Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МОРЯКОВ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ В АРКТИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МОРЯКОВ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Е.П. Сергеев, Л.М. Мацевич, Ю.И. Резина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UP-TO-DATE PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE OF SEAMEN AND CERTAIN MEASURES OF THEIR SOLUTION IN THE ARCTIC NAVIGATION

The work conditions of seamen are stipulated' by a number of peculiarities connected with the necessity of a long-term presence of seamen on board the ship. The finding was that a complex of boat and climatic factors affected the state of functioning of seamen's body, and the morbidity rate of the crew in the course of the arctic navigation. The authors recommend certain measures intended for further improvement of work conditions and rational arrangement of labour and rest regimen of seamen.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МОРЯКОВ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ В АРКТИКЕ»

2. Результаты исследований позволяют поставить вопрос о пересмотре предельно допустимой среднесуточной концентрации фенола в атмосферном воздухе в сторону ее снижения. »

ЛИТ ЕТ АТУРА. Буштуева К. А. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1964, в. 8, с. 119.— Синкувене Д. С. Гнг. и сан., 1970, № 3, с. 6.— Чижиков В. А. Гиг. и сан., 1970, № 5, с. 19.

Поступила 21/VII 1972 г-

EFFECT OF NOXIOUS SUBSTANCES ON THE ANIMALS WITH WEAK HEALTH UNDER CONDITIONS OF CHRONIC POISONING

V. A. Chizhikov

The chronic poisoning with phenol by the inhalation route of rats, presenting various models of experimental pathologic states (chronic hepatitis, radiation diseases, hormone hunger), revealed a lowered resistance in these animals to the action of the noxious factors of the environment.

УДК 613.68(98)

Доктор мед. наук проф. Е. П. Сергеев, канд. мед. наук Л. М. Мацевич, Ю. И. Резина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МОРЯКОВ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ В АРКТИКЕ

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР, Москва

Широкое использование на флоте новейших технических достижений, оснащение судов мощными двигателями, появление скоростных крупнотоннажных судов, частично и полностью автоматизированных, расширение района плавания и объема работ во фрахте на фоне постоянного роста морских грузоперевозок внесли определенные коррективы в характер деятельности плавсостава, приблизив его к операторскому труду.

Особенности условий и организации труда моряков определяются единством места их труда и отдыха. Поэтому судовой экипаж вынужден длительное время находиться в малом замкнутом коллективе, в отрыве от берега и семьи, от привычной обстановки, при сменном характере работы (вахты), частой перемене климато-географических зон и часовых поясов, постоянном личном риске, непрерывном круглосуточном воздействии комплекса судовых факторов, весьма различных по своей природе, а следовательно, и по воздействию на организм, значительной сенсорной недогрузке и т. п.; это является общим для труда и быта плавсостава во всех широтах.

Для полярных широт наряду с названными факторами характерны и такие специфические условия, как недостаточность солнечной радиации, вызванная низким солнцестоянием, частыми туманами и значительной облачностью, присущая Арктике смена полярной ночи полярным днем с коротким переходным периодом между ними, постоянные низкие температуры с сильными ветрами (более 30 м/сек) и штормами (особенно в районе Баренцева моря), однообразие окружающего ландшафта.

Накоплен обширный материал по акклиматизации человека на Крайнем Севере (А. Д. Слоним и соавт.; И. С. Кандрор, и др.). Планомерное изучение гигиенических, физиологических и клинических аспектов этой проблемы, проведенное АМН СССР в течение 1947—1957 гг., охватило различные группы лиц в условиях полярных баз (зимовок) и крупных населенных пунктов Заполярья, за исключением моряков. Объем литературных данных, отражающих особенности функциональных изменений у судовых экипажей при плавании в полярных морях, крайне незначителен.

Между тем условия труда и быта моряков на арктических рейсах во многом отличаются от образа жизни берегового населения этого района.

Наблюдения за функциональным состоянием организма моряков на Севере проводились на судах Военно-Морского Флота СССР (Н. И. Бобров и Н. Я. Червяковский) и рыбопромыслового флота (Е. М. Зиновьев; Л.*М. Мацевич; П. А. Просецкий и А. А. Воробьев; С. Э. Сандрацкая; Ю. М. Стенько; Ке^еп), условия труда, время, продолжительность и район плавания которых отличаются от тех, которые свойственны судам гражданского флота.

