Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/141PVN515.pdf DOI: 10.15862/141PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/141PVN515)
УДК 159.955.1
Науменко Марина Владимировна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Российская федерация, г. Ростов на Дону1 Кандидат социологических наук
Доцент
E-mail: [email protected]
Панкратова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Российская федерация, г. Ростов на Дону Кандидат психологических наук
Доцент
E-mail: [email protected]
Особенности профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением
1 344111, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. 40-я Победы, д. 85, кв. 26
Аннотация. Профессиональные представления лежат в основе профессионального самоопределения, выбора профессионального пути. Недостаточная сформированность представлений о профессии приводит к ошибкам в выборе профессионального пути, а следовательно - к проблемам в профессионализации. Формирование точных и объективных профессиональных представлений зависит от многих факторов, к числу которых относится степень социальной приемлемости поведения. В теоретической части статьи рассматриваются проблемы социальной нормы и отклонения, анализируются исследования в сфере социальных девиаций, затрагиваются теоретические аспекты формирования профессиональных представлений. Приводятся данные исследования профессиональных представлений и профессионального самоопределения, проведённого на выборке подростков с нормативной и осложнённой социализацией, при помощи методик: «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Определение профессиональных интересов» (Л.А. Йовайши), опросник «Профессиональные представления» (Е.И. Рогов). Формулируется ряд выводов относительно существования корреляционных связей по исследуемым категориям и выраженных различий между группами подростков с социально желательным и девиантным поведением.
Ключевые слова: аддиктивное поведение; девиантное поведение; делинквентное
поведение; отклоняющееся поведение; подросток; профессиональная деятельность;
профессиональное самоопределние; профессиональные представления; социализация; социальная норма.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Науменко М.В., Панкратова И.А. Особенности профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/141PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10Л5862/141РУГО15
О равных правах на получение образования говорится в законе «Об образовании» и Национальной доктрине образования. Вместе с тем активность педагогов в работе с подростками демонстрирующими девиантное поведение носит как правило формальный характер и направлена на педагогическую коррекцию следствия, а не сами причины, лежащие в основе той или иной девиации. Что необратимо приводит к увеличению таких негативных явлений среди подростков, как: бродяжничество, совершение правонарушений, беспризорность, наркомания, резкое увеличение числа социальных сирот, детей с отклонением в физическом и умственном развитии. В связи с чем можно говорить о наличии в практике противоречий между «заказом» государства, направляющим управление образования на работу с детьми, в том числе и с находящимися в трудных условиях, и самой практикой образовательного процесса, ориентированного на работу с детьми, не испытывающих ярко выраженных проблем в социализации.
Вопросами девиации, как комплексной категории занимаются сегодня многие ученые. Среди них известны работы таких исследователей, как: А.Е. Личко, В.П. Кащенко, Осипова О.С., С.А. Беличева, Л.И. Зюбин, Галагузова М.А., Дробинская А.О., Машкевич В.Б., А.С. Белкин, Мардахаева Л.В., Остяшкина Э.Г. и многие другие.
В России термин «девиантное поведение», первым ввел в употребление Я.И. Гилинский. Сложность изучаемого понятия обусловлена, его междисциплинарным характером. Сейчас данный термин используется в двух основных значениях. В первом значении «действия человека, поступок, не соответствующие фактически сложившимся или установленным нормам в данном обществе» девиантное (отклоняющееся) поведение выступает предметом психологии и педагогики. Во втором значении девиантное поведение выступает как «социальное явление, выражающееся в устойчивых и относительно массовых формах деятельности, не соответствующих установленным или сложившимся в данном обществе правилам и нормам» оно является предметом социальной психологии, социологии, права.
Отечественные ученые определяют девиантное поведение, как весьма сложное социальное явление, которое характеризуется «...нарушением и изменением нормативно значимых факторов» (В.Н. Кудрявцев) [5, с. 231]; «...проявлением подростковой социальной дезадаптации, принимающей в различных случаях психосоциальный, социальный или патогенный характер» (С.А. Беличева) [2, с. 221] и др.
