Научная статья на тему 'Сущность понятия «Девиантное поведение подростков»'

Сущность понятия «Девиантное поведение подростков» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3750
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ / ДЕВИАНТНОЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ / КРИМИНАЛЬНОЕ / АСОЦИАЛЬНОЕ / АДДИКТИВНОЕ / ДЕЙСТВИЕ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / DEVIANT / DELINQUENT / CRIMINAL / ASOCIAL / ADDICTIVE / ACTION / MORALSTANDARTS / LEGAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронов Данил Данилович

В статье представлена методология исследования понятия «девиантное поведение подростков». Проведен анализ определений нескольких схожих понятий с точки зрения формальной логики через выделение родового понятия «действия» и обоснован выбор видовых отличий, к которым отнесены «нарушение моральных и правовых норм» и «моральные и правовые нарушений для личности и общества». На этой основе построено авторское определение основного понятия исследования «девиантное поведение подростков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the concept «deviant behavior of teenagers»

The methodology of the research of the concept “deviant behavior of adolescents” is discussed. Several similar concepts from the point of view formal logics through generic term “action” are analyzed, the choice of species differences such as “offence of moral and legal norms” and “moral and legal offences for an individual and society” are justified. The author’s definition of the basic concept “deviant behavior of adolescents” is based on the generic term and species differences.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Девиантное поведение подростков»»

УДК 371 ББК 74.66

Д.Д. Миронов

сущность понятия

«девиантное поведение подростков»

В статье представлена методология исследования понятия «девиантное поведение подростков». Проведен анализ определений нескольких схожих понятий с точки зрения формальной логики через выделение родового понятия «действия» и обоснован выбор видовых отличий, к которым отнесены «нарушение моральных и правовых норм» и «моральные и правовые нарушений для личности и общества». На этой основе построено авторское определение основного понятия исследования «девиантное поведение подростков».

Ключевые слова: ключевое понятие, девиантное, делинквентное, криминальное, асоциальное, аддиктивное, действие, моральные нормы, правовые нормы.

D.D. Mironov

the essence of the concept «deviant behavior of teenagers»

The methodology of the research of the concept "deviant behavior of adolescents" is discussed. Several similar concepts from the point of view formal logics through generic term "action" are analyzed, the choice of species differences such as "offence of moral and legal norms" and "moral and legal offences for an individual and society" are justified. The author's definition of the basic concept "deviant behavior of adolescents" is based on the generic term and species differences.

Key words: deviant, delinquent, criminal, asocial, addictive, action, moralstandarts, legal regulations.

Важное положение методологии исследования связано с определением основных понятий исследования. Понятийный аспект в любом научном исследовании, как известно, выполняет важную методологическую функцию, поскольку понятия как ведущая форма познания действительности образуют логический каркас построения любой научной теории.

«Девиантное поведение подростков» вытекает из понятия «девиации» и определяет «девиантное поведение». В научной литературе имеются различные понятия, в той или иной степени характеризующие девиантное поведение подростков: делинкветное, криминальное, асоциальное, отклоняющееся, аддиктив-ное и иные подобные виды поведения. Как правило, эти виды поведения в научной литературе и образовательной практике связаны с различными категориями подростков, которые обозначаются также различными понятиями: подростки

«группы риска», «трудные» подростки, «педагогически запущенные подростки», «социально запущенные подростки», «трудновоспитуемые подростки» и др. Причём каждый из учёных, рассматривая то или иное отклонение в поведении детей, даёт своё определение исследуемым понятиям.

Проведем анализ некоторых понятий. Для этого используем как научные исследования, так и словарную литературу. При анализе понятий мы опираемся на исследования М.А. Галагузовой. Она пишет, что, «исследуя ключевое понятие, надо выделять существенные признаки понятия. При этом надо помнить, какие из признаков, выделяемых, являются новыми, а какие повторяют уже известные признаки, т.е. требуется более чёткое определение элемента «новизны» в сущности вводимого понятия» [3, с. 121].

Опираясь на это высказывание, приведем ряд определений, относя-

щихся к девиантному поведению, и вы- признаки. Данные представлены в та-делим в них наиболее существенные блице 1.

