Научная статья на тему 'СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ – ПАССИОНАРИИ СИБИРИ'

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ – ПАССИОНАРИИ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сибирские татары / пассионарии / пассионарность / сибирско-татарский этнос / Западная Сибирь / ландшафт и климат.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагбанова Х.С.

Изучение истории формирования и развития сибирско-татарского этноса актуализирует вопрос о том, каким образом в числе других народов Западной Сибири сибирским татарам удалось сохранить самобытность культуры, традиций и языка. Значимость данному вопросу придает специфика формирования сибирско-татарского этноса – в условиях постоянного взаимодействия с чужой культурой. В статье автор исследует проблему места и роли сибирских татар среди народов Западной Сибири через призму теории пассионарности известного отечественного ученого-этнографа – Л.Н. Гумилева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ – ПАССИОНАРИИ СИБИРИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-126-129 NIION: 2018-0076-8/22-898 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1096

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: khabiba@yandex.ru

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ - ПАССИОНАРИИ СИБИРИ

Аннотация. Изучение истории формирования и развития сибирско-татарского этноса актуализирует вопрос о том, каким образом в числе других народов Западной Сибири сибирским татарам удалось сохранить самобытность культуры, традиций и языка. Значимость данному вопросу придает специфика формирования сибирско-татарского этноса - в условиях постоянного взаимодействия с чужой культурой. В статье автор исследует проблему места и роли сибирских татар среди народов Западной Сибири через призму теории пассионарности известного отечественного ученого-этнографа - Л.Н. Гумилева.

Ключевые слова: сибирские татары, пассионарии, пассионарность, сибирско-та-тарский этнос, Западная Сибирь, ландшафт и климат.

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

SIBERIAN TATARS - PASSIONARIES OF SIBERIA

Annotation. The study of the history of the formation and development of the Siberian-Tatar ethnic group actualizes the question of how, among other peoples of Western Siberia, the Siberian Tatars managed to preserve the originality of culture, traditions and language. The significance of this issue is given by the specifics of the formation of the Siberian-Tatar ethnos - in conditions of constant interaction with a foreign culture. In this article, the author explores the problem of the place and role of the Siberian Tatars among the peoples of Western Siberia through the prism of the passionarity theory of the famous Russian ethnographer L.N. Gumilyov.

Key words: Siberian Tatars, passionaries, passionarity, Siberian-Tatar ethnic group, Western Siberia, landscape and climate.

Формирование татарского этноса являлось результатом длительного процесса евразийского этногенеза. Татары стали значимым элементом пестрой мозаики народов от Оки до Оби, от низовьев Волги до Урала. Ярким субэтносом, с богатой и самобытной культурой является коренной народ Западной Сибири - сибирские татары [8, с. 1378]. В условиях процессов «размывания» культурных границ, ухода в прошлое традиций и обычаев малых народов, представляется актуальным обращение к исследованию той роли, которую сыграли сибирские татары в культурном развитии Сибири, рас-

смотрение взаимодействия сибирских татар с другими народами, в том числе - в рамках своего этноса, что позволит, в конечном счете, определить степень их пассионарности в числе сибирских народов.

Прежде чем ответить на вопрос о роли и значении сибирских татар в истории и культуре народов Сибири, необходимо дать определение самому понятию пассионарности.

Исследованию сущности данного понятия посвящены труды известного советского и российского ученого-этнографа - Л.Н. Гумилева, который ввел его в научный оборот. Основной смысл дан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ного понятия, согласно точке зрения автора, состоял во внутреннем необоримом стремлении личности к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели. При этом пассионарность, по Л.Н. Гумилеву, могла и не осознаваться самим пассионарием. Автор отмечал также, что в каждом этносе есть пассионарные личности, однако, они, как правило. составляют меньшинство. Тем не менее, их энергии достаточно для того, чтобы повлиять на изменение всего этноса, а также создать условия для формирования новых этносов [1, с. 122]. Таким образом, основным признаком пассионарности выступает сверхэнергия, неуемная жажда деятельности в различных ее областях, свойственная отдельным представителям народа и передающаяся через них общности в целом.

Теория Л.Н. Гумилева вполне применима к сибирским татарам, что подтверждается фактами истории формирования данного этноса. В русле исследований автора сибирских татар можно рассматривать в качестве носителя потенциальной пассионарности тюрко-славянского этноса на территории Сибири. Несмотря на то, что применимость теории пассионарности Л.Н. Гумилева к сибирским татарам при первоначальном рассмотрении может показаться преувеличением, анализ исторического пути народа является действенным способом преодоления стереотипов в исследуемом вопросе.

