Влияние мер по деофшоризации российской экономики на инвестиционный климат
УДК 336.714 Н.А. Портнов,
ББК 65.268 Акционерное общество «КПМГ» - консультант по вопросам
П-600 налогообложения
Аннотация
В статье рассмотрены ключевые меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, в частности, введение правил контролируемых иностранных компаниях, введение понятия бенефициарного собственника доходов и уточнение налогового резидент-ства компаний. Проведён анализ роли данных мер в создании инвестиционного климата РФ на основании исследований Всемирного Банка и Всемирного Экономического Форума. По итогам анализа выявлены некоторые аспекты инвестиционного климата, ухудшающиеся от введения новых мер по деофшорзации. Однако в целом, по мнению автора данной статьи, меры по деофшоризации российской экономики имеют положительное влияние на российский инвестиционный климат.
Ключевые слова: Инвестиционный климат, контролируемые иностранные компании, бенефициарный собственник дохода, ТНК, офшоры, офшорные компании, деофшориза-ция, налоговое резидентство.
Effects of deoffshorisation measures on Russia's investment climate
N.A. Portnov,
KPMG joint-stock company - Tax Consultant
Abstract
The article describes the key regulatory measures of Russia's government aimed at deoffshorisation of the Russian economy, in particular introduction of controlled foreign company rules, stipulation of the "beneficial owner" definition and introduction of tax residency rules. The author analyses the impact of these measures on Russia's investment climate using the World Bank and World Economic Forum data. Although the results of the analysis show that some aspects of investment climate have deteriorated (for example, additional reporting and more complex taxation), the overall effect of deoffshorisation measures on the investment climate is positive.
Keywords: Investment climate, controlled foreign company, beneficial owner, TNCs, offshores, offshore companies, deoffshorisation, tax residency.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
83 Q
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ
В рамках международного сообщества развернулись оживленные дискуссии по поводу вклада многонациональных предприятий в бюджеты принимающих инвестиции стран. Основное внимание уделяется проблеме ухода от налогов, в частности в рамках проекта ОЭСР, посвященного вопросам размывания налоговой базы и вывода прибылей из-под налогообложения. В то же время требуются устойчивые инвестиции для поддержания глобального экономического роста и развития.
Корпоративные структуры многонациональных предприятий формируются в процессе осуществления трансграничных инвестиций, которые стремятся максимально оптимизировать налогообложение, насколько это позволяют им их коммерческие и операционные потребности. Таким образом, масштабы и направления потоков ПИИ часто зависят от налоговых соображений многонациональных предприятий, поскольку определенная структура и формы инвестиций могут создавать возможности для ухода от налогов на инвестиционные доходы впоследствии.
При рассмотрении проблемы ухода от налогов в инвестиционном контексте особое внимание следует уделить роли офшорных инвестиционных центров в качестве важных игроков на глобальном инвестиционном поле. По данным ЮН-КТАД, прежде чем достичь места назначения и превратиться в производительные активы, примерно 30% всех трансграничных корпоративных инвестиций проходят через такие офшорные юрисдикции. Многонациональные предприятия используют целый ряд способов легального ухода от налогов, существующих благодаря различиям в уровне налогообложения между странами, пробелам в законодательстве и договорам по налоговым вопросам. Уход от налогов, практикуемый многонациональными предприятиями, является глобальной проблемой, актуальной для всех стран, поскольку доля инвестиций, направляемых из офшорных центров, является примерно одинаковой в развивающихся и развитых странах.
Наряду с очевидным вредом использования офшорных компаний и схем транснациональными компаниями в виде снижения налоговых поступлений в бюджеты стран, использование офшоров транснациональными компаниями имеет и менее очевидные угрозы для экономик принимающих инвестиции стран. Например, получая экономическое преимущество за счёт снижения налоговых платежей транснациональные компании получают конкурентные преимущества, недоступные местным компаниям. Это приводит к вытеснению местных производителей с соответствующими негативными последствиями для экономики и социальной сферы в виде снижения количества рабочих мест, ослабления конкуренции, а в некоторых случаях и утраты местных культурных особенностей1.
