Научная статья на тему 'Деофшоризация экономики России'

Деофшоризация экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ОТТОК КАПИТАЛА / БЮДЖЕТ / ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC SECURITY / OFFSHORE ZONES / OUTFLOW OF THE CAPITAL / BUDGET / CHANGES IN THE LEGISLATION / TAX BENEFITS / DEOFFSHORIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солтаханов А. У., Османова А. Э.

В статье рассмотрены виды офшорных зон, отмечены преимущества и вместе с этим главная отрицательная черта ведения бизнеса при помощи данных зон. Обоснована актуальность проведения в России антиофшорной политики, кратко приведены значимые предпринятые меры на сегодняшний день по деофшоризации экономики. Также авторами выявлены внешние и внутренние причины, оказавшие влияние на проведение такой политики и предложены конкретные механизмы, направленные против офшоризации экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEOFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article describesthe types of offshore zones, marked advantages and with it the main negative feature of doing business with the help of these zones.The urgency of carrying out anti-offshore policyin Russia brief lypresented significant measures taken to date by deoffshorization economy Also, by the authors identified external and internal reasons that influenced the conduct of such a policy and proposed the concrete mechanisms against offshorization economy.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация экономики России»

ее ВЭД от услуг Международного союза автомобильного транспорта (1Яи), предоставляющего для таможенного транзита книжки МДП.

Высокоразвитые страны сами заботятся о создании наиболее благоприятных условий хозяйствования, в том числе в вопросах таможенного транзита, пекутся о своей страховой, информационной, финансовой, и в конечном итоге государственной безопасности. Ни одна из этих стран не доверяет обеспечение и сопровождение своей ВЭД зарубежным организациям, деятельность которых неподконтрольна и не регулируема. По этому пути следует идти и России.

Литература:

1. Тебекин А.В., Пуресев Д.Н. Анализ вариантов стратегического развития национальной экономики в условиях западных санкций. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 12-17.

2. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

3. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной

экономики. Проблемы современной экономики. 2015, № 1 (53), С. 34-38.

4. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. -

2009. - №2, С.2-8.

5. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.

6. Тебекин А.В. Логистика. - М.: Дашков и К, 2104. - 352с.

7. IRU 'hid' $554 million of members' funds through T1R carnet scheme, claimswhistleblower. By Gavin van Marie 08/04/2016. hltp:. thcloadstar.co.ukiru-hid-554-inillion-mcmbers-l'unds-lir-carnet-schcme-claims-whistlcblower/

8. https ://ru.wikipedia. org/wiki/Между народ ный_союз_ автомобильного_транспорта/

9. http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Carnet_TIR

11. Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_ (номинал)_на_душу_населения.

УДК 336

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова», e-mail: solt_an@rambler.ru Османова А.Э., магистр кафедры «Банковское дело», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,

e-mail: ajsh94@yandex.ru

В статье рассмотрены виды офшорных зон, отмечены преимущества и вместе с этим главная отрицательная черта ведения бизнеса при помощи данных зон. Обоснована актуальность проведения в России антиофшорной политики, кратко приведены значимые предпринятые меры на сегодняшний день по деофшоризации экономики. Также авторами выявлены внешние и внутренние причины, оказавшие влияние на проведение такой политики и предложены конкретные механизмы, направленные против офшоризации экономики страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, офшорные зоны, отток капитала, бюджет, изменения в законодательстве, налоговые льготы, деофшоризация экономики.

THE DEOFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Soltakhanov A., Ph.D., associate professor of the Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:

solt_an@rambler.ru

Osmanova A., magister, Banking chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:ajsh94@yandex.ru

The article describesthe types of offshore zones, marked advantages and with it the main negative feature of doing business with the help of these zones.The urgency of carrying out anti-offshorepolicyin Russiabrieflypresentedsignificant measures taken to date by deoffshorization economy. Also, by the authors identified external and internal reasons thatinfluenced the conduct of such a policy andproposedthe concrete mechanisms against offshorization economy.

Keywords: economic security, offshore zones, the outflow of the capital, budget, changes in the legislation, tax benefits, deoffshorization of the economy.

