Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of sailors’ health has led to the conclusion that their health changes may have a diversity of etiology, magnitude, but they are always directly due to the state of the factors forming the environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ»

19. Пат. 2147831. Россия, МПК7 А61 5/02. Шейх-Заде Ю. Р., Шейх-Заде К. Ю. Способ определения уровня стресса. — № 97101029/14; Заявлено 23.01.97; Опубл. 27.04.00, Бюл. № 12.

20. Пирогова Е. А., Иващенко J1. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев, 1986.

21. Пшенникова М. Г. // Пат. физиол. — 2001. — № 2. — С. 26-30.

22. Суворов Н. Б., Фролов Н. Л. / Биоуправление-4. Теория и практика. — Новосибирск, 2002. — С. 35—44.

23. Ушаков И. Б., Варбаронов Р. А., Усов В. М. // Гиг. и сан. - 2004. - № 2. - С. 61-68.

24. Чураков А. Н. // Пробл. экспертизы в мед. — 2001. - Т. 1, № 1. - С. 21-25.

25. Чухрова М. Г., Курильченко Н. Н., Хаснулин П. В. и др. // Здоровье работающих: клинические аспекты профессиональной патологии: Материалы XXXIX

науч.-практ. конф. с международным участием. — Новокузнецк, 2004. - С. 175-180.

26. Юшкова О. И., Матюхин В. В., Шардакова Э. Ф. // Мед. труда и пром. экол. — 2001. — № 8. — С. 1—6.

27. Cattell R. В., Bolton L. S. // J. Consult. Clin. Psychol. - 1969. - Vol. 33. - P. 18-29.

Поступила 16.02.06

Summary. Heavy female manual labor at a coal-cleaning plant was found to be under the influence of a complex of unfavorable factors. Nervous and emotional stress was deteriorated by the prese nce of conflict situations and dissatisfaction with relationships in the collective body. Three groups of patients differing in the health status and physical fitness were identified depending on the level of emotional stability. The latter determined the individual strategy of adaptation of the female circulatory system, the rate of reserves expenditure, and the level of stress.

© И. П. МЕЛЬНИКОВА, 2007 УДК 613.68

И. П. Мельникова

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ

Морской государственный университет им. адм. Г. И Невельского, Владивосток

Общегигиеническая интерпретация понятия "обитаемость" подразумевает такое единство организма и среды, при котором внешние условия существования обеспечивают поддержание на оптимальном уровне показателей физического, психического и социального здоровья человека, включая его работоспособность. Среда обитания на судах влияет на уровень и характер изменений, происходящих в организме моряков [1, 7, 8, 13]. Факторы, формирующие судовую среду обитания, можно разделить на две группы: постоянно действующие — планировка, микроклимат помещений, шум, вибрация и действующие периодически — электромагнитные поля, зредные вещества в воздухе. Они зачастую взаимосвязаны и могут усиливать неблагоприятное действие друг друга, что приводит к развитию дезадаптации, характеризующейся различными болезненными проявлениями. Выраженное неблагоприятное влияние на организм человека в условиях службы на судах оказывает муссон-ный климат Дальнего Востока.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что по мере увеличения длительности плавания наступает напряжение физиологических функций, отмечается накопление остаточного, не компенсируемого за период межвахтенного отдыха утомления и последовательное снижение работоспособности [3, 8]. Как правило, 70—90% членов экипажей обращаются в рейсе за медицинской помощью. При этом уровень заболеваемости возрастает с длительностью рейса: на 30—40% к концу 2-го месяца, на 80—100% — к концу 3-го месяца [2, 4]. Изменения, возникающие в состоянии здоровья моряков (как функциональные, так и органические) обусловлены конкретными условиями труда и отдыха. Специфической особенностью труда моряков является круглосуточное, часто многомесячное непрерывное воздействие шума на организм. Длительное действие шума ведет к нарушению ряда функций организма и снижению работоспособности. Высокая степень воздействия шума на ЦНС проявляется в жалобах на быструю утом-

ляемость, шум в ушах, головные боли, беспокойный сон, раздражительность, головокружение, ослабленные память и внимание. Отмечаются замедление психических и двигательных реакций, нарушение точности движений. Результаты исследований показателей тональной пороговой аудиомет-рии, а также речевой аудиометрии свидетельствуют о том, что у членов машинной команды признаки кохлеарного неврита обнаруживаются в 2,9 раза чаще, чем у представителей палубной команды [1,2].

