Научная статья на тему 'СИБИРСКО-ТАТАРСКАЯ СПЕЦИФИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТАТАР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1980–2020-Е ГГ.'

СИБИРСКО-ТАТАРСКАЯ СПЕЦИФИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТАТАР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1980–2020-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сибирские татары / национальное движение / национально-культурные объединения / Омская область / культура / язык / специфика.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильина А.А.

Цель статьи – выявить сибирско-татарскую специфику в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области, на территории которой сибирские татары являются коренным тюркоязычным населением и компактно проживают в Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах. Актуальность исследования связана с тем, что попытка проследить сибирско-татарскую специфику в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области осуществляется впервые. Хронологические рамки исследования – конец 1980-х – начало 2020-х гг., где нижняя граница связана с началом институционализации татарского национального движения в Омской области (1989 г.).Установлено, что сибирско-татарская специфика у национально-культурных объединений татар Омской области наиболее ярко проявляется в деятельности творческих вокальных коллективов, поскольку в своем репертуаре они уделяют значительное внимание фольклору сибирских татар. Также сибирско-татарская специфика связана с существованием в 1990-1998 гг. в с. Усть-Ишим Комитета по возрождению сибирских татар – филиала Комитета национального возрождения сибирских татар, действовавшего в Тюменской области. Выявлено, что территориально наиболее ярко сибирско-татарская специфика в Омской области представлена в с. Уленкуль Большереченского района, население которого практически полностью состоит из татар и проявляет высокую степень сибирско-татарского самосознания. В 2021 г. в с. Уленкуль был открыт Комплекс «Усадьба сибирского (бухарского) татарина», который объединяет в единую сеть имеющиеся элементы традиционной материальной и духовной культуры сибирских татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИБИРСКО-ТАТАРСКАЯ СПЕЦИФИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТАТАР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1980–2020-Е ГГ.»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-61-65 NIION: 2018-0076-8/22-884 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1082

ИЛЬИНА Анна Александровна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН,

e-mail: like_a_sun@mail.ru SPIN-код: 2988-3153, AuthorlD: 795665

СИБИРСКО-ТАТАРСКАЯ СПЕЦИФИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТАТАР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1980-2020-Е ГГ.

Аннотация. Цель статьи - выявить сибирско-татарскую специфику в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области, на территории которой сибирские татары являются коренным тюркоязычным населением и компактно проживают в Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-И-шимском районах. Актуальность исследования связана с тем, что попытка проследить сибирско-татарскую специфику в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области осуществляется впервые. Хронологические рамки исследования -конец 1980-х - начало 2020-х гг., где нижняя граница связана с началом институционализа-ции татарского национального движения в Омской области (1989 г.).Установлено, что си-бирско-татарская специфика у национально-культурных объединений татар Омской области наиболее ярко проявляется в деятельности творческих вокальных коллективов, поскольку в своем репертуаре они уделяют значительное внимание фольклору сибирских татар. Также сибирско-татарская специфика связана с существованием в 1990-1998 гг. в с. Усть-Ишим Комитета по возрождению сибирских татар - филиала Комитета национального возрождения сибирских татар, действовавшего в Тюменской области. Выявлено, что территориально наиболее ярко сибирско-татарская специфика в Омской области представлена в с. Уленкуль Большереченского района, население которого практически полностью состоит из татар и проявляет высокую степень сибирско-татарского самосознания. В 2021 г. в с. Уленкуль был открыт Комплекс «Усадьба сибирского (бухарского) татарина», который объединяет в единую сеть имеющиеся элементы традиционной материальной и духовной культуры сибирских татар.

Ключевые слова: сибирские татары, национальное движение, национально-культурные объединения, Омская область, культура, язык, специфика.

ILINA Anna Aleksandrovna,

PhD in History,

Researcher of the Omsk laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science

SIBERIAN-TATAR SPECIFICS IN THE ACTIVITIES OF NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS OF TATARS OF THE OMSK REGION IN THE LATE 1980S - 2020S

