001: 10.18721/:)НББ.11108 УДК: 316.3:37.032.5
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Г. Поздеева1, Н.С. Назарова2
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Маркетинговое агентство ЕС, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Актуальность исследования готовности студентов к предпринимательской деятельности обусловлена выявлением потенциала активности студентов и их ориентации на предпринимательство в современных рыночных условиях, задающих режим повышенной динамики. Целями исследования выступили анализ факторов влияния на потенциал готовности студентов к предпринимательству, в частности роли образовательной среды вуза, а также определение контуров личностного портрета будущего предпринимателя, который складывается в представлениях студентов-политехников в процессе обучения. Результаты проведенного социологического исследования среди студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (апрель-май 2019, методы — онлайн-опрос и фокус-группа) позволили установить существенный потенциал готовности, который связан с возрастающим интересом студентов к предпринимательству, потребностью в получении актуальных знаний и практических навыков в этой сфере, ценностными и этическими аспектами готовности. Опрос показал,чтопрактическиполовинастудентовпланируетзаниматьсяпредпринимательством,почти четверть опрошенных уже имеют опыт ведения собственного дела. Опросы позволили выявить позитивную связь поведенческого типа с намерениями заниматься предпринимательством. По мнению студентов, университет активно способствует развитию навыков работы с информацией, стрессоустойчивости, трудолюбию и целеустремленности, способности нести ответственность за собственные действия. Однако минимальным пока представляется вклад вуза в стимулирование таких качеств, как умение убеждать, готовность идти на риск, дальновидность. На основе исследования делается вывод о повышении роли образовательной среды вуза, которая переживает этап трансформации социальных действий. Отношения между вузом и студентами сегодня отличаются высоким уровнем коммуникативной плотности и повышенной температурой взаимных ожиданий по поддержанию активности, предприимчивости и развитию ориентации на изменения, что предполагает нацеленность на профессионализм, ответственность, готовность идти на риск, креативность, а также навыки самоорганизации. В отражении протекания этих процессов ключевую роль играют социологические исследования, позволяющие осуществлять обратную связи и проводить актуальные измерения.
Ключевые слова: студенчество, готовность к предпринимательской деятельности, потенциал активности студентов, образовательная среда вуза, личностное развитие, опыт предпринимательства
Ссылка при цитировании: Поздеева Е.Г., Назарова Н.С. Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, №1. С. 100-114. DOI: 10.18721/JHSS.Ш08
Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС BY-NC 4.0 ^М^://сгеа1те-commons.Org/licenses/by-nc/4.0/).
ANALYSIS OF READINESS OF STUDENTS OF THE POLYTECHNICAL UNIVERSITY TO ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
E.G. Pozdeeva1, N.S. Nazarova2
1Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation 2ES Marketing Agency, St. Petersburg, Russian Federation
The relevance of the study of students 'readiness for entrepreneurial activity is due to the identification of the students' activity potential and their orientation toward entrepreneurship in modern market conditions that set the regime of increased dynamics. The objectives of the study were the analysis of factors influencing the potential of students' readiness for entrepreneurship, in particular the role of the educational environment of the university, as well as determining the contours of the personal portrait of the future entrepreneur, which is formed in the representations of polytechnic students in the learning process. The results of a sociological study among students of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (April-May 2019, methods — online survey and focus group) made it possible to establish a significant potential for readiness, which is associated with the growing interest of students in entrepreneurship, the need for relevant knowledge and practical skills in this area, value and ethical aspects of preparedness. The survey showed that almost half of the students plan to do business, almost a quarter of the respondents already have experience in running their own business. Surveys revealed a positive relationship between the behavioral type and intentions to engage in entrepreneurship. According to students, the university actively promotes the development of skills in working with information, stress tolerance, diligence and determination, the ability to be responsible for their own actions. Relations between the university and students today are characterized by a high level of communicative density and an increased temperature of mutual expectations for maintaining activity, enterprise and developing a change orientation, which implies a focus on professionalism, responsibility, willingness to take risks, creativity, as well as self-organization skills. In reflecting the course of these processes, a key role is played by sociological studies that allow for feedback and current measurements.
Keywords: students, readiness for entrepreneurial activity, student activity potential, educational environment of a university, personal development, entrepreneurial experience
Citation: E.G. Pozdeeva, S. Nazarova, Analysis of readiness of students of the Polytechnical University to entrepreneurial activity, Society. Communication. Education, 11 (1) (2020) 100-114. DOI: 10.18721/JHSS.11108
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/).
Введение
Одной из важнейших характеристик молодежи, и прежде всего студенчества, является готовность к активной продуктивной деятельности, нацеленной на позитивные изменения. На формирование этой способности строителя будущего направлена система институтов, отвечающих за личностное становление, интеллектуальное развитие, адаптивные способности и навыки инновационной деятельности. В современных условиях динамичного рынка квинтэссенцией готовности студенчества к будущей деятельности становится не только их профессиональная компетентность и умение ориентироваться в рыночных условиях, но и готовность к предпринимательской деятельности, связанная с навыками поиска и создания собственной ниши, с успехами продвижения в конкурентном пространстве. Эта задача поставлена и решается вузами, которые стремятся расширить предлагаемый спектр видов деятельности в рамках освоения образовательных программ, обеспечить поддержку молодежной инициативы, проектов, задающих компетентностные ориентиры в соответствии с динамикой рыночной ситуации, и таким образом развивающих образовательную среду [1-3].