Заметим, что понятие девиации не всегда носит отрицательную окраску, с точки зрения В.А. Петровского, в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого "Я". При всем этом девиации должны носить социально-творческую направленность: различные виды художественного творчества и научно-технического. Вместе с тем, негативный характер девиаций разрушительно влияет как на саму личность, так и на общество в целом. Именно данный тип отклоняющегося поведения вызывает особый интерес исследователей и в большинстве случаев рассматривается в психолого-педагогической литературе.
В.Д. Менделевич указывает на то, что девиация - это граница между нормой и патологией, это крайний вариант нормы [6, с. 377]. В психологии для определения понятия «норма» наиболее часто встречающимся является негативный подход. В соответствии с данным подходом, человек нормальный (или здоровый) - это тот человек, у кого отсутствуют аномалии в развитии. По замечанию Б.С. Братуся, "тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать сущность нормы, однако на эту сущность, никак не указывая" [1, с. 10].
Позитивный подход, наоборот, направлен на выявление эталона с желательными качествами - эталона (условной группы людей без аномалий в развитии), как среднего показателя (статистической нормы).
С момента появления девиантного поведения в обществе, появляются две противоречивые тенденции - дезорганизации и организации, обусловленные постоянным вовлечением в социальную систему постоянно добавляющихся элементов. Нормы являются важнейшим условием стабильного функционирования социальной системы. Формы поведения, которые имеют противоречия сложившимся общественным нормам, приводят к отклонениям в поведении (девиациям).
Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что понятие "отклонение" имеет смыл быть лишь в связи с понятием "норма". Так, Н. Смелзер определяет девиацию как "отклонение от групповой нормы".
Нормы в обществе существуют в виде стандартов поведения (стереотипов). С точки зрения субъекта формирования норм, их подразделяют на официально установленные и фактически сложившиеся нормы. Официально установленные нормы - создаются законодателями либо другими уполномоченными лицами. Фактически сложившиеся нормы -возникли под воздействием некоторых обстоятельств (традиции, обычаи, нормы морали). Под влиянием обстоятельств возникают нормы временного действия. Социальные нормы могут образовываться стихийно в виде традиций или целенаправленно.
Норма определяет исторически сложившийся предел, меру допустимого поведения. В отличие от естественных, социальные нормы складываются как результат отражения в поступках и сознании людей объективных закономерностей функционирования общества. Отклонения поведения от нормы могут иметь для общества различные значения. Позитивные - средство прогрессивного развития системы, повышения уровня системной организованности, преодоления устаревших, консервативных стандартов поведения. Это -социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дезорганизация системы. Это - социальная патология: преступность, наркомания, алкоголизм, суицид, проституция.
Исследователи Н. Смелзер и Э. Штур выделяют социально значимые функции девиантного поведения:
1) способствует усилению подчинения нормам (наказание или даже простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению);
2) позволяет точнее определить критерии (границы) нормы и вооружить ими других людей (этому способствуют современные СМИ);
3) способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защититься от девиантов. Имея ввиду под этим соответствие или несоответствие человека признаваемым нами нормам;
4) девиация - фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы - это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотрения устаревших норм).
Поведение некоторых подростков и детей зачастую обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического
развития, условиями воспитания и социального окружения. Половое созревание, характерное для данного возраста также влияет на поведение. При ускоренном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость и др.). При задержанном половом развитии появляются неуверенность, медлительность, несобранность, импульсивность и трудности в приспособлении. Появление девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится не устойчивой, появляется резкая смена настроения, быстрый переход от хорошего к плохому настроению. При столкновении подростка с недооценкой его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Следует заметить, что настойчивость и целеустремленность в этом возрасте все еще сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью. Развитие личности подростка происходит под влиянием общества и культуры, связано с полом и социально-экономическим положением. Половое созревание у современных подростков завершается раньше положенного наступления социальной зрелости. Социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, наступления совершеннолетия или материальной независимости. Подросток в некоторых жизненных сферах может быть неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность [3]. В жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей. Однако освоение этих ролей происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и поведенческим нарушениям, к числу которых можно отнести:
• Гиперкинетическое расстройство поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, переход от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с чрезмерной и со слабо регулируемой активностью. Может быть, также расстройство поведения и заниженная самооценка.
• Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает агрессивное поведение (протестующее, грубое) или антисоциальное, проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками.
• Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного агрессивного или антисоциального поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Данный вид поведения отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей, взаимных связей с ровесниками.
