Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ERASMUS+ НА РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ERASMUS+ НА РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / влияние / Erasmus+ / модернизация / приоритеты / передовой опыт / совместные проекты

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова А.К.

Цель статьи – представить результаты исследования о влиянии проектов Erasmus+ (2015-2020) на систему высшего образования республики. В ходе исследования использовались методы социологического анализа документов и опроса целевых респондентов. В качестве материалов исследования были использованы отчеты мониторинга и материалы от проектных команд. Для усиления доказательности исследования были организованы опросы через онлайн анкетирование, обсуждения в формате фокус групп и структурированных глубинных интервью с экспертами. Один из основных выводов исследования: межуниверситетское сотрудничество в рамках Темпус позволило вузам страны накопить необходимый потенциал для модернизации системы высшего образования, затем распространить передовой опыт и начать его внедрение в рамках Erasmus+, а также продолжить усиление воздействия совместных проектов на повышение инновационности и конкурентоспособности системы высшего образования республики в ходе очередного этапа Erasmus+. Заключения и рекомендации будут полезны для потенциальных участников всех ключевых направлений сотрудничества в рамках нового этапа программы Erasmus+ (2021-2027). Особый интерес читателей вызовет заключительная часть исследования с описанием реформ 2017-2020 годов в сфере политики и экономики, высшего образования, науки и инноваций, в сельском хозяйстве и в здравоохранении, а также разработанные в соответствии с ними наиболее актуальные темы для будущих проектов в сотрудничестве с партнерами из производственного сектора, сферы науки и отраслевых министерств и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ERASMUS+ НА РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

I. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ERASMUS+ НА РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

Абдурахманова А. К.

Аннотация. Цель статьи - представить результаты исследования о влиянии проектов Егавтш+ (2015-2020) на систему высшего образования республики. В ходе исследования использовались методы социологического анализа документов и опроса целевых респондентов. В качестве материалов исследования были использованы отчеты мониторинга и материалы от проектных команд. Для усиления доказательности исследования были организованы опросы через онлайн анкетирование, обсуждения в формате фокус групп и структурированных глубинных интервью с экспертами. Один из основных выводов исследования: межуниверситетское сотрудничество в рамках Темпус позволило вузам страны накопить необходимый потенциал для модернизации системы высшего образования, затем распространить передовой опыт и начать его внедрение в рамках Erasmus+, а также продолжить усиление воздействия совместных проектов на повышение инновационности и конкурентоспособности системы высшего образования республики в ходе очередного этапа Erasmus+. Заключения и рекомендации будут полезны для потенциальных участников всех ключевых направлений сотрудничества в рамках нового этапа программы Erasmus+ (2021-2027). Особый интерес читателей вызовет заключительная часть исследования с описанием реформ 2017-2020 годов в сфере политики и экономики, высшего образования, науки и инноваций, в сельском хозяйстве и в здравоохранении, а также разработанные в соответствии с ними наиболее актуальные темы для будущих проектов в сотрудничестве с партнерами из производственного сектора, сферы науки и отраслевых министерств и ведомств.

Ключевые слова: высшее образование, влияние, Егавтш+, модернизация, приоритеты, передовой опыт, совместные проекты.

Abdurakhmanova Aziza

IMPACT OF THE ERASMUS+ PROJECTS ON DEVELOPMENT AND

MODERNISATION OF HIGHER EDUCATION OF UZBEKISTAN

Abstract: The article is focused on the results of the recent study on impact of Erasmus+ projects (2015-2020) on higher education system of Uzbekistan. The research methodology is based on the methods of sociological analysis of documents and surveying of target audience. The documents used for research included field monitoring reports and self-reports of project teams. In order to strengthen the evidence of the study, surveys were held through online questionnaires, as well as focus groups discussions and structured in-depth interviews with experts. One of the main conclusions of the impact study - inter-university cooperation within Tempus enhanced capacity of the higher education institutions necessary for modernization of HE system and later within Erasmus+ it further continues through introducing and disseminating the results and best practice. And then it comes to the point where the impact of projects is expected to increase the innovation rates and competitiveness of the national higher education system with the support of the next phase of Erasmus+ programme. The potential applicants to all key actions available under the new phase of Erasmus+ (20212027) will benefit of conclusions and recommendations. The most attractive part of the study is description of reforms in politics, economy, higher education, in the fields of science and innovations, agriculture and healthcare for the period of 20172020, which is followed up by the most relevant topics for future projects to be considered while preparing new project proposals in cooperation with partners from industrial sector, science and respective line ministries and agencies.

