Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности личности к легитимной предприни мательской деятельности'

Формирование психологической готовности личности к легитимной предприни мательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ECONOMIC LEGAL CONSCIENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PLANNING OF ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC CONCEPTIONS / ECONOMIC AND LEGAL CONCEPTIONS / FORMING OF ECONOMIC LEGAL CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Дышеков Б.Н.

Современное образование должно ориентироваться на подготовку молодых людей, способных самостоятельно действовать в динамично изменяющихся социально экономических условиях общества. Поскольку такая деятельность не поддается алгоритмизации и стандартизации, то научить успешной экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, не представляется возможным и следует говорить лишь о формировании психологической готовности к ней. Определение и ранжирование критериев личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, которые можно обнаружить, измерить, идентифицировать и объективировать в приемлемой для теоретического анализа и практического использования форме. Чем раньше будет произведен такой анализ, тем более успешной окажется экономическая деятельность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Дышеков Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the psychological readiness of the person for the legitimate enterprise activity

Modern education should be oriented to training of young people capable of acting on their own authority in dynamically changing social and economic conditions of the community. Since this kind of activity is beyond algorithmization and standardization, it is impossible to teach successful economic activity, including business activity, and one should speak just of forming a psychological readiness for it. Definition and ranging of personal success criteria of an entrepreneur turn the criteria into controlled psychological variables that can be discovered, measured, identified and objectified in an appropriate form for theoretical analysis and practical use. The sooner they are analyzed the more successful personal economic activity will be.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности личности к легитимной предприни мательской деятельности»

Д.А. КиТОВА

Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, г.Черкесск

Б.н. ДЫШЕКОВ

Кандидат психологических наук, заместитель директора профессионального лицея №8,

г. Черкесск

формирование психологической готовности личности к легитимной предпринимательской деятельности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества», проект № 09-06-00849а.

Аннотация: Современное образование должно ориентироваться на подготовку молодых людей, способных самостоятельно действовать в динамично изменяющихся социально-экономических условиях общества. Поскольку такая деятельность не поддается алгоритмизации и стандартизации, то научить успешной экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, не представляется возможным и следует говорить лишь о формировании психологической готовности к ней. Определение и ранжирование критериев личностной успешности предпринимателя превращает их в управляемые психологические переменные, которые можно обнаружить, измерить, идентифицировать и объективировать в приемлемой для теоретического анализа и практического использования форме. Чем раньше будет произведен такой анализ, тем более успешной окажется экономическая деятельность личности.

Ключевые слова: экономические представления, экономическое правосознание, экономико-правовые представления, формирование экономического правосознания, планирование экономической деятельности.

Annotation: Modern education should be oriented to training of young people capable of acting on their own authority in dynamically changing social and economic conditions of the community. Since this kind of activity is beyond algorithmization and standardization, it is impossible to teach successful economic activity, including business activity, and one should speak just offorming a psychological readiness for it. Definition and ranging ofpersonal success criteria of an entrepreneur turn the criteria into controlled psychological variables that can be discovered, measured, identified and objectified in an appropriate form for theoretical analysis and practical use. The sooner they are analyzed the more successful personal economic activity will be.

Key-words: economic conceptions, economic legal conscience, economic and legal conceptions, forming of economic legal conscience, planning of economic activity.

Выстраиваясь на принципиально новой гуманистической платформе, современное образование должно ориентироваться на подготовку молодых людей, спо-

собных самостоятельно действовать и принимать решения в динамично изменяющихся условиях социально-экономической среды, которые заведомо не могут

быть спрогнозированы. Это означает, что деятельность образовательных учреждений необходимо соотносить с наиболее востребованными в современных социально-экономических условиях тенденциями развития общества, организуя всестороннюю подготовку учащихся к эффективной деятельности в актуальном направлении.

