Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФОТБОР / СУДОВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мацевич Л.М.

Организация, условия, характер и режимы труда на судах разных типов вызывают выраженное напряжение психофизиологических ресурсов организма моряков. Поэтому на флоте необходимо осуществлять психофизиологический профессиональный отбор моряков при поступлении на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мацевич Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGIC OCCUPATIONAL SELECTION OF SHIP SPECIALISTS

Organization, conditions, character and modes of work on various ships cause intensive psychophysiologie strain. Thus psychophysiologie occupational selection is required among fleet employees.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 612.821:629.12.011.5

A.M. Мацевич

ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА

СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург

Организация, условия, характер и режимы труда на судах разных типов вызывают выраженное напряжение психофизиологических ресурсов организма моряков. Поэтому на флоте необходимо осуществлять психофизиологический профессиональный отбор моряков при поступлении на работу.

Ключевые слова: психофизиологический профотбор, судовыж специалистыi, среда обитания, стрессовые ситуации.

L.M. Matsevitch. Psychophysiologic occupational selection of ship specialists. Organization, conditions, character and modes of work on various ships cause intensive psychophysiologic strain. Thus psychophysiologic occupational selection is required among fleet employees.

Keywords: psychophysiologic occupational selection, ship specialists, habitat, stress situations.

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

J

Особенности организации, условий, характера и режима труда на судах определяют высокие требования к психофизиологическим возможностям членов судового экипажа.

Современные суда — это сложные технические сооружения с круглосуточным производственным циклом и особыми формами сменного труда. По существу, судно является не только производственным объектом, но и местом проживания плавающего состава. Судовой экипаж вынужден находиться на судне круглосуточно в течение всего рабочего цикла, что определяет особую организацию и режим труда.

Пребывание на судне связано с непреходящим личным риском и выраженным постоянно сохраняющимся стрессом, обусловленным как производственным процессом, так и самим фактом пребывания на судне, вдали от берега и семьи, в малом замкнутом коллективе при значительном ограничении социальных контактов и жизненного пространства.

Многолетние комплексные гигиенические и психофизиологические исследования на различных по назначению судах в условиях их эксплуатации показали, что на членов экипажа одновременно действует комплекс различных по своей природе, интенсивности и биологическому действию факторов. Параметры и значимость этих факторов могут варьировать в весьма широких пределах. Среда обитания на судах представляет собой сложный динамичный комплекс физических, химических и социально-психологических факторов, действующих круглосуточно в течение всего времени пребывания работающих на судне как во время работы, так и в период отдыха. Рассматривать эти факторы необ-

ходимо как особый, присущий флоту, комплекс критериев риска, способствующих развитию неблагоприятных функциональных состояний.

По нашим данным, условия обитания на судах в значительном числе случаев не соответствуют санитарным требованиям [2, 6]. Для многих помещений характерны повышенные уровни шума и вибрации, неблагоприятный (нагревающий или охлаждающий) микроклимат, недостаточное естественное, а нередко и искусственное освещение, недостаток естественного ультрафиолетового излучения и наличие электромагнитных полей.

Следует отметить, что помимо техногенной составляющей среды обитания на моряков оказывают влияние также природные факторы и факторы, обусловленные эксплуатацией судов. К ним, прежде всего, относится макроклимат района плавания, солнечная радиация, ультрафиолетовое излучение, магнитное поле Земли, ионный состав воздуха, частая смена широт и часовых поясов, штормы, сильные ветры, судовая качка, осадки, туманы, полярные день и ночь и т. д. Несмотря на то что они не нормируются, их необходимо учитывать при проектировании и эксплуатации судов, так как они оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Большое значение приобретает вопрос биологического действия не только каждого из перечисленных техногенных и природных факторов, но и различных их сочетаний, определяющих судовую среду. Следует подчеркнуть особую роль интенсивного шума и низкой освещенности как профессионально важных для судовых специалистов гигиенических факторов, оказывающих заметное влияние на

правильность восприятия поступающей извне световой и звуковой производственной информации. Наличие постоянного шумовибрационного фона, даже на уровне санитарной нормы, снижает функциональные возможности слухового анализатора и поэтому может рассматриваться как особенно неблагоприятное производственное воздействие (как фактор профессионального риска). Выявлено также неблагоприятное влияние электромагнитных полей на профессионально значимые функции специалистов (зрение, высшие психические функции и т.д.), обеспечивающих ходовой режим судна.