Постановка проблемы
Проблема личностной готовности студенчества к предпринимательству на сегодняшний день в большей степени разработана в социально-психологической и педагогической плоскости, нежели в рамках социологических подходов. Это обуславливает необходимость социологических исследований, так как социологические опросы направлены на то, чтобы давать обратную связь вузам для корректировки образовательной политики, а сами студенты заинтересованы в повышении компетенций, необходимых для освоения современных моделей успешного рыночного поведения. Актуальность социологического изучения предпринимательских намерений студентов связана и с наблюдаемой высокой динамикой интереса российского студенчества к предпринимательству, продиктованного их стремлением к самореализации и развитию перспективных профессиональных траекторий [4]. Предпринимательские ориентиры молодежи складываются
в непростых исторических условиях, еще не преодолены барьеры, связанные со стереотипами негативного отношения общества к бизнесу и к фигуре предпринимателя. Однако уже сложились позитивные тенденции, приветствующие активность и предприимчивость. Так, по данным исследования «Предпринимательство и самозанятость в России», проведенного ВЦИОМом в феврале 2017 года, положительно относятся к малому и среднему бизнесу 93% россиян. В сравнении с 2007 г. доля скептически настроенных снизилась, а доля положительных настроенных выросла с 21% до 41% [5]. Рост интереса молодежи к предпринимательству в период учебы набирает силу. Доля тех, кто сам хотел бы открыть свое дело, среди 18-24-летних составляет 52%, правда, она убывает с возрастом. Результаты опросов молодежи о проблемах, препятствующих предпринимательской активности, показали, что большинство из них озадачены отсутствием стартового капитала (56,4%) и недостаточными знаниями в области создания бизнеса (22,3%) [6, с. 49]. Зна-ниевые и деятельностные компетенции лежат в основе совершенствующихся образовательных стандартов, однако без серьезной поддержки вуза студенту, ориентированному на предпринимательскую деятельность, трудно достичь успешных результатов.
Целью исследования является выявление на основе социологического анализа факторов влияния и оценка потенциала готовности студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого к предпринимательской деятельности, сложившегося и поддерживаемого образовательной средой вуза.
Готовность студентов к предпринимательской деятельности анализируется сегодня с позиций сущности предпринимательства, личности предпринимателя и его характеристик, формируемой в процессе обучения готовности к предпринимательству, факторов влияния на готовность к ответственному поведению [7, 8]. Сущность готовности, зафиксированная в толковом словаре, трактуется как активно-действенное состояние субъекта, установка, направленная на выполнение того или иного действия, желание содействовать чему-либо. Состояние готовности предполагает наличие у субъекта определенных знаний, умений, навыков для совершения определенных действий [9].
В системе основных структурных составляющих готовности личности выделяют созидатель-ность, осознанную жизненную позицию, активность по отношению к объектам внешней среды, способность к совместной деятельности [10]. Формируемая сложная структура социально-психологической готовности раскрывается как интегральное образование, имеющее мотивационные, эмоциональные, личностные и интегративные компоненты [11]. Проблемой, связанной с формированием склонности личности к предпринимательской деятельности, является достижение и закрепление длительной готовности как устойчивой характеристики личности, раскрывающейся через позитивное отношение к предпринимательской деятельности в совокупности с мотивацией, способностями, знаниями и навыками. Эта психологическая составляющая выступает основой для социальных черт предпринимательского типа, отличающегося готовностью к риску и ответственности за результаты своей активности, способностью выйти за рамки сложившихся форм организации, формировать, удовлетворять и прогнозировать новые потребности общества [12].
Известно, что поведение предпринимателя в определенной степени обусловлено действием совокупности общественных институтов, поэтому нельзя не признать важности незавершенного процесса институционализации предпринимательской среды, недостаточную разработанность и закрепленность норм и кодексов поведения, образа жизни и имиджевых аспектов предпринимателя [13].
В поведенческих концепциях с позиций теории запланированного поведения готовность к предпринимательской деятельности обосновывается через намерения [14], формируемые под воздействием трех факторов: индивидуального отношения к предпринимательскому поведению, понимания норм и восприятия поведенческого контроля. Этот подход подчеркивает самостоятельность выбора субъекта и конструирование им собственного жизненного пути. Система элементов личностной готовности к предпринимательской деятельности имеет сложную структуру [15], ее составными частями выступают: психологический фундамент сформированного у субъекта выбора
предпринимательства как способа самодостаточного и ответственного распоряжения собственной жизнью; ориентационную подсистему, отражающую то, насколько субъект видит себя в ней; подсистему, интегрирующую знания, умения, способности, необходимые для предпринимательской деятельности, делового общения и обеспечивающую гибкость и многовариантность поведения.
На формирование готовности к предпринимательству оказывает влияние внешняя среда, коллективный и индивидуальный опыт. Это определяет оптику исследования готовности в сочетании трех аспектов: взаимодействие с внешней средой; осознание специфики и готовности заняться предпринимательской деятельности; наличие особых личностных характеристик [16]. Психологическая готовность может быть определена как мобилизованность всех ресурсов личности для успешного выполнения предпринимательских задач [17]. Потенциал готовности возникает на пересечении действия трех полей психологического пространства личности — достижитель-ной мотивации, установки на саморазвитие и поведенческой готовности к рыночным условиям. Совершенно очевидно, что готовность к предпринимательству предполагает рациональный тип отношения к людям, а также коммуникативный поворот в сторону признания ценности партнерства, самооценку и умение работать над собой, признание значимой роли ответственности.