Табл. 1. Признаки понятия девиантного поведения

№ п/п Источник Определение

1 2 3

1 Современный психологический словарь[8] «Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [8, с. 90]

2 Блясова И.Ю. [2] «Девиантное поведение - это действия, не соответствующие социально одобряемым нормам, ценностям, культуре поведения, сложившиеся в условиях социальной дезорганизации с преобладанием таких факторов-детерминантов, как насилие, аморальность, изолированность от социально-культурной среды, нередко с дефектами психического здоровья, отсутствием внешнего и внутреннего контроля» [2, с. 77]

3 Мардахаев Л.В. [6] «Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отдельных отклонений от принятых в обществе норм» [6, с. 406]

4 Андриенко Е.В. [1] «Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики ... и т.п.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций» [1, с. 251]

5 Полонский В.М. [7] «Делинкветное поведение - антисоциальное поведение, проявляющиеся в нарушении существующих норм, предусмотренных трудовым законодательством» [7, с. 45]

6 Шнейдер Л.Б. [10] «Девиантным поведением определяют вид социального поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям и предполагающего наличие трех взаимосвязанных компонентов: человека со свойственным ему типом поведения; норм или ожиданий общества (группы), выступающих критериями оценки поведения с точки зрения его девиации; определенного органа, учреждения или личности, которые реагируют на данное поведение и принимают решение о том, нормально это поведение или девиантно» [10, с. 75]

7 Змановская Е.В. [5] «Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [5, с. 101]

ш о ¡£ I-о о о. ч о с

X

ф

ч ф

ей о

с

ф

о

X X

го ^

ей ф

ч

I-

к

X

о с .0 I-

о о

X

о

8 Социальная педагогика [9] «Делинкветное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальное проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность» [9, с. 216]

9 Штинова Г.Н. [11] «Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовной ответственности и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса» [11,с. 307]

Ограничимся этими работами, ибо в других, изученных нами, выделяются примерно такие же признаки обозначенных выше понятий. Из приведённых выше определений видно, что по основным признакам выделенные понятия очень схожи. Все авторы указывают на действия или поступки, совершаемые личностью (в том числе и подросткам), которые противоречат принятым в обществе этическим (моральным), правовым нормам, принятым в обществе.

Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, И.Ю. Блясова указывают на действия, Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова - на проступки и поступки детей, подростков и молодёжи. Эти действия могут противоречить моральным и правовым нормам (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко), нормам, ценностям, культуре поведения (И.Ю. Блясова), принятым нормам и ролевым предназначениям (Л.Б. Шнейдер).

Таким образом, одни авторы указывают на «действия», другие на «поступки (проступки)». Но, как известно, действия рождают поступок, а система поступков, в конечном счёте, формирует поведение подростка. Поэтому в определении понятия «девиантное поведение подростков» мы будем исходить из понятия «действия».

Второе важное положение - дей-g ствия связаны с нарушением моральных g и правовых норм, принятых в обществе. s При определении отклонений моральных норм возникают определённые cj трудности. Моральные нормы - катего-

рия очень сложная, трудность исследователя заключается в определении таких отклонений. Поэтому не случайно многие авторы пытаются это положение как-то зафиксировать в определении. Ю.И. Блясова конкретизирует это положение через «нормы, ценности, культуру поведения личности»; Л.Б. Шнейдер наряду с общепринятыми нормами акцентирует внимание на важности «ролевого предназначения личности». Что касается правовых норм, то здесь ситуация однозначная. Девиантное поведение подростков связано с нарушением правовых норм, не влекущих уголовной ответственности или требующих уголовной ответственности (М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова). Отсюда при определении понятия «девиантное поведение подростков» мы будем ссылаться на общее представление о «нарушении моральных и правовых норм».

Третье важное положение заключается в том, что девиантное поведение личности оказывает существенное влияние как на личность, так и общество. Так, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко указывают на последствия девиантного поведения личности, «приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию». Е.В. Андриенко отмечает пагубные привычки «алкоголь, наркотики и др.», приводящие к разрушению самой личности. Е.В. Заманская указывает «на ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией». Возможность

уголовной ответственности подчеркивают многие исследователи. Поэтому при определении мы опираемся на общую направленностью личности, индивидуальные и возрастные её особенности и возможные медицинские, социальные, психолого-педагогические отклонения. Но для определения искомого понятия необходимо подчеркнуть значимость «моральных и правовых нарушений для личности и общества».

