Научная статья на тему 'Деофшоризация: проблемы и решение'

Деофшоризация: проблемы и решение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2597
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / DE-OFFSHORIZATION / FINANCING / INSTITUTIONAL INVESTORS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярыгина Ирина Зотовна

Цель статьи анализ проблем деофшоризации и способов обеспечения инвестиционной привлекательности российской экономики. Предмет исследования комплекс научно-практических положений, раскрывающих основные направления деятельности субъектов хозяйствования в современных условиях. Делается вывод о том, что для обеспечения экономических интересов Российской Федерации представляется целесообразным способствовать процессу деофшоризации, направленному на использование мирового опыта финансирования программ развития. Взаимодействие институциональных инвесторов, их государственная поддержка, эффективное использование инструментов финансирования, гармонизация валютных, кредитных и финансовых отношений способствуют деофшоризации экономики и укреплению роли и места Российской Федерации в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DE-OFFSHORIZATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The purpose of the paper is the analysis of de-offshorization problems and ways to ensuring the investment attractiveness of the Russian economy. The subject of research is a complex of scientific and practical provisions that reveal the principal areas of business activities in the modern environment. It is concluded that to ensure the economic interests of the Russian Federation it may be appropriate to facilitate the de-offshorization process and make use of the foreign experience in the financing of development programs. The cooperation of institutional investors, their support by the government, the efficient use of financing tools, harmonization of monetary, credit and financial relations contribute to the de-offshorization of the economy and strengthening the role and place of the Russian Federation in the global economy.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация: проблемы и решение»

УДК 339.732

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ

ЯРЫГИНА ИРИНА ЗОТОВНА, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета E-mail: [email protected]

Цель статьи - анализ проблем деофшоризации и способов обеспечения инвестиционной привлекательности российской экономики. Предмет исследования - комплекс научно-практических положений, раскрывающих основные направления деятельности субъектов хозяйствования в современных условиях. Делается вывод о том, что для обеспечения экономических интересов Российской Федерации представляется целесообразным способствовать процессу деофшоризации, направленному на использование мирового опыта финансирования программ развития. Взаимодействие институциональных инвесторов, их государственная поддержка, эффективное использование инструментов финансирования, гармонизация валютных, кредитных и финансовых отношений способствуют деофшоризации экономики и укреплению роли и места Российской Федерации в мировой экономике. Ключевые слова: деофшоризация; финансирование; институциональные инвесторы; частно-государственное партнерство; развитие экономики.

De-Offshorization: Problems and Solutions

IRINA Z. YARYGINA, ScD (Economics), full professor, the World Finance Department, Financial University E-mail: [email protected]

The purpose of the paper is the analysis of de-offshorization problems and ways to ensuring the investment attractiveness of the Russian economy. The subject of research is a complex of scientific and practical provisions that reveal the principal areas of business activities in the modern environment. It is concluded that to ensure the economic interests of the Russian Federation it may be appropriate to facilitate the de-offshorization process and make use of the foreign experience in the financing of development programs. The cooperation of institutional investors, their support by the government, the efficient use of financing tools, harmonization of monetary, credit and financial relations contribute to the de-offshorization of the economy and strengthening the role and place of the Russian Federation in the global economy.

Keywords: de-offshorization; financing; institutional investors; public-private partnerships; economic development.

Офшоризация

как фактор мировой экономики

В условиях глобализации одной из проблем международного движения капитала, особенно для стран с формирующимися рынками, является проблема бегства капитала. В соответствии с методологией Всемирного банка размеры бегства капитала подсчитываются как сальдо текущего платежного баланса страны плюс сальдо движения акций плюс изменение валютных резервов и прирост внешнего долга. По данным экспертов, размеры бегства капитала из России в 2014 г. составили 151,5 млрд долл. США.

В 2013 г. этот показатель равнялся 61 млрд долл. США. Таким образом, за один год отток капитала увеличился в 2,5 раза. В настоящее время проблема бегства капитала остается актуальной и связана с намерением владельцев капитала сохранить денежные средства и минимизировать риски «упущенной выгоды» в связи с санкционным давлением на российскую экономику. Россия по масштабам экспорта капитала уступает лишь Китаю. В целом доля России в мировом вывозе капитала составила 2,6%, доля Бразилии - 0,5%, Индии - 0,2%, ЮАР - 0,1%. Особенностью российского экспорта капитала

является то, что в отличие от остальных стран БРИКС Россия вывозит больше капитала, чем ввозит. В этой связи важно учитывать системный характер офшоризации бизнеса в условиях глобальной экономики. Достижение финансовой стабильности возможно на базе комплексного подхода к решению проблем деофшориза-ции и усилий по реализации поступательного плана действий. Эффективная государственная политика по стимулированию притока инвестиционных ресурсов в Россию из-за рубежа, в том числе из офшорных зон, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции обусловливают повышенное внимание к данной проблеме.