• Социализированное расстройство поведения. Расстройство отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, уходы из дома, вымогательство, грубость), или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков.
• Делинквентное поведение. Проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Это поведение проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми.
• Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). В большинстве случаев наркотизация и алкоголизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления быть своим в компании, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние, любопытство.
• Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием.
• Психогенное патологическое формирование личности, происходящее под влиянием: уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний; тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Подростковый возраст характеризуется активным формированием, чувства взрослости, которое является показателем уровня самосознания и играет немаловажную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. Выбор профессии подростками принадлежит к категории разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые ими в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям [3].
Образ будущей профессии очень сложное образование, которое включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным структурам профессии делает выбор более реальным и обоснованным. Наполнение эмоционально-оценочного и когнитивного компонентов образует представления о профессии. В общей психологии под представлением понимается «психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта». В отечественной психологической литературе имеется немало работ, подчеркивающих важное значение профессиональных представлений. В качестве регуляторов профессионального самоопределения профессиональные представления рассматривали психологи В.Н. Гоголев, А.И. Донцов, Т.В. Кудрявцев и др. В работах В.Д. Брагина, В.В. Овсянникова, Е.И. Рогов, Л.А. Сергеева и др. Многие отечественные ученые, такие, как Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Конопкин О.А. и др., считают, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. По их мнению, для сознательного выбора трудовой деятельности необходимы адекватные представления о профессии, а также учет интересов, желаний, возможностей и способностей. Становление профессиональных представлений начинается с дошкольного возраста, в школьном возрасте они дифференцируются, конкретизируются, а при получении профессиональных навыков — уточняются. Имеющиеся у человека профессиональные представления оказывают существенное влияние на осознанный выбор трудовой деятельности, учитывающим его интересы, желания, возможности и способности. Корректировка профессиональных представлений имеет пролонгированный характер и не прекращается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям самого человека. Иначе в самосознании человека появляется отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения задач.
Подростки, обеспокоенные своим профессиональным будущим, стремящиеся учиться в профессиональном учебном заведении, проявляют опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Подростки лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности интеллектуальных, моральных, физических качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".
Формирование ценностных ориентаций и профессиональных представлений подростков являет собой сложный социально-психологический процесс, на который оказывают влияние и семья, и школьный учитель, и межличностные отношения подростка со сверстниками и др. Не только семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и прочее, но и уровень образования, квалификации родителей оказывает существенное воздействие на представления о тех или иных видах деятельности и в конечном итоге - выбор профессионального пути.
Уже начиная с 7-8 класса подростки сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Самоопределение предполагает отказ от подростковых фантазий, самоограничение. Подростку приходится ориентироваться в разных профессиях, это не просто, поскольку в основе представления о профессии лежит не свой собственный, пережитый опыт, а чужой - информация, полученная от родителей, друзей и т.д. Опыт этот абстрактен [4].
С целью выявления особенностей профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением на начальном этапе исследования была проведена методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орела у подростков с обычной социализацией и у подростков задержанных ОПДН. По данным проведенной методики было установлено, что у подростков с обычной социализацией высокую степень выраженности имеют такие показатели как: социальная желательность (4,67%), преодоление норм и правил (5,37%), контроль эмоциональных реакций (4,37%). Низкую степень выраженности показывают такие факторы, как: саморазрушение (0,43%), агрессия (0,23%), делинквентное поведение (0,17%), аддиктивное поведение не представлено вообще. Такие показатели, в целом, могут свидетельствовать об отсутствии выраженной склонности к девиантному поведению, несмотря на то, что небольшие отклонения в поведении присутствуют у 3 респондентов. У подростков задержанных инспекторами ОПДН высокую степень выраженности имеют такие показатели как: аддиктивное поведение (6,53%), агрессия (5,07%), делинквентное поведение (6,6%). Имеется выраженность такого показателя, как саморазрушение (2,67%). Низкая степень выраженности преобладает по таким показателям как: социальная желательность (0,57%), преодоление правил и норм (0,27%), контроль эмоциональных реакций (0,77%). Такие показатели могут свидетельствовать о социальной запущенности, проявляющейся в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции. Проанализировав полученные данные можно сделать вывод о том, что склонность к девиантному поведению у подростков, задержанных инспекторами ОПДН выше, чем у подростков с социально приемлемым поведением. Данный факт подтверждают полученные в ходе эмпирического исследования данные проведенной методики. В процессе дальнейшего исследования деление на группы производилось с учётом данных, проведённой методики. Подростки, продемонстрировавшие низкие показатели по всем шкалам методики
«Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), или высокие показатели только по шкале социальной желательности поведения составили одну группу, именуемую группой подростков с социально приемлемым поведением. Подростки, продемонстрировавшие, высокие показатели хотя бы по одной шкале, характеризующей один из видов девиантного поведения - были отнесены ко второй группе, именуемую группой подростков с девиантным поведением.