Готовность связана с потенциалом активности [18, 19], который находит свое проявление в осознаваемых и фиксируемых компетенциях, а также в применяемых поведенческих практиках. Развитие компетенций обеспечивает сфера образования, регламентируя их и легитимируя с помощью соответствующих дипломов и сертификатов. Поэтому выявление готовности является прямой задачей вузов. Кроме того, вузы располагают системой инструментов воздействия и активизации потенциала студентов через развитие образовательной среды [20], коммуникативного пространства в процессе обучения и вне его. Воздействие вуза в направлении формирования готовности к предпринимательству предполагает изменение отношения студента к жизни и пересмотр образа жизни. Потенциал готовности к предпринимательству строится на фундаменте личностных способностей, интереса к сфере предпринимательства, развиваемой активности, самоменеджмента и опирается на благоприятную и поддерживающую внешнюю среду. Это актуализирует вопрос о выявлении системы факторов образовательный среды и механизмов их действия.
Методология и методы исследования
Методологической основой выступает факторный анализ предпринимательской активности студентов. На предпринимательскую активность студентов оказывают воздействие четыре группы факторов: личные мотивы, образовательная среда, семья, социально-культурный контекст развития предпринимательства в целом [21]. Установлено, что наличие семейного бизнеса усиливает положительную связь предпринимательских намерений с активностью студентов в деле создания бизнеса. Поэтому в анализе предпринимательских намерений студентов важно увязать личностную составляющую, поведенческую основу (модели поведения предпринимателя) и контекстуальный аспект — влияние внешних факторов (семьи, университета). Если для включения психологической готовности своего рода триггером выступает готовность к риску, то социальная сторона готовности связана с воздействием среды.
Для студентов образовательная среда вуза обладает силой влияния, которая создает ценностный режим приоритета предпринимательской инициативы, поддерживающие условия, способствует приобретению необходимых знаний и навыков, развивает поведенческие установки, акцентируя примеры успешной предпринимательской и инновационной деятельности. На основе активной работы вуза в этом направлении происходит поддержка механизма перехода предпринимательских намерений студентов в активные действия. Особенно это заметно на примере инновационных университетов, реализующих принципы политехнического образования, соединяя достижения социогуманитарных и естественных наук с новейшими технологиями и техническими разработками.
Проведенное социологическое исследование было направлено на отработку гипотезы о влиянии университетской образовательной среды на формирование готовности к предпринимательству. Был проведен анализ установок студентов на приобретение компетенций в области предпринимательства и оценка реальной активности студентов. Важным аспектом выступала также самооценка личностных характеристик и готовности студентов к ответственному поведению, характеристика представлений студентов о роли ответственности в предпринимательском поведении.
Объектом исследования выступили студенты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Методика предполагала анализ деятельности политехнического университета за последние несколько лет по созданию развивающей образовательной среды и ее совершенствования в сторону предоставления студентам более широких возможностей вхождения в сферу предпринимательства. В качестве эмпирических методов были реализованы метод онлайн-анкетирования [22] и метод фокус-групп [23], применение которых позволило обобщить мнения студентов, выявить их предпочтения и ожидания по отношению к вузу, установить самооценку и видение перспективы будущего. Метод онлайн-анкетирования позволил студентам в удобное для них время в комфортной обстановке и с сохранением анонимности принять участие в исследовании, ответив на вопросы анкеты.
Результаты исследования
Социологический опрос был проведен в апреле-мае 2019 г. Выборка составила 380 человек (1,7% от общей численности обучающихся по программам высшего образования очной формы обучения в СПбПУ; доверительный уровень 95%). В опросе приняли участие 60% юношей и 40% девушек. Распределение по курсам и ступеням образования представлено на рис. 1.
Рис. 1. Результаты распределения респондентов в соответствии с курсом обучения и образовательной ступенью Fig. 1. The results of the distribution of respondents in accordance with the curriculum and educational level
На вопрос «Как вы относитесь к людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью» больше половины респондентов (66%) ответили «положительно» и «скорее положительно». На вопрос об ассоциациях с предпринимательством треть респондентов (31%) в своих ответах связывают предпринимательство, в первую очередь, с материальными благами — «деньги, прибыль, прибыльное дело, выгодные сделки, стабильный доход, большая выручка, богатство, финансовая обеспеченность, «красивая» жизнь, товары и услуги». 23% студентов отметили, что хотели бы «добиться успеха, общественного признания», «лидерство, престиж, полезные связи, опыт, самореализация, насыщенная жизнь, развитие». К числу предпринимательских компетенций (18%) студенты отнесли: «ответственность, решительность, коммуникабельность, большая трудоспособность и выносливость, умение рисковать, стрессоустойчивость, креативность и гибкость ума, особый тип мышления, находчивость, уверенность в себе». Наряду с преимуществами студенты в ассоциативном ряду называли издержки, сопутствующие
предпринимательской деятельности (14%), — «трудности, большие риски, нестабильная деятельность, внезапные проблемы, много работать, нервы, отсутствие отдыха, нехватка времени, непредсказуемость, высокие налоги, взятки, нести убытки от чиновников, обязательства перед государством». При этом 10% ответов от общего числа ассоциаций связано с деятельностным аспектом предпринимательства, активной направленностью на преобразование внешней среды — «изобретать, управлять всеми ресурсами, предлагать и воплощать идеи, совершенствовать свое дело, планировать бюджет, отслеживать положение дел на рынке, заключать сделки, вступать в сотрудничество, заботиться об окружающей среде, предлагать потребителям лучшее». Малая доля ассоциаций (4%) описывает состояние автономности при занятии предпринимательской деятельности — «независимость, свобода, работа на себя, самостоятельность, отсутствие вышестоящего начальства». В целом, студенты воспринимают предпринимательство с преобладанием достоинств, нежели недостатков.