В течение последнего десятилетия психологическая наука активно обращается к исследованию психологических условий самореализации личности в условиях рыночных отношений, в том числе, к анализу проблем психологической готовности личности к экономической деятельности. Изучение отношения различных категорий молодежи к труду показывает, что в ее сознании произошла коренная переориентация с предпочтений нематериальных ценностей на материальные. Согласно исследованию С.И. Асбаровой, для 65,3 % молодежи в возрасте до 24 лет решающим фактором при выборе места работы является высокая зарплата. Как показывает анализ психологических исследований, от 33,6% до 55,1% взрослой части населения хотели бы заняться предпринимательской деятельностью, среди молодежи (старшеклассников и студентов) количество желающих создать свой бизнес достигает 89,7% (Е.К. Завьялова, И.В. Ромазан, З.В. Сикевич, А.И. Китов).

Повышение интереса общества к предпринимательству связано с пониманием значимости и экономической эффективности данного способа хозяйствования. В частности, развитие малого предпринимательства способно коренным образом расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, противостоять монополизации рынка, решить проблему занятости, а также ускорить научно-технический прогресс во всех видах производства. Оказывая непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», малые и средние предприятия являются важнейшим фактором политической стабильности и социально-экономического развития общества.

Несмотря на активное внимание современных ученых к изучению факторов, оказывающих влияние на успешность деятельности предпринимателя, проблема формирования психологической готовности к экономической деятельности в процессе профессионального обучения остается неисследованной. Система профессионального образования, формирующая основной костяк предпринимателей, не располагает достаточной теоретической и методологической базой для психологической подготовки учащихся к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. При этом одной из наиболее значительных психологических трудно-

стей исследования такой готовности является то, что деятельность в условиях рыночных отношений не поддается алгоритмизации и стандартизации, являясь в высшей степени творческой.

Сегодня уже очевиден тот факт, что само по себе получение образования и определенной профессии не решает проблемы успешной профессиональной деятельности. В частности, многочисленными исследованиями убедительно доказано, что не существует прямой связи между школьным (вузовским) образованием и предпринимательскими успехами. Предпринимателю необходимы контекстные знания из социальной практики, пригодные для внедрения в его собственную предпринимательскую практику. При этом следует учитывать, что буквальное копирование успешной деятельности одного предпринимателя не обеспечивает гарантированного успеха другому. Из этого следует, что в образовательном учреждении научить успешной предпринимательской деятельности не представляется возможным и следует говорить лишь о формировании психологической готовности к ней.

Предпринимательство - сложная социально-экономическая реальность, исследуемая рядом отраслей знаний - экономикой, правом, психологией и др. Пытаясь разграничить экономический и психологический подходы в оценке предпринимательства, К. Веспер отмечал, что для экономиста предприниматель - это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в комбинации, увеличивающие их первоначальную стоимость. Для психолога - это человек, который находится под влиянием определенных потребностей: что-то получить или чего-то достичь, экспериментировать и добиваться цели или, возможно, избежать подчинения власти других.

По мнению лауреата Нобелевской премии Ф. Хай-ека, предпринимательство - это не особая форма социально-экономической деятельности, а скорее характеристика поведения человека, которое неразрывно связано с его свободой, исключает его подчинение воле других людей и должно быть сообразовано с законами гражданского общества. Цель предпринимательства -поиск и исследование новых экономических возможностей.

Значительный интерес вызывают у исследователей изменения, происходящие в общественном сознании относительно появления и деятельности предпринимателей. В психологической науке анализируются такие проблемы, как уровень влияния психологического фактора на успешность предпринимательской деятель-

ности; психологические характеристики личности предпринимателя; региональные особенности экономического сознания и поведения предпринимателей; психологические особенности феномена предпринимательства; мотивы предпринимательской деятельности; специфика деятельностной концепции предпринимателей; детерминанты деловой активности предпринимателей; образ российского предпринимателя в современном мире; психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности.

