Научная статья на тему 'Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения'

Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6107
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / БЫТОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / REHABILITATION / MEDICAL REHABILITATION / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / PROFESSIONAL REHABILITATION / WELFARE REHABILITATION / DEVIANT REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоистева Ольга Сергеевна

В статье рассматривается социально-педагогическая реабилитация как составляющая работы социального педагога с подростками девиантного поведения, данный вид работы связан с восстановлением подростка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих; с восстановлением утраченных или ранее не востребованных социально значимых качеств подростка девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тоистева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article deals with socio-pedagogical rehabilitation as a constituent of a social teacher’s work with teenagers with deviant behaviour. This kind of work is connected with rehabilitation of a teenager’s rights, status, health, self-efficiency in their own eyes and in the face of the others; with rehabilitation of the lost or not demanded earlier socially important qualities of a teenager with deviant behaviour.

Текст научной работы на тему «Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения»

УДК 37.013.42 ББК 4421.33

Тоистева Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент г. Екатеринбург Toisteva Olga Sergeevna Candidate of Pedagogics Assistant Professor Yekaterinburg

Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения Means of Socio-Pedagogical Rehabilitation of Teenagers with Deviant Behavior В статье рассматривается социально-педагогическая реабилитация как составляющая работы социального педагога с подростками девиантного поведения, данный вид работы связан с восстановлением подростка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих; с восстановлением утраченных или ранее не востребованных социально значимых качеств подростка девиантного поведения.

The article deals with socio-pedagogical rehabilitation as a constituent of a social teacher's work with teenagers with deviant behaviour. This kind of work is connected with rehabilitation of a teenager's rights, status, health, self-efficiency in their own eyes and in the face of the others; with rehabilitation of the lost or not demanded earlier socially important qualities of a teenager with deviant behaviour.

Ключевые слова: реабилитация, медицинская реабилитация, психологическая реабилитация, профессиональная реабилитация, бытовая реабилитация, социальная реабилитация, девиантное поведение

Key words: rehabilitation, medical rehabilitation, psychological rehabilitation, professional rehabilitation, welfare rehabilitation, deviant rehabilitation.

Как известно, любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (тот, кто её осуществляет), объекта (того, для кого она специально организованна, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодёжь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории отно-

сятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом - ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой защиты общества.

Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребёнка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там тогда, когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребёнка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательную задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребёнка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами, помощь в социализации ребёнка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чём-либо.

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Объектом деятельности социального педагога является ребёнок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребёнок вступают в субъектно-субъективные отношения, при которых ребёнок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Прежде чем реализовывать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребёнка и среду, в которой

он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребёнок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается пред необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребёнка, чтобы ему помочь.

Ограничивая рамки нашего исследования, мы рассматриваем один вид социально-педагогической деятельности, а именно социально-педагогическую реабилитацию подростков девиантного поведения.

У подростков чаще, чем в других возрастных группах, наблюдается отклоняющееся поведение. Причины этого - биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические факторы. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, в педагогической литературе называют «трудными» (Г.А.Уманов), «педагогически запущенными» (А.И. Кочетов), «правонарушителями» (М.А. Алемаскин), «трудновоспитуемыми» (А. С. Белкин), «нравственно--аморальными» (С.И. Андреев). Все эти понятия в науке рассматриваются через явление, которое называется девиация (от англ. deviation - отклонение) [2, С. 22].

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе [1, С. 22].

Реабилитация может рассматриваться как результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособление к нему.

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

1. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребёнка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

2. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

3. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днём.

4. Бытовая реабилитация имеет в виду представление нормальных условий жизни подростку.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребёнка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [4, С. 335.].

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество, на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, реабилитационных центрах [1, С. 39].

Задачами реабилитационного центра являются:

- профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

- медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в трудную жизненную ситуацию;

- формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

- содействие возвращению в семью;

- обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа:

1. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной

сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

2. Реабилитационная программа создаётся индивидуально для каждого ребёнка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

3. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребёнку после его выхода из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьёй, друзьями, школьным коллективом путём регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные качества подростка. Необходимо создавать для подростка «ситуации успеха», уметь находить положительное в его поведении.

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Помощь социального педагога, психолога и педагога-предметника направлена на определение подростком его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Включение подростка с девиантным поведением в значимую для него общественно полезную деятельность. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление подростка этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники социальному педагогу в работе с такими подростками [3, С. 38].

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности педагог выполняет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные личностные качества путём включения в общественно полезную деятельность;

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы: внушение, убеждение, пример и др.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками, побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приёмами экстренной диагностики ситуации, в которую попал подросток в семье, школе, коллективе.

Кроме этого, необходима работа с семьёй с целью установления значимых взаимоотношений между ребёнком и родителями, которая предполагает, диагностику педагогической позиции семьи, индивидуальное консультирование, включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с подростком.

Других подходов требует подросток, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией используется экстренная диагностика эмоционального состояния, выявление причин данной проблемы, обуче-

ние навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями, работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа строится в основном в двух направлениях:

- создание условий для выживания таких подростков;

- освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепления веры в себя и своё будущее.

Основными методами работы с подростками, экспериментирующими с психотропными веществами, являются организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трёх условий:

1. высокой мотивации всех участников программы: подростка, родителей, социального педагога, специалистов;

2. психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3. координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Готовность социального педагога к деятельности в указанных направлениях носит совершенно конкретный характер. Сюда входит и общая готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения, и определенный уровень структурированности его продуктивного мышления, допускающий трансляцию умений и навыков этого мышления на таких подростков и работающих с ними педагогов.

Библиографический список

1. Овчарова, Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., Педагогика, 1992. - № 5. - С. 22-26.

2. Пятунин, В.А. Подготовка студентов факультета социальной педагогики к работе с подростками девиантного поведения [Текст]: дис. ... кандидата педагогических наук: / В.А. Пятунин. - Магнитогорск, 2000. - 176 с.

3. Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема [Текст]/ М.П. Стурова, В.И. Силенков. - Педагогика, 1999. - № 7. - С. 38-41.

4. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика [Текст]: учеб для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.

Bibliography

1. Ovcharova, R.V. Prevention of Teenagers' Pedagogical Neglect [Text] / R.V.Ovcharova. -M., Pedagogika, 1992. - № 5. - P 22-26.

2. Pyatunin, V.A. Socio-Pedagogical Department Students' Training for Work with Deviant Teenagers [Text]: Thesis ... Cand. of Ped. / V.A. Pyatunin. - Magnitogorsk, 2000. - 176 p.

3. Shtinova, G.N. Social Pedagogics [Text]: Text Book for Students of Higher Schools, Studying Social Pedagogics/ G.N. Shtinova, M.A. Galaguzova, J.N. Galaguzova. - М: Vlados, 2008. - 447 p.

4. Sturova, M.P. Deviant Behaviour of Juveniles as a Pedagogical Problem [Text] / M.P. Strukova, V.I. Silenkov. - M., Pedagogika., 1999. - № 7. - P. 38-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.