В результате проведения диагностики профессиональных представлений и профессионального самоопределения при помощи методик: тест «Определение профессиональных интересов» (Л.А. Йовайши) и опросник «Профессиональные представления» (Е.И. Рогов) [7], было выявлено, что существуют различия в степени сформированности профессиональных представлений и профессиональных интересах у подростков с социально приемлемым поведением и подростков с девиантным поведением.
Среднегрупповые профессиональные интересы подростков с социально приемлемым поведением: искусство - 2,26 баллов, техника - 1,8 баллов, работа с людьми - 2,4 баллов, умственный труд - 1,43 баллов, физический труд - 0,8 баллов, материальные блага - 2,36 баллов. Среднегрупповые профессиональные интересы подростков с девиантным поведением: искусство - 0,36 баллов, техника - 1,63 баллов, работа с людьми - 0,63 баллов, умственный труд - 0,23 баллов, физический труд - 2,36 баллов, материальные блага - 1,93 баллов.
■ Подростки с соц. приемлемым поведением ■ Подростки с девиантным поведением
Рисунок 1. Показатели профессиональных интересов подростков по методике Л.А. Йовайши
По данным графика видно, что во многих сферах деятельности между группами прослеживаются существенные различия, в частности у подростков с социально приемлемым поведением гораздо в большей степени выражены такие сферы, как: работа с людьми, искусство и умственная работа, тогда как у подростков с девиантным поведением преобладает сфера физического труда. Однако имеются и сходства, в таких сферах деятельности, как: сфера материальной заинтересованности и техника. Сходство в данных сферах деятельности можно объяснить тем, что современные подростки имеют заинтересованность в материальном благополучии и в сферах деятельности, имеющих отношение к работе с техническими устройствами.
Данные полученные по опроснику «Профессиональные представления» Е.И. Рогова представлены на рисунке 2.
■ Подростки с соц.приемлемым поведением ■ Подростки с девиантным поведением
80,00% 60,00%
15,00% 20,00% 25,00%
0%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень сформированности представлений сформированности представлений сформированности представлений
Рисунок 2. Показатели сформированности профессиональных представлений по опроснику
Е.И. Рогова
В результате исследовании уровня сформированности профессиональных представлений подростков, было установлено, что большинство подростков с социально приемлемым поведением характеризуются средним уровнем сформированности профессиональных представлений - 25%, для 60% характерны высокие показатели информированности о мире профессий и только 15% из данной группы продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений. Подавляющее большинство подростков с девиантным поведением показали выраженный низкий уровень формирования профессиональных представлений - 80%, только 20% показали средний уровень информированности и ни кто из данной выборки не продемонстрировал высокий уровень.
Такие показатели информированности можно объяснить тем, что подростки с социально приемлемым поведением имеют первичные представления о выборе будущей профессии в связи с нормальной социализацией, а подростки с девиантным поведением в связи с отсутствием адекватной оценки социальных связей и отношений имеют крайне ограниченные даже первичные представления о профессиях.
После проведения статистической обработки данных - определения достоверности различий на уровне исследуемого признака с помощью и-критерия Манна-Уитни - были обнаружены значимые различия в профессиональном самоопределении подростков с социально приемлемым поведением и подростков с девиантным поведением. Так, подростки с социально приемлемым поведением имеют более высокий показатель заинтересованности в сфере искусства, средний ранг равен 36,28, чем подростки с девиантным поведением, у которых средний ранг составляет 26,72. Также у подростков имеет выраженность показатель заинтересованности работы с людьми, средний ранг равен 34,6, тогда как у подростков с девиантным поведением он составляет 22,4. Подростки с социально приемлемым поведением имеют выраженный показатель заинтересованности в умственном труде, средний ранг которой составляет 37,02, а у подростков с девиантным поведением он равен 27,98. Высокую выраженность в показатели заинтересованности в физическом труде имеют подростки с девиантным поведением, средний ранг составляет 39,22, у подростков с социально приемлемым поведением он составляет 26,7.
