формирования психологической готовности к деятельности различного рода, ориентирована на разработку определенной системы вспомогательных механизмов, форм средств, имитирующих реальную практическую ситуацию, что позволяет человеку субъективно прочувствовать сущность предстоящей деятельности, пережить опыт удачного разрешения ситуации или достижения запланированного результата.

Понятие психологической готовности всегда соотносится с деятельностью и нередко характеризуется в терминологии психического состояния, психического настроения и психологической установки. Вместе с тем, состояние психологической готовности к эффективной деятельности выступает в качестве целостного проявления личности и не сводится к совокупности отдельных установок.

В таком случае, психологическая готовность к предпринимательской деятельности как целостное образование должно включать в себя ряд структурных

психолого-педагогического воздействия на личность. Анализ литературы позволил выделить несколько структурных элементов анализируемой психологической готовности - мотивационный, когнитивный, эмоциональный и волевой. Мотивационный блок включает в себя потребность личности успешно выполнить поставленную экономическую задачу, интерес к предпринимательской деятельности, стремление добиться в ней успеха. Когнитивный блок отражает глубину понимания предпринимательских обязанностей и задач, оценку ее личностной и общественной значимости, понимание средств и способов достижения предпринимательских целей, осознание исторической обусловленности социально-экономических процессов. Эмоциональные блок включает в себя чувство ответственности за результаты предпринимательской деятельности, чувство уверенности в успехе планируемой предпринимательской деятельности, воодушевление на достижение поставленных целей. Блок волевых качеств личности включает в себя способность управлять собой, мобилизоваться и поддерживать это состояние длительное время, сосредотачиваться на предпринимательской задаче, отвлекаться от отвлекающих воздействий, к преодолению сомнений и последовательности действий при реализации принятых решений. Действуя в когнитивно сложных и эмоционально насыщенных ситуациях, предпринимателям важно сохранять безграничную веру в себя и в свой успех, готовность продолжать и развивать свою деятельность.

Выбор предпринимательской деятельности в качестве сферы профессиональной самореализации требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.

осуществлению самостоятельного выбора направления развития карьеры, как одного

персонализацию. Личная причастность предпринимателя к реализуемой им деятельности предъявляет особые требования к регуляции им своей деятельности. В соответствии с представленностью психической регуляции выделяют следующие уровни осуществления предпринимательской деятельности, которые находят свое отражение в современной психологической науке: копирование усвоенных образцов выполнения предпринимательской деятельности, представляющей собой выполнение цепочки исполнительских актов, состоящих из отдельных действий; стремление осмыслить деятельность, иерархизировать цели и действия, что позволяет предпринимателю выйти за пределы ситуативных рамок деятельности; преодоление дезадаптации, приводящей к необходимости переосмысления способов, форм и содержания предпринимательской деятельности, к изменению меры своего участия в ней, а в целом - к саморазвитию личности; переход к принципиально новому пониманию предпринимательской деятельности, основанному на системном представлении о ней; вхождение в режим творческой реализации целей и деятельности.

Обобщение и анализ теоретико-методологических подходов к анализу психологической готовности к предпринимательской деятельности позволил сформулировать определение данного феномена. В заданном русле, психологическая готовность к предпринимательской деятельности выступает психическим состоянием личности, характеризующейся социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъектно-деятельностными смысловыми структурами, степенью осознанности отношений к действительности, которые складываются под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и обнаруживают себя в социально значимой деятельности личности.

Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях включает в себя три крупных психологических блока. Это психологическая готовность предпринимателя к взаимодействию с внешней средой, осознание психологической сущности предпринимательской деятельности и психологические характеристики личности предпринимателя.

Рис. 1. Теоретическая модель формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях

ИЗ

— Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2011

Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности имеет два тесно взаимосвязанных аспекта - социальный и личностный. В первом случае имеется в виду деятельность в условиях конкретно заданных исторических социально-экономических условиях, в результате которой на основе осмысления собственных потребностей и условий их удовлетворения в окружающей хозяйственной среде вырабатывается концепция экономической самореализации личности, а на ее основе - конкретные решения и поведенческие программы, реализация которых способна удовлетворить потребности личности. Поскольку студенты еще не заняты реальной экономической деятельностью, то социальный аспект психологической готовности к деятельности необходимо рассматривать в проективном видении, уделяя особое внимание личностному аспекту анализируемой психологической готовности. Таким образом, психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности является сложным интегральным психологическим образованием (не сводимым к совокупности отдельных установок, настроений или состояний), способствующим обеспечению адекватных условий для успешной предпринимательской самореализации личности в современных социально-экономических условиях, представляющим собой единство целевых, мотивационных, когнитивных и волевых компонентов. Единство данных психологических компонентов личности выступает основой психологической модели формирования личности предпринимателя в современном социально-экономическом пространстве.

Полученные выводы позволили заключить, что формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности должно представлять собой комплексный психолого-педагогический процесс, организованный в соответствии с логикой субъектного подхода, посредством развития у студентов целостной, многоуровневой системы адекватных представлений о внутренних и внешних детерминантах успешной предпринимательской

Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности может быть организовано в условиях образовательного пространства вуза и включает в себя диагностический, обучающий и проективные модули по всем трем уровням (внутри-субъектный, субъект-субъектный, субъект-объектный).

Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности представляет собой цельную психологическую реальность и не может быть без ущерба расчленена на какие-то относительно самостоятельные слагаемые, поддающиеся изолированному исследованию, тем не менее, использованные нами диагностические методики максимально отражают комплекс психологических характеристик, свойственных успешному предпринимателю в современных социально-экономических условиях. Какую бы из представленных характеристик мы не взяли для анализа и формирования исследуемой психологической готовности, всегда в ней будут представлены в тех или иных пропорциях все остальные позиций.

Литература

1. Акмеология, психология развития. - Уч. пособие по ред. A.A. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М. : РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». - 2003. - 473 с.

2. Журавлев A.A. Российские предприниматели в современной социальной структуре/ A.A. Журавлев, В.П. Поздняков// Социологические исследования. - 1994. - №5. -61 с.

3. КарлофБ. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). -М., 1991.

4. Маркова, Е.К. Мотивация достижения успеха в предпринимательской деятельности // Проблемы управления в современных российских условиях: Сб. статей. - Наб. Челны, 2003. - 27-29 с.

5. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей / РАН. Ин-т психологии. - М., 2001. - 240 с.

6. Филиппов A.B., Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса//Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. - СПб., 2001. - 119- 133 с.

7. Hall J. To achieve or not: The manager's choice // California Manag. Rev. 1976. V. 18. N4.-5-18 P.

Юндин P. H.

Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры

В настоящее время высшее профессиональное образование стоит перед необходимостью перехода от жесткой системы подготовки специалистов к более гибкой, позволяющей формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда, способного определяться и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления, профессиональными компетенциями и личностной готовностью к построению успешной профессиональной карьеры.

Теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, практика российской высшей школы свидетельствуют о появлении новых подходов к рассмотрению значимости проблемы личностной готовности молодых специалистов «нового поколения» к построению перспектив своего

А.Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, В. А. Татенко, A.B. Юревич и др.); теоретические основы психологических практик и психологической поддержки субъекта образовательного процесса (Г.С. Абрамова, K.M. Гуревич, И.В. Дубровина, Ю.В. Карпов, C.B. Недбаева, НФ.Талызинаидр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.