Известно, что специфика трудовой деятельности на судах различных флотов, определяющая время пребывания моряков на открытых палубах, в значительной степени обусловливает воздействие климатических факторов на организм работающих. Наши исследования в Арктике на транспортных и ледокольных судах разных типов, находящихся в длительном плавании (весь период навигации), показали, что даже в летние месяцы (июнь — июль) средняя температура наружного воздуха не превышает 3° (в сентябре — октябре — 15—20°). Низкая наружная температура делает невозможным длительное пребывание моряков на палубе. Исключение составляет палубная команда (штурманы и судоводители), члены которой во время вахты в силу производственной необходимости вынуждены быть на мостике вне рубки. Хронометражнымн наблюдениями показано, что все члены судового экипажа ббльшую часть времени находятся в судовых помещениях, т. е. практически лишены естественного УФ-излучения. Установлено, что значительная облачность и частые туманы приводят к снижению уровня естественной УФ-радиации даже в период полярного дня.

Таким образом, для арктических плаваний характерен постоянный недостаток ультрафиолета. Как подтвердили наши данные (величина эри-темной биодозы, показатели пробы Нестерова и др.), к концу навигации у всех моряков регистрируются признаки УФ-недостаточности, что приводит к снижению общей резистентности организма и возникновению ряда заболеваний (рост острых респираторных и гнойничковых заболеваний во второй половине навигации). В связи с этим встает вопрос о профилактике УФ-недостаточности у моряков транспортного флота в условиях Крайнего Севера, что требует проведения специальных исследований, поскольку особенности судовой жизни делают невозможным распространение существующих положений, разработанных для береговых жителей, на судовой экипаж.

Особое значение приобретает гигиеническая оценка условий труда и отдыха на судах. Полученные данные свидетельствуют, что микроклимат судовых помещений (особенно его температура) в значительной степени определяется внешними метеорологическими условиями. В производственных помещениях параметры микроклимата чаще всего не соответствуют санитарным требованиям: нагревающий микроклимат с выраженным радиационным компонентом (температура воздуха в основном выше 25°, интенсивность инфракрасного излучения 0,4—1 кал/см2/мин, т. е. в 2—5 раз выше нормы) в машинно-котельных отделениях и «охлаждающий» в рубках. Микроклиматический дискомфорт обусловлен недостаточно эффективной эксплуатацией системы вентиляции и кондиционирования, недостаточной теплоизоляцией нагретых поверхностей и особенностями организации производственного процесса (вынужденно открытые двери рубки в связи с необходимостью наблюдения навигационной обстановки и пр.).

В жилых и общественных судовых помещениях микроклимат чаще всего находится в пределах нормируемых показателей. Однако ионный состав воздуха в них (статистически значимое снижение числа легких ионов и увеличение коэффициента униполярности) свидетельствует о недостаточном их проветривании. Обращает на себя внимание более высокая температура воздуха в каютах при плавании в Арктике, устанавливаемая самими моря-

нами в связи с возможностью индивидуальной регулировки в системах отопления и кондиционирования (выше 22°). ЗЬ-о согласуется с данными И. С. Кандрора, А. Бартона и О. Эдхолма и др. о сдвиге зоны теплового комфорта полярников в сторону увеличения. Выявленные нами параметры, будучи выше санитарной нормы, соответствуют потребностям экипажа и свидетельствуют о необходимости пересмотра существующих нормативов, так как названные величины могут рассматриваться как комфортные для арктических условий.

В судовых помещениях уровни шума выше нормируемого на 5—20 дб и более во всех октавных полосах (до 110 дб в машинных отделениях и до 70—90 дб в жилых и общественных помещениях). Максимум звуковой энергии приходится в основном на среднюю и высокочастотную части спектра. Показатели вибрации в большинстве своем превышают нормативы, установленные для промышленных зданий СССР, и в известной степени обусловлены особенностями ледового плавания.

Для светового режима большинства помещений характерна низкая естественная и недостаточная искусственная освещенность (особенно при лампах накаливания). Коэффициент естественного освещения (КЕО) на ряде судов даже в рулевых рубках и каютах ниже нормативного. Машинно-котельные отделения, полностью лишенные естественного света, должны быть отнесены к разряду безоконных и бесфонарных помещений. В рубках и машинно-котельных отделениях отмечается недостаточная освещенность шкал приборов из-за неправильного их расположения по отношению к источникам света. Цветовая отделка судовых помещений отличается однообразием расцветки и монотонностью, преобладанием холодного спектра (белые потолки и переборки, светло-серые и зеленоватые переборки ит. д.). Все это усиливает однообразие природной цветовой гаммы Арктики (белые, серые льды, туманы, пасмурное небо и т. п.).

