Научная статья на тему 'Влияние процесса деофшоризации на экономическую безопасность России'

Влияние процесса деофшоризации на экономическую безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТТОК КАПИТАЛА / CAPITAL OUTFLOWS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / БЕГСТВО КАПИТАЛА / AND THE FLIGHT OF CAPITAL OFFSHORE / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / DE-OFFSHORIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова И. В.

В статье рассматриваются высокая степень офшоризации российского бизнеса, некоторые актуальные проблемы деофшоризации российской экономики, а также анализируются антиофшорные меры. Автор статьи предлагает комплексное решение проблемы «деофшоризации» экономики, которое, по его мнению, должно содержать не только экономический, но и политический, институциональный, административно-правовой и налоговый компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of de-offshorization in Russia’s economic security

The article discusses the high degree of opsonization Russian business, some actual problems of de-offshorization of the Russian economy, and analyzes the anti-offshore measures. The author offers a comprehensive solution to the problem of “de-offshorization” of the economy, which, in his opinion, should include not only economic, but also political, institutional, administrative, legal and tax components.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса деофшоризации на экономическую безопасность России»

УДК 330.144.1 ББК 65.268

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ДЕОФШОРИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

ИРИНА ВИКТОРОВНА ФИЛАТОВА

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются высокая степень офшоризации российского бизнеса, некоторые актуальные проблемы деофшоризации российской экономики, а также анализируются антиофшорные меры. Автор статьи предлагает комплексное решение проблемы «деофшоризации» экономики, которое, по его мнению, должно содержать не только экономический, но и политический, институциональный, административно-правовой и налоговый компоненты.

Ключевые слова: отток капитала, экономическая безопасность, финансовая безопасность, бегство капитала, офшорные зоны, деофшоризация

Annоtаtiоn. The article discusses the high degree of opsonization Russian business, some actual problems of de-offshorization of the Russian economy, and analyzes the anti-offshore measures. The author offers a comprehensive solution to the problem of "de-offshorization" of the economy, which, in his opinion, should include not only economic, but also political, institutional, administrative, legal and tax components.

Keywords: capital outflows, economic security, financial security, and the flight of capital offshore, de-offshorization

Высокая степень офшоризации российского бизнеса является экономической формой невидимой эксплуатации нашей страны транснациональными компаниями и российскими офшоризированными бизнес-группами. «Офшоры» выкачивают денежные потоки за рубеж, сводя на нет усилия по развитию национальной экономики, ставя под угрозу государственный суверенитет1.

Международные компании используют офшорные зоны как для ухода от налогообложения, так же и для вывода капитала из страны. Для ухода от налогообложения офшорные схемы чем-то напоминают схемы с использованием фирм-однодневок. Компания в стране с обычной юрисдикцией минимизирует свою прибыль путем занижения выручки от продажи продукции, работ, услуг офшорной компании или завышения затрат, связанных с приобретением товаров работ, услуг у связанной с ней офшорной компанией. Таким образом, вся прибыль концентрируется в компании, зарегистрированной с юрисдикцией со льготным налогообложением (либо вообще свободной от налогов).

Для вывоза капитала используются схемы привлечения иностранных инвестиций компаний, находящихся в оффшорных юрисдикциях, прямо или

косвенно связанных с компанией-уклонистом. Это могут быть как вложения в уставный капитал, так и кредиты. Кредиты предоставляются под залог. Таким образом, дорогостоящее имущество может выводиться из юрисдикции Российской Федерации и переводиться в собственность офшорных компаний. Если речь идет о привлечении инвестиций в форме приобретения акций или иных вложений в уставный капитал, то в данном случае уместно говорить о переходе управления российской компанией в офшорную юрисдикцию. Поэтому, судебные споры в отношениях с данным хозяйствующим субъектом решаются в рамках международного права, активы перестают быть собственностью российских предприятий, капиталы вывозятся в офшорные зоны.

При массовости таких ситуаций в качестве угроз безопасности Российской Федерации можно указать угрозу утраты экономики.

Проведенное исследование показывает, что негативные последствия для экономики стран, компании которых в значительном объеме используют оффшорные схемы налицо. Это и недополучение поступлений в бюджеты всех уровней и отток капитала. Для Российской Федерации особенно актуально второе. До-

статочно долгое время предприятия и организации в Российской Федерации получали значительные кредиты за рубежом, в том числе и в офшорных юрисдикци-ях. Это было связано с более низкими процентными ставками кредитов, предоставляемых иностранными банками по сравнению с российскими. Сегодня мы становимся свидетелями обвального падения рубля, и одна из причин такого падания — возврат организациями ранее полученных иностранных кредитов. При этом возможности получения новых кредитов в настоящее время значительно ограничены из-за введенных санкций. Таким образом, мы видим, как экономические реалии были использованы в политических целях. Если сюда еще добавить отток капитала, связанный с различными схемами его вывода в офшорные юрисдикции, кроме кредитования, например фиктивное приобретение акций иностранных компаний, то мы получим достаточно угрожающую картину.