В ранних исследованиях психологии предпринимательства наибольшую актуальность представляло выявление специфического психологического портрета предпринимателя, поиск устойчивых комбинаций личностных черт и деловых качеств, позволяющих прогнозировать предпринимательский потенциал. Общепризнанная зависимость эффективности предпринимательской деятельности от психологических переменных создает предпосылки к тому, что в качестве отличительного признака предпринимательства иногда рассматривается особый психологический (предпринимательский) тип личности предпринимателя. Известны многочисленные попытки создать типологический профиль успешного предпринимателя. Наиболее часто среди его характерных особенностей называют инициативность, энергичность, склонность к риску на среднем уровне, чувствительность, креативность, независимость, способность к решению проблем, потребность в достижении, уверенность в контроле над собственной судьбой, развитое воображение, склонность к лидерству, упорный труд.

Предполагалось, что создание типового психологического портрета успешного предпринимателя теоретически позволит безошибочно диагностировать и выявлять потенциальных предпринимателей в различных возрастных и профессиональных группах людей и даже будущих успешных предпринимателей еще в процессе обучения в школе или вузе. Предполагалось также, что, используя психолого-диагностические процедуры, можно будет гарантированно определить эффективность действующего или будущего предпринимателя. Однако зкспериментальные исследования показали, что реальное решение проблемы посредством данного подхода не столь однозначно.

Во-первых, как свидетельствует практика, успеха в деятельности достигают не только те предприниматели, личностные особенности которых близки к типовому психологическому портрету, но и те, чей психологический профиль весьма далек от идеально-

го. Оказалось, что люди с низкими предпринимательскими способностями также могут достигать высокой эффективности в предпринимательской деятельности. Во-вторых, наличие личностных черт, совпадающих с личностным профилем успешного предпринимателя, не является гарантией наличия у субъекта потребности заниматься предпринимательской деятельностью, интереса к предпринимательству. В-третьих, обладая набором личностных качеств успешного предпринимателя, человек может неплохо зарекомендовать себя и в профессиональной карьере наемного работника, особенно в тех профессиях, где требуются активность, инициативность и креативность (например, в управлении, научной деятельности, творческих профессиях).

В дальнейших исследованиях ученые стали исходить из объективных результатов деятельности предпринимателя. Объективным результатом предпринимательской деятельности, реализующей потенциальные ресурсы личности (способности), является получаемый субъектом деятельности доход. С этой позиции личность в экономическом измерении представляет собой потенциальную стоимость ее субъективных возможностей, проявляющихся в профессиональной деятельности, измеряемую в рублях за единицу времени.

Если оценивать личность по экономической схеме - «затраты-выпуск», то предприимчивость обнаруживает себя внешне в достижениях успеха с минимальными затратами ресурсов - времени, трудовых усилий, материальных и финансовых затрат. В этом случае предпринимателями являются не только владелец и менеджер предприятия, но и каждый отдельно взятый человек, который стремится самостоятельно обеспечить свою частную жизнь. При таком подходе считается, что общим для всех предпринимателей является одно единственное свойство - предприимчивость, которая первоначально проявляется в предприимчивости субъекта в повседневной социальной практике, а в последующем, при наличии благоприятных условий, возрастает до уровня предприимчивости успешного предпринимателя.

Предприимчивость как свойство личности опирается на врожденные задатки, которые в литературе называются по-разному: «склонность к обмену» (А. Смит), «добавочное свойство» (Г.К. Гинс), «способность к материальному самообеспечению» (Д.А. Ки-това), «экономическая самоэффективность» (И.Б. Котова). По своему внутреннему строению предприимчивость включает в себя: чувство времени - способность в точности выявить тот единственный мо-

мент, когда непрерывно меняющаяся хозяйственная ситуация может быть изменена в нужном направлении; чувство опасности, которая может угрожать деловым усилиям, если притупится бдительность; чувство слабого звена, которое может появиться в цепи экономических событий; умение рисковать, т.е. своевременно принимать необходимые решения в неопределенных хозяйственных ситуациях; готовность взять на себя ответственность за неудачные последствия принятых решений; способность не растеряться при неудачах, извлекать позитивные уроки из ошибок и оперативно выправлять положение.

