Научная статья на тему 'Историко-культурный ландшафт Прибайкалья x-хiv вв. : анализ фольклорных сюжетов связанных с этногенезом ранних монголов, ойратов, эвенков, саха и бурят'

Историко-культурный ландшафт Прибайкалья x-хiv вв. : анализ фольклорных сюжетов связанных с этногенезом ранних монголов, ойратов, эвенков, саха и бурят Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНИМЫ / БАРГУДЖИН-ТУКУМ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ФОЛЬКЛОРНЫЕ СВЕДЕНИЯ / ЭТНОГЕНЕЗ / РАННИЕ МОНГОЛЫ / БУРЯТЫ / НАРОД САХА / РАННИЕ ОЙРАТЫ / ХОРИ-ТУМАТСКОЕ ОБЬЕДИНЕНИЕ / ETHNONYMS / BARGUDZHIN-TUKUM / BAIKAL REGION / FOLKLORE INFORMATION / ETHNOGENESIS / EARLY MONGOLS / BURYATS / SAKHA PEOPLE / EARLY OIRATS / CHORI-TUMAT UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий В. В.

Представлена реконструкция ранней этнической истории монгольского суперэтноса, которая оказала огромное влияние на процессы этногенеза саха, эвенков (тунгусов), бурятов, ойратов и кыргызов. Анализ общих этнонимов и имен предков северных тюрков саха и монгольских народов, позволяет утверждать о участии одного и того же компонента в их этногенезе, связанного с племенами татар, баргу-бурят, хори-тумат, ойратских племен угулэт-багатут. Воссоздан ход исторических событий в Баргуджин-Тукуме, олицетворяемого с Прибайкальем, на основе сравнительно-сопоставительного изучения сведений монгольских легенд, отраженных в ССМ с этногенезом саха, ойратов, бурят, эвенков и кыргызов Тянь-Шаня. Рассматривается бурят-монгольский компонент в этногенезе саха, связанный с личностью прародителя Омогоя. Якутские батулинцы сравниваются с батулинцами в составе булагатов и забайкальских хоринских бурятов. Они отождествляются с батутами племенем ойратов. Дальнейший анализ позволяет связывать предков батулинцев с носителями этнонима бурят и баргут. Впервые же буряты упоминаются в сочетании ойрат-буряты в связи с экспансией чжурчжэней в степи Монголии, в земли татарских племен. Баргуджин-Тукум также считается прародиной первопредков монгольского народа легендарного Буртэ-Чино. Это название связывается с бёрё-бётюнгцами в составе саха. Выделяется участие племен шивей (татар) в этногенезе изучаемых этносов. При этом выделены различные пласты участия шивей-татар в этногенетических процессах, связанных с бегством уйгур к племени да-шивей, миграции татарских племен ойрат-бурят в леса Прибайкалья, бегства буир-нурских татар в Приангарье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF THE BAYS OF THE 10TH - 14TH CENTURIES: ANALYSIS OF FOLKLORE STUDIES ASSOCIATED WITH THE ETHNOGENESIS OF EARLY MONGOLS, OIRATES, EVENKS, SAHA AND BURYAT

This article con the reconstruction of the early ethnic history of the Mongolian superethnos, which had a great influence on the processes of ethnogenesis of the Sakha, Evenki (Tungus), Buryats, Oirats and Kyrgyz, is presented. An analysis of the common ethnonyms and names of the ancestors of the northern Turks of the Sakha and Mongolian peoples, suggests the participation of the same component in their ethnogenesis associated with the tribes of the Tatars, Bargu Buryat, Hori Tumat, and Oirat Ugulat Bagatut tribes. The course of historical events in Bargudzhin-Tukum, personified with the Baikal region, was recreated on the basis of a comparative study of the Mongolian legends reflected in the SSM with the ethnogenesis of the Sakha, the Oirats, the Buryats, the Evenks and the Kyrgyz of Tien Shan. The Buryat-Mongolian component in the Sakha ethnogenesis associated with the personality of the progenitor Omogoy is considered. Yakut Batulinians are compared with Batulinians as part of Bulagat and Transbaikalian Khorinsky Buryats. They are identified with trampolines a tribe of Oirats. Further analysis allows us to associate the ancestors of the Batulyans with the carriers of the ethnonym Buryats and Bargut. For the first time, the Buryats are mentioned in combination by the Oirat-Buryats in connection with the expansion of the Jurchen in the steppe of Mongolia, into the lands of the Tatar tribes. Bargudzhin-Tukum is also considered the ancestral home of the ancestors of the Mongolian people the legendary Burte-Chino. This name is associated with bё-bёyungtsami in the composition of the Sakha. The participation of the Shivei (Tatar) tribes in the ethnogenesis of the studied ethnic groups is highlighted. At the same time, various layers of Shivei-Tatar participation in the ethnogenetic processes associated with the flight of the Uygurs to the Dashi tribe, the migration of the Tatar tribes of Oirat-Buryat into the forests of the Baikal region, and the flight of the Buir-Nur Tatars in the Angara region were highlighted.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный ландшафт Прибайкалья x-хiv вв. : анализ фольклорных сюжетов связанных с этногенезом ранних монголов, ойратов, эвенков, саха и бурят»

УДК 94(470)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ПРИБАЙКАЛЬЯ XXIV ВВ.: АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ СЮЖЕТОВ СВЯЗАННЫХ С ЭТНОГЕНЕЗОМ РАННИХ МОНГОЛОВ, ОЙРАТОВ, ЭВЕНКОВ,

САХА И БУРЯТ

В.В. Ушницкий

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация

[email protected]

Резюме. Представлена реконструкция ранней этнической истории монгольского суперэтноса, которая оказала огромное влияние на процессы этногенеза саха, эвенков (тунгусов), бурятов, ойратов и кыргызов. Анализ общих этнонимов и имен предков северных тюрков саха и монгольских народов, позволяет утверждать о участии одного и того же компонента в их этногенезе, связанного с племенами татар, баргу-бурят, хори-тумат, ойратских племен угулэт-багатут. Воссоздан ход исторических событий в Баргуджин-Тукуме, олицетворяемого с Прибайкальем, на основе сравнительно-сопоставительного изучения сведений монгольских легенд, отраженных в ССМ с этногенезом саха, ойратов, бурят, эвенков и кыргызов Тянь-Шаня.