Широкое использование пластиков в интерьере судовых помещений приводит к необходимости изучать и такой гигиенический фактор, как статическое электричество. Установлено, что напряженность электростатического поля на переборках, палубах, оборудовании и мебели в различных судовых помещениях превышала в 50% случаев 200 в/см (временная норма — верхняя граница — для жилых и общественных зданий), а в рубке — в 80% случаев. Наибольшие величины зарегистрированы в туннеле гребных винтов (свыше 10 см2).

Применение радионавигационной аппаратуры на судах связано с возникновением высокочастотных и сверхвысокочастотных электромагнитных полей в помещениях ходового мостика, на палубе и в смежных помещениях. Напряженность высокочастотного излучения в радиорубке во время работы радиопередатчика в средневолновом диапазоне в несколько раз превышает санитарную норму. Параметры сверхвысоких частот чаще всего находятся в допустимых пределах. Однако особенности работы ледоколов (проводка судов каравана, постоянная радиосвязь с ними, работа радиолокаторов на них и пр.) приводят к тому, что они могут оказаться в зоне облучения судов, идущих в караване. Поэтому для ледоколов эти производственные факторы приобретают крайне важное значение.

Круглосуточное влияние всех перечисленных факторов исключает возможность полноценного отдыха моряков между вахтами. Выявлены и отдельные недочеты в планировочном решении ряда судовых помещений, их взаимном расположении, размещении оборудования и пр.

Таким образом, для плавсостава характерно одновременное непрерывное действие комплекса судовых производственных факторов, которое не прекращается при отдыхе и служит постоянным фоном в течение всего плавания. Поэтому чрезвычайно важно изучать не только сами производственные факторы, но и ответные реакции организма на подобную нагрузку, которую в ряде случаев можно рассматривать как чрезмерную, способную в дальнейшем привести к развитию патологических состояний.

На таком гигиеническом фоне, то есть практически постоянно протекает труд и отдых моряков. Как уже отмечалось выше, трудовая деятельность судовых специалистов близка к работе оператора движущегося объекта с вытекающими отсюда ростом нервно-психического напряжения, увеличением объема поступающей информации, повышением нагрузки на анализаторные системы, увеличением числа стресс-ситуационных моментов и пр. Плавание во льдах — как на ледоколах, так и на торговых судах, идущих в караване, требует от моряка значительного напряжения высших психических функций, а следовательно, и всего организма. Это объясняется повышенной ответственностью за сохранность судна в связи с постоянно существующей опасностью возникновения аварийных ситуаций. Нам представляется, что плавание во льдах и ледовая проводка для ледоколов и судов каравана должна рассматриваться как стресс-ситуация. В таком случае работу экипажа ледокола в целом следует рассматривать как особо напряженный труд, постоянно выполняемый в стрессовых условиях. Об этом свидетельствуют и хронометражные данные. При плавании во льдах наблюдение навигационной обстановки, т. е. выполнение чрезвычайно напряженной и ответственной работы в условиях выраженного дефицита времени и постоянной монотонности, занимает до 90% вахтенного времени судоводителя. Высокая производственная загруженность установлена при этом и у всех остальных членов судового экипажа.

Детальный хронометраж деятельности капитана в течение всей ледовой проводки, выполненный одновременно с объективной пульсометрией, позволяет классифицировать этот вид труда как очень напряженный. Необходимость переработки большого количества самой разнообразной информации (скорость судна, ширина канала, маневры, количество судов, направление ветра и пр.) при резком дефиците времени и высокая ответственность за безопасность судна (а на ледоколах и за весь караван судов), за экипаж и перевозимый груз приводят к заметным функциональным изменениям в сердечно-сосудистой, центральной нервной и других системах их организма (пульс учащается в 2 раза и более, достоверно удлиняется скрытое время сенсо-моторных реакций, являющихся профессионально значимыми, и т. д.).

В условиях Крайнего Севера под влиянием полярного дня и полярной ночи, постоянной сменной работы и изменения часового времени (движение судна в широтном направлении) у моряков происходит нарушение характерного для человека биологического ритма. Наблюдается перестройка высших психических функций с сохранением высокой работоспособности на всех вахтах независимо от времени суток, перестройка функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в результате которой частота пульса и дыхания, а также артериальное давление на вечерних, ночных и дневных вахтах идентичны. Перестройка суточного ритма высших психических функций, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и поддержание их на высоком физиологическом уровне в течение всей вахты при выраженном снижении температуры тела указывают на разнонаправленность суточных ритмов этих функций. Подобные изменения мы склонны рассматривать как проявление компенсаторных реакций организма в экстремальных условиях. Однако, действуя в одном направлении, эти условия усиливают нагрузку на центральную нервную систему и весь организм, что в сочетании с изложенными выше факторами может привести к снижению работоспособности.