Одним из важнейших элементов национальной безопасности страны является экономическая безопасность. В России в 20142015 годах наблюдалась экономическая стагнация, обусловленная внутренними структурными проблемами в экономике, снижением мировых цен на энергетические ресурсы, усилением напряженности в международных отношениях. Сложившаяся экономическая ситуация в стране, а в особенностисокращающиеся доходы бюджета (по официальным данным дефицит бюджета составил около 1,3 % и 2,6 % ВВП в 2014 и 2015 гг. соответственно), требуют более оперативного и эффективного управления экономикой. Вывоз капитала как в целом, так и при помощи офшорных зон на сегодняшний день является одним из основных угроз для экономики страны, в связи с чем, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Таким образом, деофшоризация экономики России в текущих условиях является одним из актуальных вопросов, в особенности, учитывая то,что с 2012 года наблюдается положительная тенденция в намерении государства по решению проблем деофшоризации, а конкретные действия со стороны государственных структур стали подкреплением поставленных целей и общим позитивным результатом.[12]

Под офшорной зоной понимают государство или ее часть, которая представляет в пределах своих границ для компаний, не являющихся резидентами, льготные условия для ведения бизнеса. Иными словами, офшор - это экономический центр, который аккумулирует

иностранный капитал с помощью предоставления особых налоговых и иных льгот компаниям иностранного происхождения, которые зарегистрированы в стране расположения офшора. Считается, что офшор является эффективным способом налогового планирования для компаний. Офшорной зоной можетбыть, как страна в целом, так и определенная ее часть, в зоне которой действует законодательство, которое устанавливает особый режим регистрации, налогообложения и функционирования организаций нерезидентов.[6, с.35]

Кроме облегченного налогового режима, который предоставляется и физическим, и юридическим иностранным лицам, возможно получение и иных льготных услуг в сфере банковского сектора, фондов, регистрации организаций, что в свою очередь способствует развитию мировой финансовой системы на макроуровне и частного бизнеса на микроуровне. Офшоры являются стимулом налоговой конкуренции, однако их непрозрачное законодательство зачастую способствовало укоренению негативного мнения о компаниях, зарегистрированных в офшорах. Деятельность таких организаций считается криминализированной и служащей только для отмывания денег, полученных незаконным способом. Безусловно, инвестиции в офшорную зону выступают привлекательным инструментом для инвесторов, которые делятся на три категории. Первая группа использует офшоры только для легализации незаконных денежных средств, вторая - ограничивает свою деятельность банковскими вкладами, а третья категория инвесторов считает, что офшор - эф-

фективный способ развития бизнеса.

Существует несколько видов офшорных зон. Во-первых, это налоговая гавань. В такой зоне налог на доход, прибыль равен 0 для организаций-нерезидентов. Однако деятельность организаций в пределах офшорной зоны может и облагаться налогом, чаще всего при регистрации, собственники фирм указывают, какой деятельностью будет заниматься компания: только внешней (без уплаты налогов) или также и внутренней (доход облагается налогом). Доходом, получаемым правительством таких стран является сбор от оформления учредительных документов, сбор за регистрацию и перерегистрацию организаций. Примерами налоговой гавани можно считать Багамские острова, Каймановы острова, остров Мен, Либерия, Панама, Доминика. Во-вторых, офшор может быть финансовым центром. На такой территории существуют благоприятные условия, в том числе и налоговые, для организации инвестиционной и предпринимательской деятельностей. В финансовых центрах налоговые отчисления будут невысокими, хотя налоговая база будет рассчитываться со всего полученного дохода. В ином случае возможно предоставление налоговых льгот для некоторых видов деятельностей (освобождение от уплаты налогов организаций, которые занимаются съёмкой фильмов). Примером финансовых центров могут быть Лихтенштейн, Нидерланды, Кипр. Третьим видом офшорных организаций выступают офшорные банки и трастовые компании. Открытие филиалов, дочерних компаний позволяет иностранным банкам получать не налогооблагаемую прибыль. Например, целью открытия филиалов американских и английских банков стало обслуживание иностранной деятельности трастовых компаний, а швейцарских банков - это в первую очередь, возможность выплаты процентов по размещенным вкладам, не облагаемых налогом. Интересен тот факт, что именно офшорный банковский сектор четко разделяется на офисы в финансовом центре и налоговой гавани. У филиалов офшорных банков зачастую существует высокая кредитоспособность, что также увеличивает интерес к таким банкам. [6, с. 68; 10, с. 50]

Само понятие офшорный банк означает, что банковская организация должна быть зарегистрирована в одной юрисдикции (офшорной зоне), однако свою деятельность она ведет на территории других юрисдикций. Привлекательными странами для таких банков являются те, где существуют налоговые льготы или отсутствует ряд налогов, чаще всего в таких странах невозможно предоставление данных о собственниках и состояниях счетов в банковских организациях даже по постановлению суда, при условии, что страна офшор не имеет налоговых соглашений со страной клиента. Бесспорно, такие условия достаточно привлекательны для некоторых физических и юридических лиц.

