деофшоризация российской экономики как фактор восстановления экономического суверенитета страны
УДК 336.2
Алла Леонидовна Дыхова,
к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Эл. почта: dihova@yandex.ru
Елена Владимировна Илинич,
к.э.н., старший преподаватель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Эл. почта: elena-ilinich@yandex.ru
Данная статья посвящена проблемам офшоризации российской экономики и разработке действенной антиофшорной политики, направленной на восстановление экономического суверенитета страны. В статье рассматриваются основные причины офшоризации российского бизнеса и угрозы экономической безопасности, связанные с офшоризацией экономики, а также рассматриваются основные направления разработки комплексной антиофшорной политики.
Ключевые слова: антиофшорная политика, деофшоризация экономики, офшоры, офшорные схемы, офшорные юрисдикции, офшорная экономика.
Alla L. Dykhova,
PhD in Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance and economic analysis of the Moscow University of the MIA of Russia, E-mail: dihova@yandex.ru
Elena V. Ilinich,
PhD in Economics, Senior lecturer of the Department of Finance and economic analysis of the Moscow University of the MIA of Russia
E-mail: elena-ilinich@yandex.ru
THE DE-OFFSHORE-ISATION OF THE RUSSIAN ECONOMY AS A FACTOR IN THE RECOVERY OF THE ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE COUNTRY
This article is devoted to problems of off-shorization of the Russian economy and the development of effective antioffshore policy aimed at restoring economic sovereignty of the country. The article examines the main causes of offshorization Russian business and the threat of economic security-related offshorization economy, and discusses the main directions of the development of a comprehensive antioffshore policy.
Keywords: аntioffshore policy, de-offshore-isation of the economy, offshore, offshore schemes, offshore jurisdictions, offshore economy.
1. Введение
Итогом либеральных экономических реформ является офшоризация крупного и среднего российского бизнеса. Большинство крупных частных компаний, осуществляющих производственную, торговую, финансовую и иную деятельность на территории Российской Федерации, имеют офшорный характер, зарегистрированы в офшорных юрисдикциях и управляются оттуда, при этом реальные бенефициары этих предприятий, как правило, неизвестны. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов относительно оффшорных компаний отмечает, что: «...у России фактически нет своей экономики. Для предприятий, зарегистрированных вне налоговой территории России, будущее страны - пустой звук. В офшорах «создаются» наличные деньги для подкупа чиновников. Там же находится и собственность чиновников, приобретенная на коррупционные деньги». По данным журнала «Эксперт» из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн. рублей, принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% (то есть 23 компании) зарегистрированы за рубежом, главным образом в офшорных зонах на Кипре, в Нидерландах или на Британских Виргинских островах, при этом за офшорами числится от 40% до 90% акций таких компаний. там находится центр прибыли или центр принятия решений.
Независимость российского офшорного бизнеса от государства, непрозрачность структуры управления и владельцев офшорных компаний резко обостряют противоречия их интересов и снижают управляемость страной. Это влечет за собой нарастание угроз экономической безопасности и национальному суверенитету страны со стороны офшорной экономики, снижение поступления доходов в бюджет в условиях экономических санкций и разворачивающегося финансового кризиса, нарастание противоречий между государством и крупным бизнесом.
2. Причины и последствия использования офшорных юрисдикций российскими компаниями
Использование офшоров позволяет компаниям существенно снижать налоговые и другие платежи; создавать комфортную правовую среду для организации и ведения бизнеса, включая упрощенные условия административного и финансового надзора; анонимно проводить финансовые операции и скрывать реальных бенефициаров офшорных компаний. Если западные компании используют офшорные схемы для минимизации налогов и выводят в офшоры прибыль, то российские компании используют данные схемы для защиты собственности и выводят в офшоры прибыль и активы. Если западные компании в основном создают в налоговых гаванях дочерние компании, то российские регистрируют в офшорах материнские компании, которые владеют реальными российскими предприятиями и бенефициары которых неизвестны. По данным депутата Государственной Думы РФ Е.Федорова, 95% крупных и крупнейших российских компаний управляются из оффшорных юрисдикций. Это создает угрозу окончательной утраты контроля над отечественной экономикой. Офшоризация российской экономики обусловлена различными причинами (см. рисунок 1).