Key words: higher education, impact, Erasmus+, modernization, priorities, best practice, joint projects.

Введение

Для системы высшего образования Узбекистана 2017-2020 годы стали периодом коренных преобразований и принятия важных решений по улучшению качества высшего образования, что многократно повысило актуальность и немаловажную роль интенсивно развивающегося международного сотрудничества. Одну из важных ветвей его составляет программа Erasmus+, в которой на сегодняшний день задействованы в общей сложности 65 вузов всех регионов республики. Программа Erasmus+ является одним из ключевых направлений сотрудничества не только с европейскими университетами, но и с вузами стран СНГ, включая Центральноазиатские государства и другие регионы мира.

Благодаря сотрудничеству в рамках Темпус и Erasmus+, высшие учебные заведения Узбекистана смогли намного приумножить богатый опыт сотрудничества с европейскими университетами и вузами соседних стран, разработать ряд совместных магистерских программ, создать совместные факультеты и уникальные научные лаборатории, что оказало весомое воздействие на повышение их международного признания и рейтинга.

Актуальность программы Erasmus+, её многообразная деятельность и возможности для долгосрочного сотрудничества созвучны и служат реализации целей, обозначенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [1], а также в Законе об образовании и Законе о науке. Внедренные в рамках совместных проектов передовые технологии преподавания, созданные образовательные платформы, доступ к образовательным ресурсам европейских университетов послужили весомым подспорьем при переходе всей системы образования на онлайн формат в связи с пандемией, начавшейся в 2020 году. Виртуальная мобильность и комбинированная мобильность дали возможность продолжить повышение квалификации преподавателей, участие в совместных публикациях и совместную научную работу исследователям в университетах страны.

Исходя из стратегических целей развития системы высшего образования республики, возможности программы Erasmus+ использовались в повышении качества подготовки креативно и системно мыслящих высококвалифицированных кадров, в усилении инвестиционной привлекательности системы высшего образования.

Большим подспорьем в решении задач по открытию филиалов престижных зарубежных университетов в стране, созданию совместных факультетов и программ, преподаванию предметов на английском языке являются устойчивые партнерства и связи, установившиеся в рамках программ Европейского Союза. Особо весомое воздействие оказывают проекты Erasmus+ и, в целом, опыт европейских стран на поэтапный переход к кредитно-модульной системе организации учебного процесса и внедрение ECTS.

В течение 2020 года, завершившего предыдущий этап Erasmus+ (20142020) был проведен ряд мероприятий [2], обсуждений и исследований о влиянии программы в целом на высшее образование всего Центрально-азиатского региона [3]. Данное же исследование было направлено на изучение вклада и воздействия программы Erasmus + в Республике Узбекистан.

Цели исследования и методология

Проведение промежуточного исследования по влиянию проектов Erasmus+ Сapacity Building in Higher Education (CBHE)/Erasmus+ по повышению потенциала высшего образования на развитие систем высшего образования регионов, стран, на развитие организаций и отдельных профессионалов высшего образования, в том числе студентов, было инициировано Исполнительным Агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA), в связи с завершением первого этапа программы Erasmus+ (2014-2020).

Задачи исследования: 1. Оценить влияние проектов Erasmus+CBHE и ICM1 за 2015-2017 годы посредством анализа отчетов по мониторингу и проектных отчетов; 2. Оценить устойчивость достигнутых результатов за обозначенный период через онлайн анкетирование участников проектов; 3. Выявить сопутствующее и долгосрочное влияние проектов на развитие участников проекта, организаций и региона через проведение фокус групп; 4. Осветить основные проблемы, вызовы и рекомендации для рассмотрения в ходе следующего этапа финансирования проектов на 2021-2027 годы с учетом прогноза тенденций развития в Республике Узбекистан. Исследование было проведено в конце 2020 года [4].

Основу методологии исследования составили методы социологического анализа документов и опроса целевых респондентов. В качестве документов исследования были взяты за основу отчеты мониторинга на местах и анализ отчетов проектных команд вузов Республики Узбекистан. Для усиления доказательности исследования были организованы опросы через онлайн анкетирование, фокус группы и структурированные глубинные интервью с экспертами.

