Научная статья на тему 'Влияние процессов профессиональной деформации на формирование девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел, психологическая профилактика девиантного поведения'

Влияние процессов профессиональной деформации на формирование девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел, психологическая профилактика девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2098
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НОРМА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONAL STANDARDS / DEVIANT BEHAVIOR / ACTIVITY FACTORS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диденко-чинтимур Д. С., Гаврилова Т. В.

В представленной статье рассмотрены процессы влияния профессиональной деформации с учетом факторов профессиональной деятельности, сотрудников органов внутренних дел на формирование девиантных форм поведения. Представлена классификация девиантных форм поведения, а также принципы их преодоления и профилактики развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диденко-чинтимур Д. С., Гаврилова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF OCCUPATIONAL STRAIN ON THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF POLICE OFFICERS, PSYCHO-LOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

In this article we consider the processes of influence of professional deformation, taking into account the factors of professional activity, police officers on the formationof deviant behaviors. The classification of deviant behaviors, as well as the principlesof overcoming them and preventing development.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов профессиональной деформации на формирование девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел, психологическая профилактика девиантного поведения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР, научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра Академии управления МВД РФ,

кандидат юридических наук, капитан милиции

[email protected] ТВ ГАВРИЛОВА,

старший научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра Академии управления МВД РФ,

подполковник милиции [email protected] 19.00.13 - психология развития; акмеология

Аннотация. В представленной статье рассмотрены процессы влияния профессиональной деформации с учетом факторов профессиональной деятельности, сотрудников органов внутренних дел на формирование девиантных форм поведения. Представлена классификация девиантных форм поведения, а также принципы их преодоления и профилактики развития.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная норма, девиантное поведение, факторы деятельности, профилактика.

INFLUENCE OF OCCUPATIONAL STRAIN ON THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF POLICE OFFICERS, PSYCHO-LOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

D.S. DIDENKO - CHINTIMUR, Researcher at the Department for Research branch of Control Scientific Center, Academy of Management

MVD PhD, Police captain T.V. GAVRILOVA,

Senior Researcher at the Department for Research branch of Control Scientific Center, Academy of Management MVD,

Lieutenant Colonel [email protected]

Annotation. In this article we consider the processes of influence of professional deformation, taking into account the factors of professional activity, police officers on the formationof deviant behaviors. The classification of deviant behaviors, as well as the principlesof overcoming them and preventing development.

Key words: Professional deformation, professional standards, deviant behavior, activity factors, prevention

Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в том, что реализация служебных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудников за принятые им решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием психических и физических перегрузок, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск, что приводит к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и, как следствие, различным отклонениям в эмоциональной и личностной сферах. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов и могут стать причиной развития профессиональной деформации у сотрудников. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.

Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Явление профессиональной деформации личности оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников и имеет широкий круг проявлений. Явление профессиональной деформации изменяет отношение к правонарушителям в диапазоне от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до вседозволенности, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, принятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению и правовым конфликтам.

Уяснение сущности профессиональной деформации сотрудника ОВД, причин и условий ее возникновения, форм проявления, а также определение профилактических мероприятий неразрывно связаны с понятием «профессиональная норма», т.е. определенного комплекса характеристик личности сотрудника, который отвечает требованиям деятельности и может служить точкой отсчета для определения характера и степени профессиональной дефор-мированности1.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на ее пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты — табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном устанавливала религия. Пос-

тепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям, что в полной мере можно отнести к современной России.

До начала ХХ столетия в науке и общественном мнении доминировали биологические и психологические объяснения девиантного поведения. Ц. Ломб-розо, У. Х. Шелдон сводили его причины к эволюционной деградации, или особенностям конституции организма. Под воздействием идей З. Фрейда эти трактовки постепенно вытеснялись объяснениями, сводившими сущность девиации к неустойчивости, неоднородности человеческой психики2.

Сам термин «девиантное поведение» неоднозначен и достаточно объемен по своему содержанию. Имея латинские корни (deviato — уклонение, отклонение), им обозначают социальные отклонения от существующих социальных норм, и их нарушение, т.е. «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора3, или рассматривают как систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам4.

Под девиантным поведением Я.И. Гилинский понимает:

Ф поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

Ф социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующим официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значение девиантное поведение — преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предмет социологии, криминологии, управление персоналом (организации работы с кадрами)5. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Кроме того, в научном мире под девиантным поведением понимается не только негативное, но и позитивное направление. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, преодолением консервативного мышления, мешающего двигаться вперед. Поэтому некая чудаковатость, которую мы приписываем людям, занимающимся интеллектуальным трудом, хотя и является девиацией в обыденной жизни, но в свою очередь компенсируется особой одаренностью и даже гениальностью.

Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Девиантное поведение зачастую свидетельствует о неспособности предвидеть последствия своих действий, проявить должную гибкость и перенести хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, чувствовать ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства, а чаще просто невежества6.

