Научная статья на тему 'Деофшоризация российской экономики: сущность и способы противодействия'

Деофшоризация российской экономики: сущность и способы противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1524
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОР / OFFSHORE / МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА / CAPITAL MOVEMENT / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ВЫВОЗ КАПИТАЛА / ILLEGAL EXPORT OF CAPITAL / ОФШОРНЫЕ УСЛУГИ / OFFSHORE SERVICES / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / DE-OFFSHORIZATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина С. Б.

Раскрывается сущность деофшоризации; рассматриваются основные причины, побуждающие российский бизнес выводить капитал в офшоры. Анализируется перечень мер, направленных на деофшоризацию экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

De-offshorization of the Russian economy: the essence and ways to counteract

Defined the essence of de-offshorization, considers the main reasons promting the Russian business to withdraw capital in offshore. Analyzed the number of actions aimed at de-offshorization of economy.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация российской экономики: сущность и способы противодействия»

УДК 330.144.1 ББК 65.268

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

СВЕТЛАНА БОРИСОВНА ЛАПИНА,

преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат экономических наук Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается сущность деофшоризации; рассматриваются основные причины, побуждающие российский бизнес выводить капитал в офшоры. Анализируется перечень мер, направленных на деофшоризацию экономики.

Ключевые слова: офшор, миграция капитала, нелегальный вывоз капитала, офшорные услуги, деофшоризация экономики.

Annotation. Defined the essence of de-offshorization, considers the main reasons promting the Russian business to withdraw capital in offshore. Analyzed the number of actions aimed at de-offshorization of economy.

Keywords: offshore, capital movement, illegal export of capital, offshore services, de-offshorization of economy.

В современном мире все большую актуальность приобретает проблема деофшоризации экономики, решение которой на государственном уровне требует разработки комплекса мер, базирующихся на законодательных инициативах и слаженной работе исполнительных, правоохранительных и контролирующих органов.

Современные офшоры представляют собой сложную, многоступенчатую, закрытую систему, состоящую из различного рода специалистов, призванных удовлетворять потребности клиентов в финансовой сфере. Спецификой данных юрисдикций выступает то, что офшорные услуги предоставляются лишь нерезидентам.

Особый спрос на данный вид услуг предъявляют крупные фирмы, транснациональные корпорации и банки, которые при вывозе капиталов используют лазейки в законодательстве. К примеру, в США более 80% корпораций владеют дочерними предприятиями, расположенными в офшорах. Из общего количества трансграничных финансовых активов и обязательств банков во всем мире 14-17% приходится на офшоры [1].

Офшоры являются препятствием к гармоничному развитию международных экономических отношений. Миграционные потоки капитала в низконалоговые юрисдикции обусловлены, в большинстве случаев, же-

ланием оптимизации налогового администрирования, а не повышения производительности. Как следствие, наблюдается снижение эффективности использования имеющихся у общества ресурсов.

Согласно результатам исследования, проведенного организацией Global Financial Integrity (GFI), представившей доклад по нелегальному вывозу капитала во всем мире, в период с 1994 г. по 2011 г. из России было нелегально вывезено 211,5 млрд долл., при этом, приток в обход российского законодательства составил 552,9 млрд долл. В целом, общий объем нелегальных финансовых потоков составил 764,3 млрд долл. [2]. При этом, основными методами нелегального вывоза капитала из России являются использование дочерних компаний в Европе и ряде офшорных центров, учрежденных российскими коммерческими структурами, с помощью которых денежные средства вывозятся из страны под видом экспортно-импортных операций. Помимо этого, российские корпорации активно пользуются услугами «карманных банков». В докладе, помимо этого, выделяется тот факт, что в период с 2009 по 2011 гг. крупнейшим «поставщиком» прямых иностранных инвестиций в Россию был Кипр. Сомнение в легитимности финансового сектора данного государства выражается в том, что в 2011 г., по данным Международного Валютного Фон-

■ф-

да, поток инвестиций в Россию составил 128 млрд долл., в то время как объем ВВП Кипра составляет 23 млрд долл.