Annotation. The purpose of the article is to identify the Siberian-Tatar specifics in the activities of national and cultural associations of Tatars of the Omsk region. On the territory of the Omsk region, Siberian Tatars are the indigenous Turkic-speaking population and compactly live in Bolshere-chensk, Znamensky, Kolosovsky, Muromtsevsky, Tarsky, Tevrizsky, Ust-lshim districts. The relevance of the study lies in the fact that an attempt to trace the Siberian-Tatar specifics in the activities of national and cultural associations of Tatars of the Omsk region is being made for the first time. Chronological framework of the study - late 1980s - early 2020s. The lower boundary is connected with the beginning of the institutionalization of the Tatar national movement in the Omsk region in 1989. It is established that the Siberian-Tatar specificity of the national-cultural associations of the Tatars of the Omsk region manifests itself most vividly in the activities of creative vocal groups, be-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

cause in their repertoire they pay considerable attention to the folklore of the Siberian Tatars. The Siberian-Tatar specificity is connected with the existence in 1990-1998 in the village of Ust-Ishim of the Committee for the Revival of Siberian Tatars (a branch of the Committee for the National Revival of Siberian Tatars, which worked in the Tyumen region). The Siberian-Tatar specificity in the Omsk region is most vividly represented in the village of Ulenkul of the Bolsherechensky district. Its population consists almost entirely of Tatars and expresses a high degree of Siberian-Tatar identity. In 2021, the Complex "Estate of the Siberian (Bukhara) Tatar" was opened in the village of Ulenkul. This complex unites the existing elements of the traditional material and spiritual culture of the Siberian Tatars into a single network.

Key words; SiberianTatars, national movement, national-cultural associations, Omsk region, culture, language, specifics.

Национально-культурные объединения играют существенную роль в жизни современных российских этносов, поскольку они выполняют функции сохранения и популяризации этнической культуры, сохранения родного языка и этнической самобытности, трансляции различных этнических культур представителям других этносов, удовлетворяют потребности в общении с представителями своего этноса. В числе прочих весьма активно действуют в России национально-культурные объединения второго по численности этноса страны - татар, в том числе в регионах Западной Сибири и Омской области в частности. Так, в Омской области инсти-туционализация национального движения татар началась в 1989 г. и не теряет оборотов до настоящего времени. В данном регионе действуют все виды национально-культурных объединений (в соответствии с ранее предложенной автором классификацией) [3, с. 264-265].

Особенностью татарского национального движения в Западной Сибири является то, что особое внимание в деятельности татарских национально-культурных объединений здесь уделяется сибирско-татарской специфике. В первую очередь речь идет о Тюменской области, где действуют национально-культурные объединения именно сибирских татар. Однако сибирские татары помимо Тюменской области проживают также в Новосибирской и Томской областях, а также в Большереченском, Знаменском, Колосов-ском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области. И, несмотря на то, что в названиях татарских нацио-нально-кульутрных объединений Омской области не делается отдельный акцент на сибирских татарах, а в уставах - на сохранении языка и культуры именно сибирских тартар, автор считает необходимым проследить сибирско-татарскую специфику в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области, и именно эта цель выступает ключевой в данной статье. Актуальность данной цели связана с тем, что подобное исследование проводится впервые. Хронологические рамки исследования обусловлены временем институционализации национально-куль-

турных объединений татар в Омской области: конец 1980-х - начало 2020-х гг.

Согласно результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. численность сибирских татар в Омской области не столь значительна: 315 чел. назвали себя сибирскими татарами в 2002 г. и 57 чел. - в 2010 г. [7; 8], при том, что просто татарами назвали себя 47796 чел. в 2002 г. и 41870 чел. в 2010 г. [7; 8]. Подобная немногочисленность сибирских татар на территории Омской области объясняется утратой сибирскими татарами региона этнического самосознания. Кроме того, исследователи отмечают, что для татар Западной Сибири характерен многоуровневый характер самоидентификации, что отражается в различиях результатов переписей населения и этносоциологических исследований. Если в ходе Всероссийских переписей 2002 г. и 2010 г. для подавляющего большинства респондентов на первый план вышло осознание себя, прежде всего, представителями татарской общности, то, по данным этносоциологических исследований, большинство опрошенных отнесли себя к сибирским татарам [10].

Татарские национально-культурные объединения в Омской области создавались в течение всего рассматриваемого периода - в 1990-е, 2000-е, 2010-е гг. в виде разного рода организаций: не только национально-культурных объединений, но и национально-культурных центров, национально-культурных автономий. Они действуют и в областном центре - Омске, и в районах компактного проживания татар - Усть-Ишимском, Тевризском, Большереченском, Тарском, Колосовском. Основой возрождения татарской культуры в Омской области и базой для создания татарских национально-культурных объединений стали творческие самодеятельные коллективы. Возрождение татарской культуры и языка началось в 1989 г. в Омске и с. Уленкуль Большереченского района. В начале указанного года в с. Уленкуль был образован фольклорно-этнографический ансамбль «Наза», а в областном центре - татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Умыр-зая» и одноименный клуб [4, с. 402].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

По нашему мнению, сибирско-татарская специфика у национально-культурных объединений татар Омской области наиболее ярко проявляется именно в деятельности подобного рода творческих коллективов, поскольку в своем репертуаре они уделяют значительное внимание фольклору сибирских татар. При этом некоторые из таких коллективов, начав свою работу как самодеятельные, впоследствии получили статус народных, а с ним и бюджетные ставки.