На вопрос «Знакомы ли вы с людьми, у которых есть свой бизнес?» 26,5% респондентов ответили, что предприниматели входят в число их знакомых; 20,5% опрошенных заявили, что в их семьях есть предприниматели. На сегодняшний день 2% студентов уже занимаются развитием своего дела и относят себя к числу бизнесменов. При этом 34% опрошенных отметили, что знакомые бизнесмены являются для них примером. Однако 51% респондентов ответили, что не имеют бизнесменов в кругу родственников и знакомых.
Среди всех опрошенных студентов 24% респондентов отметили, что имеют опыт в сфере предпринимательства, предполагающий не только собственное дело, но и участие в каком-либо предпринимательском проекте, помощь в разработке идеи, концепции, подборе команды и др. У подавляющего большинства студентов (76%) предпринимательского опыта пока нет. Было выявлено наличие статистической слабой взаимосвязи между имеющимся опытом и наличием у студентов бизнесменов в кругу знакомых (У-коэффициент Крамера = 0,248) (табл. 1).
Таблица 1. Сопоставление результатов по двум вопросам Table 1. Comparison of results on two questions
Есть ли у вас опыт в сфере предпринимательства? Знакомы ли вы с людьми, у которых есть свой бизнес? Всего
Да, это мой знакомый/ родственник Да, я сам предприниматель Я не знаком с предпринимателями
Да 51 чел. 13,5 % 8 чел. 2 % 32 чел. 8,5 % 91 чел. 24 %
Нет 128 чел. 15 % - 161 чел. 42,5 % 289 чел. 76 %
Всего 179 чел. 47 % 8 чел. 2 % 193 чел. 51 % 380 чел. 100 %
На вопрос «Планируетели вы в будущем организовать/продолжить свой бизнес?» 40,5% опрошенных отметили, что планируют организовать/продолжить свою предпринимательскую деятельность, 28% респондентов еще однозначно не определились и 31,5% респондентов ответили отрицательно. О намерении заняться в будущем предпринимательской деятельностью в большей степени высказались те, кто знакомы с предпринимателями. Такие планы характерны как для студентов старших курсов, так и младших. Среди тех, кто планирует в будущем заняться развитием своего дела, 11% — пока не знают, когда приступят к этому, а 10,5% студентов уже предпринимают усилия, примерно столько же (10%) полагают, что займутся предпринимательством, пока учатся в университете. А 6% студентов начнут развивать свой бизнес после того, как закончат университет, и 3% хотят для начала пройти специализированное курсы, а затем уже приступать к созданию и развитию своего дела. В противоположность этим намерениям, у 59,5% ответивших предпринимательства в планах нет.
Респондентам, которые планируют заняться предпринимательством, был задан вопрос, связанный с определением целей их предполагаемой деятельности. Результаты распределились следующим образом:
♦ «я хочу реализовать свои идеи, развиваться» — 31%;
♦ «я не хочу работать по найму» — 22%;
♦ «я хочу быть финансово независимым» — 21%;
♦ «я хочу воплотить в жизнь свою мечту» — 17,5%;
♦ «я хочу изменить жизнь людей к лучшему» — 9,5%;
♦ «это престижно» — 2,5%.
На открытый вопрос «Кто для вас является примером успешного предпринимателя?» около 45% всех респондентов ответили, что у них нет примера успешного предпринимателя. При этом 19% приводили в пример своих родственников и знакомых, поясняя, что эти люди добились успеха самостоятельно без чьей-либо помощи. 13,5% студентов называли Илона Маска, Стива Джобса и Павла Дурова. Вопрос о необходимых успешному предпринимателю качествах позволил выявить следующее: наименьший ранг набрали такие качества, как законопослушность и честность, образованность и профессионализм, расчетливость и экономность, умение убеждать, креативность. Наиболее важными качествами были названы трудолюбие и целеустремленность, способность нести ответственность за собственные действия, стрессоустойчивость. В средний диапазон оценок попали: навыки коммуникабельности, готовность идти на риск; изобретательность и смекалка; дальновидность.
Интерес представляет сопоставление качеств, развиваемых вузом, и качеств, необходимых предпринимателю (рис. 2).
Рис. 2. Результаты сопоставления оценок предпринимательских качеств и навыков по средним значениям Fig. 2. Results of comparison of assessments of entrepreneurial qualities and skills by average values
Можно заметить, что, по мнению студентов, образовательная среда вуза особенно активно способствует развитию навыков работы с информацией (3,6), стрессоустойчивости (3,5), трудолюбия и целеустремленности (4,2), способности нести ответственность за собственные действия (3,4).
Опрос позволил определить самооценку студентами уровня развития и обладания необходимыми для предпринимательства качествами (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Какими качествами вы уже обладаете для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью?»