При выполнении функциональных обязанностей на наружных рабочих местах и в перегреваемых помещениях судов моряки могут подвергаться воздействию тепловой нагрузки. Чем сильнее тепловое воздействие и тяжесть физической работы, тем больше тепловая нагрузка, которая при плавании в низких широтах может достигать 500—600 ккал/ч. Как указывают Н. И. Матуров, Б. Н. Ушаков (1994), при плавании в тропиках судовые специалисты предъявляют жалобы на общую слабость, жажду, потлизость, головные боли, объективно при этом отмечаются повышение температуры тела, резкое усиление интенсивности потоотделения. При длительном плавании в низких широтах, когда температура воздуха в помещении достигает 29— 34°С, а относительная влажность — 70—90%, наблюдаются ряд функциональных сдвигов со стороны аппарата терморегуляции, изменения деятельности ЦНС, анализаторов. При температуре воздуха 32°С и выше организм в покое и при физических нагрузках может испытывать ряд биохимических сдвигов, указывающих на кислородное голодание сердечной мышцы. При плавании в высоких широтах нередки резкие суточные колебания температуры воздуха даже в жилых помещениях, достигающих иногда 10°С и более. Отрицательная тепловая радиация ведет к глубокому охлаждению организма моряков. При оценке влияния температуры воздуха на организм нельзя не учитывать и его влажность. При относительной влажности ниже 30% отмечаются сухость, раздражение слизистых оболочек носоглотки и верхних дыхательных пу-

тей. Влажность воздуха более 70% в сочетании с высокой температурой способствует перегреву [12].

Изменение химического состава воздуха в вентиляционных помещениях судов редко достигает таких величин, которые угрожали бы здоровью моряков. Наиболее распространенным явлением считаются низкое содержание кислорода в плохо вентилируемом помещении и накопление углекислого газа во вдыхаемом воздухе. Если содержание кислорода становится меньше 18%, появляются головные боли, головокружение, повышенная утомляемость, слабость (S. Sholte, 1984). Изменение концентрации углекислого газа в организме компенсируется увеличением частоты и глубины дыхания, усилением работы сердца. Адаптация к углекислому газу требует определенного напряжения функций организма, и, в конце концов, приводит к снижению работоспособности моряков.

Достаточно редкие случаи отравления и возникновения профессиональных заболеваний, вызванные изменениями химического состава воздуха, однако, не исключают возможности присутствия в воздушной среде химических веществ, выделяющихся от механизмов, оборудования, образующихся в процессе их эксплуатации. Из газовых загрязнений, которые могут присутствовать в судовых помещениях, наиболее часто встречаются углеводороды нефти, серный и сернистый ангидрид, окись углерода, окислы азота, которые в концентрациях выше ПДК могут оказывать выраженное действие на организм человека. В результате может наблюдаться развитие астенического или неврастенического синдрома, артериальной гипотонии и в ряде случаев — повышение функции щитовидной железы, поражение слизистой оболочки носоглотки по атрофическому типу. Бытовая пыль может явиться этиологическим фактором развития бронхитов.

Условия обитания на судах оказывают существенное влияние на дыхательную систему. В структуре заболеваемости плавсостава в рейсе первые и вторые места на всех судах флота занимают микротравмы и болезни органов дыхания (острые респираторные заболевания, грипп, ангина и др.). Установлено, что наибольшей степенью изменений характеризуются показатели функции внешнего дыхания у экипажей балкеров, что зависит от специфического пылевого компонента, а также на судах, длительное время работающих в зоне тропиков.

Третье место в структуре заболеваемости моряков в основном занимают болезни кожи и подкожной клетчатки. Значительный удельный вес имеют болезни органов пищеварения и кровообращения [5, 9—12]. Статистические данные показывают, что ишемическая болезнь сердца является одной из основных причин списания моряков и речников по состоянию здоровья с работы на судах. К высокому риску заболеваний сердечно-сосудистой системы приводят неблагоприятные факторы среды обитания в условиях плавания: высокая напряженность вахт в условиях ночного судовождения, значительное ограничение двигательного режима в период навигации, шум и вибрация в машинных отделениях, значительное превышение уровня некоторых летучих веществ при санитарно-химическом исследовании воздушной среды.