Так, фольклорно-этнографический ансамбль «Наза» с. Уленкуль Большереченского района, который имеет статус народного, ведет сбор местного фольклорного и этнографического материала. В его репертуаре в основном старинные народные песни сибирских татар, народные переплясы, сценическая обработка народных обрядов. В состав коллектива входят собиратели и исполнители сибирско-татарского фольклора, например, Л. Ш. Жунусова [2]. Татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Умырзая», также обладающий званием народного, имеет в репертуаре фольклорные песни татар районов Омской области. Участники ансамбля по крупицам собирают фольклорный материал, поэтому самобытный коллектив имеет такой успех у зрителей разных национальностей.

Фольклорные сибирско-татарские песни есть в репертуаре других татарских ансамблей Омской области: в 1993 г. в с. Усть-Ишим начал работу вокальный ансамбль «Чишмэ», в 2005 г. в п.г.т. Тевриз был образован ансамбль татарской песни «Шатлык». В 2006 г. в с. Уленкуль Большереченского района был создан Центр татарской культуры, выросший из фольклорно-этнографиче-ского ансамбля «Наза». При Центре татарской культуры действует ряд вокальных коллективов, в их репертуаре тоже присутствует сибирско-татар-ский фольклор. Фольклорные ансамбли осуществляют гастрольную деятельность, выезды в районы Омской области с компактным проживанием татар [4, с. 402-403].

Разумеется, в репертуаре перечисленных коллективов фольклорные сибирско-татарские песни перемежаются с песнями на литературном татарском языке, в том числе с современными эстрадными. Выбор репертуара зачастую связан с популярностью тех или иных песен, заимствованных из Республики Татарстан. Следует также отметить, что заимствования из Республики Татарстан проявляются не только в репертуаре, но и, к сожалению, в концертных костюмах - за редким исключением артисты отдают предпочтение образцам народного костюма поволжских татар.

Далее рассмотрим сибирско-татарскую специфику непосредственно в деятельности татарских национально-культурных объединений.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

В начале 1990-х гг. татары Омской области находились под большим влиянием национального движения сибирских татар соседней Тюменской области. В 1990 г. инициативная группа сибирских татар Усть-Ишимского района Омской области по образцу аналогичной организации Тюменской области создала Комитет по возрождению сибирских татар, руководителем которой стал Ш. Бариев (по другим данным, Общественную организацию национального возрождения сибирских татар Усть-Ишимского района Омской области возглавляла Р.Н. Яхина) [5, с. 596]. В 1998 г. Комитет не смог пройти перерегистрацию в органах юстиции и был ликвидирован. За время существования Комитета основным направлением его деятельности была совместная работа с организациями сибирских татар Тюменской области, а также участие в избирательных кампаниях и выдвижение активистов национально-культурных объединений кандидатами в депутаты и в главы органов местного самоуправления, т.е. активная политическая деятельность. Однако, по нашему мнению, дислокация самом в отдаленном районе Омской области не способствовала тому, чтобы данная организация оказала существенное влияние на национальное движение татар Омской области.

Если же вести речь о национально-культурных объединениях татар областного центра -Омска - то можно с уверенностью констатировать, что сибирско-татарская специфика в их деятельности не представлена. В 1990-х гг. в Омске вели работу Татаро-башкирский культурный центр, создание которого было заслугой и инициативой актива клуба и ансамбля «Умырзая», а также общественное объединение татар и башкир Омской области «Ватан». Со второй половины 1990-х гг. существуют и успешно работают Омская местная общественная организация татарская национально-культурная автономия «Ибирь» и Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият», а также еще несколько татарских национально-культурных объединений.

Знакомство с доступными уставными документами татарских национально-культурных объединений Омской области позволяет констатировать, что в них не фиксируется задача сохранения именно сибирско-татарской культуры и языка, только татарских в целом. Знакомство с доступными планами и отчетами татарских национально-культурных объединений Омской области позволяет сделать вывод об отсутствии сибир-ско-татарской специфики в их работе. Мероприятия, которые ими проводятся - это общегосударственные праздники, различные межнациональные фестивали, конкурсы регионального и муниципального уровней, мусульманские праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам, татарские народ-

ные праздники календарного цикла, такие как Сабантуй, «Каз емэсе», «Карга боткасы» и прочие. Лидеры и активисты татарских национально-культурных объединений также не выставляют свою принадлежность к сибирско-татарскому этносу на первый план. За весь рассматриваемый период автору известно лишь одно исключение.