Рассматривается бурят-монгольский компонент в этногенезе саха, связанный с личностью прародителя Омогоя. Якутские батулинцы сравниваются с батулинцами в составе булагатов и забайкальских хоринских бурятов. Они отождествляются с батутами племенем ойратов. Дальнейший анализ позволяет связывать предков батулинцев с носителями этнонима бурят и баргут. Впервые же буряты упоминаются в сочетании ойрат-буряты в связи с экспансией чжурчжэней в степи Монголии, в земли татарских племен. Баргуджин-Тукум также считается прародиной первопредков монгольского народа - легендарного Буртэ-Чино. Это название связывается с бёрё-бётюнгцами в составе саха.

Выделяется участие племен шивей (татар) в этногенезе изучаемых этносов. При этом выделены различные пласты участия шивей-татар в этногенетических процессах, связанных с бегством уйгур к племени да-шивей, миграции татарских племен ойрат-бурят в леса Прибайкалья, бегства буир-нурских татар в Приангарье.

Ключевые слова: этнонимы, Баргуджин-Тукум, Байкальский регион, фольклорные сведения, этногенез, ранние монголы, буряты, народ саха, ранние ойраты, хори-туматское обьединение.

Для цитирования: Ушницкий В.В. Историко-культурный ландшафт Прибайкалья Х-ХГУ вв.: анализ фольклорных сюжетов связанных с этногенезом ранних монголов, ойратов, эвенков, саха и бурят. Тюркологические исследования. 2019; 2(4): 37-53.

Проблема происхождение родного народа для многих поколений представителей саха является важнейшим вопросом этнического самосознания и национальной идентификации. По материалам участника Второй Камчатской экспедиции И. Линденау, использовавшего сведения фольклорных источников своего времени, народ саха сформировался в степях вокруг Байкала в количестве 8 родов. Тогда предки саха давали отпор своим соседям кыргысам и монголам [21]. Данная статья является поиском места предков саха среди известных племен Баргуджин-Тукума, которые участвовали в этногенезе ряда тюркских и монгольских народов.

Научной новизной статьи является поиск общности ранней этнической истории народа саха с монгольскими народами, связанного с новым осмыслением легендарных прародителей монголов Буртэ-Чино и Алан-Гоа. Выделяется общность этнонимов монгольских народов с народами Якутии: эвенками (тунгусами) и саха.

Основная цель исследования заключается, чтобы показать участие в этногенезе саха племен хори-тумат и усуту-мангун (приангарских татар), что подразумевает общность южных предков саха с восточными хори и западными бурятами-булагатами.

Актуальность статьи состоит в поиске общих предковых линий в родовом составе северных тюрков и ряда монгольских народов, через анализ фольклорных сюжетов в ССМ и ранней этнической истории саха, а также средневековых и современных этнонимов монгольских народов.

Источники ХШ в. (арабо-персидские, юаньские и монгольские) в качестве жителей Приангарья упоминают этносы усуту-мангун, баргутов, туматов и хори (кури) [27]. По мнению иркутских археологов в качестве носителей Усть-Талькинской археологической культуры ХП-ХТУ вв. являются племена усуту-мангун и туматы [24]. Первый этноним воспроизводится как водяные монголы (иногда татары); их можно поставить в один ряд вместе с дикими или черными монголами (татар) [35].

По мнению тех же иркутских археологов, материалы данной культуры свидетельствуют о формировании протоякутской культуры в территории Прибайкалья в домонгольский и монгольский периоды. Вроде бы этому противоречат мнения бурятских ученых о принадлежности материалов данной культуры к булагатам и гипотеза А.П. Окладникова, связавшего их с ранними монголами в данной территории. Еще ранее якутский археолог И.В. Константинов, ознакомившийся на месте с материалами Сегэнутского и Усть-Талькинского могильников, пришел к выводу о их генетической связи с формированием якутского народа [23]. Также им было выдвинуто предположение о долгом совместном обитании предков саха и западных бурятов - булагатов в Прибайкалье.

В этом свете является интересным анализ материалов якутских легенд о прародителях Эллэе и Омогое. По сведениям якутского фольклора, предки народа саха происходили из народа «бырааскай» (от русского «братские»)

или от «татаар». Таким образом, здесь утверждается первичность «бурятского» элемента в происхождении будущего народа саха. Согласно И. Линденау, Омогой был из рода Боотулу (окающее имя батулинцев), который главенствовал на данной территории, до прихода предка саха Эллэя [21]. Имя Омогоя производна от монгольского слова омок (обок) - «род», «племя», «клан».

По радиоуглеродным данным, усть-талькинцы еще в XII в. полностью освоили всю территорию Южного Приангарья. В то же время буир-нурские татары могли перекочевать из территории современной Внутренней Монголии лишь в конце XII в. когда были разгромлены чжурчжэньской армией и их союзниками монголами и кереитами. Якутские легенды бегство Эллэя с отцом Татаар-таймой через безводную пустыню связывают с поражением татаар от народа «нуучча», напоминающего обозначение чжурчжэней - нюйчжа (позднее якутское обозначение русских - «нуучча» возможно совпадение или отождествление) [19]. Буряты свое появление на Байкале также связывали с появлением в Монголии бродячего народа «ниуча».

Впервые термин ойрат-буряты упоминается в сочетании «айриуд-буйрууд» в составе татарских племен, ушедших во времена первых ханов государства Хамаг Монгол в леса Прибайкалья [14]. Это, безусловно, ойрат-буряты, видимо в древности единое племя, состоявший из двух фратрий. Возможно, именно эти татарские племена ойрат-бурятов могли стать известными под именем усуту-мангун или водяных монголов.

С Прибайкальем, а именно с Верхней Леной связывается и этногенез древних дорбен-ойратов [2]. Родоначальником дербетов в ССМ является Дува Сохор, потомок в двенадцатом колене «прародителей монголов» Борте Чино и Гоа Марал. В примечаниях иногда его имя переводится как Дуван-Саха [14]. В якутских текстах говорится, что братом Омогоя был человек по имени Добун-Соххор [26]. Имя духа Добун-Соххора также упоминается среди братьев божества охотничьего промысла Баай Барыылааха Байаная. Образ прародителя Омогоя связывает с ойратским (батутским) компонентом, а Эллэя с поздним татарским (тюркоязычным?) компонентом, третьего прародителя Улуу Хоро с хоринским компонентом в составе саха. По ойратским источникам, олеты были потомками старшего сына Дува-Сохора, т.е. Доноя; баатуты произошли от второго сына, Докшина [17].

