Научная статья на тему 'Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование'

Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ENTREPRENEURSHIP / PSYCHOLOGICAL READINESS OF PERSONALITY / MODEL / SYSTEM / TECHNOLOGY OF FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна

В статье отражены результаты лонгитюдного эксперимента, направленного на проверку эффективности технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании, разработанной на основе концептуальной модели психологической готовности к предпринимательской деятельности как системного личностного образования, интегрирующего различные структуры личности. Технология, успешно интегрированная в учебный процесс аграрного вуза, является принципиальным нововведением в аграрном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ENTREPRENEURSHIP IN AGRARIAN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. EMPIRICAL SUBSTANTIATION

The longitudinal experiment results directed on the check of technology efficiency of readiness formation of a personality in agrarian education to entrepreneurship, developed on the basis of the conceptual model of the psychological readiness for entrepreneurship as the systemic personal education integrating various structures of a personality have been presented in the article. The technology, successfully integrated in the agrarian institution, is an innovation in agrarian higher education.

Текст научной работы на тему «Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование»

УДК 159.9:37.015.3

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

© Татьяна Геннадьевна Хащенко

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, г. Ульяновск, Россия, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой права, психологии и педагогики,

e-mail: [email protected]

В статье отражены результаты лонгитюдного эксперимента, направленного на проверку эффективности технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании, разработанной на основе концептуальной модели психологической готовности к предпринимательской деятельности как системного личностного образования, интегрирующего различные структуры личности. Технология, успешно интегрированная в учебный процесс аграрного вуза, является принципиальным нововведением в аграрном образовании.

Ключевые слова: предпринимательство; психологическая готовность личности; модель; система; технология формирования.

Модернизационные процессы как необходимый ответ на глобальные вызовы, выражающийся в кардинальных инновационных преобразованиях всех сфер человеческой жизнедеятельности, опосредованы сложным комплексом объективных и субъективных условий, в число которых входит готовность человека к эффективной инновационно-внедренческой, преобразующей деятельности. Особую остроту вышесказанное приобретает в связи с необходимостью модернизации отечественного АПК, конкурентоспособность которого в глобальных процессах определяется, прежде всего, инновационно-внедренческой активностью хозяйст-

вующих субъектов и эффективностью аграрного предпринимательства (представляющего собой вид инновационной деятельности), которые на сегодняшний день не обеспечивают должного уровня этой конкурентоспособности.

Опыт социально-экономического реформирования отечественного аграрного сектора свидетельствует о недостаточной эффективности попыток (экономических и законодательных) решить данную проблему как проблему внешних стимулов без учета «внутренней» детерминации предпринимательской активности сельского жителя. Все более очевидным становится то, что на современ-

ном этапе решение проблемы аграрного предпринимательства и модернизации агропромышленного комплекса России невозможно в отрыве от решения проблемы психологической готовности аграриев к предпринимательской деятельности. Вместе с тем проанализированные нами исследовательские данные указывают на то, что историкокультурные условия становления Российского аграрного предпринимательства и формировавшиеся веками особенности субкультуры российского сельского социума на протяжении длительного времени являлись и являются в настоящее время неблагоприятными условиями для формирования у российских аграриев личностных предпосылок успешности предпринимательской деятельности [1].

В связи с вышесказанным актуализируется проблема формирования психологической готовности агрария к предпринимательской деятельности в системе аграрного образования. Однако решение этой проблемы предполагает кардинальную смену концепции подготовки аграрных специалистов и переход от традиционной для аграрного образования ориентации на подготовку специалистов «по найму» к созданию условий для формирования у студентов в процессе их профессиональной подготовки личностного потенциала предпринимателя. В этом случае неизбежно встает вопрос о внедрении личностно-развивающих технологий, обеспечивающих формирование интегральных качеств личности.

Анализ существующих подходов к подготовке предпринимателей выявляет полярные концепции предпринимательского образования, обусловленные неоднозначным ответом на вопрос: можно ли подготовить к предпринимательской деятельности только определенный тип личности или любого человека? Если в первом случае «работа» с личностью чаще ограничивается диагностикой ее типа и освоением необходимых для осуществления этой деятельности знаний и умений, то во втором встает задача формирования сложного личностного новообразования, требующего разработки концептуальной модели этого личностного образования и создания на ее основе психотехнологий, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс вузов. Применительно к

российским аграриям, в связи с отсутствием в отечественном аграрном секторе благоприятных условий для формирования и реализации их личностного потенциала предпринимателя, наиболее адекватным является второй из описанных подходов. Вышесказанное определило цель нашего исследования, состоявшую в разработке технологии формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности и ее апробации в реальном учебном процессе аграрного вуза.

