© М.П. Цветкова, И.П. Королева, 2010
ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ФЛОТА
М.П. Цветкова, И.П. Королева
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова
E-mail: FVSO@mail.ru
По данным анкетирования выявлены факторы, негативно влияющие на состояние здоровья моряков.
Ключевые слова: здоровье моряков, медицина на судне.
Морская медицина, создание которой в России связано с именем Петра I, развивалась как военно-морская медицина. С конца XIX столетия на российских торговых судах начали появляться медицинские работники. В дальнейшем морская медицина развивалась в основном как раздел профилактической медицины, изучающий физиологию и гигиену труда мореплавателей, физиологию и патологию механизмов адаптации человека к условиям плавания. Морская медицина сыграла огромную роль в улучшении труда и быта моряков.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья моряков, медицинские работники выделяют прежде всего укачивание, воздействие электромагнитных и электростатических полей, вибрацию, шум механизмов. Не проходят бесследно малоподвижность, монотонность образа жизни, социальная изоляция, информационный голод и психоэмоциональное напряжение, а также единство зон труда и отдыха, резкая смена широтных и часовых поясов, нарушение естественных биоритмов, постоянная психологическая готовность к экстремальной ситуации и т.д. Все эти факторы действуют не изолированно, а в различных комбинациях, усугубляя друг друга. При этом, если в первые годы работы на флоте адаптационные возможности организма уравновешивают вредное воздействие, то в дальнейшем происходит их истощение [1, 2, 4].
Уровень сердечно-сосудистой, бронхолегочной, желудочно-кишечной патологии у моряков в 1,7 раза выше, чем в популяции. Более 82% смертей у лиц данного контингента приходится на трудоспособный возраст и лишь 18% - на пенсионный. Но причины многих проблем - не только в продолжительном воздействии на организм вредных факторов, а и в организационных недочетах, политической нестабильности последних лет (3, 4].
Целью исследования было выявить наиболее значимые факторы, влияющие на здоровье плавсостава.
Задачами исследования явились:
• изучение влияния профессии и образа жизни на здоровье плавсостава;
• анализ причин временной нетрудоспособности моряков;
• внесение по результатам исследования предложений по усовершенствованию мер профилактики у плавсостава профессиональных заболеваний.
Проведено анонимное анкетирование 100 респондентов, большинство которых - моряки старше 40 лет, подавляющее большинство проанкетированных - мужчины.
По данным опроса, у более 50% моряков - среднее специальное образование, у 18,2% - высшее, у 26,1% -среднее и у 5,7% - неоконченное среднее. Женаты 44%, разведены 37%, остальные никогда не состояли в браке. Более 50% не имеют детей, преобладают семьи, воспитывающие 1 ребенка.
По профессиональным обязанностям моряки распределились следующим образом:
• около 1/5 - руководящее звено (старшие механики, судоводители, капитаны, боцманы);
• 40% - механическая судовая служба (механики, мотористы);
• 33,9% - палубная команда (матросы);
• 6% - прочие (слесари, токари, повара, стюарды).
Стаж работы в море свыше 10 лет - у 46% моряков
(рис. 1).
Средняя продолжительность работы в море в течение года - от 1,9 до 6,4 мес. Около половины моряков за последний год проработали в море 4-6 мес; 45,4% -более 6 мес. Согласно данным опроса, подавляющее большинство моряков отдыхают между рейсами менее 4 мес. Как правило, моряки предпочитают отдыхать в кругу семьи. Отдых не носит активного характера.
Более 50% моряков удовлетворены работой, 43% хотели бы ее сменить; 7% опрошенных затруднились с ответом (рис. 2).
яяяшяшашШшшшШшшяшшШШ
Возможно, одной из причин желания сменить работу является неудовлетворенность заработной платой. Как показал опрос, зарплату считают недостаточной более 75% моряков.
Вторая часть анкеты была посвящена выяснению состояния здоровья и наличию вредных привычек. Свое здоровье моряки оценивают по-разному. Около 2/3 (65,7%) считают его хорошим, 26% - достаточно хорошим, 8,3 % - средним.
Медицинская помощь на судне полностью удовлетворяет лишь 29,1% моряков. Не обращаются за помощью 24,7%. Из установленных заболеваний преобладают гипертония, заболевания позвоночника, гастрит, язвенная болезнь.
За последние годы прослеживается устойчивый рост заболеваемости органов пищеварения и нервной системы; остаются стабильно высокими заболеваемость органов дыхания, а также частота травм, отравлений и др.; несмотря на это, моряки, по их собственному признанию, нерегулярно посещают лечащего врача (рис. 3).
Несмотря на нерегулярное посещение врача, подавляющее большинство опрошенных заявили об эффективности диспансерного наблюдения (78%); неэффективным диспансерное наблюдение считают 15% опрошенных.
Как показало исследование, на момент начала работы хроническими заболеваниями страдали 23% опрошенных, однако с течением времени этот показатель составил 31,5%. Подавляющее большинство респондентов (98,9%) заявили об отрицательном влиянии длительных рейсов на состояние здоровья.