В якутских легендах о прародителях сохранились интересные сведения о «огненной войне» Чынгыс Хаана [Исторические предания и рассказы якутов, 1960], когда племена Монголии и Забайкалья пришли в движение и стали искать новые места проживания. Далее сохранялись легенды и о участии предков саха в монгольских походах, «когда предки саха, подчинялись монголам и были вынуждены участвовать в их походах и шли впереди их войска, принимая основную тяжесть боев, отчего их численность значительно уменьшилась» [25].

Татары прославились в истории тем, что были вынуждены участвовать в монгольских походах в качестве передового авангарда [13; 35]. Весьма интересно, что иркутский археолог В.С.Николаев нашел некрополи вождей усть-талькинских племен, активных участников монгольских походов [24]. Французские археологи, в разных районах Якутии изучающие якутские погребения с конем, пришли к выводу о приходе с юга отряда всадников, участвовавших в монгольских походах [3].

При анализе казачьих донесений первой половины XVII в. не покидает ощущение, что в Байкальском регионе и на Средней Лене обитали родственные роды «коринцев» и «батулинцев». Забайкальские «батулинцы» при этом обозначаются как «батуринцы», что напоминает якутских «батурусцев» - названия одного из шести якутских «дьон» -ставших в ХУШ в. крупным улусом. Обычно при изучении этих сведений, якутские этнографы означенные роды относят к родам бурят-монгольского этнического происхождения. Исследователи этнической истории бурят, наоборот батулинцев связывают с тюркоязычными туматами. Из сочетания двойного названия хори-туматы в ССМ, а также упоминания в казачьих отписках кочевого обьединения «коринцы и батулинцы» возникло мнение о фратриальном делении единого хоринского племени, сохранявщего свое значение в наличии галзутовских и шаралдаевских родов в составе хоринцев. При этом одна часть названий хоринского племени имеет тюркское происхождение [32].

В генеалогии булагатов отмечен некийБатлай, откоторого происходили восемь (наймайн) батлаевских родов, считающихся кудинскими булагатами. Именно их называют исчезнувшими батулинцами. Однако последние фигурируют совместно с хоринцами - «коринцы и батулинцы». Поэтому обычное для хоринских родов деление на две фратрии связывают с включением и ассимиляцией в составе монголоязычных хоринцев ранее тюркоязычных батулинцев, соотнося их с туматским компонентом [32; 28].

В материалах участников Второй Камчатской экспедиции зафиксированы роль и степень участия батулинцев в образовании якутского народа. Г.Ф. Миллер к Батулинской «секте» относил и хоринцев [33, с. 112113]. Этот исследователь разделял все якутские роды на три группы (по нему, «секты» - В.У). Первая - это батулинцы и хоринцы, почитавшие орла как наивысшее божество, самое близкое к божеству Урун Айыы. Вторая -намцы и остальные относящиеся к ним волости (исключая бетунцев); они почитали лебедя также, как вышеупомянутые - орла. Третья - остальные улусы и волости, население которых почитало орла под именем Хомпоруун Хотой [33, с. 112-113]. Таким образом, большинство якутских родов ранее относились либо к батулинцам, либо к хоринцам (по якутски хоролоры).

К Бурхан-Халдуну прикочевывало племя хорилар, выделившись от хори-туматского объединения. Именно в ней была знатная девица Алан-гоа, вышедшая замуж за предка монголов Добун-мергена [14]. По мнению историков, это легендарное событие происходила в X в. Хори-туматское

же объединение могло сложиться в XII в., когда ойраты из района Верхней Лены переселились в Сегиз-Мурен (Восьмиречье), в территорию современной Тывы и вытеснили проживавших там туматов. Поэтому это событие следует приурочивать к XII в. Тут же фигурирует племя Баяудай в лице его представителя Маалиха, жившего в соседстве с хори-туматкой Алан-Гоа [14]. Это загадочный сюжет, так как байауты - один из коренных монгольских племен - дарлекинов. Возможно, байауты тождественны с телесскими байырку. В составе якутских родов заметно выделяются байагантайцы, название которых следует связывать с байырку-байаутами.

Не очень ясно с участием туматов в этногенезе саха. По легендам, туматы - чужое, воинственное племя, с которым прародитель Омогой долго воевал, пока не вытеснил с долины Туймаады [6]. Однако язык, этническая культура народа саха, очень близкая с саяно-алтайскими тюрками и одновременно с западными бурятами, говорит в пользу мнения о преобладании туматского компонента в этногенезе саха. Возможно, в этническом самосознании якутского народа преобладало «татарская» идентификация (связанная с монголоязычными бурятами), связанная с прародителями Эллэем и Омогоем, однако в родовом составе и в этнической культуре главенствующую роль заняли тюркоязычные хори-туматы.

Ранее мы отрицали прямую связь туматов с туметами Внутренней Монголии [29]. Но видимо туметы - видимо это и «монголы аймака тумот» которые дали начало княжеству (правящей династии) Ехэ в Маньчжурии XVI в. [Мелихов, 1974]. Под их началом и находились хоринские роды, бежавшие затем в Забайкалье. Любопытно что княжество Ехэ (сильнейшее в Маньчжурии до возвышения династии Цинь - маньчжуров) считается солонским т.е. эвенкийским (!?), в то же время этноним ехэ в тунгусской среде связывается с йако-якутами.

Среди саха, наряду с легендарными вилюйскими и северными туматами, которые идентифицируются как «лесные, щитолицые» тунгусы, есть роды Тумэт среди центральных саха. Так к хатасским хоро присоединились бежавшие с Вилюя люди рода тумат, среди мегинцев (крупнейший род саха) был род Тумэти [6]. Эти роды и письменных «туматов» Нижнего Вилюя XVII в. идентичных с «пешими якутами» или Холопьей ордой, вполне можно связывать с историческими туматами. Хотя «туматами» могли именовать подвластное тюркам-скотоводам, ассимилированное тунгусское население Нижнего Вилюя.

Есть некая загадочность с племенем «кори» в Приангарье, в которых бурятские ученые привыкли видеть своих хоринцев. Однако хоринцы - потомки праматери монголов Алан-Гоа, могли слиться с монгольскими племенами, дав начало многочисленным хориласам, хорчинам и собственно монголоязычным хоринцам, перекочевавшим в Забайкалье из Маньчжурии в XVII в. Термин «кули-ангу-хэшэ» в Юаньши применительно к племени хори XIII в. свидетельствует о их тюркоязычии. Хэшэ - переводится как человек «киши» в тюркских языках.