Следовательно, создание безвредной среды обитания необходимо как для сохранения здоровья и профессионального долголетия работникам водного транспорта, так и для снижения риска аварийных ситуаций.

Оснащение морских объектов современной техникой, радиоэлектронной аппаратурой и электронно-вычислительными комплексами привело к изменению характера деятельности большинства специалистов, возложив на них дополнительную нагрузку.

Судовая среда представляет собой фон, на котором протекает производственная деятельность плавающего состава.

Три вахтенные смены специалистов обеспечивают ходовой режим на мостике (судоводители и матросы) и в энергетическом отделении (механики и мотористы). Однако в соответствии с Уставами службы вахтенные командиры, помимо профессиональной деятельности, должны еще выполнять и значительный объем административных, общесудовых и других работ, включая авралы и швартовки, в свободное от вахты время. В результате рабочий день у командного состава разного уровня на различных объектах может продолжаться до 12—16 ч, у обслуживающего персонала — до 10—13 ч, у остальных профессиональных групп — 9—10 ч ежедневно.

Следствием столь значительных по продолжительности ежедневных переработок и сменного характера труда (круглосуточные вахты) является «ломаный» график работы, в силу которого члены экипажа в течение суток вынуждены многократно возвращаться к трудовой деятельности (капитаны — 5—9 раз, штурманы и механики — 4—5, рядовые вахтенные — 2—4 и обслуживающий персонал — 3—8 раз).

Подобный режим труда обусловливает прерывистость, а следовательно, и неполноценность отдыха и сна, способствуя переутомлению, снижению внимания на вахте и ослаблению профессиональной бдительности. Разовая продолжительность ночного сна у значительной части плавсостава не превышает 4—5 ч. В условиях ежедневных переработок порядка 1—6 ч и более при отсутствии выходных дней (нарушение привычного берегового недельного режима труда и отдыха) этого явно недостаточно для полноценного отдыха.

Как известно, работоспособность человека имеет определенный предел, за которым она начинает сни-

жаться в связи с развивающимся утомлением. В результате это приводит к развитию хронического утомления с характерными для него невротическими реакциями (головные боли, бессонница, повышенная возбудимость и пр.), сопровождающимися не только различными по степени выраженности функциональными сдвигами, но и стойкими изменениями в отдельных органах и системах (ЦНС, сердечно-сосудистая система и др.), следствием чего является рост заболеваемости в рейсах.

С увеличением времени вахты наблюдается ухудшение функционального состояния работающих, указывающее на наличие выраженного утомления, признаки которого сохраняются в течение всего межвахтенного периода. Снижаются функциональные возможности центрального и периферического звена зрительного анализатора и слуховая чувствительность, играющих ведущую роль в деятельности всех вахтенных. Особого внимания заслуживает низкий исходный уровень показателей перед вахтами, отражающий недостаточность и неполноценность межвахтенного отдыха в рейсе.

Изучение характера труда плавсостава показало, что работа на судах сопряжена с нервно-эмоциональным напряжением, степень которого определяется занимаемой должностью, типом судна, длительностью и направлением рейса, а также условиями плавания.

Динамическая связь элементов «человек—среда—судно» представляет собой сложную вероятностную систему с многопорядковой структурой управления, в которой вахтенные разных рангов (от капитана до моториста) выполняют роль операторов всех видов, получая, перерабатывая и отправляя информацию. Поскольку надежность функционирования такой системы зависит от надежности всех входящих в нее звеньев, то обеспечение безаварийного плавания (одна из основных производственных задач экипажа) обусловлено, с одной стороны, техническим совершенствованием судов, а с другой — успешностью деятельности человека-оператора. Последняя в значительной мере определяется условиями и режимом труда, степенью эффективности взаимодействия оператора с техническими устройствами в системе управления, а также мерой соответствия психофизиологических возможностей работающих требованиям, предъявляемым профессией.

Особенности деятельности экипажа и функциональные задачи обслуживания современного судового оборудования предъявляют в настоящее время жесткие требования не только к профессиональной подготовке специалистов, но и к их психофизиологическому состоянию.