В 2012 г. собственники 10% российских компаний, доход которых составляет 1-30 млрд руб., были зарегистрированы в офшорах, а доля компаний с доходами более 30 млрд руб., обладающих офшорными владельцами, составляет 20-25% (по данным Системы профессионального анализа рынков и компаний за

2012 г.).

Заинтересованность значительной части российского бизнеса в использовании офшорных услуг налицо. Причины столь высокого внимания весьма обширны. Перечислим лишь некоторые из них.

Высокий уровень коррупции.

Согласно докладу Transparency International, в

2013 г. по индексу восприятия коррупции Россия занимает 127 место из 177 вместе с Азербайджаном, Пакистаном, Никарагуа, Мали, Мадагаскаром, Ливаном, Гамбией и Коморскими островами [3].

Защита собственности.

В России весьма высок риск незаконного отчуждения собственности, называемого рейдерским захватом. Если в девяностых годах рейдеры пользовались, в основном, силовыми методами, то в последние годы они являются отличными специалистами по приобретению активов, недоступных для продажи. Несмотря на вступление в силу с 2010 г. «антирейдерского» законодательства в виде поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации, применение их на практике представляется весьма сложной задачей [4].

Возможность оптимизации налогового администрирования.

Согласно оценкам экспертов аудиторско-консал-тинговой компании PWC, представленным в докладе «Paying Taxes 2014», совокупная средняя эффективная налоговая ставка на российский бизнес превышает 50,7% (складывается из трех составляющих: налоги на прибыль - 8%, налоги на труд - 36,7%, прочие налоги - 6%), в то время как аналогичный показатель в странах Европейского Союза достигает 42,6%, а в мировой экономике в целом - 44,7% [5]. Столь высокая налоговая нагрузка на бизнес (обязательные платежи из выручки достигают 30-40%) заставляет предпринимателей прибегать к оптимизации налогового администрирования посредством офшорных схем.

Перечисленные причины, побуждающие предпринимателей выводить капитал в офшоры, являются очевидными не только для бизнеса, но и для главы государства. В Послании Федеральному собранию Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. были предложены меры по деофшоризации российской экономики. Они включают в себя повышение прозрачности экономической системы в целом, предоставление доступа к мерам государственной поддержки в виде государственных гарантий и кредитов Внешэкономбанка, государственным контрактам и контрактам с государственным участием, совершен-

ствование системы определения конечного бенефициара, зарегистрированного в России, который пользуется офшорными услугами и ведет деятельность за рубежом [6].

На встрече Президента РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей в начале 2014 г. особый акцент был сделан на бесперспективности применения только запретительных мер в вопросе использования российскими компаниями офшоров. Дальнейшее реформирование данной сферы предлагается связать с повышением привлекательности российской юрисдикции посредством усиления делового климата, укрепления правовых гарантий защиты собственности, совершенствования деятельности судебной системы [7]. Предложенный комплекс мер следует осуществлять в тесной взаимосвязи государства и бизнеса.

Реализация поставленных задач проявилась в формировании администрацией Президента РФ Концепции деофшоризации экономики России «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», в рамках которой были выделены основные проблемы и направления работы по российской деофшоризации. В рамках данной Концепции предлагается следующее [8].

1. Внести изменения в гражданское и корпоративное законодательство, позволяющие использовать всем сторонам договора, в случае возникновения конфликта, возможность установления собственных правил разрешения возникающих споров. Ограничение свободы договора возможно лишь в целях защиты интересов потребителей, либо публичных интересов, аналогично законодательству Германии и некоторых других европейских стран.

2. Реорганизовать работу арбитражной судебной системы посредством создания арбитражного суда, действующего в рамках Таможенного союза, с приглашением иностранных высококвалифицированных арбитров.

3. Усилить защиту прав наследования с помощью внесения поправок в соответствующее законодательство, которые будут способствовать совершенствованию процедуры управления частным капиталом. В частности, предполагается создание фондов, обладающих правом собственности и управления переданным имуществом, возможностью распределения активов между бенефициарами. Контрольные функции возлагаются на совет попечителей.

