УДК 316.6 ББК 88.5
Г.П. ГЕРАнюшкинА
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск [email protected]
С. голуб
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск [email protected]
готовность к предпринимательской деятельности у будущих управленцев
малым бизнесом
G.P. Gueranushkina
Baikal State University of Economics and Law
S.Golub
Baikal State University of Economics and Law
READINESS TO ENTREPRENEURSHIP OF FUTURE MANAGERS OF SMALL BUSINESS
Аннотация: Бесспорно, проблема психологической подготовки личности к предпринимательской деятельности актуальна для многих членов Российского общества, но особенно важно наличие такого рода подготовки в период профессионального становления, когда молодым людям приходится готовиться самостоятельно решать вопросы удовлетворения личных материальных потребностей. Однако в большинстве своем педагоги и психологи оказываются не готовыми к оказанию психологической поддержки в вопросах молодежного предпринимательства, т.к. разработка данной проблемы находится в зачаточном состоянии. В настоящем исследовании, во-первых, определен уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Управление малым бизнесом», во-вторых, выявлены взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к открытию собственного дела, в-третьих, проведен сравнительный анализ готовности к предпринимательству у работающих и неработающих студентов. Как показало исследование, студенты экономического вуза психологически к предпринимательской деятельности не готовятся, и их психологическая готовность не может считаться удовлетворительной.
Ключевые слова: мотивация достижения, готовность к рынку, готовность к саморазвитию, стиль хозяйствования, чувство собственности.
Annotation: Undoubtedly, the problem ofpsychological preparation of a personality for entrepreneurship is actual for many members of Russian society but the most important is the presence of such type of preparation in the period of professional development when young people have to prepare for solving problems connected with satisfaction of personal material needs on their own. However, most educators and psychologists are not ready to provide psychological support in youth entrepreneurship since development of this problem is in its infancy. In the research they determined the
психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2013, №2
level ofpsychological readiness for entrepreneurship of the students of small business management faculty. They revealed interrelations between structural components of psychological readiness for starting one's own business and they carry out a comparative analysis of readiness for entrepreneurship of working and unemployed students. As the research showed, students of economical University don t prepare psychologically for entrepreneurship, and their psychological readiness can't be considered as satisfactory.
Keywords: motivation for achievements, readiness to market, readiness for self-development, style of economy management, sense of property
Финансово-экономический кризис, затронувший Россию, обострил весь спектр проблем российской экономики, в том числе недостаточный уровень профессионализма, компетентности кадров, необходимые для деятельности в условиях инновационной экономики. В частности, это относится к кадрам предпринимателей, прежде всего потому, что в их составе мало молодежи, обладающей большим инновационным потенциалом.
На сегодняшний день молодёжное предпринимательство должно являться одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Практика развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес является ключевой «точкой роста» экономики государства и способен обеспечить развитие конкурентоспособности в стране.
Предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ.
Предпринимательство является мощным инструментом борьбы с безработицей, предоставляющим широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест. А предприниматели - есть особый класс общества, ориентированный на формирование системы экономической поддержки, общественного контроля и стабильности государства.
В связи с этим, формирование экономического мышления, выявление и развитие способностей к предпринимательской деятельности особенно актуально для молодых людей, и, прежде всего, выпускников средних и высших учебных заведений, которые стоят перед выбором своего личного и профессионального пути.
При этом молодой человек должен учитывать, что для создания собственного дела от него требуются вполне определенные качества и личностные свойства. В этой связи важно попытаться оценить, насколь-
ко личность психологически готова к более или менее удачливому предпринимательству. В противном случае возможны экономические и временные потери, а также серьезные разочарования в выбранном способе хозяйствования.
Психологическая готовность с научной литературе трактуется как психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности. Соответственно психологическую готовность к предпринимательской деятельности можно определить, как мобилизованность всех ресурсов личности для успешного выполнения предпринимательских задач.
Нами было проведено пилотажное исследование. Цель исследования - выявить уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов экономического вуза.
Объект исследования - состояние психологической готовности личности к предпринимательской деятельности.