Качества и навыки Доля респондентов (%)
Трудолюбие и целеустремленность 45
Коммуникабельность 40
Изобретательность и смекалка 31
Расчетливость, экономность 28,5
Готовность идти на риск, авантюризм 28
Лидерские качества, активность 27
Дальновидность 27
Законопослушность, честность 26,5
Стрессоустойчивость 26
Образованность 23
Креативность 21,5
Умение убеждать, ораторские навыки 19
Другое: системное мышление, готовность 8
постоянно развиваться и учиться новому
Все вышеперечисленные качества 3
Наряду с этим студенты выразили озабоченность нехваткой знаний в определенных областях. В большей степени им не хватает юридических знаний (42,5%), знаний основ открытия и ведения собственного бизнеса (32,5%). Чуть менее четверти респондентов нуждается в более глубоких знаниях по маркетингу и менеджменту (23%) и бухгалтерскому учету (19%), меньше всего опрашиваемые заинтересованы в изучении иностранных языков (14%). 18,5% студентов нуждаются во всей вышеперечисленной информации, а четверть — не заинтересованы в освоении новых навыков, необходимых в предпринимательстве. Студенты отдельно отметили, что они хотели бы быть более профессиональными в области графического и веб-дизайна, настройки рекламы в интернете, а также им не хватает навыков самопрезентации, ведения деловых переговоров, налаживания профессиональных связей.
Вопрос, касающийся ключевого фактора психологической готовности к предпринимательству — способность идти на риск, показал, что половина респондентов выбрала вариант готовности к риску, 23% не выбрали риск, а 27% не смогли дать однозначный ответ. При этом, со следующим утверждением «Если есть риск потерпеть неудачу, то я предпочту отказаться от нового дела» — согласились 17% опрошенных в отличие от 37%, которые это категорически отвергли. Это свидетельствует о недостаточной психологической готовности студентов.
В противовес этому 90,5% респондентов проявили уверенность в том, что предпринимательство подразумевает личную ответственность. Профессиональную ответственность студенты связывают с дисциплиной, организованностью и умением укладываться в поставленные сроки (38,7%). Чуть меньше опрошенных относят ее к умению оценить последствия действий и поведения (32,3%), высокому качеством работы, самостоятельности и умению использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы (32%), а также доведению процесса до желаемого результата.
В структуре ответственности студенты особо выделили: навык держать все под контролем — 51%; умение распределить обязанности среди членов коллектива, группы, участников сети — 45,3%; умение предвидеть последствия принимаемых решений — 37%; стойкое переживание взлетов и падений, достижений и неудач — 29%; обучение и совершенствование навыков для минимизации возможных неудач — 28,5%; готовность помогать другим — 18%; доверие — 8%.
Предложенное респондентам задание выбрать наиболее характерный им стиль делового подхода позволило составить следующий профиль (рис. 3):
и Я всегда берусь за дело сам (сама) и довожу до конца, несу за это ответственность (1)
Я стремлюсь использовать все предоставленные мне возможности и привлечь тех, кто может мне помочь в достижении результата, в том числе специалистов, консультантов, преподавателей и др. (2)
■ Я придерживаюсь стратегии: сначала узнать мнение эксперта, всзвесить все, потом начать действовать (3)
■ Я люблю работать, когда есть уже заданный алгоритм действий, тогда я спокойно подключаюсь и дествую указаниям (4)
Другое (5)
Рис. 3. Распределение ответов на задание «Дайте оценку своему подходу к работе (деловой позиции) и отметьте
наиболее близкое вам суждение» Fig. 3. Distribution of answers to the task "Evaluate your approach to work (business position) and note the closest judgment to you"
Наличие планов заняться предпринимательской деятельностью в будущем и типы делового поведения, являются детерминантами, которые определяют степень личностной и социальной зрелости предпринимателя. В связи с этим, была проверена сила взаимосвязи между двумя переменными (на основе V-коэффициент Крамера = 0,398). Это позволило увидеть четкую взаимосвязь планов заняться предпринимательской деятельностью с принципами самостоятельности и ответственности. Напротив, те, кто не планируют развивать свое дело, указали, что они предпочитают работать по заданному алгоритму и следовать чужим указаниям, либо выбирают другие, менее деловые, стратегии.
Важным для исследования был блок вопросов о влиянии внешних факторов (рис. 4). Наибольшее влияние на стремление включиться в предпринимательство, по мнению студентов, способна оказать поддержка со стороны государства (37,5%), налоговая система в России (27%), наличие слабой конкуренции в определенной отрасли (25%). Немаловажным является влияние следующих внешних факторов: поддержка со стороны университета (24%), уровень экономического развития страны (22%), наличие четких правил ведения бизнеса (21,5%).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Какие внешние факторы влияют на вашу готовность заниматься предпринимательской деятельностью?»
Fig. 4. Distribution of answers to the question "What external factors affect your willingness to engage in entrepreneurial activity?"
Среди факторов, которые негативно влияют на готовность студентов заниматься предпринимательской деятельностью, опрашиваемые наиболее часто отмечали: отсутствие необходимых знаний, умений и навыков (36%), недостаточность финансовых ресурсов (35,5%), отсутствие опыта (32%), отсутствие времени (29%) и идей (26%), высокое налоговое обложение (25%) (рис. 5). Среди собственных ответов респондентов, выраженных в открытой позиции, можно выделить следующее: негативное влияние бюрократической системы (бумажная волокита), высокие процентные ставки по кредитам, отсутствие «связей» и влиятельных знакомых, которые бы оказали помощь и поддержку на начальном этапе.