Офшорные схемы ведения бизнеса несут в себе ещё одну цель - повышение конфиденциальности владельцев бизнеса и защита активов. Данные возможности
1 World investment report 2015 [Электронный ресурс] // UNCTAD. Режим доступа: http:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_en.pdf
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
использования офшоров позволяют добросовестным владельцам бизнеса защитить свои компании от недружественного поглощения. Недобросовестным лицам и компаниям, использующим офшорные схемы, данные качества предоставляют возможность отмывания денег, негласного финансирования желаемых проектов, организации коррупционных схем, а также возможность скрыть от широкой общественности факт владения активами.
В этом свете особенно ярко деятельность офшорных компаний раскрывает недавняя утечка информации о деятельности панамских компаний юридической фирмы Mossack Fonseca. Панамская юридическая фирма Mossack Fonseca помогла создать 240 тысяч фиктивных «фирм-однодневок». Информацию о деятельности Mossack Fonseca обнародовал в апреле 2016 года базирующийся в Вашингтоне Международный консорциум журналистов-расследователей. В общей сложности документы охватывают почти 40-летний период - с 1977 г. по конец 2015 г. Банки, юридические фирмы и разнообразные офшорные организации часто нарушали закон, потому что не проверяли, не причастны ли их клиенты к преступной деятельности, в том числе к коррупции, не уклоняются ли они от налогов. В документах содержатся в том числе и данные об офшорных компаниях, связанных с политика-ми2. Таким образом, актуальность вопросов использования офшоров в настоящее время представляется довольно высокой. Это признают и многие государства, ведущие борьбу с офшорами. В связи с этим в последнее время всё большее количество государств внедряет международные инициативы по защите национальных налоговых баз. В последнее время Россия также активно включилась в данный процесс.
ДЕЙСТВИЯ РОССИИ ПО БОРЬБЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ
В послании парламенту в декабре 2012 года президент Владимир Путин дал старт деофшоризации российской экономики, обратив внимание на то, что девять из десяти крупных сделок российских компаний заключены в зарубежных юрис-дикциях3. По оценкам исследовательской группы Tax Justice Network (TJN), из России в низконалоговые юрисдикции за 1990-2010 годы утекло 798 млрд долл. До 25% российских компаний с годовой выручкой более 30 млрд рублей контролируются материнскими холдингами, зарегистрированными в иностранных юрис-дикциях. Материнскую структуру или центр консолидации прибыли в офшорной
2 Luke Harding. Mossack Fonseca: inside the firm that helps the super-rich hide their money [Электронный ресурс] // The Guardian. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/ news/2016/apr/08/mossack-fonseca-law-firm-hide-money-panama-papers
3 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
85 Q
юрисдикции имеет и каждая десятая российская компания с выручкой от 1 до 30 млрд рублей4.
18 марта 2014 года Министерство финансов РФ опубликовало для обсуждения первый проект федерального закона, в котором предусматривается введение в Налоговый кодекс РФ правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее - КИК), критериев налогового резидентства для организаций, а также порядок налогообложения дохода от косвенной реализации акций российских компаний владельцев недвижимости (50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества на территории России)5.
Федеральный закон N° 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее - Закон) подписан Президентом РФ от 24 ноября 2014 г. Впоследствии закон несколько раз подвергался изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-Ф3.
Данным законом внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на то, чтобы обеспечить уплату налогов с прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, в российский бюджет.
Рассматриваемый закон впервые:
□ вводит механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего - офшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц - резидентов РФ, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ);
□ вводит правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, с помощью критерия «места управления» (ст. 246.2 НК РФ);
□ уточняет условия применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).