Предмет - уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся в экономическом вузе.
Гипотеза - мы предполагаем, что психологическая готовность к открытию собственного дела у студентов, обучающихся по специальности «Управление малым бизнесом», должна быть на достаточно высоком уровне. При этом у студентов, совмещающих учебу в вузе с работой, уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности выше, чем у неработающих студентов.
Исследование проводилось на базе БГУЭП. Выборку составили 20 студентов, обучающихся по специальности «Управление малым бизнесом». Среди них 60% женщин, 40% мужчин. Возраст испытуемых от 20 до 25 лет. 75% испытуемых совмещают учебу в вузе с работой.
В качестве ресурсов личности, мобилизация которых дает эффект психологической готовности к предпринимательской деятельности, исследовались:
- мотивация достижения успеха (опросник А.А. Реана);
ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2013, №2
уГ у/ ,
16,8 п \ X /
X / У
16,6 - / /
16,4 - / /
16,2 / /
16 - / /
15,8
15,6 - //
15,4
15,2 -
1 2 Рисунок 1. Мотивация достижения успеха 1 - работающие студенты, 2 - неработающие студенты
- готовность к саморазвитию (опросник Т.А. Ра-танова, Н.Ф. Шляхта);
- готовность к рынку (методика Д.А. Китовой).
Результаты исследования мотивации достижения
успеха приведены на рис. 1
На рисунке видно, что в обеих группах не выявлена мотивация избегания неудачи. Однако показатели мотивации достижения у работающих студентов можно отнести к высокому уровню развития. Мотивация к достижению у неработающих студентов находится на среднем уровне. Т.о., работающие студенты более уверены в себе, в своих силах, более ответственны, инициативны и активны по сравнению с неработающими студентами. Их отличает настойчивость в достижении цели.
Расчет и-критерия Манна-Уитни подтверждает достоверность выявленных различий в уровне мотивации к достижению успеха (иЭмп=16 < иКр=18; р<0,05).
Следующим шагом стало выявление готовности к саморазвитию. Результаты приведены на рис. 2.
На рисунке видно, что общий показатель готовности к саморазвитию в обеих группах находится на
1 2 Рисунок 2. Готовность к саморазвитию 1 - общий балл, 2 - готовность «хочу знать себя» (ГЗС) 3 - готовность «могу самосовершенствоваться» (ГМС)
среднем уровне сформированности, в то же время в группе работающих студентов средние значения готовности к саморазвитию выше, чем в группе неработающих. Анализ результатов по шкалам показывает, что у работающих студентов значение ГЗС меньше, чем ГМС, т.е. они имеют больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. Полученные результаты свидетельствуют о высокой активности, инициативности работающих студентов, и, в то же время, о недостаточно развитой у них способности к рефлексии и самоанализу.
Результаты диагностики неработающих студентов свидетельствуют о том, что они желают знать больше о себе, но еще не владеют в достаточной степени навыками самосовершенствования. Вероятно, их активность остается на уровне желаний, не переходя в фазу действий.
Выявленные различия не являются достоверными, что подтверждает и-критерий (иЭмп=36,6 > иКр=18; р<0,05).
Далее была применена методика Китовой Д.А., позволяющая диагностировать готовность к рынку. Уровень готовности - это позиция, которую личность занимает между двумя крайними противоречивыми вариантами готовности, которые формируются в разных же социально-экономических системах - командно-административной и рыночной. Методика позволяет выявлять семь различных уровней готовности личности к рынку. Крайняя степень привязанности к антирыночной позиции обозначается как уровень торможения (процесса движения к рынку), соответствует 1 баллу. Далее следуют уровни: сомнения (2 балла), когда личность либо не «доросла» еще до крайнего уровня (торможения), либо начала «уходить» от этого уровня; пограничный (3 балла); неопределенности (4 балла) - означает неспособность личности сделать выбор в пользу одной из двух систем: командно-административной и рыночной. Формирование готовности к рыночным отношениям начинается от уровня вхождения (5 баллов); следующий уровень - привыкания (6 баллов), при котором личность в основном освоила рыночные отношения, но еще не может исчерпывающе использовать их для до-
Психология в экономикЕ и управлении 2013, №2
стижения возможно высокого уровня материального самообеспечения; наконец, овладение рыночными отношениями и завершается уровнем полного и исчерпывающего их освоения (7 баллов).
