Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ ТАТАР'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирские татары / традиции / обычаи / культура / этническая общность / этномузыкальные традиции / фестивали культуры / урбанизация / глобализация.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сурметова Л.Р.

В статье отмечается, чтосохранение и развитие традицийкоренных народов, входящих в состав Российской Федерации, представляет собой задачу государственного значения, в особенности, в условиях набирающих силу процессов урбанизации и глобализации, размывания культуры. Вместе с тем, большая роль в этом процессе отводится внутренней активности самих народов по сохранению традиций и обычаев, обрядов и ритуалов, их трансляции последующим поколениям. Автор анализирует проблему трансформации традиций сибирских татар в XXI столетии, рассматривает основные методы и формы их возрождения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ ТАТАР»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-90-93 СУРМЕТОВА Луиза Раисовна,

NIION: 2018-0076-8/22-890 кандидат филологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1088 заведующий библиотекой № 18,

г. Тюмень, Россия, e-mail:surmetova_luiza@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ ТАТАР

Аннотация. В статье отмечается, чтосохранение и развитие традицийкоренных народов, входящих в состав Российской Федерации, представляет собой задачу государственного значения, в особенности, в условиях набирающих силу процессов урбанизации и глобализации, размывания культуры. Вместе с тем, большая роль в этом процессе отводится внутренней активности самих народов по сохранению традиций и обычаев, обрядов и ритуалов, их трансляции последующим поколениям. Автор анализирует проблему трансформации традиций сибирских татар в XXI столетии, рассматривает основные методы и формы их возрождения и развития.

Ключевые слова: сибирские татары, традиции, обычаи, культура, этническая общность, этномузыкальные традиции, фестивали культуры, урбанизация, глобализация.

SURMETOVA Luiza Raisovna,

candidate of philological sciences, head of library № 18, Tyumen, Russia

ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF SIBERIAN TATARS

Annotation. The article notes that the preservation and development of the traditions of the indigenous peoples of the Russian Federation is a task of national importance, especially in the conditions of the processes of urbanization and globalization, and the erosion of culture. However, a major role in this process is given to the internal activity of the peoples themselves to preserve traditions and customs, rites and rituals, and their transmission to subsequent generations. The author analyzes the problem of the transformation of Siberian Tatar traditions in the XXI century, considers the main methods and forms of their revival and development.

Key words: Siberian Tatars, traditions, customs, culture, ethnic community, ethnomusical traditions, cultural festivals, urbanization, globalization.

Культура сибирских татар является сравнительно древней, насчитывая уже более пяти сотен лет, так как отсчет необходимо вести от времени образования данной этической группы на территории Западной Сибири - XV столетия. Процесс ее формирования также свидетельствует о внутреннем многообразии и насыщенности сибирско-татарской культуры, так как она создавалась не только коренными сибирскими племенами: в ее составе присутствуют традиции, обычаи и верования, свойственные тюркским и монголо-татарским народам. Жители Западной Сибири, смешавшись с ними, объединили свои земли в княжество, именовавшееся Великой Тюменью, территория которого после распада Золотой Орды была включена в состав Сибирского ханства [8, с. 45].

Расселившиеся на всей территории Западной Сибири, современные наследники традиций древнего сибирско-татарского народа компактно проживают преимущественно на территории Тюменской, Томской, Новосибирской, Кемеров-

ской и Омской областей. Вместе с тем, сегодня сибирские татары подразделяются на ряд групп и подгрупп, что также свидетельствует о пестроте их традиций и обычаев. К ним относятся следующие группы татар: 1) Томская, объединяющая калмаков, чатов и эуштинцев; 2) тоболо-иртыш-ская, включающая представителей заболотных (ясколбинских), тоболо-бабасанских, коурдак-ско-саргатских, тарских, тобольских и тюмен-ско-туринских ясколбинских татар; 3) барабин-ская, в состав которой входят барабинско-тураж-ские, любейско-тунусские и теренинско-чойские татары. Подразделение сибирских татар на данные территориальные группы присутствует в работах Н.А. Томилова. Автор соотносит каждую из них с местом компактного проживания по берегам рек - Оки, Оби, Иртыша, Исети, Туры и т.д. [4].

Многообразие племен, принимавших участие в образовании сибирских татар как этнической общности, а также расчлененность последней на целый ряд групп и подгрупп, позволяет говорить об уникальности сибирско-татарской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

культуры. Она представляла собой, своего рода, синтез культур тюркских, монголо-татарских племен с традициями, обычаями и верованиями коренного населения Сибири. Это послужило основанием к возникновению специфического хозяйственного уклада данной этнической общности [3, с. 157].