В результате проведения корреляционного анализа (Корреляция Пирсона) было установлено, что у подростков, не имеющих отклонений в поведении, профессиональные интересы (работа с людьми, сфера материальных благ) коррелирует с социальной
желательностью, (r =0,661 при р=0,05) и (r =0,644 при р=0,05), соответственно. Это можно объяснить тем, что среди подростков, демонстрирующих социально желательное поведение распространены представления о возможности приобретения материальных благ посредствам реализации только социально желательных форм поведения. А работа с людьми, возможно, по их представлениям связана с тем, что специалисты, занятые в сфере работы с людьми обязаны, в большей степени, чем представители других профессиональных сфер, демонстрировать социально приемлемые формы поведения, быть некоторым эталоном, образцом для объектов своей профессиональной деятельности. У подростков с девиантным поведением профессиональное самоопределение (работа с людьми, сфера материальных благ, сфера физического труда) коррелирует с такими видами девиантного поведения, как: преодоление норм и правил, аддиктивным поведением, агрессией, делинквентным поведением. Работа с людьми имеет по отношению к преодолению норм и правил отрицательную корреляционную связь (r =-0,623 при р=0,01). Это может являться свидетельством того, что девиантные подростки не имеют представления о работе с людьми, согласно которым требуется соблюдение этических норм и правил, предъявляемых обществом. Сфера материальных благ коррелирует с аддиктивным поведением (r=0,736 при р=0,05). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что имея склонность к аддиктивному поведению подросток стремится выделиться, а сфера материальных благ одна из составляющих престижности. Физический труд коррелирует с агрессивным поведением (r =0,766 при р=0,05), а также коррелирует с делинквентным поведением (r=0,717 при р=0,05). Подобные результаты наглядно демонстрирует то, что физический труд, будучи трудозатратным, как правило не требует высоких интеллектуальных затрат, а это значит что подростки, вероятно, направлены на конкуренцию между собой, в форме конфронтации за более выгодные для них условия труда именно в данной сфере, проявляя при этом агрессию и делинквентное поведение.
Кроме того в группе подростков с девиантным поведением было выявлено существование корреляционной связи между агрессивным поведением и низким уровнем сформированности профессиональных представлений (r=0,623 при р=0,05), а также зафиксирована прямая корреляция между саморазрушением и низким уровнем сформированности представлений (r=0,716 при р=0,05). Данный факт может свидетельствовать о том, что агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми и склонность решать проблемы посредством насилия, низкая ценность собственной жизни, склонность к риску приводит к снижению заинтересованности в получении информации о сферах профессиональной деятельности, т.к. подростки не стремятся самореализовать себя в профессиональном плане.
Полученные и проанализированные в результате исследования данные позволяют сформулировать некоторые выводы по рассматриваемой проблеме:
1. Подростки, задержанные инспекторами ОПДН, имеют более высокие показатели в различных видах девиантного поведения, чем обычные школьники.
2. Подростки с социально приемлемым поведением и подростки с девиантным поведением, имеют различия:
• в профессиональном самоопределении, выражающиеся в профессиональных интересах: у подростков с социально приемлемым поведением гораздо в большей степени выражены такие сферы, как: работа с людьми, искусство и умственная работа, тогда как у подростков с девиантным поведением преобладает сфера физического труда;
• в степени сформированности профессиональных представлений: подростки с социально приемлемым поведением характеризуются средним уровнем сформированности представлений, а подростки с девиантным поведением низким уровнем сформированности.
3. В группе подростков с девиантным поведением имеются взаимосвязи между типами девиантного поведения и сферами профессиональных интересов. Такие виды девиантного поведения как: преодоление норм и правил, аддиктивное поведение, агрессия, делинквентное поведение коррелируют со сферами профессиональных интересов: работа с людьми, сфера материальных благ, сфера физического труда.