Современное развитие общества характеризуется непрерывным увеличением объема информации, пошатнувшимся институтом брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени, что является катализатором проявления различных форм отклоняющегося поведения. Таким образом, можно выделить следующие типы проявления девиантного поведения:

Ф асоциальное поведение;

Ф делинквентное (антисоциальное) поведение;

Ф аддиктивное поведение;

Рассмотрим некоторые из этих видов более подробно.

Асоциальное поведение — поведение, характеризующееся уклонением от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающим благополучию межличностных отношений.7 Такое поведение противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных деяний. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества.

И.П. Подласый и Е.В. Змановская выделяют следующие отклонения, относящиеся к асоциальным: грубость, нечестность, лень, сквернословие, курение, употребление алкоголя, наркотиков, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, субкультурные девиации (сленг), вандализм и т.д.8.

Делинквентное (антисоциальное) поведение — поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию людей. Делинквентное поведение включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законода-тельством9.

К проявлениям делинквентного поведения Е.В. Зма-новская относит следующие: правонарушения, влекущие за собой уголовную или гражданскую ответственность, хулиганство, грабежи, насилие, жестокое обращение с животными и т.д.10

Лица с делинквентным поведением в силу индивидуально психологических особенностей не могут предвидеть результат проступка. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его последствий11.

Существуют различия между асоциальным и антисоциальным (делинквентным) поведением.

«Асоциальный» значит почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно следующая: сначала появляются отдельные искажения, затем — «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью12. Антисоциальное поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое деяние»13.

Аддиктивное поведение — поведение, характеризующееся формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленное на развитие и поддержание насыщенных эмоций14.

Алкоголизация и наркотизация хотя и считаются универсальными средствами ухода от действительности, однако не являются единственными. Не только наркотическая, но любая другая зависимость (в том числе от игральных автоматов или компьютеров) приводит к постепенному отстранению от других видов деятельности и развлечений, сужает круг увлечений и интересов.

В.Д.15 Менделевич выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

При этом наблюдается снижение уровня требований и критики к окружающим и к самому себе, что может сопровождаться упрощением личности вплоть до ее постепенной деградации. Основным мотивом поведения становится активное стремление к изменению неудовлетворяющего психического состояния, которое представляется скучным, однообразным и монотонным. Окружающие события не вызывают интереса и не являются источником приятных эмоциональных переживаний.

Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями.

Для аддиктивных личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надежности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

К факторам, способствующим проявлению деви-антного поведения сотрудниками органов внутренних дел и обусловленным спецификой деятельности в правоохранительных органах, могут быть отнесены следующие.

1. Властные полномочия. Особые властные полномочия предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благополучия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям относятся, например, возможность применения санкций принуждения, выяснение подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.

2. Повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка

становится объектом пристального внимания со стороны общества и может быть наказуема законом. В результате степень ответственности сотрудника органов внутренних дел и нагрузка в трудовой деятельности возрастают, что создает предпосылки для снижения психоэмоциональной устойчивости сотрудников.

3. Психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности и повышает вероятность травм и происшествий. У сотрудников органов внутренних дел часто не бывает возможности расслабиться и избавиться от накопившейся усталости. Состояния физического и умственного переутомления, которые часто приходится переживать представителям органов правопорядка, постепенно приводят к снижению координации действий, ошибкам в умозаключениях, ухудшению мускульной и рефлекторной реакции, что дезорганизует их деятельность и зарождает чувство собственной бесполезности.

4. Организационный фактор. Одной из организационных причин возникновения профессиональной деформации представителей органов внутренних дел являются наличие неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть растолковано как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.

5. Фактор экстремальности. Служба в органах внутренних дел часто сопряжена с определенным риском и постоянным ожиданием опасности. Она характеризуется информационной недостаточностью для решения тех или иных профессиональных задач, неопределенностью и непредсказуемостью событий. Сотрудник, выполняя служебные обязанности, может погибнуть или получить ранение, а также применить оружие по отношению к другому человеку (например, в целях обороны или самообороны).

Как отмечает В.Л.Васильев16, деятельность подразделений органов внутренних дел характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Отрицательные эмоции сотрудникам приходится подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на длительный период времени.

Постоянное пребывание в экстремальных условиях приводит к огромной потере психологической

энергии и физических сил, к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению, вызывает повышенную раздражительность и взволнованность до перевозбужденности. В одних случаях преобладают снижение трудоспособности, затруднения, возникающие при концентрации внимания и принятии самостоятельных решений, эмоциональная неустойчивость и быстрая психическая истощаемость. В других — гневливость, агрессивные тенденции. Усиливается негативное самовосприятие в профессиональном плане, возникает тенденция злоупотребления табаком, кофе, алкоголем.

6. Фактор, определяемый объектом профессиональной деятельности. Сотрудники многих служб постоянно общаются с самым разнообразным контингентом граждан, отличающихся друг от друга социальным положением, культурным и интеллектуальным уровнем, жизненным опытом и индивидуальными особенностями. Эти люди могут находиться, например, в возбужденном или беспомощном состоянии, состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что нередко служит поводом для конфликтов с окружающими и оказания сопротивления сотрудникам органов внутренних дел. Частые столкновения представителей правоохранительных органов с подобными явлениями не являются актом однонаправленного воздействия.

