Научная статья на тему 'Психологическая подготовка студентов аграрного вуза к предпринимательской деятельности: постановка проблемы'

Психологическая подготовка студентов аграрного вуза к предпринимательской деятельности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОТОВНОСТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / MODEL OF A BUSINESSMAN'S PERSONALITY / ENTREPRENEURSHIP / FARM PRODUCTION / READINESS FOR FARM ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF FARM PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Верховцев Сергей Владимирович

Обосновывается актуальность рассмотрения проблемы психологической подготовки студентов аграрного вуза к предпринимательской деятельности как основы сохранения психического здоровья аграрного специалиста. Представлена модель личности предпринимателя, способного продуктивно работать в сложных, нестабильных условиях сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Верховцев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS FOR ENTREPRENEURSHIP: PROBLEM STATEMENT

The topicality of the problem of agricultural university students training for entrepreneurship is substantiated. The training is viewed as a basis of an agrarian's mental health saving. The model of a businessman's personality who can work efficiently in difficult, unstable conditions of farm production is presented.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка студентов аграрного вуза к предпринимательской деятельности: постановка проблемы»

УДК 378.663.016:15 ББК 4488.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С.В. Верховцев

Уральская государственная академия ветеринарной медицины

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS FOR ENTREPRENEURSHIP: PROBLEM STATEMENT

S. Verhovtsev Ural State Academy of Veterinary Medicine

Обосновывается актуальность рассмотрения проблемы психологической подготовки студентов аграрного вуза к предпринимательской деятельности как основы сохранения психического здоровья аграрного специалиста. Представлена модель личности предпринимателя, способного продуктивно работать в сложных, нестабильных условиях сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, модель личности предпринимателя, аграрное производство, готовность к предпринимательской деятельности в условиях сельскохозяйственного производства.

The topicality of the problem of agricultural university students training for entrepreneurship is substantiated. The training is viewed as a basis of an agrarian’s mental health saving. The model of a businessman’s personality who can work efficiently in difficult, unstable conditions of farm production is presented.

Keywords: entrepreneurship, model of a businessman’s personality, farm production, readiness for farm activity in the conditions of farm production.

Анализ современного состояния агропромышленного комплекса России приводит к заключению, что его сохранение как структуры народного хозяйства и полноценное развитие возможно лишь при возрождении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, при создании целого класса квалифицированных аграрных специалистов, способных к ведению такой деятельности. Однако, как показывают результаты проведенного нами эксперимента на базе Уральской академии ветеринарной медицины (2008-2010 гг.), из 254 выпускников 62 % не хотят заниматься после окончания вуза предпринимательством в аграрной сфере, так как считают, что они недостаточно подготовлены психологически, для них характерно «отсутствие эмоциональ-но-волевой и мотивационной готовности к предпринимательской деятельности»; 45 % не связывают свою работу с предпринимательской деятельностью даже в отдаленном буду-

щем. Таким образом, психологическая неподготовленность выпускников аграрного вуза к предпринимательской деятельности является одной из важных причин нежелания специалистов заниматься инновационной деятельностью в сельском хозяйстве. Кроме того, как показали наши исследования, из 47 опрошенных фермеров (выпускников вузов) 38 человек отметили, что для осуществления предпринимательской деятельности им не хватает «специальных знаний по самоуправлению и самореабилитации», «умений быстро восстанавливаться», «умения правильно реагировать на ситуацию» и т. п., т. е. определенных, значимых для этого вида деятельности элементов психического и физического здоровья.

Однако прежде чем обосновывать необходимость развития психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе, раскроем сущность основных понятий исследования, так как в настоящее

время понятийный аппарат в выбранной нами области еще не определен. По мнению В.Н. Дружинина [10], основные причины этого обстоятельства кроются в следующем: предпринимательство - сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах исторического развития общества феномен; это развивающееся явление, поэтому оно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, экономических и социокультурных условиях; это сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны.

Одна из трудностей определения предпринимательства состоит в том, что это слово является одновременно и общеупотребительным термином, и научным понятием. В современной научной литературе предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т. д. Однако можно условно выделить два подхода: функционально-ролевой и структурный.