На здоровье моряков оказывают негативное влияние как условия работы, так и собственное, часто откровенно равнодушное, отношение к нему. Поэтому мы считаем, что в комплекс мер по укреплению здоровья плавсостава должны входить как меры по улучшению условий труда и быта, так и разъяснительная работа с целью пропаганды здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
При анализе распространения курения выяснилось, что около 1/4 опрошенных никогда не курили, около 16% бросили курить, 10,7% курят изредка и примерно половина (48,7%) - каждый день.
работой ее сменить с ответом
Рис. 2. Удовлетворенность работой моряков
Около половины опрошенных (46,6%) сообщили, что их побуждают бросить курить члены семьи, 6,6% такой совет дает врач, 8% - члены экипажа, 5-6% - стоматолог
Больше половины моряков (52,3%) указали, что во время рейса не употребляют крепких спиртных напитков. Число употребляющих крепкие спиртные напитки ежедневно и 2-3 раза в неделю - около 3%. Около 1/3 употребляют алкоголь лишь несколько раз в год; раз в неделю или 2-3 раза в месяц крепкие спиртные напитки употребляют 23% моряков. По признанию моряков большинство из них (40,5%) употребляют крепкие алкогольные напитки 2-3 раза в неделю.
Около 2% моряков ежедневно пьют пиво. Реже, 2-3 раза в неделю, пьют пиво 9,6%, 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц - 27,4%. Во время рейса пиво не пьют 37,4% моряков. Пьющие пиво выпивают в среднем более полутора бутылок пива в неделю (0,7-0,8 л).
По данным анкетирования, моряки не употребляют наркотических средств, однако 6% признались, что в прошлом пробовали «легкие» наркотики.
Анализ суточных рационов питания, проводимый на судах по данным продовольственных отчетов, свидетельствует о том, что, несмотря на наличие в суточном наборе основных групп продуктов, фактическое их потребление зачастую не соответствует физиологической норме.
70 60 50 40 30 20 10
10%
15%
63%
12%
Регулярно посещаю врача по собственной инициативе
Посещаю врача не чаще 1 раза в год по собственной инициативе
Посещаю врача, если только «прихватит»
Посещаю врача, только если меня активно вызывают
Рис. 3. Периодичность и причины посещения врача моряками
Недовольны питанием на судне 76% респондентов. В последние годы ухудшилось качество и уменьшилось количество предлагаемой морякам пищи.
Мнения моряков о вредных профессиональных факторах примерно одинаковы. На 1-м месте - вибрация, далее идут акустический шум, воздействие электромагнитных полей, тепловая обстановка в судовых помещениях, воздействие температуры при работе на палубе, повышенное напряжение зрения, запыленность, вынужденная поза при работе и работы на высоте. Моряки указали, что работают в неблагоприятных условиях в среднем от 9,4 до 3,6 ч в сутки. Каждый 3-й отметил, что работает в такой обстановке по 11-12 ч.
53% моряков не испытывают психоэмоционального напряжения, испытывают его 40,7% (рис. 4).
Моряки, испытывающие некоторое психоэмоциональное напряжение, подчеркнули, что оно возникает спустя 2-3 мес после начала рейса. У моряков, испытывающих сильное психоэмоциональное напряжение, оно возникает спустя 2 мес после начала рейса.
Очень много неудобств из-за смены временных поясов ощущают 2,8% моряков, у 1/3 (33%) это вызывает некоторые неудобства (рис. 5).
Около 80% моряков не жаловались на подавленное настроение во время плавания или указали, что такое настроение у них появляется не чаще, чем на берегу. На подавленное настроение чуть большее, чем на берегу,
жаловались 18,8% моряков, у 3,4% депрессия выражена значительно сильнее, нежели на берегу
В результате исследования установлены общие закономерности адаптации и компенсации:
• первая фаза - предрейсовый период, когда человек психологически настраивается на плавание;
• вторая фаза - моряк находится на судне, выявляются неустойчивые реакции приспособления к условиям судовой среды, судовому режиму рабочего времени;
• третья фаза - фаза напряжения физиологических функций (в течение 1 мес).
Затем происходит перестройка физиологических функций в ответ на воздействие всех факторов судовой среды и трудовой деятельности, и развивается адаптация. Физиологические функции и психологические процессы стабилизируются. Завершается формирование коллектива (2-3-й месяцы плавания).
Однако далее трудовая деятельность, воздействие вредных факторов, утомление приводят к тому, что начинает развиваться декомпенсация ряда физиологических функций. На 4-5-й месяцы плавания выявляется декомпенсация: невротические реакции или неврозоподоб-ные состояния, которые в дальнейшем могут привести к различным преморбидным состояниям и заболеваниям.