Имя батулинцев сходствует с названием ойратского племени батут-

багатут, составного племени в составе союза олёт-багатут. В составе калмыков есть род дойда-багут, считающееся потомством баргутов. При этом термин дойда связывается с якутским словом дойду - родина. Интересно, что багуты в Дону образовали станицу Батлаевскую [34]. Имя ойратского племени батут-багатут, связывается с термином батур-багатур, имеющего социальную окраску, связанного с военным сословием. Бурятских батулинцев, в документах обозначают как «батуринцев», что близко к термину батур. В составе саха, наряду с батулинцами были и близкие к ним батурусцы, впоследствии составившие население трех улусов Алдано-Амгинского бассейна: Чурапчинского, Таттинского и Амгинского.

В ССМ есть сюжет, возможно свидетельствующий о появлении племени батут-багатут на исторической арене. Так Чингисхан из пленных найманов и кереитов учреждает гвардейский корпус «батуров-богатырей» [14]. Поэтому не исключено, что правы те бурятские исследователи, которые связывают появление фратрии батулинцев с тюркоязычными найманами в период обитания хоринцев в Монгольском Алтае в ХШ в. [32]. Барга-буряты имеют язык близкий к старомонгольскому, который по Б.Я. Владимирцеву, является языком найманского племени, имевшего свою письменность. Поэтому именно батулинцы могли омонголить ранее тюркоязычных хоринцев - потомков курыкан. Мы не согласны с попыткой увидеть в батулинцах и туматах -военизированный мужской союз хоринцев [31]. Это представители ранее самостоятельных племен, ставших фратрией единого хоринского племени, вступивших между собой в брачный союз.

Во Внутренней Монголии проживают баргуты, выходцы из Баргучжин-Тукума. В бурятской генеалогии Барга Батор выступает как общий предок бурятов и ойратов. Якутский эпоним Баара^ай сходствует со словом барга - «богатый, могущественный». Слово баара^ай имеет перевод как «громадный, огромный». От слова барга происходит название племени баргут и их предполагаемых предков байырку. По мнению китайских и российских ученых, в сложении баргутов Внутренней Монголии преимущественно участвовали курыканы и байырку [16].

Среди монголов Внутренней Монголии также есть многочисленные, отдельные народности баргу и тумэт. Хучин барга - старые баргуты, считаются выходцами из Баргузинской долины XIV или XVII в., вытесненные под напором русского нашествия. Об этом свидетельствует их язык, близкий к кударинско-баргузинскому диалекту бурятского. Таким образом, и старые баргуты - бывшие буряты, названные баргу-баргы в честь происхождения из исторической области Барга (Прибайкалья). Собственно баргуты еще до занятия региона бурятскими родами растворились в составе татаро-монгольских орд, ушедших в разных направлениях, и могли принимать участие в этногенезе кыргызов и ойратов.

Туматы, ойраты входили в состав баргутов. Таким образом, в XII-XIII вв. происходило становление баргутского этноса. Баргутов принято именовать лесными монголами или просто лесным народом - хойн ирген.

Они являлись близкими родственниками монгольских племен по женской линии. Баргутов обычно отождествляют с телесским племенем байырку. Насколько правомерно это гипотеза? Баргуты являются монголоязычным этносом, поэтому их следовало бы связывать с племенем баркуй-татар, которые в составе ойрат-бурятов могли перекочевать с Буир-Нура.

Местность Баргуджин-Тукум - считался прародиной предков монголов. С этой легендарной местностью монголы связывали легендарных предков Гоа-Марал и Буртэ-Чино, перекочевавшего через Тенгиз (внутреннее море). В составе народа саха имелся крупный род (самый многочисленный среди якутских волостей до их разгрома отрядом В.Пояркова в 1642 г.) Бёрё Бётюнг. Термин Бёрё - волк, видимо восходящий к тотему волка, связывает их с представителями родов чино-шоно (волк в монгольских языках) в составе монгольских народов. Чиносцы считаются потомками легендарного прародителя монголов Буртэ-Чино (Сивого Волка). Считается, что некогда существовал одноименный род, причем он перекочевал в территорию Баргуджин-Тукума, дал начало средневековым монголам [14]. Таким образом, можно предполагать, что предки монголов в лице Бортэ-Чино вступили в этнический контакт с баргутами в лице Баргучжин-мергена в местности Баргуджин-Тукум. С этого события начинается отсчет начала этнической истории монгольского этноса.

Бётюнгцев связывают с родами Бэти и Бута в составе тунгусов, а также петайцами в составе юкагиров. Возможно эти роды образовались в результате бегства разгромленных отрядом В.Пояркова бётюнгцев на окраины Ленского края. Постольку миграция была неподготовленной, то ушедшие в горно-таежные области бётюнгцы были отунгушены. В то же время, нельзя не отметить, что этноним Бётюнг сходствует с словом Буртэ - «сивый» в монг. языках. Род с названием Бёрё Бёртё существовал среди Хангаласского улуса.

С какими историческими событиями можно связать эти фольклорные сведения? В этой связи следует сказать, что волка в качестве своего прародителя почитали древние уйгуры. Известно, что в IX в. последний уйгурский каган Энень-Тегин с тремя семействами бежал от енисейских кыргызов в территорию племени да-шивей. Лю Маоцай считал, что они жили в территории Южной Якутии, и были предками борджигинов, предков Чингизхана [36]. В целом, описанные события, связанные с падением целой империи Центральной Азии, интерпретируют по-разному. Г.В. Ксенофонтов явно знакомый с сочинением Лю Маоцая, считал, что Энень-Тегин и был историческим прототипом легендарного прародителя якутов Эллэя .

Да-шивеи с «никому непонятным языком» видимо тунгусское племя, выйдя из территории Южной Якутии в бассейн Амура вытеснили другие шивейские племена (китайское написание термина сибир. — В.У.). Кыргызы против них отправили карательную экспедицию, вернув всех беглецов обратно (причем численность кыргызского войска в ле-

тописях указывается фантастическая - 1 000 000 человек) [20]. Вполне вероятно эти события происходили в территории будущего Баргуджин-Тукума или Баргузинской долины.

Волк-бури является тотемом древних тюрков и уйгуров, хотя можно строить различные догадки о влиянии того или иного субстрата на древнетюркский этнос. Существует мнение, что волк был почитаемым животным сяньбийцев, также название династии Ашина иногда воспроизводится от монгольского слова чино (шоно) со значением «волк» [7]. Поэтому отмечается существование в киданьское время рядом с племенами шивей остаточных групп туцзюэ (древних тюрков). Следовательно, проникновение тотемного образа волка в монгольскую среду могло быть связано с участием потомков древних тюрков или уйгуров в этногенезе ранних монголов.