В начале 2000-х гг. активизировалась немногочисленная инициативная группа, члены которой позиционировали себя как сибирских татар (один из их лидеров - Р.Р. Лукманов, известный под псевдонимом Пурехан Сырыр). В 2002 г., в преддверие Всероссийской переписи населения, Региональная национально-культурная автономия татар Омской области обратилась к своим соплеменникам с призывом принять участие в переписи, заявить свою принадлежность к татарскому этносу и убедиться, что в опросном листе записано именно это, т.е. призывали называться просто татарами, не указывая дополнительных определений. В итоге инициативная группа сибирских татар обвинила представителей национально-культурной автономии в отстаивании интересов Республики Татарстан в Омской области, выразив свою позицию следующим образом: «В настоящее время именно политика «ложного единства татар», что нет других татар, что все субэтносы должны быть татарами, ведет к исчезновению древних субэтносов» [6, с. 575; 9, с. 103].

Территориально наиболее ярко сибирско-та-тарская специфика в Омской области представлена в с. Уленкуль Большереченского района, население которого практически полностью состоит из татар, проявляя при этом высокую степень сибирско-татарского самосознания. Село Уленкуль по праву можно назвать татарским брендом Омской области. Сюда непременно приезжают на экскурсию все татарские делегации, посещающие Омскую область. 10 февраля 2021 г. в Уленкуле при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Омской области открылся Комплекс «Усадьба сибирского (бухарского) татарина». Реализацией этого знакового для татар региона проекта занималась Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият». Этнографический комплекс «Усадьба сибирского (бухарского) татарина» объединяет в единую сеть имеющиеся элементы традиционной материальной и духовной культуры сибирских татар: жилые и хозяйственные постройки, ремесла, одежду, кухню, фольклор. Это место посещения туристов с погружением в национальную среду: переодеванием в национальную одежду, игровой и культурной программами, спортивными состязаниями, участием в мастер-классах по выпечке блюд национальной кухни, рыболовством, сбором ягод, грибов и трав, обучением народным ремеслам. При

этом происходит непосредственное общение туристов и местных жителей - носителей определенной культуры [1].

Что касается такого аспекта сибирско-татар-ской специфики в деятельности татарских национально-культурных объединений Омской области, как сохранение языка сибирских татар, следует признать, что он вообще отсутствует (за исключением фольклорной составляющей в творчестве упоминавшихся уже вокальных коллективов). В отличие от соседней Тюменской области, где татарские национально-культурные объединения с целью сохранения сибирско-татарского языка ведут активную работу по определению его статуса, его нормированию, внедрению в школьную программу, в Омской области сибирско-татарский язык представлен и сохраняется лишь на разговорно-бытовом уровне. Когда в уставах национально-культурных объединений татар Омской области идет речь о сохранении родного языка, то имеется в виду литературный татарский язык. Материалы выпускаемой в Омске с 2003 г. на средства татарского бизнесмена Т.А. Алимбаева газеты «Татар доньясы» представлены на двух языках (русском и литературном татарском). Даже в единственной в Омской области школе с татарским этнокультурным компонентом, расположенной в с. Уленкуль, известной далеко за пределами Омской области, изучается именно литературный татарский язык (отметим, что учащиеся Уленкуль-ской средней общеобразовательной школы им. М. Джалиля неоднократно становились призерами олимпиад по татарскому языку, проводившихся в Республике Татарстан).

Итак, проведенное исследование показало, что сибирско-татарская специфика в деятельности национально-культурных объединений татар Омской области в конце 1980-х - 2020-е гг. выражена довольно слабо. Она представлена скорее отдельными эпизодами, чем полной картиной. Причины этого кроются, на наш взгляд, в происходящей утрате сибирскими татарами региона своего этнического самосознания. Однако открытие в

2021 г. в с. Уленкуль Большереченского района Комплекса «Усадьба сибирского (бухарского) татарина» позволяет надеяться на сохранение этнического самосознания у сибирских татар Омской области.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая

2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] В Большеречье открылась «Усадьба сибирского татарина» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда [сайт]. - Режим доступа:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

https://www.omsk.kp.ru/online/news/4183604/ (дата обращения: 01.06.2022).

