Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ СИБИРСКИХ ТАТАР'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ СИБИРСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирские татары / глобализация / этническая общность / урбанизация / малый народ / технический прогресс / компьютеризация / идентичность / язык / культура / «культурный код» / автономия.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шагбанова Х.С.

Современные процессы универсализации социальной жизни, затрагивающие все без исключения страны, пронизывают экономическую, политическую и культурную сферы жизнедеятельности общества. Неизбежность глобализации определяется стремительным развитием технологий, позволившим вывести коммуникацию на новый, всемирный уровень. Между тем, наряду с прогрессом в отдельных областях, глобализация имеет негативные последствия, в первую очередь – для малых народов, этнических общностей. В статье автор анализируя сущность процессов глобализации, определяет степень влияния происходящих изменений на язык и культуру сибирских татар, а также намечает пути обретения независимости и самостоятельности сибирско-татарского народа, укрепления их связи с историческим прошлым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ СИБИРСКИХ ТАТАР»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-114-117 NIION: 2018-0076-8/22-895 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1093

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: khabiba@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ

СИБИРСКИХ ТАТАР

Аннотация. Современные процессы универсализации социальной жизни, затрагивающие все без исключения страны, пронизывают экономическую, политическую и культурную сферы жизнедеятельности общества. Неизбежность глобализации определяется стремительным развитием технологий, позволившим вывести коммуникацию на новый, всемирный уровень. Между тем, наряду с прогрессом в отдельных областях, глобализация имеет негативные последствия, в первую очередь - для малых народов, этнических общностей. В статье автор анализируя сущность процессов глобализации, определяет степень влияния происходящих изменений на язык и культуру сибирских татар, а также намечает пути обретения независимости и самостоятельности сибирско-татарского народа, укрепления их связи с историческим прошлым.

Ключевые слова: сибирские татары, глобализация, этническая общность, урбанизация, малый народ, технический прогресс, компьютеризация, идентичность, язык, культура, «культурный код», автономия.

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

IMPACT OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE LANGUAGE AND CULTURE OF THE SIBERIAN TATARS

Annotation. Modern processes of universalization of social life, affecting all countries without exception, permeate the economic, political and cultural spheres of society. The inevitability of globalization is determined by the rapid development of technology, which has made it possible to bring communication to a new, worldwide level. Meanwhile, along with progress in certain areas, globalization has negative consequences, primarily for small peoples and ethnic communities. In the article, the author, analyzing the essence of globalization processes, determines the degree of influence of the ongoing changes on the language and culture of the Siberian Tatars, and also outlines ways to gain independence and independence of the Siberian-Tatar people, strengthening their connection with the historical past.

Key words: Siberian Tatars, globalization, ethnic community, urbanization, small nation, technical progress, computerization, identity, language, culture, "cultural code", autonomy.

В современных условиях, для которых характерно стремительное развитие процессов глобализации [5, а 30], под угрозой оказываются язык и культура малых народов. Являясь частью Российской Федерации, они становятся вовлеченными в процессы взаимопро-

никновения культур: на них оказывают влияние достижения цивилизации в глобальном масштабе, прежде всего, цифровые и компьютерные технологии, обеспечивающие связь современного человека с внешним миром, вне зависимости от места его постоянного проживания.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Указанные обстоятельства дополняются также утратой малыми народами культурных связей с их исторической родиной в силу постоянного перемещения населения по личным и профессиональным мотивам, стремления к переезду из сельской местности в города. В результате, представители малых народов испытывают трудности в сохранении собственной идентичности, в том числе, в силу столкновения с противоположными культурами, к традициям которых им, по крайней мере, необходимо относиться лояльно. Усиление процессов глобализации, на первый взгляд, имеющее положительные последствия, выражающиеся, например, в возможности приобщения народа к достижениям другой культуры, имеет и отрицательные стороны. К их числу следует отнести проблемы, которые могут возникать в процессе выстраивания культурной политики в отдельных регионах РФ, в результате чего правительству нередко приходится прибегать к межкультурному диалогу, являющемуся значимым инструментом разрешения конфликтных ситуаций в регионах [4, с. 3].

Во избежание подобного сценария развития, несмотря на рост глобализационных процессов на региональном и федеральном уровнях, требуется проявлять повышенное внимание к традициям, истории и культуре малых народов, входящих в состав Российской Федерации, чтобы не допустить растворения их собственной культуры в культуре глобальной.

Для сибирских татар как этнокультурной общности влияние глобализации в перспективе может иметь особенно негативные последствия в силу того, что вплоть до настоящего момента продолжает оставаться открытым вопрос относительно определения статуса их языка. Вместе с тем, невозможно отрицать, что сибирско-татар-ский народ прошел длительный исторический путь развития, в результате чего сформировался в качестве отдельного, независимого этноса. Однако, маркерами определения последнего, наряду с территорией, религией, являются также язык и культура сибирских татар [8, с. 292].