Принципиальной особенностью проблемы готовности личности к предпринимательской деятельности является ее предельно выраженный междисциплинарный характер, обусловленный многоаспектностью охватываемых ею феноменов. В зарубежных и отечественных научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену, накоплено много данных, полученных в специфическом контексте различных наук (психологии, экономике, социологии, истории) с их особым понятийным аппаратом и характерными для них методами и подходами. Вместе с тем в современной психологической науке, пришедшей к пониманию того, что решение многих ее проблем становится возможным только в условиях междисциплинарного и интегрального исследования [2], созданы необходимые методологические предпосылки для интегрирования описанных выше данных при разработке психологической теории предпринимательства и личности предпринимателя.

Проведенное нами сопоставление и обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований привело к выводу о том, что успешность предпринимательской деятельности детерминирована не столько отдельными особенностями личности ее субъекта или их набором (т. е. агрегативным эффектом), сколько их взаимодействием в структуре личности предпринимателя (т. е. их синергетическим эффектом). Вышесказанное явилось для нас основанием для выделения и исследования в качестве психологической детерминанты предпринимательской деятельности системного психологического образования, интегрирующего различные структуры личности ее субъекта - пси-

хологической готовности личности к предпринимательской деятельности.

Разработка технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании требовала от нас, с одной стороны, выявления критериев и показателей этой готовности как психологического образования, интегри-

рующего разные структуры личности, с другой - раскрытия условий и механизма формирования этого личностного образования. Проведенный нами анализ научных трудов, посвященных психологической готовности к деятельности, с одной стороны, выявил множественность трактовок этого понятия в широком контексте психологических, акмеоло-гических и педагогических исследований, а с другой - недостаточную изученность психологической готовности к предпринимательской деятельности как системного психологического образования. В большинстве немногочисленных эмпирических исследований этого феномена психологическая готовность к предпринимательской деятельности рассматривается как сумма личностных качеств, коррелирующих с успешностью предпринимательства, или вовсе редуцируется до своих отдельных составляющих: предприимчивости, компетентности и т. п., тогда как система - это не просто сумма, а взаимосвязь, взаимодействие, взаимопереход и взаимовключение ее составляющих [3]. Вышесказанное поставило перед нами задачу формулирования авторской трактовки понятия «психологическая готовность к предпринимательской деятельности» и разработки ее концептуальной модели.

Так как, с одной стороны, технология формирования готовности личности к предпринимательской деятельности должна была учитывать специфику сферы реализации этой деятельности (т. е. аграрного сектора), а с другой - практически отсутствовали необходимые для этого научные данные, поскольку психологические исследования экономического поведения сельских жителей представлены крайне небольшим числом работ [4], не содержащим необходимых сведений о связи эффективности предпринимательской деятельности аграриев с их личностными особенностями, возникла необходимость эмпирических исследований, направленных на выявление этой связи и обоснова-

ние адекватности разрабатываемой концептуальной модели в отношении аграрных предпринимателей.

Синтез имеющихся теоретических и эмпирических данных на основе междисциплинарного подхода позволил нам предложить авторскую трактовку готовности личности к предпринимательской деятельности как системного личностного образования, интегрирующего когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие структуры личности, синергетический эффект которых проявляется в способности личности к мобилизации и актуализации ее внутренней и внешней активности, обеспечивающих эффективность этой деятельности. Предложенная нами концептуальная модель, описывающая структуру, критерии, показатели, аспекты и уровни сформированности готовности личности к предпринимательской деятельности, получила эмпирическое обоснование в пяти сериях констатирующего эксперимента на материале аграрного предпринимательства [5] и легла в основу разработанной нами технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе, интегрированной в реальный учебный процесс аграрного вуза (Ульяновской ГСХА).

При разработке технологии мы исходили из того, что в основе решения агрария заняться предпринимательством лежит сложный многоаспектный выбор, психологическим фундаментом которого является реализуемый личностью способ жизнедеятельности [6] (рис. 1). Этот многоаспектный выбор осуществляется через разрешение комплекса внутриличностных противоречий: между

стремлением самостоятельно конструировать свою жизнь и отсутствием возможности полноценно реализовать это стремление и свой творческий потенциал через иные доступные в настоящее время в сельском хозяйстве профессиональные альтернативы; между собственными личностными особенностями и требованиями, предъявляемыми предпринимательской деятельностью к личности ее субъекта, между Я - действующим и Я - отраженным и др. Условием конструктивного разрешения этих противоречий выступает осознание собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных и профессио-

нальных целей, а также рефлексия собственных психологических возможностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Поэтому механизм формирования психологической готовности студента-агрария к предпринимательской деятельности усматривается нами в изменении его личностных структур на основе принятия им способа жизнедеятельности как субъекта собственной жизни.