Несмотря на то что закон о деофшоризации не запрещает российским гражданам и юридическим лицам учреждать, владеть, контролировать иностранные (в том числе офшорные) компании и получать от них прибыль, он предусматривает целый ряд обязанностей налогоплательщиков - резидентов РФ, связанных с таким учреждением, владением, контролем и получением прибыли, а также ответствен-
4 Волкова О. Куда спрятались российские деньги? [Электронный ресурс] // Форбс. -25.02.2013 - Режим доступа: http://www.forbes.ru/node/234223
5 Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" [Электронный ресурс] // Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
^ 86
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
ность за их неисполнение. Законодательство о контролируемых иностранных компаниях в том или ином варианте существует во многих (преимущественно развитых) странах, среди которых Австралия, Аргентина, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, США, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония6. С 2015 года к таким странам присоединилась и Россия. Под контролируемой иностранной компанией понимается иностранная организация, которая не признаётся налоговым резидентом РФ и контролирующими лицами этой организации являются организации или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Контролирующим лицом КИК будут признаваться физические и юридические лица, доля прямого или косвенного участия которых в КИК (для физических лиц -совместно с супругами и несовершеннолетними детьми):
□ превышает 25%;
□ превышает 10%, если доля участия всех российских налоговых резидентов в КИК превышает 50%.
Правила деофшоризации предусматривают обложение прибыли КИК в соответствии с российским законодательством. Обложение прибыли КИК реализуется через приравнивание прибыли КИК к прибыли (или доходу физического лица), полученной российским контролирующим лицом и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК. Прибыль контролируемой иностранной компании может быть определена по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, либо по правилам российского Налогового кодекса. Для того чтобы прибыль КИК могла быть определена на основании данных финансовой отчетности, необходимо выполнение одного из следующих условий:
□ контролируемая иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств (или территорий), не обеспечивающих обмена информацией с Россией. На данный момент ФНС России подготовила проект Перечня государств, не обеспечивающих обмен информацией с Россией. Данный список включает в себя 111 стран;
□ в отношении финансовой отчетности предоставлено аудиторское заключение, если оно не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
6 IBFD country profiles [Электронный ресурс] // IBFD. - Режим доступа: http://online. ibfd.org/kbase/#topic=d&N=3+10+5302+4914&ownSubscription=false&isAdv=false&Ntt=%2 522controlled+foreign+company%2522&Ntk=Text&Ntx=mode+matchallpartial&WT.i_s_type =Navigation&Ne=4912&colid=4914&rpp=25
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
87 Q
Прибыль КИК облагается в РФ только в том случае, если ее величина составила более 10 000 000 рублей (при этом прибыль за 2015 и 2016 годы облагается в РФ, если ее величина составляет 50 миллионов рублей и 30 миллионов рублей соответственно).
Предусмотрен ряд освобождений КИК от налогообложения: если компания является некоммерческой организацией, эффективная ставка налога на доходы этой организации составляет не менее 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль, компания образована на территории государств ЕАЭС, КИК является «активной» компанией, то есть фактически осуществляет экономическую деятельность в стране инкорпорации и проч.
Правила деофшоризации вводят и новые формы отчётности российских компаний и физических лиц:
□ Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица). Данное уведомление должно подаваться в случае, если доля участия в иностранной организации превышает 10%. Уведомления должны подавать резиденты РФ, являющиеся учредителями, бенефициарами, или лицами, имеющим фактическое право на доходы иностранных структур без образования юридического лица. Срок подачи уведомлений - до 1 апреля 2015 года.
□ Уведомления о контролируемых иностранных компаниях. Данное уведомление обязаны подать компании и физические лица, имеющие контроль над организацией посредством участия в этой организации, или иных механизмов, позволяющих принимать решение относительно деятельности организации. Срок подачи уведомлений - до 20 марта 2017 года.
□ Расчет прибыли КИК. Данный расчёт обязаны подавать контролирующие лица в отношении КИК, если к ним не применимы освобождения. В случае, если освобождения применимы, вместе с уведомлением о КИК налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы документальное подтверждение возможности освобождения.
Таким образом, изменения в НК РФ, направленные на деофшоризацию экономики, законодательно фиксируют право российских налоговых органов собирать информацию и облагать налогами иностранные компании, контролируемые российскими лицами и компаниями. Изменения в НК РФ также фиксируют на законодательном уровне и механизмы, при помощи которых налоги с иностранных компаний, контролируемых российскими лицами, могут взыматься.