Осведомленность студентов о работе подразделений и мероприятиях, проводимых в университете, остается на среднем уровне: 69,5% респондентов знают Фаблаб Политех, 39% — технопарк «Политехнический», 35% — бизнес-инкубатор «Политехнический», 17% слышали о кейс-клубе СПбПУ. О городских организациях студенты осведомлены гораздо меньше. В рамках университета 12% студентов участвовали или продолжают участвовать в мероприятиях кейс-клуба СПбПУ, еще 6% — в конкурсе «Polytech Strascheg Award» и в деятельности Фаблаб Политех. Однако большинство студентов (82%) пока не являются активными участниками университетских мероприятий.
Проведенные в дополнение к опросу 4 фокус-группы со студентами гуманитарных и технических направлений во многом позволили подтвердить полученные результаты. Студенты положительно относятся к предпринимательству, считая эту деятельность активной, направленной на креативность, инновационность и вносящей ценный вклад в национальную экономику. Студенты отмечают, что сфера предпринимательства формирует запрос на субъекта, который обладает следующими качествами: «ответственность, решительность, коммуникабельность, большая трудоспособность и выносливость, умение рисковать, стрессоустойчивость, креативность, смелость, особый тип мышления, находчивость, уверенность в себе».
В рамках группового обсуждения были сформулированы факторы, которые оказывают влияние на намерение студентов заниматься предпринимательской деятельностью. Это наличие/ отсутствие уникальной идеи и определенной цели, без которой в принципе невозможно начать любое новое дело; наличие стартового капитала; нехватка свободного времени; личностные характеристики (решительность, смелость, целеустремленность, трудолюбие, способность идти на риск, ответственность и креативность). Студенты отметили, что организаторские способности, лидерские качества, активность и креативность развиваются больше в студенческих отрядах, на молодежных форумах и творческих мероприятиях, нежели в процессе обучения. По мнению студентов, влияние образовательной среды университета значительно, однако типичным барьером выступает недостаточная информация о деятельности организаций, оказывающих поддержку студенческим инициативам. Такие факторы, как экономико-политическая ситуация в стране, уровень конкуренции в определенной сфере, наличие поддержки со стороны государства, по мнению участников фокус-групп, играют второстепенную роль.
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Какие факторы мешают вам заняться предпринимательской деятельностью?»
Fig. 5. Distribution of answers to the question "What factors prevent you from doing business?"
Выводы и заключение
Исследование показало, что определенная доля (24%) студентов-политехников характеризуется наличием опыта предпринимательской деятельности. На студентов повлиял положительный пример родственников и друзей, которые ведут свое дело. Отмечен преимущественный мотив самореализации, воплощения своих идей в жизнь, а также стремление к финансовой независимости и стабильности. Этих студентов отличает готовность к риску и наличие профессиональной ответственности, которая подразумевает умение грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами и способностями, навыки оценки последствий своих действий и принятия взвешенных решений. В ходе социологического опроса выявилось, что почти половина респондентов планируют в будущем заняться развитием своего дела и обладают высокими ожиданиями по отношению к образовательной среде университета, стремятся использовать доступные возможности внешней среды. Среди ориентированных на предпринимательство студентов небольшая доля (13%) намерена заняться предпринимательством
уже во время учебы в университете. Эти студенты обладают потенциальным уровнем готовности к предпринимательской деятельности, который характеризуется следующими параметрами: они положительно относятся к предпринимательству, полагают, что предпринимательство — это престижно, дают взвешенную оценку собственным навыкам и знаниям, хотят добиться финансовой независимости и изменить жизнь людей к лучшему. В результате опроса было выявлено, что наличие намерений студентов заниматься предпринимательством коррелирует с активным поведенческим типом, которому свойственно начинать дело самостоятельно и нести за него полную ответственность (инициатор), либо для них характерно стремление использовать все предоставленные возможности и обращаться за помощью к компетентным специалистам (коммуникатор).
Однако обращает на себя внимание и то, что чуть больше трети всех респондентов либо не определились по поводу своих намерений относительно предпринимательской деятельности, либо пока не знают, когда приступят к развитию своего бизнеса. Для них характерны сомнения, неопределенность по поводу способности идти на риск, затруднения в оценке собственных знаний и навыков. Этим студентам характерен исполнительный тип поведения — они любят работать, когда есть уже заданный алгоритм действий, подключаясь и следуя указаниям.
Какими должны быть задачи вуза по формированию, поддержанию и развитию готовности студентов к предпринимательству — это проблема, лежащая в поле научных дискуссий. Представляется интересным подход, подчеркивающий исследование ролевых позиций и моделей в инженерном образовании [24], что позволило бы создать в университетской среде более благоприятную почву для развития специалиста нового типа. Сегодня, по мнению студентов, наиболее активно университет способствует развитию навыков работы с информацией, стрессоустойчиво-сти, трудолюбия и целеустремленности, способности нести ответственность за собственные действия. Менее активную роль университета студенты видят в развитии изобретательности, смекалки, коммуникабельности. Минимальный вклад вуза видится в стимулировании таких качеств, как умение убеждать, готовность идти на риск, дальновидность, законопослушность и честность. По словам студентов-активистов, креативность, организаторские способности, лидерские качества и активность зависят скорее от собственных усилий студента, в том числе и во внеучебной деятельности. В портрете будущего предпринимателя заметное место занимают ответственность и готовность идти на риск, а личностные качества не образуют пока стройной системы.
