УДК 159.923.591.5
З.г. Ханова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается концепция психологической готовности к предпринимательской деятельности. Содержатся характеристики разных форм успеха, в том числе успеха-преодоления и самопреодоления, которые являются значимым условием развития личности. Вы1делены1 детерминанты1 успешности предпринимательской деятельности, которые конкретизируются в определенные личностныьх особенностях.
Ключевые слова: предприниматель, деятельность, личность, ситуация, поведение, характер, проблема, психологическая готовность, самоопределение.
Zoya Khanova PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONAL
AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF BUSINESSMEN
Annotation. The article deals with the concept of psychological readiness for entrepreneur-ship and different forms of success including success-overcoming and self-overcoming which are important for the development of the individual. The article marks out determinants of success for entrepreneurship which are specified in certain personality characteristics. Keywords: businessman, activity, individual, situation, behavior, character, problem, psychological readiness, self-determination.
Одним из основных в числе структурных составляющих успешности предпринимательской деятельности человека является фактор психологической готовности к ней. Определение и ранжирование условий личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, с помощью которых возможно выявление, оценка и коррекция уровня и структуры психологической готовности личности к успешной предпринимательской деятельности.
К проблеме психологической готовности к деятельности профессиональные психологи обратились еще в начале прошлого века (А.П. Нечаев, Б.М. Теплов, И.Н. Шпильрейн, П.К. Энгельмейер и др.). Основная концепция формирования психологической готовности к деятельности различного рода ориентирована на разработку определенной системы вспомогательных механизмов, форм средств, имитирующих реальную практическую ситуацию, что позволяет человеку субъективно прочувствовать сущность предстоящей деятельности, пережить опыт удачного разрешения ситуации или достижения запланированного результата. В современной психологической науке накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, отражающий проблемы психологической готовности личности к различным видам деятельности (В.Н. Дружинин, М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломенский, И.Б. Котова, А.И. Кочетков, В.Н. Мясищев, А.С. Нерсисян, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе), выделены и представлены специфические структурные, содержательные и динамические параметры психологической готовности к той или иной деятельности, описаны условия ее формирования и протекания, анализируются уровневые, процессуальные и динамические особенности ее проявления [8].
Понятие психологической готовности всегда соотносится с деятельностью и нередко характеризуется в терминах «психическое состояние», «психическое настроение» и «психологическая установка». Вместе с тем состояние психологической готовности к эффективной деятельности выступает в качестве целостного проявления личности и не сводится к совокупности отдельных установок. Как социально-психологическая проблема готовность к деятельности определяется внутренней согласованностью желаний, представлений и ожиданий личности; их согласованность отражает то, в какой
© Ханова З.Г., 2014
мере субъект этой деятельности оказывается психологически готовым или не готовым к восприятию, адекватной оценке, пониманию природы и видению путей преодоления предпринимательских (или связанных с бизнесом) противоречий.
Достижение успеха в предпринимательской деятельности - это сложный процесс самореализации и самоутверждения личности. Существуют разные формы успеха. Прежде всего это общее понимание успеха как признания, популярности человека в том или ином профессиональном сообществе. Такая форма ориентации на успех-популярность характерна для конкурентной личности, востребованной в условиях развивающегося рыночного общества. Выделяют также иную форму успеха - успех как признание авторитетными «значимыми другими». В данном случае речь идет об избирательности личности, о важности успеха и признания только для нее самой. Осознание значимости успеха в таком случае выступает реальной силой, которая побуждает к деятельности. Наряду с двумя названными различают третью форму успеха - успех-преодоление и самопреодоление. Такая форма успеха является значимым условием развития личности. Это предполагает самопреодоление, самостановление, творчество личности. Опыт преодоления сложных проблем становится ценным личностным приобретением, дающим личности возможность осознавать, оценивать и осваивать собственные силы.
Перечисленные формы успеха являются основанием для выделения четырех видов успеха: 1) результативный (приносит личности популярность, некоторое социальное признание); 2) успех как признание со стороны «значимых других»; 3) успех как преодоление и самопреодоление; 4) успех как реализация призвания (важен не столько результат, сколько сама деятельность) [1].