В современной отечественной психологии предпринимательство часто рассматривается в рамках традиционного деятельностного подхода, с позиций которого ведутся поиски признаков, общих для разных видов профессиональной деятельности, и отличительных, специфических именно для предпринимательства. Признается, что психологическая структура предпринимательской деятельности аналогична любой другой деятельности человека как субъекта социально-экономического взаимодействия. Соответственно этому в нее включают цель, мотив, анализ информации, планирование, принятие решений, средства достижения цели, профессиональные действия, результат, оценку и коррекцию результатов (А.В.Батаршев, А.И. Китов, И.В. Ромазан, А.В. Филиппов).

Если исходить из деятельностной концепции, то предпринимательскую деятельность можно представить как активное взаимодействие человека с окружающей средой, в ходе которого личность выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

В концентрированном виде социальный смысл предпринимательства раскрывается в малом бизнесе, преимущества которого заключаются в максимальной самостоятельности его основателя, в свободе и оперативности действий, а также в непосредственном общении руководителя с рабочими и служащими. В связи с этим при исследовании малого предпринимательства актуализируется проблема выявления факторов, влияющих на предпринимательскую карьеру.

Основные выводы современных теоретических и эмпирических исследований психологических факторов, оказывающих влияние на успешность деятельности предпринимателя в малом бизнесе, можно свести к следующим позициям: в работе с подчиненными предпочтительней стремиться к согласованию целей и ценностей, эмоциональных настроений, к максимальной

степени единения, рекомендуется соблюдать принцип соразмерности собственного продвижения с общим продвижением созданной команды; межличностное взаимодействие с партнерами и клиентами необходимо строить на принципах доверия и постоянства; основным приоритетом в личностном развитии должны стать обучение компромиссному поведению, проявлению толерантности, порядочности, адекватность самооценки, неформальное лидерство; существует высокая корреляция между карьерной успешностью предпринимателя и эмоциональной оценкой личности руководителя персоналом организации.

В числе структурных составляющих успешности предпринимательской деятельности человека фактор психологической готовности к ней является одним из основных. Определение и ранжирование условий личностной успешности предпринимателя малого бизнеса превращает их в управляемые психологические переменные, с помощью которых возможно формирование психологической готовности к успешной предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса.

Понятие психологической готовности всегда соотносится с деятельностью и нередко характеризуется в терминологии психического состояния, психического настроения и психологической установки. Вместе с тем, состояние психологической готовности к эффективной деятельности выступает в качестве целостного проявления личности и не сводится к совокупности отдельных установок. Как социально-психологическая проблема, готовность к деятельности определяется внутренней непротиворечивостью последней и тем, в какой мере субъект этой деятельности оказывается психологически готовым или не готовым к восприятию, адекватной оценке, пониманию природы и видению путей преодоления этих противоречий.

Психологическая готовность личности к деятельности является необходимым условием не только для ее начала, но и для эффективного завершения. По мнению Б.Д. Парыгина, психологическая готовность к деятельности может рассматриваться в качестве характеристики меры настроенности человека на активное включение и на наиболее полную отдачу в ней в соответствии с ее смыслом и характером. Не менее значимой составляющей психологической готовности к участию в самоуправлении является способность к эффективной деятельности, то есть к такой активности, которая приводит к разрешению ряда реальных социально-экономических проблем данной территории. Именно эта составляющая психологической готовности и является

самой главной для оценки ее состояния.

Для изучения психологических аспектов готовности молодежи (еще не ступившей на путь самостоятельной экономической деятельности) к предпринимательской деятельности мы провели экспериментальное исследование. Отметим, что выделяемая нами для психодиагностики переменная (психологическая готовность личности к предпринимательству) имеет теоретический смысл в современной психологической науке и практическую значимость для решения прикладных задач социально-экономического развития российского общества.

Экспериментальную базу исследования составили учащиеся профессионального лицея № 8 г. Черкесска (всего 127 респондентов). Использовались диагностические методы (опрос, анкетирование, тестирование), диагностический и формирующий эксперименты, метод экспертных оценок, исследовательские и проективные методы автономного разрешения проблемных ситуаций.