Традиции и обычаи представителей сибир-ско-татарского народа в XXI столетии в определенной степени отличаются от тех, которые были свойственны их предкам, на заре формирования их культуры. Это определяется, с одной стороны, как особенностями исторического времени, так и эффектами глобализации, взаимопроникновения культур. На сегодняшний день большинство населения Российской Федерации проживает в городах, что трансформирует их бытовой уклад, негативным образом сказывается на возможности транслировать и сохранять обычаи предков. В особенности это относится к коренным малочисленным народам, входящим в состав РФ, культура которых в течении столетий являлась традиционной и сохраняла прочную связь с землей и основными промыслами. В этой связи, целесообразным при рассмотрении современных традиций сибирских татар представляется обращение к их прошлому, культуре ушедших веков.

Необходимо отметить, что традиции сибир-ско-татарского народа - это традиции охотников и собирателей, скотоводов и земледельцев. Народ, имевший прочную связь с землей, придавал особое значение одухотворению природы, а также специфическим свойствам животных и птиц. В этой связи, различные практики, связанные с традиционными занятиями сибирских татар, в частности, охота, наделялись сакральными смыслами, предписывали участникам определенные алгоритмы поведения (например, молчание, чтобы не быть услышанными животными - объектами охоты).

По своей религиозной принадлежности сибирские татары являлись мусульманами-суннитами. Как следствие, их традиционными праздниками были Курбан-Байрам - ежегодный праздник жертвоприношения в честь завершения поста Рамазан, Садака - День весеннего равноденствия, традиционно отмечаемый татарами 23 марта, знаменующий собой не только встречу весны, но также и начало Нового года. Наконец, важным праздником для сибирских татар являлся Цым, традиции приготовления к которому во многом были похожи на подготовку христиан к празднованию православной Пасхи (в частности, окрашивание куриных яиц в отваре из луковой шелухи, а также уборка мужчинами могил почивших родственников) [3, с. 158-159].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Религиозность сибирских татар совмещалась при этом с традиционными верованиями, в частности, поклонением добрым духам природы. В сибирско-татарской среде было распространено изготовление небольших фигурок идолов из коры березового дерева. Такие обереги использовались татарами для защиты от воздействия злых духов. Они могли применяться в качестве оберегов для целой деревни, так и отдельных домов, для чего приколачивались к дверям, либо крышам строений [1].

Сегодня культура сибирских татар в значительной степени оторвана от традиционных верований, связи с землей и промыслами в результате усиления процессов урбанизации и глобализации, размывания традиций. Утрата сакральных смыслов таких традиционных для сибирских татар занятий как охота, рыболовство, скотоводство и земледелие, привела к упрощению обрядов и ритуалов, практикуемых в среде коренного народа Западной Сибири. Однако, данная этническая общность продолжает оставаться носителем многослойной культуры древнего народа, прошедшего непростой исторический путь развития. Это обуславливает стремление сибирских татар к возрождению традиционной культуры, утраченного наследия предков.

В повседневной жизни сибирских татар XXI века продолжают присутствовать традиции, иллюстрирующие связь поколений, трансляцию культуры.

Традиции сибирских татар сегодня проявляются, в первую очередь, в рамках народных и национальных праздников, гуляний, а также фестивалей татарской культуры. Отдельно следует отметить этномузыкальные традиции сибирских татар. Как отмечают исследователи, в XXI столетии свадебные обряды этого народа предполагают исполнение такмаков - плясовых напевов, имеющих тесную связь с трудовыми и игровыми песнями, выделившихся, однако, в качестве самостоятельного песенного направления [2, с. 47]. Музыкальные традиции сибирских татар сегодня предполагают также игру на национальных музыкальных инструментах, к числу которых относится курай - духовой инструмент из полого стебля растения [5, с. 72].

Для сибирских татар, продолжающих сегодня проживать в сельской местности, в первую очередь - для представителей старшего поколения, значимой продолжает оставаться традиция собираться вместе по вечерам, петь песни о родных местах, что свидетельствует о гостеприимстве и радушии татарского народа.

Значительную часть культуры сибирских татар составляет книжная традиция. Особенностью освоения религиозной литературы татарами

являлось заучивание священных текстов посредством их исполнения нараспев. Благодаря этому многие произведения татарского музыкально-поэтического творчества продолжают существовать в культуре народа. В частности, традиция исполнения мунаджата - древнейшего духовного жанра песенного творчества, сочетала в себе не только ритуальное обращение к Богу, призыв о милосердии, но также и тексты-размышления о смысле жизни и загробной участи души, об одиночестве и старости и т.д., а также тексты-наставления (например, поучения детям и т.д.) [6, с. 78-79].

Наконец, сохранению и развитию традиций сибирских татар в XXI в. способствуют фестивали культуры. К их числу следует отнести такие мероприятия, как II Международный фестиваль-конкурс «Сузге-тора», прошедший в 2018 г. в Тобольске, посвящённый историко-культурному наследию сибирских татар и коренных народов на евразийском пространстве [7], XIV Сибирский фестиваль татарской молодежи, проведение которого планируется с 15 по 18 сентября 2022 г. В программе мероприятия, наряду с делегациями татарской молодежи районов Новосибирской области и различных городов Сибирского региона, будут принимать участие представители творческих коллективов, а также активисты общественных организаций татар. Сибирский фестиваль татарской молодежи также предусматривает обширную культурную программу, включающую декоративно-прикладное творчество, кулинарию, обучение татарскому языку, вокалу и хореографии, лекции и дискуссии по истории и религии [9].

