цессе преподавания гуманитарных дисциплин / Р.Х.Гильмеева и др. //Казанский педагогический журнал. - 2009. -№1. - С .75-90.
3. Матушанский Г.У. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании/ Г.У.Матушанский, О.Р.Кудаков //Казанский
педагогический журнал. - 2009. - №11-12. -С.41-47.
4. Щербаков В.С. Роль задачно-модульной технологии в повышении качества подготовки компетентностных специалистов/В.С.Щербаков, Р.Р.Кабиров // Казанский педагогический журнал. - 2010. -№1. - С.98-109.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Г. Хащенко
На основе сопоставления существующих подходов к подготовке предпринимателей и отечественных моделей предпринимательского образования, а также собственных экспериментальных исследований дается обоснование необходимости кардинальной смены методологии подготовки к предпринимательской деятельности в отечественных агарных вузах, доказывается возможность успешного интегрирования в образовательный процесс аграрных вузов личностно-раз-вивающих технологий, обеспечивающий формирование личностного потенциала эффективной предпринимательской активности.
Ключевые слова: готовность личности к предпринимательской деятельности, предпринимательское образование, технология формирования психологической готовности.
The formation of the entrepreneurial potential of a personality in the system ofprofessional agrarian education. The substantiation of necessity for fundamental change of the entrepreneur training methodology in Russian agrarian institutions of higher education is given on the basis of the comparison of existing approaches to the entrepreneurial training and domestic models of training for entrepreneurs as well as personal experimental research. The possibility of successful integrating personality developing technologies providing the formation of the personality potential of entrepreneurial activity into the educational process of agrarian institutions of higher education is proved.
Key words: readiness of a personality for entrepreneurship, entrepreneur training, technology of formation of psychological readiness.
Необходимым условием успешности модернизационных процессов в стране выступает готовность её граждан к иновационно-внедренческой
(по существу предпринимательской) деятельности. Недооценка личностной составляющей этой готовности порождает комплекс взаимосвязанных
противоречий, в числе которых противоречия между необходимостью кардинальных инновационных преобразований во всех сферах жизнедеятельности и отсутствием у людей способности к активно-преобразующей деятельности; между огромным потенциалом «прорывных» научных разработок ученых и изобретателей и крайне низкой активностью их внедрения в практику, между потребностью экономики в новаторах-предпринимателях, способных к инновационно-внедренческой деятельности и отсутствием необходимых условий для формирования личностного потенциала инновационно-внедренческой (по сути предпринимательской) активности в процессе профессиональной подготовки специалистов. Попытки стимулирования такой активности посредством грантов, финансовой и организационной поддержки инновационных предпринимательских проектов и предпринимательских структур в вузах и научных институтах, эффективны только в отношении людей, у которых уже имеются личностные предпосылки этой активности, но явно недостаточны для вовлечения в модернизационные процессы большей части населения.
Вышесказанное особенно актуально по отношению к аграрному сектору отечественной экономики, конкурентоспособность которого в глобальных процессах в значительной степени зависит от эффективности предпринимательской деятельности сельских жителей и от их инновационно-внедренческой активности, которые на сегодняшний день не обеспечивают достаточного уровня этой конкурентоспособности.
Проведенный нами анализ исследований историко-культурных условий становления аграрного предпринимательства в России, условий формирова-
ния и развития личности в российском сельском социуме, социально-психологического контекста реализации предпринимательской активности в постсоветском сельском хозяйстве [8], показал, что в целом они неблагоприятны для формирования у сельского жителя личностного потенциала предпринимателя, без которого различные меры «внешнего» стимулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности агрария малоэффективны. Наш собственный практический опыт консультирования аграрных предприятий и анализ исследований, посвященных проблемам информационно-консультативного сопровождения АПК, показывает, что отсутствие психологической готовности аграриев к предпринимательской деятельности тормозит модернизацию этой сферы экономики, сдерживает инновационные процессы и является одной из причин оттока молодежи из села.