Это корреспондирует с общей тенденцией, установленной социологами для российской молодежи, которая отражает факт того, что отношение не менее 80% молодежи к предпринимателям и предпринимательству однозначно положительное, и что молодежь в большей степени, чем представители старшего поколения, отличается преобладанием достижительной мотивации, и может быть охарактеризована через тип личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды. Ей свойственно не боятся ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны [25, с. 220]. Это позволяет говорить об основах формирования новой прото-элиты, ориентированной на самореализацию и обладающей множественными прожективными самоидентификациями, часто противоречивыми, но эмоционально сильными [26, с. 95].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Razinkina E., Pankova L., Trostinskaya I., Pozdeeva E., Evseeva L., Tanova A. Student satisfaction as an element of education quality monitoring in innovative higher education institution // E3S Web of Conferences. D. Safarik, Y Tabunschikov and V Murgul (Eds.), 2018. Vol. 33, no. 03043. DOI: 10.1051/e3sconf/20183303043
2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2018. №2 (220). С. 5-18.
3. Минин М.Г., Полицинская Е.В., Лизунков В.Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №10. С. 83-95. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-83-95
4. Печерская Э.П. Анализ факторов предпринимательской активности российских студентов и моделей их обучения // Научные труды SWorld. 2012. №2 (23). С. 55-60.
5. Предпринимательство и самозанятость в России. Пресс-выпуск №3314 от 27 февраля 2017 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 05.02.2020).
6. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3 (12). С. 42-52.
7. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Универс, 1991. 160 с.
8. Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р., Евсеева Л.И. Проблемы формирования профессиональной ответственности инженера в условиях современной инновационной деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета. 2018. №3 (9). С. 57-65.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Оникс, 2009. 1359 с.
10. Магомедова Х.Н., Ханова З.Г. Факторы, влияющие на формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности // Научный потенциал. 2011. №4 (5). С. 74-80.
11. Пунько Н.Ю. Структура социально-психологической готовности в процессе профессионального становления студентов в вузе // Мир науки. 2017. №2 (5). URL: http://mir-nauki.com/ PDF/35PDMN217.pdf (дата обращения 29.01.2020).
12. Солнцева Г.Н. Предпринимательство: социальные функции, особенности деятельности и психологические детерминанты успешности // Психология. Журнал ВШЭ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelstvo-sotsialnye-funktsii-osobennosti-deyatelnosti-i-psihologicheskie-determinanty-uspeshnosti (дата обращения: 13.03.2020).
13. Московцев А.Ф., Юрова О.В. Предпринимательство: основные черты и поведенческие стратегии // Известия высших учебных заведений: Поволжский регион. 2010. №4. С. 102-110.
14. Krueger N.F., Reilly M.D., Carsrud A.L. Competing Models Of Entrepreneurial Intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15, no. 5-6, pp. 411-432. DOI: 10.1016/S0883-9026(98)00033-0
15. Хащенко Т.Г. Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование // Вестник ТГУ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-agrarnom-vuze-empiricheskoe-obosnovanie (дата обращения: 13.03.2020).
16. Геранюшкина Г.П. Теоретические подходы к проблеме готовности к предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2014. №1. С. 50-53.
17. Ханова З.Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей // Вестник университета. 2014. №17. С. 342-346.
18. Факторы формирования предпринимательской активности студентов. 2-е изд. / Г.В. Широкова (науч. ред.); Т.В. Беляева, К.А. Богатырева, Д.М. Кнатько и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. 344 с.
19. Щемелева И.И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования. 2019. Том 45. №4. С. 133-141. DOI: 10.31857/ S013216250004594-6
20. Shipunova O., Berezovskaya I., Mureyko L., Evseev V., Evseeva L. Personal intellectual potential in the e-culture Conditions. Revista ESPACIOS. Volume 39 (40), Page 15 (2018). DOI: http://www.revistaespacios.com/a18v39n40/18394015.html
21. Богатырёва К.А., Широкова Г.В. От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов // Форсайт. 2017. №3 (11). С. 25-36.
22. Стребков Д.О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса Интернет-фрилансеров) // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2010. №31. С. 135-161.
23. Чеховский И.В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2012. №4. С. 145-155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-fokus-grupp-etapy-realizatsii-issledovaniya (дата обращения: 08.02.2020).
24. Кругликов В.Н. Приоритеты ролевых позиций специалистов технического университета
// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, №2. С. 87-97. DOI: 10.18721/ JHSS.10208
25. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 263 с.
26. Андреев А.Л. Опыт изучения ментальных диспозиций протоэлитной среды // Социологические исследования. 2019. №5. С. 87-98.
Статья поступила в редакцию 20.01.2020 г.
REFERENCES
1. E. Razinkina, L. Pankova, I. Trostinskaya, E. Pozdeeva, L. Evseeva,A. Tanova, Studentsatisfaction as an element of education quality monitoring in innovative higher education institution, E3S Web of Conferences. D. Safarik, Y Tabunschikov and V Murgul (Eds.), 2018. Vol. 33, no. 03043. DOI: 10.1051/e3sconf/20183303043
2. A.I. Rudskoy, A.I. Borovkov, P.I. Romanov, O.V. Kolosova, Ways to reduce risks in building a digital economy in Russia. Educational aspect, Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2018. №2 (220) 5-18.