Необходимой предпосылкой карьерной успешности предпринимателя служит его стремление к самоизменению и саморазвитию, так как это необходимые условия для развития творческого потенциала и выражения творческой индивидуальности. Саморазвитие предполагает рост и обогащение системы возможностей и потребностей предпринимателя. Изменившаяся личность, в свою очередь, меняет характер своих отношений с другими людьми, с собой и с миром в целом. Таким образом, на протяжении жизни происходит спиралевидный процесс овладения и преодоления, которые и составляют основное содержание развития личности.
В соответствии с уровнями психической регуляции выделяют следующие уровни осуществления предпринимательской деятельности:
1) копирование усвоенных образцов;
2) стремление осмыслить деятельность, иерархизировать цели и действия;
3) переход к принципиально новому пониманию предпринимательской деятельности, основанному на системном представлении о ней.
Существует универсальная модель структуры любой профессиональной деятельности, включающая в себя три компонента:
- постановку профессиональных целей и задач;
- выбор средств и способов решения задач;
- анализ и оценку деятельности.
Центральным понятием профессиональной деятельности является система действий специалиста, которая определяется его личностными характеристиками, личностно-профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [4]. Деятельность отечественного предпринимателя в современных социально-экономических условиях осуществляется в социально-экономическом пространстве, характеризующемся ситуационной неопределенностью и нестабильностью. Социальным фоном предпринимательской деятельности является негативное отношение к личному успеху в отечественной культуре. Предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим
на его успех и ресурсы. Особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство. Специфика профессиональных задач, заключающаяся в их высокой ситуативной вариативности, не позволяет типизировать и технологизировать варианты их решения. В этих условиях предприниматель вынужден проявлять активность, направленную на творческое преобразование ситуации и динамизирующую личностное развитие.
Полученные результаты и сделанные на их основе научные выводы позволяют выделить детерминанты успешности предпринимательской деятельности, которые конкретизируются в следующих личностных особенностях: преобладании мотивации достижения успеха, самостоятельности, ответственности, адекватной самооценке, способности анализировать ситуацию и извлекать релевантную предпринимательской деятельности информацию, способности к взвешенному риску, способности переживать неудачи, эвристичном стиле мышления, способности к предвидению, компетентности в области экономики, технологии, права, отсутствии морально сдерживающих стереотипов. Соответственно, условием развития личности предпринимателя является такая форма психологического воздействия, посредством которой приобретается субъектный личностный опыт преодоления сложных проблем, дающий возможность осознавать, оценивать и осваивать собственные силы [9].
Выбор предпринимательской деятельности в качестве сферы профессиональной самореализации требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому способна послужить причиной профессиональных и личностных кризисов у субъектов предпринимательской деятельности, выбравших ее без надлежащего осмысления сущности данного вида деятельности и возможных препятствий на пути к успеху.
Наши совместные исследования в области психологии предпринимательства [6] показали, что попытки создания специфического психологического портрета предпринимателя и, как следствие, поиск устойчивых комбинаций личностных черт и деловых качеств, позволяющих прогнозировать предпринимательский потенциал, не дали ожидаемых результатов. Оказалось, что создание типового психологического портрета успешного предпринимателя, позволяющего безошибочно диагностировать и выявлять потенциальных предпринимателей в различных возрастных и профессиональных группах людей, - это проблема, не имеющая однозначного решения. Во-первых, практика показала, что успеха в деятельности достигают и те предприниматели, чей психологический профиль весьма далек от идеального. Во-вторых, наличие личностных черт, совпадающих с личностным профилем успешного предпринимателя, не выступает гарантией наличия у субъекта потребности в предпринимательской деятельности. В-третьих, обладая набором личностных качеств успешного предпринимателя, человек может достигать высоких результатов и в других сферах деятельности (в управлении, научной деятельности, творческих профессиях).
Психологическая готовность к трудовой деятельности определяется В.Н. Дружининым следующим образом: «Психологическая готовность - психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности». В.Н. Дружинин определяет и условия формирования психологической готовности к трудовой деятельности. Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:
— осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
— осознание целей выполнения задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
— осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;
— определение наиболее рациональных и возможных способов решения задач или выполнения требований;
— прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
— мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели [2].
Д.А. Китова выделяет систему личностных ресурсов, состоящую из 25 рыночных и 25 антирыночных характеристик личности, на основе которых предлагает тест «Готовность к рынку» [5].
Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
— мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т.п.;
— познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели;
— эмоциональные - чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
— волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.