От программы Темпус к Erasmus+

Было важно рассмотреть всю историю развития сотрудничества с европейскими университетами, начавшуюся в 1994 году с проектов Темпус в Самарканде и Бухаре.

На протяжении 20 лет было профинансировано более 80 проектов межуниверситетского сотрудничества на общую сумму свыше 34 миллионов евро. В проектах Темпус были задействованы 55 вузов республики и свыше 150 университетов из 22 стран Европейского Союза и 10 стран-партнеров. Программа Темпус оказала значительное влияние на общий процесс интернационализации высшего образования в Узбекистане, будучи единственной программой, которая предоставила основу для интенсивного

1 ICM - International Credit Mobility

межуниверситетского сотрудничества со странами Европейского Союза и странами-партнерами.

Программа Темпус явилась мощным и эффективным инструментом поддержки образовательных реформ в стране, особенно начиная с 1997 года, когда были приняты новый Закон об образовании и Национальная программа по подготовке кадров (НППК). Еще более актуальной программа стала начиная с 2011 года, так как проекты Темпус способствовали осуществлению принятых в 2011-2012 годах государственных решений по вопросам модернизации системы высшего образования Узбекистана.

Министерством высшего и среднего специального образования было отмечено значительное влияние программы Темпус на национальном уровне благодаря долголетнему (начиная с 1994 года) и широкому участию большого количества высших учебных заведений (55 вузов из всех областей страны) из 64 действующих на тот момент, что составило более 86% покрытия программой Темпус в Узбекистане.

Проекты Темпус оказали большую пользу вузам из различных областей страны, так как благодаря им высшие учебные заведения не только установили долгосрочные партнерские связи со многими европейскими университетами, но и усилили также взаимодействие с другими вузами по всей республике.

Программа оказала содействие в развитии систем обеспечения качества и во внедрении принципов и процедур Болонского процесса в образовательные программы и их использование при разработке новых инициатив и усовершенствовании университетского управления. Благодаря активной роли партнеров из Узбекистана, усовершенствовавших свои навыки в проектном управлении, в рамках немалого количества проектов был достигнут ряд дополнительных результатов (spin-off effects), которые не были предусмотрены первоначальными планами.

Проекты Темпус способствовали укреплению сотрудничества не только между странами Центральной Азии, но и между Узбекистаном и странами-партнерами из стран СНГ: 20 из 30 проектов программы Темпус IV являлись региональными и межрегиональными. Наряду с этим, опыт вузов Узбекистана в проектах Темпус обусловил успешный старт программы Erasmus+ в республике.

Программа Erasmus+ обеспечила поддержку коренным преобразованиям

в сфере высшего образования

Всего в рамках 6 конкурсов было профинансировано 43 проекта по повышению потенциала высшего образования, включая 12 национальных проектов с участием европейских и узбекских вузов, 11 межрегиональных

проектов и 20 региональных с участием вузов Узбекистана и ряда других стран Центральной Азии.

Тридцать проектов по разработке учебных программ составляли абсолютное большинство в сравнении с 7 проектами по усилению связей вузов с экономической и социальной средой и 6 проектами по совершенствованию управления, менеджмента и функционирования высших учебных заведений.

Тематика 30 проектов по разработке учебных программ разнообразна. Три темы: 1) инженерия, 2) сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство и ветеринария, 3) здравоохранение - одинаково представлены (по 23% процента). Остальные темы составили меньшее число, что в целом коррелировалось с потребностями развития экономики Узбекистана в современных реалиях.

Проекты по совершенствованию управления, менеджмента и функционирования высших учебных заведений, усилению связей вузов с экономической и социальной средой составляют чуть меньше трети от общего числа проектов (13 из 43). Тем не менее, многие из них оказали влияние на системном уровне и их результаты широко внедрены и используются. В равной мере представлены проекты по обеспечению качества (IMEP, IQAT, PAWER), по сотрудничеству между вузами и производством (CACTLE, TRIGGER, REILEAP), а также посвященные новым технологиям в высшем образовании (MIND, NURSLIN, HIEDTEC). К примеру, проект «NURSLING: National qualification frameworks: guidelines for development and recognition of qualifications» был нацелен на содействие в разработке Национальной Структуры Квалификаций на уровне высшего образования. По мнению проектной команды, в том числе и по результатам этого проекта было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Национальной системы развития профессиональных квалификаций, знаний и навыков в Республике Узбекистан» (№ 287, 15.05.2020 г.).