Проведенный опрос показывает, что одной из главных причин использования офшорных юрисдикций российскими компаниями является не оптимизация налогообложения, а защита собственности. Количество рей-дерских захватов собственности в стране растет. Ежегодно в России фик-
Рис. 1. Причины использования оффшоров российскими компаниями (по данным опроса, %)
сируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, при этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста. По данным ГИАЦ МВД России, только в 2012 году выявлено 136 преступлений, связанных с недружественным поглощением.
Основными причинами разгула рейдерства в России, как показывают исследования, являются масштабная коррумпированность органов исполнительной власти, слабость правоохранительной системы и судов, слабость законодательной базы по защите прав собственности.
На втором месте использования офшорных юрисдикций российскими компаниями находится конфиденциальность владения бизнесом. Одной из главных особенностей офшорных юрисдикций является анонимность владения зарегистрированных в них компаний, а также конфиденциальность проводимых ими операций. Данные положения реализуются посредством введения институтов номинальных владельцев и номинальных директоров и наличием жестких правил защиты банковской и коммерческой тайн. Многие офшорные юрисдикции не снимают свои барьеры секретности даже в случае нарушения законов других стран. Владение активами с использованием зарегистрированных в офшорах компаний обеспечивает их сохранность в условиях нестабильной экономической и политической обстановки в стране происхождения капитала. При появлении угроз интересам собственников офшорная компания позволяет
защитить их имущественные интересы и быстро перевести активы в другие страны. Это создает сложности для правоохранительных органов не только при расследовании экономических преступлений, но и наносит ущерб экономическим интересам страны, так как зачастую в офшоры выводятся активы компаний с государственным участием. Конфиденциальность владения бизнесом позволяет отечественным чиновникам и бизнесменам создавать в офшорах компании на средства, полученные в результате проведения незаконных финансовых операций: взятки, «откаты», «распилы».
Налоговая оптимизация является традиционным мотивом использования офшорных зон и находится на третьем месте. На основе заключенных договоров об избежании двойного налогообложения, собственники компаний получают возможность платить налоги только в той стране, в которой образуются доходы, что позволяет легально минимизировать налоги, тем самым увеличивать доходность своего бизнеса. В соответствии с моделью двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) налоги уплачиваются в стране получения дохода, в которой предусматриваются низкие ставки на репатриацию прибыли. Также российские компании используют офшоры для минимизации налогообложения путем выведения прибыли из России по «серым» каналам и путем разного рода манипуляций с трансфертными ценами. По некоторым оценкам, суммы не-
добираемых в федеральный бюджет налогов, укрываемых в офшорах, составляют 25-30% по отношению ко всем налогам, которые фактически уплачивают в бюджет все категории юридических лиц. В Европе не более 4% крупнейших и крупных компаний контролируются владельцами из офшорных юрисдикций, в США - 2%.
Ну и на четвертом месте мотивом использования офшоров является отмывание денег и криминальный денежный оборот. Основные потоки капитала в Россию и из России идут транзитом через офшорные юрисдикции. Так, от 2/3 до 3/4 всех иностранных инвестиций, накопленных в России и отправленных за рубеж, связаны с офшорными юрисдикциями. Специфика операций по легализации доходов, полученных преступным путем такова, что для сокрытия доходов, как правило, всегда используются иностранные юрисдикции и финансовые системы иностранных государств, что делает необходимым эффективно организованное международное сотрудничество в сфере противодействия таким явлениям. Также одной из серьезных проблем использования офшорных юрисдик-ций для России является проблема вывоза капитала отечественными банками и компаниями. По оценкам международной организации The Tax Justice Network за период с 1990 по 2010 годы, из России было выведено в офшоры 798 млрд. долл., что составляет около 40% ВВП России за 2013 год. Вывезенные капиталы затем трансформируются в иностранные инвестиции. По официальным данным в 2012 году из оффшоров в Россию пришло $60,4 млрд инвестиций (из них 14% - прямые инвестиции).
Еще одной важной причиной использования офшоров российскими компаниями является доступ к рынкам дешевых банковских кредитов и западным фондовым рынкам. На вполне законных основаниях российские компании переводят в офшорные структуры дивиденды, а также проценты по кредитам.