[2] Доклад З.А. Рахмангуловой, зав. Улен-кульским центром татарской культуры Большере-ченского района // Ильина А.А. Материалы экспедиции по изучению национально-культурных объединений татар Западной Сибири. 2016 г. [Электронный ресурс]. Архив Музея народов Сибири ОФ ИАЭТ СО РАН. Ф. VII—4. 2. № 11. - 1 электрон диск (DVD-R).

[3] Ильина А.А. Классификация национально-культурных объединений (на примере татар Западной Сибири): новые аспекты исследования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). - С. 261-266.

[4] Ильина А.А. Сохранение татарской культуры и языка в малых городах и селах Омской области (по материалам экспедиций 2016-2018 годов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2018. Т. XXIV. - С. 401-403.

[5] История и культура татар Западной Сибири. Монография. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. - 728 с.

[6] Лукманов Р.Р. Национальное движение сибиров (сибирских татар) Омской области // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 574-575.

[7] Национальный состав и владение языками, гражданство / Т. 4. 3. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт «Всероссийская перепись населения 2002 года». - Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ index.html?id=17 (дата обращения: 01.06.2022).

[8] Национальный состав и владение языками, гражданство / Т. 4. 4. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт «Всероссийская перепись населения 2010 года». - Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 01.06.2022).

[9] Тушаков Р.М. Как нам сохранить историческое наследие нашего народа - язык и культуру // Сулеймановские чтения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. -Тюмень: Сити Пресс, 2007. - С. 102-103.

[10] Тычинских З.А. К вопросу об этнической идентичности сибирских татар // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий / отв. ред. Е.Ф. Фурсова. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. - С. 132-136.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Spisok literatury:

[1] V Bol'sherech'e otkrylas' «Usad'ba sibir-skogo tatarina» [Elektronnyj resurs] // Komso-mol'skaya pravda [sajt]. - Rezhim dostupa: https:// www.omsk.kp.ru/online/news/4183604/ (data obrash-cheniya: 01.06.2022).

[2] Doklad Z.A. Rahmangulovoj, zav. Ulen-kul'skim centrom tatarskoj kul'tury Bol'sherechen-skogo rajona // Il'ina A.A. Materialy ekspedicii po izucheniyu nacional'no-kul'turnyh ob"edinenij tatar Zapadnoj Sibiri. 2016 g. [Elektronnyj resurs]. Arhiv Muzeya narodov Sibiri OF IAET SO RAN. F. VII-4. 2. № 11. - 1 elektron disk (DVD-R).

[3] Il'ina A.A. Klassifikaciya nacion-al'no-kul'turnyh ob"edinenij (na primere tatar Zapadnoj Sibiri): novye aspekty issledovaniya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2018. № 4 (20). - S. 261-266.

[4] Il'ina A.A. Sohranenie tatarskoj kul'tury i yazyka v malyh gorodah i selah Omskoj oblasti (po materialam ekspedicij 2016-2018 godov) // Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nyh territorij. - Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 2018. - T. XXIV. - S. 401-403.

[5] Istoriya i kul'tura tatar Zapadnoj Sibiri. Mon-ografiya. - Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT, 2015. - 728 s.

[6] Lukmanov R.R. Nacional'noe dvizhenie sibirov (sibirskih tatar) Omskoj oblasti // Tyurkskie narody. Materialy V-go Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri». -Tobol'sk-Omsk: OmGPU, 2002. - S. 574-575.

[7] Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo / T. 4. 3. Naselenie po nacional'nosti i vladeniyu russkim yazykom po sub"ektam Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Sajt «Vserossijskaya perepis' naseleniya 2002 goda». - Rezhim dostupa: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (data obrashcheniya: 01.06.2022).

[8] Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo / T. 4. 4. Naselenie po nacional'nosti i vladeniyu russkim yazykom po sub"ektam Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Sajt «Vserossijskaya perepis' naseleniya 2010 goda». - Rezhim dostupa: https://gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm (data obrashcheniya: 01.06.2022).

[9] Tushakov R.M. Kak nam sohranit' istorich-eskoe nasledie nashego naroda - yazyk i kul'turu // Sulejmanovskie chteniya: materialy X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tyumen': Siti Press, 2007. - S. 102-103.

[10] Tychinskih Z.A. K voprosu ob etnicheskoj identichnosti sibirskih tatar // Etnokul'turnaya iden-tichnost' narodov Sibiri i sopredel'nyh territorij / otv. red. E.F. Fursova. - Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 2019. - S. 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.