В отличие от остальных стран БРИКС Россия вывозит больше капитала, чем ввозит

Цели и особенности офшорных зон

Термин «офшор» используется в документах международных организаций (МВФ, Международной группы по борьбе с отмыванием (легализацией) преступных доходов — ¥ЛТ¥, ОЭСР, Форума финансовой стабильности). С конца 1990-х гг. к офшорам относят страны (юрисдикции), которые обеспечивают: снижение налоговых и других платежей; комфортную правовую среду для организации и ведения бизнеса, включая упрощенные условия административного и финансового надзора; возможность анонимно проводить финансовые операции и скрывать конечных выгодополучателей (бенефициаров) офшорных компаний. Представленные критерии являются основой для формирования списков офшорных юрисдикций, к которым обращено внимание национальных и международных регуляторов. Движущая сила офшоров — противоречия между государственным и частным интересом. Государство стремится к контролю и регулированию экономики, а субъекты хозяйствования — к максимизации прибыли. Офшоры выступают эффективным инструментом управления рисками,

стабилизации платежей, регулирования цен экспортноимпортных контрактов, самофинансирования, кэптивного (внутрифирменного) страхования, продажи авторских прав, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, найма персонала, поставок давальче-ского сырья, трастовых операций с недвижимостью, покупки недвижимости за рубежом, ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках, в том числе через банки. В связи с развитием телекоммуникационных технологий практикуется офшорное программирование, открытие на территории офшорных зон бизнесединиц, включая виртуальные предприятия. Компании создаются в виде торговых и посреднических фирм, финансовых центров, банков, управляющих холдингами структур, инвестиционных центров, внутрифирменных страховых компаний, трастовых компаний, компаний для владения недвижимостью, в том числе на долевых началах. Офшорные компании используются как для легального, так и для нелегального бизнеса. Нелегальный бизнес прибегает к офшорам для сокрытия доходов, в том числе полученных от криминальных видов бизнеса. Легальный бизнес также использует офшоры для операций по сокрытию доходов, уклонению от налогов и использования легальных налоговых схем. К законным целям использования офшоров можно отнести создание совместных предприятий с иностранным партнером; оптимизацию структуры и функций компании с иностранным капиталом; создание специальных инструментов защиты имущества и т.д. Примерами недобросовестных целей использования офшоров являются уклонение от налогообложения; аккумулирование безналоговых доходов вне фискальной юрисдикции государства налогового резидент-ства; выдача себя за иностранное лицо для совершения действий экономического характера или нарушения прав третьих лиц и др. В настоящее время существуют различные классификации офшорных зон и их деление на страны с отсутствием налогов и требуемой отчетности и офшорные зоны повышенной респектабельности. В странах с отсутствием налогов и требуемой отчетности (в основном, небольшие государства третьего мира: Багамские острова,

Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Белиз) офшорные зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности бизнеса и отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Практика показала, что солидные компании и банки уходят из таких юрисдикций. В настоящее время к странам, предоставляющим налоговые льготы зарегистрированным в них резидентам, относится Россия (Калининградская область). Особое положение Калининградской области, ее удаленность от основной территории Российской Федерации, всегда являлось объектом пристального внимания со стороны государства. В период развития рыночных отношений в России издано распоряжение Правительства РФ от 03.06.1991 «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», что положило начало развитию особого порядка ведения бизнеса в Калининграде. На территории Калининградской области действует Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», который закрепляет и гарантирует право использования налоговых льгот для резидентов особой экономической зоны (далее — ОЭЗ). Основной целью создания ОЭЗ является привлечение российских и иностранных инвесторов в приоритетные для России отрасли экономики. Резидентом ОЭЗ становится юридическое лицо, имеющее намерение инвестировать в экономику региона средства с целью получения прибыли. Кроме того, в Калининградской области введен режим свободной таможенной зоны (далее — СТЗ), предоставляющий возможность юридическим лицам, зарегистрированным на территории Калининградской области, включая индивидуальных предпринимателей, при совершении импортных сделок производить ввоз иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Исключением являются подакцизные товары, а также товары, помещенные в специальный перечень, установленный Правительством РФ. Представляется целесообразным использование опыта Калининградской области в пограничных районах Российской Федерации, в том числе в рамках создания СЭЗ и СТЗ с участием стран —

партнеров Евразийского экономического союза, БРИКС, ШОС и др.