Таким образом, можно заключить, что сибир-ско-татарский народ уже имеет проблемы в области сохранении их национальной и культурной идентичности, усугубляющиеся современными тенденциями взаимопроникновения культур, ведущих к их обезличиванию. В этой связи, целесообразно обратиться к сущности исследуемой проблемы: анализу понятия «глобализация», степени ее влияние на культуру и язык сибирско-татар-ского народа, на основании чего наметить пути сохранения культурной самобытности сибирских татар.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Вместе с тем, в последние десятилетия малым народам, входящим в состав Российской Федерации, свойственен растущий интерес к своей истории и культуре, традициям предков. Это является одним из индикаторов внутреннего стремления представителей малых народов к сплочению своего этноса, возрождению и укреплению культурной и национальной идентичности. Указанные процессы распространяются и на татарское население страны. Примером тому может служить проведение Всемирного конгресса татар - мероприятия, насчитывающего уже почти 30 лет, в рамках которого обсуждаются важнейшие вопросы, касающиеся территориальной автономии татарских народов, сохранения самобытности их культуры, связей с традициями ушедших эпох [1].

Следует отметить, что процесс глобализации является сложным и многоуровневым по своей структуре. Его неизбежным следствием выступает некая универсальность, проявляющаяся не только в культурной, но также в экономической, политической и социальной сферах жизни современного социума. Ведущей характеристикой глобализации выступает утрата территориальности в качестве организующего принципа жизни общества [3, с. 13]. В условиях стремительного развития компьютерных технологий, способствующих налаживанию коммуникации в общемировом пространстве, практически ни одно современное и прогрессивное государство не может полностью абстрагироваться от процессов глобализации. В то же время, они представляют опасность для сохранения «культурного кода» этнических общностей, входящих в состав крупных стран, в частности, для сибирско-татарского народа как части Российской Федерации.

«Размыванию» культурных границ, стиранию из памяти народа традиций и обычаев предков, утрате «культурного кода» этнических общностей способствуют результаты технического прогресса, новые витки которого обусловлены требованиями времени, социальным заказом на стремительность технологических изменений. В сложившихся условиях народ сибирских татар, оторванный от своей исторической родины, поглощенный процессами урбанизации, способствующими уходу в прошлое традиционных способов ведения хозяйства, стремится противостоять процессам глобализации посредством убеждения руководства страны и широкой общественности в самостоятельности своего языка. Последнее обстоятельство не только способствовало бы большей консолидации сибирских татар, сохранению их идентичности, но также выступает необходимым условием для получения народом территориальной автономии. Ведь даже являясь частью

значительного татарского этноса, сибирские татары обладают своим языком, особенности которого выражаются, том числе, и в культуре. В немалой степени обретение территориальной автономии сказалось бы на восприятии сибирскими татарами себя как отдельной и самостоятельной части большого татарского народа.

Необходимо отметить, что понятие «глобализация» в зависимости от специфики процессов универсализации культуры, экономики и т.д. может заменяться сходными по значению понятиями, в частности, такими, как «вестернизация», «модернизация» и проч. Тем не менее, они не отражают в полной мере сущность изучаемого процесса. Это подтверждается в тексте работы О.А. Ивановой и Д.Р. Сабировой «Современный этап глобализации: языковой аспект», где, авторами в частности, отмечается, что неправомерным является сведение глобализации исключительно к внедрению норм культуры, свойственных западным странам, наращиванию контактов в сфере международных отношений, повышению мобильности граждан с точки зрения их перемещений между странами. Глобализация, в первую очередь, представляет собой интенсификацию общественных связей в общемировом масштабе, характеризующуюся взаимовлиянием событий локального и мирового уровней [2]. В этой связи, культура и язык сибирских татар как народа, нуждающегося в признании и обретении независимости, оказывается под угрозой и рискует быть растворенной как в западных культурных тенденциях, так и более крупных этнических общностей в рамках территории Российской Федерации. Учитывая, что сибирские татары являются малым народом, борющимся за право иметь собственный язык, не приходится говорить о значительном влиянии их локальной культуры на мировой культурный уровень.

Представляется, что в стремлении сибирских татар добиться признания самостоятельности своего языка уже содержится призыв к этнической консолидации. В данном случае, усилия народа, предпринимаемые в этом направлении, возможно расценивать как один из способов борьбы с тенденциями глобализации.

Представляется значимым также стремление сибирских татар доказать самобытность и уникальность своей культуры, своего исторического пути. Этой задаче посвящены Всемирный татарский конгресс, а также дискуссии по «татарскому вопросу» различных уровней. Следует отметить, что вплоть до настоящего момента их участникам не удалось выработать единого мнения относительно того, являются ли все татары, например, проживавшие на территории бывшего СССР, единым этносом. Это связано с высокой степенью дисперсности сибирских татар, слабым

взаимодействием между отдельными группами татарского народа, отличиями, в ряде случаев -весьма глубокими, в языке, традициях, обычаях и антропологических признаках этнических общностей [6].