Известно, что не только сотрудник органов внутренних дел влияет на преступника, но происходит и обратный процесс. Ежедневно, исследуя личности подозреваемых и обвиняемых, следователи заостряют на них свое внимание, анализируют их поступки и действия, изучают мотивы их поведения, нравственные ценности, чувства и обстоятельства жизни. Как справедливо отмечает С.П. Безносов17, чтобы раскрыть преступление, сотрудник органов внутренних дел вынужден хорошо знать психологию рецидивистов, их привычки, манеры и жаргон. Он обязан «вжиться» в личность преступника, уметь поставить себя на его место и прожить какой-то период времени в образе другого. Данный процесс «вживания», по словам Безносова, может привести не только к приобретению преступного опыта, но и к уподоблению ему и формированию качеств девиантной личности.

В настоящее время основными формами профилактики девиаций среди сотрудников органов внутренних дел остаются дисциплинарные воздействия и меры общественного порицания, однако данные меры не приводят к заметному снижению девиант-ных проявлений, поэтому крайне актуальной является разработка комплекса психологических мероприятий по профилактике девиантных форм поведения среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Между тем до настоящего времени в МВД России систематизированные научные исследования по вопросам психологической профилактики девиаций среди сотрудников практически не прово-

дились. Поэтому существует необходимость развития научных представлений о системном, комплексном подходе к психологической профилактике девиаций; научного обоснования направлений совершенствования системы психологического обеспечения и поддержки деятельности сотрудников, ориентированных на снижение вероятности возникновения различного рода чрезвычайных происшествий, в том числе деви-антного поведения среди личного состава.

Для достижения этой цели необходима разработка системы психологического обеспечения профилактики девиантного поведения среди сотрудников, базирующейся на научно обоснованных нормативно-правовых документах, эффективных организационных мероприятиях, глубоко проработанных методических рекомендациях, оказывающих положительное влияние на состояние организации работы с личным составом.

Для организации мероприятий по профилактике девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел необходимо четко представлять ряд принципов, на которых строится профилактическая деятельность:

Ф принцип системности — предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной психологической ситуации;

Ф принцип стратегической целостности — определяет единую, целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия;

Ф принципмногоаспектности—предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного, средоцентрированного аспектов. Личностно-центрированный аспект предполагает воздействие, направленное на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий аспект предполагает целенаправленное формирование у сотрудников прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения. Средоцентри-рованный аспект предполагает активное формирование систем формальной и неформальной социально-психологической поддержки;

Ф принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности — означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологиче ской ситуации в подразделении;

Ф принцип континуальности — предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;

Ф принцип солидарности — означает межведомственное взаимодействие между различными структурами;

Ф принцип полимодальности и максимальной дифференциации — предполагает гибкое применение в про-

филактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.

Для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию сотрудников направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы, можно определить основные направления работы.

1. Помощь сотруднику в осознании и преодолении психологических барьеров (эмоциональных, когнитивных и поведенческих), препятствующих пониманию необходимости изменения форм их собственного поведения.

2. Помощь в изменении нарушенных, дезадаптив-ных форм поведения.

3. Помощь в развитии адаптивных стрессовладаю-щих форм поведения.

Таким образом, задачами психопрофилактической деятельности по адаптации или восстановлению взаимоотношений сотрудника правоохранительных органов и социальной среды могут выступать разноуровневые формы коррекционно-профилактической деятельности, нацеленные на развитие личностных стрессовладающих ресурсов и социальной компетентности. Данная деятельность может быть отражена и в коррекции адаптивных стратегий поведения, формировании высокофункционального жизненного стиля и поведения. Подобная деятельность осуществляется при помощи лекционных занятий и психологических тренингов с личным составом

1 Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. М.: ГУК МВД РФ, 1994.

2 Ярская В.Н. Профилактика девиантного поведения. Саратов, 2004

3 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и паталогия. М.,1982. С. 9.

4 Психология : Словарь. М., 1990. С. 25.

5 Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СОЦИС. 1991. № 4.С. 74.

6 Зеркина Е.В. К вопросу о девиантном поведении школьников в сфере компьютерных технологий // Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». XVI Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. М.: Просвещение, 2006.

7 Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006; Менделевия В.Д. Клиническая и медицинская психология : Практическое руководство. М.: Медпресс, 2001.

8 Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : Для средних специальных учебных заведений. М.: Владос, 2002; Змановская Е.В. Указ. соч.

9 Змановская Е.В. Указ. соч.

10 Там же. См. также: Менделевия В.Д. Клиническая и медицинская психология : Практическое руководство. М.: Медпресс, 2001; Платонов К.К. Структуры и развитие личности. М., 1986.

11 Платонов К.К. Указ. соч.

12 Подласый И.П. Указ. соч.

13 Менделевия В.Д. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск: Наука, 1990.

15 Менделевия В.Д. Указ. соч.

16 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998.

17 Безносов С.П.Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод) : Автореф... дис... д-ра. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.