Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА СИБИРСКИХ ТАТАР КАК КОРЕННОГО НАРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ'

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА СИБИРСКИХ ТАТАР КАК КОРЕННОГО НАРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сибирские татары / статус / признание / самостоятельность / независимость / коренной малочисленный народ / этнос / этническая общность / этническая консолидация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абукин Д.М.

Для малых народов, являющихся частью огромной по территории многонациональной державы, проблема достижения самостоятельности является особенно острой. Несмотря на то, что сибирские татары относятся ко второму по численности народу в Российской Федерации, в рамках «татарской семьи» они продолжают испытывать на себе эффект непризнания в силу языковых особенностей, а также современных процессов, способствующих размыванию национально-культурных традиций, этнического единства. Статья посвящена проблеме обретения сибирско-татарским народом статуса самостоятельного, рассмотрению препятствий к достижению данной цели, а также преимуществ от официального закрепления статуса сибирских татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА СИБИРСКИХ ТАТАР КАК КОРЕННОГО НАРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-14-16 NIION: 2018-0076-8/22-873 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1071

АБУКИН Динар Марсельевич,

Председатель Местной общественной организации «Национально-культурная автономия татар города Тюмени «<Себертатарлар» (сибирские татары), Россия, г. Тюмень, e-mail: abukin_ dinar @yandex.ru

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА СИБИРСКИХ ТАТАР КАК КОРЕННОГО НАРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Аннотация. Для малых народов, являющихся частью огромной по территории многонациональной державы, проблема достижения самостоятельности является особенно острой. Несмотря на то, что сибирские татары относятся ко второму по численности народу в Российской Федерации, в рамках «татарской семьи» они продолжают испытывать на себе эффект непризнания в силу языковых особенностей, а также современных процессов, способствующих размыванию национально-культурных традиций, этнического единства. Статья посвящена проблеме обретения сибирско-татарским народом статуса самостоятельного, рассмотрению препятствий к достижению данной цели, а также преимуществ от официального закрепления статуса сибирских татар.

Ключевые слова: сибирские татары, статус, признание, самостоятельность, независимость, коренной малочисленный народ, этнос, этническая общность, этническая консолидация.

ABUKIN Dinar Marselevich,

Chairman of the Local Public "National Cultural Autonomy of the Tatars of the City of Tyumen "Sebertatarlar"

(Siberian Tatars), Tyumen, Russia

THE PROBLEM OF DETERMINING THE STATUS OF THE SIBERIAN TATAR AS AN INDIGENOUS PEOPLE OF WEST SIBERIA

Annotation. For small nations that are part of a huge multinational power, the problem of achieving independence is especially acute. Despite the fact that the Siberian Tatars are the second largest people in the Russian Federation, within the framework of the "Tatar family" they continue to experience the effect of non-recognition due to linguistic features, as well as modern processes that contribute to the erosion of national and cultural traditions, ethnic unity. This article is devoted to the problem of gaining the status of an independent Siberian-Tatar people, the consideration of obstacles to achieving this goal, as well as the benefits of formally securing the status of the Siberian Tatars.

Key words: Siberian Tatars, status, recognition, autonomy, independence, indigenous people, ethnos, ethnic community, ethnic consolidation.

Статус народа имеет огромное значение с точки зрения его функционирования как субъекта права, ведь от определения статуса зависит комплекс прав, обязанностей и свобод граждан, находящих соответствующее закрепление на федеральном и международном уровнях. Наделение народа статусом самостоятельного является мощным инструментом правовой защиты, позволяет успешнее лоббировать его интересы в рамках конкретной страны проживания и за ее пределами.

Проблема определения статуса неоднократно возникала перед малочисленными народами, входящими в состав Российской Федерации. Во многом это было обусловлено несовер-

шенством нормативно-правовой базы, на основании которой производилось указанное регулирование, а также вопросами выявления и законодательного закрепления элементов, образующих статус [5, с. 144].

Сибирские татары, будучи коренным малочисленным народом Западной Сибири, также столкнулись с проблемой определения статуса и обретением самостоятельности [7, а 1378]. В этой связи, представляется целесообразным выявить причины непризнания сибирских татар, несмотря на наличие ряда характеристик, позволяющих закрепить за ними статус отдельного народа.