4. В группе подростков с девиантным поведением имеются взаимосвязи между типами девиантного поведения и степенью сформированности профессиональных представлений: агрессивное поведением и саморазрушение коррелирует с низким уровнем сформированности профессиональных представлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Воронеж, 1996. - 144 с.
2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 2000. - 221 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психолого - социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 322 с.
4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 111 с.
5. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология [Текст] / В.Н. Кудрявцев - М., 1999. - 231 с.
6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: Речь 2005. - 377 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов Учеб. Пособие: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 432 с.
8. Рыбников, Н.С. Психология и выбор профессии [Текст] / Н.С. Рыбников. - М.: Орел, 1992. - 88 с.
9. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин. -Свердловск, 1999. - 100 с.
10. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст] / И. Трус // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 345.
Рецензент: Дроздова Ирина Ивановна, доцент кафедры «Психологии развития», кандидат психологических наук, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».
Naumenko Marina Vladimirovna
Southern federal university Russian Federation, Rostov on Don E-mail: [email protected]
Pankratova Irina Anatol'evna
Southern federal university Russian Federation, Rostov on Don E-mail: [email protected]
Features of professional representations and professional self-determination of teenagers with deviant behavior
Abstract. Professional representations are the cornerstone of professional self-determination, a choice of a professional way. The insufficient formation of ideas of a profession leads to mistakes in a choice of a professional way, and consequently - to problems in professionalizing. Formation of exact and objective professional representations depends on many factors to which number degree of the social acceptability of behavior belongs. In theoretical part of article problems of social norm and a deviation are considered, researches in the sphere of social deviations are analyzed, theoretical aspects of formation of professional representations are affected. These researches of professional representations and the professional self-determination which is carried out on selection of teenagers with the standard and complicated socialization by means of techniques are given: "Diagnostics of tendency to deviant behavior" (A.N. Orel), "Determination of professional interests" (L.A. Yovaysha), questionnaire "Professional representations" (E.I. Rogov). A number of conclusions concerning existence of correlation communications on the studied categories and the expressed distinctions between groups of teenagers with socially desirable and deviant behavior is formulated.
Keywords: addiktivny behavior; deviant behavior; delinkventny behavior; deviant behavior; teenager; professional activity; professional samoopredelny; professional representations; socialization; social norm.
REFERENCES
1. Asmolov, A.G. Cultural and historical psychology and designing of the worlds [Text] / A.G. Asmolov. - M.: Voronezh, 1996. - 144 pages.
2. Belicheva, S.A. Fundamentals of preventive psychology / S.A. Belicheva. - M.: RITsK Social health of Russia, 2000. - 221 pages.
3. Bozovic L.I. Problems of formation of the personality: The chosen psychological works [Text] / Under the editorship of D.I. Feldstein; Introductory article of D.I. Feldstein. - 3rd prod. - M.: Moscow the psychologist - social institute, Voronezh: NPO MODEK, 2001. - 322 pages.
4. Gogoleva of A.V. Addiktivnoye behavior and its prevention [Text] / A.V. Gogoleva -the 2nd prod., I erased. - M.: Moscow the psychologist - social institute; Voronezh: NPO MODEK publishing house, 2003. - 111 s.
5. Kudryavtsev V.N. Legal behavior: norm and pathology [Text] / V.N. Kudryavtsev -M., 1999. - 231 pages.
6. Mendelevich of V.D. Psikhologiya of deviant behavior of [Text] / E.L. Mendelevich. -M.: Speech 2005. - 377 pages.
7. Horns E.I. Reference book practical psychologist [Text] / E.I. Rogov of Studies. Grant: In 2 princes - M.: VLADOS - the PRESS, 2001. - Book 1: System of work of the psychologist with children of different age. - 432s.
8. Rybnikov, N.S. Psikhologiya and choice of profession [Text] / N.S. Rybnikov. - M.: Eagle, 1992. - 88 pages.
9. Safin, V.F. Psikhologiya of self-determination of the personality [Text] / V.F. Safin. -Sverdlovsk, 1999. - 100 pages.
10. Coward And. School students with deviant behavior: features of education [Text] / I. Trus // Education of school students. - 2002. - No. 7. - Page 345.