Среди эхиритов Верхней Лены преобладают роды Шоно. Возможно, они являются потомками племени Буртэ-Чино, проживавшего в этой местности. К тому же эхириты считают себя древними обитателями территории Прибайкалья [4]. Возможно, этноним эхирит / икирес передает как раз двойственность этнического союза тюрков и монголоязычных шивей (татар).

В этой связи любопытно происхождение этнонима монгол. Изначальных монголов часто связывают с усуту-мангунами, видя в них водных монголов [10]. В Прибайкалье распространены топонимы монгол [15]. Бурятские легенды рассказывают о черных хара-монголов, связывая с ними древние могилы, в том числе курумчинской и усть-талькинской культуры. В якутском фольклоре термин могол - является одним из древних самоназваний предков саха. Версию о тюркском происхождении этнонима монгол выдвинул Д.С. Дугаров, выведший этимологию названия от уйгурского слова монгул, алтайского монгус - со значением «сильный, герой, боец» [8, с. 204-206].

Среди названий тунгусских родов сохранились этнонимы, созвучные с монгольскими. Это роды коят, баяки, угулят и монголь, а также тумат и сортол (хотя эти полулегендарные роды больше связаны с саха-якутами). Названия родов хатыгын и иологир, напоминают нам хатагинов и джа-лаиров. В джалаирах принято видеть уйгурское племя яглакар (иологэ), от тюркских терминов хан и тегин возникло название племени хатагины. Вообще нас отпугивает сосредоточение монгольских названий в территории Якутии. При этом они связаны с наиболее ранними в территории Якутии; лесными, «щитолицыми» тунгусами. Этимология этих названий свидетельствует о простом созвучии, однако никто не отменял обратное, т.е. тунгусское происхождение названий монгольских племен.

Возможно, был прав Лю Маоцюй, связывая борджигинов (монголов) с территорией Якутии [36]. Этногенез монголов связан не только с менгу-шивей, но и с да-шивеями - выходцами из Южной Якутии, имеющими тунгусское происхождение. В современной науке прочно утвердилось отождествление прародины монголов - Эргуне-кун с Аргунью. Следует

заметить, что Аргунь не является окруженной со всех сторон горной котловиной, откуда нет выхода. Зато из территории Якутии в Приамурье и в Забайкалье трудно попасть из-за природного препятствия - Джугджурского хребта. Пригодными для ведения скотоводства в территории Якутии являются долины Средней Лены: Эркээни, Туймаада и Энсиэли. В якутских фольклорных текстах упоминается Эргэнэ хара тыата - тайга Эргэнэ от слово «эргэ» с значением старый. В этой связи хотелось бы напомнить отождествление этнонима монгол с древними тунгусоязычными мохэ

- в корейском варианте мальгаль (более близким к древнекитайской письменности), уходящее еще во времена И. Бичурина [5, с. 376, 380].

Более раннее население Прибайкалья, оставившее курумчинскую культуру, связывается не только с курыканами - предками хори, но и бома-алатами, которые продолжали обитать на данной территории и в татарский период. Об этом свидетельствует и Рашид-ад-Дин, рассказывающий о областях пеголощадников на «Анкарэ-мурен» рядом с племенем усуту-мангун [27]. А также Абульгази, находящий каменный город Алакчин, вокруг которого жили многочисленные племена татар [1].

Термин елочжи в китайском обозначении народа бома напоминает имя ёлётов - старинное имя ойратского народа. Согласно преданиям ёлётов их древней родиной считаются местности к югу от Байкала. Ёлёты (ёлёт, юлют) составляли одно из четырех древних ойратских племен [27]. Могла существовать этимологическая связь между ёлётами и ранними алатами (алакчинами), имевшими пегих (ала/ёлё) лошадей [9, с. 94].

Впервые этноним бурут (в форме бурудут) упоминается в начале XIII в., как название племени (наряду с удут), завоеванного войсками Чингисхана [27, с. 88]. Они, возможно, являются потомками алатов (ёлё-тов), ушедшими вместе с частью енисейских кыргызов в Среднюю Азию. Основу указанных этнонимов составляет тюрко-монгольская цветовая символика (пегий, серый «боро (бара)», бурый «бурул (бурал»)), связанная, скорее всего, с мастью лошади и ландшафтом [9, с. 93]. К тому же в составе буир-нурских татар имелось племя алчи-татары, которые и могли переселиться в Прибайкалье.

Таким образом, в вопросе происхождения самоназвания бурят в основном развиваются две версии: связь имени «бурят» с бурутами -идентичного с прозвищем кыргызов, и словом бёрё (волк) - тотемным прародителем монголов и древних уйгуров. Бурятские ученые отождествляют булагачинов XIII в. с племенем булагат в составе западных бурятов. Но этноним булагат видимо воспроизводит не слово булагачин

- с значением «соболевщик», а була ат - «пегий конь» [11, с. 127]. Таким образом, получается, что булагаты - изначальные носители этнонима бурят, являются потомками раннесредневековых бома-алатов.

Рашид-ад-Дин все время утверждает, что булагачины и туматы живут «в пределах страны кыргызов», или между народом баргут и енисейскими кыргызами. Поэтому любопытно, что в составе современных кыргызов есть

племена тумат, булгачин, баргы. Предполагается, что эти племена входили еще в состав племен Моголистана или других племен из улусов Джучидов и Чагатаидов. Вполне возможно, этническое единство кыргызского народа, сформировалась еще на своей сибирской прародине в эпоху Кыргызского Великодержавья [30]. Выходит не случайно соседи кыргызов - ойратские племена, именовали их бурутами.

Л.Н. Гумилев ввел понятие о суперэтносе, формирование которого связано с определенным географическим ландшафтом. Зарождение монгольского суперэтноса следует связывать с Баргуджин-Тукумом, где на пограничной территории между тюрками и монголами, произошел этнический взрыв, приведший к появлению монголов и их ветвей: северных монголов (бурят), внутренних и внешних монголов и западных монголов -ойратов. С этой территорией связан и генезис северных тюрков - саха.

Обычно региональные ученые настроены на утверждении о принадлежности того или иного племени к представителям их этноса и языка. Но в исторической действительности часто так случается, что представители средневековых племен участвуют в этногенезе самых разных народов, меняя свой язык. Поэтому только интеграционные исследования исследователей различных народов и даже стран, способны приблизиться к успешному решению сложных этногенетических загадок.