Одним из немаловажных преимуществ офшорных зон является конфиденциальность. Во многих офшорных зонахсведения о владельцах компании закрыты и недоступныпосторонним лицам. Негласность финансовой информации обеспечивается строгими правилами банковской и коммерческой тайн. Также достоинством ведения бизнеса при помощи офшоров является безопасное хранение денежных средств.

Владелец вновь открытой офшорной компании имеет возможность открыть счет в банке экономически стабильного иностранного государства, учитывая ряд немаловажных минусов в открытии счета в российском банке, а именно - большая доля вероятности нарушения конфиденциальности, обязательное оповещение налоговых органов обо всех значимых операциях по счетам.

Возможность без юридических нарушений и препятствий перемещать капитал в экономически устойчивые и безопасные страны с невысоким налогообложением является особой ценностью офшора для предпринимателей.Однако, активное использование офшоров в бизнесе снижает финансовые возможности российских банков, так как денежные средствафактически лежат в зарубежных банках, за счет чего происходит рост возможностей западных кредитных организаций. А перемещение экономических активов России в иностранные юрисдикции подрывает национальную безопасность страны, и на фоне всей сложившейся экономической и политической ситуации ведение бизнеса с применением офшорных зон оказывает наиболее острое и ощутимое негативное влияние. Таким образом, в стране возникает потребность в проведении антиофшорной политики, в связи с чем, на сегодняшний день в числе основных задач государстванеобходимо назвать разработку и установление мер для увеличения налоговых поступлений в бюджет, пресечение нелегальной передачи, вывоза за рубеж российского национального богатства, остановку и дальнейшее предотвращение оттока капитала

из страны.

Если одним из методовувеличения поступлений в бюджет рассмотреть деофшоризацию, то можно сказать, что в перспективе представляется возможным направлениедополнительных денежных средств в сферу образования, медицину, науку, культуру.Крупные офшорные компании попадут под ограничения в вопросах вывоза капитала за рубеж, что будет подталкивать их инвестировать денежные средства в пользу проектов, находящихся на территории РФ. Данный процесс окажет немалое влияние на усовершенствованиемногих отраслей экономики, предоставит возможность увеличить выпуск некоторых видов продукции, что повысит конкурентоспособность страны на международных рынках.[9]

Мысль о деофшоризации в первый раз была предложена Президентом В. В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию в 2012 году. В течение последних лет был принят ряд законодательных мер по реализации данной идеи. Антиофшорная политика должна быть направлена на переход от ведения бизнеса в офшорной зоне к чистому без особых потерь и угроз для национальной экономики.

На активизацию антиофшорной политики в масштабах всей страны оказали влияние внешние и внутренние причины. В ряду внешних причин необходимо отметить: осуществление антиофшорной политики в глобальном масштабе, т. е. в настоящее время мировое сообщество определяет проблему офшоров, как одну из главных экономических проблем современности; нацеленностьмногих государств мира установить принцип «справедливого налогообложения» и воспрепятствоватьувеличению правонарушенийв экономике. К внутренним причинам можно отнести: угроза финансовой, экономической и общей национальной безопасности России в условиях отрицательного влияния офшоров на развитие национальной экономики; рост дефицита бюджетной системы РФ, из-за уменьшения бюджетных доходов в виду неумереннойофшоризации экономики;негативное отношение и осуждение со стороны общества офшорных олигархов и иных бизнес-структур, которые оптимизируют свою деятельность, чтонаносит урон национальной экономике. Помимо перечисленных причин, можно проанализировать структуру основных потоков капитала в Россию и из нее, что также свидетельствует о том, что экономика страны подвергается офшоризации: при рассмотрении официальных данных, можно выделить первую тройку стран с российскими инвестициями - Британские-Виргинские острова (30,5 % от всего объема инвестиций), Швейцария (24%), Кипр (9,6%) и другие страны (35,9%), в тройку стран инвестирующих в Россию входят Кипр (18%), Нидерланды (17,8%), Люксембург (12,8%) и другие страны (51,4%).[8, с. 282; 13]