В связи с вышесказанным перед аграрным образованием встает неотложная необходимость смены походов к подготовке специалистов и перехода от традиционной для аграрного образования ориентации на подготовку аграрных специалистов «по найму» к созданию условий для формирования у студентов в процессе их профессиональной подготовки готовности к предпринимательской деятельности. Однако тогда неизбежно встает вопрос о смене методологических оснований и внедрении личностно-развивающих технологий, обеспечивающих формирование у студентов личностного потенциала эффективного предпринимателя. Выбор же адекватных методологических оснований и создание эффективных психологических технологий зависит
от трактовки понятия «психологическая готовность к предпринимательской деятельности», на которой следует остановиться подробнее.
Особенностью обсуждаемой проблемы является её выраженный междисциплинарный характер, обусловленный многоаспектностью охватываемых ею феноменов: предпринимательства и психологической готовности к деятельности. Многочисленные данные о предпринимательстве, полученные в специфическом контексте различных наук (психологии, экономики, социологии, истории) с их особым понятийным аппаратом и характерными для них методами и подходами; теоретические разработки и эмпирические данные о психологической готовности к деятельности, полученные в широком контексте психологических, акмеологических, педагогических исследований, демонстрируют неоднозначность, множественность трактовой этих явлений и актуализируют необходимость предложения авторской трактовки понятия «психологическая готовность к предпринимательской деятельности».
Анализ отечественных и зарубежных эмпирических исследований личностных предпосылок успешности предпринимательской деятельности, её гендерных, возрастных, регионально-этнических особенностей позволяет составить обширный список личностных качеств, коррелирующих с успешностью предпринимательской деятельности [9]. Вместе с тем, как показывает анализ, большая часть эмпирических данных отражает связь успешности деятельности предпринимателя с отдельными его личностными особенностями или их комплексом в то время, как сопоставление и обобщение результатов исследований указывают
на то, что эффективность этой деятельности детерминирована взаимосвязями различных личностных структур её субъекта, образующими интегральное личностное качество - психологическую готовность личности к предпринимательству.
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что психологическая готовность к предпринимательской деятельности представляет собой системное личностное образование, интегрирующее различные (интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и поведенческие) структуры личности, синергетический эффект которых проявляется в способности личности к мобилизации и актуализации внутренней и внешней активности, обеспечивающих успешность этой деятельности. В системе психологической готовности к предпринимательской деятельности нами были выделены базовая подсистема, подсистема направленности и операциональная подсистема. Базовая подсистема образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа контроля личности над собственной жизнью и её самореализации. Подсистема направленности интегрирует личностные особенности, побуждающие человека к утверждению своих доминирующих мотивов посредством экономической активности и определяющие осознанное принятие/непринятие личностью предпринимательской деятельности и себя в ней. Операциональная подсистема включает «компетентностные» компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способы их реализации, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности и
развития её субъекта, а также личностные особенности, обеспечивающие гибкость и многовариантность поведения.
Разработанная концептуальная модель психологической готовности личности к предпринимательской деятельности получила эмпирическое обоснование в пяти сериях констатирующего эксперимента на материале аграрного предпринимательства [10] и легла в основу предложенной нами технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Поскольку внедрение личностно-развивающих технологий в предпринимательское образование предполагает опору на адекватные методологические основания, то следует особо остановиться на существующих в мировой и отечественной практике подходах к предпринимательскому образованию и их соответствии задачам аграрного предпринимательского образования.
Анализ существующих подходов к подготовке предпринимателей выявляет полярные концепции предпринимательского образования, обусловленные неоднозначным ответом на вопрос: можно ли подготовить к предпринимательской деятельности только определенный тип личности или любого человека? Принципиально важно то, что если в первом случае «работа» с личностью чаще ограничивается диагностикой её типа и освоением необходимых для осуществления деятельности знаний и умений, способности приме -нять их на практике, то во втором случае встает задача формирования сложного личностного новообразования.