Проведенное исследование показало, что обнаружить, измерить и идентифицировать предприимчивость учащихся, а также объективировать их в приемлемой для практического использования форме весьма сложно. Потребность в предпринимательстве, если она достаточно развита, обнаруживает себя в поведении и деятельности личности в самых различных формах. Как известно, никакой тест не дает абсолютно точных ответов, но таковы наиболее типичные для практической деятельности методики диагностики и оценки предприимчивости личности. В частности, в нашем исследовании проанализировано 19 предпринимательских характеристик учащихся (знание основ рыночной экономики; потребностная ориентация; уровень притязаний на успех; вероятность достижения успеха; мотивация к успеху; умение обращаться с деньгами; готовность к риску; творческий потенциал; умение самостоятельно вести дело; общительность; искусство делового общения; уровень конкурентоспособности; уровень субъективного контроля; поведение человека в условиях конфликта; способность к коммерческой деятельности; уровень временного самоконтроля; перспектива стать миллионером; соответствие целевых ориентации требованиям предпринимательства; саморегуляция ).

Исследование показало, что психологическая готовность к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса у учащихся изначально характеризуется различными количественными и качественными

показателями, которые, изменяясь под воздействием определенных психолого-педагогических процедур и условий, все же сохраняют свою уникальность. Это свидетельствует о неизменной индивидуальности уровня и структуры исследуемой психологической готовности.

Так как психологическая готовность к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса является целостным образованием, то и программа по ее формированию должна интегрировать ценностное отношение, теоретические знания и практические умения. Процесс психологической подготовки к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса должен быть ориентирован на осознание учащимися факторов, определяющих ее успешность. Структурно эти факторы состоят из трех основных компонентов: внутрисубъектного (осознание необходимости самостоятельного выбора способов и средств предпринимательской деятельности в соответствии со своими способностями и условиями среды; обусловленности успешности предпринимательской деятельности степенью выраженности личностных характеристик); субъект-объектного (осознание важности позитивной социальной оценки предпринимательских достижений и общественного признания заслуг в бизнесе); субъект-субъектного (во внутренней среде организации - осознание наличия жесткой связи между благоприятным психологическим климатом в коллективе и успехом предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса; и во внешней среде организации - понимание необходимости установления стабильных и доверительных отношений с постоянными партнерами и клиентами). Соответственно, используемые нами методики самостоятельного проектирования содержательно ориентированы на формирование научного понимания: предпринимательства как социально-психологического и экономического феномена; деятель-ностной структуры предпринимательства; специфики предпринимательской деятельности в данной сфере; личностных и социально-психологических детерминант успешности предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса; психологии партнерских отношений; мотивационно-ценностных особенностей личности предпринимателя как предпосылки успешности его деятельности.

В таблице представлены обобщенные данные об уровне психологической готовности учащихся профессионального лицея, которые отражают положительную динамику соответствующих показателей на разных этапах эксперимента. Их качественная интерпретация

Факторы Количество респондентов (% от общего числа) с уровнем показателя

низким средним высоким низким средним высоким

На констатирующем этапе После формирующего эксперимента

Внутрисубъектные 52,3 39,6 8,1 23,4 24,7 51,9

Субъект-объектные 42,4 33,4 24,2 34,3 22,4 43,3

Субъект-субъектные (внешняя среда организации) 52,4 41,2 6,4 25,7 21,9 52,4

Субъект-субъектные (внутренняя среда организации) 58,2 32,5 9,3 14,5 27,9 57,6

Таблица. Динамика уровня психологической готовности учащихся профессиональных лицеев к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса

свидетельствует об эффективности проективных методик. Полученные данные о возможном предпринимательском успехе респондентов достаточно хорошо соответствуют реальной социальной практике. Так, по статистическим данным, из общего количества начинающих предпринимателей разоряется каждый третий - в нашем случае 32% учащихся не справились с задачей. Успешные предприниматели составляют в среднем около 10% от общей численности населения - в нашем исследовании успешно справились с проектированием предпринимательской деятельности 9,8% респондентов.