Действия со стороны государства, направленные на разрушение схем и планов налоговой оптимизации, связанных с офшорами, с каждым годом набирают силу и становятся более тактичными, практичными и переходят на новый качественный этап. Стремление к деофшоризации как к одному из приоритетных направлений внутренней и внешней политики России, обозначенное в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, не привело к активным действиям в бизнес-сообществе и на данный момент не принесло глобальных результатов, однаконеобходимо отметить, что по оценке Центробанка РФ, чистый отток капитала из страны в 2015 году упал до $56,9 млрд, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 году ($153 млрд). Подробнее стоит рассмотреть некоторые предпринятые меры по деофшоризации экономики за 2015-2016 года.[11]

Одним из значимых и важнейших элементов в деофшоризации экономики страны можно назвать ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ» (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 года № 376-ФЗ («Закон о КИК»), который вступил в силу 1 января 2015 года. Данный закон ориентирован на созданиеме-ханизма для предотвращения использования юрисдикций с низкими налогообложением, стремлением создать безосновательные преференции и получить налоговые выгоды. В НК РФ появляется такое понятие как «контролируемая иностранная компания (КИК)». Под КИК понимают организацию с образованием или без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом России, но, контролируется таковыми. Физические или юридические лица, которые владеют более 50% (с 2016 года - 25%) капитала компании, граждане России, участие в капитале которых вместес супругами и несовершеннолетними детьми составляет более 10%, признаются контролирующим лицом (КЛ). Согласно закону, КЛ обязаны оповещать налоговую службу об участии в капитале КИК, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль

таких компаний (в 2015 году прибыль выше 50 млн. руб., в 2016 году от 30 млн. руб., а с 2017 года от 10 млн. руб.). Таким образом, получается, что данный закон ввел механизм налогообложения в России прибыли КИК через включение нераспределенной прибыли таких компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц, являющихся резидентами России, а также - понятие ответственности налогоплательщиков за невыполнение данных обязанностей. К сожалению, с первоначальных этапов принятия, закон имел недостатки с точки зрения его юридической техники:многие положения закона противоречивы между собой и другими нормативными правовыми актами, а также не учитывают предварительные договоренности, достигнутые в рамках общественных обсуждений этого закона на стадии рассмотрения его проекта. В связи с этим, несмотря на то, что положения данного закона в этой редакции на тот момент еще ни разу не были применены на практике, в первой половине 2015 года были приняты поправки к нему и НК РФ: в апреле 2015 года ФЗ № 85-ФЗ в закон о КИК были внесены изменения касательно даты подачи уведомления об участии в иностранных компаниях, а в июне 2015 года был принят ФЗ № 150-ФЗ, который расширил круг КИК, прибыль которых не подлежит налогообложению в РФ.[1; 2; 3; 14] Следующей мерой деофшоризации российской экономики можно назвать противодействие так называемым «транзитным схемам», которые нередкоприменяются, в том числе для трансграничных выплат дивидендов, процентов, роялти с применением льгот или освобождений, которые обозначены соглашениями об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Так, с января 2015 годав ФЗ № 376-Ф3 в НК РФ были добавлены поправки, которые ограничивают применение льгот по СОИДН (льготы могут быть использованыпо отношению к иностранным лицам, имеющим фактическое право на перечисляемые доходы).[5; 12; 14]

Принятие нового «черного списка» юрисдикций стало также одной из мер по деофшоризации. В октябре 2015 года на публичное обсуждение был вынесен проект «Перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией», подготовленный Федеральной Налоговой службой России. Целью создания списка является применение правил о КИК. Стоит отметить, что данный перечень значительно шире существующего «Перечень офшорных зон» Министерства Финансов РФ. Так, список включает в себя 119 государств и 18 территорий, в числе которых и такие респектабельные юрисдикции как Великобритания, Австрия и Мальта, с которыми у РФ заключены СОИДН, содержащие статьи об обмене информацией.[12; 14]

Также в конце 2015 года был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменения в ст. 5 ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На основании закона были продлены сроки представления специальной декларации в рамках добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках до 30 июня 2016 г. Однако, данная мера малоэффективна без увеличения гарантий, которые предусмотрены Законом «О добровольном декларировании», в частности, увеличения срока, в течение которого могли присутствовать «прощаемые» правонарушения, а также расширения самого перечня операций.[5]

Рассмотрев значимые предпринятые шаги на пути к деоф-шоризации экономики за последние два года, среди конкретных инициатив и мерможно предложить выделить и держать курс на осуществление следующие: а) следует создать систему для обмена налоговой информацией на международном уровне; б) усилить борьбу с коррупцией, поскольку именно данное понятие является одним из постоянно присутствующих элементов в офшоризации экономики, и ведет к вывозу капитала в офшорные зоны; в) увеличить мониторингфирм-однодневок и вести жесткий контроль и преследование таких фирм, так как бенефициары в последней инстанции могут осуществлять свою деятельность в офшорах; г) увеличить контроль за трансфертным ценообразованием, поскольку оно является основой перемещения капитала в офшоры;д)создать благоприятные условия ведения бизнеса в России (при помощи гарантий постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и другие).