Профессиональные и психофизиологические качества моряков существенно влияют на безопасность на море. По статистическим данным, почти 80 % аварийных случаев на море происходит по вине человека. Так, анализ причин морских аварий, выполненных страховым агентством P&I Club, выявил, что ошибки человека являются причиной

половины исков по загрязнению окружающей среды, 65 % случаев связаны с ущербом для собственности и до 90 % исков обусловлены столкновением судов. Сходные результаты относительно качества управления судами и предотвращения потерь получены при анализе аварий и другими страховыми компаниями [3—5].

По признаку эмоционального напряжения (личный риск, опасность, ответственность за безопасность других лиц) труд всех членов экипажа можно оценить как напряженный. Однако степень напряженности труда разных специалистов не одинакова и в основном определяется типом судна и занимаемой должностью, обусловливающей уровень ответственности за выполняемую работу.

Для различных профессий плавсостава, согласно полученным профессиографическим данным, характерны неодинаковая степень вовлечения в трудовой процесс тех или иных функций, отражающих напряженность работы. В частности, труд всех членов экипажа связан с нервно-эмоциональным напряжением, нерегулярной сменностью и монотонностью. Однако у вахтенных к этому присоединяется интеллектуальная напряженность, повышенная активность ряда высших психических функций, которые определяют степень сложности выполняемых операций и продолжительность активных действий в условиях относительной гиподинамии. Выраженность этих признаков различна у матросов и мотористов, штурманов и механиков, капитанов и радистов и т. д., но учет их необходим при оценке трудовой деятельности судовых специалистов. Анализ степени тяжести и напряженности трудовой деятельности основных профессиональных групп плавсостава морского флота (капитан, лоцман, механик, штурман, рулевой) по действующему Руководству [1] показал, что тяжесть труда у них может быть отнесена к 1 и 2 классам (оптимальный и допустимый), тогда как степень напряженности варьирует от 3.1 до 3.3, указывая на высокую напряженность трудовой деятельности.

Труд капитана морского судна по всему комплексу гигиенических критериев соответствует наивысшей степени вредности — 3.4.

По нашим наблюдениям работа плавсостава требует особых психофизиологических качеств от кандидатов, поступающих в отраслевые учебные заведения для подготовки судовых специалистов и для службы на судах морского и речного флота. Психофизиологические показатели судовых специалистов должны обеспечивать высокий уровень надежности их функционирования в сложной системе «человек—среда—судно».

Изучение деятельности моряков в сложных условиях плавания показало, что при прохождении узкостей, районов интенсивного судоходства, ледовой проводке, в штормовой обстановке и при туманах, установке буев, выполнении швартовных операций и т. п. происходит перераспределение обязанностей и усиление вахты. К работе экстренно

привлекаются все штурманы и механики, старшие матросы и боцманы и др. Меняется режим работы двигателей, отключаются авторулевые и переходят на ручное управление судном (на руле — старший матрос) и пр. Следовательно, особенности выполняемой задачи, район плавания, метеорологическая и навигационная обстановка практически определяют характер деятельности судового экипажа, требуя четких и быстрых действий при выраженном дефиците времени и все возрастающей ответственности.

В таких стрессовых ситуациях, которые присущи каждому рейсу, судовые специалисты всех уровней должны принимать срочные и ответственные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки. Это влечет за собой не только иную занятость, но и проявление новых, специфических для каждого конкретного случая функций. Хрономет-ражные наблюдения во время стрессовых ситуаций показали, что напряженность трудовой деятельности в этот период возрастает в несколько раз по сравнению с данными, характеризующими обычное океанское плавание. Резко увеличивается число переключений внимания (регистрируется фиксация взора — до 80—120 в/мин, а на ледоколах — до 200—300) и поток самой разнообразной информации (световая, звуковая, сигнальная, речевая и др.), поступающий извне и требующий срочной переработки, меняется ее смысловое содержание и степень ответственности за принятое решение. В работе превалирует непосредственное визуальное направленное наблюдение (один из основных признаков напряженной трудовой деятельности), сочетающееся с максимальной сосредоточенностью внимания. Появляются новые задачи, решение которых требует пребывания судовых специалистов на баке и корме, в рубке, на навигационном мостике и у трапа (прием лоцмана на борт идущего судна), обеспечения постоянной связи с буксирами, берегом и т. д.