Таким образом, в России сложилась ненормальная модель офшор-
ной экономики, в которой элиты, используя ресурсы страны, не заинтересованы в ее социально-экономическом развитии. Экономические интересы элит идут вразрез с восстановлением экономического суверенитета страны, модернизацией и развитием отечественной промышленности, формированием суверенной конкурентоспособной экономики в условиях ужесточения экономических санкций со стороны западных стран и США. Осуществляя свой бизнес и получая доходы в России, элиты потребительски относятся к своей стране, обескровливая отечественную экономику. В результате наблюдается деградация промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Офшорами также активно пользуются госкорпорации. В послании Федеральному собранию Президент Путин признал, что госкомпании 90% сделок совершают в иностранной юрисдикции.
Таким образом, отрицательное воздействие использования офшорных юрисдикций на экономику страны заключается:
- в содействии бегству капитала из национальной экономики;
- в создании условий для уклонения от уплаты налогов и предоставление неоправданных конкурентных преимуществ отдельным компаниям;
- в содействии легализации доходов, полученных преступным путем;
- в создании условий для осуществления спекулятивных финансовых операций, не связанных с реальным производством, и аккумуляции беспрецедентных финансовых средств в офшорных юрисдикциях;
- в ухудшении инвестиционного климата в стране из-за негативного общественного мнения и роста коррупции;
- в нарушении экономической безопасности и экономического суверенитета России из-за уязвимости перед рисками глобализации, вывода активов национальных компаний в офшорные юрисдикции и роста теневой экономики.
Потери от офшоризации российской экономики значительны. По
оценкам Хейфеца Б. А., только из-за прямого использования легальных возможностей минимизировать налогообложение российский бюджет в 2011 г. потерял не менее 50 млрд долл., что составляет около 12% его расходной части и почти 2,5% ВВП. Реальные потери российского бюджета при учете виртуальной возможности использовать эти средства для бюджетных расходов и соответствующее расширение налоговой базы, можно оценить на уровне 60-70 млрд долл. Отток капитала и его сокрытие в офшорах лишает страну значительных капиталов для реконструкции, модернизации и развития экономики.
Кипрский кризис убедительно показал, насколько опасна офшори-зация российской экономике. Всего на Кипре насчитывалось более 14 тыс. компаний с активно действующими «дочками» в России. А если брать все российские предприятия с иностранным капиталом, то на Кипре их материнские компании составляли примерно 35 случаев из 100. Западные СМИ традиционно называют Кипр «прачечной» для российских денег. А самое главное российские офшорные компании находятся под пристальным вниманием западных спецслужб.
В конце 2012 года, после принятия Акта Магнитского, деньги российского происхождения начали восприниматься во многих странах как средства, имеющие незаконное происхождение. Акт Магнитского породил самую настоящую дискриминацию капитала по национальному признаку. С началом кипрского кризиса и последовавшей атакой на «офшорную тайну» ситуация стала усугубляться еще больше. Поэтому зарубежные активы не застрахованы от конфискаций.
3. Антиофшорная политика и деофшоризация российской экономики
В современных условиях экономических санкций и разворачивающегося экономического кризиса необходимо проведение жесткой антиофшорной политики, направленной на деофшоризацию экономики и национализацию отечественных
элит. Это отвечает национальным интересам страны и восстановлению ее экономического суверенитета. С 2011 года борьба с офшо-ризацией российской экономики объявлена важным приоритетом национальной политики страны. Однако на практике все остается на своих местах. Пока политика деоф-шоризации носит декларативный характер. Российские элиты не хотят понять, что они могут в любое время потерять свои зарубежные активы. К сожалению, ситуация довольно сложная и непрозрачная. Не известны реальные бенефициары российских офшорных компаний и их конечные цели. Поэтому если государство сумеет договориться с элитами и гарантировать им приемлемые условия защиты собственности и ведения бизнеса, тогда можно серьезно говорить о деоф-шоризации экономики.