По мнению некоторых ученых, «размывание» «культурного кода» сибирских татар в результате процессов глобализации может являться акцией, спланированной властями федерального уровня. В результате, татары не только могут утратить свою культурную самобытность, но также вступить в стадию конфликта во взаимоотношениях между отдельными группами татарского народа. Так, директор Института истории Академии наук Республики Татарстан Р.С. Хакимов, рассматривая выделение сибирских, астраханских и других групп татар, подмечает следующее: «Русских, живущих в Сибири, называют сибиряками, но никому в голову не приходит выделять их в отдельный народ и называть «сибирскими русскими». Но если немного поработать этнографам и политикам, то можно людей так запутать, что они будут говорить: «Мы не русские, а сибиряки»! Придумают им сибирские костюмы, танцы, свой говор. И нация готова» [7].

Подводя итог, в числе положительных сторон исследуемого вопроса следует отметить стремление сибирских татар к идентичности, что проявляется в обсуждении проблемных вопросов языка, культуры и истории народа на высшем уровне. Среди отрицательных сторон следует подчеркнуть неотвратимость процессов глобализации, в рамках которых малым народам необходимо будет искать новые пути сохранения культуры и традиций своей этнической общности.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Всемирный конгресс татар [Электронный ресурс]. - URL: https://tatar-congress.org/ru/ (дата обращения: 19.04.2022).

[2] Иванова О.А., Сабирова Д.Р. Современный этап глобализации: языковой аспект // V Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум - 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2013/ article/2013007371 (дата обращения: 19.04.2022).

[3] Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. - С. 13-32.

[4] Рендашкина А.Н. Межкультурный диалог русских и поздних переселенцев-татар в Восточной Сибири: на примере Красноярского края нач.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

XIX-XXI в.: дисс. ... канд. культ. - Красноярск, 2015. - 158 с.

[5] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / InternationalLawand International Organizations. 2020. № 1. С. 29-44. - URL: https://e-notabene.ru/wl/ article_30979.html (дата обращения: 19.04.2022).

[6] «Татары Сибири» или «Сибирские татары»? Научные дискуссии и проблема самоопределения коренного этноса Западной Сибири в начале XXI в. [Электронный ресурс]. - URL: http:// bsk.nios.ru/content/tatary-sibiri-ili-sibirskie-tatary-nauchnye-diskussii-i-problema-samoopredeleniya-korennogo (дата обращения: 19.04.2022).

[7] Хакимов Р. С. Кто ты, татарин? - Казань: Мастер-Лайн, 2002. - 47 с.

[8] Шагбанова Х.С. Язык и историко-культурное наследие сибирских татар в полиэтнической среде: состояние, проблемы, перспективы развития // Образование и право. 2021. № 10. - С. 291293.

Spisok literatury:

[1] Vsemirnyj kongress tatar [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tatar-congress.org/ru/ (data obrashcheniya: 19.04.2022).

[2] Ivanova O.A., Sabirova D.R. Sovremennyj etap globalizacii: yazykovoj aspekt // V Mezhdunar-odnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya. Studencheskij nauchnyj forum - 2013. [Elektronnyj

resurs]. - URL: https://scienceforum.ru/2013/arti-cle/2013007371 (data obrashcheniya: 19.04.2022).

[3] Mironov A.V. Social'no-gumanitarnoe obra-zovanie segodnya: problemy i perspektivy // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2001. № 3. - S. 13-32.

[4] Rendashkina A.N. Mezhkul'turnyj dialog russkih i pozdnih pereselencev-tatar v Vostochnoj Sibiri: na primere Krasnoyarskogo kraya nach. XIX-XXI v.: diss. ... kand. kul't. - Krasnoyarsk, 2015. -158 s.

[5] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / InternationalLawand International Organizations. 2020. № 1. S. 29-44. -URL: https://e-notabene.ru/wl/article_30979.html (data obrashcheniya: 19.04.2022).

[6] «Tatary Sibiri» ili «Sibirskie tatary»? Nauch-nye diskussii i problema samoopredeleniya koren-nogo etnosa Zapadnoj Sibiri v nachale XXI v. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://bsk.nios.ru/content/ tatary-sibiri-ili-sibirskie-tatary-nauchnye-diskus-sii-i-problema-samoopredeleniya-korennogo (data obrashcheniya: 19.04.2022).

[7] Hakimov R. S. Kto ty, tatarin? - Kazan': Master-Lajn, 2002. - 47 s.

[8] Shagbanova H.S. Yazyk i istoriko-kul'turnoe nasledie sibirskih tatar v polietnicheskoj srede: sos-toyanie, problemy, perspektivy razvitiya // Obra-zovanie i pravo. 2021. № 10. - S. 291-293.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.