Контроль за офшорными зонами

Единого списка офшорных зон не существует. Работу по контролю за офшорными зонами ведут международные организации и центральные банки. Среди международных организаций, ведущих списки офшорных зон, наиболее значимую роль играют Межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма — FATF (Financial Action Task Force) — и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С 26 июня 2000 г. ОЭСР в рамках борьбы «с вредными налоговыми методами» выпустила «черный список налоговых убежищ», в первый из которых вошли 35 офшорных территорий. Основным инструментом FATF являются 40 рекомендаций в сфере преступного отмывания доходов и финансирования терроризма, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые разработаны после событий 11 сентября 2001 г. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) рекомендации FATF являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН. В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), публикуется и обновляется Банком России.

Деофшоризация как фактор развития экономики

Понятие деофшоризации трактуется в экономической литературе по-разному. С одной стороны, деофшоризация рассматривается как борьба с офшорами или ужесточение контроля за операциями в офшорных зонах, а с другой — как облегчение условий для ведения бизнеса и как фактор развития национальной экономики. При этом указанные подходы не противоречат пониманию деофшоризации как проведению государством политики, направленной на со-

вершенствование налоговой, законодательной, правоприменительной и информационной сфер деятельности субъектов хозяйствования в целях снижения бегства капитала и его репатриации.

В настоящее время в России принимаются меры, направленные на обеспечение привлекательности и прозрачности экономики: 24 ноября 2014 г. принят Федеральный закон № З76-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», направленный на деофшо-ризацию бизнеса. Документ вводит механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях. Гражданин России признается контролирующим лицом офшорной компании, если доля его участия превышает 25%. Если же общая доля российского участия в компании превышает 50%, то для признания контролирующим лицом достаточно 10% участия. В ряде случаев прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения. В частности, от уплаты налогов освобождаются некоммерческие организации, не распределяющие полученную прибыль между владельцами. Владельцы банков и страховых организаций, а также компаний, образованных в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза, также освобождаются от уплаты налогов. Однако практика показывает, что в настоящее время предпринимаются меры, настораживающие бизнес, в том числе связанные с необходимостью упорядочения действий всех органов законодательной и исполнительной власти. Кроме того, любые инициативы в рамках деофшоризации целесообразно согласовывать с мегорегулятором — Банком России. По экспертным оценкам, существенной проблемой, оптимизирующей офшоризацию бизнеса, являются низкая предсказуемость, прежде всего, валютной политики и наличие множества отложенных решений о налоговом маневре, пенсионной реформе, институциональных инвесторах и т.д. В этих условиях простое снижение налоговых ставок не приведет к притоку капитала в «отечественные»

офшоры. Спрос на зарубежные офшоры продиктован объективными и субъективными причинами, которые необходимо учитывать при формировании государственной политики деофшори-зации бизнеса. Объективной причиной бегства капитала в офшорные юрисдикции является повышение экономической парадигмы деятельности российских компаний, которая в настоящее время имеет глобальный характер. Офшоры предоставляют участникам рынка необходимый уровень международного сервиса. К субъективной причине можно отнести нежелание идентификации собственника капитала или товаров с определенной страной. Хозяйствующий субъект направляет оптимизированные по ценам товары или услуги из офшорной зоны на новые рынки, участвуя в мировом воспроизводственном процессе. При этом если есть ограничения в антимонопольном законодательстве или национальный рынок характеризуется как рынок с повышенной волатильностью и рисками для собственника капитала, товаров, услуг, то высока вероятность быть персонифицированным с определенным бизнесом. В этой связи высок риск рейдерских захватов бизнеса, коррупционных сделок и пр. Предприниматель минимизирует риски, регистрируя бизнес за рубежом. Большинство пользователей офшоров не занимаются незаконной деятельностью. Их привлекают более стабильная деловая среда, финансовые инструменты, отсутствующие на национальном рынке, и условия ведения бизнеса. К субъективным факторам офшоризации бизнеса относится также вера русского предпринимателя в «высокое качество» иностранного участника бизнеса, который лучше, чем отечественный. Вышеназванные факторы, влияющие на вывоз капитала или производства из России, не следует смешивать с уклонением от налогов и нелегальным бизнесом. Желание скрыть владельца и криминально-коррупционное происхождение капитала — причины офшоризации, имеющей криминальный характер. В свою очередь, реализация политики деофшоризации напрямую связана с сохранением экономически оправданных легальных способов минимизации рисков бизнеса и предотвращением коррупционных и криминальных сделок. Нельзя допустить ухудшения условий ведения бизнеса, как это случилось в недавнем