Всеми операциями в таких случаях непосредственно руководит капитан, тогда как остальные члены экипажа входят в эту систему в качестве звеньев на разных уровнях управления, неся полную ответственность за порученный каждому участок работы. Установлено, что удельный вес оперативной деятельности при этом возрастает с 6—8 % (обычные навигационные условия) до 35—45 % (стрессовые ситуации) времени вахты. В сложных навигационных условиях капитан отдает до 50— 100 распоряжений в час. Каждое из них — результат напряженной умственной деятельности, так как направлено на обеспечение безопасности судна и экипажа. В таких условиях резко возрастает степень эмоциональной напряженности, о чем свидетельствует частота пульса (до 140—180 уд./мин у капитанов, до 100—120 уд./мин у штурманов и пр.), электрическое сопротивление кожи ладоней (снижается у капитана, штурманов и других судовых специалистов с 2000 кОм и более до 10—100 кОм), содержание сахара в крови (достоверно по-

вышается) и выраженная эозинопения (0—0,5 %). Следовательно, это можно рассматривать как причину, способствующую возникновению психологического и физиологического стресса у судоводителей.

В сложных навигационных ситуациях, которые, по сути, в ряде случаев являются скорее дистрессом, чем стрессом, требования к деятельности членов экипажа, как уже отмечалось, резко возрастают. Особенно напряжен труд на ледоколах и лоц-мейстерских судах, где вероятность возникновения стресс-ситуационных моментов значительно выше, чем на транспортном флоте. Плавание во льдах и частые остановки лоцмейстерского судна для спуска буя и выполнения других работ вблизи опасных для плавания мест представляют собой практически непрерывную, сложную для судовождения обстановку. Все это позволяет рассматривать труд судовых специалистов в целом как очень напряженный, значительно выходящий за рамки принятых для других отраслей экономики классификаций. Особенно выражено это у капитанов и судоводительского состава.

Как показали наши наблюдения [2], не все судоводители, даже имея высокий уровень профессиональной пригодности, могут работать капитанами, так как это требует особых качеств, обусловленных психофизиологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Поэтому проблема психофизиологического профессионального отбора на флоте стоит очень остро. Профессиональное соответствие судовых специалистов должно включать качественную профессиональную подготовку, высокую работоспособность и выносливость, соответствие психофизиологических характеристик индивидуума предъявляемым профессиональным требованиям.

Профессиональная деятельность судовых специалистов, обеспечивая качественное и своевременное выполнение стоящих перед ними производственных целей, направлена при этом на решение основной задачи — сохранение судна, экипажа и перевозимых грузов, то есть на предупреждение возможных аварийных ситуаций.

Поскольку профессиональная надежность членов судового экипажа определяется, прежде всего, их психофизиологическими характеристиками, то проблема психофизиологического профотбора приобретает особую остроту в современных условиях эксплуатации скоростных судов, оборудованных различными системами автоматизации процессов управления.

Уровень напряжения психофизиологических систем организма у членов судового экипажа, степень проявления у них психологического и физиологического стресса в экстремальных условиях, а также характер социальной адаптации определяются индивидуальными особенностями работающих. Степень «физиологической стоимости» их работы, по нашим данным, настолько высока, что обусловливает необходимость проведения психофизиологического от-

бора на флоте. В качестве основных качественных критериев профессиональной пригодности выделены характерологические и психомоторные свойства, особенности психического склада и базисной структуры личности, включая внимание, логическое мышление, характеристику временных процессов в ЦНС, а также показатели реакции организма на психическое напряжение и параметры двигательной сферы.

Систему психофизиологического профотбора необходимо распространить на все профессиональные группы плавсостава. Он должен стать обязательным элементом оценки профессиональной пригодности судовых специалистов в целях повышения успешности их работы и снижения аварийности на флоте.

Психофизиологический отбор должен предшествовать медицинскому освидетельствованию плавсостава при приеме на учебу или на работу в профессии плавсостава. Особое значение он приобретает при повышении в должности судовых специалистов. В этих случаях у них расширяется не только круг производственных обязанностей, но и возрастает объем оперативной деятельности, то есть руководство людьми, входящими в связанные друг с другом профессионально-производственные группы, ранжированные действующими на флоте Уставами службы (морские, речные).

Нами разработаны методологические подходы для определения уровня профессиональной пригодности судовых специалистов с учетом специфики условий, режима и характера их труда.

Как отмечалось выше, трудовая деятельность плавсостава предъявляет повышенные требования к психофизиологическим особенностям кандидатов. При этом большое значение приобретают интеллектуальные возможности и психофизиологические характеристики человека, которые должны учитываться при разных формах профессионального отбора.