Согласно пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва [1], исторический процесс представляет собой взаимодействие этносов, находящихся в постоянном развитии, в рамках конкретного ландшафта. Результаты исследований, произведенных доктором исторических наук - Г. Л. Файзрахмановым, убедительно доказывают, что этногенез сибирско-татарского этнос являлся итогом сложного взаимодействия целого ряда племен и народов. Так, автор указывает, что основу данной этнической общности составляли тюркские племена, проживавшие на территории Западной Сибири еще до н. э. [6], опровергая при этом поход, развиваемый в работе В.И. Огородникова, согласно которому, появление тюркского населения в Западной Сибири рассматривалось как результат монгольского нашествия, датируемого XIII столетием [4, с. 218].

Параллельно с этим, в период с IV в. до н.э. по II в. н.э. этногенез тюркских народов, проживавших на территории Западной Сибири вступает во взаимодействие с культурой тюркоязычных хун-нов, в результате процесса миграции последних. Несколько позднее, начиная с VI в. н.э. до XI в. н.э. западно-сибирские лесостепи попадают в орбиту

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

влияния Уйгурского, Кыргызского и Кимакского каганатов.

Таким образом, сибирские татары формировались как этническая общность в результате взаимодействия с другими народами. При этом процесс культурного взаимодействия и обогащения не привел, однако, к нивелированию самобытности сибирско-татарского этноса: их деятельное стремление оберегать и транслировать свою культуру позволило исследователям констатировать значимость сибирско-татарского этноса и его превосходство по отношению к другим народам Сибири. В частности, один из первых ученых-исследователей сибирской земли, Г. Ф. Миллер заключал в своем труде «История Сибири» следующее: «Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи, Енисею и лежащих между ними степях» [3, с. 169]. Принимая во внимание фундированность научной основы выводов автора, стоит отметить также, что народ, появившийся в результате сложного синтеза тюркских, угорских и отчасти монгольских племен, обрел свое название лишь в конце XIV столетия. Включение в этноним элемента «сибирский» представляет собой, своего рода, отсылку к начальной точке формирования народа, образованию единого субэтноса татарского мира. В данном случае, можно констатировать не только взаимодействие сибирско-татарского этноса с другими племенами и народами, но также и автохтон-ность его происхождения, сильную связь с ландшафтом, территорией и климатом западно-сибирских степей, оказавших значительное влияние на формирование характера народа, его пассионарность, являющуюся основой сохранения и трансляции культуры.

Связь характера народа и природно-климатических условий его формирования нашло отражение в трудах ученых еще начиная с периода средневековья. В частности, суровость климата нередко напрямую связывалась с воинственностью, суровостью, напористостью народа. Примером тому могут служить сочинения европейских участников посольств и дипломатических миссий, а также путешественников, в частности, А. Олеа-рия, Дж. Флетчера и др. [5, 7].

Деятельный характер сибирско-татарского народа также нашел подтверждение на материалах подобного рода исследований. Так, французский путешественник, инженер и писатель Франц Тотт, отмечал, что родина сибирских татар, была, по сути, «колыбелью человечества».В своих «Записках о Турках и Татарах», изданных в 1784 г. в Амстердаме, он писал, что самые первые люди

мигрировали из Тартарии в западном и южном направлении, заселив земли Китая, Тибета, Индии, а затем и Европы. Книга также содержала подробные описания частей Тартарии и характера ее жителей [2]. Принимая во внимание, что сибирские татары являлись выходцами из «колыбели человечества», можно заключить, что автор наделял этот народ деятельным характером, считал его воплощением пассионарного начала.

Пассионарность сибирско-татарского

народа подтверждается не только на основании субъективных мнений писателей и путешественников, но и объективных фактов исторической действительности. Одним из таковых является покорение Сибири отрядом Ермака Тимофеевича, сформированного во владениях купцов Строгановых, в Орле-городке. В данном случае, вновь следует констатировать взаимодействие культур, в котором огромною роль сыграли именно сибирские татары. Поход положил начало освоению территории Сибири российским государством, что неизбежно было сопряжено с сопротивлением местного населения, военными действиями. В то же время, результатом его стало выявление сведений о богатейшей культуре сибирских народов, в первую очередь - сибирских татар, их быте и нравах, а также природно-климатических особенностях местности.

