УДК 612.1-057:613.68
ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ ПРИ РАБОТЕ НА СУДАХ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ
© 2008 г. Р. Б. Богданов, *В. В. Лупачев, **А. Т. Логвиненко
ОАО «Северное морское пароходство»,
*Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, **Северный медицинский центр им. Н. А. Семашко, г. Архангельск
В структуре причин медицинских отводов плавсостава основное место принадлежит патологии сердечно-сосудистой системы, в генезе которой важную роль играет психоэмоциональное напряжение [4]. В последнее время многие российские моряки работают по найму на судах иностранных фирм. При работе в иностранной фирме плавсостав готов в ущерб безопасности труда и собственному здоровью идти на риск из-за предложенной нанимателем высокой заработной платы. В таких условиях возможность неконтролируемого повышения интенсивности труда активно реализуется, поэтому работу в море экипажа судна иностранной фирмы вполне можно принимать как рискованную социально-психологическую ситуацию. Контракт с иностранной фирмой продолжается, как правило, пять-шесть месяцев. Длительные рейсы служат источником психического напряжения [1], которое оказывает негативное влияние на сердечно-сосудистую систему [7].
Целью работы явилось изучение показателей сердечно-сосудистой системы у российских моряков при работе на судах иностранных фирм.
Материалы и методы исследования
Всего обследовано 86 человек в динамике четырех пятимесячных рейсов, проходивших в районах Балтийского, Северного, Баренцева, Средиземного морей и Атлантического океана. Возраст обследуемых
— от 35 до 55 лет. Никто не состоял на диспансерном учете в поликлинике водников и не предъявлял жалоб на момент обследования. Среди принявших участие в исследовании 8 судоводителей, 10 механиков и электромехаников, 32 матроса, 34 человека рядового состава машинной команды и 2 — обслуживающего рядового состава (мужчины). Моряки обследовались в начале и конце рейса, а также при котрастной смене климатогеографических регионов плавания.
Обследование включало в себя определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) пальпаторно и артериального давления (АД) по методу н. С. Короткова. Все измерения производили в 8 часов судового времени до вахт и работ. Температура воздуха в медбло-ке, где производилось обследование, поддерживалась на уровне 20 — 22 °С, обследуемые предупреждались, что перед выполнением измерений нельзя курить, пить кофе, крепкий чай. По величинам ЧСС и АД рассчитывали ударный объем сердца (УО) по формуле Старра, среднединамическое давление (СДД) по формуле Хикема, общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС) по формуле Пуазейля. Минутный объем кровообращения (МОК) рассчитывался как произведение УО на ЧСС. Для определения резервных возможностей организма мы изучали ответную реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, в качестве которой использовалась проба Мартине.
У 86 российских моряков, работавших на судах иностранных фирм в течение четырех пятимесячных рейсов, исследовались показатели системы кровообращения, 32 морякам во время рейсов проведено суточное мониторирование артериального давления (СМАД). Отмечено изменение отдельных показателей СМАД, связанное с продолжительной работой в море.
Ключевые слова: длительная работа в море, сердечно-сосудистая система, суточное мониторирование артериального давления.
Из общего числа обследованных 32 морякам во время рейсов проведено суточное мониторирование артериального давления (СМАД).
Обследование выполнялось на системе «Кардиотехника-4000» (фирма ИНКАРТ, Санкт-Петербург). Всего проведено 164 измерения (всем — в начале и конце пятимесячного морского рейса и выборочно — в зависимости от особенностей работы, при резкой смене климатогеографических регионов плавания). При проведении СМАД использовался стандартный режим, рекомендованный Объединенным национальным комитетом по лечению повышенного артериального давления (ОНК
VI 1997). Автоматическая регистрация АД проводилась с интервалом 15 минут днем (7.00—23.00) и 30 минут ночью (23.00—7.00) вне зависимости от времени вахт и работ (ночные, дневные).
Результаты исследований и их обсуждение
Анализируя полученные данные (таблица), следует отметить достоверное увеличение ЧСС в покое: (69,0 ± 1,1) уд./мин в начале рейса против (72,8 ± 1,2) в конце рейса; р < 0,05. Подобные данные были получены и у рыбаков во время пятимесячного промысла в высоких широтах [8], хотя на промысле в тропиках данная закономерность была лишь на уровне тенденции [2]. Изменение других изучаемых показателей недостоверно. Однако обращает на себя внимание увеличение к концу рейса систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) и уменьшение УО. Минутный объем кровообращения после пяти месяцев работы в море возрос, таким образом, за счет увеличения ЧСС.
