Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ»'

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сибирские татары / этноним / этнос / субэтнос / политоним / койноним / этническая общность / народ / племя / род / народность.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайдимова Э.Р.

Исследованиепроисхождения этнонима «сибирские татары» актуализирует вопрос относительно изучения этимологии более широкого по содержанию этнонима – «татары», а также этногенеза сибирских татар как этнической общности, определения родины их компактного проживания и племен, с которыми сибирско-татарский народ вступал во взаимодействие в процессе своего формирования и развития. В статье автор анализирует проблему соотношения терминов «этнос» и «этноним», исследует процесс образования этнонимов «татары» и «сибирские татары», рассуждает о влиянии на формирование этнонимов территории зарождения племени, а также народов, вступавших с ними во взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ»»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-79-81 САЙДИМОВА Эльфрида Раильевна

NIION: 2018-0076-8/22-888 кандидат филологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1086 преподаватель отделения машиностроения

и переработки нефти многопрофильного колледжа Тюменского индустриального университета, e-mail: elfrida_saidimova@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА «СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ»

Аннотация. Исследованиепроисхождения этнонима «сибирские татары» актуализирует вопрос относительно изучения этимологии более широкого по содержанию этнонима - «татары», а также этногенеза сибирских татар как этнической общности, определения родины их компактного проживания и племен, с которыми сибирско-татарский народ вступал во взаимодействие в процессе своего формирования и развития. В статье автор анализирует проблему соотношения терминов «этнос» и «этноним», исследует процесс образования этнонимов «татары» и «сибирские татары», рассуждает о влиянии на формирование этнонимов территории зарождения племени, а также народов, вступавших с ними во взаимодействие.

Ключевые слова: сибирские татары, этноним, этнос, субэтнос, политоним, койно-ним, этническая общность, народ, племя, род, народность.

SAIDIMOVA Elfrida Railievna,

Candidate of Philology,

Lecturer at the Department of Mechanical Engineering and Oil Refining of the Multidisciplinary College of the Tyumen Industrial University

THE QUESTION OF THE ETYMOLOGY OF THE ETHNONYM "SIBERIAN

TATARS"

Annotation. The study of the origin of the ethnonym "Siberian Tatars" actualizes the issue of studying the etymology of the ethnonym "Tatars", which is broader in content, as well as the ethno-genesis of the Siberian Tatars as an ethnic community, determining the homeland of their compact residence and the tribes with which the Siberian-Tatar people interacted in the process. its formation and development. In this article, the author analyzes the problem of the relationship between the terms "ethnos" and "ethnonym", explores the process of formation of the ethnonyms "Tatars" and "Siberian Tatars", discusses the influence on the formation of ethnonyms of the territory of origin of the tribe, as well as the peoples who interacted with them.

Key words: Siberian Tatars, ethnonym, ethnos, subethnos, polytonym, koinonym, ethnic community, people, tribe, clan, nationality.

Обращение к истории формирования и развития народов наглядно демонстрирует, что далеко не всегда этнос и этноним имеют однозначное соотношение. Аналогичной является судьба этнонима «татары», объединявшего в своем составе многочисленные этнические общности, неоднократно менявшие свое название в силу свойственных им процессов объединения и, напротив, отделения от других племен.

Для лучшего понимания соотношения понятий этноса и этнонима, необходимо первоначально дать им определение. В наиболее общем виде под этносом следует понимать особый, исторически сформировавшийся тип социальной

группы людей, жизнедеятельность которой протекает в рамках коллектива [5]. В свою очередь, этноним представляет собой название отдельных видов этнических общностей, в частности, племен, племенных союзов, народов, народностей, родов и т.д. В то же время, в ученом сообществе по настоящее время не утрачивает актуальности дискуссия по поводу содержания термина «этноним». В частности, Я.К. Грот, отмечая нарицательную природу этнонимов, указывал, что именно поэтому они пишутся с «малой буквы», так как означают некий общий признак происхождения народа [3, с. 153]. В.А. Никонов, исследователь ХХ столетия, напротив, находил беспочвенным спор относительно того, являются ли этнонимы име-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нами собственными, либо нарицательными, так как теория данного вопроса была недостаточно хорошо разработанной. В то же время, автор отмечал, что «... граница между собственными и нарицательными именами не зависит от четкости их объектов» [10, с. 6]. Представляет интерес, что сам Н.А. Никонов, рассуждая о бесполезности спора о сущности этнонимов, признавал их именами собственными, сверх того, не отвергая при этом соотношения с этнонимами обозначений лиц по месту жительства и прозвищам, полученным от соседей [1, с. 4]. В свою очередь, в русле исследований А.А. Белецкого, этнонимы представляли собой разновидности койнонимов - слов в единственном, либо множественном числе, обозначающих совокупность людей на основании некоего общего, присущего каждому из них, признака. Койноним мог также использоваться для обозначения одного человека, который являлся представителем той или иной этнической совокупности, в силу того, что он также был обладателем некоего общего признака [2, с. 162].