4. Создание условий для расширения рынка длинных денег. Так, предлагается разрешить осуществлять покупку ценных бумаг на стадии первичного и вторичного размещения (включая приватизационные сделки) Пенсионному фонду, негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям. Кроме того, данное предложение распространяется на снятие запрета с инвестирования средств страховых компаний на фондовом рынке, ужесточив требования по выплате страховых обязательств.

■ф-

5. Обязать государственные компании проводить приватизацию на российских площадках.

6. Предложить комплекс стимулирующих налоговых мер. В рассматриваемой Концепции не представлено более конкретных предложений в данном направлении.

Представленные экспертами администрации Президента РФ ориентиры предлагается достичь в течение ближайших лет. Однако, подобные сроки весьма оптимистичны. Предложение по внедрению стимулирующих налоговых мер остается весьма дискуссионным, единого мнения до настоящего времени не сложилось. К другим изменениям в законодательстве, уже вступившим в силу и только обсуждаемым, относятся:

• Постановление Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам».

Постановление направлено на повышение прозрачности осуществляемых финансовых потоков между налоговыми резидентами Российской Федерации и офшорными юрисдикциями. Рассматриваемое Постановление основано на существующем модельном соглашении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и предусматривает проведение самостоятельных проверок в офшорах налоговыми органами заинтересованных государств либо присутствия их представителей на подобных проверках [9].

Основным препятствием на пути реализации данного документа представляется сама возможность заключения представленных соглашений со странами-офшорами. Модельные соглашения в рамках ОЭСР осуществлялись посредством государств-членов данной организации, оказывающих давление на офшорные юрисдикции. Российское государство не является членом ОЭСР и с 13 марта 2014 г. процесс вступления временно приостановлен. Следовательно, воспользоваться подобными «рычагами давления» не получится.

• Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

В указанном документе отражены поправки к значительному количеству (более 18) законов, связанных с финансовой сферой, перемещением капитала. Нововведения затронули Налоговый кодекс РФ в части взыскания налоговой задолженности, обязанность по возврату которой ложится не только на должника, но и на его материнскую или дочернюю компанию. Существенные изменения вносятся и в Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и ряде других.

Особый интерес вызывают поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку они предусматривают введение понятия «бенефициарный

владелец», ранее в российском законодательстве не встречающееся, но весьма значимое, к примеру, для использования при разрешении споров арбитражными судами.

Разработчики закона ставили целью улучшение делового климата и уровня защищенности законопослушных предпринимателей посредством снижения криминализации российской экономики и повышения уровня соответствия международным стандартам национального законодательства.

• Законопроект Министерства финансов РФ «О контролируемых иностранных компаниях».

Сущность предложения Минфина РФ заключается в том, чтобы рассматривать доход контролируемой иностранной компании (далее - КИК), не распределяемый между учредителями и акционерами, в качестве дохода российского налогоплательщика (материнской компании). Что означает повышение налога с полученного дохода до 13% с физических лиц и 20% с организаций.

Данный законопроект позволяет России следовать рекомендациям ОЭСР по выполнению плана борьбы с транснациональными схемами ухода от налогов (BEPS), основная цель которого - противодействие переводу прибыли в офшоры [10].

Реальное применение положений разработанного российскими экспертами законопроекта в представленном виде, по оценкам экспертов, будет неэффективно и слишком обременительно для российского бизнеса. В частности, по сравнению с мировой практикой, порог владения КИК весьма низкий (10% против 50%). Помимо этого, предполагается рассчитывать налог КИК по российским правилам, тогда как значительная их часть ведет учет в соответствии с местным законодательством. Отмечается также, что сбор документов о КИК, необходимых для предоставления в соответствующие органы, для большинства предпринимателей может стать более затратным нежели величина штрафа (100 тыс. руб.).

• Законопроект № 295667-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До настоящего времени в России законодательно утверждено определение офшорных зон (Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н). Представленный на рассмотрение законопроект раскрывает понятия «офшорная компания» и «компания с офшорной подконтрольностью» и предлагает ввести ограничение правоспособности подобных компаний.