Результаты представлены на рис.
3.
Гистограмма демонстрирует различия между работающими и неработающими студентами по таким шкалам, как:
- потребность в материальном самообеспечении: полный отказ от иждивенческих настроений, прочная убежденность в том, что обеспечивать себя материально обязан сам человек, стремление подчинить внешние условия себе. В группе работающих студентов среднее значение этой характеристики находится на уровне «неопределенности». Это означает, что работающие студенты затрудняются сделать выбор в пользу одной из двух систем: командно-административной и рыночной (от влияния первой полностью освободились, но еще внутренне не приняли вторую). Возможно, именно поэтому подавляющее большинство работающих студентов предпочло работу по найму, и лишь один испытуемый из этой группы является предпринимателем. У неработающих студентов потребность в материальном самообеспечении выражена сильнее, она достигает уровня «вхождения в рынок»;
- чувство собственности - ведущий мотив хозяйствования в условиях рыночной экономики. Средние показатели в исследуемых группах находятся на уровне «неопределенности». Детерминантами недостаточно развитого чувства собственности являются, по нашему мнению, отсутствие серьезной собственности у неработающих студентов и особенностями наемного труда, при котором продукт труда отчуждается от работника и становится собственностью работодателя.
- стиль хозяйствования и стиль жизни в целом представителей двух экономических систем - командно-административной и рыночной. Групповые показатели стиля хозяйствования у работающих и неработающих студентов существенно не отличаются и находятся на «пограничном уровне». Стиль характеризуется бесконфликтным приспособлением к внешним условиям, достаточным количеством свободного времени, слаборазвитым чувством денег, недостаточной целеустремленностью, избеганием острых углов;
- взаимоотношения с окружающими людьми. По
Рисунок 3. Готовность к рынку 1 - Потребность в самообеспечении; 2 - Чувство собственности; 3 - Стиль хозяйствования; 4 - Взаимоотношения с окружающими
данным, отраженным на рисунке, можно констатировать, что существенных различий между работающими и неработающими студентами не выявлено. Средние показатели находятся на уровне «неопределенности» между двумя крайними позициями. Позиция административно-командной системы может быть описана следующими характеристиками: оценка людей преимущественно по моральным качествам, зависть и ненависть к богатым, необязательность выполнения обещаний, отсутствие возможности оказать материальную помощь бедным. Позиция рыночной системы характеризуется: оценкой людей по экономическим критериям, попытками подражания богатым, стремлением быть надежным партнером, оказанием помощи бедным из соображений престижа.
Расчет и-критерия Манна-Уитни не подтверждает достоверность различий по шкалам готовности к рынку. Можно говорить лишь о выявленной тенденции: по уровню потребности в самообеспечении и взаимоотношениям с людьми показатели неработающих студентов выше показателей работающих. Показатели шкал «чувство собственности» и «стиль хозяйствования» выше у работающих респондентов.
Для выявления взаимосвязей между исследуемыми показателями психологической готовности к предпринимательской деятельности был произведен корреляционный анализ с помощью критерия Пирсона (табл.1).
Выявлена сильная и умеренная положительная связь между мотивацией достижения успеха и готовностью к рынку. В частности, важно отметить сильную корреляционную связь между мотивацией достижения и стилем хозяйствования (г=0,682; р<0,05). Чем выше уровень мотивации успеха, тем ближе личность по стилю хозяйствования к рыночной экономической систе-
психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2013, №2
Потребность в самообеспечении Чувство собственности Стиль хозяйствования Взаимоотношения с окружающими
Мотивация достижения успеха 0,466 0,417 0,682 0,337
«хочу знать себя» (ГЗС) -0,004 0,048 -0,164 0,380
«могу самосовершенствоваться» (ГМС) 0,130 0,446 0,592 0,113
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа
ме: конкурентным отношениям, расширению области своих интересов, плотному заполнению своего времени, развитому чувству денег, стратегическому целепо-лаганию.