В отношении этнонима «татары» следует заметить, что у него достаточно сложная судьба. Еще более трудным является процесс формирования этнонимов отдельных татарских племен. Первоначально «татарами» именовались народы, территориально проживавшие к северу от Великой китайской стены. В последствие китайцы начали именовать все народы, располагавшиеся к северу от их страны, татарами, а земли, населяемые ими, - «Дешт-и-Татар» («Земли татар») [8, с. 136].

Как следствие, китайские исследователи, в силу обобщенного характера этнонима «татары», наделяли сам термин собирательным значением. Э. Паркер, основываясь на материалах китайских хроник, относил к представителям татар хуннов и гуннов, авар, тюрков, сяньбийцев [7, с. 193]. Во многом это объяснялось спецификой исторического развития этнической общности, периодичностью процессов объединения, ассимиляции и, напротив, разъединения племен. Как следствие, несмотря на установление единого этнонима «татары», отдельные этнические общности, входившие в этот народ, могли называться по-разному. Это, в свою очередь, предполагало более быстрый, нежели сегодня, отказ от самоназвания.

С образованием отдельных татарских государств этноним «татары» трансформировался в политоним, в результате чего он начал охватывать тюркоязычные и монголоязычные племена.

Традиционно вторая составляющая этнонимов отдельных татарских племен соотносилась с территорией их проживания. Так образовался этноним «сибирские татары», наряду с татарами астраханскими, поволжскими, крымскими и т.д.

Следует отметить, что во времена царской России между образовавшимися группами татар искусственно конструировались различия, препятствовавшие их этнической консолидации, объединению в рамках единого татарского народа. Прежде всего, это обуславливалось ростом влияния татарского, в первую очередь - тюркоязыч-ного населения Империи. В частности, известный русский государственный деятель, статс-секретарь императора, П.А. Столыпин был всерьез озабочен данной проблемой. Так, в тексте протокола заседаний Особого совещания отмечалось, что «15-миллионное мусульманское население России, относящееся по преимуществу к одному племени и говорящее хотя и на различных наречиях, но имеющих в своей основе один язык...» в конце XIX столетия вступило в такую фазу своего развития, в рамках которой оно активно проявляло стремление к просвещению, что, в свою очередь, могло оказать влияние на традиционный уклад татарских народов [6, с. 74]. В результате, как отмечалось в протоколе, создавалась опасная ситуация, якобы ставившая под угрозу культурную самобытность населения Российской Империи. П.А. Столыпин также убедительно доказывал, что в основе языка всех народов тюркского происхождения лежит единый язык, в связи с чем предлагал усилить языковые и культурные особенности татарского населения, что позволило бы углубить разделение татарского этноса, еще более отделить, в частности, сибирских татар от казанских, крымских и т.д.

Сложность процессов этногенеза сибирских татар привела к тому, что сам этноним, обозначающий, с одной стороны, принадлежность этнической общности к единому народу - татарам, с другой - проживание на территории Западной Сибири, появился лишь в конце XIV столетия. Этноним, таким образом, обозначал ключевую точку этногенеза сибирских татар, когда автохтонные племена тюрок и тюрок, занявших западносибирские лесостепи, образовали отдельный субэтнос татарского мира [9].

Таким образом, этноним «сибирские татары» отражал, в первую очередь, территориальный признак и принадлежность к единому татарскому народу. Элемент этнонима «сибирские» имеет комплексный характер: он объединяет в себе различные народы, расселившиеся по берегам Оби, Иртыша и Тобола - тюркские племена, основу религии, духовной и социальной жизни которых составлял ислам.

Можно заключить, что сибирско-татарский народ образовался в результате взаимодействия древних культур. При этом ему удалось выработать неповторимую самобытность, сформировать специфический бытовой уклад. Подразделение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

сибирских татар на барабинских, томских и тобо-ло-иртышких осуществляется исследователями на основании, в первую очередь, диалектных признаков

Исследование материальной культуры отдельных групп сибирских татар позволяет констатировать наличие их обширных связей с другими народами. В частности, материальная культура барабинцев сближает их с хантами, манси, селькупами, в определенной степени - с эвенками и кетами, относительно томских татар некоторые исследователи полагают, что они представляют собой аборигенное самодийское (селькупское) население, попавшее под влияние кочевых тюркских племен. В частности, некоторые черты южных самодийцев усматривает в культуре томских татар Б.О. Долгих [4]. В составе сибирских татар учеными также зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев.