В рамках первого подхода предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития [10]. При этом одни авторы ограничивают функции предпринимательства исключительно экономической сферой (оптимальной комбинации различных ресурсов для извлечения доходов, поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике и др.), другие соотносят их со всеми видами человеческой деятельности (инновации как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью). Обобщая сказанное выше, можно сказать, что при любых вариантах в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличенно, как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных субъектов.

Более приемлем применительно к теме нашего исследования структурный подход, позволяющий рассматривать предпринимателей как особую социальную группу, что дает возможность исследовать эмоционально-воле-вую и мотивационную сферу личности предпринимателя с целью психологической подготовки студентов вуза к инновационной деятельности. Например, в рамках структурно-

функционального подхода проведены исследования Т.И. Заславской [4], что позволило ей выделить критерии идентификации субъектов предпринимательской деятельности и определить подгруппы внутри рассматриваемого социального слоя.

Исходя из вышесказанного и придерживаясь структурного подхода в исследовании, мы определяем в своей работе предпринимательство как стиль деятельности субъекта, предпринятой с целью получения прибыли, являющейся мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными условиями определенного периода развития общества.

- Хотелось бы подчеркнуть, что предпринимательство - это не всякая деятельность, направленная на получение прибыли (бизнес), а стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес может быть связан с репродуктивной деятельностью в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это может быть осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

В свете этого значимо определение, данное президентом Российской академии предпринимательства академиком B.C. Балабановым, согласно которому «...предприниматель -это человек, который находится в состоянии поиска, творчества, создавая нечто инновационное» [1]. При этом он характеризует бизнесмена как «...исполнителя, участвующего в процессе организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг репро-дуктивно, без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Он нанят и выполняет заданные ему функции» [1].

Таким образом, понятие «предпринимательство» имеет не только экономическое (производство товаров и услуг с целью получения прибыли), но и социально-психологическое содержание, оно предстает как особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических качеств. Рассмотрим далее, какими именно качествами, должен обладать предпри-

ниматель, чтобы успех его предпринимательской деятельности не был связан с утратой его психического и физического здоровья.

В мировой науке накоплен большой опыт психологических исследований предпринимателей и предпринимательской деятельности. Они посвящены описанию типичного предпринимателя; исследованию его компетентности, профессионализма, целеустремлённости; когнитивных механизмов, используемых им для деятельности и т. п.

Несмотря на то, что авторы рассматривают различные аспекты подготовки предпринимателей, все они подчеркивают необходимость психологической подготовки предпринимателей к их деятельности. Например, большую известность получили работы, связанные с исследованиями отношения к риску в предпринимательской деятельности, так как экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательской деятельности [6, 16, 18]. Последние годы в зарубежной науке большой интерес вызывают работы, связанные с исследованием позитивной психологической установки предпринимателей по отношению к себе и миру [15, 17]. Именно позитивная психология, по мнению авторов, может являться той детерминантой, которая приводит предпринимателя к успеху. Надежда, оптимизм, уверенность в будущем, высокая самоэффективность, способность к быстрому восстановлению после неудач являются основными кирпичиками для успешности в предпринимательской деятельности и сохранения психического здоровья.

Однако следует признать, что наличие у предпринимателя описанных зарубежными учеными качеств не гарантирует успеха в реальном отечественном бизнесе. Это связано с тем, что предпринимательство в России имеет отличительные особенности, в том числе со-циально-психологические. Эти особенности связаны со спецификой исторического развития России, национальными традициями и особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества.

Целенаправленные психологические исследования особенностей личности предпринимателя ведутся в России сравнительно недавно. Их результаты отражены в работах В.А. Бодрова [9], А.Л. Журавлева и В.П. Познякова [3], В.В. Новикова и В.В. Марченко [8],

Е.Б. Филинкова [12] и др.

В результате проведенных исследований выявлены социально-психологические особен-

ности российских предпринимателей и те трудности, с которыми они сталкиваются. Исследованы такие социально-психологические феномены, как мотивы, цели и ценности в сфере предпринимательской деятельности, уровень притязаний и оценка собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности. В результате проведенных исследований эмпирически выделены социально-психологические характеристики субъектов, наиболее тесно связанные с выбором предпринимательства, с деловой активностью, успешностью и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Несмотря на то, что авторы выделяют достаточно разнообразный набор характеристик, они могут быть соотнесены с тремя группами: к экономическим характеристикам ученые относят: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости. Социальные характеристики представлены инициативностью, организаторским талантом, готовностью рисковать. К психологическим характеристикам отнесены: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть, способность противостоять трудностям, адаптационные способности и др.