Методом интегральной реографии тела (ИРГТ) было проведено комплексное обследование цен-

тральной гемодинамики, напряженности функционирования аппарата внешнего дыхания у 590 здоровых мужчин в возрасте от 18 до 40 лет, работающих на судах морского флота от 2 мес до 20 лет. Было установлено, что с увеличением срока службы у обследуемых увеличивается масса тела (/-= 0,3453; р < 0,001). У прослуживших 0,5 года средняя масса тела равна 68,4 ± 0,56 кг, а у прослуживших более 10 лет этот показатель составил

79.4 ± 2,52 кг (Tst = 6,668; р < 0,001). При регрессионном анализе было установлено, что масса тела изменяется по линейной модели и увеличивается в среднем за один год службы на 800 г. С 18 до 40 лет общая прибавка составляет около 17 кг (25%). Соответственно увеличиваются и такие расчетные индексы, как массоростовой индекс (МРИ) (МРИ = Масса тела (г)/рост (см): 393,344 ± 2,39 и 455,464 ± 12,47; Tst = 60,5; р < 0,001), весоростовой индекс (ВРИ) (ВРИ = Масса тела (кг)/рост (см) - 100): 0,931 ± 0,005 и 1,074 ± 0,025; Tst = 66,5; р < 0,001), индекс отношения массы тела к площади тела (масса тела (кг)/площадь тела (м3): 39,156 ± 0,129 и 42,004 ± 2,604; Tst = 7,18; р < 0,001), жизненный индекс (ЖИ)/(ЖИ = ЖЕЛ (см3)/масса тела (кг): 59,7 ± 11,21 и 51,3 ± 11,31; Tst = 2,91; р < 0,001). Увеличиваются сила кисти — с 54,3 ± 0,82 до

59.5 ± 1,8кг(/> > 0,01), становая сила —с 146 ± 3,1 до 170 ± 5,0 кг. С каждым годом увеличения срока службы уменьшаются ударный объем крови (УОК) в среднем на 1,43 мл (111,044 ± 1,861 и 91,625 ± 3,979; Tst = 11,2; р < 0,001, УОК = 0,6 ± 1,434), ударный индекс (УИ) — на 1 ил/и2 (64,5894 ± 1,112 и 50,416 ± 2,654; Tst = 4,5; р < 0,001; УИ = 61,19 ± 1,03), увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем на 0,784—0,14 (в 1 мин) (60,9884 ± 0,693 и 70,541 ±1,971; Tst = 4,77; р < 0,001; ЧСС - 61,53 ± 0,782), сердечный индекс (СИ) уменьшается на 23,4 ил/и2 (3,9054 ± 0,070 и 3,5134 ± 0,174; Tst = 1,97; р < 0,05; СИ = 3,73 ± 0,0234), индекс кровоснабжения (ИК): ИК = МОК (мл/мин)/масса тела (кг) уменьшается (98,7914 ± 1,844 и 83,458 ± 4,388; Tst = 2,94; р < 0,001). Отношение фактического минутного объема к его должным значениям (МОК/ДМОК) к трем годам приходит к нормативному значению (с 1,17 до 1,05; Tst = 2,64; р < 0,001) и в дальнейшем происходит его постепенное увеличение (1,15), т. е. можно сказать, что к трем годам службы гемодинамика соответствует возрастным нормам для данного контингента обследуемых, а далее наблюдается тенденция к увеличению МОК по сравнению с ДМОК. Также происходит уменьшение (на 0,1 в год) коэффициента интегральной тоничности сосудистого тонуса (КИТ) с увеличением срока службы (КИТ = 78,26 ± 0,101). Вариабельность ритма у молодых более выражена и снижается с возрастом. Показатель стабилизации тонуса уменьшается с увеличением срока службы (1,059 ± 0,0026 и 1,039 ± 0,048; Tst =

Показатели гемодинамически штурманского состава

Место нахождения Тропики Австралия

Период наблюдения 1-й день после вахты 2-й день после вахты 3-й день после вахты

Время обследования АД, мм рт. ст. ЧСС, в 1 мин 8 ч 30 мин 123/77 66 8 ч 30 мин 114/70 74 8 Ч 30 МИН 123/75 84

2,74; р < 0,001). Систолическое артериальное давление (САД) имеет тенденцию к увеличению (117,0814 ± 0,508 и 121,250 ± 1,451; Тэ1 = 2.84; р < 0,001; САД = 117 ± 0,395). Диастолическое артериальное давление (ДАД) ежегодно увеличивается в среднем на 0,68 мм рт. ст. (69,711 ± 0,047 и 78,958 ± 1,203; Та = 6,81; р < 0,001; ДАД = 70,09 ±

0.675) (см. таблицу).

После отдыха в группе штурманов при исследовании в 20 ч артериальное давление (АД) в среднем составляло 109/74 мм рт. ст., пульс — 76 уд. в 1 мин. Вероятно, ночная вахта способствует напряжению адаптационных механизмов, что проявляется относительной нормотонией, после отдыха вновь появляется типичная для тропиков гипотония [3, 5, 6].