Достоверные различия в зависимости от продолжительности рейса при проведении пробы Мартине выявлены у показателей ЧСС: (106,2 ± 2,3) уд/мин в начале работы и (116,4 ± 2,5) уд./мин в конце плавания; р < 0,01, и времени восстановления: соответственно (114,8 ± 3,6) и (208,2 ± 6,4) с; р < 0,001. Из всех изученных показателей наиболее ухудшился к концу рейса показатель времени восстановления, который возрос в сравнении с начальным уровнем более чем на полторы минуты. В норме при проведении пробы Мартине все показатели у здоровых людей возвращаются к первоначальному уровню через три минуты. После длительного плавания восстановление пульса и АД значительно затягивается [5], что отмечается и в нашем исследовании.
По направленности сдвигов пульса и АД можно установить тип ответной реакции на физическую нагрузку. При снижении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы часто возникает гипотонический тип
— одна из ответных реакций, которая характеризуется незначительным повышением САД в ответ на нагрузку; увеличение МОК происходит в основном за счет увеличения ЧСС. В нашем исследовании количество гипотонических реакций в ответ на физическую нагрузку в динамике рейса возросло с 7 % (6 человек) в начале работы до 22,1 % (19 человек) при ее окончании. Это свидетельствует о развитии выраженного утомления у значительной группы моряков-мужчин первой градации зрелого возраста.
Показатели гемодинамики у моряков в начале и конце рейса
(М ± т)
Показатель Начало рейса Конец рейса Досто- верность различий
СМАД (п = 32):
САД, мм рт. ст. Покой 121,4± 1,3 124,2±1,4 Н. д.
Нагрузка 148,0±2,3 151,1±2,4 Н. д.
Сдвиг, % +21,0 +21,0
ДАД, мм рт. ст. Покой 77,2±1,0 79,8±1,2 Н. д.
Нагрузка 79,9±1,1 83,0±1,4 Н. д.
Сдвиг, % +3,5 +4,0
СДД, мм рт. ст. Покой 95,8± 1,6 98,4±1,5 Н. д.
Нагрузка 107,1±2,0 110,2±21 Н. д.
Сдвиг, % +12,0 +12,0
Сердечно-сосудистой системы (п = 86):
ЧСС, уд./мин Покой 69,0± 1,1 72,8±1,2 Р<0,05
Нагрузка 106,2±2,3 116,4±2,5 Р<0,05
Сдвиг, % +54,0 +60,0
УО, мл Покой 59,0±1,0 57,2±1,1 Н. д.
Нагрузка 65,7±1,8 63,8±2,0 Н. д.
Сдвиг, % +11,0 +11,0
МОК, л Покой 4,07±0,1 4,16±0,2 Н. д.
Нагрузка 7,01±0,2 7,43±0,2 Н. д.
Сдвиг, % +72,0 +79,0
ОПСС, дин-с-см'5 Покой 1882±42 1891±42 Н. д.
Нагрузка 1222±38 1186±3 8 Н. д.
Сдвиг, % +35,0 +37,0
Время восстановления, с 114,8±3,6 208,2+6,4 Р<0,001
Мы не выявили достоверных изменений изучаемых показателей при контрастной смене климатогеографических регионов плавания. Так, при следовании из района Скагеррака (выход из Балтийского моря 57° с. ш.) в Гибралтарский пролив (вход в Средиземное море 36° с. ш.), переход при котором составил около пяти суток, рассматриваемые показатели системы кровообращения у моряков практически не претерпели изменений. При обратном следовании из района Средиземного в Балтийское море отмечалось незначительное ^ < 2) повышение САД в покое.
Показатели СМАД не отличаются от полученных ранее с помощью метода Н. С. Короткова данных изменений АД в длительном рейсе [2, 3, 8], однако следует отметить, что обследовались люди первой градации зрелого возраста, которые не имели ранее проблем с повышением АД и не состояли на диспансерном учете в поликлинике водников.
Индекс времени гипертензии составил в среднем в начале рейса (15,6 ± 1,8) %, а к концу длительной работы в море он достоверно (р < 0,05) вырос и достиг (20,8 ± 1,3) %.
Наибольшую трудность вызвала оценка степени ночного снижения АД, поскольку 8 человек несли вахту с 0 до 4 часов и 6 человек с 4 до 8 часов утра. Из 18 моряков, которые не несли ночных вахт, 14 (77,8 %) относятся к «дипперам», то есть лицам
с нормальным снижением АД в ночные часы, и 4 (22,2 %) — к «нондипперам».