прошлом после повышения страховых взносов для малого бизнеса, что привело к закрытию в России около 300 000 частных компаний, а доходы Пенсионного и других фондов сократились. По оценке Всемирного экономического форума, слабая защита прав собственности является причиной «подстраховки» российского капитала формальной принадлежностью к зарубежным, преимущественно офшорным юрисдикциям. К тому же ориентация большинства офшоров на англо-саксонское хозяйственное законодательство обеспечивает их инвесторам технические возможности доступа на мировой рынок, что целесообразно учитывать при оптимизации финансирования проектов, представляющих интерес для российской экономики. Кроме того, для привлечения иностранного капитала необходимо создать прозрачную систему налогообложения с отсутствием порочных дефектов — административных барьеров, коррупционной составляющей.

В настоящее время основной объем российского капитала за рубежом «осел» в офшорах и офшоропроводящих странах. Часть инвестиций в Нидерланды «перетекает» в офшорные Нидерландские Антилы, а из Австрии, Великобритании и Ирландии — в британские офшоры. Из этих же стран и территорий до недавнего времени поступила основная масса иностранных инвестиций в Россию. Практика показала, что кругооборот капитала между Россией и офшорными территориями обслуживается прочими инвестициями, включая банковские кредиты.

Офшоризация бизнеса в России

В России массовое развитие бизнеса с использованием зарубежных офшорных компаний началось в 1991 г. после отмены монополии государства на ведение внешнеэкономической деятельности.

Федеральное устройство России позволило организовать на территории страны свободные экономические зоны (далее — СЭЗ). В 1993 г. создана СЭЗ «Ингушетия» (ликвидирована в 1997 г.), затем образованы СЭЗ в Калмыкии, в г. Углич, на Алтае (закрыта в январе 2002 г.). Известны также закрытые административно-территориальные образования (далее — ЗАТО).

Причем в Агинском округе и Калмыкии налоговые льготы получали лишь те компании, которые не вели хозяйственную деятельность на территории СЭЗ. В декабре 2003 г. Совет Федерации отменил с 1 января 2004 г. инвестиционную льготу по налогу на прибыль организаций, которую до этого имели право устанавливать местные власти. Тем самым в России были упразднены внутренние офшоры (Калмыкия, Чукотка и др.). В свою очередь, целесообразно отметить, что в современных условиях доля компаний, контролируемых резидентами офшорных зон, в российской экономике продолжает оставаться существенной, что требует комплекса мер, направленных на деофшоризацию российского бизнеса.

Деофшоризация российского бизнеса

Решение проблемы деофшоризации экономики требует комплексного подхода с учетом экономического, политического, институционального, административно-правового и налогового аспектов.

Экономический компонент деофшоризации предполагает расширение на российском рынке предложений финансовых инструментов депо-зитно-инвестиционного характера, ориентированных на отечественные компании-экспортеры, обладающие ресурсами. Такие инструменты должны обладать приемлемыми для приобретателей характеристиками хеджирования рисков и иметь достаточно высокий уровень доходности. В мировой практике в качестве таких инструментов используют так называемые инфраструктурные облигации, основными характеристиками которых являются номинал, выраженный в иностранной валюте, и обеспечение в форме государственных гарантий. Необходимым условием обращения инфраструктурных облигаций является наличие организованного ликвидного фондового рынка. Как показывает мировая практика, использование «инфраструктурных» облигаций в России, наряду с комплексом других мер по улучшению инвестиционного климата, окажет позитивное влияние на снижение объемов вывоза капитала, в том числе в офшорные зоны. Выпуск «инфраструктурных» облигаций может осуществляться при поддержке государственных

структур, например Государственной корпорации «Внешэкономбанк», либо на основе банков с международно-правовым статусом (МИБ, Межгосударственный банк, Новый банк развития БРИКС, Межгосударственный банк и др.).