Подводя итоги, следует отметить, что столь сложное расчленение сибирских татар на ряд групп и подгрупп не оказало влияния на устойчивость этнонима, сформировавшегося в XV столетии. Это определяется как принадлежностью указанных групп и подгрупп к единому татарскому народу, так и их общей родиной - территорией Западной Сибири. Несмотря на их определенные, в первую очередь, диалектные отличия, специфические особенности их культуры и быта свидетельствуют от том, что они являются представителями единой этнической общности - сибирскими татарами, в связи с чем данный этноним выступает объединяющим для всех групп и подгрупп, образующих единый сибирско-татарский народ.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. - М.: Academia, 2000. - 422 c.

[2] Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). - Киев: Издательство Киевского унта, 1972. - 207 с.

[3] Грищенко А.И. Русские этнонимы и смежные с ними лексические категории в толковых словарях // Вопросы ономастики. 2013. № 2 (15). - С. 146-163.

[4] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав Сибири в XVII веке. - М: Издательство Академии наук СССР, 1960. - 622 с.

[5] Махмудов Т.З. Понятие этноса и других категорий этнических групп // Аналитика культурологии. 2013. № 2 (26). - C. 35-39. [Электронный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ресурс]. - URL: http://analiculturolog.ru (дата обращения: 31.05.2022).

[6] П.А. Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска» // Гасырлар авазы - Эхо веков. 1998. № 3/4. - С. 68-87.

[7] Паркер Э.Х. Тысяча лет из истории татар. - Казань: «Идель-Пресс», 2003. - 288 с.

[8] Хакимов Р.С. Татары: судьба этнонима // Крымское историческое обозрение. 2014. № 1. -С. 135-160.

[9] Шангареев И. Сибирские татары // Клау-зура. Литературно-публицистический просветительский журнал. 30.01.2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://klauzura. ru/2019/01/sibirskie-tatary/ (дата обращения: 31.05.2022).

[10] Этнонимы: сборник статей / Акад. наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая / Отв. ред. В. А. Никонов. - М.: Наука, 1970. -267 с.

Spisok literatury:

[1] Ageeva R.A. Kakogo my rodu-plemeni? Nar-ody Rossii: imena i sud'by: Slovar'-spravochnik. - M.: Academia, 2000. - 422 c.

[2] Beleckij A.A. Leksikologiya i teoriya yazykoznaniya (onomastika). - Kiev: Izdatel'stvo Kievskogo unta, 1972. - 207 s.

[3] Grishchenko A.I. Russkie etnonimy i smezh-nye s nimi leksicheskie kategorii v tolkovyh slovaryah // Voprosy onomastiki. 2013. № 2 (15). - S. 146-163.

[4] Dolgih B.O. Rodovoj i plemennoj sostav Sibiri v XVII veke. - M: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1960. - 622 s.

[5] Mahmudov T.Z. Ponyatie etnosa i drugih kat-egorij etnicheskih grupp // Analitika kul'turologii. 2013. № 2 (26). - C. 35-39. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://analiculturolog.ru (data obrashcheniya: 31.05.2022).

[6] P.A. Stolypin: napravit' «ser'eznye usiliya k presecheniyu nacional'no-tatarskogo natiska» // Gasyrlar avazy - Ekho vekov. 1998. № 3/4. - S. 68-87.

[7] Parker E.H. Tysyacha let iz istorii tatar. -Kazan': «Idel'-Press», 2003. - 288 s.

[8] Hakimov R.S. Tatary: sud'ba etnonima // Krymskoe istoricheskoe obozrenie. 2014. № 1. - S. 135-160.

[9] Shangareev I. Sibirskie tatary // Klauzura. Literaturno-publicisticheskij prosvetitel'skij zhurnal. 30.01.2019. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://klauzura.ru/2019/01/sibirskie-tatary/ (data obrashcheniya: 31.05.2022).

[10] Etnonimy: sbornik statej / Akad. nauk SSSR, In-t etnografii im. N. N. Mikluho-Maklaya / Otv. red. V. A. Nikonov. - M.: Nauka, 1970. - 267 s..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.