В рамках 6 конкурсов 2015-2020 годов общий бюджет 43 проектов с участием Узбекистана составляет 36.6 миллионов евро, включая 11.5 миллионов евро, предусмотренных в проектах для вузов Узбекистана (31,4%).

Согласно статистике партнерства вузов Узбекистана с вузами других стран и регионов мира, лидерами являются страны - соседи по Центрально-азиатскому региону, а также вузы Российской Федерации.

Лидерами участия в качестве партнеров вузов из 30 европейских стран (27 государств-членов ЕС, Северная Македония и Турция - страны-кандидаты в ЕС, а также Великобритания) являются университеты Италии, Испании и Греции.

Статистика лидеров университетов-координаторов проектов CBHE, в целом, коррелируется с распределением стран-партнеров. Наибольшее количество вузов-координаторов было из Италии и Испании. По одному университету-координатору имеет Казахстан и Узбекистан.

В полный отчет по итогам исследования включены Результаты анализа институционального мониторинга с участием внешнего эксперта. Для осуществления институционального мониторинга вузы выбирались по степени вовлеченности в проектную деятельность Темпус и Erasmus+, исходя из количества реализованных проектов Темпус и Erasmus+CBHE.

Среди 10 вузов-лидеров Узбекистана в проектах Темпус IV и Erasmus+ CBHE первые три места занимают Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ), Бухарский государственный университет и Национальный университет Узбекистана, причем ТУИТ впервые в истории образовательных проектов Темпус и Erasmus+CBHE стал грантополучателем проекта, что указывает на зрелость проектных команд Узбекистана, качество проектных заявок с участием узбекских вузов и об определенном доверии EACEA к вузам Узбекистана.

Важно отметить, что согласно национальному рейтингу в первых местах также находятся вузы лидеры - Национальный университет Узбекистана, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства , Самаркандский государственный университет, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет.

Согласно оценке внешнего эксперта, все проекты Темпус и проекты Erasmus+ по наращиванию потенциала создали элементы инфраструктуры Ургенчского госуниверситета - лаборатории, ресурсные комнаты и центры коммуникаций. В качестве своеобразного продолжения проекта CANDI в рамках программы Темпус, проекту ECCUM в рамках программы Erasmus+ удалось создать компьютерный центр, который используется в качестве ресурсного центра для вновь разработанной учебной программы магистратуры по математическому проектированию, первой в стране. Это обеспечило воздействие на институциональном уровне: (1) была запущена новая учебная программа с 25 студентами магистратуры, принятыми на нее в

2020 году; (2) была создана новая кафедра по приказу Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Все это позволило расширить непосредственное воздействие проекта. Была также разработана и запущена программа бакалавриата и приняты новые студенты на курс PhD по математическому проектированию.

2 НУУз и ТИИИМСХ вошли в список лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии

2021 года - QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings 2021

Значительным оказалось и влияние национального проекта RENES, в рамках которого на факультете физики была создана лаборатория возобновляемых источников энергии, которая стала надежной ресурсной базой для исследований этой важной сферы национальной экономики. Неотъемлемой частью данного проекта в результате международного сотрудничества стала референтная база, созданная для новых исследований и обновленных учебных программ и планов. Влияние на национальном уровне очевидно - исследования и участие академических сотрудников в национальных дебатах позволили принять государственный нормативно-правовой акт в отношении энергетических ресурсов Узбекистана 22 августа 2019 года.

На международном уровне влияние также очевидно: УрГУ удалось укрепить свой академический имидж в качестве надежного партнера с выделенными кадровыми ресурсами, способного принимать участие в международных проектах и активно заинтересованного в работе проекта и деятельности, ориентированной на результат.