В рамках первого из указанных подходов реализуются такие отечественные модели предпринимательского
образования как «технократическая», «культурно-функциональная», «бизнес-ориентированная» [1], в контексте второго - «гуманистическая». Первая из трех названных моделей основывается на положении о том, что рыночный утилитаризм требует сфокусировать образование на формировании у студентов рациональных умений оперировать информацией, владении компьютерными технологиями, умений мыслить профессионально прагматично. При этом, игнорируя богатейший опыт стран, уже не первое столетие существующих на рынке (США, Европы и др.), предлагается отказаться от гуманитарной направленности обучения и ориентировать студентов только на точные, прикладные науки. В рамках второй модели преподаватели настроены на формирование у студентов общеэкономической культуры в предпринимательстве, ориентацию их в ценностях предпринимательства. «Бизнес-ориентированная» модель акцентируется на четком уяснении студентами сущности и характера предпринимательской деятельности, осознании необходимости и овладении навыками продвижения в бизнесе, конструирования собственной карьеры.
Следует отметить, что первый подход, получивший практически повсеместное распространение в отечественных вузах, ориентирован на тех людей, которые уже выбрали предпринимательскую деятельность, хотели бы ею заниматься (или уже занимаются) и полагают, что им недостает некоторого набора знаний, умений и способов их реализации на практике. Поэтому образовательные программы в контексте такого подхода акцентируются на формировании «операциональной» составляющей готовности к предпри-
нимательской деятельности. Если в рамках таких программ используются психологические технологии, то они, как правило, ограничиваются формированием коммуникативной компетентности, навыками командной работы, самопрезентации, реже - коррекцией нравственных установок в отношении делового взаимодействии и т.п. В этот подход легко встраиваются формализованные процедуры и дистанционное обучение. Но, вместе с тем, такой подход может быть оправдан только в тех случаях, когда мотивационная основа готовности человека к предпринимательской деятельности уже сформирована, и неэффективен в случаях, когда мотивационная составляющая отсутствует, так как вне мотива и смысла не реализуемы ни крепко усвоенные знания, ни предельно сформированные умения. Поэтому данный подход оказывается неадекватным по отношению к аграриям.
Оптимальные условия для формирования сложного личностного новообразования создаются при втором из описанных выше подходов в рамках «гуманистической» модели, ориентирующей предпринимательское образование на развитие личности, однако реализация такого подхода в аграрном образовании требует кардинальной смены концепции профессиональной подготовки аграрных специалистов в целом. Принципиально важным для аграрного образования становится методологический «водораздел» между «адаптирующим» и «личностно-разви-вающим» подходами в подготовке специалистов. Адекватными методологическими основаниями для формирования их готовности к предпринимательской деятельности могут выступать системный личностно-развивающий
подход и концепция профессионального развития личности [2 и др.], экопси-хологический подход [4, 5] и концепция развивающей образовательной среды [4, 5, 7 и др.], определяющие в качестве приоритетной цели профессионального образования развитие субъектности учащихся, а также активно разрабатываемая в последние годы концепция полисубъекта образования как саморазвивающейся общности, в рамках которой разворачивается единый процесс изменения внутреннего содержания каждого из субъектов образования (педагога, студента, психолога и др.).
Реализация в предпринимательском образовании системного личнос-тно-развивающего подхода позволяет ответить на вопросы: каков комплекс психологических условий (внутренних, внешневнутренних и внешних) [3], обеспечивающих формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в условиях российского вуза и создает условия для интегрирования в образовательный процесс аграрных вузов психологических технологий, одним из вариантов которых является технология, экспериментально апробированная нами в учебном процессе Ульяновской ГСХА.
Разработанная нами технология опирается на концептуальную модель психологической готовности личности к предпринимательской деятельности как системного личностного образования, системообразующим элементом которого выступает принятый личностью способ жизни как субъекта жизнедеятельности [6]. При её создании мы исходили из того, что психологическое основание решения агрария заняться предпринимательством составляет многоаспектный выбор: между пас-
сивной и активной, традиционной и рыночной моделями экономического поведения, между стратегией выживания и развития в реализации хозяйственной деятельности, между адаптивной стратегией профессионализации и стратегией профессионального развития, между различными аграрными специальностями, между формами предпринимательства и т.п. Этот выбор осуществляется через преодоление комплекса внутриличностных противоречий, условием конструктивного разрешения которых выступает осознание собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных и профессиональных целей, а также рефлексия собственных психологических возможностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности.