Четвертый необходимый момент в определении интересующего понятия -как соотносится рассматриваемое понятие со всеми остальными, представленными в таблице. При делении понятий соотносим их как род и вид или как часть

и целое. «При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путём перечисления его видов. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления» [4, с. 28]. Из выделенных понятий родовым является «девиантное поведение», а все остальные - отклоняющееся, антисоциальное, делинквентное, криминальное -являются видовыми по отношению к нему.

Таким образом, под «девиантным поведением подростков» мы понимаем действия подростков, нарушающих моральные и/или правовые нормы, принятые в обществе, приносящие ущерб подростку и/или обществу.

Библиографический список

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.

2. Блясова, И.Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016. - 523 с.

3. Галагузова, М.А. Понятийные проблемы диссертационных исследований по педагогике [Текст] / М.А. Галагузова // Методология педагогики: понятийный аспект: монограф. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ИЭТ, 2014. - С. 116-122.

4. Гетманова, А.Д. Логика: словарь и задачник [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Д. Гетма-нова. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 336 с.

5. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.В. Мардахаев. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с. - (Бакалавр. Академический курс).

7. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 511 с.

8. Современный психологический словарь [Текст]: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 634 с.

9. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

10. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б Шнейдер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.

11. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.

References

1. Andrienko E.V. Social psychology: textbook for higher educational institutions. Ed. by V.A. Slastenina. M.: Akademia, 2000. P. 264. [in Russian].

2. Bliasova I.Y. Theoreticalandmethodologicalbasis of prevention of teenager"s deviantbehavior in thesocio-cultural environment of the region. Dis. ... doctor of sciences (Education). Chelyabinsk, 2016. P. 523. [in Russian].

3. Galiguzova M.A. Conceptual problems of dissertational researches on pedagogics. Methodology of pedagogy: the conceptual aspect: monographic coll. of scientific papers. Ed. by E. V. Tkachenko, M. A. Galiguzova. M.: IET, 2014. P. 116-122. [in Russian].

4. Getmanova A.D. Logic: a dictionary and a book of problems: textbook for University students. M.: VLADOS, 1998. P. 336. [in Russian].

5. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior: textbook for higher educational institutions. M.: Akademia, 2004. P. 288. [in Russian].

6. Mardahaev L.V. Social pedagogy: textbook for Bachelors. M.: Yurayt, 2013. P. 817 p. (Bachelor. Academic course). [in Russian].

7. Polonsky V.M. Dictionary of education and pedagogy. M.: Vysshaia shkola, 2004. P. 511. [in Russian].

8. Modern, dictionary of psychology: textbook for higher educational institutions. Ed. by B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb.: Praym-Evroznak, 2007. P. 634. [in Russian].

9. Social pedagogy: a course of lectures. Ed. by M. A. Galiguzova. M.: VLADOS, 2000. P. 416. [in Russian].

10. Schneider L.B. Deviant behavior of children and adolescents. M.: Akademicheskii Proect, Gaudeamus, 2007. P. 336. [in Russian].

11. Stinova G.N., Galiguzova M.A., Galiguzova Yu.N. Social pedagogy: textbook. for students enrolled in the specialty "Social. pedagogy". Ed. by M. A. Galiguzova. M.: VLADOS, 2008. P. 447. [in Russian].

Сведения об авторе: Миронов Данил Данилович,

аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-тай: аdan100100@mail.ru

Information about the author: Mironov Danil Danilovich,

Postgraduate student, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Email: adan100100@mail.ru

УДК 371.015 ББК 88.840

Н.А. Соколова

к вопросу о принципах медиации

В статье на основе рассмотрения медиации как технологии разрешения конфликтов, целей и содержания ее этапов анализируются принципы медиации. Представляются две группы принципов: фундаментальные или основополагающие и функциональные.

Ключевые слова: конфликт, медиация, принципы, медиатор.

N.A. Sokolova

to the question of the mediation principles

Based on consideration of mediation as a technology of conflict resolution, the purposes and contents of its stages the principles of mediation are analyzed. Two groups of principles: fundamental or basic and functional are presented.

Key words: conflict, mediation, principles, mediator.

В последнее время в системе образо- кому феномену, как медиация, владение вания серьезное внимание уделяется та- которой рассматривается как одна суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.