В связи с этим первостепенное значение приобретает рациональная организация режима труда и отдыха, включая упорядочение и пересмотр длительности вахты, введение обязательного контролируемого предвахтен-ного отдыха, ограничение времени воздействия неблагоприятных производственных факторов, обусловленных средой и эмоциональным воздействием, строгую регламентацию берегового отдыха и длительности плавания и т. д.

Особенности Крайнего Севера требуют решения проблем, касающихся профилактики УФ-недостаточности, сменной работы в условиях полярного дня и ночи, а также в переходный период, специфики организации и режима труда плавсостава с учетом движения судна в широтном направлении и пр. Одновременно должны решаться и вопросы, связанные с круглосуточным непрерывным (в течение всего рейса) влиянием всего комплекса судовых производственных факторов на Севере. В частности, длительное пребывание моряков в условиях субнормальных и низких температур позволило нам рекомендовать оборудовать системы зимнего кондиционирования воздуха на судах ледового класса. Эксплуатировать их предложено, создавая комфортный микроклимат с учетом постепенного привыкания (акклиматизации) организма к климату Заполярья. Наряду с общеизвестными параметрами микроклимата помещений (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха) необходимо в судовых условиях учитывать и тепловую радиацию от ограждений (радиационную температуру), которая в полярных плаваниях имеет свои особенности.

Нужно целенаправленное воздействие на среду в широком смысле этого слова с учетом множественности факторов,, характерных для судовых условий, что в первую очередь определяется единством места труда и отдыха и постоянным перемещением судна вместе с людьми из одной климатической и часовой зоны в другую. Результатом подобных исследований должна явиться разработка мероприятий для дальнейшего оздоровления условий труда и быта на судах, рационализации режима труда и отдыха моряков с целью повышения работоспособности обследуемого контингента и снижения заболеваемости плавсостава при работе в Арктике.

ЛИТЕРАТУРА. Бобров Н. И., Червяковский Н. Я- Воен.-мед. ж., 1967, № 7, с. 64.— Зиновьев Е. М. В кн.: Материалы 5-й Научной сессии Научно-исслед. ин-та витаминологии. М., 1963, с. 173.— Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М., 1968.— Мацевич Л. М. В кн.: Гигиена труда и быта на промысловых судах в Заполярье. М., 1967, с. 38.— П р о -с е ц к и й П. А., Воробьев А. А. Там же, с. 4.— СандрацкаяС. Э. Там же, с. 28.— С л о н и м А. Д., Ольнянская Р. П., Рутенбург С. О. В кн.: Опыт изучения периодических изменений физиологических функций в организме. М., 1949, с. 207.— Стенько Ю. М. В кн.: Гигиена труда и быта на промысловых судах в Заполярье. М., 1967, с. 14.— Б а р т о н А., Э д х о л м О. Человек в условиях холода. М., 1957.— Kersten Е. В кн.: Материалы к 3-му Международному симпозиуму по морской медицине. М.— Л., 1968, с. 111.'

Поступила 31/III 1972 г.

THE UP-TO-DATE PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE OF SEAMEN AND CERTAIN MEASURES OF THEIR SOLUTION IN THE ARCTIC NAVIGATION

E. P. Sergeev, L. M. Matsevich, Yu. I. Rezina

The work conditions of seamen are stipulated by a number of peculiarities connected with the necessity of a long-term presence of seamen on board the ship. The finding was that a complex of boat and climatic factors affected the state of functioning of seamen's body, and the morbidity rate of the crew in the course of the arctic navigation. The authors recommend certain measures intended for further improvement of work conditions and rational arrangement of labour and rest regimen of seamen.

УДК eie.24-003.662-053.4-0SS-055

Профессора Б. Т. Величковский и Б. А. Кацнельсон

О ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЯХ ВОСПРИИМЧИВОСТИ К ДЕЙСТВИЮ СИЛИКОЗООПАСНОЙ пыли

Свердловский институт гигиены труда и профзаболеваний

Широкая вариабельность сроков развития силикоза у отдельных лиц, работающих в практически одинаковых условиях, давно уже привлекла внимание исследователей к вопросу об индивидуальной предрасположенности (соответственно устойчивости) к этому заболеванию. Вопрос этот имел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.