Научная статья на тему 'Деофшоризация российской экономики'

Деофшоризация российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОФШОР / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / АНТИОФШОРНАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ (КИК) / OFFSHORE / OFFSHORE AREA / THE OFFSHORE SYSTEM / ANTI-OFFSHORE POLICY / CONTROLLED FOREIGN COMPANY (CFC)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаренко Виктория Александровна, Бочкова Елена Владимировна

В предложенной статье рассмотрена возможность деофшоризации российской экономики. Представлен комплекс мероприятий по деофшоризации; выделены принципы, на основе которых необходимо осуществлять данные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация российской экономики»

ниегп

issn 2304-120X Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Деофшоризация российской экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76112.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 76112 УДК 330.144.1

Назаренко Виктория Александровна,

студентка II курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар stargirl03051996@mail.ru

Бочкова Елена Владимировна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар elen-nel@mail.ru

Деофшоризация российской экономики

Аннотация. В предложенной статье рассмотрена возможность деофшоризации российской экономики. Представлен комплекс мероприятий по деофшоризации; выделены принципы, на основе которых необходимо осуществлять данные меры. Ключевые слова: офшор, оффшорная зона, деофшоризация, антиофшорная политика, контролируемая иностранная компания (КИК). Раздел: (4) экономика.

Точного определения офшорной зоны или офшорной компании в отечественном законодательстве не существует, однако, понятие «офшорные зоны» присутствует в п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ [3].

Как правило, под офшорной зоной подразумевают страну и/ли территории, которые регистрируют фирмы, на которые будет распространяться льготный режим налогообложения. Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с этого времени должна строго соблюдать нормы и правила местного законодательства [2] .

Рыночная экономика, в орбиту которой попала и экономика России, требовала появления территорий с льготным режимом налогообложения. Следует уточнить, что в классическом понимании российские офшорные зоны как таковыми офшорами не являются, так как компании, де юре осуществляющие свою деятельность в них, не выходят за пределы данного государства. Тем не менее, это низконалоговые территории, регистрация в которых позволяет бизнесменам уменьшить свои затратами. Такие льготные зоны действовали в РФ до 2001 г. Основными льготными зонами в стране были - Алтай, Калмыкия, Бурятия и Ингушетия. Существуют и иные регионы страны, которые предоставляют фирмам программы льготного налогообложения, например особые экономические зоны (ОЭЗ).

На сегодняшний день степень офшоризации российской экономики чрезмерно велика, что ведет к значительным экономическим издержкам для страны в настоящем и будущем. Офшоризация национальной экономики - одна из основных угроз национальной (экономической) безопасности государства, решением которой нужно заниматься незамедлительно.

В связи с этим общим позитивным эффектом в сфере регулирования офшоров в России стало то, что общие намерения государства по решению проблем деофшоризации в современных условиях стали подкрепляться конкретным действиями со стороны государственных структур. Сегодня можно предположить, что главная цель, которую преследует государство - это полное возвращение капитала на родину либо его подавляющей части. Для того, чтобы организовать крупномасштаб-

ISSN 2Э04-120Х

Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Деофшоризация российской экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76112.htm.

ниеггг

научно-методический электронный журнал

ную процедуру амнистии капитала при проведении антиофшорной политики, государству необходима стратегия, с помощью которой в дальнейшем возможно будет сформировать механизм возвращения капитала в Россию на основе принципов экономической целесообразности и социальной справедливости. Создание данной стратегии должно быть урегулировано законодательно на самом высоком уровне. Антиофшорная политика должна быть ориентирована на безболезненный для национальной экономики переход - от офшорного бизнеса к чистому.

Так в 2014 г. был принят закон о контролируемых иностранных компаниях в России. В соответствии с данным законом все лица, владеющие зарубежными компаниями или их долями должны сообщить об этом российской налоговой службе. В законе используется понятие «контролируемая иностранная компания» (КИК) - организация без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом России, однако контролируется таковыми. Контролирующим иностранную компанию будет считаться юридическое или физическое лицо, владеющее более 25% капитала с 2016 г. Закон обязывает российских налоговых резидентов, владеющих долями в иностранных компаниях, с 1 января 2015 г. подавать отчет о прибыли, превышающей 50 млн руб. В 2016 г. минимальный заработок, по которому нужно сдавать отчет, составляет уже 30 млн руб., а к 2017 г. - 10 млн руб. Закон предусматривает наказание за уход от налогов с использованием КИК. Минимальным наказанием, согласно закону, стал штраф в размере 200 тыс. руб., максимальным - шесть лет лишения свободы.