На рис. 6 представлены причины ухудшения здоровья, по мнению респондентов. Основной причиной развития заболеваний свыше 50% моряков назвали вредные для здоровья факторы в море. На 2-м месте находятся стресс, трудные условия жизни, напряженная работа в море (около 30% ответов). До 5% моряков назвали причиной болезней неправильное питание, нехватку витаминов, микроэлементов, употребление алкоголя.
Судя по ответам, моряки часто страдают гипертонией. Это можно объяснить тем, что средний их возраст приближается к 50 годам.
Полагаем, что результаты исследования будут полезны при составлении оздоровительных программ для моряков, в которых больше внимания следует уделить особенностям здорового образа жизни в море.
За последние годы в системе здравоохранения на водном транспорте произошли глобальные изменения. В связи с тем, что прекратили существование многие крупные морские и речные пароходства, рыбопромысловые объединения, практически исчезла и судовая медицинская служба. Прервалась преемственность между береговыми звеньями морского здравоохранения и судовым звеном.
Ранее, обнаружив несущественные отклонения от нормы в состоянии здоровья моряка, береговые специалисты допускали его в плавание с пометкой «под наблюдение судового врача» и давали соответствующие рекоменда-
Неудобства от нерегулярной половой жизни
Другие неудобства
Некоторые неудобства из-за смены временных поясов
Сильные неудобства из-за смены временных поясов
2%
>
80%
33%
74
10%
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 % Рис. 5. Анализ проблем исследуемого контингента
60 50 40 30 20 10
56%
30%
I 5% I
9%
Вредные факторы в море
Стресс, трудные условия жизни, напряженная работа в море
Неправильное питание
Вредные химические вещества, присутствующие в воздухе судовых помещений, шумы
Рис. 6. Негативные факторы, влияющие на здоровье моряков
0
ции. Судовой врач не только вел прием больных на судне, лечил их, но и проводил комплексные мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности членов экипажа.
Теперь судового медперсонала практически нет. Россия следует примеру зарубежных судоходных компаний, исходя из того, что там умеют считать деньги и такой специальности, как судовой врач, на судне не нужно - он нерентабелен.
Эта логика очень проста:
• судовой врач нерентабелен;
• на судах должны работать только здоровые люди; вынужденное обращение за медицинской помощью в зарубежных портах оплачивают страховые компании;
• в легких случаях первая медицинская помощь должна быть оказана на борту штурманом, ответственным за это;
• во всех сомнительных случаях штурман обязан получать радиоконсультацию врача и пользоваться международным «Руководством по морской медицине».
Чем лучше подготовлен штурман-медик, чем жестче отбор в комиссиях по освидетельствованию плавсостава, тем меньше проблем с оказанием медицинской помощи на борту судна. Исходя из этой концепции, некоторые судоходные компании направляют в комиссии плавсостава свои рекомендации о допуске моряков в рейсы. Ряд этих довольно жестких ограничений закрывает дорогу в море лицам с ишемической болезнью сердца, язвенной, гипертонической, мочекаменной болезнями и др., что противоречит приказу № 511 МЗ СССР
В ходе анкетирования нами был задан вопрос: «Считаете ли Вы необходимым наличие врача на судне?» 94% опрошенных ответили утвердительно. Интересно, что чем старше моряки, чем больше их стаж работы на флоте (надо полагать, и выше квалификация), тем больше они заинтересованы в наличии врача. На вопрос «Почему необходим врач на судне с Вашей точки зрения?» получены следующие ответы:
• врач вовремя окажет неотложную помощь (54%);
• с врачом на судне спокойнее (31%).
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
• по данным статистики, за 2005-2007 гг. возросла заболеваемость органов пищеварения и нервной системы; высока заболеваемость органов дыхания; повысилась частота травм, психоэмоциональных срывов, несчастных случаев, суицидов;
• отсутствие медицинских работников на судне, невозможность получить квалифицированную врачебную помощь и запущенность болезней приводит к случаям смерти в рейсе;
• превышение нормативов по вредным производственным факторам способствует развитию профессиональных заболеваний;
• негативно влияют на здоровье моряков, по данным соцопроса, возраст, образ жизни, психоэмоциональное перенапряжение, курение, алкоголь, длительность рейсов, материальная неудовлетворенность, неуверенность в завтрашнем дне.
Литература
1. Андреева Н.П, Цыганова И.В. Потребность населения в информации по проблеме здорового образа жизни // Сов. здравоохр. - 1990; 2: 50-53.
2. Аскалонов А.А. Преждевременная смертность как интегральный показатель качества медицинской помощи // Сов. здравоохр. - 1990; 8: 54-57.
3. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков. - М.: Транспорт, 2001. - 200 с.
4. Семыкин С.Е. Особенности индивидуально-психологических характеристик моряков до и после рейса // Росс. психол. журн. - 2007; 4(4).
NAVY WORKERS' HEALTH M.P. Tsvetkova, I.P. Koroleva
I.I. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy
A questionnaire survey has revealed the factors that adversely influence the health status of sailors. Key words: sailors' health, ship medicine.