Так как механизм формирования психологической готовности студента-агрария к предпринимательской деятельности усматривается нами в изменении его личностных структур на основе принятия им способа жизнедеятельности как субъекта собственной жизни, то предложенная технология представляет собой систему психологических методов и приемов, актуализирующих рефлексивные процессы по отношению к собственным мотивам и жизненным целям, собственному способу жизнедеятельности и стратегии профессионального развития как условиям достижения этих целей, по отношению к собственным индивидуально-психологическим особенностям, проявляющимся в деятельности и общении, к своим возможностям и ограничениям как субъекта предпринимательской деятельности и т.д.
По форме технология представляет собой психологический модуль (психо-
логический тренинг + психологическое консультирование), являющийся частью дисциплины «Этика и психология предпринимательской деятельности», входящей в учебные планы третьих курсов экономических специальностей, и включает пять этапов: вовлечение, самопознание, развитие потенциала, переоценка, проектирование. Программа консультативной работы в рамках психологического модуля отражает содержание программы тренинга и реализуется через сессии, соответствующие этапам технологии.
Так как экспериментальными критериями эффективности технологии выступают позитивная динамика когнитивных, мотивационных и поведенческих особенностей студентов экспериментальных групп (при отсутствии таковой в контрольных группах), ее закономерность (то есть повторяемость в группах студентов разных «поколений») и устойчивость изменений личностных особенностей во времени, то план экспериментальной апробации технологии включал два этапа, на первом из которых изучалась динамика личностных особенностей студентов в результате применения технологии и её закономерность, а на втором - устойчивость позитивных изменений во времени (через два года на этапе выпуска студентов). В лонгитюдном эксперименте приняли участие три поколения студентов третьих курсов (2006-го, 2007-го и 2008-го годов).
Исследование опиралось на методическую программу, включившую надежные и валидные психодиагностические методики, позволяющие измерять изучаемые личностные переменные. Разработанная в целях исследования авторская анкета «Привлекательность предпринимательской деятельности»
позволила количественно оценить желание заниматься предпринимательской деятельностью, интерес к её содержанию, самооценку способности к предпринимательской деятельности, привлекательность имманентных предпринимательской деятельности сторон, а также амбивалентность (противоречивое отношение к предпринимательской деятельности, при котором одни её стороны для человека привлекательны, а другие неприемлемы).
Для обработки и интерпретации результатов использовались методы математической статистики (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест, метод Спирмена, кластерный и факторный анализ, метод множественной регрессии с использованием пакета прикладных программ «Statistika 6,0» и «SSPS13 for Windows»), сравнительный анализ, интерпретационный метод, графические методы представления полученных данных.
Полученные в процессе эксперимента данные подтвердили соответствие технологии выделенным критериям эффективности. Статистический анализ диагностических результатов, проводившийся в течение трех лет в контрольных и экспериментальных группах третьекурсников до реализации технологии, стабильно не обнаруживал значимых различий между группами. Непосредственно после реализации технологии в экспериментальных группах всех трех «поколений» студентов наблюдалась статистически значимая позитивная динамики оценок студентов привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон, интереса к содержанию деятельности, самооценки студентов способности к предпринимательской деятельности и оценки собственной
жизненной перспективы. Повторная психологическая диагностика личностных особенностей студентов через два года (на этапе выпуска студентов) обнаружила у всех «поколений» выпускников экспериментальных групп позитивную динамику изучаемых личностных переменных, а также наличие статистически значимых различий по ним между контрольными и экспериментальными группами. Так выпускники, входившие в экспериментальные группы, по сравнению со студентами контрольных групп, обладают статистически значимо более высокими показателями таких личностных предпосылок эффективного предпринимательства, как мотивация достижения, толерантность к неопределенности, интерналь-ность, прогностические способности, индивидуальная мера рефлексивности, NP в фрустрационном профиле. На статистически значимом уровне подтвердилась устойчивость у студентов экспериментальных групп позитивных изменений в их отношении к предпринимательской деятельности: в интересе к содержанию этой деятельности, привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон, в самооценке способности к предпринимательской деятельности. Факторный анализ обнаружил, что в экспериментальных группах личностные переменные образуют факторы, соотносимые по своей структуре с компонентами разработанной нами концептуальной модели психологической готовности к предпринимательской деятельности и с факторами, выделенными в проводившихся нами ранее эмпирических исследованиях у эффективных аграрных предпринимателей [10, 11].