Административно-правовой компонент де-офшоризации предусматривает применение ограничительных мер на вывоз капитала в отдельные юрисдикции. Несмотря на законодательно закрепленный в России открытый режим трансграничного движения капитала, ограничение «офшоризации» бизнеса может быть достигнуто посредством выпуска соответствующего постановления Правительства РФ, обеспечивающего мониторинг деятельности корпораций, прежде всего с государственным участием, в офшорных юрисдикциях, что окажет позитивное влияние на экономику, учитывая возможное снижение объемов вывоза капитала за рубеж. В целях эффективного администрирования международного бизнеса целесообразно оптимизировать систему банков с российским участием за границей. Такие финансовые институты работают во всех регионах мира и располагают репутацией надежных партнеров-посредников, обеспечивающих потребителей качественными продуктами и услугами. В свою очередь, представляется важным расширить сеть финансовых институтов, в том числе с участием российских банков в странах-партнерах в целях обеспечения экономических интересов субъектов хозяйствования Российской Федерации. Привлечение иностранных инвестиций в особые или специальные экономические зоны на территории Российской Федерации необходимо осуществлять с учетом мирового опыта и создания условий стимулирования трансграничных потоков капитала с использованием СЭЗ.

Институциональный компонент решения проблемы деофшоризации экономики предполагает повышение роли государственной поддержки российского экспорта, в том числе на уровне государственных компаний, так как в ряде отраслей российской экономики (нефтегазовая, металлургическая, атомная энергетика, телекоммуникации) существуют предпосылки для экспорта капитала, особенно прямых инвестиций. В этой связи важным дополнением к доминирующему в современных условиях бюджетному

финансированию проектов и программ развития являются ресурсы Фонда национального благосостояния и Резервного фонда Российской Федерации. Использование средств этих фондов определено законодательством. Кроме того, в Российской Федерации сформированы другие федеральные фонды и агентства, целью которых является развитие экономики и инвестиционных программ: Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российский фонд прямых инвестиций, Фонд жилищно-коммунального хозяйства, инвестфонды субъектов Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию вкладов, Федеральный центр проектного финансирования и т.д. Деятельность указанных федеральных фондов способствует реализации стратегических проектов. Представляется целесообразным укрепить роль и место государственных и частных инвестиционных фондов, в том числе крупных корпораций, в целях расширения финансирования российской экономики. Особую роль в этой связи призван играть Негосударственный пенсионный фонд Российской Федерации (далее — НПФ). В настоящее время пенсионные активы НПФ, а также средства, аккумулированные в страховых компаниях по долгосрочным договорам страхования жизни, являются долгосрочными инвестиционными ресурсами. Важна также эффективная стратегия использования импортозамещающих ресурсов, в том числе из средств пенсионных и других накоплений специализированных фондов и агентств России, созданных в том числе на базе деофшоризации финансовых ресурсов. Эффективная поддержка институциональных инвесторов способствует деофшоризации бизнеса и развитию предпринимательства в России. В этой связи важным направлением работы государственных институтов является совершенствование законодательства Российской Федерации и содействие формированию накопительной части пенсий российских граждан. Решение Правительства РФ, принятое в апреле 2015 г., об использовании финансовых ресурсов накопительной части пенсии как одного из источников «длинных» денег и экономического роста способствует развитию деятельности институциональных инвесторов. В рамках реализации программ

важно учитывать мировой опыт модернизации экономики на базе частно-государственного партнерства (далее — ЧГП). Необходимы новые формы взаимодействия государства и бизнеса в рамках социально ориентированных проектов и программ развития реального сектора экономики на базе новых технологий. В этой связи активную роль играет Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» — ключевой национальный центр компетенций по развитию рынка проектов ЧГП в России. Дочерняя структура «Внешэкономбанка» — Федеральный центр проектного финансирования также способен обеспечить администрирование программ развития с участием институциональных инвесторов. Успешной реализации проектов способствует политическая воля. Руководство России поддерживает развитие ЧГП.

Другим направлением работы в части повышения прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов является развитие межгосударственных связей стран, использующих офшорные режимы, с целью заключения двусторонних соглашений о раскрытии информации об операциях российских резидентов. Такие соглашения основываются на принципах приоритетности и экстерриториальности национального налогового законодательства, использованного США в ГЛТСЛ*. Административно-правовой блок регулирования банковского бизнеса необходимо дополнить нормативными документами Банка России, направленными на повышение контроля проведения банковских операций в офшорных юрисдикциях. Опыт применения таких мер имеется. В частности, в Российской Федерации применяется система соглашений об исключении двойного налогообложения. В 2012 г. соглашения об исключении двойного налогообложения приобрели новый смысл: их заключают с офшорными странами и подписывают дополнительный протокол об обмене общей и специализированной информацией. В начале 2012 г. Совет Федерации ратифицировал два международных документа об устранении двойного налогообложения с Кипром и Чили. Аналогичный документ подписан со Швейцарией, которая аккумулирует на счетах своих банков крупные суммы, сокрытые от налогов. Ратифицирован также протокол