В связи с вышесказанным предложенная технология формирования психологической готовности студента-агрария к предпринимательской деятельности представляет собой сложную систему психологических методов и приемов, актуализирующих рефлексивные процессы по отношению к собственным мотивам и жизненным целям, собственному способу жизнедеятельности и стратегии профессионального развития как условиям достижения этих целей, по отношению к собственным индивидуально-психологи-

ческим особенностям, проявляющимся в деятельности и общении, к своим возможностям и ограничениям как субъекта предпринима-

тельской деятельности и т. д. и обеспечивающих, в конечном счете, необходимое изменение личностных структур (в соответствии с разработанной концептуальной моделью) на основе принятия студентом способа жизни как субъекта жизнедеятельности [6] и профессионального развития [7]. Технология, представленная психологическим модулем (психологический тренинг + индивидуальное консультирование), включающим

пять этапов: вовлечение, самопознание, развитие потенциала, переоценка, проектирование - создает условия для конструирования личностью собственной субъектности и своей Я -концепции в предпринимательстве путем актуализации рефлексивного ресурса разрешения внутриличностных противоречий и осознания необходимости самоизмене-ния и новых возможностей самоосуществле-ния в предпринимательской деятельности. Программа консультативной работы в рамках психологического модуля отражает содержание программы тренинга и реализуется через сессии, соответствующие этапам технологии.

Руководство агропромышленным предприятием, фермерство, товарное домохозяйство, кооперативы, коммерческие услуги и т. п.

Высококвалифицированная работа по найму, научная деятельность, полизанятость и т. п.

Низкооплачиваемая работа по найму, присвоение ресурсов крупных хозяйств, иждивенчество, личные подсобные хозяйства с целью выживания и обеспечения семьи продуктами и т. п.

Рис. 1. Альтернативы выбора агрария при принятии решения заняться предпринимательской деятельностью

Проверка эффективности технологии осуществлялась в течение 2006-2010 гг. посредством лонгитюдного эксперимента, для которого была разработана методическая программа, представленная в табл. 1.

В экспериментальную группу вошли студенты третьих курсов экономического

факультета, изучавшие дисциплину «Этика и психология предпринимательской деятельности», в рамках которой реализовывался разработанный нами психологический модуль. В эксперименте участвовали три «поколения» третьекурсников: группы 2006, 2007 и 2008 гг. Объем выборки - 133 человека.

Таблица 1

План и методическая программа экспериментального исследования

1 я Серия Цель Алгоритм Методическая программа

Е нР В рц Є Первая Изучение эффективности разработанной технологии в учебном процессе Диагностика и сравнительный анализ личностных особенностей студентов экспериментальной и контрольной групп Психодиагностические опросники: «Мотивация достижения» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Маго-мед-Эминова, «Толерантность к неопределенности» Д. Макклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой, «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина и др.; «Готовность к риску» Т.В. Корниловой,, «Мотивация аффи-лиации» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Маго-мед-Эминова, опросники «Прогностические способности» Л.А. Регуш и «Определение индивидуальной меры рефлексивности личности» А.В. Карпова, рисуночный фрустрационный тест Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной, модифицированные шкалы анкеты «Моя жизненная перспектива» Е.А. Миско и Н. В. Тарабриной и анкета: «Привлекательность предпринимательской деятельности» Т.Г. Хащенко

Вторая и третья Изучение закономерности (повторяемости) результатов применения технологии в учебном процессе (в группах студентов следующих лет набора)

Реализация технологии в экспериментальных группах Формирующий эксперимент

Диагностика и сравнительный анализ отношения студентов к предпринимательской деятельности (привлекательности имманентных ей сторон, самооценки способности и желания ею заниматься): а) в каждой группе до и после применения технологии; б) сравнительный анализ показателей экспериментальных и контрольных групп после применения технологии Анкета «Привлекательность предпринимательской деятельности» Т. Г. Хащенко

ВТОРОЙ Изучение устойчивости изменений во времени (через два года -на этапе выпуска студентов) Диагностика и сравнительный анализ личностных особенностей студентов экспериментальной и контрольной групп на этапе выпуска Психодиагностические опросники: «Мотивация достижения» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, «Толерантность к неопределенности» Д. Макклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой, «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина и др., «Готовность к риску» Т. В. Корниловой, «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, опросники «Прогностические способности» Л. А. Регуш и «Определение индивидуальной меры рефлексивности личности» А. В. Карпова, модифицированные шкалы анкеты «Моя жизненная перспектива» Е.А. Миско и Н. В. Тарабриной и анкета: «Привлекательность предпринимательской деятельности» Т.Г. Хащенко

Экспериментальными критериями эффективности технологии выступали: позитивная динамика когнитивных, мотивационных и поведенческих особенностей студентов экспериментальных групп (при отсутствии таковой в контрольных группах), ее закономерность (т. е. повторяемость в группах студентов разных «поколений») и устойчивость изменений личностных особенностей во времени. Поэтому план экспериментального исследования включал два этапа, на первом из которых изучалась динамика личностных особенностей в результате применения технологии и ее закономерность, а на втором - устойчивость позитивных изменений во времени (через два года на этапе выпуска студентов).