В НУУз следует наблюдать за влиянием проектов на общем институциональном уровне, и в то же время на национальных уровнях. К примеру, университет вовлечен в проекты, нацеленные на развитие учебных программ в сфере высоких технологий, такие как GE-UZ и DSinGIS в сфере ГИС-технологий, FSAMP в ИКТ- и космических технологиях, призванных обеспечивать безопасность полетов и полетопригодность, SPACECOM в космических технологиях и NICOPA в исследованиях на базе ГИС и космических технологий для прецизионного сельского хозяйства. Это показывает, что данные сферы очень важны для страны и получают полную поддержку правительства страны благодаря своей актуальности.

Эксперт отметил сильную нацеленность НУУз на интернационализацию, постоянную поддержку со стороны усиливающегося международного партнерства и участие руководства вуза в проектах, финансируемых Европейским Союзом, что помогает эффективно применять результаты проектов и мотивирует сотрудников университета участвовать в проектах. Еще один положительный опыт НУУз - поддержка внедрения междисциплинарного подхода к разработке учебных программ (CLASS и NICOPA).

Эксперт подчеркивает, что Министерство высшего и среднего специального образования поддерживает интернационализацию академической деятельности вузов страны и, соответственно, поддерживает в стране проекты, финансируемые Европейским Союзом, принимает соответствующие решения по распространению и внедрению результвтов на другие вузы.

Взаимосвязь проектов CBHE и ICM

Проекты ICM направлены на поддержку академической мобильности студентов, преподавателей и сотрудников вузов, а также на укрепление сотрудничества между университетами, что стало хорошим подспорьем для вузов Узбекистана в период перехода на кредитно-модульную систему.

В ходе исследования были выявлены примеры взаимосвязи проектов Темпус, CBHE и ICM. Наиболее активные в направлении СБИБ университеты - НУУз, ТУИТ, ТИИИМСХ, УрГУ, СИВМ, ККГУ и ТТПУ, также задействованы в 1СМ партнерствах.

Всего в результате конкурсов 2015-2020 годов благодаря этим проектам было осуществлено 2067 краткосрочных обмена по мобильности (по состоянию на ноябрь 2020 г), в которых приняли участие свыше 45 высших учебных заведений республики. Всего в рамках 432 партнерств с европейскими университетами мобильность осуществили 1423 человека из числа студентов, докторантов и преподавателей из Узбекистана в Европу и 644 участника, включая докторантов и профессоров европейских университетов, побывали в Узбекистане (Рис 1).

2020

■ Докторанты, сотрудники и преподаватели ■ Студенты, сотрудники и преподаватели

Рис. 1 Деятельность ICM проектов в Узбекистане (2015-2020*)

Преемственность и синергия проектов CBHE и ICM

Партнерства ICM являются хорошим подспорьем проектам CBHE, направленным на усовершенствование учебных программ, расширяя возможности повышения квалификации и обмена опытом в университетах стран-членов Европейского Союза. Наглядным примером такой взаимосвязи

является сотрудничество Национального университета Узбекистана и Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства с Paris Lodron University of Salzburg (PLUS), Austria одновременно в рамках проекта CBHE DsinGIS (http://www.dsingis.eu/) и ICM партнерства.

Воздействие на ППС и административный персонал вузов

Академическая мобильность в вузах республики существенно повлияла на повышение доступности, улучшение качества и эффективности образования, совершенствование деятельности международных отделов, взаимного признания и обеспечения мобильности человеческого капитала.

Краткосрочная мобильность в европейских университетах явилась для преподавательского состава важным инструментом в профессиональном и личностном развитии, благодаря уникальной возможности повысить свою квалификацию и вернуться с новыми подходами в преподавании и педагогическими технологиями.

Проекты мобильности также помогли в установлении дружеских контактов с коллегами в партнерских университетах, которые затем послужили в публикации совместных научных трудов/статей, приглашении на международные мероприятия/выставки, а также при подаче новых проектов и совместному участию в очередных проектах ICM или по другим направлениям программы Erasmus+.

В настоящее время в вузах республики период мобильности преподавателей и административного персонала признается в качестве повышения квалификации. Особое значение придается увеличению участия профессоров и докторантов из европейских университетов в учебном процессе в вузах республики благодаря организации их приезда в рамках кредитной мобильности. Более 640 представителей европейских университетов воспользовались возможностью прочитать лекции и провести занятия, семинары и мастер-классы в университетах страны, в связи с чем большое количество узбекских преподавателей и студентов смогли повысить свою квалификацию, не выезжая из страны. Помимо учебной работы, пребывание европейских партнеров сказалось на росте количества совместных научных работ и совместных исследований в научных центрах и лабораториях, появлении совместных публикаций и расширении научных контактов в целом.