Государственная политика деоф-шоризации должна быть комплексной, действенной и направленной на ликвидацию тех причин, которые вынуждают бизнес уходить в офшоры. Необходимо задействовать как экономические, так и морально-этические аспекты деятельности отечественных элит. Получать доходы в России, уводить их за рубеж и не участвовать в социально-экономическом развитии страны должно быть недопустимым в глазах общественного мнения. Только при достижении общественного консенсуса по экономическому устройству страны можно действительно проводить эффективную политику деофшоризации.
Для изменения соотношения «выталкивающих» и «притягивающих» капитал в Россию факторов необходим реальный прогресс в области защиты прав собственности, обеспечения подлинной независимости судов, поддержания стабильности законодательства, уменьшения налоговой нагрузки и административного давления, преодоления коррумпированности, монополизма и произвола чиновников.
На законодательном уровне необходимо установить требования к компаниям с иностранным участием, осуществляющим деятельность
на территории Российской Федерации, предоставлять налоговым органам информацию о структуре собственности и идентификационных данных собственников, сделать доступной для компетентных органов информацию об учредителях и бенефициарах иностранных трастов, управление которыми осуществляется в Российской Федерации. Также компаниям с иностранным участием необходимо запретить деятельность в стратегических отраслях экономики; участие в государственных программах с получением средств из государственного бюджета, государственных заказах; установить мониторинг за деятельностью иностранных компаний в России, их доходами и финансовыми потоками; определять целесообразность работы иностранных компаний в России. Следует прекратить или существенно ограничить кредитование офшорных компаний и связанных с ними структур банками и компаниями с государственным участием. Формирование самодостаточной экономики, основанной на деятельности отечественных производителей, должно стать приоритетом российской экономической политики.
Законодателю необходимо определиться с отношением к трасту как форме доверительного управления, так как неразвитость института собственности в целом является наиболее важным фактором вывода активов в офшорные юрисдикции. Назрела необходимость в разработке и принятии закона о контролируемых иностранных компаниях, в соответствии с которыми доходы иностранных офшорных компаний будут включены в доходы контролирующих российских компаний и конечных бенифициаров. Также необходимо принять закон «О национальной компании», которая должна быть зарегистрирована в России, выступать крупным налогоплательщиком, ее ценные бумаги должны торговаться на российских биржах. Она должна иметь стабильные финансовые показатели и тратить на социальные проекты не менее 1% выручки. Формирование национальных компаний будет способс-
твовать повышению престижности регистрации и уплаты налогов в российской юрисдикции и усилит отрицательное отношение к офшорному инкорпорированию.
В целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием офшорных схем необходима гармонизация ставок налогообложения в России и в офшорах за счет переноса центра тяжести налогового стимулирования в российскую юрисдикцию. В этой связи необходим кардинальный пересмотр большинства соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН), заключенных Россией. Цель такого пересмотра ликвидация налоговых льгот, которые предусмотрены в действующих СИДН, для корпоративных структур, инкорпорированных за рубежом. А в целях стимулирования отечественных компаний необходимо снижать соответствующие налоги в важнейших секторах экономики. Такие меры существенно сузили бы пространство для использования офшоров. В этой связи важным направлением должно стать формирование механизмов накопления капитала и его инвестирования в модернизацию и развитие отечественной экономики. Вывоз капитала, в том числе и в офшоры, свидетельствует об отсутствии мотиваций в его выгодном вложении в России.
Необходимо установить контроль над перетоком спекулятивного капитала. Это возможно сделать введя налог на определенные финансовые транзакции, по аналогии с налогом, введенным некоторыми европейскими странами. Первый шаг в этом направлении сделан Министерством финансов России, которым подготовлены изменения в Налоговый кодекс РФ. Предлагается ввести понятие контролируемой иностранной компании - организации, созданной на территории с низконалоговой юрисдикцией и контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты РФ. Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с установленным порядком, должна будет включаться в налоговую базу этих налогопла-
тельщиков в доле, соответствующей доле их участия, а при невозможности установления доли - в полном объеме.
Важным направлением антиофшорной политики должна стать борьба с «фирмами-однодневками». Для эффективного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, целесообразно создать единую базу данных, обобщающую сведения всех кредитных организаций страны, Банка России, ФСФМ, правоохранительных органов, по идентификации клиентов, критериям подозрительных операций. Кредитные организации должны иметь право отказать в ведении счета, заблокировать средства на нем при выявлении подозрительных операций, отказать клиенту в проведении операции, не имеющей очевидного экономического смысла.