Так же существенным риском для Российской Федерации является перевод активов на офшорные компании. Техники такого перевода могут быть различны, но нельзя не отметить возрастание значительных риской для экономической безопасности страны в связи с подобными операциями. Эта угроза характерна в первую очередь для Российской Федерации, поскольку именно здесь традиционно у собственника присутствует страх этого актива лишиться. Одним из вариантов риска перевода активов на офшорную компанию можно назвать передачу управления российскими организациями в офшоры. Совмещение этих двух операций создает угрозу того, что страна может лишиться и активов и возможности контролировать свою экономику.

Проблема офшоризации экономики является мировой проблемой. Но необходимо отметить, что для России и для развитых стран Европы и Америки это принципиально разные проблемы2. В развитых странах схема офшоризации экономики выглядит следующим образом: материнская компания находится в метрополии, а в офшоры выводятся дочерние и «внучатые» компании. Через трансфертные цены, т.е. завышение цен на закупаемые в офшорных компаниях ресурсы, а так же работы и услуги, а так же занижение цен на продукцию, работы, услуги, которые материнская компания продает в офшоры, вся прибыль концентрируется на офшорных компаниях и таким образом достигается минимизация налогообложения.

Схема офшоризации российской экономики другая. В Российской Федерации зарегистрированы в основном «дочки» и «внучки» материнской компании, расположенной в офшорной зоне. И через схемы участия в капитале, предоставления кредитов и займов осуществляется вывоз капитала и перевод активов

на материнскую компанию. Естественно, российские компании то же используют офшоры для минимизации налогообложения, но основная проблема и основные риски экономической безопасности — это контроль над активами компаний и вывоз капитала. В связи с последними политическими событиями так же необходимо принимать во внимание и риски отъема активов у российских компаний.

Еще один из способов вывода капитала — это приобретение иностранных ценных бумаг. Российская организация приобретает иностранные ценные бумаги, права на которые регистрируются в европейских депозитариях. Доступ к информации о данных ценных бумагах часто затруднен, депозитарии не раскрывают полной информации них. Таким образом, есть основание полагать, что никаких ценных бумаг на самом деле нет, а есть просто незаконный вывоз каптала из страны.

Отчетность компаний, использующих офшорные схемы часто можно считать фальсифицированной. Безусловно, целый ряд операции, связанные с переводом прибылей на оффшорные компании, а так же вывозом капитала фальсифицируют финансовую отчетность. Существует целый ряд фиктивных хозяйственных сделок, которые совершены исключительно с целью минимизации налогов или вывоза капитала. Соответственно, эти сделки в соответствии с российским законодательством п. 1 ст. 170 ГК РФ можно признать мнимыми. А финансовая отчетность, составленная на основании бухгалтерских записях по мнимым сделкам, является фальсифицированной. Другое дело, что в данном случае придется иметь дело уже не с российским, а международным судом. И признать подобные сделки мнимыми будет очень и очень не просто, если вообще возможно.

Помимо экономического ущерба, офшоры, т.е. передача экономических активов России под юрисдикцию иностранцев — угроза национальной безопасности России. Даже по официальным данным уже сейчас до 50 % капитала всех крупнейших компаний РФ прямо принадлежат иностранным фирмам, фондам и трастам. Но это — «по официальным данным» (очевидно, не полным и не точным) и только «прямо» (а есть еще и скрытые формы контроля), и если сделать еще и поправки, то все они, разумеется, не в пользу России. На первый взгляд, иностранцы — это только «формально», по сути же за большинством этих иностранных фирм, фондов и трастов стоят российские собственники.

Все выше перечисленное подтверждает, что большую актуальность в современном мире приобретает проблема деофшоризации экономики, решение которой на государственном уровне требует разработки

комплекса мер, базирующихся на законодательных инициативах и слаженной работе исполнительных, правоохранительных и контролирующих органов.

Деофшоризация представляет собой процесс проведения государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что деофшоризация - это снижение роли офшорного фактора в российском бизнесе, то есть 1) уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом; 2) уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих из России и в Россию через офшоры.

Впервые термин «деофшоризация» был использован Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года. В нем предлагались основные меры по деофшоризации российской экономики. Они включали в себя повышение прозрачности экономической системы в целом, предоставление доступа к мерам государственной поддержки в виде государственных гарантий и кредитов Внешэкономбанка, государственным контрактам и контрактам с государственным участием, совершенствование системы определения конечного бенефициара, зарегистрированного в России, который пользуется офшорными услугами и ведет деятельность за рубежом3.