Интересно, что существенные отличия у российских предпринимателей наблюдаются в когнитивной сфере. Например, исследования, проведенные в Европе и США, свидетельствуют, что предприниматели чаще всего не обладают интеллектом, значительно превосходящим средний. Им присущ избирательный интеллект в сочетании с деловой интуицией, восполняющий недостаток информации. Например, по мнению известного теоретика предпринимательства И. Шумпетера, «основательная подготовка и знание дела, глубина ума и способность к логическому анализу в известных обстоятельствах могут стать источником неудач» [13, с. 181]. Однако ситуация в России, по мнению И. Бунина [2], совершенно иная. Отсутствие предпринимательской традиции и сложившейся практики, «отлитой» в законах, процедурах, обычаях, принятых моделях поведения, вынуждает предпринимателей постоянно искать новаторские, оригинальные решения, повышающие эффективность дела. В ситуации постоянного выбора хорошее, элитарное образование по-

зволяет российскому предпринимателю развить когнитивные и адаптационные способности личности. Оно избавляет от множества комплексов и дает возможность быстро приспособиться, пройти социальную конверсию.

В аспекте исследования важно, что многие зарубежные и отечественные исследователи [3, 6, 16] указывают на то, что психологический портрет крупного предпринимателя существенно отличается от психологического портрета предпринимателя малого бизнеса, в том числе бизнеса в сельском хозяйстве. Это приводит к необходимости выделения специфических характеристик личности, значимых для успешности бизнеса в аграрной сфере.

Особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве определяются, прежде всего, спецификой самого процесса производства в этой отрасли. Обобщая мнения ведущих ученых в этой области [5, 7, 11, 14], мы выделили следующие факторы, оказывающие существенное влияние на предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве.

1. В сельском хозяйстве главным средством производства является земля, также в качестве средств производства используются растения и животные.

2. Земля не только, служит средством производства, но и способна повышать свою ценность при правильном обращении с нею. Поэтому земля и некоторые другие виды средств производства выступают не только в качестве факторов средств производства, но и в качестве его результатов в аграрной сфере.

3. В сельском хозяйстве имеет место переплетение экономических процессов с естественными. Поэтому эта отрасль существенно зависит от природно-климатических условий.

4. Инертность населения и его низкая образованность создают проблему кадрового обеспечения предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие достаточного количества инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки в сельском хозяйстве тормозит развитие предпринимательской деятельности по многим перспективным направлениям, создает сложности в сбыте продукции.

Все это предполагает наличие у успешных сельских предпринимателей общих и особенных качеств, характерных именно для сельского предпринимателя. К общим качествам мы относим: стремление к финансовому успеху; стремление к инновациям и их осуществлению; мотивацию достижения успеха; стремление к самостоятельности; знание эко-

номических и юридических механизмов предпринимательской деятельности; развитое логическое и критическое мышление; качества, важные в предпринимательской деятельности: инициативность; организаторский талант; готовность к риску; креативность. К особенным качествам следует отнести: специальное аграрное образование; экологическую компетенцию; дивергентное мышление; этно-коммуни-кативную компетенцию; высокий уровень осознанной саморегуляции своей деятельности как умение многовариантного планирования, прогнозирования, программирования, оценки, коррекции предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства; фрустрационная толерантность; высокий уровень интернальности.

Однако применительно к теме исследования интересен феномен психологической готовности к предпринимательской деятельности. В своей работе мы трактуем это понятие как качество личности, определяющее направленность и характер её деятельности, предпринятой с целью получения прибыли на основе новаторства, инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства.