В целом представляется верным направление, заложенное представленным документом. Однако, эффективность его применения будет ограничиваться лишь офшорными компаниями, работающими в странах, включенных в список Министерства финансов РФ (как указано в законопроекте). Учитывая значительные масштабы использования российским

ф-

бизнесом офшорных услуг в странах, находящихся вне действующего списка, эффективность предложенных мер будет не столь значительной, как предполагалось.

• Проект Федерального закона № 642129-6 «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию».

Разработанный Членами Совета Федерации проект предполагает амнистию на капитал с 1 января по 30 июня 2015 г. с процентной ставкой 2,5%. Успешность реализации данного проекта в случае его принятия зависит от ряда факторов, объективная оценка которых затруднена, поскольку попытки прошлых лет легализовать «сбежавшие» из России капиталы не увенчались успехом. Однако, краткосрочный характер амнистии (8 месяцев 2015 г.) и введение ее в период общей деофшоризации могут способствовать возврату ранее выведенных из страны капиталов.

Тенденция к деофшоризации российской экономики заложена также в Основных направлениях налоговой политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.. Так, в соответствии с этим документом, в 2015 г. и 2016 г. планируется внесение изменений в российское налоговое законодательство по таким направлениям (помимо прочих), как противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций и совершенствование налогового администрирования [11].

Предлагаемые изменения, в совокупности с действующими мерами, носят превентивный характер, что весьма важно в современных условиях. Результаты от введения мер по деофшоризации во многом зависят от эффективной работы и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, уровень которой, зачастую, является недостаточным. Основными причинами этого выступают высокая коррупционная составляющая, сложность сбора первичного материала в связи с расположением компаний за рубежом, недостаточный уровень квалификации сотрудников.

Представленные и уже действующие меры по де-офшоризации предусматривают в целом повышение привлекательности российской юрисдикции с точки зрения ведения бизнеса в долгосрочном периоде. Какие результаты применения всего комплекса мер будут в будущем, предсказать невозможно. Однако, уже сейчас просматриваются вопросы, требующие доработки на первоначальном этапе. Так, абсолютно обосновано, на наш взгляд, мнение эксперта по рассматриваемой проблеме, главного научного сотрудника Института экономики Российской академии наук Хейфеца Б.А. о том, что в российской практике, с учетом нововведений, не сложился системный подход к офшоризации. Попытки властей провести деофшоризацию эффективно реализуются не в полной мере, поскольку внедряемые рекомендации «лечат лишь симптомы болезни, а не ее саму» [12, с.37].

В целях успешной реализации намеченной стратегии деофшоризации российской экономики следует

активно привлекать экспертов для оценки и анализа предложенных законодательных изменений, вынести проблемные вопросы на открытое обсуждение (например, разработанная Концепция создания арбитражного суда на территории Таможенного пространства была представлена общественности представителями Казахстана).

Помимо этого, следует одновременно проводить усиленную работу по оптимизации не только ограничительных мер для бизнеса, но и повышения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом. В 2014 г. Россия поднялась в списке стран с благоприятным климатом для ведения бизнеса до 92 места (с 112 места в 2013 г.) [13]. Проведение активных реформ, улучшающих такие позиции страны, как получение разрешений на строительство (178 место в 2014 г.) и международная торговля (162 место в 2014 г.), позволит российскому государству занимать более высокие позиции в данном рейтинге и стать более привлекательным для предпринимателей.

Таким образом, представляется возможным предложить основные направления совершенствования процесса деофшоризации российской экономики:

• активное и открытое привлечение экспертов и общественности к обсуждению изменений в законодательстве;

• усиление комплексной и системной составляющих применения контрольных и стимулирующих мер в целях вовлечения капитала российского бизнеса в инвестирование национальной экономики;

• обеспечение высокого уровня взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов.

Литература

1. Миркин Я. Борьба с офшорами: прогноз военных действий. Инфографика // Forbes. 2012. 11 мая.

2. Официальный сайт международной исследовательской организации Global Financial Integrity, доклад Dev Kar, Sarah Freitas «Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy» от 13 февраля 2013 г. http:// www.gfintegrity.org.