об изменении соглашения об исключении двойного налогообложения России и Люксембурга. Иными словами, Россия увеличивает число так называемых правильных офшоров, которые предлагают низкие налоги, но не скрывают имена владельцев компаний. В целом необходимо обеспечить стабильные, понятные, прозрачные и объективные правила работы бизнеса во всех сферах, сделать так, чтобы нелегальный вывод капиталов/активов в офшорные зоны стал репу-тационно и экономически невыгодным. С этой целью предлагаются меры, направленные на повышение транспарентности офшорного бизнеса: внедрение процедур автоматического обмена информацией со странами — экономическими партнерами России; введение обязанности декларировать участие и бенефициарное владение капиталом российских компаний и физических лиц в иностранных компаниях, а также декларировать наличие иностранных банковских счетов; введение ограничений на деятельность в России компаний, контролируемых офшорными собственниками, прежде всего включая их участие в видах деятельности, связанных с использованием бюджетных средств; расширение деятельности иностранных банков с российским капиталом за границей и спектра финансовых инструментов на российском финансовом рынке для обеспечения потребностей российской экономики.

Выводы

Деофшоризации российской экономики не способствует применение командных методов формирования дополнительных административных барьеров, в том числе в части увеличения отчетности и/или проверок государственных надзорных органов. Важно повысить привлекательность российской экономики и юрисдикции посредством реформы судебной системы, усиления защиты прав собственников, усиления ответственности и прозрачности банковского бизнеса. Очевидно, что административные меры важны и принесут ожидаемый результат только в комплексе с экономическими,

* Foreign Account Tax Compliance Act — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.

рыночными методами. Одними из ключевых факторов являются совершенствование инвестиционного климата в России и обеспечение государственной поддержки институциональных инвесторов, в том числе в рамках выпуска инфраструктурных облигаций.

В целях обеспечения деофшоризации экономики представляется целесообразным уполномоченными государственными структурами разработать комплекс мер экономического и правового характера, направленных на повышение роли государственной поддержки институциональных инвесторов и российского экспорта, расширение использования новых финансовых инструментов депозитно-инвестиционного характера, ориентированных на использование отечественными субъектами хозяйствования. Кроме того,

необходимо принять меры, направленные на исключение компаний, контролируемых офшорным капиталом, из стратегически важных для государства сфер деятельности (добыча полезных ископаемых, транспорт, связь, банковская деятельность, инновации, оборонная промышленность), а также на развитие межгосударственных связей с государствами, использующими в том числе офшорные режимы, с целью заключения двусторонних соглашений о раскрытии информации об операциях российских резидентов. Гармонизация финансово-экономической и правоприменительной практики со странами-партнерами будет также способствовать решению проблем деофшоризации российской экономики.

Литература (references)

1. Offshore Financial Centers // IMF Background Paper. URL: //http://www.imf.org.

2. Report on Non-Cooperative Countries and Territories // FATF. URL: //http://www.fatf-gafi.org.

3. Harmful Tax Competition // An Emerging Global Issue. Paris: OECD. URL: // www.fsforum.org.

4. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2.

5. Panova G. S., Turuev I. B., Yarygina I. Z. Deoffshorization as a national economy development factor. Vestnik MGIMO-University, 2014, No. 2 [Deofshorizatsija kak factor razvitija natsionalnoj economici]. VestnicMGIMO-Universiteta, 2014, No. 2.

6. Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3.

7. Yarygina I. Z. Role of banks in providing economic interests of BRICS // Economics. Taxes. Law, 2015, No. 3. [Rolj bankov v jbespechenii ekonomicheskih interesov BRICS]. Economika. Nalogi. Pravo, 2015, No. 3.

Выступление В.В. Путина ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ на совещании по вопросам приватизации 1 февраля 2016 г.

Все приватизационные сделки должны строго соответствовать нормам и требованиям закона, само собой разумеется. Необходимо обеспечить и максимальную прозрачность этих сделок как для их участников, так и для общественности...

...В результате приватизации государство не должно потерять контроль над стратегически важными предприятиями.

... Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка.

.Больше внимания необходимо уделить качеству инвесторов, их деловой репутации и опыту работы. Переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании.

.Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. «Серые» схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.