Список литературы

1. Абульгази. Родословное древо тюрков, пер. Г.С. Саблукова. Казань, 1906. 70 с.

2. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 325 с.

3. Амори С., Жибер М., Кейзер К, Люд Б., Крюбези Э. Редкие мужчины и многочисленные женщины // Мир древних якутов.: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции) / Под ред. Эрика Крюбези, Анатолия Алексеева. Якутск: Издат-дом СВФУ 2012. С. 200-206.

4. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1970. 362 с.

5. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М; Л., 1950 (1859). 381 с.

6. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: / По преданиям якутов бывшего Якутского округа / Якутск: Бичик, 1994. 320 с.

7. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М: Тов-во «Клышников и Комаров и К», 1993. 520 с.

8. Дугаров Д.С. К проблеме происхождения монголов // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. I. Археология. Этнология: Материалы междунар. научной конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. С. 204-206.

9. Екеев Н.В. Ойраты и алтайцы: этнические и этнокультурные связи и

параллели // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Сб. научных трудов. Элиста: Изд-во КалмГУ 2008. Вып. 2. С. 92-101.

10. Зориктуев Б.Р. Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят. М.: Восточная литература, 2011. 278 с.

11. Зориктуев Б.Р Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине I - первой половине II тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1993. С. 127-129.

12. Исторические предания и рассказы якутов. Ч.Г М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 322 с.

13. Карпини Плано Дж. Дель. История монголов. Г. де Рубрук. Путешествие в восточные страны. 4-е изд. М.: Мысль, 1997. 460 с.

14. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Монгольский обыденный изборник. Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 1. С. 5-122.

15. Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 214 с.

16. Коновалов П.Б., Миягашева С. Б. К проблеме этногенеза баргутов // Вестник БГУ 2012. Вып. 8. Востоковедение. С. 174-181.

17. Коновалов П.Б., Цыбикдоржиев Д. В. Исторический Баргуджин-Токум - исконная родина бурятского народа // Известия ИГУ Серия «Геоархеология, Этнология, Антропология». 2017. Т. 19. С. 129-150.

18. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры / Акад. наук Респ. Саха (Якутия). Ин-т гуманит.исслед.; Ю.А.Мочанов. 2-е изд., испр. Якутск, 2003. 92 с.

19. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Новосибирск: Наука, 1977. 245 с.

20. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 1961. 281 с.

21. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. 176 с.

22. Мелихов Г.В. Маньчжуры на северо-востоке (XVII в.). М.: Наука, 1974. 246 с.

23. Николаев В.С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура. Владивосток; Иркутск: ИГ СО РАН. 2004. 304 с.

24. Николаев В.С. Средневековое погребение у п. Балаганск // Известия Лаборатории древних технологий. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. Вып. 4. с. 299-308.

25. Овчинников М.П. // ПФА РАН. Фонд Овчинникова М.П. Ф. 94. Оп. 1. Д. 3.

26. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году. Выпуск 4. Материалы этнографические. Часть 1. СПб.: Издательство «Санкт-Петербург», 1883. 527 с.

27. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1-2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.

28. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ: Местное книжное изд-во, 1962. 268 с.

29. Ушницкий В.В. Дискуссия о туматском компоненте в генезисе туматского народа: pro et contra II Северо-Восточный Гуманитарный Вестник. 2018. № 2. С. 19-26.

30. Ушницкий В.В. Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов. Бишкек.: Учебно-научно-производ. комплекс «Международный университет Кыргызстана», 2016. 184 с.

31. Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты II Монгольский империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 334-362.

32. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1972. 662 с.

33. Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья первая) Общественное сознание и литература XVI-XX вв. Сб. научных трудов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. 285 с.

34. Эрдниев УЭ. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. 286 с.

35. Юрченко А.Г. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. СПб.: Евразия, 2002. 478 с.

36. Liu Mau-Tsai. Die chinesischenNachrichtenzur Geschichte der OstTürken (T'u-küe). I. Buch (Texte), II. Buch (Anmerkungen. Anhänge. Index) II GöttingerAsiatischeForschungen, Band 10. Wiesbaden, 1958. 457 S.

Список источников

Рукописный фонд ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 11. Ксенофонтов Г. В. Второй том «Ураанхай сахалар».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список сокращений

БГУ - Бурятский государственный университет

ИрГТУ - Иркутский Государств. Технологический университет

КалмГУ - Калмыцкий Государственный университет

ЯГУ - Якутский государственный университет

ПФА РАН - Петербургский филиал архива Российской академии наук

АН СССР - Академия наук Союза Советских Социалистических Республик

СО РАН - Сибирское отделение Российской академии наук

ССМ - Сокровенное сказание монголов

Сведенияоб авторе: Василий Васильевич Ушницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора этнографии народов северо-востока России, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, e-mail: [email protected]

Дата поступления материала 16.09.2019 Принят к публикации 23.10.2019

HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF THE BAYS OF THE

10TH - 14TH CENTURIES: ANALYSIS OF FOLKLORE STUDIES ASSOCIATED WITH THE ETHNOGENESIS OF EARLY MONGOLS, OIRATES, EVENKS, SAHA AND BURYAT

V. Ushnitsky

Institute of Humanitarian Research and Problems of the Small Numbers peoples of the North SB RAS Yakutsk, Republic of Sakha, Russian Federation

[email protected]

Abstract. This article con the reconstruction of the early ethnic history of the Mongolian superethnos, which had a great influence on the processes of ethnogenesis of the Sakha, Evenki (Tungus), Buryats, Oirats and Kyrgyz, is presented. An analysis of the common ethnonyms and names of the ancestors of the northern Turks of the Sakha and Mongolian peoples, suggests the participation of the same component in their ethnogenesis associated with the tribes of the Tatars, Bargu Buryat, Hori Tumat, and Oirat Ugulat Bagatut tribes. The course of historical events in Bargudzhin-Tukum, personified with the Baikal region, was recreated on the basis of a comparative study of the Mongolian legends reflected in the SSM with the ethnogenesis of the Sakha, the Oirats, the Buryats, the Evenks and the Kyrgyz of Tien Shan.