Как показывает опыт многих российских реформ, зачастую реформаторская деятельность исполнительной вести власти носит частичный и фрагментарный характер, что ставит под сомнение возможность достижения поставленных целей развития страны. В этой связи хотелось бы предложить систему мер по деофшоризации российской экономики, основанной на следующих принципах:

- институциональные улучшения условий для экономической деятельности на российской территории;

- налоговый маневр за счет пересмотра СИДН (соглашение об избежании двойного налогообложения) по сдвигу центра тяжести налогового стимулирования инвесторов под юрисдикцию РФ [1, с. 37];

- активное взаимодействие с международными правительственными и иными структурами по обмену налоговой информацией.

Среди конкретных мер по деофшоризации экономики можно выделить следующие:

- создание системы взаимодействия национальных налоговых органов с налоговыми органами других стран и международными организациями, посредством которой будет проводиться обмен налоговой информацией;

- усиление борьбы с коррупцией, так как она является прямой спутницей офшоризации экономики и порождает отток капитала в офшоры;

- введение налога на финансовые транзакции, связанные с движением спекулятивного капитала;

- продолжить отслеживание и контроль над компаниями-однодневками, бенефициары которых могут участвовать в офшорных юрисдикциях;

- усиление контроля за трансфертным ценообразованием, которое является основой перемещения капитала в офшоры;

- усиление ответственности за нарушение национального законодательства в части уклонения от уплаты налогов посредством офшорных схем;

ISSN 2304-120X

Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Деофшоризация российской экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76112.htm.

ниегтг

научно-методический электронный журнал

- улучшение условий ведения бизнеса в России (обеспечение постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и др.).

Таким образом, можно утверждать, что сегодня российская экономика испытывает на себе весь комплекс негативного влияния чрезмерной офшоризации (бюджетная дефицитность, повышение криминализации экономики, плохой инвестиционный климат и т. д.). Демонстрация предельного контролирования офшоров может подорвать конкурентные позиции России. В связи с этим, в целях снижения издержек и рисков, в работе офшорных фирм, на наш взгляд, не стоит вводить запрещающие меры, а необходимо способствовать повышению прозрачности их деятельности. Иначе говоря, поскольку сегодня, несмотря на меры, реализуемые Минюстом, Минфином, Центральным Банком РФ и иными уполномоченными органами, бизнес РФ активно применяет офшоры для снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что для решения проблемы офшоризации российской экономики запретительные меры не вполне являются подходящими. Соответственно, для этого необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с офшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию офшоров. Тем не менее, мы полагаем, что законопослушный бизнес не должен страдать от антиофшорных мероприятий государства. Значит, целесообразность использования офшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, который не отвечает за результаты ее работы.

Ссылки на источники

1. Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. - СПб., 2014.

2. Бочкова Е. В., Назаренко В. А. Оффшорная зона и ее преимущества для бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1766-1770. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96272.htm.

3. Налоговый кодекс РФ. - М., 2016.

Viktoriya Nazarenko,

II-year student of the direction "Economics", Kuban State University, Krasnodar

stargirl03051996@mail.ru

Elena Bochkova,

Candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of theoretical Economics, Kuban State

University, Krasnodar

elen-nel@mail.ru

De-offshorization of the Russian economy

Abstract. In the proposed article considers the possibility of de-offshorization of the Russian economy. The presented set of measures for the deoffshorization; highlighted the principles on which to implement these measures.

Key words: offshore, offshore area, the offshore system, anti-offshore policy, controlled foreign company (CFC).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 23.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 24.05.16 Опубликована Published 25.05.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Назаренко В. А., Бочкова Е. В., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.