Небольшое количество наблюдений не позволило выявить достоверной разницы показателей СМАД при резкой смене часовых поясов и климатогеографических регионов плавания. Однако увеличение индекса времени гипертензии более чем на 25 % у трех человек позволило предложить этим морякам обоснованные профилактические мероприятия, прежде всего по изменению образа жизни (прекращение курения, увеличение двигательной активности, ограничение употребления некоторых продуктов питания). Изучать динамику суточных биологических ритмов у плавсостава достаточно сложно, и ввиду недостатка приборов СМДД наблюдения изменений АД при перестройке биологических ритмов, особенно если это сопровождается слабостью, вялостью, снижением работоспособности и другими субъективными симптомами, целесообразно вести рутинным способом.
Не удалось выявить особенностей суточного профиля АД у курящего и некурящего плавсостава, что соответствует данным, полученным при обследовании с помощью СМАД моряков в межрейсовый период в порту Архангельск [6].
Таким образом, функциональное состояние органов кровообращения у моряков больше зависит от продолжительности рейса, чем от климатогеографических условий плавания. Применение дозированной физической нагрузки позволяет выявить снижение резервных возможностей сердечно-сосудистой системы и развитие выраженного утомления у значительной группы плавсостава после длительной работы в море.
Использование методики суточного монитори-рования артериального давления во время занятий профессиональной деятельностью, особенно при вахтах в ночное время (подобное исследование в рейсовый период было проведено впервые), является перспективным при обследовании моряков с артериальной гипертензией.
Выводы
1. В динамике продолжительной работы российских моряков на судах иностранных фирм происходит достоверное увеличение показателя частоты сердечных сокращений в покое.
2. Использование нагрузочных проб позволяет выявить снижение резервных возможностей сердечнососудистой системы у моряков после пятимесячной работы в море.
3. Не выявлено достоверных изменений работы сердечно-сосудистой системы при контрастной смене климатогеографических регионов плавания.
4. Использование методики СМАД для обследование плавсостава в морских условиях является весьма перспективным.
Список литературы
1. Богданов Р. Б. Психологические аспекты работы российских моряков на судах иностранных фирм /
Р. Б. Богданов // Вестник Поморского университета.
- 2006. - № 3. - С. 4-6.
2. Лупачев В. В. Некоторые показатели функций организма моряков и рыбаков Севера / В. В. Лупачев, П. И. Сидоров, В. В. Попов, А. А. Мозер. - Архангельск, 1999. - 1 12 с.
3. Лупачев В. В. Некоторые показатели функционального сотояния сердечно-сосудистой системы у плавсостава при работе в Заполярье : (информ. материалы) / В. В. Лупачев, Ю. Ю. Юрьев, Р. Б. Богданов. - Архангельск, 2005 - 14 с.
4. Лупачев В. В. Работа российских моряков в интернациональных экипажах как психотравмирующий фактор и особенности самооценки личности в динамике плавания / В. В. Луп ачев, А. Г. Калинин, Л. В. Пуканова, Е. В. Казакевич // Морской медицинский журнал. - 1998. - № 6. - С. 25-27.
5. Сапов И. А. Состояние функций организма и работоспособность моряков / И. А. Сапов, А. С. Со-лодков. - Л., 1980. - 192 с.
6. Шувалкина Ю. В. Суточный профиль артериального давления у моряков в норме и при мягкой артериальной гипертензии : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Шувал-кина Ю. В. - Архангельск, 2005. - 18 с.
7. Щербина Ф. А. Влияние вахтенной нагрузки на показатели центральной гемодинамики и постоянный потенциал головного мозга моряков в условиях 120-суточного трансширотного рейса / Ф. А. Щербина А. Б. Гудков // Бюллетень СГМУ. - 2007. - № 2. - С. 73-74.
8. Юрьев Ю. Ю. Кардиореспираторная система и психоэмоциональный статус у рыбаков в динамике арктического рейса : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Юрьев. Ю. Ю.
- Архангельск, 2005. - 18 с.
INDICES OF CIRCULATION SYSTEM IN RUSSIAN SEAMEN DURING WORK ON SHIPS OF FOREIGN COMPANIES
R. B. Bogdanov, *V. V. Lupachev, **А. Т. Logvinenko
OJSC «Northern Shipping Company»,
*Pomor State University named after M. V. Lomonosov, **Northern Medical Center named after N. А. Semashko, Arkhangelsk
In 86 Russian seamen working on ships of foreign companies during four five-month voyages, the circulation system indices have been studied, daily monitoring of arterial blood pressure (DMAP) of 32 seamen during the voyages has been conducted. A change of separate indices DMAP connected with long work in the sea has been registered.
Key words: long work in the sea, the cardiovascular system, daily monitoring of arterial blood pressure.
Контактная информация:
Богданов Роман Борисович - III помощник капитана Северного морского пароходства, аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 36
Тел. (8182) 22-91-45
Статья поступила 08.04.2008 г.