The Buryat-Mongolian component in the Sakha ethnogenesis associated with the personality of the progenitor Omogoy is considered. Yakut Batulinians are compared with Batulinians as part of Bulagat and Transbaikalian Khorin-sky Buryats. They are identified with trampolines - a tribe of Oirats. Further analysis allows us to associate the ancestors of the Batulyans with the carriers of the ethnonym Buryats and Bargut. For the first time, the Buryats are mentioned in combination by the Oirat-Buryats in connection with the expansion of the Jurchen in the steppe of Mongolia, into the lands of the Tatar tribes. Bar-gudzhin-Tukum is also considered the ancestral home of the ancestors of the Mongolian people - the legendary Burte-Chino. This name is associated with be-beyungtsami in the composition of the Sakha.

The participation of the Shivei (Tatar) tribes in the ethnogenesis of the studied ethnic groups is highlighted. At the same time, various layers of Shivei-Ta-tar participation in the ethnogenetic processes associated with the flight of the

Uygurs to the Dashi tribe, the migration of the Tatar tribes of Oirat-Buryat into the forests of the Baikal region, and the flight of the Buir-Nur Tatars in the Angara region were highlighted.

Keywords: ethnonyms, Bargudzhin-Tukum, Baikal region, folklore information, ethnogenesis, early Mongols, Buryats, Sakha people, early Oirats, chori-Tumat union.

For citation: Ushnitsky V. Historical and Cultural Landscape of the Bays of the 10th-14th Centuries: Analysis of Folklore Studies Associated With the Ethnogenesis of Early Mongols, Oirates, Evenks, Saha and Buryat. Tyurkolog-icheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2019; 2(4): 37-53. (In Russian)

References

1. Abulgazi. Rodoslovnaya drevo tyurkov [Genealogical tree of the Turks]. trans. G.S. Sablukova. Kazan, 1906. 70 p. (In Russian)

2. Avlyaev G.O. Proiskhozhdenie kalmytskogo naroda [The origin of the Kalmyk people]. Elista, Kalm. book. Publ., 2002, 325 p. (In Russian)

3. Amory S., Giber M., Keyser K, Lud B., Krubezi E. Redkie muzh-chiny i mnogochislennye zhenshchiny [Rare men and numerous women] // World of ancient Yakuts: the experience of interdisciplinary research (based on Sakha-French archaeological expedition) / Ed. Eric Krubezi, Anatoly Alek-seeva. Yakutsk: Publishing House NEFU, 2012. p. 200-206. (In Russian)

4. Bolo S.I. Proshloe yakutov do prikhoda russkikh na Lenu. Po pre-daniyam yakutov byvshego Yakutskogo okruga [The past of the Yakuts before the Russians came to Lena. According to the legends of the Yakuts of the former Yakut district]. Yakutsk, Yakut. Nat. Publ. House «Bichik», 1994, 320 p. (In Russian)

5. Baldaev S.P. Rodoslovnye predaniya i legendy buryat. Ch. 1. Bu-lagaty i ekhirity [Pedigree legends and legends of the Buryats. Part 1. Bulagata and echirites]. Ulan-Ude, Buryat Publ. House, 1970, 362 p. (In Russian)

6. Bichurin N.Ya. Sobranie svedenij o narodah, obitavshih v Srednej Azii v drevnie vremena [Collection of information about the peoples who lived in Central Asia in ancient times]. T. I. M.;L., 1950 (1859). 381 p. (In Russian)

7. Gumilev L.N. Drevnie tyurki [Ancient Turks]. M: Tov-in "Klysh-nikov and Komarov and C.", 1993. 520 p. (In Russian)

8. Dugarov D.S. K probleme proishozhdenija mongolov [To the problem of the origin of the Mongols] // Problems of history and culture of nomadic civilizations of Central Asia. T. I. Archeology. Ethnology: Materials of Intern. scientific conference. Ulan-Ude: Publishing house BNTS SB RAS, 2000. p. 204-206. (In Russian)

9. Zoriktuev B.R. Ob ehtnicheskom sostave naseleniya Zapadnogo Zabajkal'ya i Predbajkal'ya vo vtoroj polovine I - pervoj polovine II tys. n. eh. [On the ethnic composition of the population of Western Transbaikalia and Cisbaikalia in the second half of the 1st - the first half of the 2nd millennium BC. er] // Ethnic history of the peoples of South Siberia and Central Asia. Novosibirsk: Science, 1993. pp. 127-129. (In Russian)

10. Zoriktuev B.R. Aktual'nye problemy ehtnicheskoj istorii mongolov

i buryat [Actual problems of the ethnic history of the Mongols and Buryats]. M .: Eastern literature, 2011. 278 p. (In Russian)

11. Ekeev N. V. Oiraty i altaitsy: etnicheskie i etnokul'turnye svyazi i paralleli [The Oirats and Altaians: Ethnic and Ethno-Cultural Links and Parallels]. Problemy etnogeneza i etnicheskoi kul'tury tyurko-mongol'skikh naro-dov. Sbornik nauchnykh trudov [Issues on Ethnogenesis and Ethnic Culture of the Turkic-Mongolian Peoples. Sat. sci. tr]. Elista, KalmSU Publ., 2008, iss. 2, p. 92-101. (In Russian)

12. Istoricheskie predaniya i rasskazy yakutov [Historical legends and stories of the Yakuts]. C.I. M.; L .: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1960. 322 p. (In Russian)

13. Carpini Plano J. Del. Istoriya mongolov [The history of the Mongols]. G. de Rubruk. Puteshestvie v vostochnye strany [Travel to eastern countries]. 4th ed. M .: Thought, 1997. 460 p. (In Russian)

14. Ksenofontov G. V. EHllehjada: Materialy po mifologii i legendarnoj istorii yakutov [Elliada: Materials on the mythology and the legendary history of the Yakuts]. Novosibirsk: Nauka, 1977. 245 p. (In Russian)

15. Kozin S. A. Sokrovennoe skazanie. Mongol'skaya khronika 1240 g. Mongol'skii obydennyi izbornik. Vvedenie v izuchenie pamyatnika, perev-od, teksty, glossarii [The Secret Tale. Mongolian Chronicle of 1240. Mongolian everyday selector. Introduction to the study of the monument, translation, texts, glossaries]. Moscow, Leningrad, AS USSR Publ., 1941, vol. 1, p. 5-122. (In Russian)

16. Konovalov P. B., Miyagasheva S. B. K probleme etnogeneza bargu-tov [To the problem of ethnogenesis of the Barges]. Vestnik BGU [Bulletin of BSU], 2012, iss. 8. Oriental studies, p. 174-181. (In Russian)

17. Konovalov P. B. Ethnic Aspects of the History of Central Asia (Antiquity and the Middle Ages). Ulan-Ude: Publishing House of the BNTS SB RAS, 1999. 214 p.