Методологически реализация обозначенных идей проводилась в рамках личностно-ориентированного подхода, через психолого-педагогическое влияние на возникающие личностные смыслы учащихся (организация «проживания» учащимся учебных ситуаций, при котором формируемое знание становится личным опытом). Приобретение опыта самоуправления смыслами деятельности и способность построить непротиворечивую смысловую иерархию является основой психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, так как в этом случае предприниматель выступает творцом собственной карьеры, а достигаемый результат является для него личностно значимым.

Таким образом, основным условием эффективного формирования психологической готовности учащихся профессиональных лицеев к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса является психолого-педагогическое сопровождение, основанное на прин-

ципах субъектно-деятельностного подхода, которое ориентировано на развитие личностных детерминант обеспечения предпринимательского успеха: осознание необходимости самостоятельного выбора способов и средств предпринимательской деятельности в соответствии со своими способностями и условиями среды; обусловленности успешности предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса степенью выраженности личностных характеристик (адекватной самооценки, интернального локус-контроля, творческого потенциала, общительности); наличия жесткой связи между успешностью предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса и благоприятным психологическим климатом внутри организации; значимости установления стабильных и доверительных отношений с партнерами и клиентами; важности экономического осмысливания событий и фактов повседневной жизни.

Список литературы

1. Вебер, М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики, 1993, № 8. - С. 23-27.

2. Дейнека, О.С. Экономическая психология. -СПб.: СПбГУ, 1999.

3. Джеймс, В. Основы научной психологии. - СПб., 1992.

4. Дружинин, В.Н. Психология : учеб. для экон. вузов - СПб.: Питер, 2000.

5. Журавлев, А.Л.. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков // Малое предпри-

нимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. - М., 1995.

6. Завьялова, Е.К. Психология предпринимательства / Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова. - СПб., 1997.

7. Карнышев, А.Д. Человек и собственность / А.Д. Карнышев, Т.Д. Бурменко, Е.А. Иванова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

8. Китов, А.И. Введение в экономическую психологию : учеб. пос. - М. : АНХ при СМ СССР, 1983. - 118 с.

9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пос. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 616 с.

10. Позняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.

11. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. : СОЦЭГИЗ, 1962.

12. Филиппов, А.В. Психология и экономика / А.В. Филиппов, С.В. Ковалев // Психологический журнал. -1989. - Т.10, № I.

BIBLIOGRAPHY

1. Weber M. Development of capitalist outlook // Economy questions, 1993, № 8. - P. 23-27.

2. Deineka O.S. Economic psychology. - SPb.: SPbSU, 1999.

3. Dzheims V Bases of scientific psychology. - SPb., 1992.

4. Druzhinin V.N. Psychology: the textbook for economic high schools. - SPb.: Piter, 2000.

5. Zhuravlev A.L. Socially-psychological problems of formation of Russian business/ A.L. Zhuravlev, V.P. Poznyakov // Small business in the context of Russian reforms and world experience. - M., 1995.

6. Zav'yalova E.K. Psychology of business / E.K. Zav'yalova, S.T. Posohova. - SPb., 1997.

7. Karnyshev A.D. The person and the property / A.D. Karnyshev, T.D. Burmenko, E.A. Ivanova. - Irkutsk: Publishing house: BSUEL, 2006.

8. Kitov A.I. Introduction to economic psychology: the educational manual. - M.: Academy of national economy of SM the USSR, 1983. - 118 p.

9. Parygin B.D. Social psychology: the educational manual. - SPb.: SPbSUP, 2003. - 616 p.

10. Poznyakov VP. Psychology of successful business: the experience of research and practical work / V.P. Poznyakov, E.B. Filinkova // Applied psychology. - 1998.

- № 5. - P. 32-43.

11. Smit A. Research about the nature and the reasons of riches of people. - M.: SOCEGIZ, 1962.

12. Filippov A.V. Psychology and economy / A.V. Filippov, S.V. Kovalev // Psychological magazine. - 1989.

- V 10, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.