Развитие сибирско-татарского этноса, таким образом, вписывается в теорию пассионарного этногенеза Л.Н. Гумилева. Сибирские татары в числе прочих народов Сибири, с которыми в процессе освоения столкнулись русские, являлись носителями неповторимой культуры, уникальных традиций и языка. Доказательством высокого уровня культурного развития сибирско-татарского этноса являлись материалы археологических раскопок, произведенных казаками Ермака Тимофеевича во время похода в Сибирь. Большинство артефактов было обнаружено участниками экспедиции на сибирских курганах. Примечательно, что множество изделий было изготовлено из чугуна. Казаки Ермака обнаружили также пластины с изображениями, не только людей, но и представителей животного мира, различные письмена. Это являлось прямым подтверждением культурной развитости сибирско-татарского этноса: поход Ермака в Сибирь осуществлялся в конце XVI столетия, а казаками у сибирских татар уже были обнаружены изделия из чугуна, изготовление которых, по всей видимости, осуществлялось и ранее. В европейских же странах производство чугуна началось лишь в XIX в.

Подводя итоги рассмотрению вопроса о пас-сионарности сибирско-татарского этноса, следует

отметить, что деятельный характер его культуры, самобытность, не утраченная в процессе тесного взаимодействия с «другими» племенами и народами, не является пережитком далекого прошлого: их укрепление и развитие актуально и сегодня, так как на современной территории Западной Сибири проживает свыше 200 000 сибирских татар - потомков народа, задолго до экспедиции Ермака основавшегося на берегах Иртыша и Туры, давшего имя этому региону. Пас-сионарность характера, присущая древней этнической общности, в перспективе может явить положительные результаты в области решения многих значимых для сибирских татар вопросов: самостоятельности языка, возрождения традиций и дальнейшего этнокультурного развития.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 510 с.

[2] Деятельность барона Тотта в качества консула в Крыму в 1767 году // Киевские университетские известия. 1873. № 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.vostlit. info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1760-1780/Baron_ Tott/text2.phtml?id=8089 (дата обращения: 26.05.2022).

[3] Миллер Г.Ф. История Сибири. 2. Изд., доп. Т. 1. - М.: «Восточная литература», 1999. - 630 с.

[4] Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала XIX столетия. Ч. 1. - Иркутск: Б.и., 1920. - 289 с.

[5] Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / Введ., пер., примеч. и указ. А.М. Ловягина. -СПб.: А.С. Суворин, 1906. - 528 с.

[6] Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары в составе Российского государства: дисс. ... док. ист. наук. - Казань, 2005. - 540 с.

[7] Флетчер Дж. О государстве русском / Под ред. кн. Н.В. Голицына. - СПб.: АО типогр. дела в Спб., 1911. - 184 с.

[8] Шагбанова Х.С., Абукин Д.М. Мемориальная политика (политика памяти) как ресурс стратегического развития сибирских татар // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 9 (54). - С. 1374-1383.

Spisok literatury:

[1] Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. -M.: AST: Astrel', 2006. - 510 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

[2] Deyatel'nost' barona Totta v kachestva kon-sula v Krymu v 1767 godu // Kievskie universitetskie izvestiya. 1873. № 10. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://www.vostlit.info/Texts/Doku-menty/Krym/XVIII/1760-1780/Baron_Tott/text2.phtm-l?id=8089 (data obrashcheniya: 26.05.2022).

[3] Miller G.F. Istoriya Sibiri. 2. Izd., dop. T. 1. -M.: «Vostochnaya literatura», 1999. - 630 s.

[4] Ogorodnikov V.I. Ocherk istorii Sibiri do nachala XIX stoletiya. CH. 1. - Irkutsk: B.i., 1920. -289 s.

[5] Olearij A. Opisanie puteshestviya v Moskov-iyu i cherez Moskoviyu v Persiyu i obratno / Vved.,

per., primech. i ukaz. A.M. Lovyagina. - SPb.: A.S. Suvorin, 1906. - 528 s.

[6] Fajzrahmanov G.L. Sibirskie tatary v sostave Rossijskogo gosudarstva: diss. ... dok. ist. nauk. -Kazan', 2005. - 540 s.

[7] Fletcher Dzh. O gosudarstve russkom / Pod red. kn. N.V. Golicyna. - SPb.: AO tipogr. dela v Spb., 1911. - 184 s.

[8] Shagbanova H.S., Abukin D.M. Memori-al'naya politika (politika pamyati) kak resurs strate-gicheskogo razvitiya sibirskih tatar // Voprosy nacion-al'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 9 (54). - S.1374-1383.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.