Установлена прямая зависимость между обращаемостью экипажа в рейсе за медицинской помощью и сроком плавания. К концу 2-го месяца она возрастает за счет появления различного рода невротических реакций и снижения общей резистентности организма работающих. К концу 4-го месяца обращаемость возрастает в 2 раза и более по сравнению с первыми двумя месяцами. При этом регистрируются невротические состояния, указывающие на развитие неврозов.

Изучение заболеваемости плавсостава в рейсе и на берегу выявило определяющее влияние профессионально-производственных факторов на здоровье работающих. Уровень и структура заболеваемости в основном определяются профессией и трудовым стажем на флоте. Показатели заболеваемости выше у комсостава (высокое нервное напряжение) и работников энергетических отделений (неблагоприятные условия труда). Наиболее распространена на флоте патология, в возникновении которой определяющая роль принадлежит неврогенному фактору

(гипертоническая болезнь и ИБС, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неврозы и др.). Отсюда совершенно очевидна необходимость введения для плавсостава направленного психофизиологического профессионального отбора, учитывающего специфику труда судовых специалистов как основного профилактического мероприятия, направленного на сохранение их здоровья и снижение аварийности на флоте.

В ы в о д ы. 1. Пребывание на судах связано с личным риском и выраженным постоянно сохраняющимся стрессом, обусловленным особенностями труда плавсостава, а также самим фактом пребывания на судах. 2. Профессиональная деятельность судовых специалистов предъявляет жесткие требования не только к их профессиональной подготовке, но и к психофизиологическому состоянию. 3. Профессиональная надежность членов судовых экипажей, прежде всего, определяется их психофизиологическими характеристиками. Поэтому в настоящее время особую остроту приобретает проблема психофизиологического отбора судовых специалистов при их поступлении на работу в профессии плавсостава.

СПИСОК АИТЕРАТУРЫ

1. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство

Р2.2.755—99. — М.: МЗ РФ, 1999.

2. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков. — М.: Транспорт, 1986.

3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОААС — 74). — С.-Пб: ЗАО ЦНИИМФ, 1996.

4. Международная морская организация. Достижения, проблемы, будущее (Сер. «Судовладельцам и капитанам», вып. 1.). — С.-Пб: ЗАО ЦНИИМФ, 1996.

5. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загряз нения (Международный кодекс по управлению безопасностью [МКУБ]) ИМО, Резолюция А.741 (18), принята 04.11.93.

6. Matsevch L., Vishnevsky A., Razletova A. // In: The Frourth International Symposium on Marine Health. Abstracts. — Oslo, 1997. — P. 46.

Поступила 06.10.05

УДК 621.821:65.012.45

И.М. Жданько, A.O. Чулаевский

СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный научно-исследовательский испытательныш институт военной медициныг МО РФ,

Москва

Установлена возможность существенного совершенствования психологического отбора за счет более полной оценки интеллектуальных способностей кандидатов и повышение прогностической точности экспертного решения о профпригодности с 59 до 89 %. Показано, что применение методики оценки эффективности переработки информации является более точным прогностическим методом, чем традиционная методика анализа получаемых психодиагностических результатов.

Ключевые слова: способности к переработке информации, профессионально важные качества, надежность деятельности, профессиональный психологический отбор, адаптация, интеллект, информационный стресс.

I.M. Zhdanko, A.O. Chulaevsky. Ability to process information as a factor of professional success. The

authors revealed that psychologic selection could be considerably improved through more thorough evaluation of intellectual capacity of candidates and increase in predictive preciseness of occupational fitness expert opinion from 59 to 89 %. Applying evaluation of information processing efficiency was proved to be more precise predictive method than a traditional method analysing obtained psychodiagnostic results.

Keywords: ability to process information, occupationally important traits, reliability of activities, occupational psychologic selection, adaptation, intellect, information stress.

Надежность решений и действий человека в экстремальных ситуациях зависит от многих обстоятельств: сложившейся ситуации, внешней среды, знаний и навыков индивида, его опыта, состояния здоровья и др. Среди них существенное значение имеют индивидуально-психологические особенности

— то своеобразие психических черт и реакций, которые делают каждого человека неповторимой личностью. Учет этих особенностей в целях обеспечения необходимой работоспособности в сложной обстановке является одной из задач профессионального психологического отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.