3. Официальный сайт Transperancy International, доклад Corruption perceptions index 2013. www.tran-sperancy.org.

4. Кондрашов Н. Захвата я и не заметил // Российская Бизнес-газета №948 (19). 2014. 20 мая.

5. Официальный сайт аудиторско-консалтинговой компании PWC, доклад «Paying Taxes 2014» www.pwc. com.

6. Официальный сайт Президента России, Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. www.kremlin.ru.

7. Официальный сайт Президента России, Съезд российского союза промышленников и предпринимателей от 20 марта 2014 г. www.kremlin.ru.

8. Составлено на основе: Фаляхов Р. Государство выкупает бизнес из офшоров // Газета.ру. 2013. 8 февраля.

9. Официальный сайт Правительства России, раздел «В министерствах и ведомствах». www.govern-ment.ru.

1 0. Официальный сайт Организации экономического с отрудничества и развития, доклад «OECD releases first BEPS recommendations to G20 for international approach to combat tax avoidance by multinationals». www.oecd.org.

11. Официальный сайт Министерства финансов РФ, документ «Основные ниправления налогов ой политики Российской Федерации на 22014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». www.minfin.ru.

12. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М.: Институт экономики РАН, 2013. 63 с.

13. Информация группы Всемирного банка, оценка бизнес регулирования Duing business www.doing-business. org/rankings.

References

1. Mirkin Ya. Bor'ba s ofshorami: prognoz voennykh deystviy. Infografika// Forbes ot 11.05.12g.

2. Ofitsial'nyy sayt mezhdunarodnoy issledova-tel'skoy organizatsii Global Financial Integrity, doklad Dev Kar, Sarah Freitas «Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy» ot 13.02.2013. hltp: //www. gfintegrity.org.

3. Ofitsial'nyy sayt Transperancy International, doklad Corruption perceptions index 2013. www.transperancy. org.

4. Kondmshov NN. Zakhvata ya i ne zametil // Rossiys-kaya Biznes-gazeta №948 (19) ot 20.05.22014.

а. Ofitsial'nyy s ayt auditorsko-konsaltingovoy kompanii PWC, doklad «Paying Tsxes 2014» www. pwc.com.

б. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii, Poslanie Paezidenta FederaOnomu Sobraniyu ot 12.12.2013. www. kremlin.ru.

7. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii, S"ezd rossi-yskogo soyuza promyshlennikov i predprinimateley ot 20.03.2014 g. www.kremlin.ru.

8. Sostavleno na osnove: Falyakhov R. Gosudarstvo vykupaet biznes iz ofshorov // Gazeta.ru ot 08.02.2013.

9. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossii, razdel «V ministerstvakh i vedomstvakh» www.government.ru.

10. Ofitsial'nyy sayt Organizatsii ekonomichesko-go sotrudnichestva i razvitiya, doklad «OECD releases first BEPS recommendations to G20 for international ap-proacli to combat tax avoidance by multinationals» www. oecd.org.

11. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov RF, dokument «Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Rossi-yskoy Federatsii na 2014 god i na planovyy period 2015 i 201 6 godov» www.minfin.ru.

12. Kheyfets B.A. D eoashorizaOsiya rossiyskoy okono-miki: vozmozhaosti i pridely. M.: Institut ekonomiki RAN, 2013. 63 p.

13. Informatsiya gruppy Vsemirnogo banka, otsenka biznes reaulirovaniya Duing business - www.doingyusi-nesa.oog/tankings.

Актуальные проблемы институциональной экономики. Теория и практика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Magister»). Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 327 с.

В учебном пособии представлены современные течения институциональной теории: институциональное поле, институт контрактных отношений, институт общественных потребностей и иные важные позиции.

12 учебных кейсов содержат не только теоретический материал для подготовки, но и практические аспекты, необходимые студентам магистратуры и аспирантам при изучении курсов «Институциональная экономика», «Экономическая теория (продвинутый уровень)», «Государственное и муниципальное управление». К кейсам даются вопросы и задания, а также темы для дискуссий.

Для студентов магистратуры и аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям. Может использоваться как для группо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вых семинарских занятий, так и для самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.