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Несомненно, что дополнительная обязательная отчётность для компаний, дополнительные механизмы проверок и возможность установления дополнительных налогов и сборов, закреплённые на законодательном уровне, могут оказать суще-
^ 88
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
ственное (и при первом рассмотрении негативное) влияние на инвестиционный климат России. Об этом свидетельствует и высокий интерес бизнес-сообщества к нововведениям. Так, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей и Торгово-промышленная Палата не раз принимали участие в обсуждении поправок в законопроект с Минфином, основной целью которых было смягчить деофшори-зационные меры7.
Новый закон вызвал сильную негативную реакцию, причем не только со стороны частного бизнеса, но и у менеджеров госкомпаний. У российских промышленных групп есть компании, зарегистрированные, например, в Швейцарии. Они созданы для реализации крупных международных проектов, в том числе для проектов компаний и государственным участием. По мнению представителей бизнеса, подобные компании нельзя рассматривать как офшорные8. Часть владельцев бизнеса предпочитают не раскрывать информацию о своих зарубежных активах из соображений безопасности. В частности, известны случаи, когда налоговые инспекции получая уведомление об участии в иностранных компаниях, перенаправляли его напрямую в ФСБ. Кроме того, многие бизнесмены полагают, что при попадании данной информации в руки местных налоговых органов она становится более легкодоступной для конкурентов и иных лиц, способных оказать влияние на бизнес.
По мнению некоторых исследователей, высокая степень офшоризации российской экономики сама по себе оказывает негативное влияние на инвестиционный климат страны вследствие непрозрачности корпоративной системы страны, а также зависимости экономической политики государства от действий корпораций в офшорах9. В свете существующих дискуссий вокруг нового закона представляется целесообразным оценить объективное влияние законодательных мер, направленных на деофшоризацию российской экономики, на инвестиционный климат России. Такую оценку возможно провести путём анализа изменений параметров, по которым определяется инвестиционный климат.
Различные индикаторы инвестиционного климата страны оцениваются докладами и исследованиями международных организаций. Одной из наиболее известных оценок инвестиционного климата является доклад «Ведение бизнеса», публикуемый Всемирным банком, где представлен рейтинг стран мира по созданию ими благоприятных условий для ведения бизнеса. Аналитиками Всемирного банка оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов,
7 Штыкина А., Милюкова Я. Деофшоризация экономики пройдет на условиях бизнеса [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/econom-^/30/06/2014/933380^Ыш1
8 Базанова Е., Виноградова Е. Российский бизнес не хочет раскрывать иностранные активы [Электронный ресурс] // Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/08/627733-biznes-inostrannie-aktivi
9 Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы [Текст] - М.: Институт экономики РАН, 2013, с. 22
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
89 ^
регулирующих деятельность, прежде всего, малых и средних компаний в стране на протяжении их жизненного цикла - от создания до ликвидации10. Всемирный экономический форум ежегодно публикует исследование, посвящённое оценке международной конкурентоспособности страны. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, из которых две трети представляют собой результаты глобального опроса руководителей компаний чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах11.
Из существующих докладов международных организаций наиболее полно ре-гуляторную среду в стране оценивает доклад Ведение Бизнеса. Данные, на основании которых составляется этот доклад, выступают ориентиром для многих государств при формировании и оценке своего инвестиционного климата и конкурентоспособности страны в международном сообществе. В связи с этим представляется целесообразным оценить возможные изменения инвестиционного климата России в связи с введением мер по деофшоризации именно на основании доклада Всемирного Банка Ведение бизнеса.
Из представленных показателей, на основании которых составляется рейтинг, введение мер по деофшоризаци может сказаться на следующих показателях:
□ налогообложение,
□ защита миноритарных инвесторов.
Методика оценки системы налогообложения заключается в оценке процедур по уплате налогов производственного предприятия, функционирующего не первый год. Введём дополнительное допущение о том, что такая компания имеет иностранную дочернюю компанию, при помощи которой производственное предприятие продаёт свою продукцию на зарубежных рынках, а также организует финансирование своей деятельности. Данное допущение в российских условиях является обоснованным, поскольку подобные иностранные компании являются широко распространённой практикой для среднего и крупного бизнеса. При помощи таких компаний предприятие получает возможность более выгодного доступа на зарубежные рынки, а также имеет возможность привлекать денежные средства на более выгодных условиях по сравнению с российским рынком.