Воздействие на студентов

В вузах Узбекистана созданы хорошие условия для развития академической мобильности студентов и исследователей. Студенты и исследователи, участвуя в партнерствах мобильности, получают доступ к

более качественным образовательным и исследовательским программам и возвращаются в свой вуз с новым багажом знаний.

Опыт обучения за рубежом обеспечивает выпускникам способность работать в межкультурной и глобальной межнациональной профессиональной среде.

Дисциплины или модули по соответствующим специальностям, пройденные в партнерском университете, были признаны сторонами, и освоенные кредиты автоматически перезачитываются. Проекты 1СМ способствовали разработке процедур и механизмов признания краткосрочных периодов обучения за рубежом путем постановки новых задач перед сотрудниками учебно-методических отделов вузов республики и их взаимодействия с отделами международных связей и с участниками мобильности.

Международная мобильность среди студентов явилась одним из эффективных способов развития образовательных и интеллектуальных возможностей на индивидуальном уровне. Немаловажным фактором является то, что участники мобильности смогли повысить уровень знаний иностранного языка. В рамках некоторых партнерств были предусмотрены бесплатные языковые курсы.

Во многих вузах республики за последние годы учредили множество англоязычных программ, что является одним из весьма значительных факторов успешного привлечения интеллектуальных ресурсов.

Проекты Erasmus+ и пандемия COVID-19 в Узбекистане

Авторы исследования не обошли своим вниманием некоторые аспекты реализации проектов Erasmus+ в Узбекистане во время пандемии коронавируса COVID-19. Было проведено онлайн анкетирование и обсуждены соответствующие вопросы во время проведения экспертных интервью и фокус групп. Отмечается вывод, что предпринятые государствами карантинные меры достаточно серьезно повлияли на проекты Erasmus+, в особенности на задачи и мероприятия, связанные с мобильностью. Тем не менее, сотрудничество и реализация проектов продолжались, и только в единичных случаях деятельность проектов была полностью прекращена. Особенно важно было узнать, что всесторонняя поддержка всех заинтересованных сторон в рамках программы Erasmus+, включая европейских партнеров, МВССО и Национального офиса Erasmus+ полноценно ощущалась и высоко оценивалась респондентами.

В целом, согласно оценке участников данного исследования, члены проектных команд и консорциумы проектов Erasmus+ весьма достойно смогли перенести трудности, связанные с пандемией коронавируса и

вынужденными карантинными мерами. Более того, по мнению всех респондентов, уровень доверия и глубина сотрудничества в рамках международной деятельности, в том числе в рамках партнерства Erasmus+, многократно усилился.

Заключение

Большинство участвующих в опросах исследования отметили системное воздействие проектов Темпус и Erasmus+ на развитие и модернизацию высшего образования, а именно, интернационализацию, повышение качества учебного процесса и разработки новых специальностей магистратуры и новых направлений образования. Более того, система непрерывного повышения квалификации руководящих кадров в системе Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО) также была основана и реформирована по результатам реализации проекта Erasmus+. Инициатива МВССО по созданию совместных международных факультетов и магистерских программ в Узбекистане, была поддержана проектами Темпус и Erasmus+, которые стали основой создания новых совместных образовательных программ уже на двухсторонней основе с тем или иным европейским университетом-партнером. Интернационализация образования привела к тому, что в ряде регионов появились новые вузы и филиалы международных университетов, управленческая команда которых состоит из людей, имеющих опыт сотрудничества с европейскими партнерами в рамках проектов Темпус и Erasmus+.

Важное значение для модернизации высшего образования и усиления научного и инновационного потенциала вузов Республики Узбекистан было приобретение целого ряда уникального лабораторного оборудования и создание на их базе учебных лабораторий, что привело к усилению научно-исследовательской деятельности.

Значительную роль сыграли опрошенные эксперты и ряд респондентов проведенных фокус групп в процессе разработки нового Закона об Образовании, Закона об Инновациях, принятии решения по внедрению кредитной системы в Узбекистане в соответствии с Европейской системой зачета и аккумулирования зачетных единиц (ECTS).