В первую очередь, необходимо отметить, что сибирские татары признаны коренным наро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

КОНФЕРЕНЦИЯ

дом, входящим в состав России. Однако, исходя из определения данного понятия, сложно конкретизировать, какие именно российские народы следует относить к коренным, проблемным представляется и классификация по данному основанию сибирских татар. Если в принятой в 2007 г. Генеральной ассамблеей ООН «Декларации о правах коренных народов» сам термин «коренной народ» отсутствует [1], то в законодательстве Российской Федерации есть четкое определение данного понятия. В частности, согласно Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [2], под данным термином законодатель обязывает рассматривать народы, которые проживают на территории традиционного расселения своих предков, а также продолжают сохранять свойственные последним традиционный образ жизни, ведения хозяйства и промыслы. Помимо этого, на территории России представителей данного народа должно насчитываться менее 50 тысяч человек, им должно быть свойственно внутреннее осознание своего единства, отождествление себя с конкретным этносом.

Анализ положения пункта 1 настоящего федерального закона позволяет говорить о проблеме признания сибирских татар коренным народом в силу несоответствия современного положения представителей данного этноса ряду параметров, нашедших отражение в тексте федерального закона. Принимая во внимание тот факт, что большинство татар продолжают территориально проживать в Тюменской, Новосибирской, Омской, Курганской, Свердловской и иных областях, иными словами, в местах, где первоначально проживали их предки, в настоящее время многие представители данного этноса в силу вовлеченности в процессы урбанизации и глобализации не только вынуждены покидать места своего традиционного проживания, но также и отказываться от свойственных предшествовавшим поколениям сибирских татар культурных практик и промыслов. Последние, в свою очередь, тесно связаны с сельской местностью, в то время как многие представители татарского населения на сегодняшний день проживают в городах.

Иными словами, применение к сибирским татарам определения «коренной малочисленный народ» представляется сложным, в том числе, в силу утраты его представителями основ коренной культуры, являющихся важным маркером идентичности народа, ощущения причастности его членов к определенной общности. Последнее также во многом достигается не только за счет единства территории, но и языка. Несмотря на то, что сибирские татары обладают своим собственным языком, по мнению ряда исследователей,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

последнему также не может быть присвоен статус самостоятельного. Несмотря на то, что у сибирских татар нет письменности, представители данного народа делали попытки к ее созданию. Это, по мнению лидера сибирско-татарского национального движения - А.Г. Гаитова, находило выражение в создании букварей, словарей и т.д., хронологически опередивших аналогичные разработки башкир, ногайцев и некоторых других народов [4, с. 475]. Попытки создания собственной письменности сибирские татары не оставляли не только до революции 1917 г., но и в советские годы, однако, учитывая политику новой власти, прогрессивным представителям сибирско-татар-ского этноса вряд ли удалось бы реализовать задуманное. Что касается разговорного

языка сибирских татар, то еще осенью 2013 г. он был официально признан на международном уровне самостоятельным языком. Также ЮНЕСКО включил сибирско-татарский язык в список тех языков, которые подвержены угрозе исчезновения. Однако, в России в настоящее врем актуальной является, скорее, популяризация татарского языка в целом, а не конкретной этнической общности, о чем можно судить на основании Плана работы Всемирного конгресса татар на 2022 г. К числу мероприятий, направленных на распространение татарского языка, следует отнести издание газеты «Татарлар», проведение в Екатеринбурге областной олимпиады по татарскому языку и литературе, а также республиканской олимпиады в Саранске, региональной олимпиады по родному языку и т.д. [6]. Несмотря на указанные попытки, язык продолжает оставаться значимым препятствием на пути определения статуса сибирско-татарского народа в составе России. С одной стороны, данная проблема касается многих народов, проживавших на территории бывших союзных республик: после выхода из состава СССР многие из них образовали собственные независимые государства. С другой стороны, закрепление за отдельными народами статуса самостоятельных было немыслимо не только без уникальности их исторического пути развития и культуры, но и официально признанного языка.