На 2015 год компания согласно методике Всемирного Банка обязана 7 раз в год внести налоговые платежи, потратить на это 168 часов и уплатить в общей сложности 47% от прибыли компании. Стоит отметить, что общая сумма налогов, выраженная в % от прибыли, в России выше, чем в странах ОЭСР (средний показатель для стран ОЭСР составляет 41%). Такое различие налоговых ставок может быть вызвано большим количеством неналоговых платежей в развитых странах.
10 World Bank. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency [Текст] // Washington, DC: World Bank, 2016, с. 19
11 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2015-2016 [Текст] // Geneva, 2016, с. 373
^ 90
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Согласно новым правилам деофшоризации рассматриваемая компания начиная с 2017 года будет обязана включить нераспределённую прибыль КИК в свою декларацию по налогу на прибыль, что формально не увеличит количество налоговых платежей в соответствии с методикой Всемирного Банка. Однако наличие обязательств по уведомлению налоговых органов о наличии КИК, сбор документов, подтверждающих возможность освобождения от уплаты налога в России, а также предоставление в налоговые органы расчёта прибыли КИК существенно увеличит время, которое российская компания будет вынуждена потратить на выполнение соответствующих обязательств. С учётом сложности новых правил, а также возможности существенно повлиять на налоговые платежи компании, бизнес может затратить до 1/3 дополнительного времени, выделяемого на вопросы налогообложения. Данное время может быть заменено на услуги консультантов, что также является дополнительной нагрузкой на бизнес.
Кроме того, правила обложения налогам КИК могут существенно увеличить налоговые платежи российской компании. Так, в случае наличия накопленной прибыли иностранной компании, такую прибыль необходимо включить в расчёт базы по налогу на прибыль в РФ. Однако применяемые освобождения от уплаты налогов с прибыли КИК в РФ устанавливают существенные ограничения на возможность взимания налогов с такой прибыли. Так, если компания фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории иностранного государства (является активной компанией), её прибыль освобождается от налогообложения в РФ.
Таким образом, правила деофшоризации ухудшат положение России в рейтинге Ведение Бизнеса по критерию налогообложения. По показателю времени, затрачиваемого на вопросы расчёта и уплаты налога, Россия может поравняться с Индонезией, Индией, Колумбией, Мексикой. Данные страны находятся ниже России в рейтинге Ведение бизнеса по показателю налогообложения.
Что касается защиты миноритарных инвесторов, в методике расчёта рейтинга Ведение Бизнеса рассматривается ситуация, связанная со сделкой по продаже крупной доли предприятия и возможности миноритарных акционеров получить информацию о такой сделке, участвовать в принятии решения о такой сделке и возможности отстаивать свои интересы.
Если учесть, что акционерами российских компаний зачастую являются офшорные компании, бенефициарами которых являются российские физические лица, то правила деофшоризаци (в частности, обязанности по раскрытию бенефициаров иностранных компаний в случаях необходимости исчисления налога у источника от доходов в РФ при выплате в адрес иностранных компаний) могут существенно улучшить положение миноритарных акционеров в части отстаивания своих прав.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
91 ^
Так, в случае, если акционером является офшорная компания, при предъявлении претензий миноритарными акционерами, может стать дополнительной сложностью сам факт коммуникации с акционером-офшорной компанией и формальное предъявление претензии. В случае же раскрытия конечного бенефициара такой офшорной компании, процедура предъявления претензий и прозрачность сделок будут существенно улучшены.
Таком образом, закон о деофшоризации может существенно улучшить положение России в рейтинге Ведение Бизнеса по критерию защиты интересов миноритарных акционеров. Стоит отметить, что в настоящее время Россия занимает 170 место в общем рейтинге по данному критерию, что свидетельствует о низкой защите интересов миноритарных инвесторов в России.