При этом следует подчеркнуть, что в ракурсе проводимого исследования психологическую готовность целесообразно рассматривать как готовность личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной повлиять на такую трансформацию, что крайне важно в предпринимательской деятельности вообще и, особенно, в сельском хозяйстве, для которого характерны низкая предсказуемость событий и сложная многовариантная зависимость от различных факторов природного и социально-экономического характера. При этом важны установки на использование прошлого опыта в новых ситуациях; готовность к «пересмотру» своего образа мира; профессионально-личностной самореализации; устойчивая позитивная мотивация к образовательной деятельности; оптимальное сочетание мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Исходя из этого, психологическая готовность рассматривается нами как сложный конструкт, содержащий в своей структуре установочный, когнитивный и деятельностный компоненты. Раскрытие содержания выявленных компонентов проводилось на основе следующих критериев:

-важность параметра при рассмотрении мотивационной и эмоционально-волевой сферы

личности предпринимателя в аграрном производстве;

-возможность формирования параметра в существующих условиях (возрастные особенности, потенциал психолого-педагогиче-ских дисциплин, образовательная среда аграрного вуза);

- возможность оценки развития параметра в ходе экспериментальной работы.

Установочный компонент в нашем исследовании включает: мотивацию самореализации, мотивацию достижения успеха, познавательную и профессиональную мотивацию; когнитивный компонент - знание психологопедагогических и технологических основ психологической готовности личности' к предпринимательской деятельности, логическое и критическое мышление; деятельностный умения целеполагания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий, флексибильность (гибкость, пластичность), фрустрационная толерантность, рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе.

Таким образом, далеко не каждый специалист, обладающий необходимыми широкими профессиональными знаниями, профессионально важными качествами, способный к эффективному восприятию и переработке информации, может с успехом реализовать себя в предпринимательской деятельности. Современная социокультурная ситуация, характеризующаяся быстрым темпом жизни, ценностной дезориентацией, нестабильностью человеческих отношений, неминуемо порождает проблему сохранения психического и физического здоровья предпринимателей, т. е. при формировании готовности к предпринимательской деятельности на первое место выходит не знаниевый её компонент и даже не формирование профессионально важных качеств,

а, прежде всего, психологическая готовность к предпринимательской деятельности.

Литература

1. Балабанов, B.C. Профессия: предприниматель / В. С. Балабанов. - http://ecsocman. edu. ru/text/33431603/

2. Бунин, И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания / И. Бунин. - http://libertarium.ru/ l_liblibrus_art3

3. Журавлев, А.Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздей-

ствия / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - 58 с.

4. Заславская, Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т.И. Заславская // Социологические исследования. - 1995. -№ 3. - С. 3-12.

5. Зинченко, Г.П. Управление общественными отношениями / Г.П. Зинченко, Э.А. Капитонов. - М.: Дашков и К: Академцентр, 2009.-368 с.

6. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб. : Питер, 2007. - 672 с.

7. Мосина, Л.А. Развитие предпринимательства в аграрной сфере: дис. ... канд. экон. наук/Л.А. Мосина. - Н. Новгород, 1999. —174 с.

8. Новиков, В.В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства / В.В. Новиков, В.В. Марченко. — Ярославль: МАПНиЯрГУ, 1998. - 486 с.

9. Психология предпринимательской деятельности / под ред. В.А. Бодрова. - М. : Ин-т психологии РАН, 1995. - 175 с.

10. Психология: учеб. для экономич. вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб. : Питер Ком, 2000. - 672 с.

11. Серова, Е.В. Аграрная экономика /

E.В. Серова. - М.: Дело, 1999. -476 с.

12. Филинкова, Е.Б. Психология российского предпринимательства /Е.Б. Филинкова. -М. : Ректор, 2007. - 288 с.

13. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. -455 с.

14. Экономика и управление в сельском хозяйстве / под ред. Г.А. Петраневой. - М. : Дело, 2003. - 350 с.

15. Baum, J.R. The psychology of entrepreneurship / J.R. Baum. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007. - 128 p.

16. Brockhaus, R.H. The psychology of entrepreneur. Encyclopedia of Entrepreneurship / R.H. Brockhaus // Prentice-Hal. — 1982. -Vol. 42. - P. 39-57.

17. Luthans, F. Human, social, and now positive psychological capital management /

F. Luthans, C. Youssef // Investing in people for competitive advantage. Organizational Dynamic. — 2004. - Vol. 33. -P. 143-160.

18. Warneryd, K.-E. The Psychology of Innovative Entrepreneurship / K.-E. Warneryd // Handbook of economic psychology. Dodrecht, 1988. - P. 405-447.

Поступила в редакцию 19 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.