В отношении сибирских татар следует говорить, скорее, о признании их этнической общности, нежели единого и самобытного народа. Роль языка в неопределенности статуса сибирских татар неоднократно подчеркивалась исследователями. В частности, Х.Ч. Алишина отмечала, что в отличие от Республики Татарстан, где живут просто татары, в Тюмени изначально проживали две ветви татарского народа - сибирские татары как коренная этническая общность и поволжские татары как диаспора. Однако, несмотря на признание за сибирскими татарами статуса самостоя-

тельной этнической общности, имело место притеснение народа по языковой линии: борьба против «неправильного» языка сибирско-татарского народа по отношению к литературному татарскому языку растянулась на долгие годы [3].

Наличие уникального, самобытного языка, равно как материальной и духовной культуры, обладающих определенной спецификой, позволяет говорить если не о самостоятельность сибирских татар как отдельного народа, то о самостоятельности данной этнической общности, что, по сути, является началом для постановки вопроса о формировании отдельных элементов государственности, дальнейшей борьбы за расширение своих прав, углубления процессов этнической консолидации.

Подводя итоги рассмотрению проблемы относительно определения статуса сибирских татар, следует отметить, что признание их самостоятельным народом должно стать логическим продолжением их самостоятельности как этнической общности, что подтверждается многочисленными результатами научных исследований. Представляется, что достижение этой цели невозможно без дальнейшей борьбы за национальное самоопределение, популяризации языка сибирско-та-тарского народа, попыток разработать свой собственный литературный язык. В свою очередь, статус самостоятельного народа будет способствовать расширению политических прав сибирских татар, позволит им отстаивать свои национальные интересы как народа, внесшего значительный вклад в развитие татарской, сибирской и русской цивилизации и культуры.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 05.05.2022).

[2] Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928 /2daf50f586c69eac11512c1 faa4309699b52ec9b/ (дата обращения: 05.05.2022).

[3] Алишина Х.Ч. Боль моя и радость - язык сибирских татар: Сборник статей. - Тюмень: Софт-Дизайн, 1994. - 45 с.

[4] Ильина А.А.Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татар-ского национального движения (1980-2000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). - С. 472-478.

[5] Манеева Н.Ф., Карплюк П.Н., Чистякова В.А., Сазонова О.К и др. Правовой статус коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). - С. 143-146.

[6] План работы Всемирного конгресса татар на 2022 год [Электронный ресурс]. - URL: https:// tatar-congress.org/ru/official-matherials/plan-raboty-vkt-2022/ (дата обращения: 05.05.2022).

[7] Шагбанова Х.С., Абукин Д.М. Мемориальная политика (политика памяти) как ресурс стратегического развития сибирских татар // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 9 (54). - С. 1374-1383.

Spisok literatury:

[1] Deklaraciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij o pravah korennyh narodov. Prinyata rezolyuciej 61/295 General'noj Assamblei ot 13 sentyabrya 2007 goda [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_ rights.shtml (data obrashcheniya: 05.05.2022).

[2] Federal'nyj zakon ot 30.04.1999 № 82-FZ (red. ot 13.07.2020) «O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_22928/2daf50f586c69eac-

11512c1faa4309699b52ec9b/ (data obrashcheniya: 05.05.2022).

[3] Alishina H.CH. Bol' moya i radost' - yazyk sibirskih tatar: Sbornik statej. - Tyumen': SoftDizajn, 1994. - 45 s.

[4] Il'ina A.A. Problemy etnokul'turnoj identich-nosti sibirskih tatar yuga Tyumenskoj oblasti v pred-stavlenii lidera sibirsko-tatarskogo nacional'nogo dvizheniya (1980-2000-e gg.) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2017. № 3 (15). - S. 472-478.

[5] Maneeva N.F., Karplyuk P.N., CHistyakova V.A., Sazonova O.K i dr. Pravovoj status korennyh malochislennyh narodov v Rossijskoj Federacii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009. № 7 (19). - S. 143-146.

[6] Plan raboty Vsemirnogo kongressa tatar na 2022 god [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// tatar-congress.org/ru/official-matherials/plan-raboty-vkt-2022/ (data obrashcheniya: 05.05.2022).

[7] Shagbanova H.S., Abukin D.M. Memori-al'naya politika (politika pamyati) kak resurs strate-gicheskogo razvitiya sibirskih tatar // Voprosy nacion-al'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 9 (54). - S.1374-1383.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.