Межу показателями методики «Готовность к саморазвитию» и «Готовность к рынку» также обнаружены некоторые взаимосвязи. Так, в частности, выявлена умеренная положительная взаимосвязь между готовностью «хочу знать себя» и взаимоотношениями с окружающими (г=0,380; р<0,05). Это означает, что высокому уровню готовности к самопознанию соответствует рыночный тип отношений к людям: оценка людей преимущественно по экономическим критериям, попытки сближения с богатыми, стремление быть надежным партнером.
Обращают на себя внимание тесные положительные связи между готовностью самосовершенствоваться и чувством собственности (г=0,446; р<0,05), а также готовностью самосовершенствоваться и стилем хозяйствования (г=0,592; р<0,05). Выявленные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что высокая готовность к самосовершенствованию себя соответствует отказу от иждивенческих настроений, прочной убежденности в том, что обеспечивать себя материально обязан сам человек, формированию чувства собственности, контролю над собственной жизнью, развитию целеустремленности.
Эмпирический анализ совокупности ресурсов психологической готовности к предпринимательской деятельности студентов, обучающихся по специальности «Управление малым бизнесом», позволяет сформулировать следующие выводы:
- мотивация к достижению у неработающих студентов находится на среднем уровне развития, который характеризуется размытостью целевых ориентаций и ожидаемых результатов предпринимательской деятельности. Показатели мотивации достижения у работающих студентов относятся к высокому уровню развития. Т.о., работающие студенты более уверены в себе, отличаются преобладание среднесрочных и стратегических
целей над краткосрочными и оперативными целями;
- готовность к саморазвитию у работающих и неработающих студентов также находится на среднем уровне сформированности и характеризуется недостаточно развитыми навыками рефлексии и возможностью самосовершенствования;
- методика «Готовность к рынку» выявила промежуточность положения характеристик студентов между двумя позициями: командно-административными характеристиками личности и сильно выраженными рыночными качествами личности. Такие характеристики как: потребность в материальном самообеспечении, чувство собственности, стиль хозяйствования, отношение к людям, оказались недостаточно развитыми как у неработающих, так и у студентов, совмещающих учебу с работой. По-видимому, работа по найму не способствует формированию готовности к рыночным отношениям;
- уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов экономического вуза находится на среднем уровне развития. Статистический анализ подтвердил достоверность различий между работающими и неработающими студентами лишь по показателям мотивации достижения. Т.о., наша гипотеза подтверждена лишь частично.
Библиографический список
1. Амирян Д.С. Исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2003.
2. Вяткин А.П. Самоопределение личности в экономических ролях // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. №4 (49). С. 102-106
3. Вяткин А.П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 3 (48). С. 97-100.
4. Геранюшкина Г.П. Особенности технологии
ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2013, №2
ассесмент-центров // Сибирский психологический журнал. Томск: ТГУ, № 21, 2005. С. 16-23.
5. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие / О.С. Дейнека. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 160 с.
6. Концепция стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации до 2020
7. Кучерявенко А.И. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности/ А.И.Кучерявенко//Молодой ученый. - 2011. - № 12. Т. 2. С. 60-62.
8. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. Ставрополь, 2003.
9. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Ко-порулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. / под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д, 2003. - 97 с.
10. Психология. Учебник для экономических вузов под редакцией В.Н. Дружинина. СПб, Питер, 2000, с. 412
11. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие / В.В. Радаев. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 368 с.
12. Трофимова Е.Л. Формирование в процессе профессионального обучения личностных особенностей, необходимых для предпринимательской деятельности // Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: ГУЭФ, 2010. - С. 215-222.
13.Хащенко Т. Г. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: психологическое содержание и условия формирования: автореф. дис. .д-ра психол. наук. Тамбов, 2011.
14.Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Сочи, - 2011.
15.Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. / Р. Хизрич, М. Питерс. - М.: Прогресс-Универс, 1991. -160 с.
ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2013, №2