Более того, радикальное увеличение количества вузов в Узбекистане, в том числе филиалов зарубежных вузов, и появление большого количества негосударственных, частных ВУЗов также обусловлено подготовленными кадрами и ППС, участвовавшими в проектах Темпус и Erasmus+.

Основу национальной инициативы по созданию в вузах Узбекистана центров инкубации и акселерации стартапов и инновационных предприятий составили проекты с европейскими университетами. Информационно-

методические материалы проектов UNIWORK и MIND с участием БухГУ и ТГЭУ стали основой для создания таких центров, а также обеспечили эффект мультипликации по всем вузам.

Целый раздел исследования выделен для описания конкретных примеров проектов, оказавших влияние на реформы высшего образования, на реформы в сфере науки и инноваций, в сельском хозяйстве и в здравоохранении.

Все эксперты и респонденты, участвовавшие в исследовании отметили, что без влияния проектов Темпус и Erasmus+ достичь такой стремительной модернизации высшего образования в Узбекистане за 2017-2020 годы вряд ли бы удалось, в особенности того, что касается вопросов новых и зачастую инновационных направлений образования.

Важным результатом исследования явилась разработка перечня рекомендаций на трех уровнях: национальном, институциональном и индивидуальном - для рассмотрения в рамках нового этапа программы Erasmus+.

Особенно полезным для будущих участников программы Erasmus+ будет описание реформ 2017-2020 годов в сфере политики и экономики, высшего образования, науки и инноваций, а также в сельском хозяйстве и в здравоохранении Узбекистана. Более того, экспертами предложены наиболее актуальные темы для будущих проектов с учетом последних тенденций и приоритетов развития высшего образования и других важных отраслей экономики, которые могут быть рассмотрены при составлении новых проектных заявок в сотрудничестве с партнерами из сферы производства, науки и соответствующих отраслевых министерств и ведомств.

Список использованной литературы

1. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Приложение 1 к УП от 8 октября 2019 года № УП-5847 - URL:https://lex.uz/docs/4545887#4548630

2. Regional report of Erasmus + for Central Asia based on the EACEA's evaluation of the final project reports and monitoring of the first generation of Capacity Building for Higher Education (CBHE) projects selected for funding in 2015_30 pages - URL:http://www.erasmusplus.uz/news/E-CBHE-Action— Regional-reports.htm

3. Report of the Regional Cluster Meeting "Capacity Building in Higher Education project impact in Central Asia", November 19-20, 2020 - 25 pages -URL :https://erasmusplus. kg/ca_cluster_meeting/report/

4. Impact of the Erasmus+ CBHE projects on development and modernisation of higher education in the Republic of Uzbekistan /Влияние проектов Erasmus+

по повышению потенциала высшего образования на развитие и модернизацию высшего образования Республики Узбекистан. Отчет исследования - Ташкент: Национальный офис Erasmus+, 2021.-268с.-URL: http: //www. erasmusplus. uz/images/shared/file/NI S_RU_%20for%20printi ng.pdf

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ВЫЗОВЫ И

РЕАГИРОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Касымова Н.А.

Аннотация. В материале представлены результаты ситуационного анализа и имеющихся обзоров, проведенных в рамках европейской системы высшего образования с определением приоритетов, в том числе в национальном контексте; выделены основные извлеченные уроки и позитивные изменения. В нем рассматривается мнение, что пандемия стала ускорителем инноваций и изменений в сфере высшего образования, делаются выводы о том, в какой степени высшая школа справилась с проблемами, а также возможные предстоящие вызовы и изменения как в ракурсе внешнего, так и внутреннего контроля качества.

Ключевые слова: обеспечение качества в высшем образовании, пандемия, Европейские стандарты обеспечения качества, онлайн обучение, внутренний и внешний контроль качества, компоненты обеспечения качества.

Nazokat Kasymova

QUALITY ASSURANCE IN HIGHER EDUCATION AT CURRENT TIME: CHALLENGES AND RESPONSE ACTIONS

Abstract. The paper covers the results of situation analysis as well as reviews conducted in the frame of European higher education area with the definition of priorities for higher education systems, main lessons learned and positive changes including Uzbekistan. It comments on the ways in which the pandemic has been an accelerator for innovation and change in HE and the extent to which systems have met the challenges. It also addresses what the forthcoming challenges and changes will likely be both in terms of external and internal quality control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.