18. Konovalov P.B., Tsybikdorzhiev D.V. Istoricheskij Bargudzhin-To-kum - iskonnaja rodina burjatskogo naroda [Historical Bargudzhin-Tokum - the original homeland of the Buryat people] // Izvestiya IGU. Series "Geoar-cheology, Ethnology, Anthropology". 2017. V. 19. S. 129-150. (In Russian)

19. Konstantinov I.V. The origin of the Yakut people and their culture [The origin of the Yakut people and their culture] / Acad. Sciences Resp. Sakha (Yakutia). Institute of Humanities. Yu.A.Mochanov. 2nd ed., Corr. Yakutsk, 2003. 92 p. (In Russian)

20. Kyuner N.V. Kitaiskie izvestiya o narodakh Yuzhnoi Sibiri, Tsen-tral'noi Azii i Dal'nego Vostoka [Chinese news about the peoples of Southern Siberia, Central Asia and the Far East]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 1961, 281 p. (In Russian)

21. Lindenau Ya.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaya polovina XVIII veka): Istoriko-etnograficheskie materialy o narodakh Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the peoples of Siberia (first half of the 18th century): Historical and ethnographic materials on the peoples of Siberia and the Northeast]. Magadan, Magadan Publ. House, 1983, 176 p. (In Russian)

22. Melikhov G.V. Man'chzhury na severo-vostoke (XVII v.) [Manchus in the northeast (XVII century.)]. M .: Science, 1974. 246 p.

23. Nikolaev V.S. Srednevekovoe pogrebenie u p. Balagansk [Medieval burial near Balagansk settlement] // News of the Laboratory of Ancient Technologies. Irkutsk: ISTU publishing house, 2006. Vol. 4. p. 299-308. (In Russian)

24. Nikolaev V.S. Pogrebal'nye kompleksy kochevnikov yuga Srednei Sibiri v XII-XIV vekakh. Ust'-Tal'kinskaya kul'tura [Burial complexes of nomads in the south of Central Siberia in the 12th - 14th centuries. Ust-Talkinska-ya culture]. Vladivostok, Irkutsk, IG SB RAS Publ., 2004, 304 p. (In Russian)

25. Ovchinnikov M.P. // PFARAS. M.P. Ovchinnikov Fund F. 94. Op. 1. D. 3.

26. Rashid ad-Din. Sbornik letopisei. T. 1. Kn. 1-2 [Collection of annals. Vol. 1. Book. 1-2]. Moscow, Leningrad, AS USSR Publ., 1952, 221 p. (In Russian)

27. Rumyantsev G.N. Proiskhozhdenie horinskih buryat [The origin of Khorinsky Buryats]. Ulan-Ude: Local Publishing House, 1962. 268 p. (In Russian)

28. Potanin G.N. Ocherki severo-zapadnoj Mongolii [Essays on northwestern Mongolia]. Results of a Journey, completed in 1879. Issue 4. Ethnographic materials. Part 1. SPB: St. Petersburg Publishing House, 1883. 527 p. (In Russian)

29. Ushnitsky VV. Ehtnogenez kyrgyzskih plemen v aspekte izucheni-ya problemy proiskhozhdeniya tyurko-mongol'skih ehtnosov [Ethnogenesis of the Kyrgyz tribes in the aspect of studying the problem of the origin of the Turkic-Mongolian ethnic groups]. Bishkek.: Teaching and scientific - production. complex "International University of Kyrgyzstan", 2016. 184 p. (In Russian)

30. Ushnitsky V.V. Diskussiya o tumatskom komponente v genezise tu-matskogo naroda: pro et contra Discussion about the [Tumat component in the genesis of the Tumat people: pro et contra] // Northeast Humanitarian Bulletin. 2018. No. 2. S. 19-26. (In Russian)

31. Tsybikdorzhiev D.V. Muzhskoj soyuz, druzhina i gvardiya u mon-golov: preemstvennost' i konflikty [Male union, squad and guard of the Mongols: succession and conflict] // Mongolian empire and the nomadic world. Ulan-Ude, 2004. p. 334-362. (In Russian)

32. Tsydendambaev Ts. B. Buryatskie istoricheskie khroniki i ro-doslovnye. Istoriko-lingvisticheskoe issledovanie [Buryat historical chronicles and pedigrees. Historical and linguistic research]. Ulan-Ude, Buryat. kn. izd-vo Publ., 1972, 662 p. (In Russian)

33. Elert A.Kh. Novye materialy o panteone yakutskikh bozhestv i dukhov v pervoi polovine XVIII veka (stat'ya pervaya). Obshchestvennoe soznanie i literatura XVI-XX vv. Sbornik nauchnykh trudov [New materials about the pantheon of the Yakut deities and spirits in the first half of the 18th century (article one). Public consciousness and literature of the 16th - 20th centuries. Collection of scientific papers]. Novosibirsk, SB RAS Publ., 2001. 285 p. (In Russian)

34. Erdniev V.E. Kalmyki. Istoriko-etnograficheskie ocherki [The Kalmyks. Historical and ethnographic essays]. Elista, Kalm. book. Publ. House, 1980, 286 p. (In Russian)

35. Yurchenko A.G. Khristianskii mir i «Velikaya Mongol'skaya im-

periya». Materialy frantsiskanskoj missii 1245 g. [The Christian world and the Great Mongolian Empire. Materials of the Franciscan mission in 1245]. St.-Petersburg, Eurasia Publ., 2002, 478 p. (In Russian)

36. Liu Mau-Tsai. Die chinesischenNachrichtenzur Geschichte der OstTürken (T'u-küe). I. Buch (Texte), II. Buch (Anmerkungen. Anhänge. Index) // Göttinger Asiatische Forschungen, Band 10. Wiesbaden, 1958. 457 p.

List of sources

Handwritten fund of the Institute of Physics and Information Technologies of the SB RAS. F. 5. Op. 7. D. 11. Ksenofontov G.V. The second volume of Uraanhai Sakhalar. (In Russian)

About the author: Vasiliy Ushnitskiy, Research Fellow, Department of Ethnography of the Peoples in Northeastern Russia, Institute of Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kandidat nauk (scientific degree) in historical sciences (677007, Petrovsky st., 1, Yakutsk, Republic of Sakha), e-mail: [email protected]

Received September 16, 2019 Accepted for publication October 23, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.