4. Заключение
России необходимо взять курс на системные преобразования экономики, улучшение инвестиционного климата в долгосрочной перспективе, обеспечение стабильности законодательства, обеспечение независимости и беспристрастности судебной системы, проведение налоговой политики, направленной на привлечение капитала, сделать государственную политику предсказуемой и прозрачной для бизнеса. Вывод капитала в офшорные юрисдикции должен быть экономически нецелесообразным, необходимо обеспечивать экономически оправданные легальные способы снижения рисков, не допускать проявления коррупции и сращивания «бизнеса» чиновников и организованной преступности.
Как показывает опыт, добиться полной деофшоризации национальной экономики невозможно, поскольку в мире идет острая конкуренция за финансовые ресурсы. Однако даже сокращение вдвое миграции из России потенциальных налоговых доходов позволило бы увеличить на 1,5-2% темпы роста ВВП и существенно сократить чистый отток капитала из России.
Литература
1. Гладунов О. «У России фактически нет своей экономики»// Свободная пресса, [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/ economy/article/56129/
2. Катасонов В. У России нет своей экономики. // Свободная пресса [Электронный ресурс]. URL: http:// svpressa.ru/economy/article/69640
3. Катасонов В. Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 4. Угроза под названием «российские оффшоры» // Институт высокого ком-мунитаризма [Электронный ресурс]. http://communitarian.ru/publikacii/ ekonomika/rossiya_ugroza_finalnoy_ ekspropriacii_statya_4_07062013/
4. Катасонов В. Чёрные дыры мировой экономики // Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondsk. ru/news/2013/01/23/chernye-dyry-mirovoj-ekonomiki-i-18813.html
5. Лютова M., Гавшина О. Национальная идея // Ведомости. 3 окт. 2011.
6. Миронов С. Рейдерство и коррупция - братья-близнецы. // Информационно-аналитическое агенство Росбалт [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt. ru/2008/11/21/543773.html».
7. Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов. // Эксперт, 28.01.2013, №4.
8.Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2013 году // Президент России [Электронный ресурс]. URL:http:// kremlin.ru/transcripts/19825
9. Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика // Вопросы экономики, № 7, 2013
10. Цветков В., Шетиленко М. Россия и мир: причины использования оффшоров разные // Московский форум бизнесменов и инвесторов [Электронный ресурс]. http://mfbi. ru/content.php
References
1. Glazunov O. «Russia actually no its economy»// Svobodnaya pressa, [Electronic resource]. URL: http:// svpressa.ru/economy/article/56129/
2. Katasonov V. Russia does not Have its economy. // Svobodnaya pressa [Electronic resource]. URL: http:// svpressa.ru/economy/article/69640
3. Katasonov V. Russia: the final threat of expropriation. Article 4. Threat called «Russian offshore» // Institut vysokogo kommunitarizma [Electronic resource]. http://commu-
nitarian.ru/publikacii/ekonomika/ rossiya_ugroza_finalnoy_ekspropri-acii_statya_4_07062013/
4. Katasonov V. Black holes of the world economy // Fond strate-gicheskoj kultury [Electronic resource]. URL: http://www.fondsk. ru/news/2013/01/23/chernye-dyry-mirovoj-ekonomiki-i-18813.html
5. Lyutova М., Gavshina О. The National Idea // Vedomosti. October 3.2011.
6. Mironov S. Raiding and corruption - twins. // Informacionno-analit-icheskoe agenstvo Rosbalt [Electronic resource]. URL: http://www.rosbalt. ru/2008/11/21/543773.html».
7. Obukhov E., Ogorodnikov E. It is time to return from the Islands. // Expert, 28.01.2013, No. 4.
8. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly in 2013 // the President of Russia [Electronic resource]. URL:http:// kremlin.EN/transcripts/19825
9. Kheifets B.A. The de-offshore-isation of the economy: world experience and Russian specificity //Voprosy ekonomiki, No. 7, 2013
10. Cvetkov V., Shetilenko M. Russia and the world: why use offshore different // Moskovskij forum biznesmenov i investorov [Electronic resource]. http://mfbi.ru/content.php