Таким образом, в настоящий момент можно говорить о том, что на российскую экономику, помимо внешних и внутренних структурных проблем оказывает негативное влияние большая степень

офшоризации, о чем могут свидетельствовать дефицит бюджета, неблагоприятный инвестиционный климат, рост правонарушений в экономике и другие. Проведение антиофшорной политики позволит стране вступить на иной уровень развития.Потеря контроля над стратегическими активами является однойиз важных угроз безопасности и обороноспособности страны. Ряд действующих и введенных в последние годы антиофшорных механизмовв законодательстве РФ свидетельствуют о стремлении страны к деофшоризации экономики. Для того, чтобы сделать процесс деофшоризации более эффективным, необходимо внести поправки и в другие законодательные акты, предпринять ряд дополнительных мер и механизмов. Низкая эффективность действующего налогового администрирования на данный момент не дает возможности в полном объемепроводить контроль и обнаруживать огромное количество компаний в разных офшорных и налоговых юрисдикциях. Стоитвыявитьсоотношение и установить некое равенство между требованиями государства и рациональностью бизнеса, ведь главным условием деофшоризации не могут быть только запреты, ограничения, и создание в России необходимых налоговых условий и благоприятного предпринима-тельскогоклимата. А соблюдение существующих и предпринятых законов, механизмов, усовершенствование и создание благоприятных условий ведения бизнесапозволит остановить отток капитала за рубеж и предоставит возможность модернизировать и улучшить предпринимательство.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016)

3. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29.11.2014 N 382-ФЗ

4. Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"от 08.06.2015 N 140-ФЗ

5. Постановление Правительства РФ "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" от 24.02.2010 N 84 (ред. от 26.04.2014)

6. Николаева Т.П. Организация финансовых отношений в экономике. // Экономика, статистика и информатика. - М.: Вестник УМО. 2013. № 4. С.97-101.

7. Расков Н. В., «Экономика России: проблемы роста и развития» // Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 186 с.

8. Солтаханов А.У., Чибисов О.В., Вершинина А.А., Анализ основных источников финансирования расходов государства // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 202-204.

9. Тетерин Ю. А. Деофшоризация российской экономики // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 280-282.

10. Тюрин А. А, Басов А. Ю, Солтаханов А. У., «Перспективы развития налогового планирования в России» // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». - 2016. -с. 164-168.

11. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.

12. Чибисова ЕИ, Солтаханов А.У. Чибисов О.В.Валютный курс, его поэтапное движение к бивалютной корзине и переход к свободной конвертации в условиях санкций. Российское предпринимательство Том 16, № 15 (2015)

13. Чибисов О.В, Чуйкова Н.М. Об инструментах повышения эффективности инвестиционной деятельности в России Высшая школа апрель (8)2016 г уфа ООО «Инфинити»

14. Е.И. Чибисова, Г.Г. Попов, Солтаханов А.У.Хмелев ИБ, Чибисов О.В. Коллективная монография . ИнтеграцияРоссиивми-ровуювалютнуюсистему (INTEGRATION OF RUSSIA IN WORLD CURRENCY SYSTEM). Издательство «Креативная экономика» 2015.

15. Елена Ивановна Чибисова, Григорий Германович Попов, Чибисов Олег Валерьевич. Интервенционизм в экономике. Российский кейс недавней экономической истории . Российское предпринимательство Том 17, Номер 3 (Февраль 2016)

16. Чибисова Е.И., Солтаханов А.У. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕК-

ТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Высшая школа. 2016. № 8. С. 36-38.

17. Сухомлинова Е.В., Чибисова Е.И. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2015 сборник трудов Второй международной конференции. 2015. С. 331-334.

18. Chibisova E.I., Chibisov O.V. MECHANISM OF ADEQUATE REGULATION IN THE BANKING SECTOR AS A STRATEGIC ELEMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA Chibisova E.I., Chibisov O.V. BCES Conference Books. 2015. Т. 13. № 2. С. 176-184.