Выявлены возрастные особенности заболеваний. В возрасте 44—45 лет наиболее часто встречаются болезни органов кровообращения, нервной системы, кожи и соединительной ткани, а у лиц до 40 лет — острые респираторные заболевания.

Таким образом, проблема адаптации человека к условиям мирового океана имеет огромное ме-дико-биологическое и социальное значение. Оценка состояния здоровья моряков позволила сделать вывод, что изменения в состоянии их здоровья могут иметь разнообразную этиологию, степень выраженности, но всегда напрямую обусловлены состоянием факторов, формирующих среду обитания. Следовательно, для оптимизации, сохранения и укрепления здоровья судовых специалистов необходимы продолжение комплексных гигиенических исследований факторов корабельной среды и разработка на этой основе системы безопасности жизнедеятельности моряков.

Литература

1. Войтенко А. М. // Материалы пленума проблемной комиссии, посвящ. реабилитации и рекреации плавсостава. — Владивосток, 1991. — С. 15—16.

2. Евстафьев В. Н. // Материалы пленума проблемной комиссии посвящ. реабилитации и рекреации плавсостава. — Владивосток, 1991. — С. 27—29.

3. Елхов В. А., Обыденников Г. Т., Петрова Л. Я. // Материалы пленума проблемной комиссии, посвящ. реабилитации и рекреации плавсостава. — Владивосток, 1991. - С. 29-30.

4. Жолус Б. И., Курпатов В. И., Майдан В. А. // Материалы пленума проблемной комиссии, посвящ. реабилитации и рекреации плавсостава. — Владивосток, 1991. - С. 30-32.

5. Заяц Г. А. // Материалы пленума проблемной комиссии посвящ. реабилитации и рекреации плавсостава. — Владивосток, 1991. — С. 32—41.

6. Заяц Г. А. Кардиореспираторная система моряков при адаптации в Южном Приморье: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Владивосток, 1994.

7. Здоровье населения Приморского края / Под ред. Е. М. Иванова. — Владивосток, 1997.

8. Канен В. В., Слуцкер Д. С., Шафран Л. М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды. — Рига, 1980.

9. Коновалов Ю. В. // Медико-социальные аспекты, проблемы "Человек—океан". — Владивосток, 1988. - С. 733-734.

10. Коновалов 10. В., Молчанов А. Я. // Материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию меди-ко-профилактического факультета ВГМУ. — Владивосток, 1992. - С. 148-149.

11. Коновалов Ю. В. Условия труда и состояние здоровья моряков (на примере судов ОАО "Дальневосточное морское пароходство"): Автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Владивосток, 2000.

12. Коновалова Т. А., Талалаев А. А., Тибекин А. Т. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2001. — № 2. — С. 16-19.

13. Соколов М. О. Разработка и внедрение автоматизированной системы "Аттестация рабочих мест по показателям вредных и опасных факторов". Отчет НИР ЦНИИМФ (на судах Морфлота). — М., 1996.

Поступила 24.11.05

Summary. The assessment of sailors' health has led to the

conclusion that their health changes may have a diversity of

etiology, magnitude, but they are always directly due to the

state of the factors forming the environment.

© И. Н. КИМ, Е. В. МЕГЕДА, 2007 УДК 613.69:537.86]:681.31

И. Н. Ким, Е. В. Мегеда

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток

Наблюдаемый в последние десятилетия неконтролируемый рост компьютеризации связан со стремительным развитием науки и техники и внедрением новейших разработок во все сферы деятельности. Однако повсеместное использование компьютерной техники выдвигает ряд новых проблем, касающихся гигиенических, эргономических и психологических аспектов разработки, организации и эксплуатации рабочих мест пользователей персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) [2, 8, 11, 13, 14, 16).

В настоящее время во всем мире наблюдается постоянное увеличение числа пользователей компьютерами. В США число компьютеров к 1990 г. составляло около 70 млн, а в 2000 г. достигло 100 млн. По некоторым данным, ежегодное увели-

чение количества пользователей в РФ составляет около 400—500 тыс. [16]. Это означает, что в ряды пользователей ПЭВМ вовлекается огромное количество людей, не имеющих специального образования и опыта работы, с различным состоянием здоровья и степенью нейропсихологической устойчивости [13].

В последние десятилетия превышение техногенного электромагнитного фона над природным способствовало появлению таких понятий, как "электромагнитный смог", или "электромагнитное загрязнение окружающей среды" [6, 7, 11, 15, 16, 18]. Очевидным является тот факт, что неконтролируемое распространение ПЭВМ, работа которых сопровождается электромагнитными излучениями в очень широком диапазоне частот, привносит весьма значимый вклад в формирование электромаг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.