В начале 2014 года особый акцент был сделан на бесперспективности применения только запретительных мер в вопросе использования российскими компаниями офшоров. Дальнейшее реформирование данной сферы в современных условиях предлагается связать с повышением привлекательности российской юрисдикции посредством усиления делового климата, укрепления правовых гарантий защиты собственности, совершенствования деятельности судебной системы4.

Реализация поставленных задач проявилась в формировании администрацией Президента Российской Федерации Концепции деофшоризации экономики России «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», в рамках которой были выделены основные проблемы и направления российской деофшоризации.

При этом акцент делается на двух направлениях деофшоризации экономики России.

Во-первых, Президент Российской Федерации подчеркнул, что «нужно добиваться прозрачности

офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений».

Во-вторых, он наметил несколько направлений работы по улучшению инвестиционного климата в России и обеспечению привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. Это: 1) исправление недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) отказ от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике; 3) исключение из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счётов при помощи заказных уголовных дел; 4) повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д. Им была сформулирована установка: «лучший способ сделать бизнес патриотичным — обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию».

Поэтому в настоящее время актуальны меры по деофшоризации экономики России как одного из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности государства.

В условиях борьбы с офшорами можно сформулировать следующие цели деофшоризации, которые раскроют сущность и значение данного процесса для экономики страны.

Первой целью деофшоризации должно стать перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем путем сокращения «регулятивного арбитража» («бегство от юрисдикции» наоборот).

Второй целью деофшоризации должно стать обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных (природоэксплуатирующих, оборонных, транспортно-коммуникационных, СМИ и т.д.) отраслях экономики, чтобы не допускать повторения инцидентов, подобных приобретению контроля над стратегически важным портом «Ванино» офшорными компаниями с неизвестными бенефициарами.

Не менее важной является третья цель деофшори-зации: недопущение «нечестной налоговой конкуренции» со стороны офшоров и использования офшорных институтов для минимизации налогов на доходы, создаваемые в России. В отличие от честной налоговой конкуренции, когда государства стремятся привлечь инвесторов, снижая ставки налогов на доходы, произ-

веденные на их территории (например, устанавливая льготное налогообложение для инвесторов в развитие свободных экономических зон), нечестная налоговая конкуренция возникает, когда одно государство получает выгоды, привлекая в созданную им офшорную зону бизнес-группы, доходы которых создаются в других, «неофшорных» странах.

Четвертая цель деофшоризации - создание барьеров на пути легализации (отмывания) незаконно полученных доходов, в первую очередь — коррупционного характера, очевидна и не требует комментариев.

Деофшоризация, таким образом, — это «бегство от юрисдикции» наоборот, то есть перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем.

К сожалению, результаты работы государственных ведомств по деофшоризации весьма скромны. Собираемость налогов невысока, а систематический анализ причин, способов и масштабов потерь налоговых доходов вследствие офшоризованности экономики не проводится и даже статистические показатели собираемости налогов не публикуются.

Результаты от введения мер по деофшоризации во многом зависят от эффективной работы и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, уровень которой, зачастую, является недостаточным. Основными причинами этого выступают высокая коррупционная составляющая, сложность сбора первичного материала, в связи с расположением компаний за рубежом, недостаточный уровень квалификации сотрудников.

В целях успешной реализации намеченной стратегии деофшоризации российской экономики следует активно привлекать экспертов для оценки и анализа предложенных законодательных изменений, вынести проблемные вопросы на открытое обсуждение (например, разработанная Концепция создания арбитраж-

ного суда на территории Таможенного пространства, была представлена общественности представителями Казахстана).

Процесс деофшоризации имеет огромное значение для функционирования государственного аппарата, выполнения им фискальных функций в полном объеме, а также для российского бизнеса.

В результате проведенного исследования, можно подвести итог, что основными направлениями процесса деофшоризации российской экономики как способа обеспечения экономической безопасности являются:

• расположение цепочки собственников бизнеса и конечного бенефициара в российской юрисдикции;

• перекредитование бизнеса российскими финансовыми структурами;

• снижение до достижимого минимума использование офшорных «прокладок» в международной торговле;

• обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных отраслях экономики;

• создание барьеров на пути легализации (отмывания) незаконно полученных доходов, в первую очередь — коррупционного характера.

1 Лошаков А.С. Анализ современных угроз экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 23-25.

2 Филатова И.В. Влияние офшоризации экономики на национальную безопасность России // Миграционное право. Издательство: Издательская группа «Юрист». — М., 2014.

3 Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 г.: официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 22.11.2014).

4 Съезд российского союза промышленников и предпринимателей от 20.03.2014 г.: официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 22.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.