3. M.G. Minin, E.V. Politsinskaya, V.G. Lizunkov, Readiness of students of a technical university for entrepreneurial activity, Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 10 (2019) 83-95. DOI: 10.31992/0869-36172019-28-10-83-95
4. E.P. Pecherskaya, Analysis of Factors of Entrepreneurial Activity of Russian Students and Models of Their Education, Nauchnyye trudy SWorld. 2(2012) 55-60.
5. Entrepreneurship and Self-Employment in Russia. Press Release No. 3314 Dated February 27, 2017, Russian Public Opinion Research Center. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (accessed 05.02.2020).
6. P.A. Merkulov, Youth Entrepreneurship as a Factor of Sustainable Socioeconomic Growth, Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 3 (2017) 42-52.
7. R. Hisrich, M. Peters, Entrepreneurship: Starting, Developing, and Managing a New Enterprise, Progress-Univers, Moscow, 1991.
8. E.G. Pozdeeva, I.R. Trostinskaya, L.I. Evseeva, Problems of Forming the Professional Responsibility of the Engineer in the Conditions of Modern Innovative Activity, Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. 3 (2018) 57-65. DOI: 10.18721/JHSS.9306
9. S.I. Ozhegov, Explanatory Dictionary of the Russian Language: About 100 000 Words, Terms and Phraseological Expressions, Oniks Publ., Moscow, 2009.
10. Kh.N. Magomedova, Z.G. Khanova, Factors affecting the formation of students' psychological readiness for entrepreneurial activity, Nauchnyy potentsial. 4 (5) (2011) 74-80.
11. N.Yu. Punko, Structure of Social and Psychological Readiness of Professional Formation of Students in Higher Education Institution, Mir nauki. 2 (2017). Available at: URL: http://mir-nauki.com/ PDF/35PDMN217.pdf (accessed 29.01.2020).
12. G.N. Solntseva, Entrepreneurship: social functions, features of activity and psychological determinants of success, Psikhologiya. Zhurnal VSHE. 4 (2019). Available at: URL: https://cyberleninka. ru/article/n/predprinimatelstvo-sotsialnye-funktsii-osobennosti-deyatelnosti-i-psihologicheskie-determinanty-uspeshnosti (accessed 13.03.2020).
13. A.F. Moskovtsev, O.V. Yurova, Entrepreneurship: Key Features and Behavioral Strategies, Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy: Povolzhskiy region. 4 (2010) 102-110.
14. N.F. Krueger, M.D. Reilly, A.L. Carsrud, Competing Models Of Entrepreneurial Intentions, Journal of Business Venturing. 5-6 (2000) 411-432. DOI: 10.1016/S0883-9026(98)00033-0
15. T.G. Khashchenko,The technology of formation of psychological readiness for entrepreneurial activity in an agricultural university. Empirical substantiation, Vestnik TGU. 4 (2011). Available at: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-agrarnom-vuze-empiricheskoe-obosnovanie (accessed 30.01.2020).
16. G.P. Geranyushkina, Theoretical Approaches to the Problem of Readiness for Entrepreneurship, Psikhologiya v ekonomike i upravlenii. 1(2014) 50-53.
17. Z.G. Khanova, Psychological Characteristics of Personal and Professional Self-Determination of Businessmen, Vestnik universiteta. 17 (2014) 342-346.
18. Factors of formation of entrepreneurial activity of students. 2nd ed. / G.V. Shirokova (scientific ed.), Publishing house of S.-Petersburg. University, SPb., 2017.
19. I. Shchemeleva, Social activity of students: factor and cluster analysis, Sotsiologicheskiye issledovaniya. 4 (2019) 133-141. DOI: 10.31857/S013216250004594-6
20. O. Shipunova, I. Berezovskaya, L. Mureyko, V. Evseev, L. Evseeva, Personal intellectual potential in the e-culture Conditions. Revista ESPACIOS. Volume 39 (40), Page 15 (2018). DOI: http:// www.revistaespacios.com/a18v39n40/18394015.html
21. K.A. Bogatyreva, G.V. Shirokova, From Entrepreneurial Aspirations to Founding a Business: The Case of Russian Students, Forsajt.3 (2017). 25-36. DOI: 323/2500-2597.2017.3.25.36
22. D.O. Strebkov, Cognitive possibilities of online surveys in Russian research practice (by the example of a survey of Internet freelancers), Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoye modelirovaniye (4M). 31 (2010) 135-161.
23. I.V. Chekhovskiy, The method of focus groups: stages of the study, Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya. 4 (2012) 145-155. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-fokus-grupp-etapy-realizatsii-issledovaniya (accessed 08.02.2020).
24. V.N. Kruglikov, Priorities of role positions of specialists of a technical university, Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. 2 (10) (2019) 87-97. DOI: 10.18721/ JHSS.10208
25. M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi, Russian youth within the context of sociological analysis, Federal Scientific Research Center of RAS, Moscow, 2019.
26. A.L. Andreyev, Experience of Studying Mental Dispositions of the Protoelite Environment, Sotsiologicheskie issledovaniya 5 (2019) 87-98. DOI: 10.31857/S013216250004961-0
Received 20.01.2020.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS
Поздеева Елена Геннадиевна
Pozdeeva Elena G.
E-mail: [email protected]
Назарова Наталья Сергеевна
Nazarova Natalya S.
E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020