В целом полученные результаты подтвердили возможность успешно-
го интегрирования в учебный процесс аграрных вузов технологий формирования готовности личности к предпринимательской деятельности. Однако перспективы использования личнос-тно-развивающих технологий в аграрных вузах существенно зависят от концепции подготовки специалистов, которой придерживается конкретное образовательное учреждение. В большинстве аграрных вузов педагогическую деятельность осуществляют преподаватели, не имеющие педагогического образования. Инновационность образовательного подхода в таких вузах связывается не с личностно-разви-вающими технологиями, а с активным внедрением информационных технологий, мультимедийных средств и т.п. Внедрение в преподавание отраслевых дисциплин интерактивных методов (согласно новым стандартам - не менее 20% общей аудиторной нагрузки) считается преподавателями таких вузов достаточным вкладом в развитие личности будущего специалиста. Поэтому существует опасность, что внедрение образовательных стандартов нового поколения в систему аграрного образования приведет к существенному «усечению» часов, выделяемых на психологические и педагогические дисциплины. При этом обоснованием отказа от психологических дисциплин (или ограничения выделяемого на них времени) может служить различие во времени, выделяемом на подготовку бакалавров и времени, выделявшимся прежними стандартами на подготовку специалистов. В связи с вышесказанным особое значение приобретает психологическая поддержка формирования готовности студентов-аграриев к предпринимательской деятельности в контексте
деятельности психологической службы вуза. В настоящее время в Ульяновс -кой ГСХА разработана и проходит экспериментальную апробацию целевая программа психологического сопровождения формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности в рамках деятельности психологической службы, результаты которой будут описаны в последующих публикациях.
Литература:
1. Журавлев В.В. Психолого-педагогические аспекты подготовки личности к предпринимательской деятельности: монография.- Челябинск, 2005 - 195 с.
2. Митина Л.М. Психологические основы профессионального развития личности в системе «человек - образование -профессия»// V Международная научно-практическая конференция «Человек - образование - профессия» 6-8 июля 2009 года/под ред. Л.М. Митиной. - М., 2009. -.10-15.
3. Митина Л.М. Концептуальное обоснование и технические решения проблемы профессионального развития педагога // VI Международная научно-практическая конференция «Учитель. Преподаватель. Тренер». 8-9 июля 2010 года/под ред. Л.М. Митиной. - М., 2010. - С.11-16 и др.
4. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. -СПб: Питер, 2007. - 352 с.
5. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. 2-е изд. -М., 2006. - 184 с.
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М., 1997. - С. 255-285
7. Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школ: учебно-методическое пособие для школьных психологов / под общей ред. В.В. Рубцова и И.М. Улановской - М., 2010. - 255 с.
8. Хащенко Т.Г., Хащенко А.В. Развитие предпринимательской активности в аграрном секторе России: акмеологический подход. Монография. - Ульяновск, 2005. -205 с.
9. Хащенко Т.Г., Хащенко А.В. Система психолого-акмеологической поддержки формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании / под общей ред. Т.Г. Хащенко. Монография. - Ульяновск, 2006. -160 с.
10. Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе // Российский научный журнал. -№ 4, 2010. - С.184-190.
11. Хащенко Т.Г. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе: структура, условия и факторы формирования. Монография. - М., 2010 - 152 с.