Б.Д. Парыгин выделяет как значимую составляющую психологической готовности способность к эффективной деятельности, т.е. к такой активности, «которая приводит к разрешению целого ряда реальных социально-экономических проблем данной территории». По его мнению, психологическая готовность аккумулирует в себе необходимые энергетические ресурсы для последующего действия [7].
Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях включает в себя три крупных психологических блока. Это психологическая готовность предпринимателя к взаимодействию с внешней средой, осознание психологической сущности предпринимательской деятельности и психологические характеристики личности предпринимателя.
Деятельность предпринимателя предъявляет специфические требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию. Саморазвитие особенно важно для тех, кто не считает достигнутое положение вершиной развития и стремится к новым достижениям. Реально успешным может быть только предприниматель, способный развить себя как творческую конкурентоспособную личность, что требует систематического самосовершенствования и саморазвития. Саморазвитие включает в себя самодиагностику, самоуправление, самоконтроль и самообразование. Развитие вышеперечисленных качеств, как правило, не может быть результатом собственных усилий. Поэтому предприниматель нуждается в психологической поддержке [4].
Самоподкрепление есть процесс усиления и подкрепления человеком собственного поведения при помощи самовознаграждения в случае достижения самостоятельно установленных стандартов осуществления деятельности. Обусловливая самовознаграждение достижением определенного результата, человек вырабатывает самопобуждение к деятельности. Уровень формирующейся самомотивации определяется природой стандартов исполнения. Поскольку для большинства видов деятельности не существует абсолютных стандартов исполнения, источниками информации для оценки собственных достижений являются абсолютный уровень исполнения, личные стандарты и социальное сравнение.
Достижение высоких стандартов исполнения деятельности требует значительных усилий со стороны человека, поэтому нежелание придерживаться таких стандартов является естественным. Тем не менее существуют люди, к числу которых принадлежат и предприниматели, которые «получают
самоудовлетворение только при достижении самых высоких результатов при решении сложных задач, которые они перед собой ставят». Именно такие люди являются наиболее популярными и референтными в различных профессиональных сообществах. Эффективный механизм самоподкрепления является постоянным источником личного удовлетворения, интереса и самоуважения и способствует формированию чувства собственной эффективности и высокой самооценки. Более того, самопобуждаемая и самоподкрепляемая деятельность, как правило, является более эффективной по сравнению с извне побуждаемой и подкрепляемой деятельностью [3].
В профессиональном сообществе предпринимателей, характеризующемся высоким уровнем конкуренции и ценностью индивидуальных достижений, часто культивируются завышенные стандарты исполнения, а социальные сравнения являются неизбежными. Ориентация на завышенные стандарты, свойственная карьерно успешным предпринимателям, является постоянным источником нервно-психического напряжения и личностного дистресса. Недостаток вознаграждения в сочетании с высокими стандартами исполнения деятельности является общей причиной эмоционального «сгорания». Термин «сгорание» употребляется для обозначения состояния человека, прилагавшего все силы к достижению практически недостижимой цели и не добившегося успеха.
В условиях современной России личность часто находится в социальной неопределенности и требуемую определенность может обрести только в самой себе. В отсутствии ясной концепции современного общества возрастает значение концепции собственной жизни, определения личного способа жизни, его связи с другими людьми, размещенности в социальном и профессиональном пространствах. Нестабильность общества лишает жизненный путь отдельного человека пролонгированности, перспективности, разбивает жизнь на короткие отрезки. В жизненную мотивацию привносится стремление успеть сделать как можно больше в настоящем. Ускорение ритма жизнедеятельности снижает возможности приобщения личности к культуре, ограничивает свободу духовного развития.
Библиографический список
1. Берулава М.Н. Педагогика и психология менеджмента / М.Н. Берулава. - Барнаул, 1995.
2. Дружинин В.Н. Психология: учеб. для экон. вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
3. Журавлев А.Л. Проблемы экономической психологии / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.
4. Завьялова Е.К. Психология предпринимательства: учеб. пособ. / Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова. - СПб.: СПбГУ, 2004.
5. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Психологическое исследование: монография / Д. А. Китова. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
6. Китова Д. А. Диагностика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: моногр. / Д.А. Китова [и др.]. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2011.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учеб. пособ. / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2003.
8. Предпринимательство: учеб. / под ред. М.Г. Лапусты. - М., 2002.
9. Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии: моногр. / З.Г. Ханова. - Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2011. - 260 с.