Полученные в течение 2006-2010 гг. экспериментальные результаты соответствуют описанным выше критериям и могут служить эмпирическим обоснованием эффективности технологии.

После применения технологии в экспериментальных группах всех трех «поколений» наблюдались статистически значимые позитивные изменения в самооценке студентов способности к предпринимательской деятельности, в оценках привлекательности

имманентных предпринимательской деятельности сторон, в интересе к содержанию деятельности, в оценках собственной жизненной перспективы. Мониторинг динамики измеренных до проведения эксперимента личностных переменных (диагностика личностных особенностей через два года на этапе выпуска студентов) выявил статистически значимую положительную динамику этих переменных у студентов экспериментальных групп и показал, что выпускники, входившие в экспериментальные группы, по сравнению со студентами контрольных групп обладают более высокими показателями мотивации достижения, толерантности к неопределенности, интернальности, прогностической способности, индивидуальной меры рефлексивности, КР в фрустрационном профиле. На статистически значимом уровне подтвердилась устойчивость у студентов экспериментальных групп позитивных изменений в их отношении к предпринимательской деятельности: в желании ею заниматься, самооценке способности к предпринимательской деятельности, в интересе к содержанию этой деятельности, привлекательности имманентных

предпринимательской деятельности сторон.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

ЕЗ достаточный уровень

недостаточный

низкий уровень

экспериментальнаяэкспериментальная контрольная до контрольная через до применения через два года применения два года

технологии технологии

Рис. 2. Динамика уровней психологической готовности в контрольной и экспериментальной группах выпуска 2010 г.

Факторный анализ результатов мониторинга (повторной диагностики личностных особенностей студентов через два года после реализации технологии) обнаружил, что в экспериментальных группах личностные переменные образуют факторы, соотносимые по своей структуре с компонентами концептуальной модели психологической готовности к предпринимательской деятельности и с факторами, выделенными ранее в эмпирических исследованиях у эффективных аграрных предпринимателей. Факторы, выделенные в контрольных группах, имеют иную структуру, отличающуюся «конфликтным» соотношением личностных переменных, связанных, согласно имеющимся научным данным, с успешностью предпринимательской деятельности. В экспериментальных группах наблюдается более выраженная динамика уровней психологической готовности к предпринимательской деятельности (рис. 2).

В целом результаты пятилетнего экспериментального исследования подтвердили эффективность предложенной нами технологии формирования психологической готовности студентов-аграриев к предпринимательской деятельности и возможность ее успешного интегрирования в учебный процесс. Вместе с тем эта эффективность может существенно возрасти, если описанная технология будет рассматриваться как элемент системной деятельности полисубъекта «сту-дент-преподаватель-психолог» в рамках целевой программы в контексте психологического сопровождения образовательной деятельности вуза. Такая целевая программа в настоящее время экспериментально апроби-

руется в рамках деятельности психологической службы Ульяновской ГСХА.

1. Хащенко Т.Г. Развитие предпринимательской активности в аграрном секторе России: ак-меологический подход: монография. Ульяновск, 2005.

2. Марцинковская Т.Д. Психология в современном мире // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 33-44.

3. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 268-285.

4. Поздняков В.П. Психологические отношения и экономическое поведение сельских жителей, связанные с выбором форм собственности // Социальная психология экономического поведения. М., 1999. С. 97-116.

5. Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе // Российский научный журнал. 2010. № 4. С. 184-190.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1997. С. 255-285.

7. Митина Л.М. Концептуальное обоснование и

технические решения проблемы профессионального развития педагога // Учитель. Преподаватель. Тренер: 6 Международная научно-практическая конференция. 8-9 июля

2010 г. / под ред. Л.М. Митиной. М., 2010. С. 11-16.

Поступила в редакцию 2.Q2.2Q11 г.

UDC 159.9:37.015.3

TECHNOLOGY OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ENTREPRENEURSHIP IN AGRARIAN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. EMPIRICAL SUBSTANTIATION

Tatyana Gennadyevna Khashchenko, Ulyanovsk State Academy of Agriculture, Ulyanovsk, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Law, Psychology and Pedagogics Department, e-mail: [email protected]

The longitudinal experiment results directed on the check of technology efficiency of readiness formation of a personality in agrarian education to entrepreneurship, developed on the basis of the conceptual model of the psychological readiness for entrepreneurship as the systemic personal education integrating various structures of a personality have been presented in the article . The technology, successfully integrated in the agrarian institution, is an innovation in agrarian higher education. Key words: entrepreneurship; psychological readiness of personality; model; system; technology of formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.