Интересно также посмотреть на показатели, анализируемые в Докладе о глобальной конкурентоспособности. Доклад среди прочих включает следующие характеристики, на которые правила деофшоризации могут оказать влияние (в списке перечислены показатели, которые не повторяются с докладом Ведение Бизнеса):
□ Этичное поведение фирм,
□ Доступность финансовых услуг,
□ Доступность финансирования на местных фондовых биржах.
Этичное поведение фирм включает в первую очередь уровень социальной ответственности фирм и добросовестная уплата налогов в соответствии с законодательством страны. Если уровень социальной ответственности фирм не имеет прямой связи с использованием офшоров (опосредованная связь может прослеживаться через возможность компаний быстрее снять с себя социальные обязательства в случае прекращения деятельности предприятия), то добросовестная уплата налогов напрямую связана с применением офшорных схем компаниями. Введение антиофшорного законодательства в этом ключе существенно улучшит инвестиционный климат страны.
Доступность финансовых услуг и финансирования на местных фондовых биржах также может возрасти в результате применения антиофшорного законодательства. Не секрет, что многие российские компании хранят колоссальный объём финансовых ресурсов в офшорных банках. В случае возвращения данных ресурсов в российскую банковскую систему, банки смогут более активно кредитовать бизнес. В случае, когда финансовые ресурсы хранятся в офшорах, российские компании привлекают те же ресурсы, но на зарубежных рынках.
ВЫВОД
Несмотря на возможную первую реакцию на введение правил деофшоризации о том, что введение таких правил может значительно ухудшить инвестиционный климат России, детальный анализ показал, что по многим параметрам правила де-офшоризации улучшают инвестиционный климат России.
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Достаточно предсказуемо, что правила деофшоризации ухудшают положение компаний, зарегистрированных в России, в части сложности соблюдения правил налогообложения и общего налогового бремени. Однако усложнение правил налогообложения в данном случае стоит рассматривать не изолированно, а в комплексе с возможностями для государства, которые несут дополнительные налоговые поступления. Такие дополнительные поступления могут быть направлены на улучшение инфраструктуры, образования, здравоохранения и прочих важнейших зон ответственности государства, что в конечном итоге (правда, в более долгосрочной перспективе) также улучшит инвестиционный климат страны. Данные меры сделают Россию привлекательной не только и не сколько с точки зрения низких затрат, но и с точки зрения повышения эффективности ведения бизнеса в России. Это в свою очередь сможет повысить и качество привлекаемых инвестиций, создавать производства не только для доступа к российскому рынку, но и для возможности дальнейшего экспорта продукции.
БИБЛИОГРАФИЯ:
World Bank. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency [Текст] // Washington, DC: World Bank, 2016 - 338 р.
World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2015-2016 [Текст] // Geneva, 2016 - 384 р.
IBFD country profiles [Электронный ресурс] // IBFD. - Режим доступа: http://online.ibfd. org/kbase/#topic=d&N=3+10+5302+4914&ownSubscription=false&isAdv=false&Ntt=%2522c ontrolled+foreign+company%2522&Ntk=Text&Ntx=mode+matchallpartial&WT.i_s_type=Nav igation&Ne=4912&colid=4914&rpp=25
Luke Harding. Mossack Fonseca: inside the firm that helps the super-rich hide their money [Электронный ресурс] // The Guardian. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/ news/2016/apr/08/mossack-fonseca-law-firm-hide-money-panama-papers
World investment report 2015 [Электронный ресурс] // UNCTAD. Режим доступа: http:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_en.pdf
Базанова Е., Виноградова Е. Российский бизнес не хочет раскрывать иностранные активы [Электронный ресурс] // Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/08/627733-biznes-inostrannie-aktivi (Bazanova E., Vinogradova E. Rossijskij biznes ne hochet raskryvat' inostrannye aktivy [Jelektronnyj resurs] // Vedomosti. -Rezhim dostupa)
Волкова О. Куда спрятались российские деньги? [Электронный ресурс] // Форбс. -25.02.2013 - Режим доступа: http://www.forbes.ru/node/234223 (Volkova O. Kuda sprjatalis' rossijskie den'gi? [Jelektronnyj resurs] // Forbs. - 25.02.2013 - Rezhim dostupa)
Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
93 Q