19. Солтаханов А.У, Чуйкова Н.М. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В РОССИИ Высшая школа. 2016. № 8. С. 24-26.

20. Солтаханов А.У. БАНКОВСКИЕ РИСКИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ В сборнике: Фундаментальные и при-

кладные научные исследования Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 216-221.

21. Официальный сайт Центрального Банка России - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.cbr.ru/.com/ru/

22. Официальный сайт Министерства финансов РФ - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http:// http://minfin.ru/ru/

23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.gks.ru/

24. Официальный сайт Федеральной налоговой службы- 2016 -[Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://nalog.ru/rn77/

25. Солтаханов А.У, Чуйкова Н.М. Современные аспекты финансирования инвестиционной деятельности компаний в России// Высшая школа. 2016. № 8. С. 24-26.

УДК 33

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ

Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова», e-mail: solt_an@rambler.ru

В настоящей статье авторами была рассмотрена проблема малого бизнеса в Российской Федерации, а так же его взаимодействие с государством, регулируемое различными законодательными актами. Было проанализировано текущее состояние предприятий малого бизнеса, а также влияние различных законопроектов, касавшихся малых предприятий, которые были приняты в течение последних несколько лет. На основе проведенных исследований, авторами были отмечены, как положительные, так и отрицательные стороны, принятых изменений, а так же были сделаны предложения по стабилизации развития малого бизнеса в России.

Ключевые слова: малый бизнес, законопроект, государство.

MODERN FEATURES OF SMALL BUSINESS AND ITS INTERACTION WITH THE

STATE

Soltakhanov A., Ph.D., associate professor of the Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:

solt_an@rambler.ru

In the article the problem of small business in Russia and its partnership with government, was been researched by the authors. Authors analyzed modern state of small business, effect of various acts which were passed a few years ago and have direct influence to small business. According to researches authors pointed that acts have both bad and good features and gave some advices that might help to reach stable growth of small business in Russia.

Keywords: small business, law, the state.

По мнению некоторых авторов 1, можно утверждать, что ядром микроэкономической теории можно считать теорию фирмы, в рамках которой изучается поведение предприятия как основной экономической ячейки национальной экономики любой страны. Этот тезис нетрудно подтвердить, так как при изучении фирмы неизбежно затрагиваются и другие сферы предмета микроэкономики, такие как - ценообразование, издержки, производительность труда и т.д.

В российском законодательстве понятие "фирма" не применяется, вместе с тем предусмотрено достаточно обширное разнообразие организационно-правовых форм в сфере бизнеса. Согласно ГК РФ, предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Регулирование правоотношений в малом бизнесе осуществляется посредством Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно данному закону: "Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;".

В законодательстве прописано, что предприятие признается малым, если соответствует следующим критериям:

1) Предприятие является хозяйственным обществом, хозяй-

1 Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Е. В. Лисицына, Т. В. Ващенко, М. В. Забродина; под ред. К. В. Екимовой. - М.: Инфра-М, 2013. - 124с.

ственным партнерством, производственным кооперативом, сельскохозяйственным потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем.

2) Выручка от реализации товаров (работ или услуг), без учета НДС, за предшествующий год не должна превышать 800 млн. рублей (данная цифра была скорректирована постановлением от 15.07.2015, с целью расширить количество предприятий, который попадают под льготы, для малого бизнеса).

3) Численность сотрудников должна быть до ста человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящий момент предприятия малого бизнеса в России насчитывают (к концу 2014 г.) 2103,8 тыс., из них 1868,2 тыс. микропредприятий.

Одними из отличительных особенностей предприятий малого бизнеса в России является то, что подавляющее число малых предприятий России сосредоточены в сфере оптовой и розничной торговли (по данным Росстат на момент конца 2014 года - 38,8%) и операции с недвижимым имуществом (20,4%). В то же время, наименьшее количество малых предприятий встречается в научно-технической среде (0,7%) и добыче полезных ископаемых (0,3%). Для наглядности изобразим разделение по сферам деятельности в виде диаграммы:

Прослеживая динамику последних пяти лет, можно увидеть, как изменялись основные показатели деятельности предприятий, согласно ежегодному статистическому сборнику федеральной службы государственной статистики (Росстат) "Малое и среднее предпринимательство в России 2015". Почти все показатели показывают стабильный и уверенный рост вплоть до конца 2014 года, за исключением резкого увеличения оборотных и внеоборотных активов в 2013 году (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.