Таким образом, подводя итоги исследования особенностей традиций сибирских татар в XXI в., следует отметить, что они определенным образом трансформировались по сравнению с традициями их предков, обретя новые, обусловленные требованиями времени, формы выражения и трансляции последующим поколениям. Вместе с тем, это позволило не только сохранить, но и успешно развивать традиции уникальной культуры древнего народа Западной Сибири. Применение современных форм и методов возрождения традиций позволит избежать в будущем «размывания культуры», а также поддерживать стремление к единению сибирских татар в рамках своей этнической общности.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Завгородняя М. Традиции сибирских татар - берёзовые идолы и могилы-астана. Традиции народов // Мусагет. 22.05.2020. [Электрон-

ный ресурс] - Режим доступа: URL: https://musaget. ru/traditsii-sibirskih-tatar-beryozovye-idoly-i-mogily-astana/ (дата обращения: 29.05.2022).

[2] Каюмова Э.Р. Татарская народно-песенная культура нового времени: проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции. -Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2005. - 213 с.

[3] Кривопуст А.В., Кривопуст А.В. Традиционная культура татар Западной Сибири // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. IV Международная научно-практическая конференция. 2020. - С. 157-160.

[4] Томилов Н.А. Татары сибирские // Большая российская энциклопедия. В 30-ти томах. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/rf (дата обращения: 30.05.2022).

[5] Нургаянова Н.Х. Современные формы бытования этномузыкальных традиций сибирских татар // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 2. - С. 66-77.

[6] Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. - 222 с.

[7] Фестиваль культуры сибирских татар состоится в Тобольске // Министерство культуры Республики Татарстан. 04.05.2018. [Электронный ресурс]. - URL:https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/ news/1191391.htm (дата обращения: 30.05.2022).

[8] Чаббаров Р.Х. Этнокультурные моменты формирования традиционного декоративно-прикладного искусства тюменского региона // Вестник развития науки и образования. 2009. № 6. - С. 44-53.

[9] XIV Сибирский фестиваль татарской молодежи. Новосибирский областной татарский культурный центр[Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/events/2000464/xiv-sibirskii-festival-tatarskoi-molodezhi?location=novosibirsk aya-oblast-novosibirsk (дата обращения: 30.05.2022).

Spisok literatury:

[1] Zavgorodnyaya M. Tradicii sibirskih tatar -beryozovye idoly i mogily-astana. Tradicii narodov // Musaget. 22.05.2020. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://musaget.ru/traditsii-sibir-skih-tatar-beryozovye-idoly-i-mogily-astana/ (data obrashcheniya: 29.05.2022).

[2] Kayumova E.R. Tatarskaya narodno-pesen-naya kul'tura novogo vremeni: problemy tradicion-nogo myshleniya i zhanrovoj atribucii. - Kazan': IYALI AN RT, 2005. - 213 s.

[3] Krivopust A.V., Krivopust A.V. Tradicionnaya kul'tura tatar Zapadnoj Sibiri // Novye impul'sy razvi-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

^уа: voprosy nauchnyh issledovanij. IV Mezhdunar-odnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. 2020. - S. 157-160.

[4] Tomilov ^А. Tatary sibirskie // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya. V 30-ti tomah. - М.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2004. [Е1е^ tronnyj resurs]. - URL: https://bigenc.ru/rf (data obrashcheniya: 30.05.2022).

[5] Nurgayanova N.H. Sovremennye formy Ьу^атуа etnomuzykal'nyh tradicij sibirskih tatar // Vestnik muzykal'noj nauki. 2020. Т. 8. № 2. - S. 66-77.

[6] Sajdasheva Z.N. Tatarskaya muzykal'naya etnografiya. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2007. - 222 s.

[7] Festival' kul'tury sibirskih tatar sostoitsya V Tobol'ske // Ministerstvo kul'tury Respubliki Tatarstan. 04.05.2018. [ЕШгапп^ resurs]. - URL: https://min-cult.tatarstan.ru/index.htm/news/1191391.htm (data obrashcheniya: 30.05.2022).

[8] Chabbarov R.H. Etnokul'turnye momenty formirovaniya tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva tyumenskogo regiona // Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2009. № 6. - S. 44-53.

[9] XIV Sibirskij festival' tatarskoj molodezhi. Novosibirskij oblastnoj tatarskij kul'turnyj centr [Е^-tronnyj ^и^]. - URL: https://www.culture.ru/ events/2000464/xiv-sibirskii-festival-tatarskoi-molo-dezhi?location=novosibirskaya-oblast-novosibirsk (data obrashcheniya: 30.05.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.